Error: не определено #11234. Институт ядерной физики имени г и будкера. Институт ядерной физики СО РАН (ИЯФ) Сибирский адронный коллайдер (2011). Установки, работающие в институте
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Институт ядерной физики имени г и будкера. Институт ядерной физики СО РАН (ИЯФ) Сибирский адронный коллайдер (2011). Установки, работающие в институте

Юрий Алексеевич Гагарин. Родился 9 марта 1934 года в Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область - умер 27 марта 1968 года около города Киржач, Владимирская область. Советский лётчик-космонавт. Герой Советского Союза.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.

Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.

Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.

В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства).

В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город - Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.

Юрий Гагарин - первый космонавт

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР, то есть по месту жительства (прописки) родителей.

Фактическое место рождения - роддом города Гжатска (переименованного в 1968 году в г. Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902-1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984), - работала на молочнотоварной ферме.

Его дедушка, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев, жил в Санкт-Петербурге, в Автове, на Богомоловской (ныне Возрождения) улице в конце XIX века.

Детство Юрия Гагарина прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немецкие войска, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб.

В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в Чкалов (ныне Оренбург), в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался Гагарин у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова.

Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил в Луостари (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». Воинское звание старший лейтенант.

9 декабря 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.

11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина была организована специальная войсковая часть (В/Ч) № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов (в дальнейшем, часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС). Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта - вместе с семьёй выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало - это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям.

После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 года, Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звёздный. Там в тот момент удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Первый отряд космонавтов СССР). Кандидаты набирались именно среди военных лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность.

Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток».

Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли. Лётчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полёту, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“».

В первом отряде космонавтов обозначились три лидера - Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов.

Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил . По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное и Н. П. Каманиным.

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.

Юрий Гагарин - Подготовка к первому запуску человека в космос

Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды («стреляющим») во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск (впоследствии генерал-майор) А. С. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублёром у второго перископа был Л. А. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. П. Королёва по испытаниям.

В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени.

Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327×180 км. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы её разблокировать.

В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.

Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолёта Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (Первому секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.

После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полёт Гагарина в космос.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвёл посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии - подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву: "Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено..."

Дальше была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР».

Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не назывались. вручил Гагарину «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и орден Ленина. Многих новорожденных мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина - Юрием.

Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.

1 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. М. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по теме методологии использовании и дозвуковой аэродинамики разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата, причём его дипломная работа превосходила дипломы товарищей более чем в два раза. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии.

В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс.

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

В 1964 году Гагарин назначен командиром отряда советских космонавтов.

Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР 6-го (избран в Совет Союза в 1962 году по Сычёвскому округу) и 7-го (в 1966 году от Совет национальностей) созывов, являлся членом ЦК ВЛКСМ (избирался на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ) и руководил внештатным отделом космонавтики газеты «Красная Звезда» (с 1964 года). Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества «Финляндия - СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы.

В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа.

Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.

Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.

Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов.

27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе , выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.

Юрий Гагарин - тайна гибели

Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.

К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию.

Исследования группы специалистов под руководством С. М. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Вследствие этого, МиГ-15УТИ Гагарина и Серёгина попал в плоский штопор. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя - катапультироваться было уже поздно.

В 2013 году Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии эта версия полностью подтвердилась: в зоне полёта Гагарина и Серёгина несанкционированно оказался самолёт Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон, пройдя на расстоянии 10-15 метров от самолёта Гагарина и тем самым вогнав последний в спираль, выйти из которой лётчики не успели.

Юрий Гагарин - секретные материалы

Семья и личная жизнь Юрия Гагарина:

Дед - Тимофей Матвеевич Матвеев, рабочий Путиловского завода, революционер.
Отец - Алексей Иванович Гагарин (1902-1973), плотник.
Мать - Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984), работала на молочнотоварной ферме.
Сестра - Зоя Алексеевна Гагарина (в замужестве Бруевич, 1927-2004), работала медсестрой в Гжатской больнице. Её дочь, Филатова Тамара Дмитриевна - заведующая отделом Музея Ю. А. Гагарина (г. Гагарин).
Братья: Борис Алексеевич Гагарин (1936-1977), рабочий Гжатского радиолампового завода. Валентин Алексеевич Гагарин (1924-2006), плотник.

Жена - Валентина Ивановна Гагарина, урождённая Горячева (поженились в 1957 году в Оренбурге), работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полетом. На пенсии. В Оренбурге, в доме, где жила семья Валентины, впоследствии был открыт Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных.

Дети - дочери: Елена (род. 17 апреля 1959) - генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль», кандидат искусствоведения - и Галина (род. 7 марта 1961) - профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета академии им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Юрий Гагарин с женой Валентиной и детьми

Я - землянин Гагарин,
человеческий сын:
русский, грек и болгарин,
австралиец и финн.

Я вас всех воплощаю,
как порыв к небесам.
Моё имя случайно.
Не случаен я сам.
Евгений Евтушенко

В XX веке немного событий, которые можно назвать по-настоящему светлыми. Но есть дата, которая вызывает позитивные эмоции в любой стране. 12 апреля - день, когда советский лётчик Юрий Гагарин обогнул Землю на корабле «Восток», открыв человечеству дорогу в космос. Его полёт длился меньше двух часов, но вызвал колоссальный резонанс в мире. Гагарин стал знаменитостью, на фоне которой померкли суперзвёзды шоу-бизнеса и политики. А всё потому, что Юрий сам был человеком, который словно явился из прекрасного будущего.

Начало пути

Младшие Гагарины: Юра (сидит) вместе с братьями Валентином, Борисом и сестрой Зоей

Гагарин родился в семье колхозника 9 марта 1934 года, в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. Поговаривают, что на самом деле будущий космонавт появился на свет 8 марта, но отец попросил исправить документы, чтобы сын не мучился, совмещая два праздника. Часто биографы пытаются создать впечатление, будто родная деревня Юрия была глухой дырой, чтобы подчеркнуть, что даже «самородок из глубинки» может в одночасье покорить весь мир. Но малая родина будущего космонавта была не такой уж глухоманью. Гжатск находится недалеко от Москвы, а через Клушино проходил оживлённый Тверской тракт.

Семья Гагариных (помимо Юрия, у них было ещё трое детей) жила в добротном крестьянском доме и не бедствовала даже после коллективизации - им удалось сохранить в личном пользовании немало скотины. Отец Алексей Иванович работал на мельнице, мать Анна Тимофеевна была дояркой, позже - заведующей скотофермой. Размеренную жизнь Гагариных нарушила война. 1 сентября 1941 года Юра пошёл в школу, а через месяц Клушино уже заняли немецкие войска.

В том же сентябре первоклассник стал свидетелем происшествия, которое запомнил навсегда. В небе над селом появились два советских истребителя: ЛаГГ-3 и Як-1. Первый из них был подбит, и пилоту пришлось совершить вынужденную посадку на болото. Второй самолёт рискованно приземлился рядом. Дети прибежали посмотреть на пилотов. Те попросили ведро, с помощью которого перелили оставшийся бензин в бак «Яка», и улетели вместе. Возможно, именно это событие вдохновило Юру стать военным лётчиком.

Войну Гагарины перенесли тяжело. Даже когда в марте 1943 года Гжатский район был освобождён, легче не стало. Отступая, гитлеровцы сожгли большинство домов и угнали на работы молодёжь, в том числе брата и сестру Юрия. К счастью, в 1945-м советские войска освободили Гагариных, и они смогли вернуться домой.

После освобождения семья жила бедно - отец был занят на восстановлении села, старшие дети ещё не вернулись, и Юра, которому было всего девять лет, помогал маме по хозяйству. Параллельно он пытался учиться - хотя школу сожгли, деревенские дети занимались с учительницей в обычной избе. Вместо тетрадей писали на немецких листовках, счётные палочки заменили гильзами, а буквари - уставом РККА. В конце 1945 года семья, чтобы как-то выжить, решила перебраться в Гжатск. Юрий пошёл в третий класс местной школы.

Будущий космонавт проявлял завидное упорство и желание учиться, интересовался всем на свете и быстро нагнал одноклассников. И с физическим развитием у Юры всё было в порядке - например, он победил в турнире по подтягиваниям на турнике. В шестом классе учитель физики Лев Беспалов, завоевавший расположение ребят научными фокусами, познакомил учеников с работами Циолковского - и Юра заинтересовался ракетной техникой.

После шестого класса обучение прервалось: надо было кормить семью. Юрий уехал в Москву, а затем в Саратов, чтобы освоить дефицитную профессию мастера-литейщика. Не освоил, зато нашёл свою подлинную страсть. Небо.

Небесные рубежи

Быт в Саратовском техникуме оказался суровым - жить приходилось в одной комнате на тридцатерых, ученики часто дрались с местными хулиганами. Но Юра активно учился, читал всё подряд, играл на трубе, стал капитаном баскетбольной команды (несмотря на невысокий рост), записался в физикотехнический кружок, где вновь увлёкся идеями Циолковского. Параллельно молодой литейщик стал интересоваться авиацией. В октябре 1954 года Гагарин твёрдо решил стать лётчиком и записался в Саратовский аэроклуб. Там он быстро освоил теорию и получил допуск к лёгкому учебному самолёту Як-18.

Через год военкомат направил Юрия в Первое Чкаловское военное училище лётчиков (ныне - Оренбургское высшее военное авиационное училище имени Полбина). Новоиспечённому курсанту повезло: на вооружение принимался новый реактивный истребитель-перехватчик МиГ-15бис, под него срочно требовались пилоты. Юрий прошёл ускоренную подготовку, став офицером раньше положенного срока.

Не обошлось без проблем. Из-за невысокого роста Гагарин с трудом видел землю при посадке и допускал ошибки, грозившие отчислением. Старшие офицеры, видя его огромное желание летать, помогли молодому лётчику: по совету инструктора Юрий стал подкладывать на кресло подушку. Вскоре Юрий получил право на самостоятельные полёты и окончил училище с отличием, благодаря чему смог самостоятельно выбрать место дальнейшей службы.

И тут ярко проявилась черта характера Гагарина, которая впоследствии сыграла решающую роль, когда выбирали первого космонавта. Он не избегал трудностей и ставил себе сложные цели. Вместо того чтобы выбрать, к примеру, Крым, Юрий отправился служить в суровое Заполярье - Луостари-Новое Мурманской области, недалеко от норвежской границы.

Примерно в то же время был запущены первый искусственный спутник Земли и космический аппарат с собакой Лайкой. Эти события произвели огромное впечатление на лётчика. Юрий и его друзья наизусть выучили параметры полёта, спорили, когда в космос полетит человек (они думали, что лет через десять), представляли, каким будет его корабль. Гагарин догадывался, что если где-то строят пилотируемые космические корабли, то готовят и пилотов для них. Но молодому лётчику не хватало смелости выяснить, к кому обратиться с этим вопросом.

Лишь в начале октября 1959-го, когда аппарат «Луна-2» достиг ночного светила, Юрий подал рапорт на имя командира полка с просьбой направить его на «специальную подготовку». И письмо дошло до нужных людей! В полк приехала военная комиссия, которая должна была отобрать кандидатов для особого задания.

Отряд космонавтов

В 1958 году не было единого мнения, кого следует посылать в космос первым, - учёного-ракетчика, лётчика-испытателя, военного водолаза, врача… Окончательное решение принял главный конструктор Сергей Королёв - он предложил набирать в отряд космонавтов молодых лётчиков со средним образованием, проходящих службу в дальних гарнизонах. Королёв верил, что первые космонавты когда-нибудь станут командирами больших межпланетных кораблей. Поэтому их надо готовить из дисциплинированных людей, имеющих опыт самостоятельных полётов.

На первоначальном этапе специалисты-медики отобрали три с половиной сотни кандидатов. Осенью 1959 года лётчиков начали группами вызывать в Москву, где их осматривали и подвергали физическим испытаниям. Их выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, встряхивали на вибростенде, проверяли устойчивость их организма к гипоксии. Требования, предъявляемые к кандидатам, были настолько высоки, что две трети из них не справились с испытаниями. Но на то были причины. Никто не знал, как повлияет космический полёт на человеческий организм. Готовились к худшему.

Лейтенант Гагарин прибыл в авиационный госпиталь 24 октября 1959 года. Благополучно прошёл медосмотр, успешно выдержал испытания на стендах, при этом не теряя присутствия духа, чем вызывал симпатию у врачей. «Врачей было много, и каждый был строг, как прокурор», - шутил лётчик. Многие кандидаты рано или поздно отказывались сами, испугавшись дальнейших трудностей.

В итоге осталось двадцать человек - они и стали первыми «космонавтами-слушателями». В марте 1960 года членов отряда собрали в Москве и начали их обучение. Им преподавали астрофизику, геофизику, ракетную технику, динамику орбитального полёта, устройство космического корабля, на котором им предстояло полететь. Слушатели прыгали с парашютом, побывали в искусственной невесомости, которая создавалась внутри пикирующего учебного истребителя МиГ-15УТИ. Юрий быстро стал неформальным лидером коллектива. Чтобы снять напряжение и развеяться, он придумал сатирическую стенгазету «Шприц». К работе над ней позже присоединился Алексей Леонов, у которого обнаружился талант художника. Не терял Юрий и тяги к знаниям. Сохранилась запись в его дневнике, где он сетовал на свою слабую начитанность, цитируя при этом Мишеля де Монтеня, Леонардо да Винчи и Сергея Танеева!

Такая подготовка проводилась впервые, и оборудования банально не хватало на всех. Поэтому руководители отобрали шестерых лучших: Павла Поповича, Андрияна Николаева, Юрия Гагарина, Германа Титова, Валентина Варламова и Анатолия Карташова. Они получили приоритетный доступ к технике, а остальные готовились по менее интенсивной программе. Позже Варламов и Карташов выбыли из программы по здоровью. Их заменили Григорий Нелюбов и Валерий Быковский.

Тем временем США, которые не собирались уступать первенство в космосе, начали подготовку к запуску корабля «Меркьюри». Это не могло не тревожить Королёва. Работы над «Востоком» пришлось ускорить. Поначалу планировалось, что космонавт незадолго до приземления катапультируется из спускаемого аппарата корабля в специальном контейнере, но такая система требовала длительной доводки. Инженеры заменили контейнер на катапультируемое кресло. Из-за этого понадобился скафандр, который обеспечил бы безопасность космонавта в случае разгерметизации. А скафандры шились долго и по индивидуальной мерке. Надо было заранее определить, на кого их делать. Любой из шестёрки был готов к полёту. После обсуждений командование выделило троих: Юрия Гагарина, Германа Титова и Григория Нелюбова. Летом 1960-го космонавты побывали в Подлипках, где ознакомились с кораблём «Восток», на котором одному из них предстояло полететь. Тогда же Королёв поинтересовался, не хочет ли кто-то посидеть внутри корабля. Юрий вызвался первым. Перед тем, как забраться внутрь аппарата, он разулся, чем позабавил Королёва и вызвал у него симпатию. Многие современники Гагарина отмечали его готовность к самым трудным испытаниям - он всегда вызывался первым, какой бы трудной ни была задача.

В начале октября 1960 года космонавты переехали в подмосковный Жуковский, где проводились занятия на тренажёре космического корабля «Восток». Тренировка выглядела так. Слушатель облачался в авиационный костюм и садился в кабину тренажёра, где оборудование было аналогично штатному. По переговорному устройству воспроизводился рёв взлетающей ракеты. Затем инструктор громко говорил: «Поехали!» - и начиналась имитация полёта. Будущие космонавты внесли немало замечаний по эксплуатации и компоновке кабины космического корабля.

В январе состоялись выпускные экзамены, по итогам которых комиссия посчитала Гагарина лучшим кандидатом. Выбор никого не удивил. Хотя Гагарин не был самым образованным членом отряда, он нравился всем - инженерам, старшим офицерам, сослуживцам. Когда слушателей попросили в анкетах указать, кого из своих товарищей они хотели бы видеть первым космонавтом, большинство без колебаний ответило: Гагарина!

106 минут риска

Перед пилотируемым полётом ракетчики запустили два корабля «Восток» в беспилотном режиме. На борту находились собаки и манекен в скафандре, прозванный «Иваном Ивановичем». Оба запуска прошли почти идеально, а вот спускаемые аппараты промазали с приземлением, перелетев расчётное место на пару сотен километров. Быстро установить причину сбоя в программе не вышло, и Королёв пошёл на осознанный риск, назначив старт космонавта на первую половину апреля. В ожидании полёта космонавты занимались спортом и смотрели фильмы, включая недавно вышедшую комедию «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской. Просмотр этой картины перед полётом стал традицией космонавтов, пока её не сменил вышедший в 1973 году фильм «Белое солнце пустыни».

9 апреля с полигона была запущена межконтинентальная ракета Р-9А. Испытания завершились неудачей - произошёл отказ двигателя и ракета упала. Это породило слух, что первый человек был якобы запущен в космос на три дня раньше, но из-за провала миссии СССР скрыл этот факт.

Рано утром 12 апреля Юрий Гагарин и Герман Титов, назначенный его дублёром, надели скафандры. И обнаружили, что на них нет упоминания СССР. Чтобы лётчиков после приземления не приняли за инопланетян или шпионов, один из специалистов от руки написал «СССР» на шлемах. По дороге к ракете Гагарин попросил остановиться, вышел из автобуса и помочился на заднее колесо. Не потому, что забыл сходить в туалет, - нет, это была старая традиция военных лётчиков. Теперь она стала и традицией космонавтов.

На стартовой позиции Юрий попрощался с сопровождающими. Специалисты помогли ему подняться по лестнице к лифту и забраться в кабину корабля. В ней Гагарин провёл ещё два часа, дожидаясь, пока ракету подготовят к запуску.

В 9:07 ракета оторвалась от стартовой площадки и начала медленно подниматься в небо. И тут Юрий Гагарин, вспомнив о тренировках в Жуковском, воскликнул: «Поехали!» Это слово вошло в историю.

В советских СМИ десятилетиями утверждалось, что полёт Гагарина прошёл идеально. На самом деле космонавт едва избежал трагедии. Из-за сбоя в системе радиоуправления орбита «Востока» оказалась выше расчётной на 80 километров. Если бы тормозной двигатель отказал, корабль остался бы в космосе на две-три недели, а его пилот умер бы из-за недостатка ресурсов.

Во время полёта Гагарин поддерживал связь с Землёй, записывал свои ощущения. Он восхищался красотой Земли и не скрывал восторгов. Также он пообедал (в меню были щавелевое пюре с мясом, паштет и шоколадный соус), убедившись, что питание в невесомости не вызывает трудностей.

Совершив один оборот вокруг Земли, «Восток» начал процедуру возвращения. И тут не обошлось без проблем - тормозной двигатель выключился на секунду раньше положенного. Нарушилась программа спуска, и приборы на борту сошли с ума. «Восток» начал падать в атмосферу, беспорядочно кувыркаясь. Гагарин, позже назвавший это «кордебалетом», не растерялся, а с интересом следил за ситуацией, пытаясь понять, почему система не отделяет посадочный отсек от двигательного. Лишь спустя одиннадцать минут, когда части корабля разделились от нагрева, спускаемый аппарат выровнялся в потоках набегающего воздуха.

Незадолго до приземления отстрелилась крышка люка, и кресло с космонавтом катапультировалось. При этом оторвался контейнер с аварийным запасом. Из-за этого не заработал радиомаяк, а Гагарин лишился припасов, аптечки, радиостанции, пеленгатора и надувной лодки, которая могла пригодиться при посадке на воду.

Тем не менее космонавт благополучно достиг земли. Расчётное место приземления находилось рядом с городом Хвалынск, на границе Саратовской и Куйбышевской областей. Но «Восток», вопреки ожиданиям, спустился не с перелётом, а с недолётом - у деревни Смеловка Саратовской области (сейчас в этом месте установлен памятник). Там космонавта, естественно, никто не встречал. Он самостоятельно избавился от парашюта и отправился искать людей. Первыми встретились местные жители, которых напугал вид человека в странном костюме. Но Юрий быстро объяснил, что он свой.

В Москве его встречала толпа восторженных людей, руководители космической программы и Герман Титов. Юрий Гагарин стал знаменитостью.

Автограф и фуражка

Первый автограф Юрий дал командиру местной воинской части, который прибыл на место посадки. Космонавт расписался на партбилете военного, а тот подарил ему свою фуражку. В ней же Гагарин вышел из самолёта в Москве.

Гражданин мира летит на Луну

Полёт Гагарина вызвал всеобщий восторг. В адрес советского правительства посыпались поздравительные телеграммы и письма. Все хотели видеть космонавта своим гостем, и вскоре Юрий отправился в международное турне, которое продолжалось с перерывами почти три года. Если учитывать те страны, где он был проездом, то первый космонавт посетил тридцать государств и побывал в трёх сотнях городов.

Гагарин встречался с президентами и монархами, политиками и военными, руководителями профсоюзов и учёными, авиаторами и простыми гражданами, выступал на митингах, выставках и конференциях, давал десятки интервью. В поездках происходило немало интересных случаев - например, при визите в Финляндию один пожилой финн подарил Гагарину пару местной традиционной обуви и попросил взять её на Луну.

С особым восторгом Гагарина встретили в Великобритании. Во время поездки в открытом автомобиле случился курьёз. Юрий, увидев, что одна сторона улицы пуста, а люди собрались с другой, повернулся лицом к толпе и махал в ответ на приветствия. Как оказалось, с другой стороны стояла и мокла под дождём принцесса Маргарет.

За три года международных поездок Гагарин посетил тридцать стран

На встречах с людьми, будь то королева Англии или простые рабочие, Юрий старался подобрать такие слова, чтобы любому стало ясно: наступила новая эпоха в истории человечества. Отныне перед землянами открылись широчайшие возможности по освоению Вселенной. Юрий зажигал публику своей искренностью - он верил в то, о чём говорил.

Нашлись и те, кто ставил заслуги Гагарина под сомнение. Советским властям пришлось умолчать ряд фактов о полёте. Например, чтобы его рекорд по высоте полёта был засчитан, долгое время утверждалось, что Гагарин приземлился не на парашюте, а внутри аппарата, а на земле его ждал спортивный комиссар, фиксировавший рекорд! Также Гагарину приписывали слова «Я не знаю, кто я: первый космонавт или последняя космическая собака». Но люди, знавшие его, не верят, что Юрий мог такое сказать: он понимал, что ему пришлось пережить и как много это значило.

Гагарин и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова отбирают экспонаты для музея Звёздного городка

Послеполётная жизнь Гагарина освещалась в прессе и хорошо известна. Казалось, будто он посвящал всё время поездкам, выступлениям и, конечно, семье - вместе с женой Валентиной Юрий растил двух дочерей. Но всё это время Гагарин мечтал о новом полёте в космос. Добившись всемирного признания, он оставался всё тем же молодым пилотом, который когда-то обсуждал с товарищами перспективы космических полётов.

В феврале 1963 года Гагарин потребовал включить его в один из лётных экипажей. Сначала командование воспротивилось - всё-таки полёт был опасным мероприятием, - но вскоре уступило. Помимо собственной подготовки, Гагарин обучал следующее поколение космонавтов.

Говорят, Гагарин помогал членам отряда космонавтов и в бытовых вопросах. К примеру, он водил девушек из первого женского отряда в недоступный простым смертным отдел ГУМа, где они могли купить себе модную одежду.

В 1965-1967 годах Гагарин учился на командира нового космического корабля «Союз». В сентябре 1966 года он был приписан к группе, которая готовилась к высадке на Луну, а в январе 1967-го - к группе, сформированной для беспосадочного пилотируемого облёта Луны. Гагарин даже предлагал доставить на Луну капсулу с прахом Королёва, который умер в начале 1966 года.

Если бы советская космическая программа развивалась штатно, то Юрий на лунном варианте «Союза» вполне мог опередить американский «Аполлон-8», облетев Луну в середине 1968 года. А ещё через пару лет Гагарин мог бы стать и первым человеком, побывавшим на Луне. Однако история распорядилась иначе…

23 апреля 1967 года стартовал корабль «Союз-1» с опытным космонавтом Владимиром Комаровым на борту. Его дублёром был назначен Гагарин, который принимал участие в подготовке старта. На орбите у Комарова сразу начались технические проблемы. Лётчик не смог совладать с кораблём, и ему приказали возвращаться. При снижении в атмосфере парашюты спускаемого аппарата не раскрылись, и космонавт погиб от чудовищного удара о землю.

Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт планеты Земля

Катастрофа не только заставила пересмотреть всю космическую программу, но и сделала будущие полёты Гагарина невозможными. Командование не желало рисковать человеком, который стал живым символом эпохи. Гагарину пришлось отказаться от дальнейшей подготовки и вернуться в авиацию.

В 1968 году Юрий должен был получить звание генерал-майора и возглавить Центр подготовки космонавтов, но его жизнь внезапно прервалась. 27 марта МиГ-15УТИ, на котором Гагарин выполнял тренировочное задание под руководством инструктора Владимира Серёгина, разбился у посёлка Новосёлово, под городом Киржач Владимирской области.

Причины катастрофы до сих пор засекречены, что порождает слухи и теории заговора. Достоверно известно одно: космонавт и его инструктор до последнего мига были в сознании и пытались вывести машину из смертельного пике. В 2013 году Алексей Леонов предположил, что самолёт Гагарина попал в вихревой след пролетавшего мимо истребителя Су-15 и вроде бы даже лётчик, ставший причиной гибели космонавта, жив до сих пор. Так или иначе, но до тех пор, пока не будет рассекречен отчёт Правительственной комиссии, даже самые убедительные версии гибели Юрия Гагарина остаются гипотезами.

Гагарин-фантаст

Первый космонавт планеты не был чужд фантастики. Он высоко ценил книги Ивана Ефремова, читал журналы, публиковавшие фантастические рассказы. А однажды и сам написал научно-фантастический очерк «Ступени во Вселенную» для сборника «В 2017 году». В нём Юрий порассуждал о перспективах освоения Солнечной системы:

Спутники Земли, всё дальше проникая в космическое пространство, ещё более обогатят наши знания о Вселенной. Всё чаще будут взлетать в космические дали такие лаборатории, исследуя радиационные пояса нашей планеты, деятельность Солнца, жизнь и движение облачного покрова. Эти знания позволят человеку вслед за спутниками самому углубиться в космос.

И наступит, наконец, день непосредственного контакта с Луной. Мне представляется, что в этот день на Луну высадятся телеуправляемые подвижные автоматические устройства, способные выполнить широкую программу исследований. Это изучение, безусловно, расскажет нам многое о прошлом нашей собственной планеты. Ведь Луна подобна геологическому и тектоническому музею, в котором сохранились следы давно прошедших формаций…

Хочется верить, что совсем уже скоро на Луне появится первая астрономическая обсерватория и первый космодром для полёта к Венере или к Марсу.

Человек будущего

Трудно смириться с человеческой смертью. Ещё труднее - со смертью человека, ставшего кумиром миллионов. Ходят легенды, что авиакатастрофа была инсценировкой, а Гагарин тихо живёт где-то в глубинке под другим именем. Люди не хотят верить, что этот целеустремлённый, жизнерадостный человек ушёл навсегда.

«Павший астронавт», памятник всем погибшим покорителям космоса, установленный на Луне

Образ Гагарина ещё при жизни был настолько ярким, что мало кто решился воплотить его в кино. К примеру, в фильме «Укрощение огня» (1972) первого космонавта даже не называют по имени - только «надеждой всего прогрессивного человечества» и другими громкими титулами. Можно подумать, зрителю не положено знать, о ком речь!

Портрет Гагарина украсил юбилейный пятидесятый номер «Мира фантастики» (октябрь 2007), посвящённый 50-летию начала космической эры

Один из последних фильмов о Юрии Гагарине, «Гагарин. Первый в космосе», вышел в 2013 году. От картины ждали многого, ведь за последние годы рассекретили массу документов, связанных с полётом и личностью первого космонавта. Но сценаристы предпочли воспроизвести мифы о простом парне из деревни, сдобрив их переиначенными фрагментами из дневников генерал-полковника Николая Каманина. Хуже всего, что отряд космонавтов показан сборищем завистливых истериков, которые только и думают, как обойти товарища в борьбе за первенство.

Куда чаще имя Гагарина встречается в фантастических книгах, фильмах и играх, посвящённых космосу. В его честь называют космические корабли, планеты и даже целые звёздные системы. В образе первого космонавта прошлое соединяется с будущим, а реальность - с фантастикой.

* * *

Заразительная жизнерадостная улыбка Юрия Гагарина - один из самых светлых символов XX века. Короткий космический рейс «Востока» - веха, после которой наша цивилизация обрела новый смысл. И благодаря Гагарину каждый из нас получил шанс внести свой вклад в покорение Вселенной.

Институт ядерной физики им.Г.И.Будкера СО РАН – крупнейший академический институт России, один из ведущих мировых центров в области физики высоких энергий, физики и техники ускорителей, источников синхротронного излучения и лазеров на свободных электронах, физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза. По многим своим направлениям ИЯФ СО РАН является единственным в России центром.

Институт создан в 1958 году в новосибирском Академгородке на базе руководимой Г.Будкером Лаборатории новых методов ускорения Института атомной энергии, возглавлявшегося И.Курчатовым. Академик Г.Будкер был основателем и первым директором института. О том, над какими проблемами работает Институт сегодня, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал его директор Александр Скринский.

- Александр Николаевич, какими Вы видите перспективы института в контексте тех изменений, которые происходят сейчас в академической науке?

- Пока что можно говорить о том, что наше финансирование на следующий год не изменится, оставшись на уровне этого года. Исторически сложилось так, что наш институт имеет больше внебюджетного компонента за счет контрактов, участия в коллаборациях и так далее. Например, из 2 млрд рублей полного бюджета Института на 2013 год прямое бюджетное финансирование составило около 800 млн рублей. Остальное приходит нам, потому что мы делаем то, что нужно другим научным центрам, в основном, зарубежным, хотя есть и российские заказы. И делаем прикладные вещи, что называется, для народного хозяйства – медицины, безопасности (системы досмотра в аэропортах), различных отраслей промышленности, как для России, так и для зарубежных потребителей. Мы стараемся, конечно, чтобы наши прикладные разработки не были какой-то отдельной деятельностью, но естественным образом вытекали из того, что мы делаем в области фундаментальной науки, потому что для нас центральная линия – это физика элементарных частиц и связанные с ней вопросы.

Фундаментальная физика развивается только тогда, когда ты идешь по незнакомой стране, по не пройденному никем направлению и делаешь, узнаешь то, что другие еще не знают в этот момент. Понятно, что почти всегда параллельно кто-то занимается решением тех же проблем, можно отстать – но это второй вопрос.

В идеале мы вынуждены изобретать и осваивать новые технологии, чтобы подступиться к совершенно новым явлениям, которые ни в каких практических применениях раньше не употреблялись по той простой причине, что эти явления не были открыты.

Например, синхротронное излучение, первые искусственные источники которого появились еще в середине прошлого века. С этого времени продолжается улучшение возможностей генерирования синхротронного излучения, повышения его качества, яркости, интенсивности, укорочения длины волны, точнее, ее регулировка. Надеемся, что в ближайшие годы нам удастся построить новый источник синхротронного излучения поколения, как сейчас принято говорить, "3+". Точно так же лазер на электронных пучках высокой энергии. Он дает когерентное излучение, частоту которого можно варьировать, и мы показали, что это возможно. Первая очередь лазера была запущена в 2003 году, вторая - в 2009 году, и мы надеемся, что третья очередь будет запущена в ближайшее время. На сегодняшний день наш лазер на свободных электронах по средней мощности излучения значительно превосходит все другие источники когерентного излучения в мире в диапазоне длин волн 40-80 и 110-240 микрон. Сначала многие говорили, что ерундой занимаемся - впрочем, так бывает почти всегда. Сейчас лазер уже находит применение, хотя и не в технологии, а в других областях науки – биологии, геологии, химии. Например, с его помощью можно разделять легкие изотопы, работать с метаматериалами и так далее.

- Какие задачи стоят перед ИЯФ в фундаментальной науке?

Мы хотим сделать очень большой шаг в повышении светимости (производительности) нашего следующего электрон-позитронного коллайдера на сравнительно низкую энергию – до 5 ГэВ. Производительность этого коллайдера должна быть примерно в тысячу раз больше, чем то, что достигнуто на настоящий момент, больше даже, чем у Большого адронного коллайдера. Хотя энергия коллайдера будет относительно низкой, это позволит, мы надеемся, дать ответы на важные вопросы, которые стоят не только перед физикой элементарных частиц, но и перед космологией. Эти науки, хотя и сильно отличаются по своему инструментарию, но в том, что касается понимания строения материи – они необходимы друг другу. Есть надежда, что российское правительство, вновь включив наш коллайдер в число научных мегапроектов, которые поддержит государство, о чем недавно сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, будет последовательным в выполнении этого решения. Дело в том, что полная стоимость установки составляет около 16 млрд рублей. По мировым меркам это не так много, из них около 15% мы сумели вложить за счет контрактных работ, выполняемых для других центров, промышленности России и других стран, но полностью реализовать проект исключительно своими силами, конечно, нельзя.

- Стандартная Модель устоит?

Говоря о Стандартной Модели (современной теории строения и взаимодействий элементарных частиц – ИФ), следует разделить два момента: ее достоверность и полноту. Сначала о достоверности.

Стандартная Модель обладает исключительно мощной предсказательной силой. До сих пор, несмотря на множество разнообразных экспериментов, ставящих своей целью найти прямое или косвенное указание на существование отклонений от Стандартной Модели, обнаружить эти отклонения на сколь-нибудь значимом уровне достоверности не удалось. В этом смысле новосибирские эксперименты, прежде всего, новый наш коллайдер ВЭПП-2000, являются своеобразным форпостом проверки Стандартной Модели – одной из величайших естественнонаучных теорий XX века.

Однако что можно утверждать наверняка – в нынешнем виде Стандартная Модель как модель, описывающая все фундаментальные взаимодействия, неполна. В природе существуют явления, например, темная материя, темная энергия, которые не описываются Стандартной Моделью, и чтобы это объяснить, нужно ее (Стандартной Модели) расширение. Впереди – огромный объем экспериментальной работы, прежде всего – в области космологии, астрономии и, конечно, физики высоких энергий.

- Как продвигается работа ИЯФ по термоядерному направлению?

Вложения в разработку реакторов, основанных на незамкнутых системах удержания плазмы, которыми занимается наш институт, по сравнению с вложениями в токамаки (в котором плазма удерживается электрическим полем в тороидальной камере – ИФ) в мире гораздо меньше, поэтому в целом оно продвинулось скромнее – как по параметрам плазмы, по их близости к термоядерным параметрам, так и в части инженерной и технологической проработки такого подхода. В принципе, конечно, термоядерную реакцию можно получить и тем, и другим способом, но основная и наиболее сложная задача – сделать процесс получения этой энергии коммерчески привлекательным, а также технологически и экологически приемлемым.

С этой точки зрения коммерческий токамак – очень сложная, трудная для практической реализации технология, и если предположить, что коммерческий реактор можно реализовать на основе незамкнутых систем удержания плазмы, то это может быть заметно легче, дешевле и безопаснее, чем токамак.

Важно отметить, что этой тематикой занимаемся не только мы, в этом же направлении продвигается, например, американская компания Three Alpha Energy, для которой мы делаем партию мощных атомарных нагревных инжекторов мегаваттного диапазона.

Насколько, на Ваш взгляд, результат по нагреву и удержанию плазмы в газодинамической ловушке (ГДЛ), полученный недавно в ИЯФ, приближает перспективу термоядерного реактора на основе, как принято говорить, "пробкотрона"?

Действительно, совсем недавно, в ноябре этого года на установке ГДЛ при дополнительном микроволновом (СВЧ) нагреве субтермоядерной плазмы была достигнута рекордная величина электронной температуры, составившая 400 электрон-вольт (4,5 млн градусов).

Этот прорыв по температуре (предыдущий рекорд составлял около 250 электрон-вольт) стал возможен благодаря сотрудничеству с НГУ и Институтом прикладной физики РАН (Нижний Новгород) в рамках мегапроекта, которым руководит выдающийся германский ученый – профессор Манфред Тумм (Карлсруэ). В настоящее время был задействован только один из разработанных ими источников микроволнового излучения, при подключении второго мы ожидаем дальнейшее продвижение по параметрам плазмы (то есть рост ее температуры и времени удержания плазмы в ловушке - ИФ).

Полученный результат является важным шагом на пути к термоядерной энергетике – он подтверждает возможность создания нейтронных генераторов и реакторов ядерного синтеза на базе открытых ловушек, простейших с инженерной точки зрения.

- На ваш взгляд, чисто российский термоядерный проект возможен?

Масштаб и, соответственно, ресурсоемкость подобного проекта такова, что даже Америка не берется решить эту задачу, опираясь только на внутренние возможности. Ни по токамакам, ни по незамкнутым системам. Оба направления развиваются как международные.

Строящийся во Франции ITER (International Thermonuclear Experimental Reactor - крупнейший международный проект по созданию экспериментального термоядерного реактора в Карадаше (Франция) – ИФ), например, уже действительно мировой проект, в котором участвуют практически все наиболее развитые в научно-техническом отношении страны, в том числе Россия, США, Япония, страны Европы. Но и разработка открытых систем удержания плазмы тоже проводится уже в рамках международных, кооперационных, а не национальных проектов. И дело даже не в том, что, например, у Америки не хватит денег, чтобы самим сделать термоядерный реактор. Просто они, наверное, не хотят брать на себя весь риск пройти "в одиночку" весь путь, не будучи уверенным в конечном результате.

Кроме того, те разработки, которые, допустим, есть у нас в институте, у США нет. Поэтому мы выполняем для них контрактные работы, они используют наш научно-технический потенциал для того, чтобы продвигаться и как можно быстрее получать результат. У нас же хотя и есть некие заделы на будущее, государственные вложения в незамкнутые системы отсутствуют, и мы беремся за зарубежные заказы, чтобы иметь возможность совершенствовать технологии, находить новые решения.

- В каких еще международных проектах участвует институт?

Продолжается участие в проекте CERN-LHC, то есть Большом адроном коллайдере. Несколько десятков наших исследователей принимает участие в экспериментах с детекторами ATLAS, LHCb. Мы принимаем достаточно заметное участие в модернизации ускорительного комплекса.

Мы принимаем участие в создании высокосветимостной В-фабрики, электрон-позитронного коллайдера с энергией на уровне 10–11 ГэВ в Японии.

В Германии мы участвуем в двух крупных проектах – это короткоимпульсный лазер на пучках электронов высокой энергии, очень высокой энергии, десятки ГэВ, который строится под Гамбургом. Предполагается, что это будет самый мощный в мире рентгеновский лазер.

Еще один крупный проект в Германии – проект FAIR, Facility for Antiprotons and Ions Research, реализуемый Центром по изучению тяжелых ионов имени Гельмгольца в Виксхаузене под Дармштадтом. Это тяжелоионный коллайдер, в его разработке мы участвуем около 15 лет.

В оба проекта в Германии вложены серьезные российские деньги, много больше, чем ИЯФ напрямую получает от нашего государства. На эти деньги нам и еще небольшому числу российских институтов заказываются оборудование и для лазера, и для FAIR.

Почему это делается так, а не напрямую – государство вкладывает в нас, чтобы мы, допустим, сделали что-то для этих проектов, это вопрос непонятный.

ITER устроен не совсем так: в ITER российская сторона поставляет оборудование, вкладывая деньги в наши институты – в Курчатовский, в наш, в некоторые другие.

Кстати, о Курчатовском научном центре. Тема возможного объединения ИЯФ с ним окончательно снята с повестки дня?

Разговоры об объединении возникли летом, когда активно обсуждалась реформа РАН. Тогда РАН с нашим участием предложила не ведомственную принадлежность институтов менять и объединять разные организации в юридическом смысле, а вернуться к реализации государственной программы по созданию установок Mega Science.

Их в свое время было отобрано шесть, в том числе и наш электрон-позитронный коллайдер с большой светимостью на сравнительно низкую энергию.

Нам вариант госпрограммы нравится гораздо больше, прежде всего потому, что у нас идет не только этот проект, у нас идут другие работы. В том числе и по спецтематике. И взять это все и слить во что-то одно чрезвычайно нерационально, административное объединение всех со всеми – это неправильно. Вредные последствия я вижу в том, что руководства, которое бы все знало и все понимало во всех областях, в науке не бывает. Развивать какую-то область совместно могут организации, которые обладают своего рода взаимопониманием. Они могут в этой области взаимодействовать с одними организациями – прикладными, промышленными, а в других областях – совсем с другими.

- Не возникало ли идеи во время одной из реформ, например, разделить ИЯФ на производство и собственно науку?

- Конечно, таких идей было много, и появлялись они на многих этапах. Но мы делаем на нашем производстве, точнее, конструкторско-производственном комплексе все наше новое оборудование, которое нельзя купить где-то, которое нам нужно и для наших фундаментальных исследований, и для приложений в других областях науки, и для приложений промышленного, медицинского и так далее характера.

Посмотрите, у нас была убита или почти убита отраслевая наука. Допустим, можно отсоединить нашу конструкторско-производственную часть. И чем она станет лучше жить, чем отраслевые институты, отраслевые КБ с производством, гораздо более масштабным, чем есть у нас?

Мы подозреваем, и опыт показывает, что мы выжили и продолжаем быть интересными и за рубежом, и внутри страны, и с прикладной точки зрения потому, что у нас есть вся цепочка – фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, конструкторские возможности и высокотехнологичное производство.

- Почему прикладные разработки института больше востребованы за рубежом, чем в России?

До 1990 года 85-90% нашей продукции, а именно промышленных ускорителей, шло в Советский Союз. На этом была построена целая кабельная промышленность, где была необходима термостойкая изоляция. В последующие годы у заводов исчезла возможность вообще покупать что-то новое. Сейчас некоторые предприятия, которые пережили это время, начали развиваться, снова начали покупать наше оборудование. Ежегодно мы производим от 10 до 15 ускорителей (одна такая машина стоит от $500 тыс. до $2 млн). Сейчас у нас 20% потребителей – российские. Немного есть потребителей в Казахстане. Конечно, мы готовы делать не только то, что делали 30 лет назад, мы готовы делать новые вещи. Но для этого должны быть заказы, как был заказ, например, от электротехнической промышленности для производства термостойкого кабеля. Тогда они сразу заказали нам 15 ускорителей – это было примерно в 1970 году. И на этом, фактически, выросло наше производство, на тот момент у нас не было ускорителя, который мы могли бы поставить, были пробы, отдельные наработки… Но ускорителя, работающего на высоких параметрах, с достаточно большой энергией, мощностью десятки и сотни киловатт – такого не было. И притом надо было, чтобы это работало не у нас, а на заводе, у людей, которые, может быть, ничего не понимают в физике, чтобы это работало не день и не месяц.

Многие наши ускорители проработали по 20 лет, иногда у нас заказывали запчасти, а в основном заводы их эксплуатировали сами. Потом это пошло за рубеж, в основном, в Китай. Вот с Китаем сейчас и возникла некоторая проблема. Первое, что они делают, когда у них появляются наши новые устройства, наши новые машины, и не только наши, наверное, максимально строго их копируют. На то, чтобы освоить ускорители типа ЭЛВ, самого массового, у них ушло около 15 лет. Сейчас в Китае ускорителей работает больше, чем когда-либо работало в СССР и в России – около 50. Пока они покупают ускорители и у собственных производителей, и у нас – примерно один к одному. Через некоторое время они нас вытеснят, конечно, со старыми ускорителями из Китая. Но они пытаются выйти и на индийский рынок. В Корею им выйти сложнее, потому что мы производим ускорители совместно с Samsung. Они используются как в самой Корее, так и поставляются в Китай. Вообще говоря, Китай большой, и те, кто привык к нашим машинам, те вроде держатся за нас. Но это не может длиться вечно, нам нужно развиваться, идти вперед. Нам нужна, конечно, революция в технологиях, частично они у нас намечаются, но пока потребителей российских почти нет. Рассчитывать на то, что зарубежный потребитель профинансирует разработку, не приходится, они могут только купить готовое оборудование.

Допустим, российские деятели действительно заботятся о том, чтобы развивалась наука, технологии на базе науки, и так далее. Предположим, что это так и есть. Сейчас часто рассуждают так: вот мы (страна) отстаем в такой-то области техники, технологии в силу самых разных причин. Давайте туда вкладывать деньги. Как правило, это пустое дело, то есть получается бездонная бочка, потому что если у тебя нет квалифицированного и привыкшего работать и получать результат коллектива, результата и не будет. Или другое рассуждение – давайте все закупим, всю технологию, привезем сюда и будем производить все, что нужно. Тоже практически не работает, потому что получить передовую технологию практически невозможно. Это все технологии 15-20-летней давности. То, над чем работают за рубежом на переднем крае, к этому нас, конечно, не пустят. Поэтому правильно поддерживать в своей стране те группы, организации, которые уже сегодня выдают результаты интересные и мировому сообществу, за которыми - и положительная история, и положительное состояние, то есть они передовые в мировом масштабе. И вкладывать деньги нужно в такие организации, отдача будет немедленная и гарантированная.

Пока же прорывные технологии, например, у нас в институте, тот же лазер на электронных пучках, создаются на заработанные нами деньги, а не потому, что государство заказало и профинансировало нам разработку, или поручило сделать, или поддержало наше начинание. Мы, понимая, что это будет когда-то востребовано в России, построили его сами. Аналогичным образом был построен и электрон-позитронный коллайдер ВЭПП-2000 – мы ничего не получали от государства на фундаментальную науку в этом плане. На сегодня те средства, которые выделяются государством на науку, не покрывают в нашем Институте зарплату, коммуналку и т.п. Как ситуация будет развиваться дальше, сказать сложно.
interfax-russia.ru

"Принцип коллайдера прост - чтобы понять, как устроена вещь, ее надо разломать. Чтобы узнать, как устроен электрон, его тоже надо разломать. Для этого придумали машины, в которых электроны разгоняются до колоссальных энергий, сталкиваются, аннигилируют и превращаются в другие частицы. Это как если бы два велосипеда столкнулись, а разъехались автомобили", - рассказывает Гольденберг.



После многочисленных поворотов, переходов и лестниц можно выйти к панно, на котором нарисованы кольца действующих сегодня коллайдеров ВЭПП-3 (построен в 1967-1971 годы) и ВЭПП-4М (ВЭПП-4 построен в 1979 году, модернизирован в начале 90-х). По словам Гольденберга, периметр ВЭПП-3 составляет 74 м, а ВЭПП-4М - 360 м. "Чем больше накопитель, тем больше энергии он может вкачать. Это не значит, что один ускоритель лучше, а другой хуже, просто на них можно смотреть разную физику и ставить разные эксперименты", - объяснил физик. Работой коллайдеров управляют из пультовой, туда посетителей не пускают. По оценкам сотрудников , параметры работы ускорителей контролируют примерно 30 человек.



В одном из подземных бункеров проводят эксперименты с пучками. Борис Гольденберг сообщил, что прямо сейчас за свинцовой стеной работает ВЭПП-4М, в котором частицы описывают круги размером со стадион. Увидеть коллайдер своими глазами, конечно же, не получилось. "В накопителе смертельные дозы [радиации], там нельзя находиться. Мы от него защищены метровой стеной и коридором, все каналы [из него] выведены и обжаты свинцом, все это защищено", - успокоил физик.

Установки, с которыми ученые работают в бункере, называются станциями - внутри каждой находится экспериментальное оборудование. Разогнанные коллайдером частицы физики могут использовать, кажется, где угодно. К примеру, стабильный источник излучения позволяет калибровать детекторы для космических телескопов. Здесь же можно "просветить" плотный гранит, чтобы найти в нем алмазы. Рентгеновская томография и рентгеновская микроскопия образцов в выходит в 50 раз четче, чем, к примеру, на медицинских аппаратах. Одна из последних разработок ученых - щадящий способ борьбы с раком. В этом эксперименте зараженных мышей облучают "сетчатым" пучком, а не сплошным - так здоровые ткани не страдают.



Самый актуальный проект для сегодня - работа над новым ускорителем частиц. Сейчас институт сам финансирует работы и за 10 лет вложил в проект около 2 млрд руб. На территории института уже готова четверть туннеля для подземной части ускорителя, окружность которого будет составлять 800 м. Директор Павел Логачев оценивал общую стоимость проекта примерно в 34 млрд руб. Ученые предполагают, что этот электрон-позитронный коллайдер сможет открыть миру "новую физику".

Наталья Гредина

  • Назван срок запуска коллайдера в Новосибирске

    ​Директор Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) Павел Логачев озвучил, когда в Новосибирске может начаться строительство нового коллайдера.Ученые предполагают, что этот электрон-позитронный коллайдер - проект Супер Чарм-Тау фабрика - сможет открыть миру "новую физику".

  • Институт ядерной физики СО РАН отмечает 60-летний юбилей

    ​​​60 лет назад в этот день вышло постановление Совета министров СССР о создании в Новосибирске Института ядерной физики. И по сей день это подразделение Академии наук – одно из самых крупных и самых успешных.

  • Германия выделит новосибирским ученым-ядерщикам 30 миллионов евро на совместные научные разработки

    Один из примеров сотрудничества - проект рентгеновского лазера, успешно развивающийся в Гамбурге. Это оборудование, которое сможет помочь изучить структуру любого вещества одним пучком света, было изготовлено в столице Сибири.