Error: не определено #11234. Научная организация труда школьников «Нам надо научить ребят осмысливать свой труд, понимать, как его надо организовывать…» Н.К. Крупская
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Научная организация труда школьников «Нам надо научить ребят осмысливать свой труд, понимать, как его надо организовывать…» Н.К. Крупская

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ

Введение. Что такое НОТ.

НОТ - это науч­ная организация труда. Может быть, эти сухие на первый взгляд слова не вызовут к себе романтического отноше­ния. Но если глубже вникнуть в их смысл, то НОТ рас­кроется как сокровищница творческих сил, помогающая творить чудеса на производстве, в учебе, науке.

Работать в соответствии с принципами НОТ - значит добиться максимального эффекта при наименьших за­тратах энергии, времени, материалов. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное ис­пользование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. Это особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, учения и увеличивается объем знаний. НОТ - это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ тре­бует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы .

«Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают»,- совершенно справедливо говорил известный физиолог ­ский. Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца. Важно вырабатывать у себя чувство времени, чтобы, не глядя на часы, вы могли сказать, который теперь час, сколько времени ушло на то или иное дело (чтение книги, решение задачи и т. д.). Для учащихся важно овладеть в совершенстве умением читать, писать, считать, наблю­дать, мыслить и совершать быстро и легко другие элемен­ты учебного труда. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью шестьсот слов в минуту, находить в словаре нужное слово за пятнадцать секунд и т. д. Проверьте по часам нормы своей учебной работы, например скорость письма и чтения, перевода с иностранного языка , решения задачи. После установления своих норм поищите резервы их сокращения. Поделитесь соображениями на этот счет с товарищами.

Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона рабочего помещения, музыкальный фон, дружеские отношения между работающими. Тогда у человека создается радостное настроение и творческое отношение к труду. Рабочий должен идти в цех, а ученик в класс как на праздник. Очень важна в любой работе ритмичность - равно­мерный темп работы, чередование труда и отдыха. Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача школьника. Хорошо эту мысль выражает народная муд­рость: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».

§1.Сотвори себя сам (самовоспитание воли).

Дорогие друзья! У вас возникло горячее желание хорошо учиться, органи­зовать свой труд, избавиться от недостатков, стать силь­нее, изменить свой характер, воспитать в себе храбрость и самообладание, добиться в жизни высоких целей. Это большая и трудная работа. Ее успех будет зависеть, от вашей воли. Без этого самые лучшие мечты останутся неосуществленными. И, наоборот, с помощью воли чело­век способен добиться, казалось бы, невозможного. Вспомните некоторые известные вам примеры. Живший две тысячи лет назад Демосфен был невероятно за­стенчивым и косноязычным. Его речь понимала с трудом. В результате долгих и упорных упражнений он стал вели­чайшим оратором Греции. Вагнер узнал ноты только в двадцать лет, но он вошел в историю как крупнейший композитор. А. Эйнштейну трудно давалась физика, одна­ко он не только изучил и понял ее, но и стал основополож­ником целого революционного переворота в физике. Все эти люди добились высоких целей в постоянной борьбе с самими собой, со своими недостатками. Они опирались на сильную волю.

Что же такое воля? Воля - это сознательно организо­ванная деятельность человека, направленная на преодо­ление трудностей при достижении цели. Без преодоления трудностей нет волевого усилия. Тренированная воля дает человеку власть над своим поведением, дает уверен­ность в своих силах и возможностях.

Нередко ребята принимают за силу воли грубость, жестокость, упрямство. Но ведь грубияны и хулиганы как раз безвольны. Им-то ведь не нужно ничего в себе пере­делывать. Оскорбляют и обижают они как бы походя. Во­левым можно назвать человека только в том случае, если он знает, ради чего добивается поставленной цели. Если этого нет, остается одно упрямство. Иногда за силу воли принимают физическую силу. Связь между тем и другим, конечно, есть. Но одно другим не заменяется. И сильный может оказаться «тряпкой». Любопытно, что подлинно волевыми оказываются не просто сильные, но физически организованные, тренированные люди (космонавты, спортсмены). Вместе с тем сила воли помогает физически слабым людям стать крепкими и сильными. Пример - братья Знаменские. В детстве они росли физически слабы­ми. Тренируясь в беге, братья стали знаменитыми спорт­сменами. В их память учрежден даже специальный приз.

С чего же начать и как проводить самовоспитание во­ли? Вот что советуют психологи и педагоги. Воля воспитывается при помощи тренировки опреде­ленных качеств. Составьте список качеств, которые вы хо­тели бы иметь, и тех недостатков, от которых хотите из­бавиться (например, преодолеть застенчивость, боязнь темноты).

Учитывайте свои возможности и берите трудности по силам. Воспитывайте нужные качества постепенно. За один присест ничего не сделаете. Главное заключается в систематичности занятий и неуклонном (пусть даже ма­леньком) продвижении вперед. Каждый день давайте себе задание чуть-чуть потруднее, чем вчера.

Уверенность в победе над собой уже половина успеха. Эту уверенность надо поддерживать хотя бы маленькими, но ежедневными успехами.

Подбадривайте себя примерами достижений других. Повесьте перед столом портрет любимого героя (, ­ского,) и старайтесь следовать ему. Из­учите опыт его работы над собой.

Если вас поддерживают друзья, радуются вашим побе­дам, вы быстрее достигнете успеха. В коллективе товари­щей прислушивайтесь к критике в свой адрес.

Не выдумывайте искусственных трудностей. Некото­рые ребята, испытывая свою стойкость и храбрость, устраивают самоистязания, ходят по краю крыши высо­кого дома и т. д. На самом деле таким путем они вос­питывают у себя авантюризм , лихачество, безрассуд­ность. Настоящее мужество и хладнокровие воспитывает тот, кто тренирует свою волю в самых обычных условиях.

Постоянная тренировка, непрерывный контроль по­могут вам воспитать сильную волю. Одного желания без длительной тренировки мало. Особенно важен самоконт­роль. Допустим, вы вспыльчивы и хотите обуздать свою горячность. Психологи советуют: в момент вспышки за­ставьте себя считать до десяти. Вспышка пройдет. Постепенно хладнокровие станет чертой вашего характера. Создавайте так называемые сторожевые посты. Это хорошая форма самовоспитания, при которой вы предварительно мысленно проделываете предстоящие действия. Если, на­пример, вы ложитесь спать, прикажите себе встать в семь часов утра. Через несколько дней таких упражнений в мозгу возникнет сторожевой пост. В нужный час он сра­ботает. Такие посты можно создавать и в других случа­ях. Например, вы приказываете себе слушать вниматель­но. «Сторож» не даст отклониться от приказа. Конечно, все это складывается не сразу, а после многократных упражнений.

Приучайте себя к самоотчету. Каждый вечер отчитывайтесь перед собой в проведенном дне (что из намечен­ного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно вы выполняете принятые решения). Полезно ввести самопоощрение и са­монаказание (например: «Я не заслужил сегодня похода в кино»).

Успехи и неудачи фиксируйте в дневнике. Это ваш требовательный и верный хранитель жизненного опыта. Регулярные отчеты самому себе воспитывают привычку к постоянному самоконтролю и, наконец, самодисципли­ну - основу воли.

Развивайте способность самовнушения. Владея тех­никой самовнушения, вы легко научитесь владеть и своим настроением, продуктивнее работать. Здесь вам поможет аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка есть вид направленного самовнушения. Для овладения ее основа­ми нужно несколько месяцев ежедневных занятий.

Вопросы и задания

1.Что такое сила воли и зачем она необходима школьнику?

2.Приемы самовоспитания воли.

3.Подготовьте перечень качеств, которые вы хотели бы воспитать в себе.

§2.Умеете ли вы учиться и отдыхать.

Труд и отдых- верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем.

Умеете ли вы отдыхать? Вопрос не праздный. Если вы в часы отдыха бесцельно слоняетесь по квартире или про­стаиваете под бренчание гитары в подъезде, окутав себя облаком табачного дыма, то, пожалуйста, не воображай­те, что отдыхаете. От такого «отдыха» вы еще больше устанете и подорвете свое здоровье. Не будет для вас от­дых и тогда, когда, лежа в кровати, станете до поздней ночи запоем читать детективную литературу, а потом погрузитесь в тревожный и прерывистый сон. Телевизор, если сидеть около него и, не отрываясь просматривать под­ряд все программы, превратится в злое чудовище, погло­щающее ваше время и здоровье.

Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись с принципами НОТ. Одно из условий разумного отдыха - хорошая работа, когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом и чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили. Помните, ничто так сильно не утомля­ет, как безделье. Оно развивает лень, гасит интерес к жиз­ни, делает человека безвольным и слабым. Бойтесь без­делья! Ищите разумное и интересное применение своим силам!

Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физиче­ского труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу). Различные виды утомления требуют раз­личного отдыха. Если вы устали чертить, то ступайте играть в баскетбол , после занятий спортом полезно сесть за книгу.

Особенно важно умело втягиваться в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки рабо­ты всего организма, а для этого надо время и умение. Вот почему начинайте с легкого дела, чтобы постепенно вработаться, приобрести, как говорят спортсмены, «вто­рое дыхание».

Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и вре­мени, строгой дозировки работы, умения подвести ей итог. Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, т. е. овладеть наиболее рациональными умениями и на­выками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с кни­гой и особенно мышления и памяти. Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а рас­пределите по частям во времени. На каждый день состав­ляйте план работы и строго его выполняйте. Просмотри­те, нет ли в вашей работе чего-то лишнего, от чего можно отказаться, сосредоточив внимание на главном. Помните слова: «Небрежный человек все делает вдвойне». Вот почему НОТ требует наведения порядка в работе, когда все делается раз и навсегда, крепко и основательно.

Надо уметь организовать отдых. В его основе должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снимающее усталость. Проанализируйте, много ли и час­то ли вы двигаетесь? Скажем прямо, что вы ведете в ос­новном сидячий образ жизни: сидите за партой в классе, дома за домашними заданиями или перед телевизором.

Врачи установили, что с поступлением в школу на 50 про­центов сокращается двигательная активность. Отсюда вялость, сонливость, быстрая утомляемость. Что мы пред­лагаем вам в качестве активизации отдыха?

Во-первых, в минуту отдыха использовать спортивные упражнения, быструю ходьбу, езду на велосипеде и т. д. Во-вторых, почувствовав усталость, сделайте в работе пе­рерыв, побегайте на месте, сполосните лицо и шею холод­ной водой или примите душ - и снова за работу. В-треть­их, не перегружайте себя, не перекладывайте всю тяжесть труда на один и тот же орган. В-четвертых, не следует чрезмерно активизировать отдых и строить жизнь только в ускоренном ритме. Порой бывает необходимо остано­виться, сбросить с себя торопливость и в тишине заду­маться, помечтать с удочкой над гладью реки. Кстати, от­дых на лоне природы быстро восстанавливает силы. От­правляйтесь в лес за грибами или просто так - на про­гулку - пешком или на велосипеде.

Помогает отдохнуть и проникновение в чудесный мир подлинного искусства, который волшебной силой своего воздействия на ваши чувства быстро снимает усталость и переключает внимание. Учитесь понимать настоящее искусство. Если вам станет тяжело, прослушайте люби­мую пластинку или раскройте томик хороших стихов, и вы почувствуете, как исчезнет усталость.

Устойчивость внимания во многом зависит от вашего внутреннего состояния, от настроения и интереса к уче­нию. Если вы больны или устали, то внимание притупля­ется. Лучший отдых - спортивные упражнения, неболь­шая прогулка, переключение на другую работу, душ или умывание прохладной водой. Почувствовав утомление, сделайте разрядку, но недолгую, так как потом будет трудно снова сосредоточиться. Разрядка может быть в виде музыкальной минутки или спортивного упражне­ния. Потом настройтесь на работу, внушите себе, что работа эта вам очень нужна и интересна.

Научитесь переключать внимание с одного объекта на другой и распределять его между несколькими объектами. (Это требование жизни, в которой часто приходится про­изводить несколько операций одновременно.) Для этого попробуйте писать числа от 1 до 20 и одновременно назы­вать их в обратном порядке. Темп работы замедлится, но подобные упражнения помогут научиться переключать внимание.

Вопросы и задания

1. Что такое внимание, какова его роль в учении и труде?

2. Приемы развития внимания.

3. Подберите примеры произвольного и непроизвольного внимания,

составьте логическую цепочку по фактическому материалу любого

учебного предмета.

4. Проанализируйте, что вам мешает, и что помогает сохранить

устойчивость внимания.

§4.Как научиться лучше запоминать.

Что мы называ­ем памятью? Память - это процесс запоминания, сохра­нения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал.

Отбирать для запоминания нужно самое важное, су­щественное, жизненно необходимое. Не засоряйте память пустяками. Запоминайте факты, цифры, формулы, стихи в определенном порядке, в системе, чтобы в вашей кладо­вой памяти можно было легко и быстро отыскать нужное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив. Осмыслить - значит установить причину явления или факта, найти оценку или определение, установить собст­венное отношение к изученному материалу.

Какой у вас вид памяти? Зрительный? Слуховой? Мо­торный? Старайтесь пользоваться всеми тремя одновре­менно, но больше тем, который у вас преобладает. Труд­ные места читайте вслух, но не забывайте, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Глаз способен воспринимать во много раз быстрее, чем ухо.

Не торопитесь! Выясните, сколько времени вам надо на освоение того или иного материала. У каждого учени­ка свои временные нормы запоминания. Помогает запоминать ясно поставленная цель или за­дача. Важно точно знать, что нужно запомнить и для ка­кой цели: все выучить или часть, передать своими сло­вами или наизусть.

При изучении материала приучайте себя расчленять его на смысловые куски, составлять к ним вопросы или заголовки и вести последовательную запись, сначала в виде плана, потом конспекта. Запоминая по частям (звеньям), старайтесь, чтобы звенья цепи не прятались в памяти, а чтобы вы могли созерцать всю картину сразу. Вот почему стихи, отрывки литературного текста, пара­графы, изучаемые по частям, необходимо повторить це­ликом. Небольшой по объему материал лучше учить сразу, а трудный и большой - по частям, но предвари­тельно познакомившись со всем заданием.

Накануне ответа еще раз проверьте свои знания. Луч­ше запоминается тот учебный материал, который вы добыли сами. Поэтому старайтесь сами заложить в свою кладовую памяти разнообразные знания, проявляйте са­мостоятельность в учебе. Чтобы было нескучно повторять, следует при повторении углублять свои знания, связывать старый материал с новым.

Помогают запоминанию и те чувства, настроения, с которыми вы относитесь к изучаемому материалу. Труд­но изучать то, что вам не нравится. Заставьте себя полю­бить учебный предмет, поверьте в его жизненную ценность и необходимость, поищите в любом учебном предмете ин­тересное, удивительное - и успех обеспечен.

Наполняя свою кладовую памяти драгоценными до­стижениями науки и практики, помните, что вы должны быть не ходячей энциклопедией, а человеком высоких идей и большого сердца.

При осмысливании текста учебников (фактов, событий и явлений) заменяйте чужие слова привычными, коротки­ми предложениями, не стремитесь заучивать текст слово в слово. Перевод новых сведений на язык собственных мыслей приводит к высоким результатам запоминания.

Важный момент при запоминании - проявление ак­тивности памяти. Это достигается следующими приема­ми: меньше читайте текст, больше пересказывайте его своими словами; пересказывать можно мысленно, но не сразу после чтения, а спустя некоторое время. Наиболее эффективно повторять через пятнадцать-двадцать ми­нут, через восемь-девять и через двадцать часов после запоминания; не торопитесь заглянуть в текст, если что-то забыли. Постарайтесь напрячь память, но не более трех-четырех минут, иначе это вызовет переутомление.

Не обманывайтесь при чтении или слушании чувством знакомости. То, что материал знаком и понятен, не всегда означает, что вы его запомнили. Только систематическая самопроверка позволит установить, усвоили ли вы задан­ный урок.

Вопросы и задания

1. Память. Ее значение и виды.

2. Приемы развития памяти.

3. Определите вид памяти у своего товарища. Для этого составьте

три списка различных слов и проверьте, каким способом они лучше запомнятся: при прослушивании, при записывании или при внимательном рассматривании списка в течение двух-трех секунд. Проверьте, какой список слов лучше запомнился: если первый, то у товарища слуховая память, второй – моторная, третий – зрительная. Память может быть и смешанная.

4. Обсудите, что помогает вам лучше запоминать. Какой вы избрали порядок для кладовой вашей памяти? Как эту кладовую вы себе представляете: в виде разветвленного дерева или дома с многочисленными коридорами и комнатами, где вы размещаете материал для запоминания?

§5.Как научиться мыслить.

Мышление есть процесс познания общих и существенных свойств пред­метов и явлений, познания связей и отношений, сущест­вующих между ними. Мышление дает нам возможность знать, судить о чем-то, предвидеть что-то. В основе мыш­ления лежат знания, которые наша память сохраняет в виде фактов, событий, образов, связей. Отсюда следует вывод: чтобы хорошо мыслить, надо больше знать. Од­нако если вы носите в своей памяти много знаний и мо­жете их в любое время воспроизвести, это не значит, что вы уже мыслите. Чтобы научиться мыслить, надо знать механизм действия мыслительных операций и уметь их производить с. любым фактическим материалом, который вы изучаете.

Мышление совершается при помощи таких мыслитель­ных операций, как анализ и синтез, абстракция и конкре­тизация, обобщение. Анализ - это расчленение явления или предмета на составные части и выделение в них су­щественных признаков. Синтез - соединение отдельных частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез - две стороны единого процесса познания.

Среди мыслительных операций важную роль играет установление причинно-следственных связей между со­бытиями или явлениями. В ходе этих операций вы долж­ны ответить на вопрос «почему?», а также уметь отли­чить причину от следствия. Например, кровавые события 9 января 1905 года не могли быть причиной революции, они сами явились следствием развития растущих клас­совых противоречий и кризиса самодержавия. Девятое января явилось толчком к революции 1905 года, который вызвал и массовые стачки, и другие революционные вы­ступления.

Никогда не расставайтесь с вопросом «почему?». По­чему появляются пятна на солнце? Почему у слона длин­ный хобот, а у жирафа длинная шея? Будьте всегда «почемучками». Ищите, спрашивайте, доходите до сути яв­ления.

Как хорошо сказал об этом поэт Б. Пастернак:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Следующие мыслительные операции - это сопостав­ление или противопоставление, сравнение (явлений, лиц, образов, числовых величин и т. д.). Эти операции позво­ляют углубить представления, увидеть существенное в яв­лениях и вещах. Возьмем два события - восстание си­паев в Индии и восстание тайпинов в Китае в середине XIX века - и сопоставим их.

Что их сближает

Что их отличает

Оба восстания:

1.Происходили в Азии.

2.В колониальных странах.

3.Носили антифеодальный и антиколониальный характер.

4.Проходили в одно и то же время.

1.Индия – колония, Китай – полуколония.

2.Восстание тайпинов продолжалось 14 лет, сипаев – 2 года.

3.Тайпины были более организованы, имели более широкую классовую основу (кули, крестьяне, ремесленники).

Необходимо рассматривать все вещи и явления в раз­витии, т. е. следить, как они зародились, чем стали и куда стремятся. Например, изучая по зоологии гидру, нам важ­но знать не только ее строение, но и то место, какое она занимает в исторической цепи эволюционного развития органического мира.

Очень плохо, если ученик затвердит чужие слова и мысли и станет их воспроизводить, подобно магнитофон­ной ленте или попугаю. Знания только тогда хороши, когда они самим человеком поняты, переработаны самостоятельно, как бы открыты и изучены каждым заново.

Вопросы и задания

1. Что такое мышление. Важность его формирования у школьников.

2. Приемы развития мышления.

3. Напишите приемы основных мыслительных операций.

§6.Как развивать воображение.

Слушая рассказ учителя, читая книгу, решая задачу или работая над кар­той, вы можете прочно запомнить и глубоко понять лишь тогда, когда призовете на помощь воображение - силь­нейший резерв познания мира. Воображение - это мыс­ленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, яв­лений, которые человек раньше не воспринимал, не ви­дел и не слышал. Писатель К. Паустовский писал, что воображение раздвинуло границы мира и сознания. Действительно, вот вы задумались над решением задачи на движение или по географической карте изучаете озе­ра Западной Сибири. Быстро и правильно решить задачу вы сможете только в том случае, когда представите в своем воображении магистральные пути и поезда, иду­щие на разных скоростях; хорошо изучить озера Сибири вы сможете лишь тогда, когда сядете на «самолет вооб­ражения» и пронесетесь над светлой гладью озер.

Способность к воображению живет в каждом из нас, у одних она развита больше, у других меньше, но, как любая способность, она нуждается в постоянных и разумных упражнениях. Воображение бывает творческое и вос­создающее. Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека об­разов. Воссоздающее воображение опирается на словес­ное описание, на условное изображение (схему, модель).

Обратитесь к себе и своим товарищам, попробуйте определить, какое воображение у вас преобладает. То же самое проделайте с хорошо знакомыми вам литератур­ными героями и историческими личностями. Старайтесь развивать свое воображение. Для этого учитесь видеть в привычном и обыденном нечто новое, интересное, та­инственное, как видит это поэт А. Блок:

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран-

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман!

Допустим, на уроке биологии речь идет о бабочке. Присмотритесь - сколько в ней можно увидеть необык­новенного, нового для вас. Вас удивит рождение бабочки в процессе необычайных превращений, органы обоняния в усиках-антеннах, органы вкуса на лапках и т. д. Для развития воображения ученые рекомендуют больше рас­сматривать иллюстраций, вести наблюдения за приро­дой, трудом и жизнью людей, делать зарисовки и фото­графировать, собирать лучшие образцы репродукций живописи, чаще слушать музыку. Видеть, наблюдать, слу­шать надо уметь, т. е. замечать не только то, что само бросается в глаза своей необычайностью, а проникать в глубь событий и явлений, ставить перед собой задачи: что увидел для себя нового, красивого, что является су­щественным и характерным?

Развивает воображение и наблюдение с элементами личного творчества. Например, из окна своей квартиры понаблюдайте за вечерними огнями города и напишите сочинение «Огни моего города». Интересны наблюдения за людьми в их труде, отдыхе. Определите по типичным чертам их характер, профессию, возраст и т. д. Совершая прогулки в природу, учитесь замечать живописные места, наблюдать за жизнью птиц, насекомых, вспомните стихи или художественную прозу , где воспета красота природы. И самое главное - стараетесь не оставаться к этому рав­нодушными, помните, что и вы есть частица этого вол­шебного, прекрасного мира.

Не забывайте, что мир надо не просто созерцать, а изучать всесторонне, глубоко, творчески. Воображение - это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причуд­ливых комбинаций. Таким путем созданы образы народ­ных сказок: избушка на курьих ножках, сфинкс - кры­латый лев с лицом женщины, кентавр - лошадь с торсом мужчины и т. д.

Испытайте и вы свое воображение. На основе знакомых образов и ситуаций составьте рассказы, сказки, набросайте рисунки, помечтайте вместе с товарищами о своих планах на будущее.

Развитию воображения помогает тематический под­бор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное. Особую ценность для развития воображения имеет музы­ка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мело­дией музыки и слов, но и внутренним видение м образов, вызванных музыкой и словами. Например, как вы себе представляете такие выражения из стихотворения М. Дудина «Соловьиный куст»?

...Луна садилась лосю на рога,

Медоточила жгучая крапива,

Чертополох рядился в жемчуга...

...Земля раскачивалась в поднебесье

На тонкой нитке свиста соловья.

Развивайте воображение и во время приготовления уроков. Для этого сядьте удобно, не напрягайтесь. От­ключитесь от окружающего и читайте учебник сосредо­точенно, превращая слова в зрительные образы. Време­нами останавливайтесь, вчитываясь в содержание, верни­тесь снова к тексту и задумайтесь над прочитанным. Так, изучая зону пустынь по географии, представьте себя спут­ником каравана. Тогда вы не только увидите песчаные волны барханов, но и услышите характерный звук начинающейся песчаной бури, почувствуете жар пустыни в жажду на пересохших губах.

Для развития творческого воображения есть много приемов игрового характера, когда приходится кое-что домысливать, досочинять. Вот некоторые из таких при­емов.

Выставляют два пейзажа, допустим, «Осень в лесу», принадлежащих разным художникам. Надо внимательно их рассмотреть, прочувствовать и сказать, какая из кар­тин лучше и полнее изображает осень и почему. Выставляют репродукцию картины «Допрос коммунистов». Одна половина ее закрыта (за­крыть офицеров, ведущих допрос). Надо рассказать о том, что изображено на закрытой части картины.

Посмотрите репродукцию, например картины В. А. Су­рикова «Переход Суворова через Альпы». Расскажите не только о том, что изображено на картине, но и что про­исходило до момента, предшествовавшего изображению, и что произойдет после. Короче говоря, постарайтесь «оживить» картину, увидеть ее в динамике.


Научная организация труда школьников /НОТ/ НОТ - правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. НОТ это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ требует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы. Работать в соответствии с принципами НОТ значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени.


НОТ формирует уровень культуры умственного труда школьников: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников школы к жизни.


Научная организация труда школьников /НОТ/ С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов: осознание учения как общественного и личностного дома; убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным; проявление интереса к процессуальной стороне учебно- познавательной деятельности. Наивысшего уровня мотивация достигает тогда, когда возникает устойчивая потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.


Научная организация труда школьников /НОТ/ Для развития мотивации учителем используется особая группа приёмов: пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся.


Научная организация труда школьников /НОТ/ Для учащихся важно: овладеть в совершенстве умением читать, писать, считать, наблюдать, мыслить и совершать быстро и легко другие элементы учебного труда; особое внимание уделять рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. важна ритмичность равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.


Научная организация труда школьника в современных условиях

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.

Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

    Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой.

    Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении

    Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного.

    В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении.

    Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием.

В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.(сл1-4)

Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.

Умения и навыки учебного труда (сл5)

Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца.

Важно выработать у себя чувство времени . Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд.

Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения в классе.

Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.

Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость.(сл6)

Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ?

Помните , ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам.

Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой.

Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного.

Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог.(сл7-9)

Чтобы легче работалось, надо научиться учиться , то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти.(10)

Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени.

Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне».

Опасный враг школьника – невнимательность . Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное.

Вниманиеможет быть произвольное (вызванное усилием воли) и непроизвольное (внимание поддерживается без всяких усилий).(сл11)

Как развивать произвольное внимание?

    Ясно представьте себе цель работы, а также пути и средства достижения цели.

    Свяжите полученные знания в цепочку, чтобы ничего не было забыто.

    Устойчивости внимания помогут записи в тетради.(сл12)

Память это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.(сл13)

Виды памяти: слуховой, зрительный, моторный.

Старайтесь пользоваться всеми тремя видами одновременно.

Отбирайте для запоминания только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив.

Мышление- процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.(сл14)

Мыслительные операции:

Анализ (расчленение на составные части);

Синтез (соединение отдельных частей в единое целое);

Абстракция;

Конкретизация;

Обобщение;

Сопоставление;

Установление причинно-следственных связей.

Воображение(сл15)

    Воображение - это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причуд­ливых комбинаций.

Как развивать воображение(сл16)

  • Воображение - это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал

    Воображение бывает творческое и воссоздающее.

Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов.

Воссоздающее вообажение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель). (сл17)

Развитие воображения (сл18)

    Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное.

    Особую ценность для развития воображения имеет музы­ка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видением образов, вызванных музыкой и словами.

Роль и место ученика на уроке (сл19)

Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное место в процессе обучения отводит урокам , как ступенькам восхождения.

Урок складывается из определенных этапов , на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место.

Роль и место обучающегося на уроке(сл20-22)

Этапы урока

Задача ученика

I этап

Д о звонка

Приготовьте к уроку все учебные пособия и стоя встречайте учителя в знак уважения к нему и к уроку.

II этап

Постановка целей и задач урока

Внимательно прослушайте тему урока и учебную цель. Запишите это в свою тетрадь и на протяжении всего урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель.

III этап

Опрос домашнего задания

Внимательно слушайте вызванного ученика и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким и по существу.

Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно.

В конце ответа нужно сделать вывод (обобщение).

IV этап

Изложение учителем нового материала

Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь.

Все, что непонятно, тут же спрашивайте учителя.

V этап

Домашнее задание

Вы должны подробно записать все, что задано.

Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой последовательности будете выполнять задание дома.

VI этап

Закрепление полученных на уроке знаний

Твердо помните, что знание правил, законов, понятий будет надежным только тогда, когда найдете им применение на практике, закрепите путем тренировки.

Как научаться слушать и записывать. Одним из основных источников знаний остается школьный учебник.(сл23-24)

    Слушание - это труд творческий, в процессе которого надо одновременно понимать, запоминать, выделять главное и отбрасывать второстепенное, живо представлять в своем воображении услышанное - и все это в быстром темпе

    Самое трудное при слушании - длительное удержание внимания

    умении записывать

    Это качество уже должно быть подготовлено умением слушать.

    Самое сложное здесь -умение быстро выделить главные положения, кратко их сформулировать и четко записать.

Основной источник знаний(сл25)

Школьный учебник.

Школьный учебник включает в себя:

    основной текст (вводный, информационный, обобщающий, заключительный);

    дополнительный текст (познавательный, научно-популярный, документальный, фрагменты художественных произведений);

    пояснительный текст (постраничный словарь, пояснение в скобках внутри текста, подписи к иллюстрациям);

    методический аппарат (вопросы и задания, таблицы, схемы, памятки, тексты самоконтроля);

    иллюстративные материалы. (сл26)

НОТ школьника

Подготовка

к ОГЭ и ЕГЭ

учащихся 9, 11 классов

2017 учебный

Психологическая памятка для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ и ОГЭ.

  • Думайте о позитивном результате сдачи экзамена, переключайтесь от мыслей, связанных с негативными представлениями экзаменационной процедуры.
  • Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания.
  • Соблюдайте правильный режим подготовки к экзамену, для лучшего усвоения программы лучше изучать в день немного учебного материала, но качественно, полностью разобрав тему, с примерами, с вопросами. Не гонитесь за большим объёмом материала, не создавайте у себя в голове хаоса и беспорядка; окрошка из обрывков знаний не лучший помощник на экзамене.
  • Готовьтесь к экзаменам в соответствии со своими биологическими ритмами, кому-то лучше утром сесть за подготовку, а кто-то предпочитает спокойно начать готовиться вечером. Главное, соблюдайте режим здорового сна, спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Если вы чувствуете, что подвержены сильному волнению и тревоге, у Вас низкий уровень стрессоустойчивости, не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
  • Необходимо подготовить место для занятий: лучше не держать на столе лишние предметы, удобно расположить нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Составьте план подготовки к экзаменам. Для начала определите, кто Вы - «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Также важно четко определить план работы на каждый день: какие именно разделы будут пройдены и в какое время.
  • Психологи рекомендуют начинать подготовку к экзамену с самого трудного для Вас раздела. Но если Вам трудно «раскачаться», начните с наиболее интересного и приятного: войдете в рабочий ритм - и дело пойдет.
  • Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняйте как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйтесь иногда с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (в части А в среднем уходит 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзамену, не стоит думать о том, что Вы не справитесь с этой ситуацией. Положительный настрой будет способствовать усвоению материала.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это не всегда верно. Психологи рекомендуют накануне сложных и ответственных мероприятий перестать к ним готовиться, совершить прогулку, принять расслабляющую ванну, а главное - выспаться!

  • В пункт сдачи экзаменов необходимо явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).
  • Необходимо продумать одежду на период экзамена: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а процедура экзамена занимает несколько часов.
  • Все люди волнуются перед экзаменом, контрольной работой, спортивными соревнованиями и другими важными событиями. Это совершенно нормально и даже полезно, так как волнение помогает нам сосредоточить свои силы на решение самой важной на данный момент задачи. Но если мы волнуемся слишком сильно, то волнение не помогает нам сосредоточиться, а, наоборот, отвлекает.

Во время экзамена

  • Всегда есть задания, которые Вы в силах решить.
  • В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию о том, как заполнять экзаменационный бланк. Прослушайте её внимательно, чтобы выполнить качественно все инструкции.
  • После заполнения бланка регистрации, постарайтесь сосредоточиться только на ситуации экзамена.
  • Прежде всего, просмотрите весь тест полностью. Выберите те задания, ответ на которые у Вас не вызывает затруднение. Выполните сначала их. Отдохните после их выполнения несколько минут.
  • На втором этапе выберите более трудные задания, которые необходимо анализировать и устанавливать логические связи. Сконцентрируйтесь и решите их знакомым Вам способом. Сделайте еще один 2-3х минутный перерыв.
  • Третий этап - выполнение заданий, вызывающих наибольшую сложность. Попробуйте использовать знания из смежных предметов или областей знаний, систематизируйте их, и ответ на вопрос по физике может отыскаться в курсе химии. Попробуйте исключить самые неподходящие варианты ответов и оставить те, которые не противоречат основным научным положениям и законам, проанализируйте оставшиеся варианты и выберите наиболее правильный.
  • Если все способы и методы решения исчерпаны, положитесь на помощь случайных совпадений и теорию вероятности, действуйте, как подсказывает ваша интуиция, и выберите тот ответ, который «первым пришёл в голову».
  • Постарайтесь запланировать время для проверки всех ответов, даже самых лёгких, чтоб не допустить ошибок, связанных с невнимательностью и торопливостью в подборе решения.

Удачи Вам!

ОГЭ по математике

Для того чтобы получить свидетельство об окончании 9 класса, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ОГЭ — русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать не ниже минимального количества баллов.

Минимальное количество баллов по математике — 7.

Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по математике состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика»- одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа.

Общие цифры ГИА по математике

Время проведения экзамена: 235минут.

При выполнении работы можно воспользоваться справочными материалами.

Минимальный балл (соответствует тройке): 8.

Максимальный балл: 38. Из них - за модуль «Алгебра» - 17 баллов, за модуль «Геометрия» - 14 баллов, за модуль «Реальная математика» - 7 баллов

Количество заданий: 20 в 1-й части и 6 во 2-й части.

Структура теста ГИА по математике

Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1), 4 задания повышенного уровня (часть 2) и 2 задания высокого уровня сложности (часть 2). Работа состоит из трёх модулей : «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».

Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 — восемь заданий; в части 2 — три задания.

Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 — пять заданий; в части 2 — три задания.

Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания этого модуля — в части 1.

Минимальный результат выполнения экзаменационной работы - 5 баллов, набранные по всей работе, из них - не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», 2 балла по модулю «Геометрия» и 3 баллов по модулю «Реальная математика».

Максимальное количество баллов за всю работу — 38.

Часть 1

Для записи решений и ответов на задания используйте бланк ответов № 1. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

Часть 1 проверяется с помощью компьютера. Поэтому следует обращать внимание на правильное оформление ответов.

Часть 2 . Для записи решений и ответов используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем полное обоснованное решение и ответ.

Возможны различные способы решения.

Должно быть записано полное обоснованное решение задачи и ответ.

Формы записи решения и ответа могут быть произвольными.

Часть 2 проверяют эксперты . Главное требование — решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы. Полнота и обоснованность рассуждений оцениваются независимо от выбранного метода решения.

При выполнении задания можно использовать без доказательства и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном уровне и позволяет выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющих потенциальный контингент профильных классов.

ШКАЛА ПЕ-РЕ-ВО-ДА ОТМЕТОК


экзаменационной ра-бо-ты в целом в от-мет-ку по математике

Шкала пе-ре-сче-та суммарного балла за выполнение

На этих сайтах вы можете пройти тесты онлайн

Как ни странно, но есть школы, где приучение детей к рациональным методам работы явно недооценивается. Многие директора школ, даже опытные, считают, что это само собой разумеется и что никакой специальной работы в этом направлении вести не следует: дети сами в ходе учебно-воспитательного процесса под руководством учителя выработают нужные умения и навыки. Это глубокая ошибка. Установлено, что основной причиной низкой успеваемости является слабое развитие умений и навыков учебного труда. Тысячу раз прав В. А. Сухомлинский, утверждая, что ленивыми дети становятся в самой школе, потому что их не научили и не приучили любить школьный труд. Даже малоспособные от природы дети при правильной организации труда и должном подходе в состоянии развиваться и успешно оканчивать среднюю школу. С чего начинается НОТ? С элементарного порядка в школе. Нельзя тратить силы, время, энергию на бесконечные разговоры по тем вопросам, которые предельно ясны всем. Нельзя бить стекла, хлопать дверью, опаздывать на уроки... В школе, где нет порядка, воспитательный процесс не может проходить эффективно. Правильному поведению учат не столько слова, сколько дела. Нужно тренировать детей в выполнении правил поведения, разъяснять, создавая тем самым необратимый процесс. Если коллектив сумеет установить в школе порядок, он сможет освободить массу времени на решение важнейших проблем идейно-нравственного и трудового воспитания, не говоря уже о том, что четкость организации сама по себе прекрасный воспитательный фактор, она приучает детей к ритмичной работе, вырабатывает чувство ответственности и нужные привычки. В этом отношении поучителен опыт школ Москворецкого района Москвы, г. Резекне Латвийской ССР и ряда других районов страны, где в течение многих лет внедряются тщательно разработанные правила поведения учащихся. В школах этих районов разработаны инструктивно-методические документы, регламентирующие требования к учащимся. Они просты и доступны. Эти требования перечисляют правила поведения в школе (до уроков, на уроке, на перемене, при уходе из школы, на собраниях и вечерах), дома, на улице и в общественных местах. Разработаны наставления по культуре поведения. Но наставления и правила поведения ничего не значат, если не проводится работа по их внедрению. В этих школах разработана и методика внедрения этих требований в жизнь. Даются советы родителям, учителям. Многолетний опыт лучших школ показал, что с точки зрения НОТ учащихся выполнение правил поведения является важнейшим условием продуктивной работы всего коллектива школы и каждого ученика в отдельности. Успешному внедрению НОТ в деятельность учащихся способствует создание условий, необходимых для нормального осуществления воспитательного процесса: четко сбалансировать план работы школы, соотнести его с правами классных руководителей, распределить силы, продумать режим дня учащихся, чтобы не было перегрузки, подготовить помещения, площадки, закупить игры, спортивный инвентарь, книги, пособия; установить режим работы кружков, расписание походов, экскурсий, соревнований, вечеров и и т. д. Всем должно быть ясно: когда, что, где проходит, кто принимает участие, кто отвечает. Такая регламентация предупреждает перегрузку учащихся, справедливо распределяет силы учителей и классных руководителей, обеспечивает помещениями и инвентарем. Каждый учащийся может посещать не более двух кружков. Ученики, получившие отрицательные отметки, могут посещать кружки и секции только с разрешения классного руководителя. Заседание кружков и секций может продолжаться не более двух академических часов и не чаще двух раз в месяц. Решающим обстоятельством является выработка у учащихся умений и навыков рациональной организации труда. Детей нужно приучать составлять режим дня, планировать свою работу (на уроке, дома, в кружке), отдых; выбирать оптимальный комплекс средств для выполнения плана; экономить время; организовывать рабочее место; самостоятельно работать над книгой, учебником, 6 мастерской, в домашних условиях. Что зависит от директора школы в решении этого главного вопроса? Организация проблемного семинара для учителей по вопросам научной организации труда школьников: изучить положение дел в школе, выработать и внедрить приемы работы, обеспечивающие высокий уровень организации урока и воспитательных мероприятий. Широкая пропаганда НОТ в школе: создание стендов, памяток, проведение вечеров, встреч с рабочими, изучение трудов по НОТ и других важнейших документов. Привлечение учащихся с учетом их возраста и возможностей к изучению основ НОТ учебного труда: обучение детей умению работать на уроке, дома, правилам выполнения домашних заданий, чтения литературы, составления планов, тезисов, конспектов. Обучение скорочтению, умению выбирать рациональные приемы учебной работы. Осуществление систематического контроля: за созданием рациональных условий труда в школе, за формированием у учащихся нужных умений и навыков учебной деятельности. В ряде школ введены специальные занятия по НОТ, уроки НОТ, факультатив НОТ. Особенно успешно эта работа проводится в школах г. Новосибирска. Их программа проста и доступна каждой школе. Вот ее основные положения: 1. Деловой стиль работы н НОТ ученика. 2. Как слушать объяснение учителя и записывать главные мысли. 3. Навыки самостоятельной работы на уроке. 4. Как работать с книгами и словарями. 5. Как писать сочинение, составлять тезисы и конспекты. 6. Скорочтение. 7. Как выполнять домашнее задание, 8. Твое рабочее место. 9. Культура умственного труда. 10. Как научиться ценить и рассчитывать время. Режим дня. 11. Умей отдыхать. Учителя специально помогают учащимся в выработке умений рационально и добросовестно трудиться, подключают актив к укреплению НОТ в школе, совершают рейды по домам, подготавливают памятки, рекомендации для родителей, создают стенд-НОТ в народном хозяйстве СССР и т. д. Особенным успехом у детей пользуются памятки. В очень простой форме, в виде простых рекомендаций (иногда с примерами) учащимся даются конкретные советы по основным вопросам. Например, в памятке «Как экономить время?» перечисляется, что необходимо для экономии времени, как подготавливаться к работе, как выбрать лучший метод в работе, как концентрировать внимание, подготовить рабочее место и т. д. В памятке «Твое рабочее место» рекомендуется правильное расположение книг, тетрадей, нужных материалов, освещения, правильная высота сиденья, подставки для ног и т. д. В памятке «Как готовить уроки?» раскрывается (с учетом учебного предмета) последовательность действий, обеспечивающих при наименьшей затрате времени и сил наилучшие результаты, что прочитать, выучить, сделать, как записывать, решать задачи, готовить устные ответы и т. д. Практика показывает, что только активная работа администрации школы обеспечивает целенаправленную работу коллектива по выработке умений и навыков учебного труда школьников.