Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Процесс учения как самостоятельная познавательная деятельность ребенка. Познавательная деятельность. Обучение как вид познавательной деятельности человека

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Учитель - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга.

Учитель класса развивающего обучения - особенный. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом: результат его есть человек. Ему - самому знающему, самому ответственному, самому главному учителю - семья и общество вручает самое дорогое - судьбу юных граждан своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответствен за все. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня, таким будет наше общество завтра.

Педагогическая функция - это предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Не за ученика, а вместе с ним: показать, помочь, ободрить. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.

Коррекция - это тоже управление, но своеобразное, опирающееся на диагноз причин отклонения и личность ученика. Современная жизнь, полная напряжений и стрессов, приводит к тому, что очень многие дети нуждаются не в управлении вообще, а в прицельной, индивидуальной педагогической помощи. Во всем мире заговорили о новой коррекционной, облегчающей функции учителя. Его стали называть фасилитатором (от англ. facilitate - облегчать), корректором, другом детей. Ответственность учителей за судьбу будущих поколений, за правильность и своевременность воспитательных воздействий возрастает.

Возрастают и требования к учителю. Среди них на первом месте остаются педагогические способности. Педагогические способности - качество личности, выражающееся в склонности к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Выделены главные группы способностей:

1. Организаторские; проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их полезным делом, разделить обязанности, спланировать работу, подвести ее итоги и т. д.

2. Дидактические; выражаются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить знания, направить в нужное русло развитие познавательных интересов, духовных потребностей учеников. Рецептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональные состояния, выявлять особенности поведения, диагностировать результаты учебно-воспитательной деятельности.

3. Коммуникативные; проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками и их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

4. Суггестивные; заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

5. Исследовательские, проявляющиеся в умении учителя понять и объективно оценить педагогические ситуации и процессы, спрогнозировать будущие результаты в зависимости от применяемых методов педагогической деятельности.

6. Научно-познавательные, сводящиеся к способности учителя овладевать новыми научными знаниями и технологиями педагогического труда.

К ведущим педагогическим способностям сами учителя относят педагогическую зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные (эмоциональная выразительность); остальные относятся ими к сопутствующим, вспомогательным.

Специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных педагогических способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств - трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов окрепли, поднялись к вершинам педагогического мастерства! Педагог - это всегда великий труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция - неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество - гуманизм - это отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения обязательно предполагают интерес к ребенку, уважение его прав и свобод, уважение его мнения, знание особенностей возрастного развития. Они сочетаются с высокой требовательностью к учебной деятельности и поведению ученика. Гуманизм - это и постоянная озабоченность судьбой ребенка, правильным течением его развития. Когда ученики видят гуманные устремления педагога, то следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям. Учитель в нашем обществе - образец гуманистического поведения.

Учитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых неожиданных ситуаций.

Профессионально необходимые качества учителя - выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало) сохраняет за собой лидерство. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя ученики ни при каких обстоятельствах не должны ни почувствовать и ни увидеть. Где необходимо, учитель остановиться, отступит. А.С. Макаренко утверждал, что учитель «без тормозов» - это как испорченная, неуправляемая машина. Будем об этом помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на детей, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознаёт свою личную ответственность за судьбы вверенных его попечительству детей.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. По роду своей деятельности педагог обязан постоянно оценивать знания, умения, поступки учеников. Важно, чтобы его оценочные суждения были справедливыми, взвешенными, соответствовали уровню развития школьников. По оценкам дети судят об объективности воспитателя. Ничто другое не укрепляет так нравственный авторитет педагога, как его объективность. Предвзятость, субъективизм оставим за порогом класса как вредные для дела воспитания!

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других, чего не имеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают прежде всего возможности ребенка, соизмеряют с ними свои планы и темпы, прогнозируют по возможностям детей свои и их будущие результаты.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает и воспитывает лучше угрюмого. В его арсенале педагогических средств всегда припасены шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская улыбка - все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный настрой, помогает школьникам посмотреть даже на безнадежную ситуацию и себя в ней с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога - особом умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт - это соблюдение чувства меры во всем, но прежде всего в общении с учениками. Такт - это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Знание детей, понимание их состояний предостерегают учителя от бестактных поступков, подсказывают ему оптимальные способы педагогического действия в конкретной ситуации.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (рис. 21). Учительская профессия требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Любовь к своему профессиональному труду - качество, без которого не может состояться педагог. Слагаемые этого качества - добросовестность и самоотверженность, радость при достижении положительных воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Без профессионального оптимизма, веры в то, что коррекционная помощь ученику необходима и непременно даст свои результаты, учителю будет трудно выполнять начатое дело. Установлено, что ожидания учителя влияют на поведение детей. Показательный эксперимент провел американский психолог Р. Миллер. Заметив, что в классах грязно, он попросил учителя постоянно напоминать детям, что им следует быть аккуратными и опрятными. В результате этих настойчивых просьб количество мусора в урнах увеличилось, хотя и незначительно - с 15 до 45 %. В другом классе, где дети тоже только 15% мусора складывали в урны, их ежедневно хвалили за опрятность и аккуратность. После двух недель беспрерывной похвалы дети начали складывать в урны более 80 % мусора. Будем же говорить детям, что они трудолюбивы и доброжелательны (а не ленивы и посредственны), и они поднимутся до этой планки.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, в сложнейших лабиринтах учебно-воспитательных ситуаций, должен много знать. Учитель - это всегда наглядный образец для подражания, он - своеобразный эталон того, как принято и как следует себя вести, сколько и что необходимо знать.

Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению - черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения - явление историческое. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение, и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения - уродливый пережиток авторитарной педагогики. И хотя теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения кое-где сохранилась. Если учительница главное место отводит «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!», «Дети, ноги!», то это весьма похоже на неуважение к личности. Дидактогения становится причиной отклоняющегося поведения, педагогической запущенности.

Важнейшее средство недопущения и преодоления дидактогении - умелое, выверенное общение учителя с учениками. Педагогическое общение - контакт педагога с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Большую роль при этом играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса. Педагог будет учиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», - признавался А.С. Макаренко.

Проблемы педагогического общения активно исследуются в мировой педагогике. В книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Установлено, например, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные ученики оказываются за пределами учительского внимания. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивные и «растяпы» на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники, как это ни странно, совсем не пользуются учительским расположением. Существенное влияние на эффективность общения оказывает внешняя привлекательность школьника.

Дж. Брофи и Т. Гудд выяснили также, что учителя:

1)непроизвольно больше обращаются к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;

2)оценивают их достижения более высокими баллами;

3)предпочитают хвалить учеников с красивым почерком;

4)выделяют тех, кто опрятнее одет;

5)женщины более высокие оценки ставят мальчикам;

6)мужчины несколько завышают оценки симпатичным ученицам.

В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, понимает, что в его поведении способствует достижению цели, а что этому мешает. Второй тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб. Не он, а школьники диктуют ему характер общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других, то он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее, то лодырь и неспособный. Выдуманные им самим ложные оценки заставляют бедолагу действовать соответствующим образом: он то и дело попадает в неприятные ситуации.

Кроме главного оружия педагога - слова, в его арсенале целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15 % информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. Когда лицо его становится неприветливым, ученики чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. «Закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, согласие, доброжелательность. Все это ученики воспринимают бессознательно.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх - довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса отдельных наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянной работой над собой. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив шалуна или обиженного, педагог иногда достигнет полного взаимопонимания с ним. Но право на это получает не каждый, а только тот педагог, который пользуется доверием воспитанников.

Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

Персональное общение учителя с учениками - 45-120 см;

Официальное общение в классе - 120-400 см.

Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения.

Никогда педагог не забудет о жестах. Они оживляют общение, упрощают отношения. Очень располагают жесты педагога, когда его руки обращены ладонями вверх. Есть и недопустимые жесты: не стоит скрещивать ноги, закладывать руки за спину или держать их в карманах - это создает барьер между собеседниками. Избегайте жестикуляции указательным пальцем - таким образом, вы лишний раз подчеркиваете свою роль руководителя, человека, стоящего выше. Старайтесь не теребить ручку или очки, не барабанить пальцами по столу, не притопывать ногами - это отвлекает, демонстрирует ваше нетерпение или неуверенность. Учитель смотрит поочередно на каждого своего ученика, а не в окно или книгу. Тогда каждый почувствует ваше внимание персонально к нему.

Выдвигая столь высокие требования к своим учителям, в современном обществе понимают, что требуют невозможного. Суровые реалии жизни, низкий престиж профессии, невысокая заработная плата мало способствуют развитию человеческих и профессиональных качеств. От учителя, ведущего коррекционную работу, нельзя сегодня потребовать ни подвижничества, ни «припадочного сердца» (выражение А.С. Макаренко), ни великой любви к детям. От него требуется только честное, добросовестное выполнение профессионального долга. «Не навреди!» - говорим учителю. Не исправляй ничего, если не понимаешь. Не суйся со своими скороспелыми действиями, пока не поймешь что к чему, не выяснишь все до конца. Не делай хуже ребенку. Лучше честно отступись там, где ты бессилен.

Таким образом, учитель коррекционных классов выполняет множество видов деятельности. На профессиональном языке они именуются педагогическими функциями. Главной педагогической функцией является управление учебно-воспитательным процессом. Ни одна профессия не предъявляет к человеку столь высокие требования, как учительская. «Примерив» их на себя, будущий учитель поймет, как много еще предстоит работать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша учительница». Честное выполнение своего профессионального долга сегодня в обществе ценится превыше всего.

Советы учителю

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.

А.Н. Острогорский

Гуманистическими подходами овладеть сложнее, чем авторитарными. На первых порах начинающему педагогу необходимо контролировать каждый свой шаг, пока не выработаются нужные привычки. Путь к педагогическому мастерству длительный и сложный. Чтобы его было легче преодолевать, опирайтесь на советы, предписания, выведенные из теоретических обобщений, опыта работы лучших педагогов гуманистической ориентации.

Многие проблемы, над которыми ломали головы и сто, и двести лет назад, не только «пересели за парты нынешних школ», но и обросли усложненными деталями. Разрешая их, обратим внимание главным образом на организацию учебно-воспитательного процесса, общие условия его успеха, принципы и методы хорошего воспитания и преподавания, опираясь на которые можно достичь устойчиво хороших результатов. С некоторыми специальными методиками коррекционной работы мы уже познакомились и знаем, что хорошо они будут работать только на общем фоне гуманистической ориентации учебно-воспитательного процесса, когда обычная работа в классе сочетается с коррекционной.

1)невзирая ни на какие трудности педагог специальных классов должен понимать, что его усилия помогут ребенку преодолеть трудности. Главное - вовремя прийти на помощь;

2)педагогу надо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Какие бы сложные дети ни пришли в класс, учитель должен чувствовать себя уверенно;

3)учитель не должен свое плохое настроение нести в класс, к ученикам. Если хотите изменить поведение других - измените свое;

4) умение управлять собой дает возможность положительно действовать на учеников;

5) учитель-фасилитатор обязан научиться сдерживать себя, стойко переносить неудачи, не опускать руки перед трудностями. У такого учителя будет положительный результат в обучении и
воспитании детей;

6) учитель-фасилитатор заботится о судьбах детей. Он не унизит ребенка, не назовет его неспособным, неумным, так как знает, что у каждого ребенка его класса своя не очень легкая судьба и его задача - помочь ребенку преодолеть трудности;

7) без уважения, доверия и любви своих учеников учитель не добьется поставленной цели. Научитесь быть снисходительными, непритязательными, веселыми и живыми, невысокомерными, требовательными. Обращайтесь с детьми ровно, не лукавя; учите и наставляйте спокойно, не позволяя оскорбления и насмешки, не допуская крика и гнева, злобы и лицемерия;

8) в начальной школе особенно важно научить ребенка слушать учителя, выполнять его задания. Здесь потребуется особое искусство, чтобы привлечь внимание ученика к предмету обучения. Работа учителя самая трудная, но зато и самая почетная: свою первую учительницу каждый помнит до конца своей жизни;

9) хорошо можно делать только то, что хорошо знаешь. Учитель без основательной подготовки связан книгой и не отрывается от нее. В классе царит однообразие и скука. Дети пассивны и девиантны;

10)надо ответственно подходить к составлению плана, продумывать каждый свой шаг. План должен быть реальным, подробным;

11)не беда, если учитель во время урока заглядывает в план, он его дисциплинирует, помогает не пропустить что-то важное в уроке. Нельзя надеяться на хорошую память, большой комплекс действий запомнить трудно, да и не нужно. Лучше освободите свою память для оперативных сведений;

12)учитель не должен приходить в класс без подготовки. Уроки, воспитательные часы в начальной школе не так легки, как многие думают. К ним нужно готовиться, так как много важного, что требует обдуманных мыслей и действий, серьезного вникания и тщательной предварительной подготовки;

13)потребность в любви и признании - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Любите его не за то, что он умный, красивый, способный, хороший помощник, а просто так, за то, что он есть. Известный психотерапевт В. Самар рекомендует обнимать ребенка не менее 8 раз в день;

14)учитесь вести урок так, чтобы дети жалели, что работа оканчивается, чтобы конец ее был для них неприятным перерывом, чтобы они шли из класса с неохотою, а назад с радостью торопились;

15)речь и манеры учителя тогда будут вызывать расположение детей, когда учитель работает с сердечною теплотою и расположением. Даже выражение лица учителя - спокойное, снисходительное - благотворно влияет на настроение учеников;

16)учитель должен хорошо знать законодательство, нормативные документы, ознакомиться с инструкциями, касающиеся организации воспитательной работы с детьми, у которых ослаблено здоровье, имеются проблемы в развитии;

17)учитель заботится не только об обучении, но и о воспитании детей. Преподавание тогда может иметь воспитательный характер, когда оно во всем своем течении и объеме рассчитано на образование ума, воли и сердца ребенка. Постепенность во всем, мера и ответственность определяют успех. Учитель ориентируется на постепенное усложнение требований к ученикам, планирует перспективные сдвиги в их обучении и воспитании;

18)чтобы ученики были привлечены к делу, нужно следить за своими действиями, замечаниями, чтобы ненароком не обидеть учеников. Нужно всеми средствами развивать и поддерживать между учениками дух дружелюбия, взаимных услуг и доброжелательства;

19)если учитель владеет классическими основами учебно-воспитательного процесса, тогда его класс - творческая мастерская;

20)учитель должен ориентироваться не на класс, а на каждого отдельного ребенка, использовать личностно ориентированное воспитание, умело сочетать коллективную, групповую и индивидуальную деятельность;

21)общая методика коррекционной работы требует, чтобы учитель подключал к воспитательному процессу всех детей класса. Ведь детей, требующих коррекционной поддержки, много, и без взаимной помощи друг другу, разумно направляемой учителем, мало чего можно добиться. Совместное обучение детей оказывается в этом случае немалым преимуществом;

22)если учитель остается один на один с нарушителем дисциплины и не подключает к процессу его перевоспитания одноклассников, у него мало шансов достичь полного успеха. Вот почему без опоры на классный коллектив учителю не обойтись. Сила совместного воспитания в том и состоит, что каждый ученик класса отдает частичку своего «Я» тому, кому его недостает, кто в данный момент воспитан хуже. Без опоры на коллектив коррекционная педагогика не может быть эффективной;

23)необходимо проявлять живой интерес к жизни всех детей класса, к жизни каждого ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям. Помогайте ребенку только тогда, когда он готов принять вашу помощь;

24)с ребенком надо обращаться на равных, относиться к нему как к взрослому, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания. Взаимоотношения со всеми детьми, с каждым ребенком в отдельности должны быть доверительные. Помните о конфликтах принуждения: ребенку трудно организовать себя; он испытывает отрицательные переживания, когда учитель хочет от него чего-то добиться. При этом надо меньше говорить, выражать требования одним словом; адресовать к ситуации, а не к ребенку; не употреблять слов «ты», «если», «почему». Снимите с себя ответственность за личные дела ребенка и предоставьте ему самому отвечать за свои дела;

25)сила учителя, действующая на внутренний мир воспитанника, всегда при учителе. Это человечность. Если учитель хороший человек и к тому же он человек призвания, то он будет иметь нравственное влияние на своих учеников. Он сможет привить им только на внутренние качества: правдивость, добросовестность, трудолюбие, но даже манеры поведения. Дети копируют все: взгляд, выражение лица, приемы работы. Это сильно влияет на них, образуя тот или другой склад мыслей, оценок, привычек, из чего постепенно складывается характер;

26)учитель не будет подгонять, торопить детей, показывать свое недовольство, неудовлетворенность их результатами. Он станет на самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе - внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям;

27)необходимо работать над сплоченностью класса: отмечать дни рождения детей, устраивать праздники в классе. Пусть дети выскажут имениннику добрые пожелания, преподнесут в подарок рисунки, напишут открытки. И ребенок почувствует, как его любят, что его уважает учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут;

28)учитель должен овладеть искусством задавать вопросы. Часто от неумения задавать вопросы зависят плохие ответы учеников. Каждый вопрос, обращенный к ученику, должен быть прост, точен и ясен;

29)необходимо научиться слушать детей. Автоматические реакции мешают правильно слушать и понимать услышанное: необходимо занимать позицию на уровне глаз ребенка; пересказать своими словами ответ ученика; предложения учителя должны быть в утвердительной форме; научитесь выдерживать паузы;

30)необходимые правила общения с ребенком: а) занимать позицию на уровне его глаз, б) присоединяться к позе ребенка, в) присоединяться к его дыханию, г) подстраиваться к интонации, д) садиться справа от него, е) быть с ним всегда, ж) не класть руку на голову, з) нужны нежные прикосновения, поглаживания;

31)свое неудовольствие поведением ребенка старайтесь выражать намеком на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем лучшее мнение. Если ребенок своим поведением вызывает отрицательные эмоции - сообщите ему об этом;

32)особенности обучения в современной школе связаны со все нарастающим объемом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Безусловно, подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника очень высокие требования, и важно, чтобы дети прошли этот тяжелый период без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы;

33)удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно, ведет себя вежливо и с достоинством. Помогайте ребенку превзойти самого себя, улучшить свои достижения;

34)поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, дошкольниками. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т. д.), участвуйте в них;

35)научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т. д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам;

36)извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание;

37)пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения;

38)речь учителя должна быть оживленною, но не торопливою. Однообразие и монотонность утомительно действует на учеников. Говорить надо для всех, достаточно громко и отчетливо. Отчетливо выговаривать все звуки, делать правильные ударения. Не говорить слишком медленно, чтобы не утомить внимание детей, не говорить слишком быстро, чтобы слова не упреждали мысли. Сохраняйте приличие и вежливость как в речи, так и в манерах. Будьте просты, ясны и немногословны;

39)поощряйте детей беседовать с вами, учите их спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию. При этом относитесь к мыслям, оценочным суждениям детей серьезно и с достоинством;

40)провоцируйте дискуссии детей, дайте им возможность доказывать, объяснять ошибку, опровергать утверждение учителя и, признав их правоту, выразите благодарность за справедливое замечание;

41)необходимо научить детей думать, поощряйте детей, умеющих думать, размышлять;

42)размышляйте вслух сами, тем самым давая детям образцы, как надо размышлять, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать;

43)чаще предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми. Попробуйте сами писать вместе с детьми сочинения, выполнять самостоятельные задания, контрольные работы, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте им возможность высказывать свои оценочные суждения;

44)необходимо научить детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные таким образом ошибки учитель не учитывает;

45)позволяйте детям встретиться с отрицательными последствиями своих поступков. На ошибках учатся;

46)не требуйте от детей невозможного или невыполнимого. Соизмеряйте собственные ожидания с их возможностями;

47)овладевайте искусством бесконфликтной дисциплины: а) ограничения должны быть обязательно, б) правил (ограничений) не должно быть слишком много, в) установки учителя не должны вступать в противоречия с потребностями детей, г) правила должны быть согласованы взрослыми между собой, д) тон дружественный, а не повелительный, е) наказывая ребенка, лишайте его хорошего, но не делайте ему плохо;

Работа настоящего учителя начальных классов - это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.

По словам И.П. Подласого учитель организует учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитанием и обучением могут заниматься и родители, и родственники, и другие люди, но учитель - это особая личность, так как только она знает что, где, как нужно сделать, как правильно это делать, в соответствии с педагогическими законами. .

Учитель является посредником между детьми и взрослыми. Он знает особенности детской психики. Труд учителя начальной школы, нельзя сравнить ни с каким другим, так как результат его труда - это сам человек, со всеми его личными качествами.

В.А.Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присуще всем педагогам.

Первое - это профессионализм учителя начальной школы. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим.

Профессионализм определяет не столько самообучение, а сколько направленность на обучение, не воспитание, а руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека.

Второе качество - эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. У учителя начальных классов эмпатия проявляется в отзывчивости педагога, в его чуткости и доброжелательности, а также заботливости.

Третье качество - педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Педагог должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм.

Педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.

Пятое качество - это оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.

Культура профессионального общения - также немаловажное качество педагога. Оно проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.

Седьмое качество личности педагога - это педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.

По мнению В.А.Титова существует несколько причин, когда преподаватель является непригодным. В первую очередь это отсутствие приведенных выше качеств личности или их деформация. Во-вторых - это халатное и небрежное отношение к своей работе. Эти причины он считает наиболее важными.

Целью современного образования является развитие учителей такого типа, которым присуще такие характеристики, как:

Высокая социальная мобильность и активность;

Высокая гражданская и патриотическая ответственность;

Любовь к своей работе, к ученикам, а также способность учителя «отдать» свое сердце детям;

Интеллигентность и высокая духовно-нравственная культура преподавателя;

Высокий профессионализм преподавателя, а также инновационный стиль преподавания;

Готовность постоянно саморазвиваться и работать над собой.

По мнению И.П.Подласого учитель должен быть эталоном простоты и скромности, трудолюбия и благонравия, искусства молчания и разговорчивости, подавать пример своим детям.

Важным требованием к личности педагога он считает его профессиональные способности. Их И.П.Подласый разделяет на 6 групп.

1. Организаторские способности. К ним он относит умение педагога сплачивать и скреплять школьный коллектив. Уметь в подходящий момент их занять каким-либо делом, планировать свою работу и работу класса и подвести итоги работы.

2. Рецептивные способности. Проявляются в умении педагога проникать во внутренний мир учеников, заботиться об их эмоциональном и психическом состоянии.

3. Дидактические способности - умение правильно выбрать и подобрать нужную информацию для школьников, что бы она была доступной, наглядной и соответствовала возрастным особенностям детей.

4. Коммуникативные способности. Умение устанавливать отношение с учениками и с их родителями.

5. Суггестивные способности. Это умение эмоционально влиять на учеников.

6. Исследовательские и научно-познавательные способности. Проявляются в умении педагога усвоить новые научные знание, вести исследовательскую деятельность в области педагогики, психологии и различных методик.

А.И.Щербаков относит к числу наиболее важнейших педагогических способностей дидактические, конструктивные (предвидение последствий своих действий), перцептивные (способность проникать во внутренний мир ученика), экспрессивные (умение педагога образно и выразительно выражать себя), коммуникативные и организаторские.

Также он считает, что личности учителя должны быть присуще и общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические и практические знания, умения и навыки. К умениям и навыкам он относит:

Общепедагогические (информационные, мобилизационные и развивающие);

Общетрудовые (организаторские, конструктивные и исследовательские);

Самообразовательные (систематизация, обобщение тех знаний, которые применяются при решении педагогических задач и получении новой информации).

Одним из ведущих образований личности педагога, являющимся стержнем его работы и определяющим готовность к педагогической деятельности составляют профессионально-ценностные ориентации. Они характеризуются как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности своих учеников и к самому себе и формирующиеся на основе духовных отношений личности, во всех сферах его деятельности, которые профессионально значимы.

Учитель является наглядным образцом, эталоном поведения. Он является идеалом для детей и его требования это «закон». Не зависимо от того, что говорят ребенку родители, друзья или родственники, слово учителя является главным.

Педагог выполняет в обществе определенные функции: профессиональные и общественные. К тому же, учитель предстает перед самыми главными судьями учебного процесса - детьми, родителями, родственниками. Следовательно, общество предъявляет учителю определенные повышенные требования к его личности.

Требования определяются И.П.Подласым, как система профессиональных и общественных качеств, которые определяют успешность учителя в педагогической деятельности. . Перечислим эти качества.

К человеческим качествам (общественным) И.П.Подласый относит:

Человечность

Терпеливость

Порядочность

Честность

Ответственность

Уважение к людям

Нравственность

Интерес к воспитаннику и д.р

К профессиональным качествам относятся:

Любовь к детям

Трудолюбие

Работоспособность

Дисциплинированность

Организованность

Справедливость

Мастерство

Педагогический такт

Знание педагогической теории, психологии, методик и д.р

Учитель считается профессионально подготовленным, когда он обладает в совокупности всеми профессиональными и человеческими качествами. Можно выделить, с одной стороны - психологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовленность педагога.

Анализируя профессиональные качества учителя нельзя не отметить и такое важное качество как педагогическое мастерство и педагогическое искусство.

Б.Т.Лихачев считает, что под педагогическим искусством следует понимать полное владение учителем психологических и педагогических знаний, умений и навыков, профессиональная заинтересованность и увлеченность в процессе обучения, довольно развитым педагогическим мышлением, развитой интуицией, духовно-нравственным и эстетическим отношением к жизни.

И.П.Подласый определяет педагогическое мастерство, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, в основе которого лежит совокупность его личной культуры, его знаний, умений и кругозора с педагогической техникой и опытом.

Научиться педагогическому мастерству можно, и учителя способны овладеть современными приемами работы. Конечно, путь к настоящему совершенству нелегок, требует особого напряжения и наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования и внедрения новых методов работы.

Вопрос о том, как хорошо работают ученики, является наиболее важным при анализе мастерства учителя.

Познавательная активность учеников, определяется такими личными качествами как: устойчивость, работоспособность, умение преодолевать трудности, способность признавать свои ошибки и д.р

Ответственное отношение к учению характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников. Ответственность ученика характеризуют по ряду признаков:

1. Выполнению им своих обязанностей и требований педагога

2. Пониманию социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения

3. Умению объективно оценивать свои знания

4. Способность чередовать труд и отдых

Рост педагогического мастерства является показателем качества его работы, это постоянный совершенствующийся учебно-воспитательный процесс. Существуют определенные признаки педагогического мастерства. И.П.Подласый выделяет такие:

1) Четкость определения и дифференциация задач урока;

2) Обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;

3) Творческий и разнообразный характер методов обучения;

4) Помощь детям в преодолении трудностей;

5) Высокая работоспособность детей на уроке;

6) Гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

7) Личностный подход;

8) Умение заниматься самообразованием.

От мастерства педагога зависит очень многое, даже можно сказать все. Само мастерство - это длительный, трудоемкий процесс, а так же результат работы над собой.

Учение как познавательная деятельность

Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Любен Николов же предполагает, что процесс деятельности также является средством достижения цели и на этом основании этот процесс не может выделяется в качестве отдельного, самостоятельного структурного компонента. Структура деятельности интересовала многих психологов, таких как: А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Талызина. Несомненный интерес представляют рассуждения педагога В.П. Беспалько об “этапах деятельности”, созданный в 1977 году. Эти этапы деятельности следующие:

Ориентировочные действия (Од): выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям; осмысливание условий задачи, припоминание и выбор способа действия, инструмента и т.д.;

Исполнительские действия (Ид): преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат; это -- этап, представляющий собственно выполнение операций, которые обеспечивают решение задачи, осуществление деятельности;

Контрольные действия (Кд): сравнивается результат действия с эталоном и целью;

Аналитический разбор итогов контроля об окончании деятельности (Кор) или о возврате на один из ее этапов -- Од или Ид.

Структуру деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности (Дт) в частности символически можно изобразить в виде формулы:

Дт = Од + Ид + Кд + Кор1

Из этой структуры деятельности выделяют этап контрольных действий, без которого никакая учебно-воспитательная (т. е. педагогическая) деятельность немыслима. Контроль в функции обратной связи выступает необходимым компонентом при алгоритмизации обучения. В частности, в программированном, модульном и модульно-рейтинговом обучении контроль включается в каждый шаг обучения. Здесь без контроля обучение в принципе невозможно. Диагностическая функция контроля связана с установлением уровня знаний учащихся, степени успешности овладения ими учебным материалом, а также выявлением причин, которые обусловливают успехи или неудачи учащихся в учебной деятельности.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути познания. Учитель создает все необходимые условия для осуществления целей обучения (продумывает эффективные формы организационные обучения, использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. и т. д.).

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Перед составлением планов преподаватель выполняет работу, которая включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, продумывание методов, форм работ, расшифровка темы занятия, состояния материальной базы и методического оснащения, определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Продумывание форм домашних заданий и многое другое.

Организация деятельности учащихся состоит из постановки учебных задач перед учащимися и создании благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

Дидактикой сформированы правила постановки познавательных задач:

Текст задачи должен содержать полезную информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов

Необходимо заинтересовать ученика в выполнении задания.

Необходимо научить учащихся решать поставленную задачу.

Учитывать уровень подготовки учеников к данной задаче.

Преподавание предполагает регулирование процесса обучения на основе текущего контроля, т.е. получения информации о ходе обучения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Текущий контроль осуществляется педагогом посредством письменных заданий, устных ответов, проверки самостоятельных и домашних работ. Контроль успеваемости учеников необходим для корректировки собственных действий учителя. Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Педагогическая эффективность состоит из достижения трех основных целей:

1 . образовательной

2 . воспитательной

3. развивающей

При этом необходимо следить за принципом оптимальности, чтобы не перегружать учеников и учителя.

Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности структурно организовано. Целью учения является приобретение новых знаний, навыков и умений.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия. Процесс обучения происходит, если возникают мотивы, ведущие детей к получению новых знаний. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов, каждый из которых взаимодействует с другими.

Три группы мотивов:

1) Перспективно-побуждающие мотивы. В основе этих мотивов лежит понимание учениками конкретных навыков и знаний и связь их с персональным будущим (выбор профессии и т.п.).

2) Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой таких мотивов является удовлетворение от познавательной деятельности, стремление расширить кругозор, и т.п.

3) Непосредственно-побуждающие мотивы. Построены на эмоциональных состояниях личности и строятся на эмоциях, положительных либо отрицательных (страхом получить плохую оценку, стремлением заслужить похвалу учителя и родителей, и т.п).

4) Среди интеллектуально-побуждающих мотивов главное место занимает потребность учеников в получении новых знаний, удовлетворение познавательного интереса. Развитие познавательного интереса проходит несколько уровней (ступеней), в соответствии с ними определяются дальнейшие пути развития учебной деятельности.

Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми. Но существует мнение, что систематический контроль над действиями ученика может вызвать нежелание учиться, поэтому необходимо развивать внутренние мотивы у обучающегося. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям.

Высокий уровень обучения является объективной основой развития познавательного интереса учащихся. Развитие познавательных интересов учащихся проходит несколько уровней:

1. Низкий уровень познавательного интереса. Соответствует вниманию к конкретным описаниям и фактам, учащийся действует по заданному шаблону.

2. Второй уровень характеризуется желанием ученика узнать взаимозависимости между конкретными фактами, причинно-следственными связями.

3. Третий уровень это творческое усвоение полученного материала, глубокое теоретическое знание.

О наличии у учащегося познавательной потребности говорит сформированность третьего уровня познавательного интереса.

В процессе труда человек познает законы природы, совершенствует орудия труда, углубляет и дополняет запас знаний. Опыт человечества не может быть равным по опыту одного человека, а систематизирует и обобщает все то, что узнали и сделали предшествующие поколения людей.

В этих условиях обучение становится целенаправленным процессом, обеспечивающим подрастающему поколению возможность усвоения

отдельных сторон опыта человечества. Смысл обучения в том, чтобы подготовить человека к жизни в данном обществе, к труду.

2. Обучение, как вид познавательной деятельности человека

Обучение, как для учащихся, так и для учителя является одним из видов познания окружающего мира. Обучение, как вид познавательной деятельности – исходный, наиболее существенный признак, от которого зависит характеристика всей учебной деятельности. Обучение основывается на общих закономерностях познания.

Познание человека проходит ряд этапов. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более систематизированы и обобщенны эти чувственные образы, тем его обучаемость с точки зрения возможностей познания выше.

Второй этап – абстрактное познание, овладение системой понятий. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Если при конкретном, чувственном познании в сознании ребенка встает образная картина, например, леса и его обитателей, журчащих ручейков, порхающих бабочек, то абстрактное познание ведет к понятиям, правилам, теоремам, доказательствам. В сознании встают числа, определения, формулы. Младший школьник находится на этапе перехода познания от конкретного к абстрактному. Он начинает овладевать понятийными формами мышления. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности учащихся выступают, как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии. Учителю нужно знать механизмы возникновения и разрешения противоречий, чтобы умело управлять процессом обучения.

Существует высший этап познания, когда на основе абстрактного высокоразвитого мышления, формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения. Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психологического развития ученика. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течении веков.

3.Структура процесса обучения

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых, протекающее в определенных условиях. При первом самом широком рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения. Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает – дидактическое воздействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а их взаимодействие.

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и в опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса обучения.

Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового. Исключительно сильное влияние на мотивацию ученика в процессе обучения, на создание благоприятных морально – психологических условий для активного учения оказывает общение. Умелое общение значительно повышает воспитательный процесс обучения. Если педагоги концентрируют внимание на управление только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общения.

Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только в процессе обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды, средств массовой информации, общественно-полезного труда, спортивных, игровых и других вне учебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание должны максимально учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и действенным и нередко стихийным.

4.Этапы процесса обучения

Обратимся к динамике процесса обучения. Известно, что процесс обучения растянут во времени. Естественно предположить, что он делится на какие-то этапы, которые можно описать следующим образом.

Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели у ученика и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложении послушать, посмотреть, потрогать, т.е. воспринять. Итак, первым этапом является восприятие. Восприятие организуется разными путями при одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже известным. При этом организация новой информации может быть различной: индуктивное предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением, раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному и т.д. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся имеют достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и понимают учебную задачу.

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текстов и т.п.

Третий этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов. Здесь необходима система в знаниях учебника, чтобы в ней он видел главные, второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы учебник мог обосновать, доказать изучаемые факты, способы решения. Осмысление изучаемой информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На этом этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов, делать учебные открытия и процесс.