Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Мухина Валерия Сергеевна – выдающийся отечественный психолог. эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я. Тема докторской диссертации

Возрастная психология. Феноменология развития. Мухина B.C.

10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Формат: djvu (2006 , 10-е изд., 608с.)

Размер: 6 ,18 Мб

yandex.disk

Формат: doc / zip (1999 , 4-е изд., 456с.)

Размер: 634 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 4
Введение 5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11
§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149
§ 1. Новорожденное^: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития

От автора 4
Введение 5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11
§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149
§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

ОТ АВТОРА
Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.
Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.
Декабрь 1996г. Москва
Валерия Мухина

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому подходу при написании учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В первом разделе излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.
Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

Название: Возрастная психология - Феноменология развития.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 4
Введение 5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11

§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149

§ 1. Новорожденное врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413

§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492

§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Возрастная психология, Феноменология развития, Мухина - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Мухина Валерия Сергеевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор МПГУ.

Заведующая кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Член Ученого совета МПГУ. Председатель одного и член двух диссертационных советов при МПГУ.

Член Экспертного Совета Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член Союза писателей России, член Московского союза журналистов.

Главный редактор журнала «Развитие личности», член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

В 1956 г. окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина.

В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1972 г. - докторскую диссертацию на тему «Генезис изобразительной деятельности ребенка».

С 1962 г. работала на кафедре психологии МГПИ им. В. И. Ленина. С 1988 г. - заведующая кафедрой педагогической психологии (с момента ее основания; сейчас - кафедра психологии развития) Московского педагогического государственного университета.

В 1992-1998 гг. одновременно директор Института развития личности РАО.

С 1997 г. - главный редактор журнала «Развитие личности».

Научные интересы:

  • психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека;
  • поведение человека в экстремальных условиях;
  • человек на всех этапах возраста;
  • психология девиантных подростков;
  • этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.

Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

Заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В конце 1950-х гг. В. С. Мухина осуществила на базе Московской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко серию экспериментов по использованию дрессированных животных для лечения психически больных людей, в результате которых были получены обнадёживающие результаты.

В 1960-1970-х гг. исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей.

В 1970-х гг. выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

С 1970-х гг. разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида.

В 1975-1980-х гг. предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности - её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

Участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-1989). С конца 1980-х гг. руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1992-1999 гг. возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России».

С 2002 г. совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывает «Программу реабилитации матери и ребёнка в условиях лишения свободы» и программу «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».

В 2004 г. руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции и практических разработок кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы для детей с различными психологическими проблемами.

С 1985 г. под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за её пределами, в том числе в Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Hамибии, Эфиопии и других странах.

1988 г. - основание научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной. К числу основных направлений школы относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Научная значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодёжи (в том числе и подростков). Полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодёжью, взрослыми и старшеклассниками дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе.

Разработала А-тест «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющий диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации.

Руководитель исследовательских проектов:

  • Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ: Мордовия, с 2001 г.
  • Разработка программ и методических рекомендаций к проведению мастер-классов «Кабинет детского психолога: практика использования игровой терапии в экстремальной и повседневной практике», 2007-2009.
  • Проект исследования ментальных особенностей жителей восточных регионов России: научные экспедиции: острова Курильской гряды 2007-2010 гг.; Бурятия 2012 г.; Ханты-Мансийский национальный округ с 2011 г.
  • Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2010-2012.
  • Научная программа исследования «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010-2011.
  • Научная программа исследования «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010-2012.
  • Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области, Иркутск, 2011.
  • Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития», 2011-2013 гг. Этап V.
  • Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, с 2012 г. (соруководитель докторант кафедры психологии развития В.С. Басюк).
  • Программа «Трудный подросток» совместно с Минобразования Иркутской области, с 2012 г.
  • Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013.

Патенты:

  • Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека (1998), в соавт. с А.В. Волосниковым
  • Комплект кукол этнографиический для психотерапии (1992)
  • Комплект перчаточных кукол для психотерапии (1992)

Читает курсы:

  • Феноменология развития и бытия личности
  • Методология психологического исследования
  • Акмеология научного творчества
  • Зоопсихология и сравнительная психология
  • Психология развития, акмеология
  • Акмеология развития личности

Основные публикации: более 400 трудов, в том числе изданных за рубежом

  • Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. - М.: Академия, 2015. - С. 656.
  • Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 4-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - С. 1090.
  • Мухина В.С. Отчуждение человеков в обыденной жизни: Монография: В 2-х книгах / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - С. 672.
  • Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. - М.: Прометей, 2013. - С. 282.
  • Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста. Учебное пособие. - Иркутск, 2011. - С. 91.
  • Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. - М.: Прометей, 2011. - С. 200.
  • Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. Монография. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - С. 704.
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - 1981.
  • Мухина В.С. Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. - 1968, 1997.
  • Мухина В.С. Таинство детства. - 1998, 2000, 2004.

Награды:

  • Лауреат конкурса им. Л.С. Выготского (МПГУ, 2014)
  • Золотая медаль РАО «За вклад в науку» (2007)
  • Медаль Л.С. Выготского (2001)
  • Премия Президента РФ в области образования (1998)

Мухина

Образование

1956, МГПИ им. Ленина (МПГУ), биолого-химический факультет, биолог

Тема кандидатской диссертации

Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отношением к действительности – 1964 г.

Тема докторской диссертации

«Генезис изобразительной деятельности ребенка – 1972 г.

Курсы текущего учебного года

Феноменология развития личности; Методология психологического исследования

Публикации

Более 50 изданий книг на языках мира. Среди них:

Близнецы: дневник развития двух мальчиков. – М., 1969; 2-е изд. 1997;

Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: монография. – М., 1981;

Рождение личности. – М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском;

Детская психология: учебник. – М.; Л., 1975, 1985, 1992;

Психология детства и отрочества: учебник. – М., 1997;

Феноменология развития и бытия личности: избранные психологические труды. – (Психологи Отечества) – М.; Воронеж, 1999;

Таинство детства: в 2 т. – М., 1998; 2-е изд. – СПб., 2000; 3-е изд. – Екатеринбург, 2005;

Отчужденные: Абсолют отчуждения. – М., 2009; 2-е изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010;

Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. – М., 2011 (в соавторстве с А.А. Хвостовым);

Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. – М., 2013 (в соавторстве с А.А. Хвостовым);

Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2014;

Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – 15-е изд., стереотип. – М., 2015;

Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2017.

Статьи в журналах, включенных в перечень ВАК, с 2010 г.:

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: Родовые традиции – изначальная основа менталитета народов мира // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 137 – 144.

Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 15 – 54.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Чревоугодие, порождающее леность мысли // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 97 – 111.

Мухина В.С. Метод научной фотографии в психологии личности и этно-психологии // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 152 – 179. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: Родовые традиции – изначальная основа менталитета народов мира (окончание) // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 193 – 210.

Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути (Окончание) // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 11 – 33.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Блуд, опустошающий нравственное чувство (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 34 – 64. (в соавт.).

Мухина В.С. Многовековое таинство духовного роста: буддизм Бурятия // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 99 – 124.

Мухина В.С. Метод включенного наблюдения в этнопсихологии // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 147 – 163.

Мухина В.С. Ментальные особенности современных бурят России // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 164 – 175. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в XXI век: визуально-знаковая презентация головы, лица и тела в современных родовых культурах Африки // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 200 – 213. (в соавт.).

Вселенское чувство любви: восхождение людей друг к другу // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 219 – 221.

Мухина В.С. Психология восприятия визуальных архетипов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 8 – 26.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Сребролюбие, разъедающие душу (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 27 – 58.

Мухина В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Проведение инициаций послушанием и физическими трудностями (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 146 – 162. (в соавт.).

Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 195 – 237. (в соавт.).

Мухина В.С. Акмеология научного творчества: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 238 – 250. (в соавт.).

Мухина В.С. Книга «Отчужденные: Абсолют отчуждения» // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 8 – 12.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Гнев, печаль и уныние, уничтожающие душу (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 13 – 29. (в соавт.).

Мухина В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Проведение инициаций свободой (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 37 – 51. (в соавт.).

Мухина В.С. Психология в образовании: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 150 – 188. (в соавт.).

Мухина В.С. Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв.: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 189 – 201.

Мухина В.С. Методология психологического исследования: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 202 – 232. (в соавт.).

Мухина В.С. Отношение к образу «Я» в философии и психологии буддизма // Мир психологии. – 2010. – № 4. – С. 234 – 245.

Мухина В.С. 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – предтечи российской академической мысли // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 8 – 11.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Лжецы и предатели // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 12 – 36. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее и будущее: Родовые традиции – праоснова самосознания народов мира // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 155 – 177. (в соавт.).

Мухина В.С. исследование феноменологической связи тела и психики (на материале изучения подростков посредством испытаний А-тестом ВИ.ЗИ.ЭС) // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 178 – 201. (в соавт.).

Мухина В.С. Человек на пересечении созданных им реалий // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 16 – 35.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Мошенники и плуты, насильники и убийцы (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 36 – 58. (в соавт.).

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 119 – 135. (в соавт.).

Мухина В.С. О готовности пожизненно осужденных общаться с девиантными подростками // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 208 – 225.

Мухина В.С. Развитие сознания и самосознания в контексте пересечения реалий условий бытия в исторической динамике // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 77 – 91.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Отчуждение в процессе движения к цели // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 59 – 87.

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция (продолжение) // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 99 – 118.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Отчуждение в процессе движения к цели (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 33 – 62. (в соавт.).

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 100 – 127.

Мухина В.С. Попытки к диалогу: Пожизненно осужденные общаются с девиантными подростками // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 201 – 216.

Мухина В.С. (псевдоним Валерия Флай). Эссе: Синдром Хама // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 196 – 197.

Мухина В.С. Наука: Ученые, фальсификаторы и плагиаторы // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 162 – 184.

Мухина В.С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков (продолжение следует) // Развитие личности. – 2013. – № 1. – С. 116 – 135. (в соавт.).

Мухина В.С. Социально-психологическая сущность личности: возможно ли полное воплощение в человеке исторически обусловленных чаяний человечества // Развитие личности. – 2014. – № 3. – С. 77 – 107.

Мухина В.С. Уникальный диапазон понятия «архетип» // Развитие личности. – 2014. – № 4. – С. 163 – 201.

Мухина В.С. Тезаурус научной концепции: его прочтение в сферах научного сообщества // Развитие личности. – 2015. – №1. – С. 30 – 51.

Мухина В.С. Архетипы блудника и блудницы // Развитие личности. – 2015. – № 1. – С. 228 – 230.

Мухина В.С. Архетипы тщеславца и гордеца // Развитие личности. – 2015. – № 1. – С. 231 – 232.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение) // Развитие личности (в соавт.).

Мухина В.С. Идеи и сверхидеи во времени и пространстве истории человечества: Социально-психологическая реальность развития и бытия личности // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 90 – 116.

Мухина В.С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 41 – 57.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение) // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 117 – 137. (в соавт.).

Мухина В.С. Психология пожизненно осужденных: Метаморфозы внутренней позиции личности // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 213 – 224.

Мухина В.С. Интервью. Протоиерей Александр Трушин – настоятель храма Николая Чудотворца в селе Лямцино // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 209 – 216.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (окончание) // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 41 – 73. (в соавт.).

Мухина В.С. Прибавление 1. Проблема мировосприятия, свободы и чувства самого себя // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 74 – 87.

Мухина В.С. Прибавление 2. Из переписки Алеши В. и Валерии Сергеевны Мухиной в период с конца 2015 г. по начало 2016 г. // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 88 – 91.

Мухина В.С. Н аучное творчество и его амбивалентная феноменология // Развитие личности. – 2016. – № 2. – С. 181 – 208.

Мухина В.С. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях: проблемы, обсуждаемые на международном научно-практическом симпозиуме 23-24 мая 2016 года // Развитие. – 2016. – № 3. – С. 12 – 14.

Мухина В.С. Экспресс- и долговременная психологическая и социальная помощь в ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф и долговременных деприваций // Развитие личности. – 2016. – № 3. – С. 17 – 56.

Мухина В.С. Лев Семенович Выготский во времени истории: Социально-исторический прессинг и поиск пути // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 10 – 27.

Мухина В.С. Преемственность идей о психических функциях человека в культурно-исторической концепции: Уникальная способность Льва Семеновича Выготского к продуктивному для науки овладению значимыми идеями // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 67 – 113.

Мухина В.С. Феноменология научного творчества: Самосозидание и самостояние как качества личности, определяющие развитие творческой активности // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 114 – 141.

Мухина В.С. Шлейфы родового самосознания у народностей Севера и Дальнего Востока России в конце XX – начале XXI в. // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 49 – 55.

Мухина В.С. Культура в семиотическом аспекте: Семиосфера Юрия Лотмана // Развитие личности. – 2017. – № 1. – С. 10 – 12.

Мухина В.С. Шлейфы и сполохи родового самосознания народов, живущих на планете Земля // Развитие личности. – 2017. – № 1. – С. 144 – 167.

Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры // Развитие личности. – 2017. – № 2. – С. 44 – 77.

Мухина В.С. Психология развития, акмеология: актуальные проблемы // Развитие личности. – 2017. – № 2. – С. 220 – 231.

Мухина В.С. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс – выпускница Высших женских курсов (ныне Московский Педагогический Государственный университет), выдающийся исследователь психики животных и ребенка, основоположник сравнительной и детской психологии // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 10 – 28.

Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры: На пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 44 – 77.

Мухина В.С. Интонации и интонирование как феномены культуры: Контекст развития внешних реалий и высших психических функций // Развитие личности. – 2018. – № 1. – С. 10 – 44.

Повышение квалификации

2014
Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения

2016
Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания

Государственные и ведомственные награды

Достижения и поощрения

В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992–1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
В.С. Мухина является основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанным в отечественном психологическим сообществе. В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: пси-хологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».
Под руководством В.С. Мухиной защищено 17 докторских и 87 кандидатских диссертации. Специалисты, защитившие кандидатские и докторские диссертации под руководством В.С. Мухиной работают во многих регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Регионы России: Амурская область, Архангельская обл., Астраханская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. окр., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Мальта, Польша. Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия. Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др. В.С. Мухина является разработчиков инновационных образовательных программ для аспирантам, читает по ним курсы: I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). В соавторстве с А.А. Хвостовым. II – Методология психологического исследования. В соавторстве с А.А. Хвостовым. III – Акмеология научного творчества. В соавторстве с А.А. Хвостовым. IV – Психология в образовании. С участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова. V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX – XXI вв. С 2013 г. является основателем и директором Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.
Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики, внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна – образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.

Исследовательские проекты и гранты

Руководитель проектов:
1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ: Мордовия, 2001 – настоящее время.
2. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению мастер-классов «Кабинет детского психолога: практика использования игровой терапии в экстремальной и повседневной практике», 2007 – 2009.
3. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточных регионов России: научные экспедиции: острова Курильской гряды 2007 – 2010 гг.; Бурятия 2012 г.; Хантымансийский национ. округ: 2011 – настоящее время.
4. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2010 – 2012 гг.
5. Научная программа исследования: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010 – 2011.
6. Научная программа исследования: «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010 – 2012.
7. Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования иркутской области, Иркутск 2011.
8. Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития»: 2011 – 2013 гг. Этап V.
9. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, 2012 – настоящее время (соруководитель докторант кафедры психологии развития В.С. Басюк).
10. Программа «Трудный подросток» совместно с Минобразования Иркутской области, 2012 – настоящее время.
11. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013.

Научный руководитель кафедры психологии развития личности; Почетный профессор МПГУ

Академик РАО; Профессор

Доктор психологических наук

Профессиональные интересы

Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; психология девиантных подростков; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».