Error: не определено #11234. Психология труда, инженерная. конца XIX-первой половины XX в
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Психология труда, инженерная. конца XIX-первой половины XX в

Серия: "Высшее профессиональное образование"

В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

Издательство: "Академия" (2011)

Формат: 60x90/16, 384 стр.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    2012
    847 бумажная книга
    Г. Х. Боронова Информативные ответы на все вопросы курса « Психология труда » в соответствии с Государственным образовательным стандартом. БикЮ - Научная книга, Шпаргалки электронная книга
    39.98 электронная книга
    Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько… - Академия, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) Mrs. Hartwells classroom adventures 2012
    1253 бумажная книга
    Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько… - Academia, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Высшее профессиональное образование 2009
    847 бумажная книга
    Пряжников Н. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного… - Академия, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) 2007
    994 бумажная книга
    Г. Х. Боронова, Надежда Владимировна Прусова Информативные ответы на все вопросы курса - Научная книга, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Шпаргалки 2008
    бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич для бакалавров и специалистов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебномпособии отражены история дисциплины… - Питер, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Учебное пособие 2017
    732 бумажная книга
    Толочек В. Психология труда. Учебное пособие Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история… - Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) 2016
    763 бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич Психология труда одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины… - ПИТЕР, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) Учебник для ВУЗов 2017
    828 бумажная книга
    Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. 2-е изд Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) 2017
    663 бумажная книга
    Владимир Алексеевич Толочек Психология труда. Учебное пособие Психология труда – одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) Учебное пособие. Стандарт третьего поколения (Питер) электронная книга 2016
    618 электронная книга
    Пряжникова Е. Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров - Юрайт-Издат, ООО, (формат: Твердая глянцевая, 520 стр.) 2016
    1286 бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич Психология труда. Учебное пособие для бакалавров и специалистов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, перспективы дальнейшего… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) Учебное пособие 2019
    1215 бумажная книга
    Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. 3-е издание, дополненное В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, а также возможные… - Питер, (формат: 60х90/16, 480 стр.) учебное пособие 2018
    1387 бумажная книга
    Толочек В. Психология труда. Учебное пособие В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, перспективы дальнейшего… - Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) 2019
    1383 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

      психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

      Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19 20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Большой Энциклопедический словарь

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности. П. т. тесно связана с социологией труда, эргономикой, инженерной психологией, прикладной математикой, кибернетикой и др. науками. Важнейшие… … Российская энциклопедия по охране труда

      Наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности; анализирует процесс труда, исследует, как способность к обучению, навыки, упражнения, смена работы обусловливают процесс труда, и применяет результаты… … Философская энциклопедия

      Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование… … Психологический словарь

      Англ. psychology of labour; нем. Arbeitspsychologie. Отрасль психологии, изучающая псих, деятельность и личность индивида в процессе труда. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности, их зависимости от общественно исторических и конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19 20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой… … Большая советская энциклопедия

      Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже XIX XX вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Энциклопедический словарь

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности. Она анализирует процесс труда; изучает психологические особенности трудовой деятельности человека; исследует, как способность к обучению, навыки,… … Профессиональное образование. Словарь

    Фильмы

    • Звездные амазонки , 2008 - Почему на 400 человек, побывавших в космосе, приходится лишь 50 женщин? Мужчины с трудом терпят женщин даже на обычном корабле, а на космическом – тем более. И оперируют научными данными, благо психологи и физиологи еще не пришли к консенсусу по данному вопросу. Физиологи считают, что женщин и мужчин должно быть поровну. Женщины более стрессоустойчивы, а значит, хороши при длительных перелетах. В их организме меньше железа, они меньше подвержены радиации. Мужчины лучше переносят взлет и посадку, быстрее принимают решения. У мужчин более крупные вены, циркуляция крови более активная, меньше головокружений. Психологи думают, что в мужском коллективе нет повода для конфликтов. Присутствие женщины заставляет мужчин соперничать. Почему мужчины в нашей стране открыто или подспудно противятся полетам представительниц противоположного пола в космос? Какие суеверия существуют вокруг пребывания представительниц слабого пола в звездном пространстве? Об этом рассказывает фильм.

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    0. Г. НОСКОВА

    ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

    Советом по психологии. У МО по классическому университетскому образованию

    в качестве учебного пособия

    для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по направлению и специальностям психологии

    УДК 159.98(075.8) ББК 88.4я73 Н84

    Рецензенты:

    Доктор психологических наук, профессор Ю. К. Стрелков, доктор психологических наук, профессор С. К. Сергиенко

    Носкова О. Г.

    Н84 Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с. ISBN 5-7695-1717-4

    В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

    Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам

    УДК 159.98(075.8) ББК 88.4я73

    ISBN 5-7695-1717-4

    О. Г Носкова, 2004

    Издательский центр «Академия», 2004

    Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества.

    ^ Н. Г. Чернышевский

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий сферы производства товаров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).

    В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофизиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории - теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.

    Психология труда, таким образом, не сводится к сумме полезных советов, рецептов решения практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психологии в области профессионального труда определяются продвижением в рефлексии научных и методических основ практики. При этом рефлексия психологов-специалистов необходима со стороны как самой практики по отношению к используемым теоретическим концепциям, так и существующих теоретических концепций по отношению к прикладным разработкам. Жизненно важны также историко-теоретические исследования развития данной отрасли психологической науки, изучение трансформации научных концепций, понятийного аппарата, методических средств психологов.

    Ограниченность объема пособия диктует необходимость компактного изложения сведений, составляющих основу знаний по данному курсу. Тем не менее, оно помогает студентам получить всю важную информацию, разбросанную в настоящее время по

    многочисленным руководствам, посвященным частным проблемам. Данное пособие, однако, не избавляет студентов от необходимости следить за новой отечественной и зарубежной литературой в данной области.

    Пособие должно помочь формированию у студентов готовности и способности работать не только «по интересам», но и «по заданию», что важно для успешной профессиональной адаптации специалистов в различных сферах практики. Курс психологии труда не может быть чисто вербальным, поэтому пособие содержит как контрольные вопросы для самопроверки по каждой теме, так и самостоятельные задания. В идеале оценка знаний студента по курсу должна включать оценку решения ими определенных учебных задач. Подготовка банка задач такого рода начата и, надеемся, будет продолжена совокупными усилиями преподавателей психологии труда, работающих в разных вузах.

    Данное учебное пособие отражает многолетний опыт преподавания курса психологии труда на факультете психологии МГУ им. М. В.Ломоносова. Его разделы освещают основные блоки программы курса, разработанной преподавателями кафедры психологии труда и инженерной психологии. Пособие задумано как дополнение к учебнику Е. А. Климова «Введение в психологию труда» (1988, 1998). Автор выражает свою искреннюю признательность за помощь и ценные замечания профессорам Т. С. Кабачен-ко, А. Б. Леоновой, З.А. Решетовой, Ю. К. Стрелкову, А. Г. Шмелеву, доцентам В.М.Девишвили, Е.М.Ивановой, А.С.Кузнецовой, О.Н.Чернышевой. Особая благодарность - профессору Е. А. Климову - учителю, критику и редактору.

    ГЛАВА 1

    ^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

    1.1. История психологии труда и смежных

    психологических направлений в России

    конца XIX-первой половины XX в.

    Психологические знания о труде в дореволюционной России.

    В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились объективные предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом. В работах специалистов-практиков, имеющих дело с трудом и производством, были поставлены задачи, которые следовало решать не на уровне здравого смысла, но на основе научных знаний. Так, в работах инженеров, технологов, организаторов производства ставились задачи профилактики несчастных случаев и аварий, оптимизации орудий и условий труда в целях повышения производительности и качества труда, подбора рабочих, их обучения, определения оптимальных форм организации и оплаты труда. Инженером И. И. Рихтером в 1895 г. была намечена новая область техники безопасности железнодорожного движения, которая должна была опираться на новое направление прикладной психологии - «железнодорожную психологию». В работах Д. И. Журавского уже в 1874 г. специально обсуждались вопросы подбора и обучения администраторов, образцы идеального выполнения административных обязанностей.

    Фабричные врачи, медики, занимавшиеся профессиональной гигиеной (Ф.Ф.Эрисман, С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.), изучали причины профессиональных заболеваний, разрабатывали гигиенические классификации профессий. Врачи, физиологи и неврологи (И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев и др.) определили нормы здорового труда с точки зрения физиологии труда, исследовали влияние различных внешних факторов на состояние работоспособности человека.

    В работах И. М. Сеченова (1829-1905), выдающегося отечественного физиолога и одного из пионеров объективного изучения психики, была всесторонне обоснована важная приспособительная

    роль психики, чувственных образов в построении и осуществлении любых движений, экспериментально подтверждена гипотеза ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления, выдвинут принцип «активного отдыха», проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности по биомеханическим критериям.

    В.М.Бехтерев (1857-1927), невролог, психиатр, психолог и организатор науки, исследовал влияние музыки, цвета на умственную работоспособность людей. В Обществе нормальной и патологической психологии в Петербурге в 1909 г. был заслушан доклад его ученика А. Л. Щеглова об эргометрии, которая понималась как комплексная научная дисциплина о работоспособности человека, базирующаяся на знаниях прикладной психофизиологии, педагогики и психологии труда. Благодаря работам ученика В.М.Бехтерева А. Ф. Лазурского (1874-1917) оформилась отечественная школа психологии личности, психологии индивидуальных различий.

    Педагоги общеобразовательных школ (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, Н.А.Рыбников, В. М. Фармаковский и др.) ставили проблемы нравственного и трудового воспитания, развития у детей общих основ трудоспособности, формирования волевых качеств, деловых способностей, готовности подростков к трудовой жизни, к выбору профессий. Деятели профессионально-технического образования (С. А. Владимирский, А.И.Лоначевский, П. К. Энгельмейер и др.) обсуждали вопросы сущности профессиональной компетентности, профессионального мастерства, способностей и возможности их формирования. Преподаватель теоретической механики в Московском высшем техническом училище П. К. Энгельмейер разработал эвроло-гию, новое учение о природе технического творчества и возможностях его развития у студентов технических специальностей. Его работы вызывали интерес у психологов, он был принят в Московское психологическое общество. В целом в стране сложились практические задачи, осознанные активными представителями общества как социально-важные и требующие в своей разработке научно-психологических знаний (Климов Е.А., Носкова О. Г., 1992)1.

    ^ Индустриальная психотехника в Советской России 20 -30-х гг. XX в. После семи лет. Первой мировой войны, революции и гражданской войны в 1921 г. в России установился относительный мир, была принята политика мирной передышки - новая экономическая политика (НЭП). Это было время прожектов и сосуществования разных форм экономики (частного сектора, кооперативной собственности и государственных предприятий). Следует отметить, что в эти годы (до первых пятилеток) государственные предпри-

    Ятия, как и все прочие, руководствовались экономическими правилами, принципами хозяйственного расчета. В стране существовала безработица (до 1930 г.) и, несмотря на политические репрессии в отношении участников белого движения, небольшевистских политических партий, диктатура пролетариата оставляла возможность для экономической конкуренции, рыночных отношений.

    В этих условиях широкое распространение в стране получило движение по пропаганде тейлоризма (нотовское движение). НОТ - это аббревиатура словосочетания «научная организация труда». Распространение идей научного управления началось еще в дореволюционной России, работы Ф.Тейлора оперативно переводились и публиковались в периодической печати: в «Записках Императорского русского технического общества», в журнале «Инженер». Поэтому уже на I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 г. было сделано множество докладов инженеров, в которых не только пересказывались работы Тейлора, но и представлялись оригинальные работы по рационализации отдельных видов труда.

    На развитие отечественной практики научного управления, развитие экономических идей оказала влияние книга «Тектология. Всеобщая организационная наука» А. А. Богданова (1913). На пленарном заседании первой конференции по НОТ А. А. Богдановым был сделан доклад на эту тему. Идеи А. А. Богданова использовались в работах А.К.Гастева, О.А.Ерманского, сотрудников Института НОТ в Таганроге. Организационно-экономическую концепцию А. А. Богданова поддержал Н. И. Бухарин. Тектология считается одной из первых научных концепций, в которой систематически изложены идеи теории систем (Урманцев Ю.А., 1995). Критическая оценка позитивистских взглядов А.А.Богданова В.И.Лениным (Ленин В.И., 1908) и общая догматическая атмосфера в философии и науке, сложившаяся в России к началу 1930-х гг., обстановка физического и духовного террора на несколько десятилетий отодвинули возможность использования этой работы в России. Богданову удалось опубликовать «Тектологию» в 20-е гг. в Берлине. Н. Винер, по его признанию, познакомился с этой работой и использовал при создании кибернетики.

    К 1923 г. в стране действовало свыше 60 научных учреждений, занятых изучением труда и рационализацией производства. С 1923 по 1926 гг. существовала массовая общественная организация «Лига ВРЕМЯ - НОТ», созданная по инициативе П. М. Керженцева и поддержанная Л.Д.Троцким и В. И.Лениным. Задачи этой организации состояли в том, чтобы представители низов, рабочие, искали резервы экономии времени и повышения качества на своих рабочих местах, ведь рабочие считали себя хозяевами государства.

    Самые крупные научные центры, изучавшие труд и личность трудящихся, были: в Петрограде - Институт по изучению мозга и психической деятельности (создан В.М.Бехтеревым в 1918 г.),

    В Казани - Институт НОТ (директор И. М. Бурдянский), в Москве - Центральный институт труда (создан А. К. Гастевым в 1921 г.), в Харькове - Всеукраинский институт труда (создан Ф.Р.Дунаевским в 1923 г.). Состоялись две всероссийские конференции по НОТ: 1-я - в 1921 г., 2-я - в 1924 г., но к началу 1930-х гг. нотовское движение было свернуто, научные учреждения перепрофилированы, а в конце 1930-х гг. были репрессированы лидеры этого движения (А. К. Гастев, И. М. Бурдянский и др.). Наиболее важные достижения в области отечественного движения за научное управление в 1920-е гг. отражены в публикациях: «Организационная психология и управление» (1999); «Прикладная социология и менеджмент» (1998) и др.

    В нашей стране, как и за рубежом, движение за научное управление трудом и производством стимулировало развитие наук о работающем человеке, групповом труде, о производстве в целом. В 1920-е гг. появились психологические дисциплины прикладной направленности, ориентированные на задачи научного управления: «рефлексология труда» (В.М.Бехтерев), «эргология и эрго-техника» (В.Н.Мясищев), «психология труда» (Г.И.Челпанов), «индустриальная психотехника» (И. Н. Шпильрейн). В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОП и ПП). Общество издавало журнал «Психофизиология труда и психотехника», позже переименованный в «Советскую психотехнику» (1928-1934), организовывало конференции. Седьмая Международная психотехническая конференция состоялась в сентябре 1931 г. в Москве. Лидером ВОП и ПП был И. Н. Шпильрейн (1891 - 1937). В декабре 1935 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в 1937 г. расстрелян, а в 1957 г. посмертно реабилитирован (Кольцова В. А. и др., 1990).

    Индустриальная психотехника разрабатывала проблемы психологического изучения профессий и их классификации, теории и практики психологического профессионального отбора кадров, теории и практики профессиональной ориентации, помощи в выборе профессии, проблемы развития профессионально важных качеств, психологической рационализации труда, его средств и условий, психологической профилактики производственного травматизма и аварийности, психологии воздействия, оптимизации совместных форм труда.

    Осенью 1936 г. психотехническое движение и ВОП и ПП прекратили свое существование согласно решению самих психотехников. Это произошло вскоре после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались спо-

    Собности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники. Публичное осуждение психотехники как псевдонауки было осуществлено в статье В.Н.Колбановского «Так называемая психотехника», опубликованной 23 октября 1936 г. в газете «Известия» (Колбановский В.Н., 1992).

    Смена политического и экономического курса в годы первых пятилеток, политика чрезвычайных мер привели к ликвидации или перепрофилированию учреждений, занимавшихся вопросами НОТ, охраны и гигиены труда, психологией и психофизиологией труда, социальной психологией. Индустриальная психотехника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. в СССР.

    Восстановление прикладной психологии в данной области как официально признанной научной дисциплины стало возможным только в период преодоления тоталитарного режима в стране. В 1957 г. в Москве на Совещании по психологии труда было вынесено решение о возрождении области прикладной психологии, которая занималась бы проблемами труда. Было рекомендовано возобновить подготовку специалистов этого направления (Гурьянов Е.В., Ошанин Д. А., Чебышева В. В., 1957). Поскольку в те времена было не принято отменять постановления ЦК партии, то возрожденное научное направление было названо «психологией труда», а не «индустриальной психотехникой». При этом подчеркивалась идея о необходимой связи психологии труда и общей психологии, а также других направлений психологии, обосновывалась мысль о том, что работы в области психологии труда должны отвечать критериям научности, общим для любого направления психологической науки.

    Судьба индустриальной психотехники в нашей стране иллюстрирует общее положение связи науки и социальной среды. Научно-психологическое изучение профессионального труда и трудящихся оказывается объективно необходимым в той мере, в какой хозяйственная сфера регулируется экономическими законами, предприятия являются субъектами хозяйствования, а также тем, в какой степени надежность эргатических систем, производственных технологий все более зависит от человека - субъекта труда, и тем, насколько при этом реально уважаются права личности в обществе, признаются такие ценности, как здоровье человека, квалификация работника, его индивидуальная неповторимость.

    Конечно, наши предшественники, работавшие в 20-30-х гг., вероятно, допускали в своих исследованиях и ошибки. Но если иметь в виду лучшие работы этого времени, то достижения периода сводятся к следующему:

    Получили развитие идеи в области дифференциально-психологической концепции личности и индивидуальности (концепция межиндивидуальной изменчивости), методы диагноза и прогноза успешности деятельности в связи с проблемами профотбора и профконсультации (А.Ф.Кларк, А.В.Билибин, А.А.Кушин -
    ников, А. П. Болтунов, Н.Д.Левитов, И.Н.Шпильрейн и др.);

    Поставлена проблема внутрииндивидуальной изменчивости
    психики в процессе труда, разработана концепция динамики работоспособности человека, учитывающая роль субъектных и объектных
    факторов эффективности труда (С. Г. Геллерштейн, Д. И. Шатен-
    штейн и др.);

    Исследована внутрииндивидуальная изменчивость профессионально важных качеств (ПВК) в процессе упражнения (то, что в
    наше время обозначается термином «функциональное развитие
    психики»). Созданы эффективные технологии содействия развитию ПВК, трудового воспитания и перевоспитания личности
    (С. Г. Геллерштейн, А. С. Макаренко, В. В. Чебышева, А. А. Толчин -
    ский и др.). Опыт 1930-х гг. в этой области позволил наладить в
    годы Великой Отечественной войны высоко эффективную технологию восстановительной трудотерапии для бойцов с ранениями
    верхних конечностей (С. Г. Геллерштейн, А. Н.Леонтьев, А. В.Запорожец и др.);

    Разработаны эффективные технологии профилактики несчастных случаев и аварий (А. А. Алексеев, С. С. Вальяжников,
    И.Л.Цфасман и др.);

    Созданы идеи и технологии рационализации психологического воздействия на работающих людей через средства массовой
    коммуникации (плакаты по технике безопасности, совещания,
    соревнования и т.д.) (Д. И. Рейтынбарг);

    В рамках коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева обоснован метод «коллективного эксперимента», позволявшего изучать и оптимизировать формы совместной деятельности людей. Исследованы социально-психологические феномены в труде, в частности при его поточной организации (В. М. Коган, Р. И. Почтарева и др.). В работах сотрудников Центрального института труда
    (Москва) обозначены проблемы стиля руководства, психологи
    ческой атмосферы в коллективе, содержания управленческих функций и т.д. (Б. В. Бабин-Корень, Л.А. Вызов и др.);

    Поставлена проблема проектирования и реорганизации рабо-
    ты с учетом психологических критериев (А. И. Розенблюм). На
    коплен опыт рационализации условий труда, рабочего оборудо
    вания, средств визуальной коммуникации на основе психологии,
    психофизиологии труда, биомеханики (Н. А. Бернштейн, Г. Н. Ско-
    родинский, Б. Н. Северный и др.);

    Внесен несомненный вклад в разработку психологической теории деятельности: принципов, методов психологического иссле-

    Дования конкретных профессий и их типологий, а также аналогов концепции деятельностного опосредования высших психических функций (С. Г. Геллерштейн, А. А. Толчинский, И. Н. Шпильрейн, М. А. Юровская и др.).

    Психотехническая практика 1920-1930-х гг. в нашей стране вполне соответствовала уровню ведущих направлений зарубежной индустриальной психологии своего времени. Она расширила предметное поле исследований отечественной психологии, обозначила новые проблемы, требовавшие научной разработки. Опыт наших предшественников отражен во многих работах (Геллер-штейн С. Г., 1960; История советской психологии труда: Тексты..., 1983; Казаков В.Г., 1983; Котелова Ю.В., 1967; Курек С.Н., 1997, 1998; Носкова О. Г., 1997; Психологическая наука в России XX столетия, 1997).

    1.2. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом

    ^ Прикладная психология и классическая школа научного менеджмента. Психологические исследования, ориентированные на решение задач хозяйственной жизни, появились в США и развитых странах Европы в начале XX в. Объективными предпосылками служили потребности экономической жизни общества (а именно использование научных знаний в капиталистической рационализации труда и производства). Речь идет, во-первых, об идейном течении, нацеленном на научную рационализацию труда и организацию производства в развитом капиталистическом обществе, получившем название «Концепция научного управления» (Scientific Management) Ф. У. Тейлора.

    Рассмотрим основные вехи эволюции школ и направлений научного менеджмента, а также связанные с ними проблемы и направления зарубежной прикладной психологии и смежных наук (табл. 1).

    ^ Классическое направление менеджмента. Концепция научного управления Ф.У.Тейлора. Менеджмент (от англ, management - управление) как область практической деятельности людей возник в глубокой древности, ибо уже на заре человеческой цивилизации коллективный труд требовал специальных усилий по формированию единого замысла, координации совместной работы, выработке способов подчинения многих людей социальной цели. Однако именно в конце XIX-начале XX в. В связи с развитием капиталистического производства возникла необходимость в том, чтобы эта практическая сфера была рационализирована на научной основе. Наиболее ярко данную потребность осознал и разработал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), признанный од-

    ^ Таблица 1. Соотношение проблем научного менеджмента и прикладной психологии

    Школы научного менеджмента

    I. Классическое направление менеджмента - 90-е гг. XIX в.-40-е гг. XX в.

    Управление производительностью и качеством труда каждого работника и предприятия в целом. Научное изучение и рационализация труда и управления производством. Профессиональный отбор персонала. Профессиональное обучение персонала. Проблема профессионального утомления. Профилактика производственного травматизма и аварий. Психология в нормировании труда, средств и условий работы. (Основы индустриальной психологии, хозяйственной психотехники, психологии труда, эргологии - эргономики)

    II. Гуманистическое направление менеджмента, школа человеческих отношений - с 30- 50-х гг. XX в. по настоящее время

    Удовлетворенность трудом и эффективность труда. Трудовая мотивация и эффективность труда. Трудовая мотивация работника и отношения в трудовом коллективе, с руководством. Лидерство и власть в производственных группах. (Социально-психологические проблемы труда в индустриальной психологии)

    III. Системный и количественный подходы в научном менеджменте - 50 -70-е гг. XX в.

    Представление об организации как открытой системе. Проблема принятия решений в менеджменте. Использование математических моделей в описании трудовой деятельности человека как звена системы «человек- машина». Применение теории алгоритмов, теории информации в анализе профессиональной деятельности людей. Разработка основ «Исследования операций». (Развитие инженерной психологии, проективной эргономики и обслуживающей их задачи - экспериментальной когнитивной психологии. Первые работы в области организационной психологии)

    IV. Ситуационный (или релятивистский) подход в научном управлении - с 60-х гг. XX в. по настоящее время

    Отказ от поиска универсальных законов управления, переход к анализу конкретных управленческих ситуаций. Разработка типологии производственных организаций. Рассмотрение каждой организации в ее развитии. Принцип относительности управленческих

    Окончание табл. 1

    Школы научного менеджмента

    Проблемы менеджмента и прикладной психологии

    Правил в сфере менеджмента и в области психологии, обслуживающей менеджмент

    V. Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации - с конца 80-х гг. XX в.- по настоящее время

    Системное мышление менеджера и его развитие. Теория организаций, их типы, разновидности, организационная экология. Организационная (корпоративная) культура. Тренинги персонала, управление карьерой. Развитие психологии управления (исследующей труд менеджеров), организационной психологии

    Ним из классиков научного управления (наряду с Анри Файолем, Максом Вебером, Мэри Паркер Фоллет).

    Ф. У. Тейлор, американский инженер-механик, прошел путь от рядового рабочего механической мастерской до главного управляющего крупной компанией по производству бумажного волокна, стал одним из первых консультантов в области менеджмента.

    На своем опыте (будучи самым продуктивным станочником в мастерской) он понял причины противостояния рабочих, боровшихся с такими, как он, новаторами. Рост производительности труда какого-либо работника приводил к снижению расценок, и для получения прежней заработной платы рабочим приходилось трудиться более интенсивно. Основные публикации Тейлора «Управление предприятием» (1903) и «Принципы научного управления» (1911). Главная идея его концепции состояла в том, чтобы внести плановое начало в управление предприятием, уметь адекватно прогнозировать производственный процесс на всем его протяжении - от начала до выпуска продукции, планировать и оптимально организовывать труд каждого работника предприятия.

    ^ Основные принципы научного управления Ф.У.Тейлора. Тейлоровские принципы научного управления были сформулированы им в книге, вышедшей в 1911 г. (Тейлор Ф. У., 1920). Они включают следующее:

    1) научное изучение труда в целях его нормирования взамен практики стихийного эмпирического установления норм выработки, опиравшейся на опыт рабочих, их инициативу, практику, которую защищали представители профессиональных рабочих союзов. Итогом научного исследования законов эффективной работы на конкретном трудовом посту было установление рациональных способов работы, «урока», т. е. объема выработки за единицу рабочего времени и требований к «первоклассному» работнику, по отношению к которому рассчитывался «урок»;

    Отбор «первоклассных» работников для рационализирован-
    ного вида труда и их инструктирование. «Первоклассным» работ-
    ником считали человека, обладавшего необходимыми физическими
    и личностными качествами, согласного выполнять все инструк
    ции администрации, человека, который хочет работать и не воз
    ражает против предлагаемой ему заработной платы;

    Новое распределение обязанностей между администрацией
    и рабочими-исполнителями. Администрация добровольно должна
    взять на себя новые обязанности по научному изучению законов
    каждого вида труда и оптимальной организации труда работника
    в соответствии с выявленными законами. Работники должны ви-
    деть свою задачу лишь в точном выполнении «урока» и предло-
    женных администрацией способов работы, не проявляя дополни
    тельной инициативы. Хороший работник - это хороший испол-
    нитель, поощрялось отсутствие инициативы. В этом случае все
    вместе (рабочие и администрация) смогут добиться выполнения
    намеченных заданий;

    Культивирование «духа сердечного сотрудничества» рабочих
    и администрации вместо противостояния, взаимного недоверия
    и агрессии, забастовок, подрывавших экономические устои пред-
    приятия, что сказывалось и на благополучии рабочих.

    Тейлор предложил технологию проведения научных исследований труда в интересах его рационализации. Технология касалась исследования и оптимизации прежде всего рабочих движений, доступных внешнему наблюдению, фиксации времени их выполнения и анализу.

    В частности, для каждого вида труда предлагалось:

    Выбрать 10-15 рабочих особенно искусных в производстве
    данного вида работ;

    Рассмотреть весь ряд элементарных операций (или движе-
    ний), которыми пользуется каждый выбранный работник, иссле
    довать употребляемые им инструменты;

    Зарегистрировать с помощью секундомера продолжительность
    времени выполнения каждой операции и выбрать самый быстрый
    способ выполнения данного элемента;

    Выделить все «неправильные» и «лишние» (непродуктивные)
    элементарные движения и устранить их из процесса труда;

    Соединить все выбранные наилучшие, самые быстрые и эко-
    номные движения, способы работы с наилучшими типами инст
    рументов.

    Разработанный таким образом способ выполнения трудовой задачи становился стандартным и на его основе определялся «урок». Далее определялся эталон «первоклассного» работника, подбирали такового, обучали его найденным способам работы, обучали инструкторов, которые должны были впоследствии подготавливать вновь набранных работников. Процедура научной рационали-

    Зации должна была охватывать весь производственный цикл предприятия. Тейлор предложил и так называемую функциональную структуру управления предприятием, выделив для осуществления новых управленческих обязанностей дополнительный штат администраторов, каждый из которых должен был контролировать узкий участок работы (например, только готовить инструменты, или материал для работы, или организацию рабочего места, или контролировать время выполнения трудовых операций и т.д.).

    Идеи Тейлора, возможно, остались бы незамеченными, если бы ему не удалось показать их экономическую эффективность. Рассмотрим пример реализации его принципов научного управления.

    Пример. ^ Переноска чугунных болванок.

    Исследования проводились Ф.У.Тейлором на Бетлехемском сталелитейном заводе. Бригада грузчиков вручную переносила чугунные болванки (отливки) из кучи во дворе компании к вагону поезда на железной дороге. Требовалось поднять болванку (массой 92 фунта, или 38 кг, если учесть, что 1 фунт = 0,41 кг), пронести ее до настила, подняться по наклонному настилу в вагон и бросить на пол. На первый взгляд эта деятельность предельно проста и открыть здесь какие-то законы оптимальной работы было сомнительно. Тем не менее Тейлор создал команду исследователей, куда входили инженеры-технологи и математики. Был выбран рабочий, согласившийся за небольшую доплату участвовать в экспериментах. Эксперименты проводились 2 года.

    Удалось выявить определенные закономерности. Было установлено, что в различных видах физически тяжелой работы нет постоянного отношения между затраченным количеством энергии (выраженной в единицах работы) и утомлением, вызванным выполнением работы. Оказалось, что человек может устать до изнеможения, но сделать меньшую по объему работу, или меньше устать, но сделать больше. Все зависит от способа работы и ее распределения во времени. То есть если взять в качестве критерия, некоторой константы субъективное чувство усталости, можно эмпирическим путем найти более продуктивный способ работы. Рациональный способ работы при переноске болванок состоял в том, что следовало максимально сократить статический режим работы мышц грузчика, как наименее благоприятный, вызывающий утомление по сравнению с динамическим режимом работы мышц. Поэтому грузчику предлагалось, находясь под грузом, идти быстро, почти бежать, а возвращаться порожняком в спокойном режиме. Для работ с физической тяжестью было эмпирически установлено, что чем больше нагрузка, тем большим должен быть процент времени на отдых. Для данного случая при массе груза 92 фунта оптимальным оказалось 42 % рабочего времени находиться под грузом и 58 % - без груза. При увеличении массы груза процент времени на отдых увеличивался. Были введены периоды полного отдыха - в положении сидя на 10 минут через каждые 10-20 болванок.

    Был проведен отбор «первоклассных» работников. Для установленного урока, требовавшего переносить значительный вес и проходить за

    Смену расстояние в 8 миль (14,8 км, ибо 1 миля = 1852,2 м) с грузом и 8 миль без груза. Для выполнения такой работы требовались люди молодые, физически здоровые и выносливые, не очень умные, имевшие выраженное желание как можно больше заработать. Установленный «урок» оказался по силам лишь одному из восьми прежних грузчиков. Непригодных уволили, а с отобранными работниками заключили индивидуальные договоры о найме без посредничества профсоюзов грузчиков.

    В результате внедрения принципов научного управления объем работы каждого человека за смену вырос с 12,5 до 47,5 т (в 3,8 раза, или на 280 %), при этом заработная плата одного работника выросла с 1 доллара 15 центов до 1 доллара 85 центов (на 61%). Компания окупила за год траты на научное исследование и получила весомую прибыль от внедрения рекомендаций Тейлора. Непропорционально малая доля роста заработной платы объяснялась Тейлором тем, что администрация имеет право на долю прибыли, ибо понесла расходы на выявление законов оптимальной работы, и, кроме того, как говорил Тейлор: некоторым людям вредно много зарабатывать. Он имел в виду, что люди низкого культурного уровня, получив крупную сумму денег, не смогут ею разумно распорядиться, проиграют либо пропьют и, таким образом, слишком сильное повышение заработной платы не будет давать ожидаемого роста производительности труда (Тейлор о тейлоризме. - М., 1930).

    Пример рационализации труда был подобран Тейлором с таким расчетом, чтобы читатель смог убедиться в том, что средний малообразованный рабочий не может стихийно нащупать законы эффективной работы даже, казалось бы, в простых видах труда, и поэтому каждый вид труда должен стать объектом научных исследований и последующей рационализации. На это нельзя жалеть денег. Каждый вид труда связан с применением особых технологий, поэтому научное изучение требует мобилизации представителей разных наук, однако, если речь идет о подборе «первоклассных» работников, обладающих особым набором профессионально важных психических свойств, неизменной фигурой, необходимой для выполнения этой задачи менеджмента, может оказаться психолог.

    ^ Критика «научного управления» Ф.У.Тейлора. Указанное выше повышение более чем в 3 раза объема работы по сравнению с ростом заработной платы стало основанием для обвинений Тейлора и его системы научного управления в том, что хотя эта система и является последним достижением инженерной науки, но она выражает собой хищн

    Название: Психология труда.

    В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.
    Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

    Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий сферы производства товаров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).
    В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофизиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории - теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 3
    Глава 1. Краткая история возникновения и развития психологии труда 5
    1.1. История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX-первой половины XX в 5
    1.2. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом 11
    Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений» 21
    Системный подход в менеджменте 23
    Ситуационный (или релятивистский) подход в научном менеджменте 25
    Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации 26
    Направления зарубежной прикладной психологии, обслуживающие теорию и практику менеджмента 27
    1.3. Психология труда в России второй половины ХХ-начала XXI в 29
    Глава 2. Психологическоепрофессиоведение 36
    2.1. Вводные понятия 36
    2.2. Профессиографирование и профессиограммы 37
    Принципы профессиографирования 39
    Уровни психологического профессиографирования 40
    2.3. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала 41
    2.4. Методы психологического анализа профессий 43
    2.5. Концептуальные основы анализа профессиональных задач в зарубежных исследованиях 56
    2.6. Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач 58
    2.7. Способы представления профессиограммы и психограммы 65
    2.8. Классификации профессий в психологическом профессиоведении 67
    Общие требования к классификациям массовых явлений 67
    Какие классификации профессий существуют? 68
    Информационно-поисковая система «Профессиография» 71
    Классификация профессий для старшеклассников 73
    2.9. Методы классификации профессий 77
    Глава 3. Психология трудовой мотивации 85
    3.1. Основные понятия 85
    3.2. Ранние исследования трудовых интересов работников 87
    3.3. Значение труда для личности 88
    3.4. Теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента 91
    3.5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга 93
    3.6. Концепция «Гуманизация труда» 95
    3.7. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда 99
    3.8. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона 101
    3.9. Теория ожиданий В.Врума 101
    3.10. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи 103
    3.11. Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых 105
    3.12. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности 111
    Глава 4. Развитие человека как субъекта труда 114
    4.1. Труд как фактор исторического развития человека 114
    4.2. Труд как вид деятельности 115
    4.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта 118
    4.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда 119
    4.5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте 121
    4.6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза 122
    4.7. Стадии цикла профессионализации 126
    4.8. Критерии зрелой личности и формы организации труда 129
    4.9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности 130
    4.10. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии 133
    4.11. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях 136
    4.12. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации 138
    4.13. Методы исследования развития личности профессионала 144
    Глава 5. Психология труда и задачи профессиональной подготовки 148
    5.1. Функциональное развитие человека как субъекта труда 148
    5.2. Формирование и оценка профессиональных знаний 149
    5.3. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков 151
    5.4. Проблема переноса упражнения 152
    5.5. Общетрудовые и специальные умения и навыки 152
    5.6. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности 153
    5.7. Психологические критерии эффективных тренажеров 155
    5.8. Опыт развития профессионально важных качеств и современные направления профессионального тренинга 157
    5.9. Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях 162
    Глава 6. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности 164
    6.1. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина 164
    6.2. Проблема индивидуального стиля в психологии 168
    6.3. Исследования индивидуального стиля трудовой деятельности в отечественной психологии 171
    Связь индивидуального стиля деятельности с эффективностью труда 171
    Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД 174
    Первое проявление индивидуального стиля и мера его устойчивости 176
    Может ли человек владеть разными стилями деятельности? 176
    Степень осознанности индивидуального стиля деятельности 178
    6.4. Методы изучения индивидуального стиля деятельности 179
    Глава 7. Психология отбора и оценки персонала 182
    7.1. Краткая история вопроса. Опыты Г.Мюнстерберга 182
    7.2. Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности 189
    7.3. Разработка системы психологического прогнозирования профпригодности 194
    Этические принципы в профессиональной психодиагностике 199
    Критерии и способы оценки профессиональной эффективности работника 200
    Способы получения экспертных оценок и пути повышения их точности 201
    Технология центров оценки персонала 203
    Глава 8. Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии 205
    8.1. Профориентация и профконсультация в истории зарубежной психологии 205
    8.2. Профориентация и профконсультирование в России 206
    8.3. Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования 210
    Традиционный подход 210
    Структурные концепции 213
    Мотивационные (психодинамические) теории 214
    Теории развития 216
    Теории единства профессионального и жизненного личностного самоопределения 217
    8.4. Особенности профессионального консультирования разных групп населения 220
    Психологическая профориентация и профконсультация школьников 220
    Половые и тендерные аспекты выбора профессии 223
    Психологическое консультирование и помощь безработным 226
    8.5. Методы карьерного консультирования 227
    Глава 9. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний 229
    9.1. Основные понятия 229
    9.2. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний 231
    Профессиональное утомление и переутомление 234
    Состояние монотонии и психического пресыщения в труде 239
    Профессиональный стресс 244
    9.3. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда 245
    9.4. Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний 252
    Глава 10. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов 254
    10.1. Программа социальной поддержки инвалидов 254
    10.2. Психология восстановительной трудотерапии при травмах и ранениях верхних конечностей 258
    10.3. Работоспособность как один из критериев психического здоровья. Способность к труду при аномалиях развития личности 262
    10.4. Трудотерапия при психопатологии 264
    Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме 267
    Трудовая терапия при депрессивных состояниях 267
    Трудотерапия при двигательной заторможенности 268
    Трудотерапия при олигофрении 269
    Психологические аспекты экспертизы трудоспособности инвалидов 270
    Трудоспособность лиц преклонного возраста 270
    Глава 11. Психология группового субъекта труда 274
    11.1. Признаки группового субъекта труда 274
    11.2. Способ организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность труда 276
    11.3. Совместимость членов бригады 278
    11.4. Профессиональное общение и психология профессиональных конфликтов 281
    11.5. Лидеры в совместной трудовой деятельности 287
    Глава 12. Психология производственного травматизма и аварийности 291
    12.1. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности 291
    12.2. Личный (человеческий) фактор в происшествиях 293
    12.3. Концепция безопасности Д. Петерсона 296
    12.4. Методы изучения происшествий в психологии 297
    12.5. Типология «отказов» человека как звена эргатической системы и пути их преодоления 299
    Библиография 310
    Приложения 329

    Психология труда. Носкова О.Г.

    3- е изд., стер. - М.: 2007. - 384 с.

    В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

    Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

    Формат: djvu / zip

    Размер: 5 ,6 Мб

    Скачать

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 3
    Глава 1. Краткая история возникновения и развития психологии труда 5
    1.1. История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX-первой половины XX в 5
    1.2. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом 11
    Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений» 21
    Системный подход в менеджменте 23
    Ситуационный (или релятивистский) подход в научном менеджменте 25
    Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации 26
    Направления зарубежной прикладной психологии, обслуживающие теорию и практику менеджмента 27
    1.3. Психология труда в России второй половины ХХ-начала XXI в i 29
    Глава 2. Психологическоепрофессиоведение 36
    2.1. Вводные понятия 36
    2.2. Профессиографирование и профессиограммы 37
    Принципы профессиографирования 39
    Уровни психологического профессиографирования 40
    2.3. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала 41
    2.4. Методы психологического анализа профессий 43
    2.5. Концептуальные основы анализа профессиональных задач в зарубежных исследованиях 56
    2.6. Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач 58
    2.7. Способы представления профессиограммы и психограммы 65
    2.8. Классификации профессий в психологическом профессиоведении 67
    Общие требования к классификациям массовых явлений 67
    Какие классификации профессий существуют? 68
    Информационно-поисковая система «Профессиография»....71
    Классификация профессий для старшеклассников 73
    2.9. Методы классификации профессий 77
    Глава 3. Психология трудовой мотивации 85
    3.1. Основные понятия 85
    3.2. Ранние исследования трудовых интересов работников 87
    3.3. Значение труда для личности 88
    3.4. Теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента 91
    3.5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга 93
    3.6. Концепция «Гуманизация труда» 95
    3.7. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда 99
    3.8. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона 101
    3.9. Теория ожиданий В.Врума 101
    3.10. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи 103
    3.11. Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых 105
    3.12. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности 111
    Глава 4. Развитие человека как субъекта труда 114
    4.1. Труд как фактор исторического развития человека 114
    4.2. Труд как вид деятельности 115
    4.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта 118
    4.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда 119
    4.5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте 121
    4.6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза 122
    4.7. Стадии цикла профессионализации 126
    4.8. Критерии зрелой личности и формы организации труда 129
    4.9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности 130
    4.10. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии... 133
    4.11. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях 136
    4.12. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации 138
    4.13. Методы исследования развития личности профессионала 144
    Глава 5. Психология труда и задачи профессиональной подготовки 148
    5.1. Функциональное развитие человека как субъекта труда 148
    5.2. Формирование и оценка профессиональных знаний 149
    5.3. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков 151
    5.4. Проблема переноса упражнения 152
    5.5. Общетрудовые и специальные умения и навыки 152
    5.6. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности 153
    5.7. Психологические критерии эффективных тренажеров 155
    5.8. Опыт развития профессионально важных качеств и современные направления профессионального тренинга 157
    5.9. Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях 162
    Глава 6. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности 164
    6.1. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина... 164
    6.2. Проблема индивидуального стиля в психологии 168
    6.3. Исследования индивидуального стиля трудовой деятельности в отечественной психологии 171
    Связь индивидуального стиля деятельности с эффективностью труда 171
    Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД 174
    Первое проявление индивидуального стиля и мера его устойчивости 176
    Может ли человек владеть разными стилями деятельности? 176
    Степень осознанности индивидуального стиля деятельности 178
    6.4. Методы изучения индивидуального стиля деятельности 179
    Глава 7. Психология отбора и оценки персонала 182
    7.1. Краткая история вопроса. Опыты Г.Мюнстерберга 182
    7.2. Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности 189
    7.3. Разработка системы психологического прогнозирования профпригодности 194
    Этические принципы в профессиональной психодиагностике 199
    Критерии и способы оценки профессиональной эффективности работника 200
    Способы получения экспертных оценок и пути повышения их точности 201
    Технология центров оценки персонала 203
    Глава 8. Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии 205
    8.1. Профориентация и профконсультация в истории зарубежной психологии 205
    8.2. Профориентация и профконсультирование в России 206
    8.3. Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования 210
    Традиционный подход 210
    Структурные концепции 213
    Мотивационные (психодинамические) теории 214
    Теории развития 216
    Теории единства профессионального и жизненного личностного самоопределения 217
    8.4. Особенности профессионального консультирования разных групп населения 220
    Психологическая профориентация и профконсультация школьников 220
    Половые и тендерные аспекты выбора профессии 223
    Психологическое консультирование и помощь безработным 226
    8.5. Методы карьерного консультирования 227
    Глава 9. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний 229
    9.1. Основные понятия 229
    9.2. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний 231
    Профессиональное утомление и переутомление 234
    Состояние монотонии и психического пресыщения в труде 239
    Профессиональный стресс 244
    9.3. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда 245
    9.4. Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний 252
    Глава 10. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов 254
    10.1. Программа социальной поддержки инвалидов 254
    10.2. Психология восстановительной трудотерапии при травмах и ранениях верхних конечностей 258
    10.3. Работоспособность как один из критериев психического здоровья. Способность к труду при аномалиях развития личности 262
    10.4. Трудотерапия при психопатологии 264
    Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме 267
    Трудовая терапия при депрессивных состояниях 267
    Трудотерапия при двигательной заторможенности 268
    Трудотерапия при олигофрении 269
    Психологические аспекты экспертизы трудоспособности инвалидов 270
    Трудоспособность лиц преклонного возраста 270
    Глава 11. Психология группового субъекта труда 274
    11.1. Признаки группового субъекта труда 274
    11.2. Способ организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность труда 276
    11.3. Совместимость членов бригады 278
    11.4. Профессиональное общение и психология профессиональных конфликтов: 281
    11.5. Лидеры в совместной трудовой деятельности 287
    Глава 12. Психология производственного травматизма и аварийности 291
    12.1. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности 291
    12.2. Личный (человеческий) фактор в происшествиях 293
    12.3. Концепция безопасности Д. Петерсона 296
    12.4. Методы изучения происшествий в психологии 297
    12.5. Типология «отказов» человека как звена эргатической системы и пути их преодоления 299
    Библиография 310
    Приложения 329