Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Средства физической культуры в регулировании работоспособности человека. Средства физкультуры в регулировании работоспособности. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

Все мы знаем общеизвестные положения о том, что физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что систематические занятия физической культурой – самый верный способ устранить негативные последствия гиподинамии, что систематические занятия спортом должны стать неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако нечасто мы задумываемся о том, что же могут нам дать регулярные занятия физической культурой в повседневной жизни.

Очевидным является факт, что во многом успешность обучения студентов зависит от их работоспособности. Чем выше работоспособность, тем больший объём знаний в состоянии усвоить студент, причём по самым разным дисциплинам. Так что же такое работоспособность?

Работоспособность – это способность человека в течение определённого времени выполнять определённый род деятельности, не снижая эффективности.

Различают потенциальную и реальную работоспособность. Потенциальная работоспособность – та, которая присуща конкретному человеку (определяется на основании ряда показателей – см. ниже). Реальная – та, которая реализовывается в процессе выполнения какой-либо деятельности. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

Определение работоспособности базируется на трёх группах факторов:

1. Физиологические (состояние здоровья, тренированность, половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха);

2. Физические или внешние (эти факторы воздействуют на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещённость рабочего места и т.д.);

3. Психические (самочувствие, настроение, мотивация).

Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, т.е. состоянием, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. Итогом утомления является снижение эффективности работы, её продуктивности.

В настоящее время единственной точной мерой работоспособности является количество (объём) работы, которое может быть выполнено. Когда снижается количество предельной работы, т.е. работы, выполняемой «до отказа», автоматически снижается и работоспособность. При возрастающей работоспособности увеличивается и количество предельной работы.



Физическую работоспособность принято оценивать по величине максимального потребления кислорода, достигаемого при ступенчатом повышении мощности выполняемой работы «до отказа». Для каждого индивида показатель максимального потребления кислорода (его ещё называют «кислородный потолок») – характеристика функциональных возможностей его организма, степени совершенства и координации функций центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, крови, мышечной системы, гормональной и т.д. Однако прямое измерение величины максимального потребления кислорода – довольно сложная и тяжёлая процедура для исследуемых лиц. Поэтому широкое распространение получили косвенные (непрямые) методики определения этого показателя, например, путём регистрации мощности нагрузки и частоты сердечных сокращений.

Физическая работоспособность является одной из важнейших составляющих спортивного успеха. Она проявляется в различных формах мышечной активности и зависит от способности и готовности человека к физической работе.

Работоспособность оценивается на основании критериев работоспособности. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые критерии работоспособности включают количественно-качественные показатели. Т.е. спортивная деятельность оценивается:

1. количественно (метры, секунды, килограммы, очки, баллы и т.д.);

2. качественно (точность, надёжность, правильность выполнения конкретных физических упражнений).

К косвенным критериям работоспособности относят различные физиологические, биохимические, психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Иными словами, косвенные показатели – это реакции организма на определённую нагрузку. Они указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем прямые критерии. Это даёт основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации.

При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе её прекращает. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. А.А.Ухтомский считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работоспособности и развития утомления.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Т.е. она не может служить объективным показателем работоспособности. В основе этого несоответствия лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Так, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально значимую работу, усталость не возникает в течение длительного времени. И, напротив, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе ещё не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

Для категории населения, у которой преобладают умственные нагрузки (школьники, студенты, научные работники и т.д.) занятия физической культурой приобретают исключительное значение. Учёными доказано, что тренированный человек легко справляется со значительными и физическими, и умственными нагрузками. Правильно подобранный объём физической нагрузки способствует не только оздоровлению организма, повышению жизненного тонуса, но и повышению работоспособности, причём не только при выполнении физических упражнений, но и в процессе интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры могут быть самыми различными: любые виды двигательной активности в спортивном зале, бассейне, прогулки на свежем воздухе, бег, езда на велосипеде, лыжный спорт и т.д. Каждый должен выбирать вид занятий, исходя из собственных предпочтений и состояния здоровья. Оптимальное количество занятий – 3 раза в неделю. Самый эффективный вид нагрузки – средний, т.к. именно он является самым сбалансированным (при недостаточной нагрузке будет полностью отсутствовать тренировочный эффект; при чрезмерной нагрузке будет иметь место переутомление).

Контрольные вопросы:

· Какие виды умственной деятельности Вы знаете? Дайте краткую характеристику каждому из них.

· Какие факторы влияют на продуктивность умственной деятельности? Каково это влияние?

· Что такое работоспособность? Какие виды работоспособности Вы знаете?

· На каких факторах базируется определение работоспособности?

· Какие критерии работоспособности Вы знаете? Какие показатели включает каждый из них?


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Кафедра: физической культуры.

На тему: «Средства физической культуры в регулировании

работоспособности».

Выполнил: студент 13 группы ЗУФ ИЗКиП

Маслова Т.В.

Красноярск 2010


Введение

1. Учебный труд студента

Заключение

Библиографический список


Введение

В нынешнее время несоизмеримо возрос темп жизни. Это обусловило предъявление современному человеку высоких требований к его физическому состоянию и значительно увеличило нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.

Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента в процессе физической подготовки – это формирование их по заранее спроектированной модели, с помощью адекватных приемов, мер и средств воздействия, специфических для физической культуры.

Этот метод базируется на современной концепции формирования личности профессионала, разработанной учеными – педагогами и психологами.

Для достижения поставленной цели, в соответствии со стандартами высшего образования, предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

− понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

− знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

− формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и психологическое благополучие, развитие и совершенствование психологических способностей, самоопределение в физической культуре;

− обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую готовность студента к будущей профессии;

− приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Обучение в вузе призвано, прежде всего, оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов. Исследования интеллектуального уровня, проводимые Л.В. Меньшиковой по шкале Векслера, показали, что за время обучения в техническом вузе происходит интеграция интеллекта как целостного образования за счет увеличения связей между отдельными его сторонами. Обучение способствует развитию вербальных структур интеллекта, значительно менее затрагивая глубинные, образные его основы, играющие важнейшую роль при овладении технической профессией.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.


1. Учебный труд студента

Одна из важнейших задач высшей школы – создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.

Согласно великому Аристотелю, «хороший вождь должен обладать «этосом», «пафосом», «логосом». Известно, что «этос» – высокая нравственность, источник убеждать в своей правоте, «пафос» – способность затрагивать чувства людей, «логос» – умение разумно обосновать свои поступки и заставлять думать людей.

Вуз – не школа, вуз не обучает, вуз создает условия для того, чтобы учиться тому, естественно, у кого хватит сил и возможностей, чтобы самопознать себя, объективно развить, довести свое «я», качества, умения, навыки, наконец, состояние здоровья, высокий уровень умственной и физической работоспособности, интеллекта, культуры.

Известно, что здоровье человека на 45…50 % зависит от условий образа жизни, избранного стиля, четко связанных с формированием граней личности.

Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду.

Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, зависят от уровня педагогического мастерства преподавателей. До наиглавнейшего компонента – вузовской (не школьной «физры») физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз представляет такую возможность.

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

Этому способствуют:

− активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование и другие виды целенаправленной физической занятости;

− массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент – участник, организатор, помощник и т.п.;

− разумное планирование своей жизни на ближайшие 3 – 5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Работоспособность – сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т.п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов всех импульсов принадлежит мышцам.

Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением мускулатуры.

Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

Психофизиологическая характеристика труда – трудовые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т.д.).

2. Формирование психологических качеств, средствами физической культуры и спорта

Внимание. Отдельные качества внимания имеют много специфического, в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы.

Объем и распределение внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.

Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект.

Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание. Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата. Большие возможности для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.

Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания. Так, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов. Например, принимая мяч, он одновременно определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ и усилие для передачи мяча и т.д. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направлено внимание. Сделав передачу для нападающего, он переключает свое внимание на страховку, прием и т.д., только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на 3 – 6 объектов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания.

Упражнения на внимание. Упражнения для развития объема и распределения внимания:

Бег, езда на велосипеде по шоссе;

Бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег);

Бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног;

Жонглирование двумя и более мячами; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.

Оперативное мышление.

Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются:

Использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах;

Введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества.

Существенный эффект оказывают:

− обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий) приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания;

− упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;

− упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.

Упражнения на оперативное мышление.

1. Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, фехтовальщика, боксера.

2. Эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча).

3. Преодоление незнакомых полос препятствий на время.

4. Бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту.

5. Спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, велополо, мотобол).

6. Игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.

7. Ориентирование на местности.

8. Игра в шахматы «блиц». Продолжительность партии 3 – 10 мин. На каждый ход 3 – 10 с. Время на обдумывание и партию постепенно сокращается.

Эмоциональная устойчивость.

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:

1) приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования

физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;

2) выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.

Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил, занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях.

Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения.

Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности.

1. Бег с горы по сложному маршруту.

2. Эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости, решительности.

3. Выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке,

специальной площадке).

4. Прыжки в воду с вышки.

5. Прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений).

6. Командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и др.)

7. Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту.

8. Скалолазание.

Волевые качества.

Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.

Инициативность.

Формирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:

− выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;

− самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

− соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;

− самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях;

− организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;

− спортивные игры;

− единоборства;

− эстафеты;

− личные соревнования.

Смелость и решительность.

Формированию этих качеств в наибольшей степени способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.

Упражнения на смелость и решительность.

1. Бег под крутую горку с преодолением препятствий.

2. Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.

3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.

4. Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.

5. Упражнения на батуте.

6. Преодоление специальных полос препятствий.

7. Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами.

8. Акробатические прыжки.

9. Прыжки в воду.

10. Прыжки-падения на землю, пол.

11. Быстрое нападение в играх.

12. Боксерский поединок с сильным противником.

13. Скалолазание.

Стойкость.

Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются

упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.

Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что в конечном счете отразится на волевом действии.

Упражнения на стойкость.

1. Медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях – до 3 ч.

2. Темповый кроссовый бег – до 3 ч.

3. Кроссовый бег по сложной, изобилующей различными препятствиями местности.

4. Тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях: в дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре.

5. Соревнования в марш-броске, беге на 8; 10; 20; 30; 42,195 км.

6. Плавание на дальность.

7. Преодоление специальных полос препятствий.

8. Борьба с более сильным противником.

9. Однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы.

10. Шлюпочный поход на 20 км и более.

11. Лыжный переход, велопробег.

12. Задержка дыхания на время на вдохе или выдохе.


Заключение

При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне физической активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта, остеохондроза, радикулита. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела.

Загрязнение окружающей среды чревато опасностью генетических изменений. Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Утренняя гимнастика стала наиболее распространенной формой занятий. Атлетическая гимнастика помогает в формировании красивого, пропорционального тела. Ритмическая гимнастика улучшает утилизацию кислорода в тканях организма, ведет к повышению работоспособности, физической выносливости человека. Плавание улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую систему, предотвращает застой венозной крови, обеспечивая ее возврат в сердце. Велосипед незаменим в борьбе с лишним весом. Спортивные игры развивают ловкость, вырабатывают двигательную активность.

И, наконец, «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!».

Физкультура задерживает процесс старения, предупреждает развитие заболеваний, сохраняет нормальную работоспособность.


Список литературы

1. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М., 1990.

2. Васильева, О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. – Ростов н/Д, 2001.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. – М., 1987.

4. Социально-биологические основы физической культуры /Я.Н. Гулько. – М., 1994.

5. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинича. М:. Гардарики, 2003.

Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в се­

местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между

собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отды­

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти­

ков, курения и токсикомании;

ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ­

ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием орга­

низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор­

ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

3.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха.

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной

деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано с

именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга

возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.

4. "Малые формы" физической культуры в режиме труда студентов.

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов

относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы

в учебном труде студентов с использованием физиче­ских упражнений

(физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но

достаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов в

учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность

пищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на­чинает снижаться.

Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность

восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а

при самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня

физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каж­дых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.

Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические

упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузы

проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-

9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи­ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры,

монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж­нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри­мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

учебный труд интеллектуальный студент работоспособность

Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студентов

Показано, что наиболее приемлемым является режим, где большие нагрузки преобладают во второй половине дня.

Эффективность влияния физических упражнений на умственную работоспособность студентов зависит от планирования занятий по физвоспитанию в сетке учебного расписания. Однако эти закономерности в меньшей степени характерны для квалифицированных спортсменов-студентов, систематически выполняющих значительные по объему и интенсивности физические нагрузки.

Было также показано, что признаки повышения умственной работоспособности выявляются у студентов сразу же после окончания учебных занятий в отделениях спортивных игр, легкой атлетики и лыж.

Сразу же после занятий тяжелой атлетикой и спортивной гимнастикой может иметь место временное снижение умственной работоспособности, которая повышается через 20-30 мин. При этом после выполнения физических нагрузок, близких к максимальным, у большинства студентов отмечается заметное снижение умственной работоспособности.

Исследование влияния физических нагрузок на оптимизацию работоспособности студентов в течение учебного дня показало, что использование нагрузок небольшой интенсивности в фазе врабатывания приводит к умеренному повышению работоспособности в последующие 6 часов учебной работы.

Нагрузки средней интенсивности оказывают выраженный положительный эффект в остром периоде последействия, который сохраняется на всем дальнейшем протяжении работы.

Нагрузки большой интенсивности создают кратковременные незначительные повышения работоспособности, которые быстро сменяются ее снижением до конца учебного дня.

Физические нагрузки небольшой интенсивности в фазе пониженной работоспособности сглаживают процесс утомления; средней интенсивности - поддерживают работоспособность на достаточно высоком уровне до конца учебного дня и в период самоподготовки.

Чрезмерно заниженный уровень двигательной активности ведет к ещё большему снижению работоспособности и малозначим для эффективности учебного труда.

Нагрузки большой интенсивности снижают работоспособность. Это особенно необходимо учитывать студентам, которые занимаются спортом и имеют большие по объему и интенсивности физические нагрузки.

Одни и те же по характеру физические нагрузки могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на показатели умственной работоспособности. Если физические упражнения по своей продолжительности и интенсивности не сопровождаются значительным утомлением, то после них наблюдается повышение умственной работоспособности. В том случае, когда после физических упражнений наблюдается значительное утомление - умственная работоспособность понижается.

Поэтому, если занятия по физическому воспитанию проводятся после окончания общеобразовательных занятий, то можно использовать большие по объему, и по интенсивности нагрузки. В тех случаях, когда занятия по физическому воспитанию проводятся в утренние часы и после них планируются другие учебные занятия, они не должны приводить к значительному утомлению студентов.

Действительно, если физическая нагрузка умеренная, соответствует возрасту, полу и уровню физической подготовки человека, она окажет на организм положительное влияние. А вот чрезвычайное увеличение этих нагрузок и особенно их интенсивности может отрицательно повлиять на состояние здоровья и умственную работоспособность. Более того, чем напряженнее интеллектуальный труд и сопутствующее ему нервно-психическое напряжение, тем умереннее должны быть физические нагрузки.

Вот почему студентам во время сессии, когда эмоциональное и умственное напряжение весьма высоки, нужно снижать (но не в коем случае не исключать!) физические нагрузки.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего, увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями коры головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии по сравнению с состоянием покоя увеличивается на 16-40 % и составляет 2500-3000 килокалорий.

Функции сердечно-сосудистой системы при умственной работе изменяются незначительно, происходит увеличение кровенаполнения сосудов коры головного мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сокращения сосудов, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Однако действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения во время умственной работы заметно сказывается на аппарате кровоснабжения и дыхания. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывает, что частота сердцебиений в это время устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в минуту в период учебных занятий.

В день экзамена эмоциональный настрой, собранность и мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений у некоторых студентов возрастает до 118-144 ударов в минуту, кровяное давление в период сдачи экзамена может повыситься до 135/85-155/95 мм рт.ст. против 115/70 в период учебных занятий. При эмоционально напряженном умственном труде дыхание становится неравномерным, оно может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки. При этом может возникнуть венозная гипоксия (до 20-30 % вместо 60 % в покое). Если же усиливается неравномерность вентиляции и возникает недостаточная координация дыхания и кровотока в малом круге кровообращения, то может возникнуть артериальная гипоксия, достигающая при тяжелом и длительном умственном труде 80 % и ниже. Все эти явления объясняются механизмами повышения утилизации кислорода из крови для удовлетворения работы клеток коры головного мозга и окислительных процессов, в напряженных мышцах.

Вообще, исследования показывают, что чем интенсивнее умственная работа, тем больше энергии тратится в организме. Например, потребление О 2 при длительной умственной работе повышается на 13-50 %, СО 2 повышается на 5-46 %, легочная вентиляция изменяется от –6 до +40 %. У студентов во время сессии в силу нервно-психического, эмоционального напряжения, по сравнению с досессионным, расход энергии увеличивается на 16-40 % и может достигать 60 % в зависимости от режима дня и времени суток, когда протекает работа.

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, сглаживаются реакции на различные по силе раздражители, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. При всякой более или менее продолжительной умственной работе состояние работоспособности не остается постоянным, оно то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием условий внешней среды (освещенность рабочего помещения, шум, температура и содержание О 2 и СО 2 в воздухе), факторов физиологического характера – состояния здоровья в данный день, определяемого питанием, отдыхом, а также психологических факторов.

Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выполняемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий, воздействий со стороны других лиц в виде поощрений и указаний, призывов и т.п.

При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление, при котором длительность деятельности внешних органов чувств или чрезмерно повышается, или до крайности ослабляется. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего является «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственное утомление – это объективное состояние человека, а умственная усталость – это субъективное чувство человека. Умственная усталость может возникнуть при неудовлетворенности работой, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость.

Чувство усталости можно снять, дав выход эмоциям, сосредоточением внимания и усилением интереса к работе.

Наступающее в процессе умственного труда утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон и видов деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением эффективности в другом виде трудовой деятельности.

При систематическом длительном перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Объективными признаками переутомления являются снижение веса тела, расстройства, лабильность частоты сердцебиений и кровяного давления, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

Ограничение двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности современного студента. Но дело заключается не только в том, что процесс обучения студента сопровождается гипокинезией, но и в том, что на фоне ограничения физических нагрузок процесс обучения требует от человека большой нервно-психической деятельности, которая при частом повторении отрицательно сказывается на здоровье. Компенсацией недостающей двигательной активности для студентов является систематическая внеучебная двигательная деятельность, а именно, занятия физкультурой и спортом.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм студента правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Учебная деятельность студентов характеризуется переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные и другие занятия), сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями; в-третьих, сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса.

Рациональный режим дня помогает сохранять высокую работоспособность на длительный период времени и дает возможность эффективнее его использовать. Это связано с тем, что функциональная активность организма ритмически изменяется. Ритмы функционирования или биоритмы имеют различные периоды. Период суточного или циркадного ритма равен 24 часам. Общая продолжительность учебных занятий достигает подчас 10-12 часов в день за счет сокращения, как правило, ночного сна и свободного времени. Вместе с тем ночью снижается уровень обменных процессов, температура тела, функции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Рассогласование биологических и социальных ритмов приводит к заболеваниям, бессоннице, ухудшает память, снижает работоспособность.

Большое значение имеет полноценность ночного сна для восстановления организма. При рациональном режиме продолжительность ночного сна составляет не менее 9часа. Для быстрого засыпания при нарушениях сна, связанных с излишними волнениями и большим утомлением, студентам рекомендуется на ночь выпить стакан горячего молока с 2-3 чайными ложками меда. Режим понимается как система условно-рефлекторных реакций, формирующих динамический стереотип. Выработка динамического стереотипа для центральной нервной системы – большой нервный труд, а его переделка еще более трудна для организма. Отсюда вытекает один из принципов организации суточного режима – недопустимость беспорядочности и частых изменений режимных компонентов, постепенность перехода к новому режиму обучения, новому объему и характеру двигательной активности. Особое значение имеет воспитание потребности в ежедневной утренней гимнастике на открытом воздухе.

Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность достигает оптимальных величин. В дальнейшем вследствие наступления утомления работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.

Примерный распорядок дня студента

Подъем …………………………............……

7.00 (8.30 в выходной)

Зарядка………………………....................….

7.00-7.20

Туалет, завтрак, дорога в институт.........…..

7.20-8.55

Учебные занятия ……………...................….

9.00-15.00

Второй завтрак или обед …….................…..

12.00-13.00

Полдник или обед ……………..................…

15.00-16.00

Отдых, занятия спортом ……..................….

16.00-19.00

Ужин, выполнение заданий …..................…

19.00-21.00

Свободное время ……………..............…….

21.00-23.30

Отход ко сну ……………………............…...

Работоспособность в начале учебной недели бывает несколько понижена (период выработки), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник, среда, четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности; в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается подъем работоспособности, что связано с явлением «конечного перерыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации работоспособности на протяжении 2-2,5 месяцев. С началом зачетной сессии на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться.

В период зимних экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности сходны с отмеченными в первом полугодии, однако, в целом, ее уровень несколько ниже, снижение наступает раньше, еще до начала экзаменационной сессии; в период экзаменов градиент работоспособности выражен резче, чем в первом полугодии (рис. 2).

Изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.

Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями связано с формированием у студентов правильного отношения к физической культуре, пониманием ее социальной роли, с осознанием личной необходимости заниматься освоением определенной системы занятий для организации здорового образа жизни. Образовательная подготовка, предусмотренная программой физического воспитания, предполагает не только систему определенных знаний, но также известные умения, которые должны обязательно использоваться в практике.

Несмотря на интегральный характер воздействия средств физической культуры и спорта на решение общих задач физического воспитания их можно условно дифференцировать по направленности использования: как средства нормирования двигательной активности, как средства активного отдыха и повышения умственной работоспособности и как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.

Одним из обязательных факторов здорового образа жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок. Они определяют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организационных и самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, который стал одним из видов общественной деятельности. Высокий уровень достижений в спорте требует от занимающихся выполнения очень больших по объему и интенсивности физических нагрузок.

Отсюда возникает важная задача – определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной деятельности.

Минимальные границы должны характеризовать тот объем двигательной активности, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма.

Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигаются наилучшие функциональные состояния организмов студентов и высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности.

Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести к переутомлению, к резкому снижению работоспособности в учебе и труде.

В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать «функциональное» удовольствие от их выполнения («мышечную радость»). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологическими нагрузками становятся потребностью студентов в зависимости от их эмоциональности и интереса.

Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в период зачетно-экзаменационной сессии, могут создавать у студента нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда, быта и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.

Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относятся активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Экзаменационная ситуация характерна известной неопределенностью исхода, что делает ее сильным эмоциональным фактором.

В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение – как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной активности через движение является наиболее эффективной.