Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Здоровье: физическое, психическое, социальное, духовное. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Основные разновидности здоровья

Здоровье как понятие

Наиболее общим и философски емким является определение, данное американским патологом Сигеристом в 1945 г. В 1948 г. это определение приняла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В настоящее время существует несколько десятков других определений индивидуального здоровья, данных с различных позиций. По определению известного ученого в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицына (ММЭ, 1991) «Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности».

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

В настоящее время выделяют 2 значения понятия здоровья: здоровье общественное (популяционное) и здоровье индивидуальное.

Более широкое представление о здоровье населения заложено в определении общественного здоровья. Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели: смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация, физическое развитие детей и подростков и др.

Под рождаемостью понимают естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Наиболее простым и широко используемым является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывают по формуле:



Под смертностью понимают процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.

Под средней продолжительностью предстоящей жизни понимают гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что на всем протяжении жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни не следует путать со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель общей заболеваемости (болезненности, распространенности) характеризует распространенность выявленных в данном году заболеваний в пересчете на 1000 чел. населения.

Под понятием «индивидуальное здоровье» подразумевают состояние здоровья индивида.

Наиболее удачным определением понятия «индивидуальное здоровье» является определение Казначеева. «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни»

Нетрудно заметить, что во всех определениях рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое, психическое, духовное. Попытаемся дать им определение.

1. Физическое (соматическое) здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.

2. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.

3. Духовное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам. Считают, что духовность включает в себя готовность человека следовать наработанным веками правилам человеческого общежития и способность человека к творчеству. Проблеме духовности в зарубежной и отечественной философской мысли посвящено немало трудов, однако в одних из них понятие «духовность» отождествляется с понятием «душа», «психическое», в других – духовность отождествляется с сознанием, определяется как нечто противоположное материальному, то есть идеальное.

Истинная же духовность есть «триединство истины, добра и красоты», и основными критериями такой духовности являются:

Направленность вовне на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

Выбор основных жизненных ценностей, составляющих смысл бытия личности. Именно способность к выбору является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», к познанию специфики индивидуального бытия;

Свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком;

Творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение – творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

Развитая совесть, которая согласует вечный моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида, ибо сознанию открыто сущее; совести – то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

Ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, за все, что происходит в мире.

Некоторые авторы в практических целях выделяют также репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека и его способность к любви. Основу его составляют:

Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;

Свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию;

Отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостатков, мешающих сексуальным и детородным функциям.

Все компоненты здоровья человека взаимодействуют, дополняют и компенсируют друг друга. «В здоровом теле – здоровый дух!», - гласит старая латинская пословица. Но часто мы наблюдаем обратную картину, когда высокоразвитый дух, компенсирует больное тело. Все нарушения в психической и духовной сфере неминуемо отражаются на физическом состоянии человека посредством нарушения механизмов физиологической регуляции.

Обобщая все определения составляющих здоровья, можно сказать, что соматическое и физическое здоровье – я могу , психическое здоровье – я хочу , духовное здоровье – я должен .

Индивидуальное здоровье – это личностная категория. Каждого человека в плане собственного здоровья интересует самочувствие и возможности его улучшения, продолжительность жизни, возможность активно прожить свою жизнь и избежать заболевания. С этой точки зрения практическое определение здоровья может быть следующим.

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

  1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
  2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что "я оказался хуже всех". Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: "Что ни делается, все к лучшему".
  3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: "Вам дрова нужны?" - "Нет". Утром проснулись - дров нет.
  4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры - хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь "свыше".
  5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
  6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
  7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда - как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: "В моей жизни нет ничего хорошего". А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
  8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это - и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
  9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем - чтобы не чувствовать того, что чувствует.
  10. Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
  11. Одна из составляющих здоровья - умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
  12. И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.

Алексей Луньков,
доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии и психологического консультирования МЭГУ
Статья предоставлена сайтом

В результате освоения темы студент должен:

знать

Основы современной теории социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;

уметь

  • использовать основные критерии социального благополучия;
  • определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия, социальной безопасности и сплоченности;

владеть

  • различными направлениями обеспечения социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
  • способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.

Содержание и структура понятия "социальное благополучие"

Практика социальной работы определяется различными факторами, к которым относятся традиции и обычаи определенного народа, законодательная база, регулирующая социальную политику, представления общественного сознания и пр. Важное место среди этих факторов занимает система ценностей, которые разделяют все представители данного социума (или их большинство) и которые, в сущности, формируют основу общества.

Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Поэтому каждый объект и явление, которые рассматриваются как значимые, включаются в ценностную, или аксиологическую, основу миропонимания современного человека, занимая в ней более или менее важное место.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории в зависимости от уровня развития материальных благ, религиозных и этических норм, потребительских стандартов соответствующего общества. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности. Исследователи рассматривали, как в обществе неравенства можно добиться благосостояния с помощью более равномерного распределения доходов. В качестве путей к этому рассматривались: государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Однако современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу самореализации и пр.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Можно сказать, что в известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Учебно-методическое объединение вузов России по социальной работе в числе фундаментальных, исходных категорий теории социальной работы как научной дисциплины называет понятия:

  • социальное благополучие человека;
  • социальное благополучие общества.

Данные понятия отражают сложную структуру самой категории социального благополучия, включенность в нее представлений о благополучии индивида, о благополучии групп людей, наконец, о благополучии общества в целом. Эти представления и фактические данные, на которых они основываются, взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают полностью.

Представители социальных наук и органов управления в течение долгого времени искали объективные количественные измерители данного интегрального явления, которые бы достаточно точно отражали состояние различных сторон жизнедеятельности общественного организма в целом, были способны показать динамику его отдельных элементов и к тому же были практически применимы в аспекте сбора и использования данных. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX в. был разработан информативный, пригодный для сравнения и удобный в применении показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в пересчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

Каждый из включенных и индекс показателей в отдельности может не отражать генерализованное состояние благополучия, но все они в совокупности прямо или опосредованно представляют картину благополучия или неблагополучия данного общества.

За все годы публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Швейцария, Канада, Норвегия, Япония, Исландия.

В последнем выпуске доклада об уровне ИРЧП, представленном в марте 2013 г. в Мехико, указано, что наивысшие показатели индекса зафиксированы в Норвегии. Россия стоит на 55-м месте в группе стран с "высоким уровнем развития человеческого потенциала", поднявшись по сравнению с предшествующим докладом на 10 позиций. 42 страны, имеющие "очень высокий уровень" ИРЧП, названы в отчете "развитыми", хотя в их число входят, например, Барбадос или Сейшельские острова, которые обычно не принято включать в число развитых.

При этом составляющие российского ИРЧП далеко не равнозначны. На мировом фоне среднестатистический российский человек отличается высокой образованностью, средним уровнем материального достатка и невысокой продолжительностью жизни.

Среди других показателей следует рассмотреть динамику ИРЧП, т.е. направление и величину изменений, которые продемонстрировали индексы разных стран в сравнении с 1990 г. (началом наблюдений). В этом плане последний опубликованный отчет, к сожалению, показывает, что Россия находится в числе стран, у которых данный показатель ухудшился. Еще в 1990 г. СССР (и Россия в его составе) находилась в группе стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23-е место в общем рейтинге.

Разумеется, такое снижение социальных характеристик неприемлемо для страны, которая поставила своей задачей модернизацию всех сторон своего развития. Именно для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты "Образование", "Здоровье", "Жилье", было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы усилия, предпринятые по улучшению здравоохранения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи принесли свои результаты. Произошли позитивные изменения в одном из наиболее консервативных показателей – показателе средней ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет превысила 63 года, что является значительным ростом, но не достигает, впрочем, как и ожидаемая продолжительность жизни женщин, показателей 1990 г.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включаются общественные ожидания в области безопасности – защищенности от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасности.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку избежать нищеты и голода, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами, содействие при потере работы, уход в старости и т.п. Следует подчеркнуть, что в основном забота о социальном благополучии своей семьи является предметом собственной ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой не всегда могут справиться с возникающими социальными проблемами самостоятельно. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех ее уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов, способных осуществлять меры социальной поддержки.

С состоянием социальной защищенности населения связано чувство социальной защищенности у индивидов, которое не может возникнуть без наличия указанных выше элементов социальной защищенности. Однако объективное существование этих структурных элементов не обусловливает автоматическое формирование у человека чувства социальной защищенности – граждане могут не знать о них или считать их недостаточными. Отсутствие же этого чувства неблагоприятно действует на состояние социальной стабильности, на субъективные характеристики благосостояния населения.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. На первый взгляд, представляется, что зажиточная жизнь лучше, чем необеспеченная, что наличие комфортабельных условий для жизни вызывает большее удовлетворение, чем жизнь в аскетических условиях. Однако проведенные исследования показывают неполноту такой точки зрения.

Английский психолог М. Аргайл обобщил результаты широких кросс-культурных исследований и выявил, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенности жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека: эти показатели оказались равными у обследованных лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.

Впоследствии было определено, что человек воспринимает обыденное и привычное существование как нормальное для себя и оценивает его в величинах незначительных изменений, связанных с небольшими событиями, происходящими в рамках этого обыденного существования. Эта оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в терминологии производимых опросов человек "скорее удовлетворен" своей повседневной жизнью). Однако если происходящие изменения более значительны и производят качественные изменения в образе жизни, то возникает другой подход к оцениванию: люди "реагируют на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.

Так, если жизненные условия человека, его семьи улучшились, то в течение некоторого времен он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Если эти улучшившиеся условия стали привычными, обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обычному среднему уровню. Эту закономерность важно учитывать при выявлении мнений и суждений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания: вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая, дополнительная к уже существующей системе, не долее полугода, а затем ее новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается и собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие, т.е. те люди, которые для инициатора сравнения представляются показательными, авторитетными. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, предприимчивости, достижениям. Средние, унифицированные показатели благосостояния, когда никто не живет лучше других, могут порождать самоуспокоенность и вести к застою.

Конечно, в обществе должны существовать механизмы поощрения более активного труда, предприимчивости в рамках закона, изобретательности, таланта и пр., а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге проницаемость границ социальных страт и исправная деятельность "социального лифта", позволяющего социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности, модернизируемости социума, его способности к развитию и совершенствованию.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно и противоречиво.

В структуре личности человека присутствуют три вида элементов: физическое "Я", социальное "Я" и духовное "Я". Физическое "Я" включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального "Я" составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное "Я" – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Однако невозможно отрывать друг от друга различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, поскольку в их неразрывном единстве обеспечивается устойчивость и целостность личности, а также само это единство становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественно важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей ее формирования и воспитания, просоциальной или антисоциальной направленности, эгоистической или альтруистической установки. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения. Поскольку субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия достаточно постоянен. Субъективное благополучие отнюдь не определяет объективного благополучия личности, оцениваемого по социальным критериям ее личных достижений, структуры личности, поведения и деятельности. Согласование общественных и субъективных конструктов социального благополучия создает благоприятные условия для последовательного развития социума и его членов. Рассогласование порождает социальную нестабильность, а также негативные последствия длительного воздействия дистресса.

Специалистам социальной работы приходится чаще иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. В свое время этот вид профессиональной деятельности создавался именно для того, чтобы обеспечить выживание людей, оказавшихся неприспособленными к реалиями нового вида социально-экономического устройства, спасти их от голода и крайней нищеты. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит и другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов. Это обусловливает необходимость использования новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты в современных условиях.

Здесь акцент сделан на гармоничном сочетании всех аспектов человеческого существования. Эта формулировка созвучна с определением здоровья, которое было дано Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году. Несмотря на то, что определение здоровья ВОЗ часто подвергается критике за его чрезмерную идеалистичность и умозрительность, его всегда упоминают при необходимости описать понятие здоровья.

Можно выделить следующие виды здоровья.

Физическое здоровье – это состояние организма человека с достаточным адаптивным потенциалом, хорошим уровнем физического развития, функциональной подготовленностью организма к выполнению нагрузок различного уровня и интенсивности.

Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.

Душевное здоровье – это динамическая характеристика индивидуальности; способность ставить принципиально реализуемые цели и достигать их; способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Мерой душевного здоровья считается способность человека продуктивно преодолевать трудные ситуации.

Социальное здоровье – это интегральный показатель, описывающий уровень распространения заболеваний в общей популяции и распространение различных форм социальных девиаций.

Исходя из многозначности определений здоровья и его функционирования на различных уровнях, становится понятным, что здоровье зависит от целого комплекса факторов.
Ю. П. Лисицын и Ю. М. Комаров выделили показатели, выступающие факторами риска для здоровья (табл. 1).

Таким образом, на здоровье человека влияют четыре группы факторов, среди которых наибольший удельный вес приходится на образ жизни. Именно поэтому, чтобы поддерживать высокий уровень здоровья, необходимо не только расширить и изменить представление о здоровье и болезни, но и умело использовать все факторы, влияющие на различные составляющие здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное), использовать оздоровительные, общеукрепляющие методы и технологии, сформировать установку на здоровый образ жизни.

1. Античная концепция здоровья

Одним из наиболее ранних определений здоровья считается понятие, выдвинутое греческим философом Алкмеоном в V веке до нашей эры. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. Аналогичное определение есть у Платона, который считал, что здоровье, как и красота, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

Здоровье в античном понимании прежде всего, ориентировано на внутреннее устройство человека. В гораздо меньшей степени оно связывается с системой отношений индивида с окружающим миром и другими людьми.

2. Адаптационная модель здоровой личности .

Этот подход рассматривает здоровье в контексте отношений личности с окружающей средой. Такое представление о здоровье возникает в ХІХ веке. Теоретические предпосылки этого направления лежат в представлениях О. Конта и Э. Дюркгейма, которые любые проявления жизни человека рассматривали как функцию его социальных отношений. В рамках адаптационного направления можно выделить психофизиологический (биологический), эволюционистский и социально-ориентиро­ванный подходы к здоровой личности.

С позиций психофизиологического (биологического) подхода уровень здоровья – это оптимум психофизического реагирования на внешние стимулы. Его поддержание обеспечивает целостность и стабильность организма. Биологическое здоровье связано с сохранением постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Данный подход к здоровью отражает понятие гомеостазиса.

Эволюционистский подход рассматривает приспособление на уровне человечества в целом. В частности, Конрад Лоренц рассматривал человечество как живую макросистему, которая приобретает в процессе эволюции новые свойства. Таким образом, здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида. Человечество не только приспосабливается к окружающей среде, но и активно ее преобразует. В рамках теории биосферы В. И Вернадского к здоровым видам деятельности человечества можно отнести те, которые упорядочивают среду обитания. Если же социальные институты используют формы деятельности, которые вступают в противоречие с природными закономерностями, это приводит к разрушению и вырождению популяции.

Социальный аспект адаптационной модели здоровья рассматривает его как результат того или иного уровня взаимодействия в обществе. Например, Э. Дюркгейм считал, что условием психического здоровья индивида являются его включенность в систему социальных отношений и высокий уровень интеграции социальных связей. Таким образом, здоровье здесь рассматривается со стороны взаимодействия индивида с социальной средой. Здоровая личность – это человек, поведение которого соответствует принятым в обществе нормам и правилам. Таким образом, здоровье в рамках этого направления отождествляется с нормальностью, с нормальным социальным функционированием. Например, нормальный (здоровый) человек это тот, кто окончит школу, получит образование, создаст семью, будет нормально трудиться и т. д. Следовательно, в рамках данного подхода здоровье является важной социальной предпосылкой нормального функционирования общества.



3. Антропоцентрический эталон здоровья .

В основе антропоцентрического подхода лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. Личность рассматривается как свободно развивающаяся, открытая опыту и ориентированная на высшие достижения индивидуальность. К наиболее устойчивым характеристикам здоровой личности можно отнести следующие:

Самоактуализация – направленность на саморазвитие и раскрытие личностного потенциала;

Полноценное развитие и личностный рост, что предполагают готовность к жизненным переменам, умение активно преодолевать трудности и переходить к более высоким уровням существования;

Открытость опыту, что означает способность принять жизненные неудачи как уроки и не терять доверия к миру при любых невзгодах;

Способность к подлинному диалогу – умение принять другого человека таким, какой он есть и не стараться изменить его;

Свобода в переживании и самовыражении, что является условием творчества;

Стремление жить осмысленно.

Термин «болезнь» - не только описательное понятие. Оно представляет общую абстрактную модель, служащую для того, чтобы определить необычные и необъяснимые изменения у человека и, тем самым, понять эти изменения. Кроме того, этот термин указывает, как вести себя по отношению к таким людям.

Подобные основополагающие абстрактные модели играют важную роль в науке; Кун назвал их парадигмами. Парадигма представляет собой основную модель, по которой выверяется и организуется исследование отдельных проблем.

В медицине такой основной моделью является общая концепция болезни, включающая следующие элементы:

Жалобы, отклонения физических функций и отклоняющееся от нормы поведение («плохое самочувствие»), что объясняется каким-то первичным расстройством или специфическим дефектом (возможно, пока не известным);

Этот дефект имеется в индивиде и образует собственно болезнь;

Этот дефект можно объяснить однозначной причиной либо набором причин, всегда повторяющимся;

Согласно классической биомедицинской модели болезни этот дефект (необязательно являющийся причиной) имеет соматическую природу.

Рассмотрим наиболее распространенные подходы к пониманию болезни.

Современная медицина использует биомедицинскую модель болезни. Биомедицинская модель основывается на представлении о существовании неизменных биологических структур и процессов, функционирующих в норме и патологии. При объяснении причин и природы нарушений функций в этой модели отдается предпочтение данным, полученным в ходе научного исследования этих структур и процессов.

Социально-экономическая модель болезни при анализе факторов, причин и распространенности заболевания исходит из необходимости анализа влияния внешних условий на проявления заболеваний. Основные идеи этого подхода в явной и законченной форме были сформулированы в работе Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".

Рисунок – Плоскости общей модели болезни

Таким образом, модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина болезни - болезнь - плохое самочувствие - роль больного.

В исследовании общая модель болезни - это прообраз для создания гипотез, поисковая модель для объяснения отклонений, нуждающихся в таком объяснении: жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, и причину этого дефекта.

В практике модель болезни дает возможность сразу использовать результаты исследований. Врачебную диагностику следует понимать именно как процесс классификации. Сделав диагностику и выделив основные симптомы, врач может перенести на своего пациента все, что он знает благодаря исследованиям о причинах, течении и возможностях лечения данной нозологической единицы.

Модель болезни имеет значение не только для науки, практики и больного, но и для общества . Со времен Средневековья заботу о тех, кого определили как больных, взяло на себя общество и учредило специальные заведения - больницы. Обеспечить эту заботу должным образом доверялось особой профессиональной группе – врачам, имеющим соответствующие обязанности и права.

Если чье-либо состояние было определено как болезнь, то ответственность за этого человека возлагается на систему здравоохранения. И наоборот, если по поводу соответствия модели болезни и некоторого отклоняющегося от нормы состояния возникают сомнения, то компетентность врача может оказаться под вопросом. Поэтому вопросы здравоохранения и профессиональные интересы неизбежно связаны с научной дискуссией о сфере значимости модели болезни..

В документе “Ликвидация разрыва” Всемирная Организация Здравоохранения (1995) заявляет: “Самый беспощадный убийца мира и главная причина страдания на Земле это чрезмерная бедность”.

Давайте влезем в шкуру компрачикоса и прикинем, как мы сможем использовать будущий закон от Минздавсоцразвития в своих гнусных целях. Вообще, в этом законопроекте много всего интересного, типа введения принудительного лечения насморка для взрослых людей. Но я сейчас буду писать только о том, что может заинтересовать любящего денежки детозащитника.

При исследовании законопроекта я руководствовался разбором от kassidi (ссылка). Полный текст законопроекта лежит вон там (ссылка). Под законопроектом красуется подпись законно избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Итак, начнём строить хищные планы.

Статья 2 законопроекта. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Статья 77 Семейного Кодекса РФ. «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Комбинируем эти нормы. «Если ребёнок не находится в состоянии полного физического, душевного и социального благополучия, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей».

Уже неплохо, да? Детей, которые находятся в состоянии «полного физического, душевного и социального благополучия» не бывает в принципе. Следовательно, можно будет смело забирать в детский дом любого абсолютно ребёнка. Если, разумеется, родители не сумеют при помощи пухлой пачки денег убедить сотрудницу службы опеки оставить ребёнка с ними.

Обратите внимание - компрачикосам не надо будет ни вымогать деньги, ни подделывать документы. Законопроект даёт им полное право отбирать детей. Прямо таки идеальная ситуация для стрижки денег с населения. А ведь всего-то понадобилось составителям законопроекта - залезть в ВикиПедию и взять определение здоровья оттуда (пруфлинк).

План, кстати, компрачикосы будут выполнять на бедных семьях. Во-первых, бедная семья - это семья социально неблагополучная. Ребёнок, находящийся в такой семье, согласно определению юристов из Минсоцздравразвития, нездоров. А во-вторых, ну какую взятку смогут предложить компрачикосу бедные семьи? Двадцать тысяч рублей? Смешно. С нормальных семей за разрешение оставить детей можно будет срубить тысяч двести как нечего делать…

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение профилактических медицинских осмотров (диспансеризации), диспансерное наблюдение, оказание медицинской помощи в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при поступлении в образовательное учреждение, а также оказание медицинской помощи в образовательном учреждении в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Чем эта статья полезна для компрачикоса? Тем, что родители теперь обязаны беспрекословно подчиняться всем, кто имеет какое-то отношение к медицине. Хочет женщина из поликлиники, чтобы вы купили ребёнку какие-нибудь витамины за полторы тысячи рублей? Выполняйте. Предлагает уставшая дама в белом халате забрать вашего ребёнка в инфекционную больницу, где он гарантированно заразится чем-нибудь от других детей? Заварите ваш рот и молча отдавайте ребёнка.

Иначе вы нарушите его право на оказание медицинской помощи, предусмотренное статьёй 50 обсуждаемого законопроекта. А нарушение прав ребёнка - дело серьёзное, это прямой повод для вмешательства служб опеки и даже милиции… Я уже представляю себе диалог с врачихой:

«- Знаете, я подозреваю, что у вашего ребёнка что-то инфекционное. Давайте-ка отправим его полежать в инфекционное отделение городской больницы…
- Но ведь мы же сказали, что ребёнок просто выпил несвежего сока!
- А вдруг это всё же инфекция? Отправим на инфекционное, полежит там пару недель… Вы понимаете, у меня инструкция, я не могу её нарушить…
- Вот эта тысяча рублей, возможно, будет достаточной компенсацией за нарушение инструкции?
- Добавьте ещё пятьсот и лечите ребёнка дома».

Проще говоря, законопроект Минсоцздравразвития лишает ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи. Заодно, кстати, компрачикосы наносят богатырский удар по антипрививочникам. Теперь антипрививочникам, которые за последние годы попортили немало крови нечистым на руку чиновникам от медицины, придётся или быть как все, или уезжать из страны.

Ещё одна возможность срубить лёгких денег на детях. Цитирую статью 47:

«Статья 47. Права семьи.

4. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в возрасте до трех лет включительно в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний».

Сейчас, для справки, родитель имеет право находиться в больнице вместе с ребёнком любого возраста… Давайте отрепетируем ещё один диалог:

«- Доктор, я хотела бы находиться вместе с ребёнком.
- Зачем? У нас только дети до трёх лет с родителями лежат. Которые постарше уже одни. Я понимаю, конечно, всякое бывает. Вот, в 2009-м году, в Челябинске дети лежали в палате без взрослых. Так одного четвероклассника сначала его сверстники избивали, а потом и вовсе изнасиловали (пруфлинк). Но вы не волнуйтесь, у нас больница хорошая, такого не бывает.
- Доктор! Неужели ничего нельзя сделать?
- Ну, если бы у вас были медицинские показания… Но у вас таких показаний нет…
- А трёх тысяч рублей хватит, чтобы медицинские показания появились?»

Статья 50. Права несовершеннолетних.

3. Дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что такое ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации? Смотрим ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, статью 1:

«дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи»

Ну, вы поняли. У вас ребёнок-инвалид? Привозите его к нам, будет теперь жить в интернате. У вас ребёнок-хулиган и на его поведение жалуются в школе? Теперь он будет жить в детском доме. У вас малоимущая семья? В детдоме вашему ребёнку будет лучше. Вы говорите, что нормально зарабатываете, просто работаете на рынке без оформления? Не надо пудрить мне мозги. С точки зрения государства вы безработный, равно как и ваша жена. Собирайте ребёнка, машина ждёт уже.

Ладно, пожалуй, хватит. Уже понятно, что компрачикосам следует всячески поддеживать этот закон, благо он даёт чиновникам практически неограниченные возможности для безопасного изьятия денег у родителей.

Теперь о том, что с этим законом делать.

Во-первых, тем, кто хочет изучить всё подробнее. Материалы для этой статьи я взял из разбора межрегиональной общественной организации «За права семьи», скачать их разбор, 22 листа в Ворде, можно в посте kassidi (ссылка).

Выношу оттуда адреса, по которым можно слать тёплые слова чиновникам, имеющим возможность повлиять на превращение законопроекта в полноценный закон:

Адреса для обращений граждан :

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: http://letters.kremlin.ru)

В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form)

В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по охране здоровья»)

В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по вопросам семьи, женщин и детей»)

В Общественную палату РФ
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send)

Что именно писать чиновникам? Конечно, было бы здорово, чтобы всех юристов Минсоцздравразвития выгнали на мороз калёным сапогом и лишили их права заниматься юридической деятельностью в течение ближайших пятнадцати лет… Однако будем таки реалистами.

Предлагаю написать по этим адресам, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - негодный законопроект, так как открывает огромные возможности для коррупции. И что из этого законопроекта должны быть исключены:

1. Иезуитское определение здоровья, позволяющее отбирать детей из любых семей, а особенно - из бедных семей.
2. Норма, согласно которой дети старше трёх лет лишаются права на поддержку родителей в больнице.
3. Статья, по которой детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» можно забирать в детский дом без их согласия и согласия их родителей.
4. Статья, лишающая родителей ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи.

Для тех, кто не любит писать своими словами, готовые шаблоны писем против законопроекта есть, опять-таки, в посте у kassidi (ссылка).

Совсем же ленивым я предлагаю заглянуть в блог президента Медведева blog_medvedev и обратить внимание нашего гаранта на ту гнусь, под которой он неосмотрительно поставил свою подпись.

Теперь немного о других новостях с фронта ЮЮ.

1. Когда неделю назад мы обсуждали историю Побежника (), некоторые наивные души отписались в том ключе, будто карательная психиатрия - это, якобы, дела давно минувших лет.

Вот карательная психиатрия в Комсомольске-на-Амуре, февраль 2010:
http://www.newsru.com/russia/04feb2010/psyamur.html

Вот карательная психиатрия в городе Тула, май 2009:
http://www.rg.ru/2009/05/21/siroty.html

Ну и ролик из начала поста, что как, рассказывает про карательную психиатрию в Подмосковье.

2. Недавно при пожаре нашли в кабинете у директора школы гей-порнографию. Директор школы был моментально за это уволен. Цитирую Бэтмана ():

«Тайные увлечения - это тайные увлечения, хотя для педагога это вещь несовместимая. Во-первых, это не должно находиться в школе. Во-вторых, человек, который этим занимается, не может работать с детьми».

Лично я вижу тут однозначную дискриминацию сексуальных меньшинств. С нетерпением жду, когда толерасты напомнят Астахову о его обязательствах перед Западом ().

На всякий случай. Я считаю, что если человек тихо смотрит у себя в кабинете порнографию - он имеет на это полное право. А вот ханжество и фарисейство, которыми насквозь пропитаны борцы за нравственность типа Астахова, наносят детской психике реальный вред.

Для справки, прочесть, что говорят об уволенном директоре его ученики, можно вот здесь (ссылка).

3. Г-н Фурсенко считает, что у нас слишком много учителей: как минимум, на двести тысяч человек больше, чем нужно ().

Надо отметить, что г-н Фурсенко сильно лукавит, когда заявляет, будто на каждого учителя приходится десять учеников. Дело в том, что подавляющее большинство школ работает у нас по убогой и неэффективной классно-урочной системе, из-за чего реальный размер классов - вовсе не десять, а, скорее, тридцать человек.

Но это, в общем, мелочи. Гораздо важнее другое. Г-н Фурсенко предлагает направлять уволенных учителей… в службу опеки! Цитирую ():

«Есть и другая сторона, - сказал Андрей Фурсенко. - Когда у учителя нет полной нагрузки, у него и квалификация теряется». Как считает министр, учителя могут быть востребованы в таких сферах, как попечительство, опека и патронат. «Это тоже педагогическая работа, - отметил министр, - И для кого-то такая работа была бы альтернативой работы в школе».

А теперь представьте - несколько сотен тысяч бедолаг, которые оказались недостаточно компетентны даже для работы в школе… Лично меня такая перспектива не вдохновляет.

4. Неделю назад в одном из интернатов под Одессой недосчитались ста детей ().

5. Ювенальная заказуха в Комсомольской Правде (ссылка).

Если вкратце: сначала пишут про полную импотенцию чиновников, потом заканчивают выводом - а давайте назначим в каждую семью куратора. Дескать, пусть ходит каждые три месяца, проверяет - хорошо ли ребёнку, не пора ли его забирать в детский дом не надо ли ему как-то помочь.

Надо отметить, что «Комсомольская Правда» вообще часто пишет последнее время про родителей-садистов (пример).

6. Пользуясь случаем, поздравляю Павла Астахова с днём рождения его младшего сына: Арсению исполнился год. Закрытое семейное торжество проводилось в Монте-Карло, в присутствии ряда знаменитостей (ссылка).

В общем, теперь я понимаю, почему Астахов с высоты своего положения не видит разницы между просто бедной семьёй в коммуналке и живущими на помойке алкоголиками.

7. «Наши органы опеки и попечительства способны сделать из „домашнего“ нормального социально адаптированного ребенка за несколько лет педагогически запущенного, на которого потом навесят ярлык психически больного и умственного отсталого… ().

8. Любопытный и успешный опыт безшкольного обучения (ссылка):

«Один раз в неделю ребенок приходит на занятие в ЦСО, где проходят обычные уроки, как в школе - дают новый материал, смотрят, как ребенок усвоил материал, с которым работал дома. Но разница в том, что в классах - не более 5-7 человек, преподаватели - люди неслучайные, а которые любят свой предмет и любят детей, подача материала максимально адаптирована под способности детей…

…Маленькое, но приятное дополнение: согласно действующему законодательству, родители, переводящие ребенка на семейное образование, получают от школы „учительскую зарплату“ - на сегодняшний день по Москве эта выплата составляет 8 000 рублей».