Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Тема малой родины в творчестве есенина. Тема родины в творчестве С. Есенина. Желание побывать в Персии

Средняя общеобразовательная школа №125

с углубленным изучением математики

Реферат

Тема: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»

Выполнил: ученик 9-А класса

Пичурин Алексей

Проверил: учитель русского языка

Любимова В.А.

Снежинск, 2011

I. Вступление

II. Жизнь дворянства

III. Экономика России и политика самодержавия

IV. Новые тенденции в русской общественно-политической жизни

V. Широчайшая география романа

VI. Другие классы России

VII. Русская культура

VIII. Лирические отступления

IX. Русская история и русский фольклор

X. Заключение

XI. Список литературы

I . Вступление

Нужно быть действительно гениальной личностью, чтобы решиться на создание романа о своих современниках, о русской жизни девятнадцатого столетия, да еще в стихах.

Роман в стихах “Евгений Онегин” был написан в 20-30е годы позапрошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

II . Жизнь дворянства

1) воспитание «золотой молодёжи петербургской»

Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы...

2) образование

Из первой главы мы можем получить полное представление о том, как воспитывали детей в дворянских семьях: им нанимали учителей (чаще всего французов), которые учили “всему шутя”, не докучали моралью и не очень бранили за шалости. Но зато после такого обучения молодые люди разговаривали по-французски почти в совершенстве, легко танцевали, умели вести непринуждённые разговоры на различные темы. Этого было достаточно, чтобы быть принятым и блистать в высшем свете.

3) времяпрепровождение

Описав всего лишь один день из жизни Онегина, Пушкин смог рассказать о том, как проводили время молодые столичные дворяне XIX века. Мы можем видеть, что день их был насыщен разнообразными событиями:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

Утро Онегина начинается поздно, скорее всего, во второй половине дня. Онегин едет на прогулку на бульвар, “пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед”. Затем обед с приятелями в модном ресторане, поход в театр на балет и, наконец, бал до рассвета. Распорядок дня главного героя не совпадает с распорядком “неугомонного Петербурга”. Вот пример. Когда Онегин ещё только едет с бала, город уже просыпается и начинает работать:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит

Под ней снег утренний хрустит.

4) отношение к свету и «законам жизни»

У Онегина было отрицательное отношение к свету. Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Ему наскучил свет шумной. Евгений потерял интерес к жизни. Он впадал даже в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Я считаю, что Онегин соблюдал законы чести, потому что, например, он убил Ленского, следуя именно этим законам светского общества.

5) прогрессивность Онегина

Онегин был прогрессивным человеком, потому что он осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”

В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы...

6) обречённость дворянства

В лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении дворянства не может быть и речи.

III . Экономика России и политика самодержавия

1) внешняя торговля не изменилась со времён Петра

Пушкин описал положение России в мире в первой четверти XIX века: чем она торговала, с кем поддерживала связи. Например, он пишет, что Лондон “за лес и сало ввозит нам все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав”, то есть “гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые”. Это говорит о том, что Россия меняла природные богатства на безделушки.

2) прогрессивные тенденции в экономике

Молодое поколение всерьёз начало заботится о политической жизни страны:

И был глубокий эконом,

То есть, умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

3) аракчеевские военные поселения

Онегин во время своего путешествия по России должен был побывать на Нижегородской ярмарке и увидеть аракчеевские военные поселения. Набоков называл аракчеевские военные поселения прообразом сталинских колхозов.

IV . Новые тенденции в русской общественно-политической жизни

1) тайные общества

Наиболее активная, передовая часть дворянства создавала тайные общества, чтобы установить в стране более прогрессивный государственный строй.

Другие, менее деятельные, но умные, честные, критически мыслящие представители общественной элиты, сознавая несправедливость государственного строя, никчемность, пошлость праздного образа жизни с множеством отживших светских условностей, не находили в себе достаточно решительности, смелости, ясных представлений о способе изменения социального строя, впадали в депрессию, состояние подчеркнутого безразличия к духовной и общественной жизни.

Евгений Онегин из числа таких пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, отторженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятности, ненужности.

V . Широчайшая география романа

1) аристократический Петербург

Образ Петербурга имеет ключевое значение, поскольку он начинает и замыкает сюжет. В Петербурге происходит действие первой и восьмой глав. Из героев романа Онегин социально и культурно связан преимущественно с Петербургом.

Петербург первой главы изображается в бытописательской, отчасти сатирической манере (показан дворянский быт, люди и вкусы, охарактеризованы особенности воспитания молодого дворянина).

Петербург восьмой главы – город светского общества, но в этот раз оно изображается в очень отрицательном свете.

2) грибоедовская Москва

Пушкин над грибоедовской Москвой смеется. Быт московского барства хорошо знаком ему. Эти старые, полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, их престарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудь заполнить тупое существование, эти жеманные восклицания, смешивающие языки "французский с ижегородским"

В обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.

3) поместное дворянство

Описывая образ жизни поместного дворянствв (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.

4) вся Русь

Всю Русь Пушкин описывает в странствиях Онегина из Петербурга в Москву. Он пишет про Н.Новгород, Астрахань, Кавказ, Крым, Одессу, Петербург.

VI . Другие классы России

1) помещики и их нравы

Описывает Пушкин и такой знакомый ему патриархальный уклад помещичьей России на примере семейства Лариных. Они справляют народные праздники, соблюдают исконно русские традиции: гадают, колядуют, варят варенья и т.д.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Однако, Ларина, хлебосольная барыня, “служанок била осердясь” и приказывала петь песни во время сбора ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

2) трудовой Петербург

Трудовой Петербург, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути с Онегиным не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

3) крепостное крестьянство

Во время жизни Онегина в России всё ещё существовало крепостное право, которое тормозило развитие страны. На протяжении всего романа мы узнаем о жизни и быту крепостных их песен простых русских девушек.

В своей "энциклопедии" Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, собирающие ягоды, при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды, вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель

VII . Русская культура

1) театр

Поэт очень подробно описывает балет своего времени, вписывая в роман имена деятелей этого искусства. Мы можем узнать, что наиболее известным постановщиком был Дидло, или прочитать описание известной в те годы балерины Истоминой, которая “блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна”.

Очень популярен в те годы был “Фонвизин, друг свободы”, “сатиры смелый властелин”, драматург “Озеров, невольный дани народных слёз, рукоплесканий с младой Семёновой делил”.

2) русский язык

Очень часто, читая произведения русских классиков, мы удивляемся их художественному совершенству, богатству языка, преклоняемся перед образностью выражений, используемых авторами, не говоря уже о глубоком нравственном общечеловеческом содержании русской литературы.

Текст романа «Евгений Онегин» пестрит историзмами – словами, в которых, как в зеркале, отражается ушедшая эпоха. Такие устаревшие слова часто непонятны, а значение их очень интересно.

Кроме историзмов, в романе есть еще одна группа слов – заимствованные слова. Эти слова, заимствованные из европейских языков, используются в описании дворянского петербургского быта, а особенно для характеристики главного героя – Евгения Онегина (например, брегет, лорнет).

Мир вещей, окружающих Онегина, ориентирован не на русскую, а на западную, европейскую традицию. Поэтому некоторые слова в романе даже написаны латиницей, они еще совсем были не освоены русским языком. Обилием заимствованных слов Пушкин возражает тем писателям, которые хотели бы полностью оградить русский язык от заимствований.

VIII . Лирические отступления

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: "Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя". Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: "читатель ждет уж рифмы "розы", на вот, возьми ее скорей". А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор...

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником - жизнь, ее повседневная простота.

IX . Русская история и русский фольклор

1) няня Лариной

Образ няни – это образ простой русской крестьянки, женщины из народа. Именно няня оказывается другом Татьяны в решающую минуту. Она символизирует подлинную душевно - культурную среду Татьяны. Она сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.

2) сон Татьяны

Сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.

X . Заключение

Таким образом, мы видим, что роман в стихах А.С. Пушкина – произведение действительно эпохальное, где поэт силой гения коснулся очень многих сторон российской общественно-политической и культурной жизни. О некоторых её аспектах он говорит серьёзно и подробно, другие намечены контуром, часто одним лишь емким, «легким» и «несерьёзным» пушкинским предложением, но за этой кажущейся легковесностью встают серьёзнейшие, злободневные и всегда сугубо российские проблемы.

В этом и заключается непреходящее значение романа. И именно это дало право критику назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»

XI. Список литературы:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 4-11я.

2. Томашевский Б. Пушкин Книга первая и вторая. М.,-Л., 1956-1961.

3. Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М., 1963.

4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.

5.Степанов Л.Н. Лирика Пушкина. М., 1974.

6. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

7. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982.

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

В романе “Евгений Онегин” Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в В. Г. Белинский назвал роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”. Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.

Действительно, прочтя лишь первые 20 глав “Евгения Онегина” мы уже знаем необычайно много из жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта (“за лес и сало” и пеньку ввозили предметы роскоши: “Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза… Духи в граненом хрустале” и многое другое “для забав, для неги модной”).

Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается “ЕО” как роман-энциклопедия. Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят 1819-1825 гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.

На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?

Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга – саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться “непринужденно”. Или такая деталь, как разговор светских дам:

… Но вообще их разговор

Несносный, хоть невинный вздор;

К тому ж они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, точны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид их уж рождает сплин.

Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание “довольно скучен высший тон”.

Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из “Мертвых душ” (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая….

Уездный франтик Петушков,

… И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Пушкин не щадит никого. От его сарказма не скрывается ни один типический персонаж. Однако следует заметить, с каким мастерством ему удается добиться той золотой середины между злой насмешкой и обычным описанием. Пушкин говорит просто и без злости.

Особый интерес как представитель определенного класса представляет Ленский. Он родился в России, но воспитывался и получил образование в свободолюбивой Германии:

… От хладного разврата света

Еще увянуть не успев, …

Но такому человеку нет места в той России, которую описал Пушкин в своем романе. Не погибни на дуэли, он мог бы, по мнению автора, стать поэтом или превратиться в этакого Манилова и закончить жизнь как дядя Онегина (также интересно, что Пушкин хотел, но по соображениям цензуры не смог включить еще одну строфу, где говориться, что Ленский мог бы быть “повешен как Рылеев”).

Судьба матери Татьяны также типична для женщин того времени – она была выдана замуж за нелюбимого ей человека, но вскоре привыкла и смирилась, занялась хозяйством:

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

То есть заменила счастье привычкой. Этот образ очень напоминает Коробочку из “Мертвых душ”.

Только лишь в описании простого народа, Татьяны (поскольку она была “русская душою”) и Евгения (поскольку именно о нем ведется повествование) Пушкин отказывается от своей постоянной насмешки. Только к ним он относится с уважением и не пытается разоблачить подобно другим образам.

Далее в седьмой главе перед нами предстает московское дворянство, или, как сразу определяет Пушкин – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин также саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”, но вместе с тем, поэт любит Москву, и всем запомнились его знаменитые необычайно красивые строки: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось…”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, / последним счастьем опоенный, / Москвы коленопреклоненной / с ключами старого Кремля…”.

Как видно, “ЕО” – действительно “энциклопедия русской жизни”, энциклопедия, в которой заново объясняется и раскрывается смысл тех явлений и той жизни, которая окружала людей эпохи Пушкина. Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей “энциклопедии” о главном в жизни людей.

Роман в стихах «Евгений Онегин» по пра-ву можно назвать не только вершиной творчества А. С. Пушкина, но и одним из самых великих произведений мировой ли-тературы. В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фанта-зии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отра-зилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пуш-кина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся лю-бовь его; здесь его чувства, понятия, идеа-лы... Не говоря уже об эстетическом досто-инстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об-щественное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого ла-коничного и в то же время полного пред-ставления об эпохе, о быте, идеалах, нра-вах и страстях представителей всех сосло-вий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительнос-ти, многосюжетностью, описанием отли-чительных особенностей времени, его ко-лорита. В. Г. Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ-ным произведением». В этом произведе-нии отразился «век и современный чело-век». Действительно, внимательно прочи-тав роман, можно узнать все об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине» содержат-ся самые разнообразные сведения о пер-вой четверти XIX века: о том, как одева-лись и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действи-тельность. Здесь и глухая помещичья про-винция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин полно изобразил среду, в кото-рой живут главные герои его романа. В том числе автор воспроизвел атмосфе-ру городских дворянских салонов, в кото-рых прошла молодость Онегина. Вспом-ним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по - французски совершенно

Мог изъясняться и писал ;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно ;

Чего ж вам больше ? Свет решил ,

Что он умен и очень мил .

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Как и тогда, в обществе царит скука, ложь, за-висть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и по-рождает пустоту мыслей, холодность сер-дец, преждевременное старение души, и постоянная суета, царящая в свете, пре-вращает жизнь людей в однообразную и пустую, внешне ослепительную, но в то же время лишенную всякого смысла. Светская красавица признается Евгению:

А мне , Онегин , пышность эта ,

Постылой жизни мишура ,

Мои успехи в вихре света ,

Мой модный дом и вечера ,

Что в них ?

Светское общество коверкает души лю-дей, принуждает соблюдать бессмыслен-ные порядки. Ведь именно следуя свет-ским предрассудкам, Онегин убивает на поединке Ленского. Как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, соци-альные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина че-сти, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неодно-родно. Это и «светская чернь», превратив-шая погоню за модой в главный принцип жизни, и люди, принятые в петербургском салоне Татьяны, — интеллигенция. На это обратил внимание Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света по-лучал двойное освещение: с одной сторо-ны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с дру-гой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого авто-ра «Евгения Онегина», он сохраняет бе-зусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого че-ловека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Евгений Онегин тратил свои лучшие го-ды на балы, театры, любовные приключе-ния. Однако очень скоро он начинает по-нимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» пустота. Евгений по-терял интерес к жизни. Он впадает в глу-бокую хандру:

Хандра ждала его на страже .

И бегала за ним она ,

Как тень иль верная жена .

Отвращение к труду, привычка к свобо-де и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество представле-но в романе карикатурой на высший свет. Уже само появление четы Скотининых на именинах Татьяны смешно. За 50 лет до написания «Евгения Онегина» эта чета бы-ла высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин под-черкивает, что за срок, отделяющий со-временную Пушкину провинцию от про-винции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального об-щества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили по старинке. Пушкин так характеризует отца Татьяны:

Отец ее был добрый малый ,

В прошедшем веке запоздалый ,

Но в книгах не видал вреда ;

Он , не читая никогда ,

Их почитал простой игрушкой ...

Таково было большинство представите-лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую Татьяну», с чис-той душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна наделена чуткой, романтической душой: ей нравилось бродить среди дуб-рав, мечтать, «она любила на балконе пре-дупреждать зари восход, когда на блед-ном небосклоне звезд исчезает хоро-вод...» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой побе-де — залог победы духа народного над всем ему противостоящим. Татьяна близ-ка поэтической русской природе, лишен-ной экзотики. Так возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических пре-лестей, светской суете, когда героиня вы-нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пе-ресоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась чистой и возвышенной:

Татьяна смотрит и не видит ,

Волненье света ненавидит ,

Ей душно здесь ..., она мечтой

Стремится к жизни полевой ,

В деревню , к бедным поселянам ,

В уединенный уголок ...

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру-жающим ее миром. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потреб-ности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останав-ливать на ней исполненный любви и бла-годарности взор».

Роман в стихах “Евгений Онегин” по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Не напрасно В. Г. Белинский в своей восьмой статье “Евгений Онегин” писал: “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся суть человеческая, вся любовь его; тут его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет для нас, русских, большое историческое и общественное значение”.

Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же пора полного представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех сословий, какое дает “Евгений Онегин”. Роман уникален широтой охвата реальности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно поэтому В. Г. Белинский сделал вывод: “Онегина” можно, назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. В этом произведении отразился “век и современный человек”. Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина. В “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В “Евгении Онегине” отразилась вся русская реальность. Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревенька, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор точно воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил.

На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи ещё барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии “Горе от ума”. Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, завидущая жаба. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, снаружи ослепительную, но в то же пора лишенную смысла суету. Давайте вспомним, как от души Татьяна призн��ется Евгению в конце романа:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный жилье и вечера,

Что в них?

Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на дуэли Ленского. Ведь как бы суть человеческая Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. “И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!” - восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это и “светская чернь”, превратившая погоню за модой в основной принцип жизни, и в тоже пора круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с прочий - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность”. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее “внешней мишурой” нет ничего. Но, несмотря ни на что,
тот самый герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять заинтересованность к жизни. Он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная благоверная.

Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм - вот то наследие, которое Онегин получил от “высшего света”.

Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет “Евгения Онегина” эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии “Недоросль”. Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить пора. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал:

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый”,

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает “милую” Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, “она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…” Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе - залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с только поэтической, лишенной экзотики, русской природой. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: “Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее”. На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно тут… она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Белинский считает, что жизнь Татьяны - страдание, потому как весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин “умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит только к миру русской природы, к миру русского общества”, - отмечал Белинский в критической статье. Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим “Евгения Онегина” энциклопедией русской жизни. Роман А. С. Пушкина оказал большое влияние на современную ему и последующую литературу. “Пусть идет пора и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы неблизко оно ни ушло, но вечно будет оно любить эту поэму, вечно будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор”.

Роман «Евгений Онегин» был написан в 20-30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет, поэтому сам поэт рос вместе со своим произведением, каждая новая глава романа была более зрелая, чем предыдущая. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором авто|эу удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых — двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидпо. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов».

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит…

Это утро трудового Петербурга. И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был. однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы…

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих «поместных владетелей». Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны - это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого - глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум…

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение, Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»