Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Количество людей с высшим образованием в мире. Россия занимает первое место в мире по числу образованных людей

21.10.2013

По данным последнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития, по состоянию на 2011, по оценкам экспертов, 53,5% взрослого населения России имели дипломы о высшем образовании, эквивалентные дипломам о высшем образовании в США. Это считается самым высоким процентом среди развитых стран ОЭСР.

Сайт 24/7 Wall St. собрал информацию о 10 странах с самой высокой долей взрослого населения с высшим образованием.

Как правило наиболее образованное население в странах, где расходы на всех уровнях системы образования одни из самых высоких. Соединенные Штаты, например, потратили 7,3% своего валового внутреннего продукта (ВВП) на образование в 2010 году - это шестое место среди рассмотренных стран ОЭСР.

Россия и Япония являются исключением из этого тренда. Годовой расход на образование одного студента в России составил всего 4,9% ВВП или чуть более 5000 долларов.Обе цифры одни из самых низких среди стран, рассмотренных в отчете. В Соединенных Штатах расходы на одного ученика были более чем в три раза больше.

В большинстве стран с высоким уровнем высшего образования, частные расходы занимали гораздо большую долю от общего объема расходов. Из 10 стран с самым высоким уровнем образования у девяти были очень высокие общие расходы на образование, которые покрывались из частных источников.

Многие из наиболее образованных стран, как правило, имеют более высокий уровень передовых навыков. Япония, Канада и Финляндия - страны с высокообразованным населением - были одними из самых передовых стран по результатам экзаменов по грамотности и математике. США является заметным исключением из этого правила.

Чтобы определить наиболее образованные страны в мире, сайт 24/7 Wall St. собрал информацию о 10 странах с самым высоким уровнем высшего образования жителей возрастом от 25 до 64 лет в 2011 году. Эти данные были включены в отчет по странам ОЭСР "Education at a Glance 2013".

1. Российская Федерация

Процент населения с высшим образованием: 53,5%

Расходы на образование как процент от ВВП: 4,9%

Статистика гласит, что в 2011 году более половины населения России от 25 до 64 имели высшее образования. Кроме того, почти 95% взрослого населения имели среднеспециальное образование.

Для сравнения, в других странах ОЭСР эта цифра в среднем равна 75%. В России, по данным ОЭСР, "исторически большие инвестиции в образование".

Тем не менее, последние данные несколько подпортили образовательный имидж страны. Отчеты показывают широкое распространение коррупции в системе образования, в том числе мошенничество на стандартных тестах, продажу диссертаций политикам и богатым людям.

2. Канада

Процент населения с высшим образованием: 51,3%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 2,3%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,6%

С 2011 года примерно один из четырех взрослых канадцев - самый высокий процент в странах ОЭСР - получил образование, ориентированное на карьеру и основанное на навыках.

В 2010 году Канада потратила $ 16300 на образование выше среднего, уступая только США, где потратили более $ 20 000 на одного студента.

3. Япония

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 3,0%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 5,1%

Япония потратила меньший процент от своего ВВП на образование, чем в среднем страны ОЭСР. Но население страны восходящего солнца по-прежнему одно из самых образованных в мире.

Кроме того, почти 23% взрослых японцев имели самый высокий уровень грамотности, что в два раза больше, чем в США.

Процент выпускников высших учебных заведений также был одним из самых высоких в мире. По данным ОЭСР, в среднем ежегодные расходы на одного студента ВУЗа в 2010 году был значительно выше, чем в среднем в ОЭСР, и они должны еще возрасти.

4. Израиль

Процент населения с высшим образованием: 46,4%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): нет данных

Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,5%

В Израиле мужчины в возрасте от 18 до 21 года и женщины от18 до 20 лет должны пройти службу в вооруженных силах. По данным ОЭСР, это привело к гораздо более низкому уровню вовлечения в учебный процесс этой возрастной группы.

Средний выпускник высшего учебного заведения в Израиле старше, чем большинство выпускников стран ОЭСР. Ежегодные расходы на одного учащегося, начиная с начальной школы до высшей, значительно ниже, чем в других странах.

5. Соединенные Штаты

Процент населения с высшим образованием: 42,5%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 1,4%

Государственные расходы на образование увеличились в странах ОЭСР на 5% в среднем в период между 2008 и 2010 годами. В Соединенных Штатах, однако, расходы снизились на 1% в течение этого времени.

Тем не менее, США потратили более $ 22 700 на одного студента в 2010 году на всех уровнях образования, что выше, чем в остальных странах ОЭСР.

Американские преподаватели средних школ с опытом работы десять и более лет получают одни из самых высоких зарплат для данной профессии среди развитых стран.

Тем не менее, американские ученики 16-24 лет показывают самые слабые знания по математике среди всех стран ОЭСР.

6. Корея

Процент населения с высшим образованием: 40,4%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 4,9%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,6%

У корейцев достаточно хорошие шансы в получении работы после завершения образования. Всего 2,6% взрослого населения страны, которые имели ученую степень эквивалентную бакалавру, были безработными.

Корейские учителя получают одни из лучших зарплат среди стран ОЭСР. В процентном отношении к ВВП, расходы на высшее образование и исследовательские программы в 2010 году были самыми высокими среди вышеупомянутых стран. Большая часть средств была неправительственная - 72,74%.

7. Великобритания

Процент населения с высшим образованием: 39,4%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 4,0%

Примерно три четверти высшего образования в Соединенном Королевстве в 2010 году было профинансировано из частных источников, уступив среди рассмотренных стран ОЭСР только Чили.

Доля частных расходов на высшее образование с 2000 года более чем удвоилась. Увеличились и общие расходы на образование. Кроме того, с 2000 года британские университеты по количеству иностранных студентов уступают лишь университетам Соединенных Штатов.

8. Новая Зеландия

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 2,9%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,3%

По окончании средней школы, многие новозеландцы получают техническое образование, которое требует приобретения навыков. Около 15% взрослого населения получили в колледже образование такого типа. Расходы на образование в Новой Зеландии в 2010 году составили 7,28% от ВВП.

По оценкам, 21,2% всех расходов правительства Новой Зеландии пошли на образование, почти в два раза больше чем в среднем по ОЭСР.

9. Финляндия

Процент населения с высшим образованием: 39,3%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 1,7%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,5%

По данным переписи населения 2010 г., лишь 27% россиян в возрасте от 25 до 64 лет окончили вуз. В группе от 25 до 34 лет таких людей больше – 34%, но до всеобщего высшего образования это по-прежнему далеко. Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получает все больше людей, однако это международная тенденция и Россия здесь не является исключением. В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей.

Перепись населения проводилась семь лет назад, ее данные отчасти устарели и далеко не всегда точны. В 2012 г. НИУ ВШЭ начал независимое исследование образовательных траекторий выпускников российских школ. В рамках проекта «Траектории в образовании и профессии» мы отобрали общенациональную представительную выборку, включавшую около 4000 учеников 9-х классов. В дальнейшем мы совместно с фондом «Общественное мнение» продолжали опрашивать отобранных детей каждый год, следя за их образовательными результатами и карьерными устремлениями. Эти данные позволяют точнее установить долю учеников, поступающих в вузы, в наиболее молодых когортах.

Мы видим, что после 9-го класса около 40% учеников ушло из школы в систему среднего профессионального образования – техникумы и училища, которые продолжают играть важную роль в российском образовании. Из тех, кто остался в школе и окончил 11-й класс, около 80% поступило в вузы. Именно образовательный переход после 9-го, а не 11-го класса оказался наиболее важным с точки зрения формирования социального неравенства. В целом лишь около половины учеников из изначальной выборки оказалось в системе высшего образования.

Девушки значительно чаще поступают в вузы, чем юноши. В этом Россия опять-таки не отличается от других европейских стран. Если раньше среди студентов было больше мужчин, чем женщин, то в 1980-х гг. в большинстве стран ситуация изменилась, и с тех пор гендерный разрыв в образовании все увеличивается. Девочки лучше учатся в школе, реже уходят в техникумы после 9-го класса, в среднем лучше сдают ЕГЭ и в результате чаще поступают в университеты.

ЕГЭ, который задумывался как всеобщий государственный экзамен, на самом деле таковым не является: его сдавало лишь около 65% участников исследования – в основном те, кто намеревался поступать в вузы.

Однако наиболее впечатляют цифры, касающиеся классового неравенства. 84% детей из семей, в которых оба родителя имеют высшее образование, тоже поступают в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких лишь 32%. Выпускники гимназий и лицеев в 2 раза чаще оказываются в вузах, чем выпускники обычных школ. В целом наименьшие шансы поступить в вуз у юношей из семей с низким уровнем образования и дохода из небольших городов и сельской местности. Впоследствии они будут наименее конкурентоспособны на рынке труда.

Откуда проистекает миф о всеобщем высшем образовании? По нашему мнению, у него несколько источников. Во-первых, при статистических подсчетах часто игнорируют 40% учеников школ, в основном мальчиков, ушедших в техникумы и училища после 9-го класса. Они в большинстве своем не сдают ЕГЭ и исчезают из поля зрения экспертов.

Во-вторых, этот миф связан с социальным опытом и интуицией людей, публично рассуждающих об образовании. Они часто ориентируются на свой социальный круг – людей образованных, живущих в больших городах, дети которых учатся в престижных школах. В их среде действительно почти все поступают в университеты, и этот повседневный факт не ставится под сомнение. Анализ статистических данных позволяет нам избавиться от социальной близорукости и увидеть Россию за пределами крупных городов – страну со средним уровнем образования, типичным для Восточной Европы.

Авторы – преподаватель факультета социологии Университета Эксетера (Великобритания); директор центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ; ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.

Обратимся к последнему по времени тематическому обзору сферы образования, подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 35 наиболее индустриально развитых стран мира, – Education at a Glance 2017 . Из него действительно следует, что по первому из указанных министром показателей Россия опережает все страны ОЭСР, кроме Канады, не говоря уже о том, что средний по ОЭСР показатель в полтора раза ниже российского . Уточним лишь, что речь идет о доле не в общей численности населения той или иной страны, а лишь о возрастных группах в интервале 25–64 года:

Исходя из оценок, приводимых ОЭСР в том же докладе, второй из указанных министром показателей – доля молодых людей, не закончивших школу, – в России один из самых низких, по сравнению со странами ОЭСР. А молодых людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, наоборот, вновь один из самых высоких:

“За период с 1989-го по 2014 год численность населения России, получившего именно высшее образование, выросла более чем вдвое, а общее количество вузов в стране увеличилось с 514 в 1991 году до 896 в 2015-м, в стране сформировался обширный сегмент негосударственных вузов (41% от общего их числа)”, – отмечалось в недавнем исследовании Института образования НИУ ВШЭ в Москве. И зачастую уровень в 50% и более стал восприниматься как показатель распространенности в стране именно высшего образования. Здесь и требуется уточнение.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года , в стране насчитывалось 83,384 млн человек в возрастных категориях от 25 лет до 64. Из них о наличии высшего образования заявили 27,5 млн, то есть 33,4%, но никак не “более половины” от всех, как нередко могут восприниматься оценки ОЭСР. “Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран… Этот факт настолько утвердился в массовом сознании, что его мало кто ставит под сомнение. На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных”, – отмечают эксперты Высшей школы экономики в недавней статье для газеты “Ведомости”, которая так и озаглавлена: “Миф о всеобщем высшем образовании”.

Дело в том, поясняют авторы исследования, опубликованного в последнем номере журнала “Вопросы образования”, что статистика ОЭСР в категории tertiary education объединяет как людей с высшим образованием, так и выпускников техникумов и колледжей: “Российское высшее образование классифицируется ОЭСР по международной классификации как ISCED5A, а среднее профессиональное – как ISCED5B. Именно распространенность среднего профессионального образования делает Россию одним из лидеров в своеобразном рейтинге стран ОЭСР”.

Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получают все больше людей, продолжают эти же эксперты в статье для “Ведомостей”, однако это международная тенденция, и Россия здесь не является исключением: “В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей… ОЭСР не обладает независимыми источниками данных, и их оценки основаны на данных Росстата”.

При этом сама доступность в России высшего образования для молодых людей в возрасте 17–25 лет сильно разнится по регионам, отмечают авторы другого исследования НИУ ВШЭ . Имеются в виду три параметра: общее наличие мест в вузах того или иного региона для желающих в них учиться, а также финансовая и территориальная доступность высшего образования проживающим в регионе молодым людям. Средний по регионам России общий показатель такой доступности составляет 33%, при этом почти в половине регионов – ниже 28%.

Авторы этого исследования отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно “качественное” высшее образование. Как показатель, характеризующий качество образования в регионе, ими используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70 баллов и выше. “Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования, – поясняют эксперты. – То есть предполагается, что, чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить”.

В итоге вероятность стать студентом более “качественного” вуза выше в Санкт-Петербургском и Московском регионах, Томской и Свердловской областях. Тогда как в 29 регионах отсутствуют вузы с баллом ЕГЭ выше 70, заключают авторы исследования.

Если же вернуться к данным ОЭСР, то в целом по России 82% взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием трудоустроены. Это чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (84%). Трудоустройство недавних выпускников вузов в России, по данным последнего мониторинга Минобрнауки , составляет 75%, что также чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (77%).

На прошлой неделе помощник председателя правительства РФ Ольга Голодец была с рабочим визитом в Анапе, где посетила детские учреждения и социальные объекты. В ходе визита во всероссийский детский центр «Смена» вице-премьер сообщила журналистам, что двум третям россиян высшее образование не требуется. Это заявление чиновницы вызвало множество публикаций в прессе, большинство из которых выражает явное неодобрение такого взгляда вице-премьера на потребности в высшем образовании для россиян. Насколько соответствует российская система высшего образования потребностям экономики страны и насколько оправданны взгляды вице-премьера на эту систему?

О чем сказала журналистам Ольга Голодец?

По заявлению вице-премьера, в России, с точки зрения экономики, 65% трудоспособного населения в высшем образовании не нуждается. «У нас есть просчитанный баланс, он составляет примерно 65% на 35%. При этом 65% — это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования»,- так сказала чиновница журналистам в Анапе. На основании каких данных просчитывался этот «баланс», чиновница уточнять не стала, зато многие центральные издания немедленно опубликовали информацию ВЦИОМ, согласно которой в 2010 году лишь 23% граждан России являются обладателями диплома о высшем образовании. Заявление Ольги Голодец вызвало достаточно много критики в блогосфере, особенно на фоне того факта, что в рамках своей семьи вице-премьер считает приемлемым только 100% высшее образование . Другой вице-премьер правительства Дворкович вынужден был даже выступить с пояснениями по поводу заявления своей коллеги по кабмину, заявив, что слова Ольги Голодец о том, что высшее образование не нужно большей части населения России, были неверно интерпретированы и речь идет лишь о некоторых профессиях. Каким образом вице-премьеру Дворковичу удалось так интерпретировать вполне конкретные цифры и слова коллеги, не сообщалось. Но обращает на себя внимание тот факт, что решать о том, чего и сколько нужно гражданам России в области образования (и не только) берется чиновник, публичные заявления которого нуждаются в специальных пояснения и интерпретациях.

Сколько в России вузов?

Сегодня в российскую систему высшего образования входят более 900 высших учебных заведений. Из них примерно две трети являются государственными и треть - частными. Число студентов во всех вузах составляет примерно 5 млн человек, на первый курс в прошлом году поступило около 1 млн человек, немногим более половины из них - на бюджетные места. В системе начального и среднего профессионально-технического образования обучается менее 3 млн россиян. Эксперты говорят о том, что соотношение должно быть обратным - людей с высшим образованием нужно примерно в полтора раза меньше, чем специалистов со средним начальным профобразованием.

Во 60-е годы прошлого века в СССР такая пропорция и была, но со временем число выпускников ВУЗов стало расти, а профтехучилищ и техникумов напротив - сокращаться. После развала СССР этот процесс принял лавинообразный характер: частные ВУЗы стали расти как грибы после дождя, а начальное и среднее профтехобразование пришло в полный упадок.

На начало 2000-х число мест в вузах страны сравнялось с числом выпускников школ, хотя одной из причин тому послужила демографическая яма того периода.

Много ли высшего образования в России по сравнению с другими странами?

Когда вице-премьер Голодец говорила о том, что в России должно быть не больше 35% людей с высшим образование, она, вероятно, опиралась на данные об определенной возрастной категории граждан РФ. Сегодня около половины выпускников российских школ поступают в высшие учебные заведения. По данным Европейского социального исследования 2010 года, в возрастном диапазоне 25-39 лет доля россиян, имеющих высшее образование, составляет 39%. По этому показателю наша страна находится на близких позициях с такими государствами как Польша, Израиль, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Испания. То есть, ни лидером, ни аутсайдером среди развитых стран в деле охвата населения высшим образованием, наше государство не является. Отстаем мы от Норвегии, у которой дипломы о высшем образовании имеют больше половины граждан, но втрое превосходим Чехию и вдвое Португалию.

Очень отстает по распространенности высшего образования от нас Китай - в 1998 году в этой стране было меньше 900 тыс. человек с ВО, в 2013 году их стало больше 6 млн человек. Хотя динамика роста весьма впечатляюща, но по отношению к 1,4 млрд своего населения, это всего лишь доли процента.

Иногда, критикуя российскую систему высшего образования, в пример приводят Японию, утверждая, что там охват граждан ВО приближается к 100%. Такие данные не соответствуют действительности. В этой стране с населением 127 млн человек число вузов составляет около 800, что на душу населения сопоставимо с Россией. Государственных из них меньше 200, поступить в вуз трудно, образование достаточно дорогое и не по карману для большинства японцев (шестилетнее обучение на медицинском факультете государственного токийского университета стоит 3,5 млн, что на сегодня соответствует примерно 2 млн руб. Обучение в частном университете на порядок дороже). В итоге, по состоянию на 2010 год, диплом о высшем образовании имели 45% японцев .

Каково качество российского высшего образования?

Деградировать высшее образование начало еще во времена СССР, когда стал падать престиж многих профессий, требующих ВО, например, профессии инженера. В новейшей истории России был взят курс на коммерциализацию образования, чиновники прямым текстом заявляли о том, что образование должно приносить прибыль (правда, не уточнялось кому), в вузах стало открываться множество непрофильных факультетов, для которых не хватало нужного числа преподавателей. Не говоря уже о том, что о востребованности для экономики страны специалистов такого профиля и в таком количестве никто в правительстве не задумывался: действовало представление о том, что спрос и предложение рынка сами «наведут порядок» в отрасли. Сопровождалось все это «развитие» бесконечными реформами образования, слияниями и укрупнениями вузов, введением Болонской системы, от которой многие сильные европейские вузы отказываются. В России «болонизация» проводилась под эгидой интеграции в западную образовательную систему. Очень удивительно на фоне сегодняшних непростых отношений России с Западом выглядят непрекращающиеся усилия наших чиновников по дальнейшему продвижению этой «интеграции». В НИУ ВШЭ , к примеру, тратят большие усилия и государственные деньги на преподавание профильных предметов на английском языке с постоянным повышением квалификации педагогов, с соответствующим недешевым методическим обеспечением, с закупкой нужного для обеспечения процесса оборудования. И все это нужно, чтобы специалист овладел английским на уровне языкового вуза, получил соответствующий сертификат и признаваемый на Западе диплом. Для чего нашему государству понадобилось за немалые средства взращивать специалистов, которые планируют уезжать работать за границу, не ясно. Кстати, в документе ни разу не упомянуто слово «знание». Там нет ему места, исключительно«компетенции». Выработка компетенций «по нажатию правой кнопки» - компетенцию «по нажатию левой» будет готовить соседняя кафедра.

Вся эта бурная деятельность наших чиновников на ниве образования сказалась на последнем самым печальным образом. Не всюду, конечно. В стране остались вузы, выпускающие вполне приличных специалистов (не зря различные ТНК вроде Intel или Microsoft поспешили открыть в России множество своих филиалов), но таких ВУЗов сравнительно немного. В остальных идет гонка за «платникам», принуждение студентов записываться на всевозможные дополнительные платные курсы, совершенно не сообразуясь с потребностям рынка труда.

Слабым утешением в происходящем может служить только в одном - подобная ситуация складывается не только в России. Есть ряд элитных и очень дорогих вузов в Европе (преимущественно в Великобритании) и США, которые дают приличное образование, но в массовом сегменте высшее образование и в Штатах, и в Европе выглядит довольно уныло. Кроме всего прочего, система высшего образования США во многом представляет из себя финансовый пузырь вроде ипотечного. Объем выданных в этой стране образовательных кредитов перевалил за триллион долларов, и число дефолтов по ним быстро растет.

Для чего понадобилось правительству сокращать число вузов?

Ни количество специалистов, выпускаемых нашей системой высшего образования, ни номенклатура этих специальностей по большей части потребностям рынка не соответствуют. Кроме того, значительная часть коммерческих вузов является, по сути, «фабрикой дипломов». Наведение элементарного порядка в этой сфере несомненно не лишне. Совершенствование системы образования тоже процесс вполне естественный - ни наука, ни промышленность не стоят на месте. Точнее, не должны стоять. Но делаться это должно эволюционным путем, с сохранением некоего фундамента в образовании, обеспечивая преемственность знаний, учитывая культурные и исторические традиции страны. Сегодня реформистская деятельность правительства в области образования проходит под эгидой поднятия начального и среднего профобразования. Считается, что потребность этого рынка гигантская, а ленивые россияне просто не желают трудиться и идут в вузы, только чтобы «откосить» от армии. По поводу армии, подобные утверждения отчасти верны. В остальном же желания выпускников школ продиктованы не столько непониманием своего места в жизни, сколько требованиям рынка труда. Работодатель сегодня предпочитает в первую очередь готового специалиста, на худой конец молодого, но с высшим образованием. Образование может быть и непрофильным, что в случае «офисного планктона» и не очень принципиально. Просто отсутствие у кандидата ВО означает лишь одно - это не просто «жертва» реформ образования, это, скорее всего - «супержертва». Со всеми вытекающими.

В том же, что касается переизбытка специалистов с ВО и нехватки в сегменте начального и среднего профобразования, - ситуация такая сложилась отнюдь не по причине проблем в сфере образования. На фоне разрушения производства и науки в стране сокращается и потребность в рабочих местах. Скрытая безработица в России составляет десятки процентов. Жалобы некоторых производителей на то, что днем с огнем не сыскать приличного токаря или другого профессионала в производстве, справедливы. Беда только в том, что сегодня количество таких действующих производств очень невелико, и создать рынок труда, под потребности которого можно выстроить полноценную систему образования, эти предприятия не могут. Гораздо проще привлекать гастарбайтеров, пусть и не всегда достойной квалификации, зато недорого.

Иными словами, построение системы образования начинается с некоторых усилий по созданию такой экономики, которая будет нуждаться в образованных специалистах. Судя по всему, наше правительство к подобным усилиям не готово ни морально, ни с точки зрения «компетенций». «Оптимизировать» - привычнее.