Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что делать если человек тебе мстит. Месть - это разрушительное чувство или необходимое решение? Почему не надо мстить

Неприятные особенности злопамятных людей

В 2008 году вышел великолепный фильм-драма «Ушедшие». Он потряс публику. В фильме рассказывается о молодом человеке Дайго, который с детства не видел своего отца. И даже не помнил его лица. Дайго таил злобу на него за то, что тот ушел из семьи, когда он был совсем маленьким. Спустя много лет Дайго встречает отца… мертвым. И только тогда он понимает, что простил его. Только тогда осознает, как любил и как хотел встретиться, поговорить, как часто рисовал его образ и вспоминал минуты, проведенные с ним.

Чем все эти годы руководствовался молодой человек по имени Дайго? Какие чувства испытывал? Почему не смог собрать волю в кулак и встретился с отцом? Почему не смог простить, отпустить эту обиду хотя бы в душе?

Безусловно, случай с Дайго имеет свои мотивы и свой финал. Но дело в том, что подобные истории нередки. Люди годами вынашивают в себе боль, обиду и злость, тем самым разрушая себя.

У моей мамы есть подруга, которая поссорилась со своей родной сестрой и 8 лет с ней не общалась. Когда они проходили мимо, делали вид, что не знают друг друга. Их дети также не общались. Только спустя годы они, наконец, помирились. И первая мысль, которая у них возникла – «почему мы не сделали это раньше!?»

Мне всегда была интересна эта тема, поскольку она коснулась меня лично. Я поссорилась с двоюродной сестрой, и мы уже 10 месяцев не видели и не слышали друг друга. Я пыталась помириться с ней, но все было тщетно. Не буду описывать здесь причинно-следственные связи, скажу одно: все эти три истории абсолютно разные, однако, есть сходство. Гордость, слабость, упрямство, обида, злоба? Или все перечисленное? Почему вышеописанные люди ведут себя так, чем руководствуются, каковы их приоритеты, похожи ли их характеры?

Полистав литературу на тему гордости, обиды, упрямства и злобы, я выявила нечто общее. Совпадало описание злопамятных людей. Что мы можем о них сказать?

Способность человека запоминать эмоционально насыщенные события зависит от одного гена, выяснили недавно неврологи из Университета Цюриха. Как передает Nature, носители определённой версии гена ADRA2B намного лучше запоминают как позитивно так и негативно окрашенные с точки зрения эмоций события.

Исследователи в Германии пришли к выводу, что злопамятные люди гораздо чаще испытывают неудачи в жизни. И, наоборот, люди, которые умеют прощать, чаще оказываются счастливчиками.

Оказалось, что злопамятные люди имеют гораздо меньше друзей и почти всегда недовольны своей жизнью.

Оказывается, злопамятные люди похожи. Как правило, это люди с тонкими губами, длинным носом, узким подбородком.

Самыми злопамятными с точки зрения астрологии, являются тельцы.

Сложно согласиться, но злопамятные люди живут значительно дольше «хороших» людей. По мнению профессора клинической психологии и нейротерапии Евгения Шапошникова, у злопамятных людей отлично развиты защитные психологические механизмы, например, вытеснение из сознания «голоса совести». Чувства и интересы других им безразличны, и это позволяет избегать стрессов.

Итак, можно сделать вывод, что бедолаги несчастны . Единственное, что и то спорно, их долгая жизнь. Ведь внутри них столько желчи и негатива. Многие злопамятные люди постоянно ждут повода среагировать на что-нибудь, в отношении чего можно почувствовать раздражение или беспокойство – и им никогда не приходится долго ждать. “Это произвол!”, — говорят они. “Как вы посмели!”, “Это возмутительно!”. Они точно так же привязаны к вредной привычке расстраиваться, или злиться, как иные к наркотику. Путем реагирования на то или это они утверждают и усиливают свое самоощущение.

Злопамятство - это сильная негативная эмоция , связанная с каким-либо событием, иногда из далекого прошлого, поддерживающаяся за счет навязчивого думанья, обмусоливания этой истории про себя или вслух типа “вот что он мне сделал” или “вот что он нам сделал”. Злопамятство загрязняет и другие сферы жизни.

Нужна честность, чтобы увидеть, даешь ли ты приют поводам для злопамятства .

Не старайся отпустить свое злопамятство. Когда ты стараешься его отпустить, стараешься простить, это не работает. Если же ты видишь, что у злопамятства нет никакой другой цели, кроме укрепления твоего ложного самоощущения, то прощение случается естественным образом.

Желаю вам прямо сегодня, прямо сейчас простить всех, кому вы причинили боль. Простить всех, кто обидел вас. Ведь не зря существуют дни прощения, которые призывают вас к этому! Воистину задумайтесь, пока не поздно, и станьте, наконец, сильнее, ведь как говорил Ганди:

- Слабые не умеют прощать. Умение прощать — свойство сильных .

Дарья ЩУКИНА

Месть — очень сильное чувство, которое не приносит людям радости. Мотивацией мести являются борьба за справедливость, воздать обидчику по заслугам, отплатить за содеянное той же монетой. С одной стороны, кажется, что это правильное чувство и ничего плохого тут нет, но с другой, когда человек приступает к реализации «своего благородного порыва», то с его организмом начинает происходить следующая трансформация.

Все начинается с сильного приступа возмущения, который подобен внутреннему взрыву, вызванному неожиданными и несправедливыми событиями. Желание отомстить сопровождается приливом сил и энергии, внутри человека зажигается дьявольский огонь. Задета его гордость. Кто-то нечаянно наступил «на больную мозоль», не зная, что этот человек имеет множество комплексов и проблем и очень раним. Он решает отомстить. Он уже не владеет собой, потому что находится целиком и полностью во власти этого чувства.

Месть можно рассматривать как болезненное состояние, которое лихорадит весь организм от мозга до кончиков пальцев. Она может захватить в плен человека подобно любви и заставить совершать странные поступки, о которых он потом будет горько сожалеть. В человеке автоматически включаются механизмы выделения огромного количества негатива.

Может быть, если бы он на минуточку остановился, остыл, то понял бы, что мстить незачем, поскольку поступок обидчика не стоит такой реакции с его стороны. Но это сделать очень трудно.

Причины мести

Для мести иногда достаточно самого ничтожного повода. Все зависит от характера человека, гордость которого задета. Каждый из нас сталкивался в жизни с обидами, ревностью, предательством. Это уже более весомые причины, чтобы начать мстить. Следует заметить, если человек живет в гармонии с собой и с окружающей действительностью, то он не будет обижаться на всякие мелочи, которые случаются со всеми.

Месть часто идет рука об руку с завистью. Как известно, люди иногда совершают из зависти очень низкие поступки. У них может возникнуть желание отомстить, потому что дела у сослуживца идут гораздо лучше, чем у них, к примеру. Так себя ведут неуверенные в себе люди, подверженные чужому влиянию.

В нашем обществе не принято говорить о мести. Как правило, люди решают сами, что делать в неприятных ситуациях: мстить или простить.

Преодолей себя

Если кто-то вас обидел и это вызвало желание отомстить, то не следует стыдиться этого чувства. У вас включился естественный механизм самозащиты. Но если такое желание возникает без видимой причины — это уже большой красный флаг! В этом случае придется выдержать борьбу самого с собой, чтобы не наломать дров.

Чтобы не стать злым и мстительным человеком, нужно научиться прощать и просчитывать последствия ответной мести. Месть — это источник больших эмоциональных переживаний для обеих сторон, она не делает никого счастливыми.

Часто при возникновении конфликта месть может показаться единственным решением проблемы. Но стоит подумать, что можно изменить с помощью отмщения, какая будет польза для вас, кроме того, что вы получите какое-то удовлетворение? Может оказаться, что после вашей мстительной атаки ситуация еще более усугубится. Может, проще решить конфликт мирным путем? Или просто проигнорировать вашего обидчика?

Если вы все-таки решили мстить обидчику, то сначала задумайтесь, как вы это будете делать и как на месть будет реагировать ваш визави.

Совет второй — очень важный. Если вы не хотите провести остаток ваших дней в тюремной камере, проявите уважение к уголовному кодексу России!

Совет третий. Не выбирайте в качестве жертвы своих близких. Они этого не заслуживают.

Совет четвертый. Если вам нанесли обиду, не надо начинать мстить сразу. Ваш «злой гений» готов к защите. Подождите несколько дней, пока он успокоится, а потом начинайте действовать. Может быть, за этот таймаут вы найдете более действенный способ мести.

О чем стоит задуматься?

Если отмщение свершилось, то на душе становится легче, поскольку весь груз свалился с нее в один момент. После этого человек становится более мягким и добрым. Позднее ему захочется простить обидчика. Если отмщенный человек имеет серое вещество, то он поймет, за что получил «по мозгам» и сделает соответствующие выводы.

Прежде чем начать мстить (или не мстить), давайте на минуточку остановимся и спросим себя: «Я должен ему отомстить? Зачем? Чтобы сделать ему плохо? Чтобы он почувствовал боль? Чтобы показать ему на примере мести, как он ранил мое самолюбие?»

Вы уверены, что нужно начинать эту «игру»? Подумайте о том, как будет выглядеть со стороны ваша попытка «установить статус-кво». Не будете ли вы испытывать чувство горького сожаления, если после вашего отмщения произойдет что-то ужасное?

И еще, помните самое главное: только сильные люди могут быть снисходительными и простить своего оппонента, либо проигнорировать его как личность. Они никогда не позволяют себе опуститься до уровня своих обидчиков и не используют сомнительные способы мести.

Мстительность как качество личности – склонность к обдуманным, спланированным действиям ответить злом на зло, за причиненные обиды, неприятности, смерть и болезни независимо от наличия в этом целесообразности.

В одной деревне был глашатай, человек злой, мстительный, раздражительный, враждовавший со всеми. Он притеснял деревню и вконец разорил её: измышлял какую-нибудь вину, доносил татарам, и те взыскивали с жителей много серебра. Но вот пришёл его смертный час. Созвал он к себе всю деревню и сказал так: - Во многом я виноват перед вами, и так как вы при жизни моей не могли мне отомстить, то заклинаю вас Богом: когда умру, накиньте мне на шею верёвку, выволоките из дому и повесьте на дереве. Жители поддались на его уловку и, когда он умер, поступили с ним так, как он завещал. Какой-то татарин, увидев висевшего на дереве глашатая, пошёл и сказал кадию: - Повесили нашего глашатая. Татары послали в деревню своих людей и взыскали с жителей огромную дань. Все стали бранить глашатая: - Он грабил нас при жизни и после смерти отомстил — совсем разорил.

Мстительность – это хроническое стремление вернуть обидчику, испытанные боль и страдания. Долг платежом красен, и мстительность в связке с непрощением, злопамятностью, неуступчивостью и чувством возмездия готовит своё холодное блюдо. Человек, которому причинили сильный вред, способен вернуться к нормальному состоянию духа либо от безоговорочного прощения, либо от беспощадного возмездия. Чуждая духовному воспитанию, мстительность без колебаний выбирает второе. Это ее природа, инстинкт и эмоция. Будучи угрюмой, злой и мнительной, она готова мстить за любую обиду, реальную или мнимую. Мстительность оправдывает себя: «Когда тебя лишают всего того, что ты любишь, остаётся только одно – мстить».

Мстительность сначала проявляется в голове, в воображаемых сценах мести и, лишь потом, измотав всю душу и нервы, показывает свой лик в реальной жизни. Она настояна на обиде, злобе и ненависти. Мстительность утрачивает силу своей инерции там, где человек способен понять и простить, подумать о будущем, начать заботиться, уважать и любить других. Великий композитор Шуберт говорил: ”Хочешь порадоваться мгновенье — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости”.

Мстительность – это не разовый акт мщения, мстительность – это рецидивист мести. Мстить – здоровью вредить. Мстительный человек пожирает сам себя, перестает видеть в небе солнце, становится озлобленным негативистом, утрачивает возможность личностного роста.

Пчела ужалила медведя в лоб.

Она за соты мстить обидчику желала;

Но что же? умерла сама, лишившись жала.

Какой удел того, кто жаждет мести?- Гроб.

Когда человек проявляет мстительность, в его организме происходят любопытные метаморфозы. Сначала стартует приступ возмущения, подобный внутреннему ядерному взрыву, вызванному обидой, завистью или ревностью. Задета гордыня. Ложное эго посылает болезненные сигналы в ум, чувства и разум. Внутри человека вспыхивает дьявольский огонь. Появляются мысли о мести. Человек уже сам себе не хозяин, находясь в полной зависимости от своей проявленной мстительности.

Мстительность слаба. Не зря в народе говорят: «Сильные – прощают, слабые – мстят». Постоянно находиться в режиме включенной мести может только истощенный духовно человек. Сила в безразличии, она либо простит, либо просто проигнорирует обидчика.

Один из солдат Наполеона совершил преступление и был приговорён к смерти. Накануне расстрела мать солдата пришла к Наполеону молить, чтобы тот простил её сына. - Госпожа, - сказал Наполеон, - деяние вашего сына не подлежит помилованию. - Я знаю, - ответила мать. - Если бы за такой поступок можно было бы помиловать, я бы не просила о прощении. Простить - значит быть способным выйти за пределы мести и справедливости. Выслушав её, Наполеон отменил смертный приговор и заменил его ссылкой.

Мстительность – это реакция болезненного и чрезмерно раздутого эго, не умеющего прощать и нетерпимого к чужим особенностям поведения, на порой надуманные раздражители. Будучи яркой формой проявления гордыни, мстительность не признает право других быть другими. Наделив другого человека надуманными добродетелями, она обижается, когда он ведет себя не так, как бы она хотела. Выход другого из зоны ее контроля становится поводом сначала для обиды, а затем для ненависти, злобы и мести. Мстительность присуща неуверенным и недовольным всем и вся людям. Посредством мстительности они пытаются доказать себе и миру собственную важность и значимость. Зачастую причиной мстительности служит банальная зависть или ревность. Это особо тяжелый случай, ибо объекты зависти и ревности постоянно меняются, а мстительный человек так и остается в статичном положении.

Мстительность не утруждает себя анализом, действительно ли нанесенное оскорбление, обида или причиненная неприятность так масштабна, что нужно сделать мысль о мщении доминантной. Она даже не заглядывает в будущее, каким будет результат ее мщения, получит ли от мести удовлетворение или будет страдать пуще прежнего, раскается обидчик в содеянном непотребстве или еще больше озлобится.

Мстительность не имеет срока исковой давности и не принимает услуг со стороны. Однажды Ходжа Насреддин сильно повздорил со своим соседом и вскричал: - Я проклинаю тебя! Да упадёшь ты через 40 дней и да сломаешь ты ногу! Сосед направился домой, и вдруг упал, да так неудачно, что сломал ногу. Его отнесли домой и уложили в постель. Корчась от боли, он попросил своих домашних пойти к Насреддину и упросить его прийти к нему. Насреддин пришёл. - Прости меня, - сказал сосед. - Я не знал, что твоё проклятье так сильно действует. - Моё проклятье в данном случае не причём, - ответил Насреддин с достоинством. - Ты сломал ногу сам, в тот же день, без всякого проклятья. Помнишь, я сказал: «Через 40 дней»? Так вот, через 40 дней, моё проклятье вступит в силу, и ты сломаешь вторую ногу. С этими словами Насреддин удалился.

Зачастую мстительность называют болезнью, ибо попавший под ее влияние человек, как одержимый, думает только о мести. Очень похожа она и на влюблённость со знаком минус. Та же зависимость, одна доминантная мысль об объекте своей страсти, одержимость.

Мстительность необычайно изобретательна на неожиданные хитрые выходки и пакости. Взять, к примеру, такой случай. После развода муж дал своей, теперь уже бывшей, жене один день на выезд из подаренного ему родителями дома. Упаковав своё имущество, она устроила себе прощальный обед с креветками, черной икрой, и бутылочкой шампанского. Пообедав, взяла несколько хвостиков от креветок, помакала их в икру и засунула в карнизы для занавесок. Mуж со своей новой подругой были просто счастливы в течение первых нескольких дней, но вскоре во всём доме стало вонять. Они перепробовали всё, что можно было, потратили кучу денег, чтобы избавиться от запаха, но ничего не помогало. Тогда они решили продать этот зловонный дом и переехать в другой. Прошел месяц, но желающих раскошелиться за дом-вонючку не было. Пришлось взять кругленькую сумму в банке, чтобы купить новый дом, так и не продав старый. Бывшая жена позвонила где — то через месяц, узнать как дела. Он рассказал ей о проблемах с продажей дома, не особо вдаваясь в детали. Она сказала, что скучает по своему старому дому ужасно и хотела бы выкупить его. Мужик быстренько согласился на цену, которая была десятой частью стоимости дома. Hеделю спустя, довольный мужик стоял и ухмылялся, наблюдая за тем, как грузчики упаковывали его вещи, чтобы перевезти их в новый дом… Все, включая карнизы для занавесок…

Зачастую мстительность сама попадает в свои же сети. — Нина Павловна, помните, в прошлом году вы поставили мне тройку по сопромату? Я долго вынашивала свою месть и вот теперь могу вам сообщить, что вчера я соблазнила вашего мужа! — Девочка моя. Сладенькая. Ты не поверишь, но 25 лет назад я тоже поставила тройку одной студентке. И тоже по сопромату. И она тоже долго вынашивала свою месть. Это была твоя мама.

Петр Ковалев

Злопамятность (злопамятство) как качество личности – склонность проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.

Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: - Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: - Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: - Где же ты был всё это время? - Всё это время, - прозвучал ответ, - я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку.

Мужик приходит к стоматологу, садится в кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь: « А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»

В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств: мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий и злопамятный Муссолини. Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь стать моим врагом — в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и стихотворение было такое: «И я живу, ни шпильки не прощая».

В словаре В.И. Даля находим: «Быть злопамятным, предаваться злопамятству — долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным». Обычно злопамятство идет в одной связке с мстительностью, коварством и лицемерием. И то и другое предполагает скрытность, а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу. Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи. Когда же человек обозлился или обиделся (первое больше присуще мужчинам, а второе – женщинам) и скрыл это, предпочитая не показывать свое внутреннее состояние, то гнев остался внутри него. Появились условия для злопамятства. Иными словами, злопамятство — не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло. Уязвленный человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно, обдумывая планы отмщения.

Какая прелесть в быстром отмщении? Как крестьянин выкармливает поросенка на сало, злопамятство обожает выращивать зло для будущей мести, злорадства или коварства. Как-то у Сталина собралось очередное застолье со своими соратниками. Как всегда, Сталин исполнял роль тамады и, как всегда, сам предложил тему для беседы. На этот раз было решено обсудить, что такое счастье. Орджоникидзе сказал, что для него счастье — это работать для блага социализма; Киров сказал, что для него счастье — в любви к партии, в преданности Сталину, Тухачевский определил счастье как любовь к женщине… Сталин подумал и сказал: «Счастье — это иметь врага… Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».

По цепочке от раздражения к злости, а от нее к гневу человек далее следует к необходимости выбора: проявить гнев, пойти к другим проявлениям гнева — ярости и бешенству или скрыть свой гнев, преобразив его в злопамятство — законсервированное зло. Его, как ржавый якорь далекого прошлого, приходится тащить через настоящее посредством навязчивого вспоминания, переживания в сотый раз негативных событий минувшего. Не выпущенный в свое время на свободу гнев разрушает душу. Как обмусоленный окурок прошлого, его, обжигая губы, пытаются раскурить в настоящем.

Глубинная причина злопамятства – претензии ложного эго относительно слов и действий других людей, то есть гордыня. Когда, по мнению эго, другой человек ведет себя не так, как оно хотело бы, возникает повод для гнева, обиды, злобы и ненависти. Оно не признает право других людей быть другими, отсюда и возникают проблемы гневливости.

Человеку свойственно прочное запоминание причиненного ему зла — страдает эго. В то же время у него короткая память на зло, учиненное другим людям. Допустим, о своем зле мы покаялись и надеемся на божью милость прощения. Но ведь наш обидчик тоже мог покаяться Богу за причиненное нам зло и получить прощение. Выходит, наше злопамятство идет поперек воли Бога. Бог ему простил, а мы нет. Значит, мы себя мним выше Бога, а это грех гордыни в чистом виде.

В одной популярной песне есть такие слова: «Надо простить всё, что остыло. Прошлого нет, прошлое было». Вместо этого человек легкомысленно относится к своему злопамятству, отшучиваясь: «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». Вспоминают, что в детстве будущего великого физиолога Павлова якобы укусила собака. Укусила и забыла… А Павлов вырос и не забыл…

В злопамятстве многие находят «баланс справедливости на Земле», неотвратимость судьбы и благодеяние. Заблуждение. С черной душой полной зла невозможно творить добро. Нужно ненавидеть само зло, а не человека его сотворившего. В подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его». Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов — иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Иными словами, злопамятство разрушительно, а память о зле — спасительна.

В контексте злопамятства мы напоминаем мужа, который вбегает в контору агентства, дающего советы семейным парам, и кричит: «Необходимо что-то сделать с моей женой. Скорее! Она историчка, она историчка! Консультант отвечает: «Подождите, подождите! Вы, наверное, хотите сказать, что она истеричка!» — «Да нет же, она историчка. Она вытаскивает все из прошлого!» Действительно, людям свойственно тысячи раз возвращаться в прошлое и по-новому переживать все плохое, что сделал ему другой человек. Не зря говорят, что для хорошего брака нужна плохая память.

У злопамятства, как у хамелеона, множество оттенков. Интересно, узнаете ли вы его признаки в себе? Представим, что вы простили человека за нанесенную в прошлом обиду, но он не унимается и снова вас обижает. Откуда что берется? Казалось бы, угли зла давно потухли, но новая порция обиды разжигает костер. А может быть и так, злоба ушла, ее виновник прощен, но вот у него горе, и вы испытываете тайное злорадство, получаете моральное удовлетворение от этого.

Допустим, что и этот оттенок порока вам не присущ. Давайте попробуем этот: вы узнаёте, что человек, когда-то причинивший вам зло, необыкновенно успешен, удачлив и счастлив. Зашевелилось ли в вас недоумение и разочарование, не возникла ли претензия к миру на предмет его несправедливости? Как видите, злопамятство многолико, и душе стоит изрядно потрудиться, чтобы вытравить все его корни.

Злопамятство имеет разные уровни. На уровне конфликтов вырастает его мелкая разновидность. Зло мелкое, эпизодическое, случайное простить легко, а как быть с масштабным, серьезным злом? Что делать со злопамятством – продуктом жестоких преступлений? Безнаказанность провоцирует зло на новые чудовищные злодеяния. Злопамятство нельзя путать с мстительностью. В первом случаем мы помним о зле, во втором – мстим за него.

Всем известна истина: добро должно быть с кулаками. Если безоговорочно записывать злопамятство в порок, как же быть с осуждением зла? Общество осуждает зло и в то же время предает анафеме злопамятство. Простить – не значит забыть. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: «Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей»

Плохая память делает зло непобедимым и, наоборот, хорошая историческая память о зле, совершенном, к примеру, фашистскими извергами, предохраняет человечество от реванша коричневой чумы. Память о чудовищном зле – любовь к его жертвам.

Петр Ковалев 2013 год