Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Егэ русский язык пунктуация теория. Алгоритм выполнения задания. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

Подготовка к ЕГЭ

по русскому языку
в 11 классе.
Задание 17

подготовила

учитель русского языка и литературы

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

с. Балыклы-Чукаево

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задание 17

Задание 17. «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения»

Что должен знать ученик, выполняя задание 17: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Повторяем правило.

Вводные слова – слова, припомощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, т.е. они вводят дополнительную (часто побочную) информацию в текст. Вводные слова не являются членом предложения.

Различайте!

Всегда выделяются запятыми

с двух сторон!

Не выделяйте запятыми!

Не являются вводными словами

Три главных признака:

1. легко убираются из текста, т.е. их можно изъять из предложения, и смысл его не изменится;

2. нельзя задать вопрос от других слов;

3. заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями.

Запомните ложные вводные слова!

авось, будто , буквально , вдобавок, вряд ли , всё-таки, вдруг, ведь, в конечном счёте, даже, едва ли, именно , исключительно, как будто , лишь, между тем, наверняка , непременно, обязательно, примерно, притом, причём, поистине , по-прежнему, просто, пусть, решительно, словно , тем не менее, только, якобы и др.(частицы, наречия)

Различайте! Слова однако, наконец, значит, главным образом могут быть вводными и обычными.

Не вводные, если:

однако = но (это союз, соединяет однородные члены)

наконец = под конец, напоследок, после чего, в результате всего (наречие)

значит = означает (глагол)

главным образом = в первую очередь, больше всего (наречие)


Примечание. Многие слова могут быть вводными и членами предложения.

1)Левитан решил изгнать со своих холстов тёмные тона, правда , это не всегда ему удавалось. (Вводное слово правда можно изъять из предложения, и смысл его не изменится).

2) Всё меняется, одна правда остаётся. (Слово правда является подлежащим, его невозможно убрать).

3) Бабушка, казалось, дремала. (Слово казалось легко извлекается из предложения. К нему нельзя задать вопрос, можно заменить синонимичным ему вводным словом со значением меньшей степени уверенности «видимо». Делаем вывод: на письме казалось выделяется запятыми).

4) Мне всё это лишь казалось . (Слово казалось не убирается, оно является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

Основные разряды вводных слов

Вводные слова выражают

«Узнай их в лицо»

Степень достоверности сообщаемого (уверенность/неуверенность, предположение)

конечно, разумеется, естественно, безусловно, действительно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, возможно, может быть, должно быть, кажется, наверное, пожалуй

Различные чувства и эмоции

(радость, сожаление, удивление)

к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду,

к удивлению, к нашему удивлению, в самом деле

Источник сообщения

говорят, сообщают, передают, по словам…,

по сведениям…, по сообщению…, по мнению…,

по преданию, по слухам, по-моему, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол, как известно, по выражению…

Порядок явлений или мыслей и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, так, например, напротив, наоборот, в частности, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, впрочем, кстати, стало быть, в общем, с одной стороны, с другой стороны, главное, кроме того

Способ оформления мыслей

Одним словом, иными словами, иначе говоря,

короче говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать

Степень обычности

По обыкновению, по обычаю, по крайней мере,

без всяких преувеличений

Призыв к собеседнику

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите,

веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

Потренируемся. Задание 17 ЕГЭ

1 часть

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

2 .

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят(4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя.

Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Около восьми часов вечера (1) гости стали собираться домой. Промозглый осенний дождик на улице (2) между тем (3) превратился в настоящий ливень. Друзья (4) к счастью (5) захватили с собой зонты, поэтому не рисковали промокнуть.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.

Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

9 .

в предложениях должны стоять запятые?

Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2)

я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.

10 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти – пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?

11 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) её нельзя читать поверхностно.

Что (3) значит (4) это заявление?

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

13 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

14 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.

2 часть

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.

17 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но

(3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.

18 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

И снова такая тишина, что слышно (1) кажется (2) малейшее шуршание хвои за окном.

И (3) кажется (4) что иней слетает с хвои и осторожно потрескивает.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Ружье для подводной охоты (1) может быть (2)помповым либо на резиновой тяге. Размеры у того и у другого (3) разумеется (4) одинаковые, однако (5) помповое ружье намного мощней.

23 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится.

Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

24 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

25 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Брат (1) вероятно (2) будет программистом.

Существенное изменение климата (3) возможно (4) в ближайшее время.

26 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.

28 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.

29 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Ответы Задания 17 ЕГЭ

п / п

Ответ

Ответ

1 часть

2 часть

Список использованной литературы

1. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

(рабочая тетрадь для учащихся). – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга

качества образования», 2014.

2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников

9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий.

Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.

– Ростов н/Д: «Легион», 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. ЕГЭ. Русский язык. Пунктуация. http :// www . fipi . ru

Урок разработан с применением активных методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в деятельность и сформировать коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия. Учащиеся учатся применять знания на практике, что способствует подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов.

Урок предполагает обобщение материала по теме “Синтаксис и пунктуация, анализ текста”. Проверяются навыки учащихся, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова, с определением средств выразительности, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении. Подготовиться к написанию сочинения публицистического стиля, типа речи – рассуждение, выразив свое отношение к проблеме, затронутой автором: “Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?”, что способствует воспитанию нравственных качеств. Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

  • Закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов.
  • Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова А 30, с определением средств выразительности В 8, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении А 24.
  • Способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: диск, табло, плакат, компьютер с интерактивной доской.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод наблюдения и анализа языковых средств.

Ход урока

Урок русского языка сегодня мы проведем в компьютерном классе. Тема занятия: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация, анализ текста) (на табло, заложенное в компьютере).

Записали в тетради число, классная работа, тема.

“Твои мечты прекрасны, но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”.

“Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Милосердие

Толерантность

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

Как-то в одной книге мне встретились эти слова, и они запомнились. Это был совет, который дала гувернантка, существо наивнейшее и добрейшее, девочке из русской интеллигентной семьи. Девочка мечтала посвятить всю свою жизнь в борьбе за народное счастье и готова была, как Жанна д`Арк, взойти на костер во имя блага всех людей. “Твои мечты прекрасны, - сказала девочке ее гувернантка, - но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”. Наверное, этот совет запомнится своей простотой. Кем бы ты ни стал, чего бы ты не добился в жизни – великих побед, успехов, славы – главным все таки остается твое отношение к людям, и, прежде всего, к слабым, незащищенным.

Не обидь того, кто и так обижен. Став победителем, прояви милосердие к побежденным. А если ты поступаешь по-иному, то грош цена и смелости твоей, и уму, и таланту.

Милосердие во все времена считалось одним из главных человеческих достоинств. В этом слове соединились такие качества, как доброта, участливость, умение сострадать горю другого человека. И еще есть старинное русское слово – сердоболие.

Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.

Запишите эпиграф сегодняшнего занятия: “Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Словарная работа: Вначале урока прозвучало слово милосердие.

Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.

Терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость. Все эти качества можно назвать одним словом – толерантность (лат.), книжная, терпимость к чужим мнениям, верованиям.

А 30 Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Выражение сочувствия, сожаления.
  2. Человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям.
  3. Жалость к пострадавшему.
  4. Готовность помочь или простить из сострадания.

Чтение текста. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.

(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутой нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”, то есть устаревшие понятия.

(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9). Что оно – не модно? (10) Не нужно?

(11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущуем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самое добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая…

(20) Но Чернобыль, землятресения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…

(23) уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

А 28 Какое утверждение не соответствует позиции автора?

  1. Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.
  2. Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.
  3. Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.
  4. В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.

Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный стиль, описание.
  2. Публицистический стиль, рассуждение-размышление.
  3. Художественный стиль, описание.
  4. Научный стиль, рассуждение-размышление.

Ответ 2. Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

В 8 Какие средства выразительности используются в предложениях 20 – 22?

  1. Эпитеты, гипербола.
  2. Противопоставление, синонимы, однородные члены.
  3. Метафоры, эпитеты.
  4. Лексический параллелизм, синонимы.

А 24 Какую функцию выполняет тире в предложении 18?

  1. Является интонационным.
  2. Заменяет глагол-связку между главными членами предложения.
  3. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
  4. Выделяет уточняющую (пояснительную) конструкцию.

Практическая работа

При отсутствии глагола-связки, если сказуемое выражено именем прилагательным, то тире между подлежащим и сказуемым…

  1. ставится
  2. не ставится
  3. может ставится, а может не ставится

Приведите свой пример.

Тест 2.

При отсутствии глагола-связки, если один из главных членов предложения выражен просительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, тире между ними не ставится.

  1. Небо чистое.
  2. Эта книга чья?
  3. Жить - Родине служить.
  4. Не выехать немедленно – это значит опоздать на поезд.

Тест 3.

Найдите правило, которое наиболее точно объясняет постановку или отсутствие тире в предложении.

Каждый человек - кузнец своего счастья.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.
  2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным словом, а другой- существительным в именительном падеже или личным местоимением.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
  4. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены количественными числительными.

Рассказ об основных особенностях публицистического стиля

Набоковская характеристика пошляка напоминает описание некоего биологического вида: как выглядит (“взрослый, солидный человек с практичным умом…”); в какой среде обитает (“явление всемирное”, “встречается во всех классах и нациях”); чем питается (“с жадностью поглощает всяческую информацию”, “питается запасом банальных идей”); как себя ведет (“не увлекается, не интересуется искусством”; “потребность приспособиться, приобщиться”; “обман – верный союзник”). В связи с этим в тексте неоднократно встречаются синтаксические конструкции с тире между подлежащим и сказуемым.

Позиция автора – взгляд ученого-естествоиспытателя: слегка отвлеченный и вместе с тем проницательный, оценивающий. Описать пошляка, составить его точный портрет, чтобы читатель имел полное представление об этом социальном и литературном типе – задача автора. Но этим она не исчерпывается. В заключение В. Набоков абстрагирует понятие, выводит на более высокий уровень, говоря о пошлости вообще как о негативном явлении общественной духовной жизни, требующем эстетического и нравственного суда. Пошлость там, где неискренность, фальшь, трафаретность, самодовольство, духовное убожество. “Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым”.

Пошлость опасна, “заразна” - эта мысль прямо не высказана, но угадывается (“в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность…”). В этом отношении показательно употребление в тексте эпитетов “откровенной”, “настоящей”, “истинной”. Они в сочетании со словами “обыватель”, “буржуа” не воспринимаются как антонимы определениям “неискренний”, “фальшивый”, “поддельный”.

Зачастую трудно бывает определить ту грань, где слова, поступки и даже предметы становятся вульгарными, опошляются. Вероятно, должно быть нравственное и эстетическое чутье, сформировать которое может только искусство, в частности литература. А по метафорическому определению автора, “вся природа обывателя искусству враждебно”.Тема обывательства, пошлости была заявлена немецкой литературой противоставлением филистера и романтика В русской классике она прозвучала наиболее сильно. Гоголь, Толстой, Чехов, Бунин “в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность”. Достаточно вспомнить “величественного пошляка” Чичикова, размышления Толстого об истинном и ложном в жизни, интеллигента-мечтателя в чеховских рассказах, господина из Сан – Франциско, чтобы понять всю важность темы.

В тексте В. Набокова о пошляке и пошлости нет обличительного пафоса, но проскальзывает легкая ирония. Автор как бы предлагает читателю внимательнее приглядеться к изображаемому герою: а вдруг он узнает себя.

Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

Вспомним основные особенности публистического стиля:

  1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
  4. Языковые средства:
    1. общественно-политическая лексика;
    2. эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
    3. побудительные и вопросительные предложения;
    4. риторические вопросы;
    5. распространенные обращения;
    6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Пунктуация.

Рассказ о знаках препинания (о тире).

В XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточия.

Тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым.
  2. В неполном предложении.
  3. Интонационное тире.
  4. Соединительное тире.
  5. После однородных членов предложения перед обобщающим словом.
  6. При обособленных предложениях.
  7. При вводных и вставных предложениях.
  8. В бессоюзных сложных предложениях.
  9. При прямой речи.
  10. При диалоге.

Итог урока.

Часто мы смешиваем такие понятия, как жалость, гуманность, милосердие, подменяем одно другим. Это неверно, потому что жалеть, сострадать и быть милосердным не одно и то же. И хотя автор использует в качестве синонимов слова “милость к поверженным”, “трогательная отзывчивость”, “соболезнование”, тем не менее милосердие – это активное сострадание, готовность помочь нуждающемуся из человеколюбия.

Автора как раз тревожит отсутствие деятельной помощи в повседневной жизни. Мы откликаемся на зов СМИ и помогаем потерпевшим во время катастроф, потому что это достоверно, потому что на это нам указали, но боимся подойти к лежащему на земле человеку, думая, что он просто пьян. По мнению автора, в нас все меньше того здорового любопытства, которое делает человека более внимательным к жизни другого. Если бы не эта “ложная скромность”, не сообщали бы, например, о стариках, умерших в одиночестве и пролежавших 1 – 2 недели (!) в своих квартирах, о замерзших на улице, пусть даже и пьяных.

“Всенародное милосердие” - это замечательно, но автора куда больше тревожит отсутствие “постоянной готовности помочь” другу, соседу, просто незнакомому человеку. Наверное, мы утратили чувство доверия.

Читаешь этот текст, и память воскрешает собственные примеры людского равнодушия: известный цирковой артист, “грустный клоун” Енгибаров умер от сердечного приступа на улице, потому что никто не помог.

С утверждением автора “человек рождается со способностью откликаться на чужую боль” можно и не согласиться, но то, что чувство милосердия необходимо “упражнять”, “развивать”, “воспитывать” - несомненно. И, конечно же, именно художественная классическая литература как нельзя лучше может справиться с этой ролью. Вспомним “Станционного смотрителя”, “капитанскую дочку” Пушкина, “Преступление и наказание” Достоевского, “Воскресение” Толстого. Особенно сильно тема гуманности и милосердия прозвучала в военной литературе. Но в том то и беда, что наше поколение предпочитает всему этому телевизионную и газетно-журнальную информацию, в которой с избытком хватает насилия и жестокости.

Размышления автора тревожны. Волнение за судьбу “одного из важнейших проявлений нравственности” человека чувствуется в авторских вопросах (“Что оно – не модно? Не нужно?”), в использовании таких слов, как “отторгнутый нашей жизнью”, “убыло”, “заглохло”, “оказалось запущенным”, “не употребляется”, “не упражняется”, “слабеет”, “атрофируется”. Автор не дает советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира

Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)

УМК любой

Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

ОТВЕТ:

2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

ОТВЕТ:

3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

ОТВЕТ:

4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

ОТВЕТ:

5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

ОТВЕТ:

6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

ОТВЕТ:

7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

ОТВЕТ:

8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

ОТВЕТ:

9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

ОТВЕТ:

10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

ОТВЕТ:

11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

ОТВЕТ:

12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

ОТВЕТ:

13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

ОТВЕТ:

14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

ОТВЕТ:

15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

ОТВЕТ:

16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

ОТВЕТ:

17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

ОТВЕТ:

18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

ОТВЕТ:

19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

ОТВЕТ:

20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

ОТВЕТ:

21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.

ОТВЕТ:

22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

ОТВЕТ:

23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

ОТВЕТ:

24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

ОТВЕТ:

25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

ОТВЕТ:

26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

ОТВЕТ:

27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

ОТВЕТ:

28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

ОТВЕТ:

29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

ОТВЕТ:

30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

ОТВЕТ:

31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

ОТВЕТ:

32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».

ОТВЕТ:

33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

ОТВЕТ:

34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

ОТВЕТ:

35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

ОТВЕТ:

36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

ОТВЕТ:

37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

ОТВЕТ:

38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

ОТВЕТ:

39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

ОТВЕТ:

40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

ОТВЕТ:

41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

ОТВЕТ:

42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг

ОТВЕТ:

43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Ответы:

1) 1,3,4

3 ) 3,4

4) 3,4

5) 2,3,4

6) 2.3,4

8) 1,2,3,4

9) 1,2,4

11) 1,3,4

12) 1,2,3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4,5

15) 3,4

17) 1,2,4

18) 1,2,3,4

19) 1,3,4

20) 1,2,3,4

21) 1,2,5

22) 1,3

23) 1,3,4

24) 1,3,4

25) 1,2,4

26) 1,2,4

27) 1,3,4

28) 1,3.4

29) 2,3,4

31) 1,3,4

32 ) 1,4

33) 1,2

34) 1,2,3,4

37) 1

38 ) 2,4

39) 1,2,3,4

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными : Книга – источник знаний
  • двумя числительными : Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами : Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом : Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то : И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но): Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и) : Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как» , перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится :

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и… : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.
  • 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
  • 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
  • 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
  • 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
  • Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
  • Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
  • Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
  • Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  • Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
  • Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
  • 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
  • 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
  • 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
  • 5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
  • На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
  • 2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
  • 3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
  • 4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
  • 5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
  • 2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
  • 3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
  • 4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
  • 5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
  • Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
  • Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
  • Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.
Источники
  • http://www.happy-go.ru/images/carandash.png
  • http://old.pzaxe.ru/img/33/pz_0929.jpg
  • http://www.ljplus.ru/img3/p/l/pleno_de_vida/list2.JPG
  • Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с сайта