Error: не определено #11234. Железная дорога народ. Некрасов железная дорога анализ стихотворения. «Железная дорога» Некрасов
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Железная дорога народ. Некрасов железная дорога анализ стихотворения. «Железная дорога» Некрасов

Н.А. Некрасов написал поэму «Железная дорога» (в некоторых разборах это произведение называется стихотворением) в 1864 году. Тема поэмы — изображение народной жизни, идея — гневное возмущение автора бесчеловечными условиями жизни народа. Сюжет произведения прост: по Николаевской железной дороге едут пассажиры, среди них важный генерал, его маленький сын Ваня и автор-рассказчик. Поэма представляет собой разговор Вани с автором, толчком к которому стал вопрос мальчика, данный как эпиграф: «Кто построил эту железную дорогу?». Ответ отца-генерала был такой: «Граф Пётр Андреевич Клейнмихель». Упомянутый граф имел скандальную славу на всю Россию. Сначала он был адъютантом у Аракчеева, потом — у самого царя, попутно имел чин генерала при Главном штабе и управлял военными поселениями, которые составили позорную страницу в истории России. Автор-рассказчик возражает папаше: дорогу построил не граф Клейнмихель, он был директором акционерного общества, занимающегося строительством первой в России протяжённой железной дороги (пригородная железная дорога Петербург — Павловск уже функционировала), и прославился на этом посту колоссальными взятками и злоупотреблениями. По мнению рассказчика, Николаевскую «железку» построили простые русские мужики, которых согнал на строительство «царь-голод» (II).

Бюрократической точке зрения, которую высказывает папаша, автор-рассказчик противопоставляет народническую точку зрения. Она родилась в противовес бюрократической, так как сторонники последней презрительно относились к труду рабочих, считая их безмозглы ми пьяницами. Однако обе точки зрения односторонни: конечно, Николаевскую железную дорогу построил не проворовавшийся граф, но и не только безграмотный мужик с лопатой. Очевидно, это сложное строительство — дело ума и рук множества людей: рабочих, инженеров различного профиля, геодезистов, подрядчиков и т. д.

Рассказчик рисует картину тяжёлого труда строителей, которые тысячами умирали от голода, болезней, непосильной работы Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? (II)

Рабочие, не имея никаких инструментов, кроме лопат, топоров и кувалд, осушали болота, сооружали железнодорожную насыпь, практически голыми руками укладывали шпалы и рельсы. В своём воображении рассказчик оживляет умерших на строительстве мужиков, которые обращаются к Ване:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно? (II)

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать. (II)

Поводом для нового поворота в разговоре автора и Вани послужило строгое замечание папаши-генерала: автор, по мнению генерала, уж очень восхваляет народ, а на самом деле творческим талантом обладают единицы — избранные мастера, возвышающиеся над толпой:

Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!.. (III)

Папаша заявляет это, с комфортом путешествуя по железной дороге, которую построили эти самые презренные пьяницы! Далее он требует, чтобы рассказчик перестал пугать мальчика мертвецами и изобразил какую-нибудь «светлую» картину. Так за гимном народному труду Некрасов помещает приятную для папаши, но грустную для рассказчика картину, которая показывает покорность, забитость мужиков-строителей.

Толстый, красный подрядчик приезжает расплачиваться с рабочими. После его расчёта получается, что мужики ничего не заработали, так как хозяин вычел из зарплаты «прогульные» и «больные» дни. Строители только чешут затылки, но когда купчина «для-ради праздника» дарит им бочку вина, все радостно кричат «ура!»:

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять! (IV)

Мало того, благодарные мужики, забыв, что их только что бессовестно обманули с жалованием, сами впрягаются в телегу и мчат купца по дороге. Эта картинка очень напоминает знаменитый финал «Мёртвых душ» — птицу-тройку, что бойко и необгонимо несётся вдаль; только у Некрасова птица-тройка дана как карикатура на боговдохновенную Русь Гоголя.

Итак, Некрасов написал поэму «Железная дорога» в самый разгар крестьянских волнений, происходивших накануне и сразу после от мены крепостного права. Эти беспорядки, с одной стороны, подтолкнули давно назревшую реформу 1861 года, а с другой стороны, привлекли внимание общества к положению и настроению народа.

Революционные демократы хотели представить русских мужиков стихийными (природными) революционерами, что было далеко от правды. Однако нет правды и в помещичьем взгляде на мужиков, будто они дикие варвары, безмозглая толпа. Некрасов, изображая народ, демонстрирует более трезвый взгляд: народ способен на великие дела, но одновременно покорен, тёмен, совершенно неразвит, он смиренно (а не вдохновенно) работает и безропотно переносит не только объективные трудности, но и обиды от хозяев и чиновников. Горькая ирония автора отразилась в «светлой» картине народного «праздника» с бочкой вина от вора-подрядчика.

Некрасов – поэт, чьи произведения проникнуты неподдельной любовью к народу. Его и называли «русский народный» поэт, народный не только в силу популярности своего имени, но и по самому существу поэзии, по содержанию и языку.

Временем наивысшего развития литературного дара Некрасова считается период, продлившийся с 1856 по 1866 годы. В эти годы он нашел свое призвание, Некрасов стал автором, который явил миру поразительный образец спаян­ности поэзии с жизнью.

Лирики Некрасова первой половины 1860-х гг. коснулась та непростая атмосфера, которая господствовала в обществе: освободительное движение набирало обороты, крестьянские волнения то нарастали, то затухали. Правительство не было лояльным: аресты революционеров участились. В 1864 году стал известен приговор по делу Чернышевского: он осужден на каторжные работы с последующей ссылкой в Сибирь. Все эти тревожные, смятенные события не могли не сказаться на творчестве поэта. В 1864 году Некрасов пишет одно из выдающихся своих произведений – стихотворение (иногда его называют поэмой) «Железная дорога».

Русская дорога… Какой поэт не писал о ней! Дорог на Руси много, так как большая она, матушка Русь. Дорога… в это слово можно вложить особый, двойной смысл. Это и колея, по которой перемещаются люди, а ведь это и жизнь, она — та же дорога, со своими остановками, отступлениями, поражениями и движением вперёд.

Москва и Петербург – два города, два символа России. Железная дорога между этими городами, безусловно, была нужна. Без дороги нет развития, нет движения вперёд. Но какой ценой она далась, эта дорога! Ценой человеческих жизней, искалеченных судеб.

При создании стихотворения Некрасов опирался на документальные материалы о строительстве Николаевской железной дороги, опубликованные в газетах и журналах того времени. В этих публикациях часто упоминалось тяжелое положение людей, занятых на строительстве. В основу произведения положен полемический диалог генерала, считающего, что дорогу строил граф Клейнмихель, и автора, убедительно доказывающего, что истинным создателем этой дороги является народ.

Действие поэмы «Железная дорога» происходит в вагоне поезда, следующего по Николаевской железной дороге. За окном мелькают осенние пейзажи, красочно описанные автором в первой части поэмы. Поэт невольно становится свидетелем разговора важного пассажира в генеральском пальто со своим сыном Ваней. На вопрос сына о том, кто строил эту железную дорогу, генерал отвечает, что строил ее граф Клейнмихель. Этот диалог вынесен в эпиграф поэмы, которая явилась своеобразным «возражением» на слова генерала.

Автор рассказывает мальчику о том, кто на самом деле строил железную дорогу. Со всей России были собраны простые люди для возведения насыпи под железную дорогу. Труд их был тяжел. Строители жили в землянках, боролись с голодом и болезнями. Многие умирали, не выдержав невзгод. Их хоронили тут же, возле железнодорожной насыпи.

Эмоциональный рассказ поэта словно возрождает к жизни людей, отдавших свои жизни на строительство дороги. Впечатлительному Ване кажется, что мертвецы бегут вдоль дороги, заглядывают в окна вагонов и поют жалобную песню о своей нелегкой доле. Они рассказывают, как мерзли под дождем, изнывали под зноем, как их обманывали десятники и как они терпеливо сносили все тяготы работы на этой стройке.

Продолжая свой мрачный рассказ, поэт призывает Ваню не стыдиться этих ужасно выглядящих людей и не заслоняться от них перчаткой. Он советует мальчику перенять у русского народа благородную привычку к труду, научиться уважать русского мужика и весь русский народ, который вынес не только строительство Николаевской дороги, но и многое другое. Автор выражает надежду, что когда-нибудь русский народ проложит себе ясную дорогу в «прекрасную пору»:

«Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе».

Эти строчки можно отнести к пиковым в развитии лирического сюжета поэмы.

Впечатлённый этим рассказом, Ваня говорит отцу, что будто воочию увидел настоящих строителей дороги, простых русских мужиков. На эти слова генерал засмеялся и выразил сомнение в том, что простой народ способен к созидательному труду. По мнению генерала, простые люди — варвары и пьяницы, способные только разрушать. Далее генерал предлагает попутчику показать его сыну светлую сторону строительства железной дороги. Автор охотно соглашается и описывает то, как рассчитывали мужиков, закончивших строительство насыпи. Оказалось, что каждый из них еще и должен остался своим нанимателям. И когда подрядчик сообщает людям, что недоимку им прощают, да еще и выдают строителям бочку вина, обрадованные мужики выпрягают лошадей из повозки купца и везут его сами с восторженными криками. В конце стихотворения поэт с иронией спрашивает генерала, можно ли показать картину отраднее этой?

Не смотря на мрачные описания, заполняющие произведение, стихотворение можно отнести к оптимистическим творениям Некрасова. Через строки этого великого произведения поэт призывает молодежь своего времени верить в русский народ, в его светлое будущее, в победу добра и справедливости. Некрасов утверждает, что русский народ вынесет не только одну дорогу, он вынесет всё – он наделен особой силой.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Железная дорога» — доказать читателю, что истинным создателем железной дороги является русский народ, а не граф Клейнмихель.

Главная тема произведения – размышления о суровой, драматичной судьбе русского народа.

Новизна произведения в том, что это первое по времени стихотворение-поэма, посвященная созидательному народному труду.

Специфика произведения «Железная дорога» следующая: в существенной своей части стихотворение представляет собой те или иные формы явной и тайной полемики.

Проводя анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога», следует отметить, что оно отличается разнообразием составляющих частей. Есть в поэме и красочное описание осенней природы, есть и диалог вагонных попутчиков, который плавно перетекает в мистическое описание толпы мертвецов, следующих за поездом. Погибшие на строительстве дороги люди поют свою печальную песню о тех невзгодах, что им довелось пережить. Но при этом они горды результатами своего труда. Паровозный гудок разрушает жуткий мираж, и мертвецы исчезают. Но спор между автором и генералом еще не окончен. Все это разнообразие в содержании Некрасов сумел выдержать в едином песенном стиле.

Напевность, музыкальность произведения подчеркивает и выбранный автором размер стиха – четырехстопный дактиль. Строфы стихотворения представляют собой классические четверостишия (катрены), в которых использована перекрестная схема рифмовки строк (первая строка четверостишия рифмуется с третьей строкой, а вторая – с четвертой).

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов применил разнообразные средства художественной выразительности . Есть в нем многочисленные эпитеты: «неокрепший лед», «морозные ночи», «добрый папаша», «узкие насыпи», «спина горбатая». Использует автор и сравнения: «лед…, как тающий сахар», «листья… лежат, как ковер», «лабазник… красный, как медь». Применены и метафоры: «здоровый, ядреный воздух», «стекла морозные», «ямою грудь», «ясная дорога». В последних строках произведения автор использует иронию, задавая генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» В поэтической работе есть и стилистические фигуры, например, обращения: «Добрый папаша!», «Братья!» и восклицания: «Чу! восклицанья послышались грозные!»

Стихотворение «Железная дорога» — из когорты произведений, относящихся к гражданской лирике. Это произведение — высшее достижение некрасовской поэтической техники. Оно сильно своей новизной, лаконизмом. В нем интересно решены композиционные задачи, оно отличается особым совершенством поэтической формы.

Стихотворение «Железная дорога» мне понравилось своей характерностью. Некрасов всегда верил в лучшее; его стихи обращены к народу. Некрасов никогда не забывал о том, что цель поэтического творчества — напомнить человеку об его высоком призвании.

«Железная дорога» Николай Некрасов

В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.

К таким глубинным произведениям относится стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, спустя несколько месяцев после отмены крепостного права. В ней автор пытается показать обратную сторону медали строительства путепровода между Москвой и Петербургом, который для многих рабочих стал огромной братской могилой .

Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы и восхитительным пейзажам, которые открываются за окном поезда, проплывающего по лугам, полям и лесам. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу. Следует отметить, что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и животрепещущей, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Если на почтовой карете из Москвы в Петербург можно было добраться примерно за неделю, то путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток.

Однако мало кто задумывался над тем, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия, наконец, превратилась из отсталой аграрной страны в развитую европейскую державу . Символом преображения в данном случае выступила железная дорога, которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи. Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова