Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Человек как биосоциальное существо презентация. Человек биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на земле. Основные теории происхождения человека

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа №3

По дисциплине Философия

на тему «Человек как биологическое, социальное и культурное существо»

Выполнил

Студент группы

Гайдышев Виталий

№ зач.кн. 093104

Проверила:

Шицко В.Л.

Алматы, 2011

ПЛАН

Введение… 3

1. Развитие представления о человеке как о личности… 5

2. Биологическая природа человека, ее влияние на формирование личности 7

3. Социальная природа человека, процесс социализации… 11

4. Влияние культуры на развитие личности… 16

Заключение… 19

Тема работы: “Соотношение биологического, социального и культурного в развитии личности”. Выбор данной темы определяется ее актуальностью. Сегодня человеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но понятие “личность” является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково разными авторами.

В современной социологической науке существует множество концепций личности. Теория личности как субъекта и объекта деятельности (марксистская социология) делает главный акцент на взаимодействии личности и общества; диспозиционная теория саморегуляции социального поведения (Т. Знанецкий, Ч. Томас, В.А. Ядов) рассматривает поведение личности на основе ее предрасположенности к определенному восприятию конкретных условий. В соответствии с поведенческой концепцией (Б. Скиннер, Дж. Хоманс) поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты. В психоаналитической социологии (З. Фрейд) предпринята попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта. Ролевая теория личности (Г. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Проанализировав данные концепции, можно выделить два противоположных взгляда на развитие личности. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Вместе с тем в некоторых концепциях прослеживается мысль о том, что личность – это сложное, многоплановое, внутренне структурированное образование. На мой взгляд, целесообразно рассматривать формирование личности как совокупность биологического и социального развития. Поэтому ни одну теорию личности не стоит принимать как единственную и исчерпывающую.

На основе выше изложенного сформулируем основную цель и определим задачи. Цель – рассмотреть соотношение биологического, социального и культурного в развитии личности. Задачи:

· проанализировать развитие представлений о человеке как личности;

· дать определение понятию “личность”;

· рассмотреть биологическую природу личности;

· описать процесс социализации личности, приобщения ее к культуре.

Прежде чем дать определение понятию “личность”, стоит обратить внимание на эволюцию взглядов о человеке. Философ античности Сократ говорил, что “Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания. Каждый человек обладает внутренним “Я” центром, которого является разум, мышление”. Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что воплотилось в учении гуманизма. Христианство поместило человека в центр мироздания. Человек - это Храм, он создан по образцу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца. Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. Возрождение называют еще “веком разума”, ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление “царства разума”, политических свобод и гражданских прав человека. Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух - главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово “индивидуальность”, как и слово “личность”, появилось каких-то 200 - 300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. На протяжении 19 века ученые-естественники личностные черты индивида приписывали наследственности. В первой половине 20века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность не гарантирует того, что из человека получится великая личность. А неблагоприятное стечение биологических факторов не исключают возможность для человека стать полноценным членом общества. Огромную роль играет среда, в которую попадает человек после рождения. Таким образом, проблема соотношения биологического и социального в человеке приобрела острый характер.

Ученые пришли к выводу: нельзя ставить знак равенства между понятиями “личность” и “человек”, “личность” и “индивид”.

Человек – понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homosapiens. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. В социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида. В этой связи представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения”.

Вывод: человек - существо биосоциальное; преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственно неполноценным или стал своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные. Следовательно, в структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и культурная. Рассмотрим их подробно.


2. Биологическая природа человека, ее влияние на формирование личности

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3. 3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек,1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый «китайский человек», 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад).

По показателям биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93% - остаются неиспользованным «серым веществом».

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически неповторимый организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле, за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходит из куколки только для того, чтобы, оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела «своего возлюбленного» дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню. И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Нелишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, «цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью». Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Что же касается влияния биологической природы на развитие личности, то можно отметить, что особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно, даже больше, чем тип нервной системы (скажем, уравновешенность или неуравновешенность человека). Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности, ограничивает широкое и полнокровное общение с людьми. Но “одни индивиды могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми”.

Вывод: никакие анатомические, физиологические или психические особенности не определяют формирование личности строго однозначно. Они - всего лишь предпосылки, но не составные части личности.


3. Социальная природа человека, процесс социализации

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек “усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений”.

Социобиологи выяснили, что животные, оказывается, умеют любить, дружить, создавать семью, приходить на помощь друг другу, сотрудничать и образовывать сообщества, быть альтруистами, раздражаться.

Но вот чего не удалось им обнаружить, так это социализации. В зачаточной форме обучение “правилам жизни” существует у обезьян или волков. Но передачи смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет.

Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Когда их нашли, выяснилось, что “дети джунглей” не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. “Изолянты” так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они - продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Человеческие детеныши (феральные люди), воспитанные в стае волков (т. е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях, приближаясь к мясу, предварительно ею обнюхивали, испытывая жажду, облизывали зубы. Однако усвоить у них “правила социальной жизни” они не могли. Неудивительно, что, вернувшись в общество, т. е. к представителям своего вида, “фералы” не стали полноправными социальными существами.

На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем «общественным бытием», которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, станут его мировоззренческими отличиями. В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти с силой естественного закона. Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального положения человека.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился “свертывать” этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития. Социализация - такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы, В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Вывод: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация - качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап - самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки. Только в обществе человек может превратиться в личность. Социальное в структуре личности играет определяющую роль.


4. Влияние культуры на развитие личности

Социализация ведет к приобщению человека к культуре. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое. Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и оказывает огромное влияние на его развитие как личности, формирует его ценностные ориентации, мировоззрение.

Поэтому именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Вывод: культурный компонент в развитии личности играет огромную роль. Человек с рождения растет в определенной культурной среде, определенной исторической эпохе. Это формирует его нравы, моральные принципы, мировоззрение. Приобщение к другим культурам, изучение их особенностей способствует духовному обогащению, расширяет кругозор формирующейся личности.

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует. Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе действует по законам нравственности.

1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 2000. 382 с.

2. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1990.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

4. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

5. Человек. /Авт. - сост. Макарова Н.Е. – Мн.: Современный литератор, 2001.

Университетский колледж федерального
государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
"Оренбургский государственный университет"
(Университетский колледж ОГУ)
Презентация
по обществознанию
на тему:
" Человек как биосоциальное существо"
Выполнила:
Группа: №18ЗИО-1
Миронова М.
Преподаватель:
Ушакова О. А.
05.09.2018г.

План:
▪ Понимание под словом человек.

▪ Человек как предмет биологической и социальной
эволюции.
▪ Человек как биосоциальное существо.
▪ Основные отличие человека от животного.
▪ Индивид, индивидуальность и личность.
▪ Вывод.

Понимание под словом человек.
ЧЕЛОВЕК- общественное существо
обладающее разумом и сознание,
а также субъект общественноисторической деятельности
и культуры. Возник на Земле в
результате эволюционного
процесса - антропогенеза, детали
которого продолжают изучаться

Версии происхождение человека.
Общие понятия
Издавна человек являлся предметом изучения
наук о духе и природе. Между социологией
и естествознанием до сих пор ведется
диалог о проблеме бытия и обмен
информацией. На данный момент ученые
дали человеку конкретное определение.
Это биосоциальное существо, которое
совмещает в себе интеллект и инстинкты.
Следует отметить, что не один человек в
мире является таким созданием. Подобное
определение можно с натяжкой отнести и к
некоторым представителям фауны на
Земле.

Версии происхождения человека.
Теория Дарвина
В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека.
Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория
британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес
неоценимую лепту в биологическую науку. Его теория основана на
определении естественного отбора, который играет роль движущей
силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения
человека и всего живого на планете. Фундамент теории Дарвина
сформировали его наблюдения за природой во время путешествия
вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась
более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученыйестествовед - А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он
признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось
целое направление - дарвинизм.

Теория Дарвина

Версии происхождения человека.
Теория вмешательства.
В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность
посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками
инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет
назад. Такая история происхождения человека имеет сразу
несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате
скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что
всему виной генная инженерия высших форм разума, которые
вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что
люди произошли в результате ошибки опытов над животными. С
другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об
инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо
сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных
уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие
свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то
сверхъестественные силы.

Теория вмешательства

Версии происхождения человека.
Теория творения.
Данное ответвление получило названием
креационизм. Его последователи отрицают
все основные теории происхождения
человека. Считается, что людей сотворил Бог,
который является высшим звеном в мире.
Человек был создан по его подобию из
небиологического материала. Библейская
версия теории гласит, что первыми людьми
были Адам и Ева. Их Бог сотворил их глины. В
Египте и многих других странах религия
уходит далеко в античные мифы.
Подавляющее большинство скептиков
считают эту теорию невозможной, оценивая
ее вероятность в миллиардные доли
процента.

Человек как предмет биологической и социальной
эволюции
Взаимосвязь духовного и телесного, биологического
и социального начал в человеке. Бытие человека,
его деятельность и творчество. Цель и смысл жизни
человека, его жизненный выбор и образ жизни.
Самореализация человека и его самопознание.
Личность, ее самореализация и воспитание.
Внутренний мир человека. Сознательное и
бессознательное. Поведение, свобода и
ответственность личности. Познавательная
деятельность человека. Мировоззрение как
система взглядов на мир и место человека в нем.
Истина и ее критерии. Научное познание. Знание
и вера. Многообразие форм человеческого
знания. Науки о человеке и обществе. Социальное
и гуманитарное знание. Всему этому
предшествовало длительное эволюционное
развитие в самом человеке биологического,
социального и духовного начал.

Человек как биосоциальное существо.
Человек по своей сути есть
существо биосоциальное. Он является частью
природы и вместе с тем неразрывно связан с
обществом. Биологическое и социальное в
человеке слиты воедино, и только в таком
единстве существует человек. Биологическая
природа человека – это его естественная
предпосылка, условие существования, а
социальность - сущность человека. Как
биологическое существо человек принадлежит
к высшим млекопитающим, образуя особый
вид Homo Sapiens. Биологическая природа
человека проявляется в его анатомии,
физиологии. Как биологический вид человек
обладает кровеносной, мышечной, нервной,
костной и другими системами

Основные отличие человека от животного.
▪ Человек сам создаёт для себя окружающую среду,
преобразуя и изменяя природную среду. Животное
же может только приспосабливаться к условиям
природы.
▪ Человеческие потребности всё время растут и
меняются. Потребности же животного почти не
меняются.
▪ Человек эволюционирует по биологической и
социально-культурной программам. Поведение
животных подчиняется лишь инстинктам.
▪ Человек относится к своей жизнедеятельности
сознательно. Животное не обладает сознанием и
следует только инстинктам.
▪ Человек создает продукты материальной и духовной
культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не
создаёт и не производит.

Индивид
Индивид в переводе с латыни (individuum)
означает «неделимый». Это – конкретный
представитель человечества, человеческая
особь, у которой есть характерные только
ей психологические и биологические
особенности. Таким образом, индивид – это
конкретный человек со своими
особенностями, данными ему от рождения,
индивидуальность – уже больше
психологический термин, чем
биологический – набор навыков (характера,
умения, знаний), приобретенных в процессе
жизнедеятельности.

Индивидуальность
Индивидуальность -
совокупность характерных
особенностей и свойств,
отличающих одного индивида
от другого; своеобразие
психики и личности индивида,
неповторимость, уникальность.

Личность
ЛИЧНОСТЬ – относительно
устойчивая целостная
система интеллектуальных,
морально-волевых и
социально-культурных качеств
человека, выраженных в
индивидуальных
особенностях его сознания и
деятельности.

Вывод
В 20 веке было предложено создать единую науку,
предметом изучения которой могли бы быть все
природные и социальные свойства и отношения
человека. Если бы такая наука была создана, то
возможный вариант определения предмета её
изучения мог бы быть описан так:
«Человек - это субъект общественноисторического процесса, развития
материальной и духовной культуры на Земле,
биосоциальное существо, генетически
связанное с другими формами жизни, но
выделившееся из них благодаря способности
производить орудия труда, обладающее
членораздельной речью и сознанием,
нравственными качествами»

«Человек и биосфера» - Урок - конференция "Человек как житель биосферы". Основные законы экологии. В кружочках, которые соответствуют правильному ответу, поставьте знак +. Предотвращение загрязнения окружающей среды Сохранение видового разнообразия Внедрение новых видов в экосистемы Сокращение численности хищников в экосистемы.

«Экология квартиры» - Известно еще со времен Заратустры: Проветривать комнату надо бы утром! Дом, в котором мы живем… Мирт Аспарагус. Бактерии уничтожают, Что жизнь, заметьте, облегчает! В отделке используй материалы получше, Не стоит за модою гнаться! Откройте все форточки минуток на 20, Тогда не придется уже задыхаться!

«Человек - часть природы» - Будь благодарен каждому клочку земли, Куда ступал ты на веку. Е. Благинина. 1.Что из перечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что – к катастрофе? А человеку нужна родина. И.С. Тургенев. Лес – прекрасен во все времена года. Не рвите цветы, не рвите! Закон РФ Об охране окружающей природной среды.

«Климат и человек» - Гиппократ. Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Влияние климата на человека. Народ севера. Тайфуны в Тайване. ? Массовая вырубка лесов и уменьшения количества планктонов. Индейцы. До воздействия человека. Наводнение в Австралии. Аномалии природы. Снегопад в Пекине.

«Экология и человек» - Структура природной среды. 2. Экологический менеджмент Лекция 1. Предмет курса – экологический менеджмент. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа. Экологический менеджмент. 7. Экологический менеджмент и социальная экология. 4.

Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.


Происхождение и природа человека

Цели: расширять знания учащихся о взглядах на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность», «общество»; развивать умение анализировать информацию из разных источников; воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

Проблема

Философ И. Кант утверждает, что вопрос «что есть человек?» - самый сложный вопрос в науке. Постарайтесь в конце урока дать оценочное суждение, прав ли великий философ И. Кант.


Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получил название антропогенез.


Основные теории происхождения человека

Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественно –научные (материалистические) теории

Божественное происхождение человека. Душа- источник человеческого в человеке

Ч. Дарвин(1809 – 1882)-создатель эволюционной теории

Человек-создание внеземное, пришельцы из космоса, посетив землю, оставили на ней человеческие существа

Ф.Энгельс (1820-1895)- социальный мыслитель, политический деятель

Человек как биологический вид имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Основные теории происхождения человека

Влияние на психофизическое состояние человека энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно. Загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.


Человек как биосоциальное существо

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гуманидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тыс. лет назад. Человек- существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Биологическое + Социальное

существо существо

Условие, предпосылка существования человека

Сущность человека


Человек как биологическое существо

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие его существования. Она проявляется в его анатомии, физиологии, он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования


Человек неразрывно связан с обществом. Он становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в обществе с другими.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание, разум, свобода и ответственность и др.


Человек как социальное существо

О том сколь велика роль общества в развитии человека показывают примеры детей "Маугли». Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения, имеют особенности социального развития: не могут говорить, не могут ходить на двух ногах, считают себя животными, среди которых они выросли, уровень интеллекта у них очень низкий.


Основные отличия человека от животных

  • Мышление и членораздельная речь
  • Способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • Способность к преобразованию окружающей действительности и созданию необходимых материальных и духовных благ

4.Способность изготавливать орудия труда и использовать их

5.Воспроизводство не только своей биологической, но и социальной сущности, удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей


Человек

Существо универсальное

(способное к любому виду деятельности )

Существо уникальное, открытое миру, духовно незавершенное

Существо целостное

(интегрирует в себе психическое, духовное и физическое начало)


Индивид

Индивид (в переводе с латинского- неразделимый, неразделенный) – это единичный рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества (разума, воли, потребностей, интересов и т.д.). Человек как отдельная особь среди других людей


Индивидуальность

Индивидуальность- это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, гармоничность и непринужденность его деятельности. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.


Личность

Личность (в переводе с латинского- особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Личность- это человек с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.


Структура личности

Социальная роль

Образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу

Социальный статус

Место человека в системе общественных отношений

Направленность

Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.



Науки о человеке

Вопрос о сущности человека чаще вceгo рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом. Под биологическим понимается анатомическое и

физиологическое строение, особенности генетики,

основные процессы, обусловливающие

функционирование человеческого организма.

Эти свойства человека изучают различные отрасли

биологии и медицины


Науки о человеке

Психическое - синоним внутpeннeгo мира человека.

Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции

и т. п. Познанием психического занимается

психология. Одной из основных проблем этой

области знания является изучение внутpeннeгo

мира человека во всей eгo мнoгoмepности, сложности и противоречивости.


Науки о человеке

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек - это общество в миниатюре.

Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры - мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.


Науки о человеке

Космическое – проблема взаимоотношений человека со Вселенной. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ритмы Космоса

оказывают

влияние на

динамику

изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в мaкpo- и микромире. Человек –

частица ноосферы.


Выводы

На формирование человека влияют три группы факторов:

биологические данные (половозрастные особенности, особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и т. п.);

социальное окружение, или социокультурные условия. Они изменяют среду обитания,накладывают множество запретов на поведение людей, формируют у человека новые потребности и ориентации;

индивидуальная история.

Человеку присущи:

общечеловеческие черты , свойственные всем людям как членам одного человеческого рода;

социально-типичные черты, характерные для него как представителя определенной группы, класса, народа, конкретного общества;

индивидуальные черты, составляющие неповторимое своеобразие данного конкретного человека.


В начале урока мы говорили, что, по мнению И. Канта, вопрос «Что есть человек?» - самый сложный вопрос в науке. Как вы думаете, прав ли великий философ?

Домашнее задание

Подготовить эссе на основе высказываний «Человек - самая большая загадка в мире», «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть досто­инство» (В. О. Ключевский)




Отличия человека от животных Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить


Человеческие / животные потребности ЖивотныеЧеловек Инстинкты+ Сознание Потребности не связаны между собой Потребности взаимосвязаны Подлинные потребности + Мнимые потребности не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу только ест способствуют развитию ведут к деградации


Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные




















Творчество Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются






Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо


Другие элементы психики Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей. Мотивы – осмысленные побудители действий. Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий. Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.


Важнейшие качества личности Сознание и самосознание Способность успешно взаимодействовать с другими людьми Личное достоинство Наличие убеждений и принципов Способность нести ответственность Самоопределение Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза () способность воспроизводить действительность в идеальных образах




Социализация Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур детство юность зрелость старость агенты первичной социализации: родители, родственники, друзья вторичной социализации: учителя, коллеги, руководители институты социализации семья, школа, армия, церковь + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования десоциализация? ресоциализация?


Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: 1)врожденная предрасположенность 2)неблагоприятная социальная среда 3)политические, экономические кризисы 4)конфликт между господствующей культурой и субкультурой


Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны


Духовный мир личности духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении знания о природе, обществе и человеке убеждения и вера в истинность своих убеждений способность к тем или иным видам деятельности чувства и эмоции цели ценности МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем


Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека


Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: 1)гуманистическое мировоззрение 2)религиозное мировоззрение 3)научное мировоззрение 4)обыденное мировоззрение




Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (гг. до н. э.)). Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (гг. до н. э.)). Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (гг. до н. э.)). Религиозный: самоотверженное служение Богу. Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (гг.). Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.