Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Адекватность социальная. Социальные проблемы адекватного питания спортсменов

Перефразируя классика, можно сказать, что нельзя жить в обществе и быть свободным от его влияния. Что такое адекватность, постигается только в сопоставлении с другими членами социума, с их восприятием и интерпретацией. Если мы не вписываемся в установленные каноны поведения, нас считают или извращенцами, или больными людьми. Так что такое адекватность и как понимать этот термин?

В общем значении это "соответствие ситуации". К примеру, на приветствие следует отвечать доброжелательно, в противном случае нас сочтут неадекватными. Уровень и степень проявления эмоций играет также важную роль в этом отношении. Что такое адекватность в понимании Это умение соблюдать этикет, стандарты поведения, принятые в данном обществе, и оставаться в рамках "нормального" образа жизни. Если вы увлекаетесь, к примеру, восточными единоборствами, но на работе не используете соответствующие приемы для убеждения собеседника, а ограничиваетесь словесными формулировками, то вы сохраняете адекватность. Как понять, умещается ли ваше поведение в рамках "канона"? Понаблюдайте за другими. ведь если у папуасов принято здороваться, потеревшись носами, это не значит, что такой способ приветствия будет приемлем на собрании акционеров вашей компании.

Своеобразный тест на нередко применяется при отборе - фильтрации - потенциальных работников уже при первом собеседовании. Ведь от поведения сотрудников зависит в конечном счете имидж предприятия и даже марки. Если на вопросы рекрутера "Где вы предпочитаете обедать?", "Как вы проводите свободное время?" вы даете развернутые и подробные ответы, описывая все ваши кулинарные пристрастия и посвящая собеседника в мельчайшие подробности, скорее всего, вы не пройдете испытание на адекватность. Как понять,

вписываетесь вы или нет в представление о "нормальности"? Слушайте вашего собеседника. Тщательно проанализируйте ситуацию общения, постарайтесь мыслить наперед, учитывая возможные реакции на ваши слова. Соответствие общепринятым нормам поведения - вот что такое адекватность в обыденном понимании. Обязательно стоит учитывать и межнациональные особенности в общении. К примеру, если для русского человека считается вполне нормальным забежать "на рюмку чая" к соседу или давнему приятелю и засидеться за полночь, представители других наций вряд ли вас поймут. В Германии принято заранее предупреждать о своем визите. Не стоит удивляться, если хозяева не поставят на стол несколько блюд и не предложат переночевать, потому что вам уже поздно возвращаться домой.

А можно ли оценить адекватность наших установок, мнений, представлений? Психологи утверждают, что основной критерий того, соответствуют ли они "норме" - достижение желаемого результата, поставленной цели. Конечно, у каждого они свои, как и способы их воплощения. И совсем не обязательно наши поступки будут совпадать с чьими-то ожиданиями. Особенно ярко это проявляется в личных отношениях. Если они приводят к достижению желаемого, можно считать, что наши установки адекватны.

Адекватность это чуткое ощущение необходимости и целесообразности того или иного действия, умение владеть обратной связью с миром и действовать в соответствии с Божественной Волей.

Игорь Моргунов

Адекватность

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что Адекватность - это одно из базовых Человеческих качеств, являющихся необходимыми для правильного, гармоничного взаимодействия человека с миром и окружающими людьми, а значит и для усиления человеком в Мире, Реальности Гармонии, Любви и Порядка.

Целью реферата является помощь в понимании сути состояния Адекватности и выработка рекомендаций для осознавания, наработки и усиления в человеке данного состояния.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Дать максимально развёрнутое определение Адекватности.
. Рассмотреть проявления Адекватности в различных сферах бытия человека.
. Рассмотреть ассоциации, ассоциативные материалы, такие как, притчи, способствующие пониманию Адекватности.
. Определить методы и рекомендации для наработки Адекватности.

Данный реферат представляет собой выборку и систематизацию существующей уже информации, раскрывающей тему Адекватности. В первую очередь, использовались такие информационные источники, как собранные в письменном виде осознавания учеников II курса Программы психофизического совершенствования, литература ЦПФС «Единение». Также реферат включает размышления и осознавания автора.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ

«Адекватность - деятельность в соответствии
с Божественными Законами Бытия»

Кодекс Воина Духа, Воительницы Души

Как видно из вышесказанного определения, чтобы в полной мере понимать, что такое Адекватность, необходимо знать и понимать Божественные Законы Бытия, и, соответственно, чтобы действовать адекватно, необходимо быть проводниками этих Законов. А поскольку, все Законы содержатся в Силе Божественной Любви, то для достижения Адекватности необходимо стать чистым проводником этой Силы!

Конечно, сразу сделать это будет трудновато. По крайней мере, было бы, не очень адекватно полагать это сделать за пару медитаций. Как же понять, что такое Адекватность, используя доступные определения?

Адекватность - это такт и этика в человеческих взаимоотношениях.

Адекватность - это состояние, позволяющее чутко и трезво вникать в Суть явлений и процессов, происходящих вокруг и взаимодействовать с миром не нарушая его Гармонии, соблюдая законы Бытия. Чтобы стать адекватным - необходимо культивировать всепроникающую чуткость.

Умение разумно и тактично втекать в жизнь, не нарушая общей гармонии мира.

Умение правильно оценить ситуацию и принять единственно правильное решение, когда точно знаешь что надо делать и говорить, действовать, не нарушая гармонию окружающего мира, проявляя чуткость и соответствие этике.

Адекватность - тонкое ощущение окружающего Мира, Реальности, всех сил Мира, Реальности и действие в соответствии с этим ощущением. Человек, действующий адекватно, гармонично вписывается в пространство и время любой ситуации и тем самым получает возможность гармонично её решать.

Контролируемое, осознанное поведение в каждой ситуации. Адекватность - это путь перехода к более совершенному состоянию.

Адекватность - видение проявлений Гармонии в окружающем мире, осознание себя частью этой Гармонии и умение усиливать её своими словами и действиями, уменьшая дисгармонию.

Адекватность - это соответствие человека, любому моменту его жизни. Чувствование, что ждёт от человека его высшее, Человеческое, и проявление этого в действиях, эмоциях, мыслях, состояниях, так чтобы усиливать жизнь.

Адекватность - гибкая, чуткая и быстрая реакция на окружающую обстановку соответственно возможностям и исходя из целесообразности. Своё внимание погружать в дело, которое делаешь. То есть на работе заниматься - работой, в тренировочном зале - тренировкой и т.д. Делать то, для чего оказался в данном месте, в данное время. При этом гибко и чутко реагировать на всё, что происходит с нами и вокруг нас.

Адекватность - это способ реально оценить свои возможности и способности и в соответствии с ними действовать. Адекватное общение - приятие, желание понять, что хочет человек, оно реализуется на основе человечности.

Адекватность - это способность выслушать и искренне понять людей, решая совместно с ними ситуацию по-новому и поступая искренне. Способность бесстрастно и непредвзято посмотреть на происходящее глазами своей Сути и выбрать наилучший способ действий, ведущий к цели и усиливающий гармонию.

Быть адекватным - быть самим собой, быть естественным во всех проявлениях, принимать ситуацию как есть, принимать её позитивно, понимая, что любая ситуация приходит для того чтобы действуя в ней созидательно, человек стал сильнее.

Действовать адекватно - значит так, чтобы глядя на тебя не хотелось покрутить пальцем у виска. Сделать так, чтобы хотелось к тебе присоединиться, т.е. адекватно.
Состояние созвучия окружающему пространству, людям, месту. Адекватное поведение происходит из ясного полного ощущения происходящей ситуации и людей в ней участвующих.

Адекватное поведение человека - поведение без чудачеств и странностей. При этом осознаётся ответственность за дела, которые делаешь. Адекватность - состояние вменяемости и полного присутствия в ситуации.

Адекватность позволяет правильно выбирать инструмент воздействия на ситуацию. Понять и увидеть её со стороны и своё место, предназначение в этой ситуации.

Адекватное действие - действие, разрешение ситуации, основанное на чуткости к окружающему миру, понимание норм поведения принятых в обществе.
Не лезь напролом, а вежливо уступи дорогу, обойди препятствие.

Связь с окружающим миром. Проявляется в чуткости, понимании, безупречности. Это понимание и чувствование себя, как человеческого существа.

Соответствие моменту, времени и месту. Способность находиться здесь и сейчас.

Адекватность - это чуткое ощущение необходимости и целесообразности того или иного действия, умение владеть обратной связью с миром и действовать усиливая гармонию. Способность жить здесь и сейчас, соответствовать текущему моменту, выбирать оптимальный способ действия. Подобно иммунной системе человека - когда она здорова - реакция организма адекватна. И наоборот.

Адекватность - соразмерность действия событиям и ситуациям, гармоничная реакция.
Способность оценить обстановку и выбрать наиболее гармоничный путь поведения, действий, поступков.

Понимание, что внешнее отражает внутреннее. Позитивное отношение к окружающему миру, обратная связь, внутреннее приятие всего, что существует в мире, при одновременном понимании необходимости и возможности его улучшения и гармонизации.

Позитивный взгляд и трезвое поведение соразмерно обстоятельствам.

Состояние резонанса с окружающим миром, соразмерность, соответствие цели и средств, состояние сопровождается равномерным течением позитивных ощущений в теле, без зажимов.

Адекватный человек реально оценивает свои возможности на данный момент времени, может отвечать за свои поступки, выполняет обещания.

Проявлением адекватности является любое действие или недействие, если оно влечёт за собой усиление гармонии в пространстве, если оно созвучно принципам человеческой этики.

Действовать адекватно, значит делать то, что соответствует высшим человеческим идеалам, собственной человеческой Сути.

Адекватность. А как это по-русски звучит? Способность принимать всё, что случается, приходит в жизнь, как послание Судьбы, то есть, для своей пользы.

Адекватность - соответствие чему-либо. Человек приходит в мир с определённым предназначением и должен жить в соответствии с ним. Это предназначение связано с соблюдением Этики по отношению к окружающим людям. Значит, Адекватность - соответствие действий человека законам человеческой Этики.

Желательно отлеживать моменты, которые уводят нас в эгоистические качества, в том числе в обиду и др. Гибко и чутко реагировать на всё, что происходит с нами и вокруг нас.

Что значит принять адекватное решение? Адекватное решение можно принять только тогда, когда слышишь собственное Сердце. Адекватное решение всегда соответствует Справедливости. Адекватное решение насыщает тело радостью, что сопровождается комфортом. Неправильное решение приводит к неудобствам в физическом теле. Физическое тело заставляет человека принимать правильные решения. Если этого не происходит, оно чувствует дискомфорт и болеет. Но после принятия правильного решения, его необходимо довести до логического завершения и физически реализовать правильными действиями, иначе результат также может быть отличный от позитивного.

2. ОПИСАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ

2.1 Проявления Адекватности к физическому телу.

Для тела - адекватность - это ощущение необходимости выбора из множества способов и рецептов того, в чём есть действительная необходимость.

Адекватность к телу - умение слушать его, вовремя проделывать определённые процедуры: чистки, пробежки, упражнения, не доводить его до состояния болезни.

Адекватность к своему телу, это понимание его потребностей и его возможностей в конкретное время. Давать ему то, что ему необходимо, не изнурять его, но и не потакать своей лени, безответственности и другим проявлениям эгоизма. Развивать своё тело. Проще говоря, любить его.

Физическое тело человека верой и правдой служит ему. Человек должен заботиться о нём: одевать, укрывать, кормить, тренировать мозг и мышцы, питать его позитивными эмоциями, взаимодействовать с Природой. Но человеку свойственно забываться: перегружать себя работой или проявлять негативные качества: страх, гнев, раздражение, неаккуратность и др. И тело напоминает человеку заболеванием.

Адекватность по отношению к физическому телу должна проявляться соблюдением меры, в чутком и бережном отношении к телу.

2.2. Проявления Адекватности к родственникам, людям.

Адекватность во взаимоотношениях с родителями проявляется в уважении и лёгкости, в юморе; в умении не взваливать на себя их проблемы, а помочь им почувствовать твой интерес к наведению порядка в их жизни.

Адекватность к родственникам проявляется в честных и искренних отношениях, в отсутствии раздражения, недовольства, навязывания. Например, при их заинтересованности, можно объяснить, чем хорош Здоровый образ жизни, или показать несколько решений одного вопроса, не навязывая, но используя каждый момент, когда появляется открытость на знания.

К родственникам относиться чутко, с любовью, но не перекладывая на себя их обязанности, в том числе обязанность заниматься своим здоровьем и брать за это на себя ответственность.

Адекватность к детям (и внукам) проявляется в умении дать им проявить лучшие стремления и качества при одновременном чутком и строгом отношении к ним, в непотакании их эгоистическим проявлениям. В умении доступно объяснить, как правильно поступить в той или иной ситуации, в способности показать в первую очередь своим примером. В понимании того, что дети своим поведением проявляют в первую очередь подсознание родителей и являются своеобразным индикатором. А значит, увидев те или иные негативные проявления в ребёнке, нужно уметь отследить и скорректировать их с начала в самом себе.

Адекватность к детям проявляется в понимании того, что у них свой жизненный путь, и они должны набирать самостоятельный опыт. В чутком отношении и понимании - где им нужен совет, а где не нужен. Нужно дать им возможность самостоятельно найти свой путь.

В отношении людей Адекватность проявляется как чуткость в понимании, чего хочет Сущность человека, и чего хочет его эгоизм. И на основе этого понимания необходимо так выстроить взаимоотношения, чтобы помочь проявиться Сущности в человеке, не отпугнув при этом эгоистическую составляющую. Даже более того, несколько усыпив эгоизм, чтоб он не мешал проявляться человеческому.

Разговаривать с человеком на языке, приближённом к его понятиям.

2.3. Проявления Адекватности в быту, к вещам.

В отношении дома, вещей, Адекватность проявляется в точном понимании, что и для чего нужно, в способности не удерживать насильственно около себя вещи. Дом должен быть таким, чтобы каждый его уголок, участок был полон позитива. Чтобы энергии свободно циркулировали. Чтобы пространство дома вместе с вещами, населяющими его, пропускало поток жизни.

Адекватность в быту - это соразмеренность и своевременность, т.е. умение рассчитывать свои силы и расставлять приоритеты, ощущать время.

2.4. Проявления Адекватности в социальных делах.

Адекватность на социуме проявляется не взваливанием на свои плечи всех дел, а в умении планировать последовательно, выстраивать приоритеты, и, затем, качественно и вовремя выполнять намеченные дела. Необходимо ощущать требуемую скорость выполнения каждого дела.

Адекватность к делам проявляется в умении отойти от стереотипов, посмотреть на заученный до автоматизма процесс с других сторон, сохраняя чувство гармонии и радости.

В делах, на работе - ответственность, внимательность, понимание, уважение, благодарность, строгость, юмор помогают быть адекватным. Следовать человеческой этике - значит быть адекватным. Если по жизни складывается экстремальная ситуация - значит необходимо действовать адекватно: жёстко или нет - по ситуации.

Необходимо действовать, руководствуясь любовью к делу и ответственностью за него. Также помогает поступать адекватно интуиция, какое-то внутреннее движение, нацеленность решать ситуации созидательно, креативно. Тогда действуешь уверенно и решительно.

Адекватность - это «нахождение в теме». Движение в нужном направлении, с нужной скоростью. Выполнение задач, просто понимая значимость дела. Человеческие реакции везде и повсюду.

Также необходимо помнить, что существуют мужские и женские виды работы.

2.5. Проявления Адекватности к Природе.

Адекватность к природе проявляется в стремлении не нарушать присущую ей гармонию, а своим трепетным отношением, своим восхищением, благодарностью усиливать её жизнь. Не навредить ей ничем, т.к. она даёт нам всё. Природе необходимо, чтобы кто-то мог оценить её красоту, совершенство, гармонию, чтобы кто-то сказал: «Как прекрасен этот Мир». А на это способен только человек. Не надо скупиться на умиление и восхищение Природой, позитивные эмоции питают её.

Адекватность к природе проявляется в благодарности за возможность жить, видеть и ощущать красоту этого Мира. В уважении и любви по отношению к своей Земле, в заботе о ней, о её чистоте. В благодарности за заботу Земли о человеке, мы обязаны ей многим.

Помогать природе - хотя бы убирать мусор для начала, и не нарушать её гармонии, т.е. соединять реки каналами, вырубать леса и т.д.

Адекватность к животным основывается на понимании их функции на Земле.

2.5. Ассоциации с Адекватностью.

Бабочка, севшая на руку человека, восхищающегося Природой….
- Адекватность - подобна иммунной системе человека - когда она здорова - реакция организма адекватна. И наоборот.
- Адекватность ассоциируется с бутоном цветка, который закрывается в темноте и раскрывается при свете солнца.

2.6. Притчи народов мира.

«С другими, как с собой».

Один мудрец сказал Насреддину:

— Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других. Сердце твоё должно желать для других того же, чего оно желает себе.

Ходжа ответил:

— Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда. Однажды она собрала немного этих ягод и угостила ими свою подружку лошадь…

«Притча об апельсине (Хинг Ши)».

Однажды двое учеников, Янг Ли и Чжао Цзэн, подошли к Хинг Ши с просьбой рассудить их спор. Ученики не могли решить как в разговоре с собеседником, следует давать ответы на вопросы.

Янг Ли сказал:

— Учитель, я думаю, что лучше было бы отвечать на вопрос собеседника без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа.

На это Чжао Цзэн возразил:

— Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — сразу дать верный ответ.

На это Хинг Ши взял в руки сочный апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику:

— Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую.

Затем Хинг Ши обратился ко второму ученику, который выслушав слова учителя, обращённые к Янг Ли, улыбался, предвкушая свою победу в споре.

— Ты, Чжао Цзэн, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения.

— Так как нам следует поступать? — в один голос спросили ученики.

— Перед тем как угощать кого-либо апельсинами, научитесь их чистить так чтобы не кормить собеседника ни горечью кожуры, ни напрасными ожиданиями, — ответил Хинг Ши, — ну а пока не научитесь, доверьте лучше этот процесс тому, кого собираетесь угостить… И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.

Систематически в течение 2-4 недель, по вечерам, писать слово Адекватность на листе бумаги по 20-30 раз, в спокойной обстановке, тщательно прописывая буквы каллиграфическим почерком, стремясь ощутить состояние, вникнуть в его суть и пропитаться им. При необходимости цикл повторить. Втягивать Адекватность в себя и провести её во все текущие ситуации.

По утрам, проснувшись, призвать состояние Адекватности и мысленно посвятить день усилению Адекватности в себе.

В течение дня, при необходимости - проводить подстройку на Адекватность.

Заранее анализировать ситуации, размышлять, как наиболее адекватно в них поступать, планировать свою деятельность в соответствии с этим. При необходимости - проводить корректировку.

Чтобы понять, что такое Адекватность - необходимо изучить свою неадекватность и увидеть где конкретно в жизни собственная неадекватность проявляется и проявлялась. Пересмотреть ситуации, понять и ощутить как правильно, адекватно в них необходимо поступать, закрепить адекватными действиями в аналогичных ситуациях.

При втекании в ситуации, вспомнить, ощутить состояние Адекватности, слиться с ним и позволить ему свободно проявится, закрепить в действиях.

Ежедневно вести график набора Адекватности. Для замера достигнутого уровня Адекватности, необходимо расслабить руки, расставить их на определённое расстояние друг от друга, и, взяв это расстояние за 100%, настроившись на состояние Адекватности, позволить медленно двигаться правой руке к левой до момента остановки. Оставшееся расстояние между руками и будет величиной достигнутого уровня Адекватности по отношению к первоначальному расстоянию.

Вести дневник, в котором отмечать позитивные изменения, сопровождающие все мероприятия по наработке Адекватности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Усиление в себе Адекватности имеет важнейшее значение. Наработка Адекватности может открыть пути и обеспечить возможность реализации человеком своих главных жизненных задач. Иными словами, человек может полностью реализоваться в жизни, раскрыть свой потенциал, идя путём правильных, адекватных действий.

Образная сфера человека (ОСЧ) – является не только совокупностью образных явлений, в частности, известных основных классов т.н. вторичных образов (таких как, например, образы памяти и воображения, фантазии, сновидения), но и системой социальных представлений*. В широком спектре проблем изучения последних выделим вопрос манипулирования социальным восприятием: человек живет в имаго-символосфере виртуальной реальности, порожденной СМИ, бренд/рекламой, кино- видеопродукцией, компьютеризацией, интернетизацией и т.д. Имаго-символосфера «обволакивает» человека образами, неизбежно вползающими в его внутренний мир. Изучение возникающих механизмов и закономерностей такого влияния представляется чрезвычайно важным. Психоманипулятивные воздействия на представления людей незаметно изменяют внутренний мир личности, ведут к утрате истинной свободы духовно-нравственного самоопределения. Особое значение имеет изучение психологических эффектов образов виртуальных реальностей, максимальным выражением которых выступает «виртуальное мировоззрение» - иллюзорная картина мира, являющаяся заменителем объективной реальности и символом ухода человека от своей сущности, как Образа Божьего.

Отметим возрастание актуальности изучения отражения личностью социально-политических явлений. Иллюзии социального восприятия современного человека способны ускорить «конец истории», причем, далеко не в фукуямовском смысле. Главное же, что они связаны с утратой критериев истинного прогресса человечества, которые невозможны вне нравственно-духовного и религиозного измерений. Но это означает, что задачи исследования социальных представлений следует формулировать при учете метафизической составляющей. В каких сферах общественной жизни, содержание имаго-символосферы в качестве метафизического канала негативной духовно-информационной экологии проявляется особенно явно? Как вообще проявляется «мир духа» в имаго-символосфере? Каковы нравственно-психологические опасности воздействия на людей новыми информационными технологиями?

Рассмотрение подобных вопросов исходит из представления о том, что во всех сферах жизнедеятельности людей происходит «война образов» различной семантики: с одной стороны, способствующей духовно-нравственному развитию личности, и, с другой, - семантики личностно деструктивной. Ареной «войны образов» является все каналы имаго-символосферы. Негативные изменения в сознании людей приводят к известному эффекту актуализации и «материализации» социальных представлений в различных сферах общественной жизни (созидающая сила образов, как проявление принципа единства психического отражения-регулирования). Понятно, что «война образов» связана с метафизическими силами, стоящими за семантикой образов. Это дает основание рассматривать доминирующие образы безнравственного в имаго-символосфере как атаку сил зла на «духовно дремлющее» человечество.

«Война образов», однако, недостаточно осознается как в психологической науке, так и на уровне обыденного сознания.

Чрезвычайно актуальной проблемой выступает изучение представлений людей о «глобальной перестройке» мира и о перспективах развития человечества: формирование образа будущего, есть формирование будущего реального. Представления людей о происходящих процессах, однако, весьма неопределенны, в частности, не в достаточной мере отражают нарушение баланса тенденций к интеграции и сохранению уникальности культурного разнообразия человечества. В исследованиях сознания людей упускаются многие типы представлений. Например, это относится к представлениям людей о духовной сущности происходящих в мире процессов. Метафизическая составляющая социального восприятия, между тем, важна для преодоления ограничений позитивистски ориентированной социальной психологии (человекознания в целом) в смысле учета отрицательного влияния невидимого духовного мира на земную реальность, а также Промыслительного Божественного попечения о человечестве. Переплетения всех влияний планетарного процесса - в руках Промысла Божьего: Божья воля благословляет что-то, а что-то попускает по духовному закону свободы воли человека и его нравственной ответственности. Промысел Божий придает сверхъестественное качество всему происходящему в мире, помогая человечеству противостоять апостасии и строительству Нового Вавилона. Судьба человечества связана с выбором людьми «божественных» или «демонических» духовных смыслов.

Поэтому еще раз отметим актуальность изучения формирования «виртуального мировоззрения» с его образным сопровождением: виртуализация внутреннего мира уводит человека от понимания происходящего в мире. Новые информационные технологи потенциально способны формировать образы любого содержания, а в пределе – субъективно «реальный» иллюзорный мир. Создание же «нужных» картинок с «правильным» их переживанием ведет к психозомбированию. Более того, кодирование человеческой души через суггестивность имаго-символосферы облегчает человечеству уход от Богосотворенного мира в мир искусственный. Стремление человека в виртуальную реальность – это богоборческое движение его души в «мир иллюзий», предполагающий небожественный источник своего создания.

Иными словами, именно в связке «виртуализация – духовно-нравственное прельщение» наиболее полно раскрывается метафизика ОСЧ. Тема виртуализации внутреннего мира личности, «завязанная» на проблему искажения познания высших духовных смыслов, поэтому, и является теоретическим стержнем статьи. Он помогает понять, что проблемы социального восприятия невозможно решать, не учитывая скольжения в глобальное прельщение, главной формой которого будет искажение духовно-нравственного отражения Реальности (многоаспектная и многоуровневая подмена духовных смыслов), приводящее к восприятию действий отрицательного метафизического фактора (ОМФ) как проявлений «божественного». И это – главный момент, раскрывающий название данной статьи. Вопрос, действительно, предельно актуален в связи с психологией религиозного сознания, направленного на поиск Истины, на понимание духовной сути происходящих процессов.

Итак, в «глобальной перестройке», в которую все стремительнее втягивается мир, изучение представлений людей о происходящем, о сложном рельефе перспектив человечества является чрезвычайно актуальной, однако достаточно игнорируемой проблемой социальной психологии.

Исследование образов планетарной ситуации должно учитывать, что воздействие на социальное восприятие имаго-символосферы происходит на фоне растущего планетарного кризиса. Усиливающаяся хаотизация жизни людей облегчает воздействие ОМФ. Люди же в должной мере не учитывают такие воздействия и переоценивают способность противостоять психоманипуцяции социальным восприятием, которая по своим масштабам не имеет аналогов. Достаточно оценить те финансовые средства, которые выделяются на подпитку процессов глобализации, - например, в виде их пиар-обеспечения, в виде помощи «агентам влияния» в различных странах*. И образы, циркулирующие в имаго-символосфере, сдвигают баланс планетарных и национально-культурных мировоззренческих ценностей. Подчеркнем, что одним из главных вопросов при изучении манипулирования социальными представлениями выступает анализ особенностей и видов воздействия на ОСЧ – непроизвольно-спонтанного и преднамеренного, в соответствии с интересами различных проектов нового мироустройства.

* Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

Мы исходим из системных представлений о том, что «планетарный процесс» имеет многомерный субстрат и взаимосвязанные объективные и субъективные составляющие*. Объективная составляющая связана с развитием и динамикой взаимодействия внутрицивилизационных закономерностей относительно «планетарной системы» и каждого ее элемента. Субъективная составляющая – это, прежде всего, свобода нравственного выбора человека, определяющая соответствие его жизни духовным законам мироздания. В целом существует возможность выбора (чаще неосознанного) любой человеческой общностью, путей своего развития. Социальные представления, картина мира людей, их мироощущение – важнейший элемент субъективного фактора. Следует, например, отметить, что с конца 1970-х годов многими ощущалось, что человечество вошло в эпоху широкомасштабных преобразований. Возникли даже «чаяния нового эволюционного витка», связанного с объединением человечества. Грядущий этап называли «космической эрой», «Новым веком», «Эрой Водолея» и др. терминами. Прошедшие десятилетия усилили подобные представления у одних людей, поубавили оптимизма у других в связи с масштабами планетарных проблем, озадачили третьих, заинтересовали четвертых, оставили равнодушными пятых.

* См. подробнее – Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.

Но, несмотря на различие понимания происходящего, следует признать взаимодействие двух тенденций, – одновременно и противоположных, и взаимодополняющих. Это тенденция к планетарной интеграции и тенденция к сохранению культуро-исторических реальностей. Все, что происходит в мире, является отражением многоаспектных противоречий в этом взаимодействии, в котором объединяется ранее несоединимое и разводится традиционно со-существующее (А.И. Неклесса)*. Изучение социальных представлений о настоящем и грядущем, поэтому, с необходимостью предполагает учет баланса в обозначенных тенденциях. Представления о сохранении планетарного опыта на уровне локальных культур, взаимодействие цивилизационных, региональных, национально-культурных, и других социальных субъектов должно соотноситься с образами противоположной тенденции – превращения мирового сообщества в единый социальный организм – причем, как в плане естественной ее составляющей, так и преднамеренной ее «подпитки» через социально-политическое проектирование.

* Ссылки на работы известного специалиста в области глобальных проблем А.И. Неклесса, встречающиеся в статье, см. например, в таких его работах. Неклесса А.И. Интеллект, элита и управление // Россия XXI. – М., 2002, №1. Неклесса. А.И. Трансмутация истории // Новый мир. 2002, №9. Неклесса. А.И. “Глобальный город: творение и разрушение” //“Новый мир” 2001, №3. Неклесса А.И. Управляемый хаос. //Интеллектуальная хроника России. Год 2003 // Приложение к журналу “Экономические стратегии”. – М.: Институт экономических стратегий, 2003.

За последние 20 лет спектр представлений о происходящем на планете расширился, и продолжает расширяться в зависимости от национально-культурной принадлежности субъекта социального восприятия, его возраста, индивидуальных особенностей людей и пр. Очевидное и желанное для одних, ложно и неприемлемо для других. При исследовании представлений людей о будущем возникает, в частности, проблема адекватности образов относительно и “искренних социальных утопий”, и “апокалиптических ожиданий”.

Описание феноменологии представлений о происходящем на планете - колоссальная по своим масштабам задача, решение которой требует серьезных и масштабных исследований. Но никто не мешает на предварительном этапе изучения проблемы выделять важные параметры представлений, недостаточно рефлексируемые как наукой, так и обыденным сознанием. Полезно остановиться на том, что в значительной мере упускается из виду. Для этого можно опираться на экспертные оценки, публицистику, мнения людей, чувствующих недоговоренность или ложь официальных потоков информации и способов описания происходящего. В частности, следует подчеркнуть представления, которые волнуют православное сознание в его ощущении возрастающей апостасийности мира – т.е. его ухода от Божественных законов бытия.

Обобщенно можно говорить о двух тенденциях социального восприятия - «восторженно-оптимистичных» представлений о наступлении «рая на земле» (с некоторыми проблемами переходного периода), и эсхатологических пессимистических образов предстоящих высоко-кризисных моментов. Святоотеческое знание о закономерностях прельщения, будучи перенесенным на уровень социального восприятия, акцентирует вторую тенденцию. По крайней мере, в ней мы видим ощущение того, что человечество движется к тотальной дезориентации, связанной, как с утратой традиционных опор мышления в рамках национальных культур, так и с появлением принципиально новых социально-политических реальностей, качественно отличающихся от тех, которые осмысливались Тоффлером. Образы «идилличной глобальной деревни» рассеялись. Многие чувствуют, что на планете разворачивается нечто принципиально иное. Мы видим образы сочетания «нового варварства» с иллюзиями «прогресса человечества», – образы, задающие и одновременно маскирующие апостасийный дух времени. Но трудно не видеть выползающую из коллективного бессознательного архаику язычества и нравственную дикость, грозящие не только социальным хаосом, но и мутацией Homo sapience (появлением «нелюдей»*). Иллюзорность образов социального восприятия усиливается социальными страхами на фоне наслаждения техническими возможностями и новыми формами «свободы», в частности, «иллюзорной свободы сотового общества». Представления людей не содержат в себе осознания, что новые формы свободы могут смениться «кибер-тоталитаризмом» на основе новых информационных технологий.

* Святоотеческая традиция содержит пророчества о том, что «силы зла» выйдут из инфернальных глубин и воплотятся в людей.

Представления людей о происходящем надо рассматривать в связке содержания понятия «глобализация» и терминов, отражающих несогласие человека с заявленными или уже существующими формами «планетаризации человечества». Будем различать глобализацию – как способность цивилизации проецировать себя в планетарном масштабе (А.И. Некласса), и глобализм – как проект (далее Г-проект) по претворению в жизнь представления его участников о том, каким они хотят видеть мир. К закономерностям непроизвольной материализации психического образа с необходимостью добавляется преднамеренный момент. Г-проект становится программой нового мироустройства, в которую вовлечены колоссальные средства. Глобализация же поэтому, лишь при высокой степени неадекватности социального восприятия может восприниматься процессом, происходящим неизбежно, независимо от человеческой воли. Глобализация сегодня «пиарится» как положительная взаимозависимость в мировом масштабе, в первую очередь, экономического плана. В имаго-символосфере мы видим достаточно навязчивые образы «будущего счастливого человечества». В то же время, под «счастливчиками» почти уже нескрываемо подразумевается лишь «золотой миллиард». Картинки «счастливой жизни» вползают в сознание и подсознание людей, усыпляя распознавание возможности «неофеодального варварства». Из стран же «третьего мира» имаго-символосфера формирует образ завидующего и неспособного «правильно» работать населения, к тому же склонного к терроризму (как способу выхода протестно-завистливых чувств).

Признания же того, что «глобальная перестройка» рождает трудности, создает новые угрозы, вряд ли достаточно, чтобы успокоить взволнованных происходящим. Восприятие некоторыми людьми Г-проекта как войны против традиционных цивилизационных структур, самобытности народов*, имеет под собой основание и должно учитываться – как на уровне научного, так и церковного сознания. Наднациональный тоталитаризм под маской «глобальной демократии» в представлении многих совершенно справедливо недопустим. Поэтому актуально изучение спектра образов его опасностей, которые имеются у людей (с учетом многоплановых особенностей субъектов социального восприятия). Это поможем найти допустимую грань интенсивности, скорости и пределов «наднационального насилия» над участниками Г-проекта, и тем максимально приблизиться к естественным интегративным планетарным тенденциям.

* Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. См. также – Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999. Иеродиакон Авель (Семенов), Александр Дроздов. На рубежах веры. Изд-во «Собор», 2006.

А пока совершенно закономерно, что многоликий антиглобализм с духовно-нравственной и психологической точек зрения несет в себе общую идею протеста против все более очевидной, хотя и достаточно успешно маскируемой «новой тоталитарности». Антиглобалистические установки – это спонтанный эмоциональный ответ человека на предчувствуемый, хотя в полной мере и неосознаваемый «шок нового мира» Состав движения «антиглобалистов» – от различных маргинальных меньшинств до интеллектуальной и духовной элиты Запада, Востока и России – свидетельствует именно об этом. Антиглобализм сравнивается (А.И. Неклессой) как с «мутантом непознанной культуры», так и с ребенком, обучающимся ходить, который может стать и героем, сражающимся с очередным обличьем тоталитаризма, и драконом, пожирающим цивилизацию.

Образы «глобальной перестройки» неотъемлемы от восприятия людьми темы справедливого общечеловеческого будущего для всех народов. Представление о «нациях-изгоях», несомненно, – порождение извращенного ума. Но термин стал уже приемлемым политологическим понятием; ксенофобии в нем не усматривается. Имаго-символосфера достаточно успешно маскирует мировоззренческую социал-дарвинистскую основу «золотого миллиарда», а также нарушение баланса естественных интегративных планетарных тенденций и тенденций унификации культурного многообразия.

Представляется значимой типологизация классов социальных представлений с дополнительными в них акцентами. Например, в образах мировой политики требуется детальное исследование представлений людей о реальном политическом суверенитете государств, наций (насколько их субъектность не является лишь элементом «глобального спектакля»!), о геополитических центрах силы, включая «теневые», об оппозиции «стран золотого миллиарда» и «стран-изгоев», о демократии и защите прав человека как «дымовой завесе» установления нового мироустройства. В представлениях же об экономическом мироустройстве следовало бы выделить темы ослабления возможности защищать национальные ресурсы перед ТНК и о судьбах экономически «нерентабельного» населения.

Изучение представлений о духовно-нравственной сфере помогает видеть, что на планете идет многоплановая борьба мировоззрений (скрытая и явная), в которой переосмысляются отношения человека – к Высшей реальности, к миру и к самому себе. Через разрушающиеся традиционные моральные нормы проглядывает новая и достаточно зловещая система ценностей. Как в театре абсурда зло, традиционно понимаемое как зло, становится «добром» и, наоборот. Причем добро и зло меняются местами уже на территории зла – зло изобретает свое представление о «добре». Показательно, что именно в разрушении традиционных представлений о мире православно-христианская традиция видит основное направление удара сил, подготавливающих грядущее «царство антихриста»*. Духовные тенденции в мире вписываются в святоотеческие представления о нравственной апостасии человечества, как отходе от духовных законов жизни в антихристианство (независимо от того, будем ли мы понимать приставку анти в смысле «против», или «вместо»)**. Следовало бы поговорить и о влиянии постмодернизма, работающего на виртуализацию сознания, и тем помогающего «усыплению совести». Постмодернизм, однако, представляется многим переходным мировоззрением – идеология «нового мироустройства» будет жестко предъявлена человечеству в случае успеха Г-проекта.

* См., например, труды архиепископа Аверкия (Таушева).

Интересны образы «сетевых сообществ» – виртуализация внутреннего мира личности во многом обязана именно этим образам. Сегодня внедряются представления о том, что растворение человека в сетевых матрицах является предопределенной и прогрессивной. Недооцениваются психологические и нравственно-духовные проблемы человека в «обществе тотальной Сети». Но Сеть порождает новое личностно-психологическое состояние людей с неизвестными последствиями. Она дает, например, особые возможности сверхактивным личностям, ориентированным на власть, деньги, осуществлять честолюбивые проекты. В Сети создаются и особые условия для компенсации разнообразных глубинно-психологических комплексов людей (и эта «психотерапевтическая» роль Сети должна быть научно осмысленна). Сетевое общество предполагает также коренную реорганизацию социального управления, итог которой уже получил меткое название «компьютерного концлагеря».

Духовно-психологические особенности «сетевых структур» выводят нас на тему представлений о терроризме . Согласно представлениям некоторых людей, «теневые сетевые сообщества» способны выступать анонимным инициатором, фасилитатором, исполнителем терактов. Более того, мы выходим на тематику представлений людей о власти теневых организаций, безумных честолюбцев, наслаждающихся новой формой управления миром. «Сетевые сообщества», действительно, – неформальные, неподконтрольные, непубличные субъекты планетарных действий. Любой проект любого «теневого сообщества» способен порождать террористическую активность. Темы «сетевых сообществ» предполагают углубление вопроса о субъектах социально-политических и экономических проектов. Важнейшим измерением представлений людей о социально-политических и экономических процессах является, в частности, отражение преднамеренности и спонтанности социально-политической и экономической инициативы людей на различных уровнях.

Данная проблема, в свою очередь выводит нас на интригующий для многих вопрос о «конспирологических представлениях». Отметим, что, с одной стороны, существуют «конспирологические измышления». С другой, ясно, что принцип «этого не может быть, потому что не может быть никогда» несерьезен, ибо достаточно использовать термин «проект», опираться на социально-психологическое понятие «группового интереса», помнить о всегда существовавшей «тайной дипломатии» и деятельности спецслужб. Поэтому представления людей о каналах воздействия и реализации проектирования – чрезвычайно интересный предмет исследования. Следует говорить не только о непроизвольности (человек – лишь проводник определенных проектов без осознания этого; он включен в претворение чьих-то интересов) и преднамеренности, но и о метафизическом влиянии. Именно его возможности помогают преодолевать стереотипные идеи, как о «заговорах», так и об их отсутствии.

Существование представлений людей о метапроектном «закулисном» уровне планетарной регуляции подводит нас к еще одной важной теме – образы роли в становлении «нового мирового порядка» транснациональной элиты (с раскрытием ее структуры). Действительно, понятно, что стремящаяся воплотить свой проект видения будущего мира как элитарной глобальной иерархии, она является важнейшим фактором влияния на новое мироустройство. Образы элитарного мироустройства участвует в глобальном психоманипулировании, маскирующем социал-дарвинистский характер Г-проекта. Нравственное состояния элитарного уровня планетарной регуляции позволяет многим людям с достаточным основанием предположить, что данный уровень находится под сильным влиянием ОМФ, – т.е. соответственно, в геометрии «инвертированной пирамиды, нисходящей в инфернальные глубины».

С позиции психологии ОСЧ понятна сила «сходных систем образов социального восприятия», позволяющая людям в осуществлении некоего проекта действовать автономно в одном направлении. Именно этот психологический механизм создает иллюзию самопроизвольности реализации планов. Элитарная картина мира, существующая в головах «сильных мира сего» уже сама по себе оказывает влияние. В «узком кругу своих» используется система понятий, отражающая представление о том, каким мир должен быть, чтобы «отвечать нашим интересам». Достаточно, например, быть охваченным элитарным снобизмом, презрением к «маленькому человечку», и непроизвольно возникнет «поле коллективного элитарного единомыслия», которые будет скоординировано регулировать совместные действия. Для психологии и метафизики ОСЧ важно учитывать власть тех, в чьих руках находится производство имаго-символосферы, управляющей взглядами на мир.

В классе представлений о планетарных угрозах укажем на следующее. С точки зрения социальной психологии понятно, что новая действительность, психологически шоковая для одних, и «иллюзорно-прелестная» для других, является значимой причиной глобальной конфликтности. Отметим класс социальных представлений о переходе человечества через кризисные бифуркационные точки, с возможностью впадения в хаос с последующим возникновением нового состояния мира. Один из вариантов «управления хаосом» видится в прохождении через «тотальную дестабилизацию». Поэтому в оценке соответствующих представлений актуально изучение взаимодействия таких ее элементов, как образы контроля над миром в «новой системе мироустройства» (однополярной или многополярной), и представления о неконтролируемой «мировой апокалиптической анархии». Между полюсами можно найти образы управляемого социального хаоса (архаизации – и при успехе однополярного проекта, и при его коллапсе). Эти моменты актуальны для исследования образов сценариев развития цивилизации. Отметим, в частности, то, что образ некоего «неорабовладения» некоторыми уже не воспринимается безумной. Не шокирует и «неофеодальный» вариант, предполагающий появление «варварских заповедников гоблинов», от которых «цивилизованные страны» вынуждены будут отделяться. Отметим также то, что образы угроз несут все варианты видения будущего: стратегические инициативы на уровне представлений их авторов ожидают своего часа - “кристаллизации” и манифестации образов. В связи с данным созидающим потенциалом ОСЧ подчеркнем, что конкуренция «проектов мировидения» на фоне форм сопротивлений им способна породить самые различные конфигурации будущего человечества – в том числе достройки и падения «Нового Вавилона».

В то же время возможности противодействия психоманипулированию представлениями людей существуют. Прежде всего, это усиление образов духовно-нравственной семантики, помогающей на уровне ОСЧ соблюдать баланс тенденций планетарной интеграции и сохранения уникальности национально-культурной самоидентификации личности. Однако главное – это осознание себя как Образа и потенциального подобия Божьего. Именно в этом качестве человек способен сопротивляться злу в имаго-символосфер

Статья перепечатана с сайта http://dusha-orthodox.ru

Отнимется от вас Царство Божие и дано будет

народу, приносящему плоды его.

Ев. от Матфея, 21, 43

Трудящийся достоин награды за труды свои.

Ев. от Луки, 10, 7

Адекватная социальная организация возникает тогда, когда разум постигает всё, что природа может дать ему для обеспечения выживания рода человеческого. Дальше разум может рассчитывать только на себя. Выживание и дальнейшее развитие всех может быть обеспечено только за счёт оптимальной организации, применения строго научных методов организации жизни общества. С этого момента наука становится «нематериальной». Она переходит к познанию иррационального и души человека. Наука больше ничего не даст для технологического совершенствования жизни человека в условиях, когда все идеи для технологического роста и совершенствования условий существования тела человека исчерпаны. Дальнейший технологический рост будет возможен только благодаря новым «инженерным» подходам и расширению за счёт этого окружающего пространства для развития цивилизации.

Высшая форма социальной организации также формально есть диктатура. Но на сей раз это диктатура не личности или какой-либо группы лиц. Это диктатура коллективного разума среди коллективов. Внутри коллективов личности предоставлена абсолютная свобода. Коллективный разум в своём развитии стремится к недостижимой высоте потенциала Бога Отца за счёт развития иррациональной науки. Именно в этом смысл развития и стохастического поиска разума после исчерпания возможностей принципиально новых технологических открытий. Новые строго детерминированные, чрезвычайно сложные технологии, требующие для своей разработки колоссальных средств и времени, могут быть созданы только с привлечением больших количеств абсолютно свободного интеллекта. Любые ограничения на свободу интеллекта, будь то в форме хозяев, начальников или «непогрешимых» авторитетов, обернуться колоссальными материальными и временны ми потерями для всего общества.

Второй важнейшей задачей адекватного общества является задача изучения свойств индивидуальных объектов и проявлений иррационального. Такие исследования принципиально в течение сравнительно значительного времени не принесут обществу никаких материальных благ. Но эти исследования будут открывать перед человечеством всё новые и новые возможности в бесконечном стремлении коллективного разума к недосягаемой высоте потенциала Бога Отца.

Задачи детерминированного технологического развития и исследования индивидуальных процессов не ориентированы на материальный интерес отдельной личности. Их результатом являются коллективные достижения. В силу этого, отдельная личность не может претендовать на исключительность в смысле материального обеспечения. Уровень материального обеспечения отдельной личности определяет только коллектив.


Весьма важной особенностью адекватной организации общества является то, что отдельный человек в таком обществе не имеет никаких прав. Он имеет только обязанности. Это обстоятельство есть следствие того, что адекватная организация есть диктатура. В предыдущих изданиях книги я, к сожалению, не сумел чётко сформулировать эту мысль. Я её совершенно неожиданно для себя услышал из уст священника во время телевизионной передачи «Ринг» с ведущим Соловьёвым. Я решил добавить этот фрагмент в книгу ввиду важности этой мысли. Это абсолютно правильная мысль. Я был просто поражён точностью формулировки сути христианина православным священником, отцом Михаилом. Отсутствие у христианина прав и наличие только обязанностей . Христианин всегда живёт в условиях абсолютной диктатурыВысшего Разума, Бога Отца. Он подчиняется беспрекословно Его велениям. Он – раб Божий. Поскольку общество адекватно постулатам Христа, то каждый член такого общества, по существу, является христианином. Его судьбу решает только коллектив, живущий в соответствии с Учением Христа или, что то же самое, с Волей Бога Отца. Законов и, следовательно, прав в таком обществе быть не может . Все люди в таком сообществе свободны. Поэтому право и свобода не совместимы. Свобода исключает существование какого-либо права.

Христос сказал нам, что единственным и абсолютным Господином в человеческом обществе может быть только Сын Человеческий, т. е. Разум, несущий в мир волю Бога Отца. Адекватное общество – это общество диктатуры Бога Отца . Все люди в таком обществе равны между собой.

Права существуют только там, где человек обладает собственностью, т. е. в неадекватных обществах. Право есть инструмент реализации насилия общества и человека по отношению к человеку. В этих обществах собственность выше разума и Бога. Право однозначно связано с собственностью. Правда, часто провозглашаются права на жизнь, здоровье, свободу слова, выбора и т. д. Но все они имеют чисто декларативный характер. Священна только собственность. Такие общества к христианству никакого отношения не имеют. Христос сказал, что на дороге жизни человеку не нужны ни сума, ни лишняя одежда, ни посох, т. е. ни каких-либо запасов, ни орудий труда, «ибо трудящийся достоин награды за труды свои» . Человека должно вознаграждать общество за его реальные труды. Это изречение Христа является наиболее актуальным для современности. Именно эту часть Учения современные «почитатели» Христа не видят в упор. Это потому, что реальная социальная цена всех этих трутней, будь то политики, бизнесмены или говоруны от телевидения, равна нулю. Они добровольно никогда не согласятся на то, чтобы их труд оценивал коллектив, делающий реальную работу. При таком положении действительно «последние станут первыми». А нынешние первые смогут в лучшем случае рассчитывать только на лом и лопату.

Стало понятно, что партия больше не нужна, а все хозяйственные руководители должны избираться. Элита мгновенно сообразила, что, в силу её абсолютной социальной бесполезности, её перспективы весьма плачевны. И был провозглашён очень сильный лозунг: «Давайте воровать все!». Работяги не сообразили, что украдёт больше тот, кто выше сидит. Зато их внимание было отвлечено сладостным процессом безнаказанной приватизации отвёртки. Именно на это и делалась вся ставка. В то же время высокопоставленные мародёры и прочие отбросы грабили страну по-чёрному. В результате первые правильные шаги были свёрнуты, и страна вверглась в пучину бессмысленного маразма. Фёдор Михайлович Достоевский писал будто бы про наше время: «Патриотизм обратился в драньё взяток с живого и мёртвого. Не бравшие взяток считались бунтовщиками, ибо нарушали гармонию…». И далее: «Пятнадцать лет реформ! А между тем никогда Россия, даже в самые карикатурные эпохи своей бестолковщины, не доходила…» до такого состояния.

Запад весьма умело воспользовался сложившейся ситуацией, тонко уловив устремления нашей партийной и хозяйственной элиты. Всем советским гражданам было дано право свободно открывать счета в любых банках. В результате деньги рекой хлынули на Запад. Европа и Америка получали и получают до сих пор нефть, газ, металлы, лес бесплатно, поскольку заплаченные за всё это деньги немедленно возвращаются к ним же в банки. В результате экономика Запада, находившаяся в глубокой стагнации в восьмидесятые годы, ожила и росла все девяностые годы двадцатого века. Кроме того Запад получил идеальное средство давления на нашу политическую и экономическую элиту. Наши политики и бизнесмены вынуждены работать на западные интересы, поскольку их деньги там. Как только кто-то из них проявляет малейшую нелояльность к Западу, там сразу возбуждается против него дело по поводу незаконно нажитых средств. Угроза ареста личных средств – самый простой и наиболее эффективный способ давления на нашу элиту. Человек всегда работает на то место, где лежат его деньги .

Не случайно элита так испугалась первых шагов нашего общества в направлении ликвидации всякой элитарности. В адекватном обществе не может быть значимых и незначимых дел. Коллектив просто ставит наиболее подходящего человека на выполнение той или иной работы и выдвигает своих представителей в коллективы, занятые другими делами. Не должно быть иерархии ни коллективов, ни людей. Любой человек, находящийся в коллективе, находится на материальном обеспечении этого коллектива. Оценку труда каждого человека может дать только коллектив, в котором он работает. При этом ликвидируется любая зависимость одного конкретного человека от другого. Ликвидируются и начальники, и хозяева, и наёмные работники, и подчинённые. В таких условиях нельзя ни украсть, ни угодить начальнику, ни задавить ближнего. Коллектив знает всё. Обмануть его нельзя. У человека не остаётся другой альтернативы, кроме хорошей работы. Каждый член общества становится истинным интеллигентом. Это и есть общество интеллигентного коллективизма. Распределение между коллективами производится в соответствии с планом, на основе научного прогнозирования развития народного хозяйства.

Я не буду давать каких-либо окончательных рекомендаций по построению адекватного общества. По сути дела, это общество должно строиться всеми людьми. И мой голос в этом случае совершенно не отличается от голосов других. Поэтому я просто расскажу о своём опыте работы и своих мыслях по этому поводу.

В своей работе я всегда, насколько это было возможно, реализовывал такие принципы. Они очень быстро создают чрезвычайно благотворную атмосферу в коллективе. Работа идёт быстро, качественно, люди отдают ей всё. Пессимизм в отношении такой организации проявляют, как правило, те, кто чувствует свою социальную бесполезность.

За годы советской власти наш народ полностью отвык от хозяев. Перестроечный рецидив, на мой взгляд, не только не опровергает этого, но, наоборот, подтверждает. Мы пока просто не осознали до конца, что произошло, какую липу хотят нам подсунуть. Не осознала этого ещё и сама власть, поскольку она продолжает на советский манер говорить о социальных гарантиях, хотя при уровне, до которого довели экономику страны, социальных гарантий уже быть не может.

Я прекрасно помню, как многие мои знакомые восприняли начало перестройки. Естественно, всех «достали» выходки партийной и хозяйственной элиты. Кроме того, многие думали, что при сохранении привычных правил жизни (зарплата два раза в месяц, отдых, благоустройство и образование детей, бесплатная медицина и так далее) можно будет ещё и безнаказанно поворовывать. И при всём этом можно будет избавиться от надоедливых дундуков из парткомов. И эта замечательная перспектива просто сбила всех с толку. С такой надеждой многие не могут расстаться до сих пор. Они вовсе не поддерживают приход хозяев. Они просто мечтают об обществе, которое я называю адекватным. Адекватным постулатам Христа. Адекватным естественным устремлениям простых людей. Все же выросли на песнях В. Высоцкого, которого боготворили. А он пел: «Я хотел бы бегать в табуне, но не под седлом и без узды». И страшно будет прозрение людей для обманувших их.

Что за идиотская идея, что людей надо заставлять работать? Я никогда не заставлял. И хотел бы посмотреть на того, кто попробовал бы заставить меня. Если человеку интересно, он работает с полной отдачей. А кто за то, чтобы заставляли, так их и надо отправить в Сибирь и там заставить старыми, хорошо опробованными средствами. Это, конечно, потребуется только в переходный период, поскольку в нормальном обществе такие деятели очень быстро исчезнут. Надо только не дать им возможности снова перейти в начальники. Ибо у нас всё зло именно от начальников.

К сожалению, наш народ пока ещё этого не усвоил. Ну как же без начальников? Кто же будет руководить?

Для того чтобы понять, что без начальников вполне можно обойтись, очень важно усвоить то, что в детерминированной экономике, к которой общество начинает переходить, руководство материальным производством сопряжено исключительно с решением оптимизационных задач . А с этим лучше всего справляется машина. При этом её достоинством является то, что она, в отличие от начальника, не умеет надувать щёки и грабить своих подчинённых, как это делает хозяин.

После окончания века «эдисонов» и как только человек проиграл машине в шахматы, ни Савва Морозов, ни Генри Форд, ни Иван Лихачёв больше не нужны. Все их таланты и организаторские способности с лихвой заменит машина.

Я всю свою трудовую жизнь хожу в начальниках. Опыт моего общения с этой категорией весьма велик. Поэтому прекрасно знаю, что это такое. У меня было всего два места работы. Маленький начальник – начальник лаборатории, и средний – заместитель директора института. Основная функция начальника – представлять то, что делает твой коллектив, перед старшим и, как правило, менее осведомлённым начальником. Если передать функции представления конкретной работы наиболее компетентному сотруднику по данному направлению (а коллектив всегда знает, кто в таком качестве может выступить), то эта функция начальника быстро отомрёт. Представлять надо будет не перед клубом начальников, спокойно чувствующих себя в кругу таких же некомпетентных собратьев, а перед собранием таких же наиболее компетентных по данному вопросу представителей других заинтересованных коллективов. И не надо никаких защит, степеней, званий и наград. Человек должен стоить в данный момент столько, сколько он стоит в данный момент. Начать всё это надо с научных учреждений и Академии наук. Академия выродилась окончательно. Она сегодня – главный тормоз в развитии науки. Её центральный аппарат и институт академиков надо разгонять немедленно. Распределение ресурсов и составление планов работ Академии должны производить представители институтов. Никакой постоянный аппарат не нужен.

Важный вопрос – распределение финансов. И в этом вопросе начальники имеют чисто представительские функции, лишь утверждая то, что делает бухгалтерия. Распределение финансов между коллективами должны осуществлять представители отдельных работ в соответствии с планом работ всего предприятия на основании расчётов, выполненных отдельными коллективами. Очень важно уяснить, что роль человека, представляющего интересы коллектива, ничуть не выше роли того, кто в коллективе решает те или иные конкретные задачи. Кроме того, представитель не есть лицо постоянное. Он может меняться коллективом в зависимости от решаемой задачи. Отдельные исполнители в коллективе должны отличаться только функционально, но не иерархически. Именно в этом суть адекватной организации.

Важнейшая функция начальства и хозяев, на которой по существу держится их власть, является присвоенное ими право распределения материальных благ. Убери у них эту привилегию, и ни начальника, ни хозяина не будет.

Хозяин, будучи собственником, производит распределение просто по своему усмотрению. Начальники – по решению иерархической элиты. Распределение хозяев более эффективно, поскольку они непосредственно заинтересованы в результатах труда. Эффективное производство при начальниках существует только при постоянных сменах иерархической верхушки, что может быть реализовано только очень жёсткими методами. Подобру начальник никогда не покинет своё хлебное место.

Хозяева могут обеспечить прогресс только на технологическом этапе развития. После этого хозяева превращаются в непроизводительное ярмо для общества. Институт начальников вырождается после внедрения известных технологических достижений, полученных в результате последнего этапа развития рынка.

Для продления своего существования хозяева используют силу. А в качестве прикрытия выдвигают различные наукообразные принципы распределения. Одним из наиболее модных из этой серии является, например, принцип распределения по Парето, который гласит: «Распределение является оптимальным, если никакое его изменение не приводит к улучшению положения хотя бы одного участника рынка». Это надо же додуматься до такого маразма! Распределение не в интересах развития и прогресса. Главное – зафиксировать

существующий статус в интересах элиты. У нас это называется идеей примирения и всеобщего согласия.

Оптимальное ненасильственное распределение может обеспечить только воля коллектива. Такое распределение гарантирует максимальную интеллектуальную свободу и, следовательно, максимальную отдачу каждого члена коллектива. Прогресс в условиях разработки сложнейших технологий посттехнологического этапа развития и поиск новых идей развития может быть реализован только в обществе, построенном на адекватных принципах.

Детальное рассмотрение адекватной социальной организации выходит за рамки этой книги. Это предмет новой социальной науки, широкое поле исследований для новых социологов и экономистов, которые придут на смену нынешним.

И последний вопрос, на котором следует остановиться, это вопрос о названии такой социальной системы.

Адекватная социальная организация – это правильно, но не будет понято большинством. Коммунизм. Это слово сопряжено с мечтами лучшей части человечества на протяжении сотен лет. Однако последние «коммунисты» и их последователи демократы сильно дискредитировали это понятие. Возможно, оно ещё будет реабилитировано. Правильно было бы принять название, связанное с Учением Христа, но я не могу взять это на себя в условиях, когда общество ещё не приняло то, о чём говорится в этой книге. Поэтому вопрос о названии остаётся открытым.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДЕКВАТНОГО ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Л.В.Майорова,
кафедра философии и социологии

Интенсивное развитие олимпийского и профессионального спорта, стремление сделать подготовку спортсмена более результативной и уберечь его от истощения стимулировали широкомасштабные исследования проблем питания в крупнейших научных лабораториях многих стран мира. В этих исследованиях человек изучается, как биологический объект, ведь с первых минут жизни и до последних, человек, в первую очередь, думает об удовлетворении своих биологических потребностей: еде, питье, сне, здоровье, продлении своего рода /как любое живое существо/ и все это для решения социальных задач, так как человек - существо, конечно же и общественное. "Человек понял, - пишет В.И.Вернадский, - что он житель планеты и может - должен мыслить и действовать, как и все живое... только в области жизни - в биосфере... с которой он неразрывно закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду." Принадлежа обществу, человек является объектом изучения со всеми его телесными и душевными страданиями, обусловленными также и социальными факторами, многие их которых способствуют возникновению и развитию функциональных расстройств и болезней. Поэтому биосоциальный подход к изучению природы человека весьма плодотворен и позволяет успешно разрабатывать проблему "человек - питание -здоровье".

Занимаясь проблемами спорта, это направление можно трансформировать "спортсмен - питание - здоровье - результат". Но поскольку человек рассматривается в биосоциальном аспекте, то для решения таких проблем требуется системный подход. Ведь в отдельности не существует чисто социальных или чисто природных проблем. Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. В системе отношений человек - природа - общество это проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, развития и адаптации человека, резервов здоровья и управления трудовыми ресурсами.

Решая вопрос социальных проблем адекватного питания спортсменов необходимо рассматривать эти 2 схемы в комплексе, в следующем виде:

Этот вопрос очень обширен и рассматривать его во всем многообразии очень сложно. Экосистемы (внешняя и внутренняя) включает в себя природу (физическая и биологическая среда), общество и как часть общества - индивида - человека.

До развития производственной деятельности человеком экологические проблемы были результатом действия геологических или космических сил и разрешались стихийно самой природой. Производственная деятельность человека часто не только не дает возможности природе самой справиться с нарушением природных процессов, но и приводит к тому, что эти процессы приобретают разрушительный характер /эрозия почв, наступление пустынь, кислотные дожди/.Экологические проблемы возникают в результате несовершенства технологических процессов современного производства. В Москве на каждого жителя в год выпадает около 120 кг отходов хозяйственной деятельности. В конечном счете все экологические проблемы прямо или косвенно оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека. По данным ВОЗ значительная часть болезней (80%) является производной от состояния экологического напряжения. Известно, что здоровье организма защищает, сдерживая неблагоприятные факторы внешней среды, иммунная система. Так, по данным РАМН, у 40% взрослого населения страны выявляются различные нарушения иммунной системы, что и приводит в итоге к росту числа заболеваний.

На повестку дня поставлена фундаментальная задача - добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда здоровью нынешнего и грядущих поколений. Поэтому надо стремиться к определению здоровья, предложенного ВОЗ: здоровье - это не только отсутствие физических дефектов или заболеваний, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Для спортсмена экологические условия имеют еще большее значение, так как их изменение вызывает напряжение физиологических механизмов адаптации организма. Проблема высокого результата в спорте - это прежде всего проблема здоровья. Никто из нас в принципе не представляет спортсмена больным, но имидж не всегда соответствует реальности, так как практически все спортсмены-профессионалы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения физиологических резервов и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных изменениях иммунологической реактивности организма спортсмена, что в некоторых случаях обусловливает снижение сопротивляемости инфекциям, возникновению аллергических реакций, аутоиммунных и других заболеваний. В этой связи встают наиболее важные проблемы о взаимодействии нагрузки и восстановления организма как факторов, которые обусловливают адаптационные процессы, проявляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в организме спортсмена, где одну из важных ролей выполняет адекватное питание с необходимостью учета социальных изменений, особенно в неблагоприятных экологических условиях.

Кроме экологического напряжения в обществе существует огромное социально-психологическое напряжение, связанное с различными факторами, в том числе и экономическими. Которые, в свою очередь, сказываются и на организации рационального питания. Недостаток материальных средств не всегда позволяет наладить соответствующее питание/низкая заработная плата, стипендия; оплата спортивных сборов/. Но и достаток материальных средств не определяет правильное питание. В противном случае в развитых странах почти все люди были бы здоровыми. Очень важное влияние на отношение к питанию имеет элемент удовольствия. Так как особенно в больших количествах пища является психически активным веществом - наркотиком. Когда разовое потребление большого количества пищи с целью снятия напряжения и получения удовольствия приводит к развитию эйфории, снимает тревогу. Это можно назвать пищевым ударом.

Проблема эта нередка и в среде спортсменов. В конечном счете большой объем пищи и несбалансированность ведут к напряжению ферментных систем и в итоге к сбою адаптационных процессов и нарушению функциональных систем. Возможно и противоположное состояние - отсутствие аппетита - анорексия. Часто связано с нервно-психическим состоянием, что усиливается настоящими социальными проблемами /нестабильность общества, социального благополучия/, а также у молодых девушек /спортсменок/ личными мотивами - сохранение веса и фигуры за счет ограничения объема пищи. Что в конечном счете приводит к недостатку питательных веществ и нарушению функциональных систем организма, в том числе нарушению менструального цикла и деятельности эндокринных желез.

Важной социальной проблемой является качество пищи, которое зависит от технологии выращивания и хранения продукта, технологии приготовления пищи: селекция - уменьшает содержание полезных веществ, нитраты и пестициды - увеличивают урожайность, но и содержание вредных веществ, неверное хранение продуктов приводит к размножению гнилостных бактерий и плесени, жарение и копчение к появлению канцерогенов.

Так например, ВОЗ оценивает безопасное поступление нитратов в организм человека величиной до 5 мг на килограмм веса тела в день, т.е. 350 мг при весе 70 кг. В самом же организме за сутки образуется около 60 мг нитратов, а при некоторых заболеваниях еще больше. При употреблении 300 г отварного картофеля в организм поступит 60 мг нитратов.

В России существуют нормативные акты, позволяющие обеспечить медицинские требования к пище, не допустить загрязненности ее вредными веществами в опасных количествах. Существует производственный контроль и надзор за качеством пищевых продуктов. Но сфера торгового питания, к которой нам порой приходится прибегать в силу обстоятельств или образа жизни, далека от представлений рационального и здорового питания.

Наряду с этим каждый должен знать и выполнять несложные правила, позволяющие обезопасить потребление пищи: приобретать только свежие продукты питания и насколько возможно экологически чистые, хранить в соответствующих температурных условиях, готовить еду незадолго до употребления, обеспечить достаточное прогревание пищи при ее обработке, не допустить возможности загрязнения пищи при доставке и ее приготовлении человеком.

К сожалению исследование показывает, что знания о предмете питания среди спортсменов зачастую не верны и не значительны. Огромное влияние оказывают традиции питания, сложившиеся в обществе или той среде общения, где находится человек. Говоря о традициях питания и о питании наших предков, нельзя не отметить, что пищевые традиции россиян с годами менялись в том же направлении, что и в других развитых странах, причем не в пользу здоровья. Систематически возрастало потребление сахара, кондитерских изделий, хлеба, обедненного полезными веществами. У части населения увеличивалось излишнее поступление в организм животных жиров и холестерина. Одно время болезни, возникающие в этих условиях, - сердечно-сосудистые, атеросклероз, рак, кариес зубов - пытались даже назвать болезнями цивилизации, хотя развитие цивилизации вовсе не обязательно должно приводить к дисбалансам в питании. Впервые вопрос о болезнях цивилизации был поставлен в книге В. Прайса "Питание и физическая дегенерация, вышедшей в 1939 г. в США. Традиции питания разных народностей и слоев населения настолько разнообразны и разноречивы, что отыскать идеальный тип питания не так-то легко и просто невозможно соотносить с ним средние показатели заболеваемости и смертности.

В связи с существующими традициями питания в обществе родились мифы (модные диеты) о питании, нанося огромный социальный вред. Если наука оперирует строго установленными фактами и доказанными теориями, то в мифах предпочтение отдается художественности в ущерб научной достоверности. Мифы распространяются среди населения подобно эпидемии заразных болезней. Следование некоторым положениям модных диет, не соответствующим законам природы и науке о питании, может нанести вред здоровью. Примером этому могут служить различные виды голодания. О противопоказаниях к голоданию говорит не только современная медицина, но и опыт йогов. Р.Баллентине в книге "Диета и питание, целостный подход", изданной Международным институтом гималайской медицины (США), весьма критически относится к попыткам европейцев и американцев воспроизвести опыт голодания, имевшийся у йогов. И дело не только в противопоказаниях (возбудимый тип личности, базедова болезнь, туберкулез), но и в том, что йоги вступали в период голодания после сбалансированного питания, богатого витаминами и минеральными веществами. Их современные последователи обычно приступают к голоданию после накопления излишнего веса на рационах, не обеспечивающих их этими веществами. Г.Фарнер отмечает, что даже в клиниках при голодании отмечались смертельные исходы.

Обсуждая вопрос связи питания и здоровья, уместно поговорить и о роли в этой проблеме женщины, хозяйки. Известно, что в среднем около 80% дневного рациона люди съедают дома. Женщине приходится составлять меню, определять количество и набор продуктов, объем пищи, а значит в конечном счете формировать привычки и отношение к питанию, а также определять роль питания в здоровье человека.

Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый Н.Винер писал: "Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя". Причина социальных и социально-психологических проблем адекватного питания лежит прежде всего в отношении самого человека к вопросу питания, в понимании того, что есть пища для человека, в формировании культуры питания - сознательного и правильного применения в повседневной жизни принципов рационального питания.

Рациональное питание - физиологически полноценное питание с учетом особенностей каждого человека, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма, поддерживает его жизненные проявления (рост, развитие, деятельность различных органов и систем), способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости человека инфекциям и т.п.

Основные принципы рационального питания.
/ Н.Ф.Сорока. Питание и здоровье.Минск,1994./

Для научного обоснования принципов рационального питания ученые разработали две теории - теорию сбалансированного питания и теорию адекватного питания. Суть теории сбалансированного питания: идеальным считалось питание, при котором приток пищевых веществ в организм соответствует их расходу, так как обмен веществ у человека определяется уровнем концентрации аминокислот, моносахаридов (глюкоза и др.), жирных кислот, витаминов и минералов в строго сбалансированном соотношении. Согласно теории адекватного питания, было сформулировано представление о внутренней экологии (эндоэкологии) человека. Оно базируется на утверждении важной роли микрофлоры кишечника, а значит и необходимости и важности балластных веществ (пищевых волокон), не учитывающихся в теории сбалансированного питания.

Таким образом, питание должно быть не только сбалансированным, но и адекватным, то есть соответствовать возможностям организма, на протяжении тысячелетий сформировавшимся процессом усвоения пищи.

Правильное питание не относится к тем факторам, которые оказывают влияние на здоровье сиюминутно. Мы можем месяцами питаться исключительно мясом и не заметим значительных отклонений в состоянии здоровья.

Становится очевидно, что в настоящее время, чтобы достичь высокого результата необходимо, чтобы тренировочный процесс соответствовал механизмам адаптации, а адекватное питание способствовало сохранению здоровья, восстановлению работоспособности и физиологических функций организма, а также нивелировало вредное влияние экологических условий.

Но возможно это только при правильном формировании отношения к питанию.

Поэтому выявление социальных проблем адекватного питания спортсменов занимает важное место. Вопрос питания спортсменов имеет и обратную связь влияния на общество. Чтобы спортсмен достиг высокого результата и сохранил здоровье, общество должно сформировать правильное отношение к пище и обеспечить спортсмена адекватным питанием, в свою очередь спортсмен правильным отношением к себе, к своему здоровью, физической активностью должен стать примером здорового образа жизни для подрастающего поколения. Важно, чтобы в обществе сформировались социальные нормы и санкции в вопросе питания, чтобы неправильное питание и обжорство стало дурным тоном.

Отмечая кризис здравоохранения в России, профессор П.П.Горбенко главное место отводит "Службам здоровья", с мощной системой обучения, где должны быть задействованы валеологи, врачи - натуротерапевты, работники физической культуры, социальные работники, военные, культурологи.

Они будут заниматься разработкой и осуществлением персональных программ жизнеобеспечения, обучением здоровому образу жизни.

Без здоровья нации не может быть здорового поколения, а значит и здорового, сильного спортсмена.