Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Формы и средства внеклассной работы. Формы и методы проведения внеклассной работы в школе. Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната»

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная работа способствует развитию у

детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной обществом деятельности.

В различных видах внеклассной работы дети не только

проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой

воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с

воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной

работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания

усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и

от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно – полезную направленность.

Внеклассная работа определяется работой классной. Только на некоторые

внеклассные мероприятия можно объединить параллельные, а иногда и близкие по развитию классы.

Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые

мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.

Виды массовой работы во внеклассное время весьма разнообразны. Сюда

можно отнести: игры, прогулки, беседы, занятия по пропедевтике труда, по конструированию и моделированию, работу библиотеки, экскурсии, пение, слушание музыки и другие мероприятия.

Игры – одно из могучих средств развития ребенка. Играющий ребенок –

это ребенок развивающийся. Игры должны быть посильны детям и очень важно, чтобы они развивали те же функции, над развитием которых работает школа. Детям надо дать время овладеть игрой: четко объяснить ее, показать, взяв на себя главную роль в игре. Продолжением игры является беседа, проведенная после. Для бесед во внеклассной работе должны быть отведены соответствующие часы. Беседа дает новое, систематизирует известное, углубляет его. Речь воспитателя должна соответствовать речевому развитию ребенка. Она должна не только излагать мысль, а и живописать ее, вызвать ряды ярких образных представлений.

Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями предметниками и связываются с изучением очередных тем. Работа над полученным на экскурсии материалом

легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сферы внимания других. Делясь впечатлениями, дети взаимно дополняют сведения о добытом материале, и таким образом у них еще больше расширяется круг представлений.

Немаловажное значение имеет и кружковая работа, которая обеспечивает

возможность и осуществляет более тесную связь, общение между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Каждый учащийся, вступая в кружок, берет на себя определенные обязательства: регулярно посещать занятия кружка, выполнять качественно свою работ, стараясь определить ее на выставку.

Посещение выставок, музеев, клубов будет иметь глубокий смысл только

тогда, когда эти посещения являются не случайными эпизодами, а

органическим звеном в системе учебной и внеклассной работы. К каждому мероприятию с детьми ведется определенная подготовка. Это имеет решающее значение. Надо быть убежденным в том, что виденное дойдет до ученика, затронет его сознание. После каждого посещения надо провести беседу по поводу виденного.

В школах часто организуются школьные выставки. Они бывают:

общешкольные, классные, предметные или выставки работ отдельных детских кружков. Выставки, являясь дополнительной стимуляцией учащихся, помогают поднять работу, вызвать интерес, соревнование

Таким образом, вся система внеклассных мероприятий, проводимая

педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте.

    кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные)

В кружках проводятся занятия разного типа:

    доклады

    обсуждение произведений литературы

    экскурсии

    изготовление наглядных пособий

    лабораторные занятия

    встречи с интересными людьми и др.

Отчёт работы кружка за год проводится в виде:

    вечера

    конференции

    выставки

    смотра

К объединяющим формам работы относятся:

    детские клубы

    школьные музеи

    общества

Клубы:

Дружбы

выходного дня

интересных встреч

Действуют они на началах:

    самоуправления

    имеют свои названия

    уставы

Работа клубов строится по секциям

Интернациональные клубы могут иметь секции:

    корреспондентскую

    изучение истории

    географии

    экономики

    культуры страны, с которой дружат дети

Профильные клубы

    литературные

    юного физика

    химика

    математика

политические клубы

    изучение молодёжного движения за рубежом

    изучение истории политических учений и др.

школьные музеи

    краеведческие

    исторические

    историко-литературные

    природоведческие

    художественные

Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов.

Для этого проводятся

    походы

    экспедиции

    встречи с интересными людьми

    ведётся широкая переписка

    работа в архиве.

Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь

Массовая работа

    конкурс

    олимпиада

    соревнование

    игра

    беседа

    вечера

    встречи с интересными людьми

    утренники

    спектакли

    праздники

    смотры

    классный час

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.
В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Для формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната педагогами используются следующие эффективныеформы досуговой работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

    Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

    Встречи с интересными людьми;

    Работа школьного совета профилактики;

    Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2. Спортивно-оздоровительное направление :

    Динамичные формы внеклассной работы: о рганизация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

    Проведение бесед по охране здоровья;

    Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкульт минуток;

    Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;

    З доровое питание;

    Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».

3. Художественно-эстетическое направление :

    Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

    Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

    Работа кружков;

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города , области.

4. Научно – познавательное направление:

    Предметные недели;

    Библиотечные уроки;

    Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;

    Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;

    Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление :

    Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;

    Выставки рисунков;

    Выпуск школьных стен газет;

    Тематические классные часы и воспитательные беседы ;

    Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

    Конкурсы рисунков;

    Конкурсы чтецов.

6. Общественно-полезная деятельность:

    Проведение субботников;

    Работа на пришкольном участке;

    Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;

    Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;

    Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.

7. Игровая деятельность:

    Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

    Настольные игры;

    Сюжетно – ролевые игры.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бóльшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности – формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа – метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основеанализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог - вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин “полилог “) говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог – вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация – методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход – форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных – по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство – методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением “докажи ” широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков - вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий – упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование – современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер – современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала – возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) – форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин “развитие речи ” используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра – методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль – необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов – в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) – из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования – составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: “Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить “.

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1.
Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2.
Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты “знатоков виртуального мира ” (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы “Лучший ученик ” (по параллелям классов), “Лучший выпускник школы (лицея, гимназии) “, “Лучшее портфолио ученика “.

3.
Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр “Зарница ” и “Орленок “, соревнований “Безопасное колесо “, отрядов ЮИД (юных инспекторовдорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4.
Массовые праздники (коллективно-творческие дела): Тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: “Алло, мы ищем таланты “, “А ну-ка, парни “, “Мисс школа “, КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5.
Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6.
Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции “Подарок далеким друзьям “, “Подарок ветерану “; акции милосердия: “Помоги детям-инвалидам “, “Наш подарок детскому дому “, “Помоги людям старшего возраста “.

7.
Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, “робинзонад ” и соревнований, одно – и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, “Малых олимпийских игр “, турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований “Мама, папа, я – спортивная семья “, “Самый спортивный класс “.

Наиболее распространенные формы досугового общения: “огоньки “, круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; “мозговые штурмы “, дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы “Новая цивилизация “, интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление поделок. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4–5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Также существуют формы индивидуальной внеклассной работы. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности – достигается через формирование сторон его личности, индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности. В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять – не значит согласиться. 2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия – умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность – умение быть самим собой, доброжелательность и искренность. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание – волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: 1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять; 2) не перебивать репликами и рассказами о себе; 3) не давать оценок; 4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств; 5) не давать советов, если в них не нуждаются. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Организация внеклассной воспитательной работы может использоваться при индивидуальной и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач. Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации. В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Внеклассная работа дает прекрасные возможности для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, формирование у них самостоятельности и инициативности. Каждый ученик, благодаря таким формам обучения, может испытать, испробовать, выявить и актуализировать хоть бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Для этого имеются самые разнообразные типы и виды внеклассной работы. Выделяют три основных типа внеклассной работы:

  • - индивидуальные;
  • - групповые;
  • - массовые.

Индивидуальная внеклассная работа представляет собой чтение экономической литературы, написание рефератов и подготовку докладов, выполнение творческих заданий.

Групповыми типами внеклассной работы являются занятия в экономических кружках, факультативах, выпуск газет и журналов.

К массовым типам можно отнести экскурсии, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, либо, например, "недели экономики" или "месячника экономики".

Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных типов внеурочных форм организации учебной работы, которые можно применять по курсу экономики:

  • а) факультативы;
  • б) дополнительные занятия;
  • в) занятия в кружках;
  • г) учебные конференции;
  • д) предметные олимпиады;
  • е) экскурсии.
  • а) факультативы, как метод углубленного изучения материала

Если вспомнить из истории, то факультативные занятия как внеурочная форма обучения введены в конце 60 - начале 70-х годов 20в., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова (facultatis), что означает возможный, не обязательный, предоставляемый на выбор Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Сластенин В.А., Исаев И.Р.; под ред. Сластенина В.А., М.: "Академия", 2005. - с 281.. Следовательно, факультативы проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

В учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Определить какой предмет интересует учеников больше, чтобы организовать факультатив, можно при помощи анкетирования самих же школьников. Таким предметом, например, может стать экономика, так как еще не во всех школах она включена в школьную программу. Их перечень и количество определяется в каждой школе с учетом запросов школьников, их родителей, возможностей школы, с учетом потребностей в подготовке соответствующих специалистов, уровня подготовки самих учащихся и т.д. Такими факультативами могут быть: "Основы менеджмента", "Основы маркетинга", "Ценные бумаги", "Бухгалтерский учет" и многие другие. Такие факультативы будут интересны ученикам, так как это может быть связано с дальнейшей профессией школьников, а данные занятия дают возможность более широко изучить курс, и помогут при поступлении в ВУЗ.

Таким образом, основная задача факультатива по экономике - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Если же распределение учащихся по факультативам добровольное, то состав остается стабильным в течение года или двух лет, в зависимости от плана занятий.

Факультатив по экономике работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекции его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы на тему "Современное состояние экономики", проведение небольших исследований по изменению цен на какой-либо вид товара, обзоры книжных новинок по экономике, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях является больше обучающей, чем контролирующей. Поэтому в качестве проверке усвоенного материала здесь можно использовать не привычные для урока методы оценивания - бальную систему, а, например, активные методы. Можно разработать деловую игру, применить метод конкретного случая и многие другие методы по теме, изучаемой в рамках факультатива по курсу экономики. Отметка выставляется только в том случае, если она подводит итог большой работы, проведенной учащимися, и чаще всего в виде зачета. Следовательно, учащиеся не боятся получить неудовлетворительную оценку и поэтому более активно принимают участие в факультативной работе.

Таким образом, с помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи, в которых, и состоит их важное педагогическое значение:

  • - удовлетворять запросы в более глубоком изучении предмета, который интересует учащихся;
  • - развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся.

Но, к сожалению, в школах не редко факультативы используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

б) дополнительные занятия (консультации) для ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся есть такие формы обучения как дополнительные занятия. Экономика довольно сложный предмет для восприятия, поэтому есть ученики, которые не успевают освоить все на занятиях. Консультации, как правило, носят эпизодический характер и организуются по мере необходимости. Консультации проводятся с учащимися во внеурочное время и могут использоваться в одних случаях как для удовлетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других - для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранения пробелов в знаниях и предупреждения неуспеваемости. Так как подготовленность всех учеников разная и не все сразу могут уловить все тонкости экономической науки, то такая форма занятий просто необходима в школах. В программу дополнительных занятий включен разбор экономических понятий и решение задач, которые не были усвоены на уроках.

Эти занятия могут быть по своей форме организации групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками задания под руководством учителя. Однако, следует отметить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, деморализует их. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.

Следовательно, нужно сделать вывод, что такие формы обучения необходимы в рамках курса экономики, но в умеренном количестве, чтобы не расслаблять учащихся.

в) занятия в экономических кружках, как особая форма организации внеурочной текущей учебной работы

Если в школе хорошо поставлена учебная работа по каждому предмету, то многие учащиеся изъявляют желание расширить и обогатить свои знания, приобщиться к техническому творчеству, например, к проведению опытной работы по какому-либо предмету. Это и обуславливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ учащихся.

Занятия в экономических кружках и клубах, так же, как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных корректировок в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.

Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, то из учащихся 5 - 6х, 7 - 8х, и т.д. классов. В младших классах - это развивающие игры по экономической тематике. В средних - создание школьных компаний, предприятий, банков, деловые игры. В старших - работа в школьных компаниях, предприятиях, проведение дискуссий, деловых игр, в том числе с участием промышленников, предпринимателей, экономистов, банкиров. Руководство работой кружков осуществляют учителя - предметники.

Содержание занятий экономических кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых-экономистов, ознакомление с новейшими достижения науки и техники; проведение мероприятий, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; моделирование экономических игр, рассмотрение экономических ситуаций, встреч с предпринимателями и другими деятелями экономики Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. №8. 2006. С. 85..

Предметные кружки, предполагаемые школой, отличаются большим разнообразием, как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям, а так же они лучше ориентируются в современных рыночных условиях. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Таким образом, работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

г) учебная конференция, как вспомогательная форма обучения

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой, прежде всего длительной, подготовительной работы, т.е. проведение наблюдений, обобщение материалов, организация всех выше сказанных форм внеурочной текущей учебной работы - экскурсий, факультативов, различных кружков, постановка опытов, изучение литературных источников.

Конференции могут проводиться по всем предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. Такая форма внеурочной учебной работы, как правило, проводится в старших классах, при этом не только в рамках своей школы, могут также участвовать ученики из других школ, а в качестве комиссии могут быть приглашены предприниматели, банкиры и другие, в зависимости от направленности конференции.

Школе необходимо проведение конференций по предмету "Экономика", так как здесь происходит не просто передача информации, а организуется дискуссия по разным экономическим вопросам, которые затрагивают определенную область экономики. Различные ситуации по экономическим вопросам, обсуждаемые на конференции привлекают внимание учащихся, тем самым заинтересовывают их. По результатам конференции ученики награждаются грамотами, сертификатами за участие, возможно денежными премиями или призами. Таким образом, все это мотивирует активность и создает стимул для участия.

Участие в экономических конференциях приобщает учащихся к началам научной работы. Может быть результатом исследований и не станут громкие открытия, тем не менее, прививать молодым людям навыки научной работы еще в школьном возрасте весьма полезно.

Во-первых, существенно расширяются рамки учебного курса экономики, на который в школе пока еще выделяется мало времени, вырабатываются навыки самостоятельного сбора, обработки информации и ее анализа.

Во-вторых, преподаватель, работая с учеником, исследующим интересующую его экономическую проблему, получает возможность более близкого контакта. Тем самым учащийся получит представление об избранной теме намного более глубокое, чем на обычном уроке.

В-третьих, самостоятельное творчество побуждает любознательность и вкус к поиску путей решения проблем, дает радость открытий.

Школьники, проявившие практический интерес к исследовательской работ, получают своеобразный и полезный опыт самостоятельной деятельности, чем выгодно отличаются от сверстников.

Опыт публичных выступлений, полученный при участии в экономических конференциях (защита научных работ перед авторитетными комиссиями, перед сверстниками) формирует компетентность и ответственность, побеждает страх, неуверенность при публичном отстаивании своего мнения, а также дает возможность дальнейшего участия в экономической деятельности.

д) предметные олимпиады

Сейчас в школах экономика введена как общеобразовательный предмет. Поэтому предметные олимпиады по экономике проводятся почти во всех школах, где изучается данный предмет. Олимпиада - это соревнования школьников по различным дисциплинам, прежде всего по профилю обучения. Они способствуют жизненному и профессиональному самоопределению старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности. Главная задача экономических олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учащихся в данной области. Олимпиадные состязания позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Олимпиады по экономическим дисциплинам проводятся школьные, городские, областные, зональные и российские. В них принимают участие в основном учащиеся 9-11 классов. Даже школьникам, изучающим экономику в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка, которая может проходить в качестве факультативов, дополнительных занятий и экономических кружков. Так как участникам предлагаются задачи не только с использований программных понятий, но и задания, выходящие за рамки профильного изучения предмета экономики. К тому же необходимо отметить, что на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким обоснованием, выбору оптимального выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. Олимпиады по экономическим дисциплинам требуют от школьников умения анализировать и правильно оценивать ситуацию. Если ученик решил связать свою дальнейшую жизнь с экономикой и активно участвовал в школе в экономических олимпиадах то, это ему обязательно поможет при поступлении в ВУЗ.

е) экскурсия как форма учебной работы

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2000. - с.295..

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

Во-первых, с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Во-вторых, экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

В-третьих, экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

В-четвертых, экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомления их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов:

Производственные экскурсии. В отношении экономики такие экскурсии могут проводиться на производственные предприятия, заводы, банки. Производственные экскурсии помогают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Данный вид экскурсии необходим, так как ученики лично могут ознакомиться с производственным процессом, узнать работу банковской системы, посмотреть условия работы, что необходимо им в будущем.

Комплексные экскурсии. Они проводятся по нескольким предметам одновременно, то есть это экскурсии, которые объединяют в себе информацию по нескольким предметам сразу. Например, экскурсия на стеклозавод может одновременно проводиться по физике, химии, экономике и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик ознакомят учащихся с применением этих наук на производстве, учитель экономических наук расскажет об экономических связях предприятия и т.д.

Экскурсии также могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учеников.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой позиции выделяют два основных типа экскурсий:

Первый тип предполагает экскурсии, которые служат средством изучения нового материала учащимися. Основная задача данного вида экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Второй тип предполагает экскурсии, которые используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Вообще, при проведении экскурсий по экономике важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению ее должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает:

  • 1. подготовку экскурсий, т.е. выбор экономической темы, разработка вопросов;
  • 2. выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
  • 3. обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Большое значение при проведении экскурсии по экономике, прежде всего, имеет подготовительная работа и, в частности, четкое определение ее цели. Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Важный момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на изучении которых им следует акцентировать свое внимание.

И, наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Если же работник предприятия, то учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, то есть организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это обычно с помощью методов рассказа, объяснения, беседы. И демонстрации (показывания) важнейших частей, каких-либо бумаг. Если же экскурсия проводится с целью закрепления материала, который изучался на уроке, то она начинается с краткого опроса учащихся по данной теме. Так, например, если экскурсия организованна в банк, а на уроке изучался вопрос "деньги и денежное обращение", то опрос начнется с разбора понятий денег, денежной массы, банкнот, монет и т.д. После опроса учитель показывает все объекты наглядно.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель задает наводящие вопросы и отвечает на возникающие вопросы учащихся. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также если необходимо, то различные чертежи и зарисовки.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии - подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом.

Такие экскурсии необходимо проводить по любым предметам, в частности, и по экономике, так как они активизируют мышление учащихся и вызывают наибольший интерес к изучаемой теме.

Школьники активно участвующие в различных экономических олимпиадах, конференциях, кружках, посещающие дополнительные занятия и факультативы по экономике более развиты, они хорошо ориентируются в экономических понятиях, умеют анализировать ситуации на рынке, самостоятельно осуществляют выбор и принимают решения в сложной, неопределенной обстановке. Все это предоставляет школьникам больше возможностей выбора своего дальнейшего обучения после школы, а так как они уже занимались экономикой, в школе им будет легче поступить в экономический ВУЗ. Таким образом, нужно отметить, что все внеклассные мероприятия взаимосвязаны между собой и только комплексное занятие внеклассной работой даст положительный эффект.

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

Во внеклассной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим образом:

1) общие формы, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания;

2) специальные формы, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач.

Есть форма работы, где учащиеся относительно малоактивны, их главная деятельность:

1) слушание;

2) восприятие;

3) размышление;

4) осмысление.

К формам работ с малоактивными учащимися можно отнести:

1) лекции;

2) доклады;

3) встречи;

4) экскурсии;

5) посещение театров, концертов, выставок.

Другие формы работы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения. К таким формам относятся:

1) кружки;

2) олимпиады;

3) конкурсы;

4) викторины;

5) тематические вечера;

6) вечера отдыха;

7) выставки и музеи;

8) диспуты или дискуссии;

9) журналы.

Кружковая работа организуется учителем по своему определенному предмету. Она создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей.

Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность, посвящаются какой-либо одной специальной теме.

Вечера отдыха – это праздничные вечера, которые включают обычно художественную самодеятельность, аттракционы.

Конкурсы проводятся и в области спорта, и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам, вносят дух соревнования в жизнь школы и имеют следующие разновидности:

1) смотры;

2) турниры;

3) фестивали;

4) викторины;

5) состязания.

Предметные олимпиады также осуществляются на конкурсной основе по какому-либо предмету и являются средством развития интереса к знаниям. Они проводятся в масштабе всей школы, района или города.

Туристическая работа – это организация и участие в секциях туризма, археологических кружках, включающих в себя туристические походы различного целевого направления и длительности, экспедиции.

Краеведческая работа предусматривает создание кружков, занимающихся работой с музеями, постоянным пополнением экспозиций, организацией тематических выставок.

Диспут или дискуссия. Условием успешности их проведения является выбор действительно интересующей темы или проблемы для обсуждения. Ценность диспута – в свободном обмене мнениями, высказывании собственных мыслей и суждений.

Большую помощь во всех видах внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы.

К внешкольным учреждениям , помогающим организовать внеклассную работу, относятся:

1) детские клубы;

2) секции;

3) центры дополнительного образования;

4) дворцы детского творчества;

5) станции юных натуралистов;

6) туристические станции;

7) спортивные школы, музыкальные школы.

В данных учреждениях учащимся прививают вкус и интерес к исследовательской работе, ведению наблюдений, творческой деятельности, спортивным достижениям.

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения К современным моделям организации обучения относятся:1) предметные кружки;2) секции;3) факультативы и предметы по выбору;4) экскурсии;5) олимпиады;6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;7) выставки и

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно. Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной»

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:1) индивидуальная работа;2) фронтальная работа;3) групповая форма

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

Задачи и формы клубной работы В этом разделе будут обсуждены различные аспекты особой формы групповой психологической работы – Клуба, объединяющего в течение продолжительного периода времени людей с последствиями детского аутизма и их близких. Клуб «вырос» из

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Как преодолеть лень, или Как научиться делать то, что нужно делать? автора Занин Сергей

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 3 СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Лекция XI. Основные формы речевого высказывания Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речьМы посвятили прошлую лекцию анализу основных этапов формирования речевого высказывания или, что то же самое, психологическому анализу процесса порождения

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

АВРАЛ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ Аврал (overal - «все наверх») - спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой. Цейтнот (от Zeit - время и Not - нужда) в шахматах и шашках - положение, когда игроку не хватает времени, отведенного

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощным

Из книги автора

6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как

Из книги автора

III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии Нет и не может быть четких границ между вну-шением, убеждением и перевоспитанием. В каждом из них присутствуют элементы других. В.Н. Мясищев Необходимо оговориться, что специально для описания процесса активной

Из книги автора

4.2. Целевая направленность и основные этапы проектирования и организации работы ЦПР Направленность функционирования ЦПР может быть определена как проведение психологических тренингов по обучению навыкам ПСР текущего ФС и стресс-менеджмента с целью повышения

Из книги автора

4.4. Примеры проектов по организации и методическому обеспечению работы ЦПР 4.4.1. Базовый модуль в организации КПР В настоящем разделе представлен проект КПР, разработанный по заказу Министерства электронной промышленности для предприятий отрасли; прототипный вариант

Из книги автора

Параграф 2 Психологические особенности организации воспитательно-коррекционной