Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Крылова «Волк на псарне. Комплексный анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне Кто написал произведение волк на псарне

Конспект урока литературы

в 5 классе

Тема: Жанр басни и его особенности.

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»

Материалы к уроку:

    Учебник

    Иллюстрации

План урока:

    Слово о писателе.

    Рассказ о памятнике в Летнем саду.

    Басня как жанр.

    Басни о войне 1812 года.

    Словарная работа.

    Чтение басни «Волк на псарне».

    Анализ басни.

Эскиз оформления доски

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Овчарня – помещение для овец

ловчий – человек, который занимается организацией охоты

Особенности басни:

1. герои - животные

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

Эскиз оформления тетради

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Пороки, которые высмеивает Крылов:….. ………..

Особенности басни:

1. герои - животные

2.В основе сюжета – 1 событие

3. Построена на диалоге героев.

4. Народная разговорная речь.

5. Речевая характеристика героев.

6. Появляются характеры героев

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

1.Слово о писателе.

Сейчас, ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве одного из самых великих писателей России. Ваша главная задача- слушать внимательно и догадаться, о ком же сегодня мы будем с вами говорить. Представьте себе 1769 год. В семье родился сын, Ванечка. Детство мальчика было очень тяжелым: в это время в России было пугачевское восстание. Однажды Ваня с родителями чуть не погиб. Пугачев грозился поймать и повесить их семью. Матери удалось спасти мальчика. Она посадила его в глиняный горшок и отправила с обозом из осажденной крепости. Именно в нем он и добрался до Оренбурга. Но спокойствия не было и там. Город осадил Пугачев. В городе был страшный голод. Маленький Ваня однажды увидел, как на дом, где они жили, упало несколько пушечных ядер. Представьте, какой страх испытал мальчик. Но это не сломило его, он остался таким же задорным и веселым ребенком. После бунта Ваня со своими товарищами часто играли в пугачевщину. Ваня возглавлял одну из враждующих команд. На всю жизнь он остался забиякой и драчуном, но задор его перешел в острое и меткое слово, в литературное дарование.

Образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов- известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант. Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений. Однажды юный Ваня прочитал свой перевод басни Лафонтена «Ворона и лисица» друзьям Львова. Тогда им заинтересовался знаменитый драматург Я.Б. Княжнин. Княжнин познакомил его с театром, который навсегда завладел воображением ребенка. Тогда он стал писать комедии, потом хотел открыть свою типографию. Он начинает писать сатирические произведения и впоследствии басни. Главным жанром его творчества стал жанр басни.

Ребята, о творчестве какого величайшего писателя мы сегодня поговорим?

(о баснописце Иване Андреевиче Крылове)

Догадались ли вы, какой будет тема нашего урока?

(Особенности басни И.А. Крылова )

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

(в Летнем саду). Необыкновенная история связана с созданием этого памятника баснописцу.

Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года .

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. (барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.) Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен.

основой многих басен Крылова стали исторические события.

Так, Отечественной войне 1812 года посвящены басни «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Волк на псарне».

И каждая басня Крылова написана как отклик на какое-либо событие. Что же такоебасня. Вы уже встречались с этим жанром.

4.Определение басни.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного и сатирического характера с ю. Д + Т

Давайте запишем это определение в тетрадь.

Героями басни обычно выступают животные. Но под видом животных выступают люди, и мы понимаем, что у животных человеческие характеры.

В басне всегда высмеиваются пороки людей.

Давайте вспомним, какие басни вы уже знаете.

(Стрекоза и муравей)

Какие человеческие пороки в ней высмеиваются? Запишите в тетрадь.

(Беззаботность, лень и др.) Т

5. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

Ребята, как я уже сказала, все басни Крылова написаны в связи с какие-то событиями. Очень много басен посвящено войне 1812 года. Это басни «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», «Крестьянин и змея». С кем воевал русский народ?

(с французами)

Кто возглавлял русскую армию?

(Кутузов)

А французскую?

(Наполеон)

6. Словарная работа.

Сейчас мы с вами обратимся к басне «Волк на псарне». Для того, чтобы вам был понятен смысл басни, я объясню слова, которые вам не знакомы.

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимался организацией охоты

7. Чтение басни «Волк на псарне»

Откройте ваши учебники на стр. 55. Я прочту басню, а вы слушайте внимательно.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,


И волчьей клятво й утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий перервал в ответ, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
А потому обычай мой:
Как снявши шкуру с них долой".

И тут же выпустил на Волка гончих стаю .

8. Анализ басни. Анализировать и сразу записывать в тетрадь особенности басни. Они в начале урока.

Басня «Волк на псарне» описывает момент, когда Наполеон, захватив Москву, предлагает заключить мир. Попытки Наполеона начать переговоры окончились неудачею. Русская армия под предводительством Кутузова решила дать отпор французам. И в образа главных героев Крылов показал Кутузова и Наполеона, двух полководцев.

Ребята, запишем особенности басни в тетрадь. Сделайте заголовок. Д+Т

Кто является героями басни?

(животные, иногда люди)

1 особенность: герои-животные Д+Т

Какое событие описывается в данной басне?

(волк попал на псарню).

2 особенность: в основе- 1 событие

Запишем в тетрадь 2 особенность. Д+Т

Как создается образ народной войны? В каких строчках?

(думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.

Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор.

В минуту псарня стала адом. (как на поле боя)
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.)

Как создается образ Наполеона? В каких строчках?

(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.

(Пустился мой хитрец
В переговоры)

Давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?

прижавш ись в угол задом,
Зубами ще лкая и още тиня ше рсть,
Глаза ми, каже тся, хотел бы вс ех он съест ь.

Ж – ш

Возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.

Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?

Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятво й утверждаю,
Что я..."

С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)

Какой он? Хитрый, трусливый ……

Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)

Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)

(ответы детей)

Послушаем ответ ловчего.

(Послушай-ка, сосед, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

Мы услышали разговор героев. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?

(Басня – маленький спектакль.)

3 особенность: диалог героев Д+Т

И герои говорят народной разговорной речью.

( речь проста и близка к разговорной)

Запишем 4 особенность

4 особенность: народная разговорная речь Д+Т

Из речи героев мы узнаем об их характерах

Поэтому запишем 5 особенность: речевая характеристика Д+Т

Из речи мы также узнаем о характерах героя. Впервые у Крылова появляются характеры.

Запишем 6 особенность: появляются характеры героев Д+Т

Ребята, И. А. Крылов послал эту басню самому Кутузову. Кутузов сам любил читал ее перед солдатами. И читая слова «Ты сер, а я, приятель сед», всегда снимал с себя головной убор, проводил рукой по своим седым волосам, а все защитники Отечества в ответ кричали «Ура».

Каким предстает перед нами ловчий?

Умный, решительный.

Ребята, мы говорили, что под видом животных в басне выступают люди, и такой прием называется аллегорией.

-Запишем 7 особенность: присутствие аллегории Д+Т

Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?

(лицемерию и хитрости противопоставляется народная мудрость).

Запишем 8 особенность: В основе басни – противопоставление Д+Т

В басне в большинстве случаев есть главные поучительные слова -мораль. Она может находиться как в начале басни, так и в конце.

Давайте найдем мораль этой басни.

(С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

- Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей) Запишите последнюю 9 особенность Д+Т .


Басню «Волк на псарне» Иван Андреевич Крылов наполнил глубоким содержанием и патриотическим подтекстом. Посвящена она событиям 1812 года. Кто же из известных исторических личностей стал ее героями? – узнаете после прочтения поучительного стихотворения.

Басня «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Крылова «Волк на псарне»

Мораль басни «Волк на псарне» заключена в заключительные слова ловчего и состоит в том, что врагов нужно побеждать и уничтожать, не поддаваясь ни на какие их уговоры о перемирии, ведь уговоры эти могут являться лишь следствием безвыходного положения и, сложись обстоятельства иначе, враг не пощадит.

Анализ басни «Волк на псарне»

Как уже отмечалось ранее, басня «Волк на псарне» посвящена событиям 1812 года, когда, захватив Москву и оказавшись из-за этого «загнанным в угол», французский император Наполеон пытался заключить с М. И. Кутузовым мировую, но это ему не удалось, так как великий полководец не смог простить французу тех потерь, которые понесла из-за него русская армия.

Наполеон в этой басне – это Волк, а ловчий – Кутузов.

Однако нельзя ограничивать анализ данного произведения лишь описанным выше историческим фактом. Его смысл значительно шире: ввязаться в войну может каждый, но не каждый способен с честью выстоять до конца, и раз уж пролилась кровь, чтобы не говорил коварный и изворотливый враг, с ним нужно бороться, так как сложись обстоятельства наоборот, он бы точно не пощадил.

Крылатые выражения из басни «Волк на псарне»

  • «Волчью вашу я давно натуру знаю» – употребляется в басне «Волк на псарне» как насмешка в значении: «меня не обмануть, я слишком хорошо тебя для этого знаю».
  • «Ты сер, а я, приятель, сед» – фраза, характеризует мудрость говорящего в отношении адресата и в буквальном смысле читается: как ни старайся, я все равно вижу твою натуру насквозь.

Иван Андреевич Крылов - выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования - эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, Удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении “Волк на псарне”.

Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее “сердце” - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг:

Волк ночью, думая залезть в овчарню.

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку.

Псы залились в хлевах и рвутся

Вон на драку;

Псари кричат: “ахти, ребята, вор!”

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Как это описание напоминает картину, созданную Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец. Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву:

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец, -

Пустился мой хитрец в переговоры.

В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен.

“Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой -

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой”.

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия.

Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
“Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…” – “Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Краткое содержание

Волк хотел ночью пробраться в овчарню, но вдруг попал на псарню. Разумеется, там почуяли чужого и поднялись, словно по команде. Псы лаяли и рвались драться. Псари решили, что объявился вор. Поэтому заперли ворота. На псарне началась суматоха. Кто-то несся с дубинкой, кто-то с ружьем. Другие просили огня. Когда появился огонь и посветили, стало видно Волка, который прижался в углу. Он скалил зубы, шерсть его встала дыбом. Он готов был броситься в бой, однако понимал, что ему не победить. Он понимал, что последует расплата, поэтому ради хитрости устроил переговоры. Заявил, что является родственником и зашел не ссориться, а мириться. Он попросил не вспоминать прошлое и жить мирно. За хорошее отношение к нему он дал обещание не нападать на местные стада, а быть охраной для них. Он согласился поклясться. Однако мудрый ловчий, отлично знакомый с волчьей натурой и ценой его обещаниям, перебил Волка и объявил, что он привык не доверять волкам и не соглашаться на мир с ними, а лишь снимал с волков шкуру. После этого он выпустил гончих псов.

Анализ басни

История создания

Басня «Волк на псарне» была создана И. А. Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 г. договориться с Кутузовым о перемирии. Как известно, русский главнокомандующий решительно отклонил мирные предложения и в начале октября одержал решительную победу при Тарутине.

Кутузов получил текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам после битвы под Красным. Прочитав строку «а я приятель сед», полководец снял головной убор и продемонстрировал собственную седую голову.

Смысл названия

Крылов открыто намекает на безвыходное положение Наполеона, уподобившегося волку, попавшему в западню Кутузова.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — решительная и беспощадная борьба против агрессора.

Перед походом в Россию Наполеон практически не знал поражений. Французская армия с легкостью одерживала победы над любым противником. Наполеон самоуверенно считал, что Россия станет такой же легкой добычей, но жестоко ошибся в своих расчетах. Точно так же волк по ошибке попадает вместо овчарни в псарню.

Оказавшись в безвыходном положении волк (Наполеон) с помощью обещаний пытается выкрутиться из ситуации. Однако ловчий (Кутузов) знает, какова цена лживым волчьим обещаниям. Хищник остается хищником. Ему нельзя верить и нельзя прощать. Единственный разумный выход — выпустить «на Волка гончих стаю», что и делает Кутузов, начиная преследование остатков армии «великого завоевателя».

Проблематика

После Бородинского сражения и отступления французской армии из Москвы Наполеону стало понятно, что кампания уже проиграна. Согласно традиционным «правилам ведения войны» было необходимо подписывать перемирие. Сторонники такой точки зрения были и с русской стороны.

Перед Александром I и Кутузовым стояла проблема дальнейшего плана действий. Крылов дает однозначное решение: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.

Композиция басни последовательная. В концовке дается общий нравоучительный вывод.

Мораль

Крылов иносказательно обращается к патриотической теме. Если Наполеон сравнивал поход в Россию с неудачной шахматной партией, но для русского народа он обернулся тысячами жертв среди мирного населения, разрушенными и сожженными городами, унижением от взятия столицы. Все это требовало беспощадной мести зарвавшемуся «волку».

Такая точка зрения полностью отвечала чаяниям населения Российской империи. К. Батюшков писал, что «Волка на псарне» и другие патриотические басни Крылова «в армии… все читают наизусть».

Волк на псарне - басня Крылова, иносказательно описывающая неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова. Волк на псарне - настоящий шедевр басенного жанра.

Басня Волк на псарне читать

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,

А потому обычай мой:

Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.

Басня Волк на псарне - анализ

Басня Крылова Волк на псарне – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни Волк на псарне.

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: «псы рвутся на драку»… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: «Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Автор очень легко передает ум Ловчего, которому и так понятно лицемерие волка в попытке спасти свою шкуру. Ловчий не дослушивает его, а произносит слова, ставшие началом морали: «Ты сер, а я, приятель, сед».