Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Рабочая программа художественно эстетическое развитие. Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию. Принципы и подходы программы

Проблема актуальности проекта волнует не только студентов и школьников, но и их наставников. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит создавать востребованные и интересные проектные работы.

Специфика проектов

Оценка их масштабности осуществляется по таким показателям:

  • численность организаций (групп, людей), которые смогут использовать результаты проведенного проекта;
  • востребованность материала в кадровых ресурсах, его временные затраты;
  • финансовые ресурсы, необходимые для реализации поставленной в работе цели;
  • сложность проекта по формам создания, структуре, отчетности;
  • продолжительность и регионы исполнения.

Классификация

Обоснование актуальности проекта предполагает выделение различных вариантов деятельности.

  1. Микропроекты направлены на предоставление собственной инициативы окружающим в поисках их признания. Для их реализации необязательно внешнее финансирование, специальное оборудование. Его можно считать микросоциальным действием, но, в случае необходимости, рамки микроисследования можно расширить.
  2. Малые проекты предусматривают значительное число потребителей, они легки в управлении, не нуждаются в серьезном финансировании. Их особенность заключается в том, что составление допускает некоторые упрощения в ходе исследования и реализации.
  3. Мегапроекты - это целевые программы, которые состоят из нескольких взаимосвязанных проектов. Особенность их заключается в масштабах исполнителей, а также в проведении мониторинга исследований.

Алгоритм создания социального проекта

Рассмотрим актуальность социального проекта, а также последовательность его составления. Для начала важно провести мониторинг общественного мнения. Далее осуществляется определение социальной проблемы, она подробно описывается.

Следующим этапом будет выявление цели работы, а также постановка задач проекта. Далее осуществляется возможность применения готового материала в других регионах, составляется план деятельности, рабочий график, бюджет проекта.

Ответственным и важным элементом в проектной работе является распределение основных обязанностей между участниками группы. Актуальность проекта связана с подбором определенных ресурсов, источников для проведения работы, продумыванием бюджета.

Для того чтобы доказать важность и значимость материала, важно продумать общественную защиту, провести среди слушателей социологический опрос, по итогам которого можно будет оценить эффективность проделанной работы.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях

Рассмотрим актуальность метода проектов в детских садах. В рамках новых федеральных стандартов, внедренных в систему отечественного дошкольного образования, проектной деятельностью занимаются не только дети, но и их наставники. Прежде чем приступать к разработке плана мероприятий, педагог продумывает актуальность проекта, возможность трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Вариант проекта в ДОУ

Как воспитателю подобрать такой материал, чтобы актуальность проекта не вызывала сомнений? Например, неоспорима важность работы, направленной на укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения россиян. Какова актуальность проекта в детском саду, связанного с закаливанием? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос. Актуальность проекта «Закаливание как шаг к здоровью»:

  • основы жизни закладываются в детстве, поэтому так важно вести оздоровительную работу с дошкольниками;
  • здоровые дети легче адаптируются к условиям школы, требованиям жизни в обществе.

Для формирования здорового и активного ребенка педагоги в детских садах разрабатывают специальные программы закаливания.

Актуальность творческого проекта такого вида не вызывает сомнений. Именно здоровье является основополагающим условием для противостояния маленького человека неблагоприятным климатическим условиям.

Невозможно вести речь о полноценном развитии малышей без введения в детских дошкольных учреждениях процедур по закаливанию. Его считают важнейшей составной частью физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Целью закаливания является повышение сопротивляемости организма малышей к неблагоприятным природным факторам, уменьшение числа простудных заболеваний среди дошкольников.

Задачи проекта:

  • разработка и доказательство эффективности методики осуществления закаливания как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
  • демонстрация возможностей укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний посредством проведения разнообразных закаливающих процедур;
  • разработка программы оздоровления воспитанников путем закаливания;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • снижение заболеваемости в каждой отдельной группе.

Использование закаливающих методик поспособствует снижению заболеваемости дошкольников, станет стимулом для ведения детьми здорового образа жизни и в дальнейшем.

Участниками данного проекта являются ребята старшей группы, их родители, воспитатель. Продолжительность закаливания предполагается в течение учебного года (с сентября по июнь).

Ожидаемые результаты

Выделим те моменты, которые будут свидетельствовать о результативности внедрения данного проекта:

  • понижение численности респираторных заболеваний у детей старшей группы ДОУ;
  • увеличение заинтересованности сотрудников детского сада, а также родителей дошкольников в укреплении здоровья малышей;
  • повышение внимания со стороны родителей к вопросам рационального (здорового) питания, закаливания.

Заключение

Проектная деятельность в настоящее время является актуальной и значимой в сфере образования. После проведения серьезного реформирования отечественной системы образования в дошкольных учреждениях активное внимание педагоги стали уделять проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы планируемые в рамках подобной деятельности мероприятия были эффективными, важно уделить особое внимание актуальности создаваемого проекта. Тот вопрос, который будет составлять его основу, должен быть подтвержден авторитетными научными источниками.

Какие основные моменты важно учитывать, начиная работу над педагогическим проектом? Помимо актуальности, у любой проектной работы должна быть сформулирована четкая цель, выявлены задачи, выдвинута гипотеза исследования. Обязательным этапом в подобной деятельности станет и определение предполагаемых результатов внедряемого проекта.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Виноградненская средняя общеобразовательная школа им. Дедова Ф.И.»

Доклад на тему:

«Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе»

Выполнила:

Погорелова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Виноградненская СОШ им. Дедова Ф.И.»

первой квалификационной категории

с.Виноградное, 2016г.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности , которая позволяет:

    выявить творческие способности ребёнка;

    улучшить контакт с учащимися, родителями;

    развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

    дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

МКОУ «Виноградненская СОШ», в которой я преподаю, уже восемь лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира» (« Город букв», «Живая Азбука», «Книга загадок»).

В первом и во втором классе учу работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. («Города России», «Русские народные пословицы», «Моя родословная», фоторепортаж «Моя малая родина», стенгазета «Этот День Победы», и др.)

Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах. Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.

Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

В течение многих лет, мы, педагоги МКОУ «Виноградненская СОШ им.Дедова Ф.И.» успешно применяем проектную деятельность в своей практике, получая хорошие результаты. Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

- Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

- Районная научно-практическая конференция «Ювента»:

2010 г.

2011 г. - «Калмыцкая кибитка» - I место – Погорелова И.В.

2012г . - «Наши имена, что они означают» - II место - Погорелова И.В.

«Колыбельные песни» - II место – Пономарева Т.Р.

«Кукольный пальчиковый театр» - II место – Гейзер М.А.

«Комнатные растения – наши друзья» - IIместо – Чурбанова Т.А.

2013г. - «Компьютерные игры. Вред или польза» - I место – Пономарева Т.Р.

«Калмыцкий чай – непросто чай» - II место – Дикушина Т.И.

2014г.

«Наша классная газета «Страна Дружба» - III место – Дикушина Т.И.

2016г.

Погорелова И.В.

I мест – 5, II мест – 5, III мест – 1 = 11 п. мест.

- Республиканская научно-практическая конференция «Ювента»:

2010г. - «Пословица – мудрость народная» - I место –Погорелова И.В.

2014г. – «Улицы нашего села» - I место – Пономарева Т.Р.

2016г. - «90 лет – не возраст. Долгожители села Виноградное» - I место-

Погорелова И.В. В период с 2010 по 2016 год - I мест – 3 первых места.

Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Во время написания научных работ в школе, курсовых или дипломных работ в вузе, презентуя проект на работе, необходимо указать, в чем же актуальность проекта. Тогда возникает вопрос о том, что такое актуальность. Многие люди не понимают суть этого понятия, путая его с аннотацией, новизной работы или описанием объекта исследования. Дать ответ на вопрос о том, что такое актуальность работы, достаточно просто - это объективное и лаконичное обоснование важности выбранной темы для специалистов в определенной сфере или для общества в целом.

Типичные ошибки при описании актуальности

Преподаватели в учебных заведениях часто сталкиваются с тем, что школьники или студенты не понимают, что такое актуальность. Вместо того чтобы написать, почему выбранная ими тема является нужной и важной, они на протяжении 3-4-х страниц описывают, почему они выбрали ее, как интересно было проводить исследование, или просто начинают писать краткие сведения о реферате, научной работе или курсовой. Вся эта информация - не актуальность исследования. Такие ошибки типичны, и, чтобы избежать их и корректно оформить работу, нужно отличать суть этого понятия от других смежных.

Требования к актуальности работы

Актуальность работы должна быть краткой, не превышать по объему страницу А4, содержать объективные обоснования. Стоит избегать личной оценки, свести к минимуму описание сути основного текста (для этого есть аннотация или вступление). В этом разделе не стоит описывать результаты исследования (их пишут в выводах). Прежде чем приступать к работе, лучше прочитать статьи, простым языком объясняющие, что такое актуальность. Можно изучить примеры актуальности рефератов, курсовых, исследовательских работ, а после этого по аналогии написать ее к своему собственному проекту.

Актуальность и новизна исследования

В научных и дипломных работах обязательным является такой раздел, как новизна исследования. В нем необходимо описать, какие же уникальные опыты, подсчеты или эксперименты провел автор, какой вклад он внес в изучение научной проблемы. Очень часто все это описывают в категории "Актуальность". Казалось бы, это логично - вопрос недостаточно изучали, а автор произвел некоторые исследования, потому проект важен и интересен. В разделе "Актуальность" о малоизученности проблемы лучше не писать, ведь то, что ее недостаточно изучили, еще не говорит о том, что она важна для современного общества. Нужно делать описание в соответствии с разделом, а не пытаться придать ему объем с помощью ненужной информации.

Юлия Коцуба
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию

Структура рабочей программы

l. Целевой раздел программы…3

1. Пояснительная записка…. 3

1.1. Введение….3

1.2. Цели и задачи реализации программы…3

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…4

1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы

характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей . 5-7

рабочей Программы… . 7-9

Программы , формируемой участниками образовательных отношений …18

1.7 Целевые ориентиры образования на этапе завершения образования….18

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития детей… . 29-24

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…24-26

2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ…. 30

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…30

lll. Организационный раздел…29

3.1. Режим дня….30-31

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды….32

3.3. Программно -методическое обеспечение образовательного процесса…32

3.4. Список литературы

Приложение. Режим дня. Диагностика.

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

1.1 Введение.

Основой для разработки данной рабочей программа является образовательная программа дошкольного образования «Развитие »

/Под ред. Булычевой А. И. – М : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ » , 2016 г. (дошкольный возраст) . Эффективность данной программы определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала , но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы :

Развитие творческих способностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Задачи программы :

Обучающие :

1. Освоение действий замещения реальных объектов и явлений.

2. Освоение действий художественной символизации .

3. Освоение действия моделирования реальных объектов.

4. Развитие воображения : освоение действия «опредмечивания» .

Развивающие :

1. Интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику ребенка на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности.

2. Умение выбирать и менять цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями, размер листа бумаги, тип фона, средство выражения.

Воспитательные :

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности .

2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

3. Воспитывать эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету, желание создавать яркие изобразительные образы.

4. Формировать умение работать в коллективе .

1.3 Принципы и подходы к формированию программы .

Основные принципы на которые опирается программа :

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

Обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания,умения и навыки которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста для них является игра.

1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей .

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

(четвертый год жизни)

Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности , а также на развитии эмоциональной отзывчивости.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

(пятый год жизни)

В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия,но дополняют различными деталями. В этих деятельностях, в отличии от младшего возраста, также появляется ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями. Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих способностей.

СТАРШАЯ ГРУППА

(шестой год жизни) .

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное конструирование . Расширяется и обогащается опыт ребенка,его отношение к действительности становиться дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Теперь,начиная рисовать,школьник уже знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь располагаются не отдельно, а связанны друг с другом. В этом возрасте ребенок может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

(седьмой год жизни)

В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями, способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами.

Младшая группа

(4-й год жизни)

Овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта : создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна.

Детализирует изображение на фоновой композиции, включает в него но вые элементы (шапочку, бант, карман и др.) .

Средняя группа

(5-й год жизни)

Средствами графики и живописи может создать оформленное предметное (структурное) выразительное изображение персонажа, включающее его движение.

Детализирует разнообразные динамичные изображения на фоновой композиции.

Старшая группа

(6-й год жизни)

Может создавать выразительные живописные композиции с использованием действий преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов и их движений.

Подготовительная группа

(7-й год жизни)

Создает выразительную многофигурную живописную композицию, прорабатывая художественные образы персонажей с точки зрения выразительности образа и динами изображения, раскрывая отношение ребенка к изображаемой действительности.

Конструирует выразительные изображения, передающие характерные движения людей, животных в конкретной ситуации (например, играющих в футбол или выступающих на арене цирка) и особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы;

1.6 Планируемые результаты освоения части Программы , формируемой участниками образовательных отношений.

Знания художников Ставропольского края, их произведений.

Использование гжели, городца, хохломы.

Знания о понятиях натюрморт и пейзаж.

1.7 Целевые ориентиры образования на этапе завершения образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка :

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану;

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

Ребенок обладает развитым воображением , которое реализует в разных видах деятельности;

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять.

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии направлением развития детей .

Младшая группа.

Основная задача- соединение предметного (графического) рисунка с цветовой живописной организацией листа (вначале два этих слагаемых существуют как отдельные задачи) .

Вначале – освоение предметного рисунка посредством обогащения и упорядочивания знаний об окружающем ребенке мире, изучения структуры простейших объектов (живых и неживых) .Овладение способом графического замещения предмета – заполнением листа линиями разного типа : округлыми («запутавшийся клубок ниток» );прямоугольными («окна домов» , ломаными («ветки деревьев» ) и т. д.

Средняя группа.

В средней группе задачи усложняются и развиваются по тем линиям , которые были подобно раскрыты в работе с младшими дошкольниками.

В развитии познавательных способностей –это,по–прежнему, моделирование в предметном рисунке и передача в графическом изображении движения живого объекта (животное, человек, его функции. Важнейшим условием этого этапа является работа с натурой . Вначале дети осваивают способы изображения движущихся живых объектов в пластике (работа с пластилином , а затем- в графике. После этого перед детьми становиться решение творческих задач : изобразить «растрепанную ворону» , «прыгающих воробьев» , «человека с барабаном» и т. д.

Старшая группа.

Основная задача- развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений объектов и их символизации через построение цвето - ритмической структуры изображения.

Композиционные задачи включают в себя расположение объектов относительно друг друга и решаются путем построения графического рисунка и последующим соединением предметного рисунка с живописной организацией листа.

Особо выделяется задача композиционного преобразования пространственных взаиморасположений (композиционная вариативность) . Средством решения этой задачи может быть создание детьми цикла композиций на одну тему, но с разных точек зрения и сообразно этому моделируется композиционно- пространственная ситуация.

Подготовительная группа.

Основная развивающая задача для ребенка – передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа (между человеком и окружающим миром, отношения в мире людей, эмоциональные чувства и настроения и др., символизирующие отношения самого ребенка к миру.

В качестве основного структурообразующего начала композиции выдвигается задача выбора сюжета, что соответствует стадии формирования художественного замысла . Темы,выбранные для будущих композиций, должны способствовать расширению кругозора ребенка,обеспечивать освоение общекультурных ценностей и давать возможность передавать авторское видение мира, личностное мироощущение. Культурный подход композиции делает одинаково интересным воплощением замысла ребенка в любой форме : натурной («Праздник в городе» , исторической («Строительство нашего города» , сказочно-фантазийной («Иван – царевич в замке Кащея» ).

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации программы .

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная деятельность по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие » ;

Чтение художественной литературы ;

Дидактические игры;

Наблюдение;

Рассматривание;

Обыгрывание незавершенного рисунка;

Организация коллективной работы ;

Творческие задания;

Рассматривание иллюстраций.

Образовательная деятельность в режимных моментах :

Наблюдение;

Рассматривание;

Беседа, обсуждение;

Рассматривание интерьера;

Проблемные ситуации;

Проектная деятельность;

Занимательные показы;

Индивидуальная работа ;

Тематические праздники и развлечения ;

Самостоятельная деятельность детей :

Наблюдение;

Сбор материала;

Экспериментирование с различными материалами;

Рассматривание предметов искусства;

Образовательная деятельность в семье :

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсии;

Детско-родительская проектная деятельность;

Посещения музеев, выставок;

Просмотр иллюстраций, репродукций картин.

Методы .

Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с

целью овладения даром сопереживания.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на

прекрасное в окружающем мире.

Метод эстетического убеждения (по мысли А. В. Бакушинского

«Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны

убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как

чистый эстетический факт».).

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо

приобщение детей к художественной культуре ).

Метод эстетического выбора («убеждения красотой» , направленный

на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной

художественной практики .

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником ,

сверстниками).

Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций,

пробуждающих интерес к художественной деятельности .

Метод эвристических и поисковых ситуаций.

Методы - наглядный, словесный, практический.

Средства художественно-эстетического развития

Иллюстрации

Дымковская игрушка

Направления коррекционной работы с детьми , цели, задачи.

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Рисование. Учить передавать в рисунке красоту окружающего мира, его предметов, объектов, явлений. Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее. Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга. Формировать способы изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекладины лесенки. Учить создавать несложные сюжетные композиции. Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) . Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету или объекту.

Лепка. Прививать интерес к лепке. Формировать приемы лепки :

раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание.

Рассматривание. Работа по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства в младшем дошкольном возрасте выводится за пределы занятий. На начальных этапах такой работы используются книжные иллюстрации, которые часто встречаются при знакомстве детей с произведениями художественной литературы и вызывают большой интерес. Наиболее подходящие для рассматривания являются такие иллюстрации, где изображение наилучшим образом передает характер, фактуру, движение, настроение изображаемого объекта. Блестящим примером таких иллюстраций являются рисунки Е. Чарушина.

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Рисование. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в

одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать

умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать

несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение

частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную,

четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании.

Лепка. Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из

пластилина, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Рассматривание. В этом возрасте можно знакомить с декоративно-прикладным искусством, архитектурой, искусством дизайна и пр. когда это необходимо для работы над картиной . Можно показать различие между современными зданиями и памятниками архитектуры, между городскими и сельскими постройками. Для этого используются фотоальбомы, технические средства, прогулки .

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Рисование. Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на

основе собственных наблюдений. Учить передавать пространственное

расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и

объектов. Совершенствовать композиционные умения. Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными

изобразительными материалами : гуашью, угольным карандашом.

Развивать чувство цвета , знакомить с новыми цветами и цветовыми

оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и

оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом ,

изменяя нажим. Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства : графике, живописи.

Лепка. Продолжать развивать интерес к лепке , закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов

(пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с

натуры и по представлению из различных материалов (глина,

пластилин, соленое тесто, передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали.

Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и

предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.

Рассматривание. Формировать интерес к художественному оформлению книг , совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить

сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.

Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства : графике, живописи.

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Рисование. Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке. Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном

рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и

животных. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширять представления о

декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при

украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. Сформировать

навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.

Совершенствовать навыки сюжетного рисования.

Лепка. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя

освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки.

Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать

в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких

Рассматривание. Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о

произведениях искусства, работах товарищей и собственных

произведениях. Развивать творческие способности, фантазию, учить

мыслить неординарно. Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников , графиков,

скульпторов.

2.4. Особенности взаимодействия с воспитателями.

Заполнение тетради взаимодействия

Консультации;

Семинары-практикумы;

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

- традиционные : беседы, выставки, рекомендации, консультации,

папки-передвижки, проекты, материалы на стендах и т. д. ;

lll.Организационный раздел