Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Приколы из школьных сочинений. конца XIX-первой половины XX в


ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

0. Г. НОСКОВА

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Советом по психологии. У МО по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению и специальностям психологии

УДК 159.98(075.8) ББК 88.4я73 Н84

Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор Ю. К. Стрелков, доктор психологических наук, профессор С. К. Сергиенко

Носкова О. Г.

Н84 Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с. ISBN 5-7695-1717-4

В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам

УДК 159.98(075.8) ББК 88.4я73

ISBN 5-7695-1717-4

О. Г Носкова, 2004

Издательский центр «Академия», 2004

Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества.

^ Н. Г. Чернышевский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий сферы производства товаров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).

В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофизиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории - теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.

Психология труда, таким образом, не сводится к сумме полезных советов, рецептов решения практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психологии в области профессионального труда определяются продвижением в рефлексии научных и методических основ практики. При этом рефлексия психологов-специалистов необходима со стороны как самой практики по отношению к используемым теоретическим концепциям, так и существующих теоретических концепций по отношению к прикладным разработкам. Жизненно важны также историко-теоретические исследования развития данной отрасли психологической науки, изучение трансформации научных концепций, понятийного аппарата, методических средств психологов.

Ограниченность объема пособия диктует необходимость компактного изложения сведений, составляющих основу знаний по данному курсу. Тем не менее, оно помогает студентам получить всю важную информацию, разбросанную в настоящее время по

многочисленным руководствам, посвященным частным проблемам. Данное пособие, однако, не избавляет студентов от необходимости следить за новой отечественной и зарубежной литературой в данной области.

Пособие должно помочь формированию у студентов готовности и способности работать не только «по интересам», но и «по заданию», что важно для успешной профессиональной адаптации специалистов в различных сферах практики. Курс психологии труда не может быть чисто вербальным, поэтому пособие содержит как контрольные вопросы для самопроверки по каждой теме, так и самостоятельные задания. В идеале оценка знаний студента по курсу должна включать оценку решения ими определенных учебных задач. Подготовка банка задач такого рода начата и, надеемся, будет продолжена совокупными усилиями преподавателей психологии труда, работающих в разных вузах.

Данное учебное пособие отражает многолетний опыт преподавания курса психологии труда на факультете психологии МГУ им. М. В.Ломоносова. Его разделы освещают основные блоки программы курса, разработанной преподавателями кафедры психологии труда и инженерной психологии. Пособие задумано как дополнение к учебнику Е. А. Климова «Введение в психологию труда» (1988, 1998). Автор выражает свою искреннюю признательность за помощь и ценные замечания профессорам Т. С. Кабачен-ко, А. Б. Леоновой, З.А. Решетовой, Ю. К. Стрелкову, А. Г. Шмелеву, доцентам В.М.Девишвили, Е.М.Ивановой, А.С.Кузнецовой, О.Н.Чернышевой. Особая благодарность - профессору Е. А. Климову - учителю, критику и редактору.

ГЛАВА 1

^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

1.1. История психологии труда и смежных

психологических направлений в России

конца XIX-первой половины XX в.

Психологические знания о труде в дореволюционной России.

В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились объективные предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом. В работах специалистов-практиков, имеющих дело с трудом и производством, были поставлены задачи, которые следовало решать не на уровне здравого смысла, но на основе научных знаний. Так, в работах инженеров, технологов, организаторов производства ставились задачи профилактики несчастных случаев и аварий, оптимизации орудий и условий труда в целях повышения производительности и качества труда, подбора рабочих, их обучения, определения оптимальных форм организации и оплаты труда. Инженером И. И. Рихтером в 1895 г. была намечена новая область техники безопасности железнодорожного движения, которая должна была опираться на новое направление прикладной психологии - «железнодорожную психологию». В работах Д. И. Журавского уже в 1874 г. специально обсуждались вопросы подбора и обучения администраторов, образцы идеального выполнения административных обязанностей.

Фабричные врачи, медики, занимавшиеся профессиональной гигиеной (Ф.Ф.Эрисман, С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.), изучали причины профессиональных заболеваний, разрабатывали гигиенические классификации профессий. Врачи, физиологи и неврологи (И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев и др.) определили нормы здорового труда с точки зрения физиологии труда, исследовали влияние различных внешних факторов на состояние работоспособности человека.

В работах И. М. Сеченова (1829-1905), выдающегося отечественного физиолога и одного из пионеров объективного изучения психики, была всесторонне обоснована важная приспособительная

роль психики, чувственных образов в построении и осуществлении любых движений, экспериментально подтверждена гипотеза ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления, выдвинут принцип «активного отдыха», проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности по биомеханическим критериям.

В.М.Бехтерев (1857-1927), невролог, психиатр, психолог и организатор науки, исследовал влияние музыки, цвета на умственную работоспособность людей. В Обществе нормальной и патологической психологии в Петербурге в 1909 г. был заслушан доклад его ученика А. Л. Щеглова об эргометрии, которая понималась как комплексная научная дисциплина о работоспособности человека, базирующаяся на знаниях прикладной психофизиологии, педагогики и психологии труда. Благодаря работам ученика В.М.Бехтерева А. Ф. Лазурского (1874-1917) оформилась отечественная школа психологии личности, психологии индивидуальных различий.

Педагоги общеобразовательных школ (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, Н.А.Рыбников, В. М. Фармаковский и др.) ставили проблемы нравственного и трудового воспитания, развития у детей общих основ трудоспособности, формирования волевых качеств, деловых способностей, готовности подростков к трудовой жизни, к выбору профессий. Деятели профессионально-технического образования (С. А. Владимирский, А.И.Лоначевский, П. К. Энгельмейер и др.) обсуждали вопросы сущности профессиональной компетентности, профессионального мастерства, способностей и возможности их формирования. Преподаватель теоретической механики в Московском высшем техническом училище П. К. Энгельмейер разработал эвроло-гию, новое учение о природе технического творчества и возможностях его развития у студентов технических специальностей. Его работы вызывали интерес у психологов, он был принят в Московское психологическое общество. В целом в стране сложились практические задачи, осознанные активными представителями общества как социально-важные и требующие в своей разработке научно-психологических знаний (Климов Е.А., Носкова О. Г., 1992)1.

^ Индустриальная психотехника в Советской России 20 -30-х гг. XX в. После семи лет. Первой мировой войны, революции и гражданской войны в 1921 г. в России установился относительный мир, была принята политика мирной передышки - новая экономическая политика (НЭП). Это было время прожектов и сосуществования разных форм экономики (частного сектора, кооперативной собственности и государственных предприятий). Следует отметить, что в эти годы (до первых пятилеток) государственные предпри-

Ятия, как и все прочие, руководствовались экономическими правилами, принципами хозяйственного расчета. В стране существовала безработица (до 1930 г.) и, несмотря на политические репрессии в отношении участников белого движения, небольшевистских политических партий, диктатура пролетариата оставляла возможность для экономической конкуренции, рыночных отношений.

В этих условиях широкое распространение в стране получило движение по пропаганде тейлоризма (нотовское движение). НОТ - это аббревиатура словосочетания «научная организация труда». Распространение идей научного управления началось еще в дореволюционной России, работы Ф.Тейлора оперативно переводились и публиковались в периодической печати: в «Записках Императорского русского технического общества», в журнале «Инженер». Поэтому уже на I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 г. было сделано множество докладов инженеров, в которых не только пересказывались работы Тейлора, но и представлялись оригинальные работы по рационализации отдельных видов труда.

На развитие отечественной практики научного управления, развитие экономических идей оказала влияние книга «Тектология. Всеобщая организационная наука» А. А. Богданова (1913). На пленарном заседании первой конференции по НОТ А. А. Богдановым был сделан доклад на эту тему. Идеи А. А. Богданова использовались в работах А.К.Гастева, О.А.Ерманского, сотрудников Института НОТ в Таганроге. Организационно-экономическую концепцию А. А. Богданова поддержал Н. И. Бухарин. Тектология считается одной из первых научных концепций, в которой систематически изложены идеи теории систем (Урманцев Ю.А., 1995). Критическая оценка позитивистских взглядов А.А.Богданова В.И.Лениным (Ленин В.И., 1908) и общая догматическая атмосфера в философии и науке, сложившаяся в России к началу 1930-х гг., обстановка физического и духовного террора на несколько десятилетий отодвинули возможность использования этой работы в России. Богданову удалось опубликовать «Тектологию» в 20-е гг. в Берлине. Н. Винер, по его признанию, познакомился с этой работой и использовал при создании кибернетики.

К 1923 г. в стране действовало свыше 60 научных учреждений, занятых изучением труда и рационализацией производства. С 1923 по 1926 гг. существовала массовая общественная организация «Лига ВРЕМЯ - НОТ», созданная по инициативе П. М. Керженцева и поддержанная Л.Д.Троцким и В. И.Лениным. Задачи этой организации состояли в том, чтобы представители низов, рабочие, искали резервы экономии времени и повышения качества на своих рабочих местах, ведь рабочие считали себя хозяевами государства.

Самые крупные научные центры, изучавшие труд и личность трудящихся, были: в Петрограде - Институт по изучению мозга и психической деятельности (создан В.М.Бехтеревым в 1918 г.),

В Казани - Институт НОТ (директор И. М. Бурдянский), в Москве - Центральный институт труда (создан А. К. Гастевым в 1921 г.), в Харькове - Всеукраинский институт труда (создан Ф.Р.Дунаевским в 1923 г.). Состоялись две всероссийские конференции по НОТ: 1-я - в 1921 г., 2-я - в 1924 г., но к началу 1930-х гг. нотовское движение было свернуто, научные учреждения перепрофилированы, а в конце 1930-х гг. были репрессированы лидеры этого движения (А. К. Гастев, И. М. Бурдянский и др.). Наиболее важные достижения в области отечественного движения за научное управление в 1920-е гг. отражены в публикациях: «Организационная психология и управление» (1999); «Прикладная социология и менеджмент» (1998) и др.

В нашей стране, как и за рубежом, движение за научное управление трудом и производством стимулировало развитие наук о работающем человеке, групповом труде, о производстве в целом. В 1920-е гг. появились психологические дисциплины прикладной направленности, ориентированные на задачи научного управления: «рефлексология труда» (В.М.Бехтерев), «эргология и эрго-техника» (В.Н.Мясищев), «психология труда» (Г.И.Челпанов), «индустриальная психотехника» (И. Н. Шпильрейн). В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОП и ПП). Общество издавало журнал «Психофизиология труда и психотехника», позже переименованный в «Советскую психотехнику» (1928-1934), организовывало конференции. Седьмая Международная психотехническая конференция состоялась в сентябре 1931 г. в Москве. Лидером ВОП и ПП был И. Н. Шпильрейн (1891 - 1937). В декабре 1935 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в 1937 г. расстрелян, а в 1957 г. посмертно реабилитирован (Кольцова В. А. и др., 1990).

Индустриальная психотехника разрабатывала проблемы психологического изучения профессий и их классификации, теории и практики психологического профессионального отбора кадров, теории и практики профессиональной ориентации, помощи в выборе профессии, проблемы развития профессионально важных качеств, психологической рационализации труда, его средств и условий, психологической профилактики производственного травматизма и аварийности, психологии воздействия, оптимизации совместных форм труда.

Осенью 1936 г. психотехническое движение и ВОП и ПП прекратили свое существование согласно решению самих психотехников. Это произошло вскоре после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались спо-

Собности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники. Публичное осуждение психотехники как псевдонауки было осуществлено в статье В.Н.Колбановского «Так называемая психотехника», опубликованной 23 октября 1936 г. в газете «Известия» (Колбановский В.Н., 1992).

Смена политического и экономического курса в годы первых пятилеток, политика чрезвычайных мер привели к ликвидации или перепрофилированию учреждений, занимавшихся вопросами НОТ, охраны и гигиены труда, психологией и психофизиологией труда, социальной психологией. Индустриальная психотехника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. в СССР.

Восстановление прикладной психологии в данной области как официально признанной научной дисциплины стало возможным только в период преодоления тоталитарного режима в стране. В 1957 г. в Москве на Совещании по психологии труда было вынесено решение о возрождении области прикладной психологии, которая занималась бы проблемами труда. Было рекомендовано возобновить подготовку специалистов этого направления (Гурьянов Е.В., Ошанин Д. А., Чебышева В. В., 1957). Поскольку в те времена было не принято отменять постановления ЦК партии, то возрожденное научное направление было названо «психологией труда», а не «индустриальной психотехникой». При этом подчеркивалась идея о необходимой связи психологии труда и общей психологии, а также других направлений психологии, обосновывалась мысль о том, что работы в области психологии труда должны отвечать критериям научности, общим для любого направления психологической науки.

Судьба индустриальной психотехники в нашей стране иллюстрирует общее положение связи науки и социальной среды. Научно-психологическое изучение профессионального труда и трудящихся оказывается объективно необходимым в той мере, в какой хозяйственная сфера регулируется экономическими законами, предприятия являются субъектами хозяйствования, а также тем, в какой степени надежность эргатических систем, производственных технологий все более зависит от человека - субъекта труда, и тем, насколько при этом реально уважаются права личности в обществе, признаются такие ценности, как здоровье человека, квалификация работника, его индивидуальная неповторимость.

Конечно, наши предшественники, работавшие в 20-30-х гг., вероятно, допускали в своих исследованиях и ошибки. Но если иметь в виду лучшие работы этого времени, то достижения периода сводятся к следующему:

Получили развитие идеи в области дифференциально-психологической концепции личности и индивидуальности (концепция межиндивидуальной изменчивости), методы диагноза и прогноза успешности деятельности в связи с проблемами профотбора и профконсультации (А.Ф.Кларк, А.В.Билибин, А.А.Кушин -
ников, А. П. Болтунов, Н.Д.Левитов, И.Н.Шпильрейн и др.);

Поставлена проблема внутрииндивидуальной изменчивости
психики в процессе труда, разработана концепция динамики работоспособности человека, учитывающая роль субъектных и объектных
факторов эффективности труда (С. Г. Геллерштейн, Д. И. Шатен-
штейн и др.);

Исследована внутрииндивидуальная изменчивость профессионально важных качеств (ПВК) в процессе упражнения (то, что в
наше время обозначается термином «функциональное развитие
психики»). Созданы эффективные технологии содействия развитию ПВК, трудового воспитания и перевоспитания личности
(С. Г. Геллерштейн, А. С. Макаренко, В. В. Чебышева, А. А. Толчин -
ский и др.). Опыт 1930-х гг. в этой области позволил наладить в
годы Великой Отечественной войны высоко эффективную технологию восстановительной трудотерапии для бойцов с ранениями
верхних конечностей (С. Г. Геллерштейн, А. Н.Леонтьев, А. В.Запорожец и др.);

Разработаны эффективные технологии профилактики несчастных случаев и аварий (А. А. Алексеев, С. С. Вальяжников,
И.Л.Цфасман и др.);

Созданы идеи и технологии рационализации психологического воздействия на работающих людей через средства массовой
коммуникации (плакаты по технике безопасности, совещания,
соревнования и т.д.) (Д. И. Рейтынбарг);

В рамках коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева обоснован метод «коллективного эксперимента», позволявшего изучать и оптимизировать формы совместной деятельности людей. Исследованы социально-психологические феномены в труде, в частности при его поточной организации (В. М. Коган, Р. И. Почтарева и др.). В работах сотрудников Центрального института труда
(Москва) обозначены проблемы стиля руководства, психологи
ческой атмосферы в коллективе, содержания управленческих функций и т.д. (Б. В. Бабин-Корень, Л.А. Вызов и др.);

Поставлена проблема проектирования и реорганизации рабо-
ты с учетом психологических критериев (А. И. Розенблюм). На
коплен опыт рационализации условий труда, рабочего оборудо
вания, средств визуальной коммуникации на основе психологии,
психофизиологии труда, биомеханики (Н. А. Бернштейн, Г. Н. Ско-
родинский, Б. Н. Северный и др.);

Внесен несомненный вклад в разработку психологической теории деятельности: принципов, методов психологического иссле-

Дования конкретных профессий и их типологий, а также аналогов концепции деятельностного опосредования высших психических функций (С. Г. Геллерштейн, А. А. Толчинский, И. Н. Шпильрейн, М. А. Юровская и др.).

Психотехническая практика 1920-1930-х гг. в нашей стране вполне соответствовала уровню ведущих направлений зарубежной индустриальной психологии своего времени. Она расширила предметное поле исследований отечественной психологии, обозначила новые проблемы, требовавшие научной разработки. Опыт наших предшественников отражен во многих работах (Геллер-штейн С. Г., 1960; История советской психологии труда: Тексты..., 1983; Казаков В.Г., 1983; Котелова Ю.В., 1967; Курек С.Н., 1997, 1998; Носкова О. Г., 1997; Психологическая наука в России XX столетия, 1997).

1.2. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом

^ Прикладная психология и классическая школа научного менеджмента. Психологические исследования, ориентированные на решение задач хозяйственной жизни, появились в США и развитых странах Европы в начале XX в. Объективными предпосылками служили потребности экономической жизни общества (а именно использование научных знаний в капиталистической рационализации труда и производства). Речь идет, во-первых, об идейном течении, нацеленном на научную рационализацию труда и организацию производства в развитом капиталистическом обществе, получившем название «Концепция научного управления» (Scientific Management) Ф. У. Тейлора.

Рассмотрим основные вехи эволюции школ и направлений научного менеджмента, а также связанные с ними проблемы и направления зарубежной прикладной психологии и смежных наук (табл. 1).

^ Классическое направление менеджмента. Концепция научного управления Ф.У.Тейлора. Менеджмент (от англ, management - управление) как область практической деятельности людей возник в глубокой древности, ибо уже на заре человеческой цивилизации коллективный труд требовал специальных усилий по формированию единого замысла, координации совместной работы, выработке способов подчинения многих людей социальной цели. Однако именно в конце XIX-начале XX в. В связи с развитием капиталистического производства возникла необходимость в том, чтобы эта практическая сфера была рационализирована на научной основе. Наиболее ярко данную потребность осознал и разработал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), признанный од-

^ Таблица 1. Соотношение проблем научного менеджмента и прикладной психологии

Школы научного менеджмента

I. Классическое направление менеджмента - 90-е гг. XIX в.-40-е гг. XX в.

Управление производительностью и качеством труда каждого работника и предприятия в целом. Научное изучение и рационализация труда и управления производством. Профессиональный отбор персонала. Профессиональное обучение персонала. Проблема профессионального утомления. Профилактика производственного травматизма и аварий. Психология в нормировании труда, средств и условий работы. (Основы индустриальной психологии, хозяйственной психотехники, психологии труда, эргологии - эргономики)

II. Гуманистическое направление менеджмента, школа человеческих отношений - с 30- 50-х гг. XX в. по настоящее время

Удовлетворенность трудом и эффективность труда. Трудовая мотивация и эффективность труда. Трудовая мотивация работника и отношения в трудовом коллективе, с руководством. Лидерство и власть в производственных группах. (Социально-психологические проблемы труда в индустриальной психологии)

III. Системный и количественный подходы в научном менеджменте - 50 -70-е гг. XX в.

Представление об организации как открытой системе. Проблема принятия решений в менеджменте. Использование математических моделей в описании трудовой деятельности человека как звена системы «человек- машина». Применение теории алгоритмов, теории информации в анализе профессиональной деятельности людей. Разработка основ «Исследования операций». (Развитие инженерной психологии, проективной эргономики и обслуживающей их задачи - экспериментальной когнитивной психологии. Первые работы в области организационной психологии)

IV. Ситуационный (или релятивистский) подход в научном управлении - с 60-х гг. XX в. по настоящее время

Отказ от поиска универсальных законов управления, переход к анализу конкретных управленческих ситуаций. Разработка типологии производственных организаций. Рассмотрение каждой организации в ее развитии. Принцип относительности управленческих

Окончание табл. 1

Школы научного менеджмента

Проблемы менеджмента и прикладной психологии

Правил в сфере менеджмента и в области психологии, обслуживающей менеджмент

V. Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации - с конца 80-х гг. XX в.- по настоящее время

Системное мышление менеджера и его развитие. Теория организаций, их типы, разновидности, организационная экология. Организационная (корпоративная) культура. Тренинги персонала, управление карьерой. Развитие психологии управления (исследующей труд менеджеров), организационной психологии

Ним из классиков научного управления (наряду с Анри Файолем, Максом Вебером, Мэри Паркер Фоллет).

Ф. У. Тейлор, американский инженер-механик, прошел путь от рядового рабочего механической мастерской до главного управляющего крупной компанией по производству бумажного волокна, стал одним из первых консультантов в области менеджмента.

На своем опыте (будучи самым продуктивным станочником в мастерской) он понял причины противостояния рабочих, боровшихся с такими, как он, новаторами. Рост производительности труда какого-либо работника приводил к снижению расценок, и для получения прежней заработной платы рабочим приходилось трудиться более интенсивно. Основные публикации Тейлора «Управление предприятием» (1903) и «Принципы научного управления» (1911). Главная идея его концепции состояла в том, чтобы внести плановое начало в управление предприятием, уметь адекватно прогнозировать производственный процесс на всем его протяжении - от начала до выпуска продукции, планировать и оптимально организовывать труд каждого работника предприятия.

^ Основные принципы научного управления Ф.У.Тейлора. Тейлоровские принципы научного управления были сформулированы им в книге, вышедшей в 1911 г. (Тейлор Ф. У., 1920). Они включают следующее:

1) научное изучение труда в целях его нормирования взамен практики стихийного эмпирического установления норм выработки, опиравшейся на опыт рабочих, их инициативу, практику, которую защищали представители профессиональных рабочих союзов. Итогом научного исследования законов эффективной работы на конкретном трудовом посту было установление рациональных способов работы, «урока», т. е. объема выработки за единицу рабочего времени и требований к «первоклассному» работнику, по отношению к которому рассчитывался «урок»;

Отбор «первоклассных» работников для рационализирован-
ного вида труда и их инструктирование. «Первоклассным» работ-
ником считали человека, обладавшего необходимыми физическими
и личностными качествами, согласного выполнять все инструк
ции администрации, человека, который хочет работать и не воз
ражает против предлагаемой ему заработной платы;

Новое распределение обязанностей между администрацией
и рабочими-исполнителями. Администрация добровольно должна
взять на себя новые обязанности по научному изучению законов
каждого вида труда и оптимальной организации труда работника
в соответствии с выявленными законами. Работники должны ви-
деть свою задачу лишь в точном выполнении «урока» и предло-
женных администрацией способов работы, не проявляя дополни
тельной инициативы. Хороший работник - это хороший испол-
нитель, поощрялось отсутствие инициативы. В этом случае все
вместе (рабочие и администрация) смогут добиться выполнения
намеченных заданий;

Культивирование «духа сердечного сотрудничества» рабочих
и администрации вместо противостояния, взаимного недоверия
и агрессии, забастовок, подрывавших экономические устои пред-
приятия, что сказывалось и на благополучии рабочих.

Тейлор предложил технологию проведения научных исследований труда в интересах его рационализации. Технология касалась исследования и оптимизации прежде всего рабочих движений, доступных внешнему наблюдению, фиксации времени их выполнения и анализу.

В частности, для каждого вида труда предлагалось:

Выбрать 10-15 рабочих особенно искусных в производстве
данного вида работ;

Рассмотреть весь ряд элементарных операций (или движе-
ний), которыми пользуется каждый выбранный работник, иссле
довать употребляемые им инструменты;

Зарегистрировать с помощью секундомера продолжительность
времени выполнения каждой операции и выбрать самый быстрый
способ выполнения данного элемента;

Выделить все «неправильные» и «лишние» (непродуктивные)
элементарные движения и устранить их из процесса труда;

Соединить все выбранные наилучшие, самые быстрые и эко-
номные движения, способы работы с наилучшими типами инст
рументов.

Разработанный таким образом способ выполнения трудовой задачи становился стандартным и на его основе определялся «урок». Далее определялся эталон «первоклассного» работника, подбирали такового, обучали его найденным способам работы, обучали инструкторов, которые должны были впоследствии подготавливать вновь набранных работников. Процедура научной рационали-

Зации должна была охватывать весь производственный цикл предприятия. Тейлор предложил и так называемую функциональную структуру управления предприятием, выделив для осуществления новых управленческих обязанностей дополнительный штат администраторов, каждый из которых должен был контролировать узкий участок работы (например, только готовить инструменты, или материал для работы, или организацию рабочего места, или контролировать время выполнения трудовых операций и т.д.).

Идеи Тейлора, возможно, остались бы незамеченными, если бы ему не удалось показать их экономическую эффективность. Рассмотрим пример реализации его принципов научного управления.

Пример. ^ Переноска чугунных болванок.

Исследования проводились Ф.У.Тейлором на Бетлехемском сталелитейном заводе. Бригада грузчиков вручную переносила чугунные болванки (отливки) из кучи во дворе компании к вагону поезда на железной дороге. Требовалось поднять болванку (массой 92 фунта, или 38 кг, если учесть, что 1 фунт = 0,41 кг), пронести ее до настила, подняться по наклонному настилу в вагон и бросить на пол. На первый взгляд эта деятельность предельно проста и открыть здесь какие-то законы оптимальной работы было сомнительно. Тем не менее Тейлор создал команду исследователей, куда входили инженеры-технологи и математики. Был выбран рабочий, согласившийся за небольшую доплату участвовать в экспериментах. Эксперименты проводились 2 года.

Удалось выявить определенные закономерности. Было установлено, что в различных видах физически тяжелой работы нет постоянного отношения между затраченным количеством энергии (выраженной в единицах работы) и утомлением, вызванным выполнением работы. Оказалось, что человек может устать до изнеможения, но сделать меньшую по объему работу, или меньше устать, но сделать больше. Все зависит от способа работы и ее распределения во времени. То есть если взять в качестве критерия, некоторой константы субъективное чувство усталости, можно эмпирическим путем найти более продуктивный способ работы. Рациональный способ работы при переноске болванок состоял в том, что следовало максимально сократить статический режим работы мышц грузчика, как наименее благоприятный, вызывающий утомление по сравнению с динамическим режимом работы мышц. Поэтому грузчику предлагалось, находясь под грузом, идти быстро, почти бежать, а возвращаться порожняком в спокойном режиме. Для работ с физической тяжестью было эмпирически установлено, что чем больше нагрузка, тем большим должен быть процент времени на отдых. Для данного случая при массе груза 92 фунта оптимальным оказалось 42 % рабочего времени находиться под грузом и 58 % - без груза. При увеличении массы груза процент времени на отдых увеличивался. Были введены периоды полного отдыха - в положении сидя на 10 минут через каждые 10-20 болванок.

Был проведен отбор «первоклассных» работников. Для установленного урока, требовавшего переносить значительный вес и проходить за

Смену расстояние в 8 миль (14,8 км, ибо 1 миля = 1852,2 м) с грузом и 8 миль без груза. Для выполнения такой работы требовались люди молодые, физически здоровые и выносливые, не очень умные, имевшие выраженное желание как можно больше заработать. Установленный «урок» оказался по силам лишь одному из восьми прежних грузчиков. Непригодных уволили, а с отобранными работниками заключили индивидуальные договоры о найме без посредничества профсоюзов грузчиков.

В результате внедрения принципов научного управления объем работы каждого человека за смену вырос с 12,5 до 47,5 т (в 3,8 раза, или на 280 %), при этом заработная плата одного работника выросла с 1 доллара 15 центов до 1 доллара 85 центов (на 61%). Компания окупила за год траты на научное исследование и получила весомую прибыль от внедрения рекомендаций Тейлора. Непропорционально малая доля роста заработной платы объяснялась Тейлором тем, что администрация имеет право на долю прибыли, ибо понесла расходы на выявление законов оптимальной работы, и, кроме того, как говорил Тейлор: некоторым людям вредно много зарабатывать. Он имел в виду, что люди низкого культурного уровня, получив крупную сумму денег, не смогут ею разумно распорядиться, проиграют либо пропьют и, таким образом, слишком сильное повышение заработной платы не будет давать ожидаемого роста производительности труда (Тейлор о тейлоризме. - М., 1930).

Пример рационализации труда был подобран Тейлором с таким расчетом, чтобы читатель смог убедиться в том, что средний малообразованный рабочий не может стихийно нащупать законы эффективной работы даже, казалось бы, в простых видах труда, и поэтому каждый вид труда должен стать объектом научных исследований и последующей рационализации. На это нельзя жалеть денег. Каждый вид труда связан с применением особых технологий, поэтому научное изучение требует мобилизации представителей разных наук, однако, если речь идет о подборе «первоклассных» работников, обладающих особым набором профессионально важных психических свойств, неизменной фигурой, необходимой для выполнения этой задачи менеджмента, может оказаться психолог.

^ Критика «научного управления» Ф.У.Тейлора. Указанное выше повышение более чем в 3 раза объема работы по сравнению с ростом заработной платы стало основанием для обвинений Тейлора и его системы научного управления в том, что хотя эта система и является последним достижением инженерной науки, но она выражает собой хищн

Серия: "Высшее профессиональное образование"

В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

Издательство: "Академия" (2011)

Формат: 60x90/16, 384 стр.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    2012
    847 бумажная книга
    Г. Х. Боронова Информативные ответы на все вопросы курса « Психология труда » в соответствии с Государственным образовательным стандартом. БикЮ - Научная книга, Шпаргалки электронная книга
    39.98 электронная книга
    Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько… - Академия, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) Mrs. Hartwells classroom adventures 2012
    1253 бумажная книга
    Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько… - Academia, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Высшее профессиональное образование 2009
    847 бумажная книга
    Пряжников Н. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного… - Академия, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) 2007
    994 бумажная книга
    Г. Х. Боронова, Надежда Владимировна Прусова Информативные ответы на все вопросы курса - Научная книга, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Шпаргалки 2008
    бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич для бакалавров и специалистов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебномпособии отражены история дисциплины… - Питер, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Учебное пособие 2017
    732 бумажная книга
    Толочек В. Психология труда. Учебное пособие Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история… - Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) 2016
    763 бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич Психология труда одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины… - ПИТЕР, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) Учебник для ВУЗов 2017
    828 бумажная книга
    Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. 2-е изд Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) 2017
    663 бумажная книга
    Владимир Алексеевич Толочек Психология труда. Учебное пособие Психология труда – одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) Учебное пособие. Стандарт третьего поколения (Питер) электронная книга 2016
    618 электронная книга
    Пряжникова Е. Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров - Юрайт-Издат, ООО, (формат: Твердая глянцевая, 520 стр.) 2016
    1286 бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич Психология труда. Учебное пособие для бакалавров и специалистов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, перспективы дальнейшего… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) Учебное пособие 2019
    1215 бумажная книга
    Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. 3-е издание, дополненное В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, а также возможные… - Питер, (формат: 60х90/16, 480 стр.) учебное пособие 2018
    1387 бумажная книга
    Толочек В. Психология труда. Учебное пособие В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, перспективы дальнейшего… - Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) 2019
    1383 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

      психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

      Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19 20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Большой Энциклопедический словарь

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности. П. т. тесно связана с социологией труда, эргономикой, инженерной психологией, прикладной математикой, кибернетикой и др. науками. Важнейшие… … Российская энциклопедия по охране труда

      Наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности; анализирует процесс труда, исследует, как способность к обучению, навыки, упражнения, смена работы обусловливают процесс труда, и применяет результаты… … Философская энциклопедия

      Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование… … Психологический словарь

      Англ. psychology of labour; нем. Arbeitspsychologie. Отрасль психологии, изучающая псих, деятельность и личность индивида в процессе труда. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности, их зависимости от общественно исторических и конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19 20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой… … Большая советская энциклопедия

      Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже XIX XX вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Энциклопедический словарь

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности. Она анализирует процесс труда; изучает психологические особенности трудовой деятельности человека; исследует, как способность к обучению, навыки,… … Профессиональное образование. Словарь

    Фильмы

    • Звездные амазонки , 2008 - Почему на 400 человек, побывавших в космосе, приходится лишь 50 женщин? Мужчины с трудом терпят женщин даже на обычном корабле, а на космическом – тем более. И оперируют научными данными, благо психологи и физиологи еще не пришли к консенсусу по данному вопросу. Физиологи считают, что женщин и мужчин должно быть поровну. Женщины более стрессоустойчивы, а значит, хороши при длительных перелетах. В их организме меньше железа, они меньше подвержены радиации. Мужчины лучше переносят взлет и посадку, быстрее принимают решения. У мужчин более крупные вены, циркуляция крови более активная, меньше головокружений. Психологи думают, что в мужском коллективе нет повода для конфликтов. Присутствие женщины заставляет мужчин соперничать. Почему мужчины в нашей стране открыто или подспудно противятся полетам представительниц противоположного пола в космос? Какие суеверия существуют вокруг пребывания представительниц слабого пола в звездном пространстве? Об этом рассказывает фильм.

    3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

    В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

    Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

    Формат: djvu / zip

    Размер: 5,6 Мб

    Предисловие 3

    Глава 1. Краткая история возникновения и развития психологии труда 5

    1.1. История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX-первой половины XX в...

    Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

    Разные афоризмы

    Если ты становишься похож на фотографию в паспорте, значит тебе пора в отпуск.

    Цитаты и Статусы со смыслом

    Самый страшный наркотик - это задница.На нем сидят абсолютно все.

    Приколы из школьных сочинений

    Кобра - это змея, для которой укус человека смертелен.

    «О. Г. Носкова ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, ...»

    ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 2

    О. Г. Носкова

    ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ

    ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА:

    ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин

    в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.

    Ключевые слова: психология труда, инженерная психология, эргономика, историко-психологический анализ.

    The Author discusses the subject, main problems, the social status of psychology of labour, engineering psychology and ergonomics, a parity of these directions of the Russian science in the second half of the ХХ-the beginning of the XXIst century.

    Keywords: psychology of labour, engineering psychology, ergonomics, historicopsychological analysis.

    Статус научных дисциплин, их название, востребованность со стороны общества, как известно, могут меняться в разные периоды жизни страны. Периодически возникает потребность историко-научной рефлексии их генеза, современного состояния и тенденций развития.

    В настоящее время такая потребность стала особенно актуальной в связи с разработкой нового государственного образовательного стандарта подготовки психологов-бакалавров. Ранее действовавший стандарт (2-го поколения, принятый в 2000 г.


    ) предполагал преподавание «Психологии труда» в качестве федерального компонента подготовки, тогда как дисциплины «Инженерная психология» и «Эргономика» были отнесены в раздел региональных разделов учебного плана (Государственные…, 2002). Таким образом, эти дисциплины были отданы на усмотрение вузов, которые могли своим решением вводить или не вводить эти курсы. В стандарте 3-го поколения, разработанном в 2009 г., в качестве общепрофессиональной дисциплины рекомендуется сводный курс «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

    Пока в университетах указанные дисциплины читались по отдельности, вопрос об их соотношении преподносился каждым преподавателем в его авторском видении. Подготовка проекта учебной программы по данному курсу потребовала от коллектива кафедры Носкова Ольга Геннадьевна - докт. психол. наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: [email protected] психологии труда и инженерной психологии МГУ выработку некоторой согласованной позиции о научном предмете, истории возникновения, задачах и методах, о теоретических основах, методологических ориентациях и тенденциях развития этих дисциплин. В этой работе нам оказались весьма полезными идеи Е.А. Климова в области историкопсихологической тематики (Климов, 1983, 1998; и др.). Е.А. Климов предложил рассматривать формы научного знания как сосуществующие с формами вненаучными. В соответствии с современными концепциями науковедения Климовым была выдвинута модель порождения нового научного знания (новых проблем, направлений, научных дисциплин, отраслей науки), предполагающая обслуживающую функциональную роль науки по отношению к потребностям общества и его насущным задачам. При этом генез новых ветвей прикладных научно-практических дисциплин предполагал разные варианты: во-первых, путь приложения к задачам практики достижений фундаментальной науки; во-вторых, постановку новых научных проблем для решения социально важных задач практики и, наконец, сложное переплетение первого и второго вариантов.

    Вненаучные формы психологического знания, по мысли Климова, в историческом времени, как правило, опережают появление научных исследований и далее сосуществуют с ними, нередко в конкурентных отношениях. Данная модель была эмпирически обоснована в исследовании зарождения научно-психологического знания о труде и трудящемся в деятельности специалистов-практиков (непсихологов) в России конца XIX - начала ХХ в., применительно к более ранним историческим эпохам и в отношении новейшей истории (Климов, Носкова, 1992; Носкова, 1986, 1997, 2001; и др.). Климовская модель развития науки как системного образования (особенно ее прикладных направлений) предполагает важную роль социальной детерминации, влияние событий гражданской истории на судьбы научных работников, научных институтов, научно-профессиональных объединений.

    Это представление позволяет не только более точно и всесторонне воссоздать прошлое науки, понять ее настоящее, но и увидеть векторы будущего развития.

    В настоящем сообщении сделана попытка обсудить общее и специфичное в научном предмете, задачах психологии труда, инженерной психологии и эргономики, динамику статуса этих дисциплин в науке и практике.

    На рисунке схематически представлены варианты соотношения обсуждаемых дисциплин, приверженцев которых при желании можно было бы более обстоятельно указать в отечественных научнопсихологических публикациях. В связи с ограниченным объемом нашего сообщения оставим «за скобками» вопрос авторства и попробуем изложить аргументы «за» и «против» каждого из вариантов в русле обозначенного выше историко-психологического подхода. НескольВМУ, психология, № 2 а) в) б г))

    –  –  –

    ко огрубляя, предмет сравниваемых дисциплин можно представить следующим образом. Вариант «а» иллюстрирует представление о психологии труда (далее - ПТ) как части общей психологии, призванной изучать психические процессы, личность и деятельность работающих людей прежде всего в области традиционно сложившихся профессий массового производства. К основным разделам психологии труда были отнесены «…психологические вопросы профессионального труда, профессионального … и политехнического обучения» (Гурьянов и др., 1957, с. 5). Кроме того, главное значение придавалось проблеме непрерывного повышения производительности труда, проблемам творчества в труде, профилактике утомления и травматизма, подбору и расстановке кадров, профконсультации молодежи, оканчивающей школу. Критически оценивался опыт индустриальной психологии капиталистических стран, указывалась несостоятельность «так называемой социальной психологии» (там же, c. 4; курсив мой. - О.Н.).

    Указывались среди прочего и «вопросы так называемой инженерной психологии, изучающей конструкцию производственных механизмов с точки зрения их соответствия психологическим закономерностям»

    (там же, с. 6). Об ИП говорили как о новой проблеме ПТ, пока еще слабо разработанной, но важной и перспективной. Такое понимание ПТ и ИП отражено в программном докладе на Московском совещании по психологии труда в 1957 г. Его авторы подчеркивали, что ПТ не является продолжением индустриальной психотехники, ибо последнюю все еще принято было трактовать по предложению В.Н. Колбановского в качестве лже- и псевдонауки (Колбановский, 1936/1992). Речь шла о восстановлении направления прикладной психологии, ориентированного на задачи индустрии, восстановлении после двадцатилетия «инобытия», запрета на психологическую практику в данной области.

    Но развитие ПТ предполагалось в русле методологических установок общей и экспериментальной психологии, в условиях отрицания всего опыта индустриальной психотехники и сохраняющегося табу на использование метода тестов. Так, например, К.К. Платонов писал в своей монографии: «Психотехника дискредитировала и затормозила развитие отечественной психологии труда, хотя в русле психотехнических работ … было много ценного для психологии труда фактического материала.

    Ценность этих работ определялась их экспериментальным характером и, что особенно важно, приближением эксперимента непосредственно к реальным условиям производства. Ликвидация психотехники в Советском Союзе была вызвана не внешними, как иногда считают, а чисто внутренними, заложенными в ней самой причинами, что убедительно было показано на совещании по вопросам психологии труда в 1957 г.

    Претендуя на роль самостоятельной науки и иногда игнорируя, а иногда активно противопоставляя свои позиции теоретическим позициям общей психологии, перестраивавшейся на основе марксистской теории отражения, психотехника лишила себя перспектив научного развития и потерпела крах» (Платонов, 1962, с. 9). На наш взгляд, противоречивость и тенденциозность подобных оценок опыта индустриальной психотехники создавала дополнительные трудности для молодых ученых тех лет, обратившихся к психолого-трудовой тематике.

    Вариант «б» обозначает иное понимание соотношения ПТ и ИП, а именно указывалось, что инженерная психология появилась в СССР в конце 1950-х гг.

    Как наука, изучающая и оптимизирующая труд человека-оператора в автоматизированных системах управления (системах Человек - Машина), а также участвующая в проектировании новых человеко-машинных систем. В учебнике, опубликованном под редакцией Б.Ф. Ломова, отмечалось, что по своим истокам ИП является «…ветвью экспериментальной психологии, и развивалась она независимо от психологии труда» (Основы…, 1977, с. 24). Оформление ИП в особую науку в нашей стране принято связывать с задачами создания военной техники и ее совершенствованием в годы «холодной войны».

    Эргономика (далее - Э) - дисциплина, имеющая междисциплинарный статус, она изучает и оптимизирует работу человека как военных, так и гражданских профессий. Э объединяет разные науки о работающем человеке, и статус каждой из них в конкретном эргономическом исследовании может быть первостепенным и/или минимальным в зависимости от решаемой практической задачи, этапа исследования и характера обследуемого вида труда. Подчеркивалось, что отечественная Э является аналогом зарубежных научных дисциплин о человеческих факторах в труде, которые получили с 1949 г. термин «эргономика» благодаря специалистам Великобритании. В случае «б» подчеркивалось относительное обособление этих трех дисциплин, имеющих свой предмет, свою особую историю, поле практических приложений. В 1950-1970-х гг. это было важно, ибо подчеркивало недостаточность программы ПТ (в трактовке 1957 г.). Главное противопоставление ИП и ПТ шло по линии содержания и орудий труда изучаемых специалистов: ПТ ограничивалась традиционными средствами труда, а ИП изучала новые, перспективные профессии - труд операторов автоматизированных систем управления различными объектами. Согласно подходу, обозначенному буквой «б», в 1960-1980-х гг. издавались учебные пособия, учебники, ориентировавшие читателя в рамках одной из указанных трех дисциплин (Введение…, 1974; Левитов, 1963; Носкова, 2004; Основы…, 1977; и др.).

    Вариант «в» сложился к середине 1970-х гг. и проявлялся в экспансии ИП на соседние области, в расширительном толковании ИП как научной дисциплины, сменившей ПТ, поглотившей ПТ (как ее исторический аналог, как область научных знаний, ранее возникшую, но утратившую свою независимость и лидерство). Это была эпоха, когда потоки финансирования ИП и ПТ были трудносопоставимыми, отражая львиную долю средств, потреблявшихся оборонной промышленностью по сравнению с гражданским сектором народного хозяйства.

    В этот период монографии и учебные пособия по ИП включали наряду с новыми темами (исследование информационных потоков и процессов переработки информации операторами, инженерно-психологическое изучение средств отображения информации, органов управления на рабочем месте оператора и пр.) и проблемы, традиционные для ПТ.

    К ним можно отнести исследование профессионального утомления и других неблагоприятных функциональных состояний в труде, вопросы обучения, тренировки операторов, профессиональный отбор операторов и др. (Инженерная…, 1964). Такое расширение тематики работ по ИП было неизбежным, поскольку ученые быстро убеждались в том, что рационализация частных сторон операторского труда недостаточна для обеспечения надежности, безаварийности работы систем Человек-Машина, необходим полноценный системный подход, рационализация всех факторов, существенных для результатов труда.

    Важность социального заказа для оборонной промышленности, видимо, создавала для психологов большую свободу действий, размышлений, используемых методов, нежели их деятельность в гражданском секторе, и это тоже привлекало молодежь в ИП. Можно было проявлять творчество, не оглядываясь на прошлое, на идеологические запреты, не боясь опасных, «заминированных» тематических зон. Своеобразие ИП проявлялось не только в особенностях изучаемых видов труда (труда операторского типа), но и в методах его изучения, в использовании новых для психологии концептуальных средств (теории информации, системы понятий кибернетики, количественных оценок трудовой нагрузки и пр.). Новые методы изучения профессионального поведения были обусловлены во многом задачей описания всех звеньев человекомашинной системы с помощью одного языка. В частности, такой единый язык был необходим на этапе проектирования новых человекомашинных систем, когда решалась задача распределения эргатических функций между человеком и машиной. Эти новации принесли с собой новые возможности, но одновременно и новые проблемы. Среди инженерных психологов оказалось много людей с базовым инженернотехническим образованием, не имевших психологической подготовки.

    Кроме того, труд операторов в армии, подразделениях ВМФ, в военной авиации был секретным объектом, и в публикациях термин «оператор»

    заменял собой чрезвычайно разные по предметному и функциональному содержанию виды труда. Читателю литературы по ИП оставалось догадываться в меру его жизненного и профессионального опыта, о каких конкретно профессиях идет речь.

    В связи с секретностью возникали проблемы адекватности экспериментальных моделей реальным видам операторского труда, т.е. усиливался разрыв между профессиональной деятельностью операторов и ее изучением в лабораторных условиях на экспериментальных моделях. Все это неизбежно порождало трудности применения экспериментальных фактов, научных обобщений в практике. Об этом писал С.Г. Геллерштейн в своих тезисах на конференцию по ИП (Геллерштейн, 1968). Режим секретности создавал трудности в подготовке кадров в области ИП, в преемственности научных подходов, в оценке достоверности и эффективности результатов исследований.

    Лидирующий социальный статус ИП (по сравнению с ПТ) был для некоторых психологов основанием, чтобы считать именно ИП правопреемницей индустриальной психотехники. Действительно, ИП отличалась не просто рационализаторской установкой, но и участием в проектировании человеко-машинных систем (т.е. максимально активным вмешательством в труд), тогда как представители ПТ ограничивались чаще рационализацией частных сторон труда либо качеств работника (Пископпель, Щедровицкий, 1996).

    Сложились два толкования статуса ИП, в отличие от ПТ, обозначенные на рисунке пунктами «г» и «д». Буквой «г» обозначен вариант понимания ИП как дисциплины, больше связанной с психологическими науками, нежели с эргономикой (комплексной междисциплинарной областью). ИП чаще выступала как «…дисциплина, исследующая когнитивные процессы, информационное взаимодействие в деятельности оператора» (Основы…, 1977, с. 7). Представители данного подхода усматривали некоторую общую зону интересов, подходов, методов исследования ИП и ПТ, но признавали и отсутствие их полного тождества или поглощения ПТ со стороны ИП. ПТ при этом обретала некоторую самостоятельность, ибо признавалось, что она решает такие задачи, которые не затрагиваются ИП (психология трудового воспитания, профориентация и пр.). ПТ понималась как некий аналог зарубежной индустриальной психологии, производственной психологии, а Э выступала скорее как проект будущей науки, нежели ее развитая организационная форма.

    Буквой «д» обозначен подход, представители которого подчеркивали большую степень тождественности ИП и Э, так как обе эти дисциплины, используемые при проектировании новых СЧМ, по необходимости руководствовались системной методологией. Задача проектирования не стояла перед ПТ, и таким образом, ПТ оказывалась относительно независимой научно-практической областью. Такой подход был ближе московским ученым (Введение…, 1974; Мунипов, Зинченко, 2001;

    и др.), тогда как подход, обозначенный буквой «г», чаще использовался ленинградскими специалистами (Дмитриева и др., 1979; и др.). Можно предположить, что сосуществование разных терминов для обозначения близких по содержанию научных (и научно-технических) дисциплин было следствием не только внутринаучных идейных расхождений их защитников, но также и желания создать свою научную школу, обосновать специальное финансирование исследований и пр. С другой стороны, разные подходы могли отражать реальную многогранность исследуемых объектов и практических задач.

    В 1980-е гг. и особенно в период горбачевской перестройки, по мере преодоления гонки вооружений, снижения остроты военного противостояния нашей страны и стран НАТО расширялось поле эргономических исследований в интересах гражданского общества. Подчеркивалось существование общих зон между ПТ и Э, ИП и Э, ПТ и ИП. При этом каждая из этих дисциплин сохраняла и особые, только ей присущие задачи. Этот вариант соотношения трех дисциплин представлен на рисунке буквой «е».

    После «мирной революции» 1991 г., с распадом СССР и возникновением Российской Федерации как самостоятельного государства, в первой половине 1990-х гг. в условиях тяжелых социально-экономических, идеологических и правовых реформ, конверсии оборонной промышленности, в значительной степени пострадали лаборатории и службы, в которых работали инженерные психологи. Резко сократилось количество защищенных по этому направлению диссертаций (Носкова, 2001). Во многих технических вузах было свернуто преподавание учебных дисциплин по ИП и Э, оказались утраченными высококвалифицированные кадры специалистов. ПТ, напротив, оказалась в более благоприятных условиях. Этому способствовала существенная трансформация данной отрасли науки, речь идет о работах многочисленных ученых, научных коллективов Петербурга, Москвы, Ярославля, Казани, Екатеринбурга и других городов. Важный вклад в обновление психологии труда был сделан Е.А. Климовым. В его работах, в частности в учебнике «Введение в психологию труда» (1988, переиздания 1998, 2004) дается новое определение предмета этой научной дисциплины, а именно: предлагается психологически изучать субъект труда (отдельного человека или группу людей) в процессе его развития, становления, а также искать пути психологической оптимизации функционирования его деятельности.

    Данный подход претендовал на то, чтобы исследовать все формы труда (труд самообслуживающий, потребительный, общественно полезный и труд профессиональный, охватывающий весь мир профессий), все стадии онтогенеза человека, важные для его трудового развития (начиная с дошкольного возраста и заканчивая периодом старости). Е.А. Климовым разработаны программы системного психологического изучения предметов и продуктов труда, средств и условий труда, классификация профессий как многопризнаковых объектов, полезная для практики профессионального просвещения и индивидуального консультирования по выбору профессии. Классификация профессий представлена в расширенном варианте (включающем около 100 признаков) и в краткой форме для школьников (из 16 признаков), эмпирически доказано существование достоверных различий образа мира у представителей разнотипных профессий (Климов, 1995). Исследования человека как субъекта труда способствовали тому, что центр внимания психологов смещался от изучения профессионального поведения, а также традиционных для ПТ профессионально важных качеств, свойств как устойчивых характеристик индивидуальности к психическим регуляторам деятельности работающего человека. Психология труда обогатилась научным знанием о таких явлениях, как профессиональный опыт, содержание сознания и самосознания субъекта труда, перцептивная картина мира, типичная для представителей разных профессиональных групп, мотивы и смыслы труда, профессионально-специфичные приемы саморегуляции функционального состояния, профессиональное общение, профессионально-специфичное мышление и его проявления и пр.

    При поддержке Е.А. Климова удалось приступить к научной реабилитации отечественной индустриальной психотехники и конструктивно использовать ее опыт в современных исследованиях и практике (Носкова, 1997). Психология труда (и проблемы, которые она традиционно разрабатывала) оказалась полезным фундаментом для прикладной психологии, активно внедрявшейся с конца 1980-х гг. во все сферы общественной жизни. Психологические службы действуют в настоящее время на железнодорожном и автомобильном транспорте, в военной и гражданской авиации, морском флоте, на крупных промышленных предприятиях, атомных электростанциях, в сфере финансов и торговле, в медицине, органах правопорядка, в системе общего и специального образования, в организациях профессионального спорта, в учреждениях культуры и искусства - короче говоря, везде, где люди заняты профессиональным трудом. Речь идет не о голословном утверждении, а о фактах, подтвержденных, в частности, материалами Межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в МГУ в 2005 г. (Прикладная…, 2005). В течение последних 10-15 лет психологическое изучение человека как субъекта труда в обязательном порядке стало учитывать особенности той объемлющей эргатической системы, звеном которой он неизбежно является. Возрос интерес психологов труда к изучению совместных форм труда, социально-психологическим феноменам в труде. Оформляется проблематика «социальной психологии труда»

    или «психосоциальный подход» (Журавлев, 2005; Орлова, 2008; и др.).

    Системная методология, принятая на вооружение представителями ИП и ПТ, находит применение не только в изучении отдельного субъекта труда, систем Человек-Машина, Человек-Машина-Среда, но и в исследовании всей производственной организации как социотехнической системы. Усиливаются процессы интеграции научных исследований и практически ориентированных работ в области психологии труда, психологии управления, организационной психологии, экономической психологии, психологии личности.

    Завершая обсуждение трех ветвей прикладной психологии в свете изложенных выше соображений, скажем, что в настоящее время в нашей стране соотношение ПТ, ИП и Э приближается к варианту, схематически обозначенному на рисунке буквой «ж». Проблематика учета человеческого фактора в проектировании новой и рационализации существующей техники должна, безусловно, сохраниться, но быть более согласованной с системой представлений, опытом психологии труда. Не стоит в будущем «умножать сущности» и противопоставлять теорию и практику в области базовых проблем (например, проблемы профотбора), имеющих якобы принципиально особое своеобразие в труде оператора по сравнению с другими видами труда. Инженернопсихологические проблемы могут разрабатываться в рамках трансформирующейся ПТ как объемлющей научной дисциплины. У Э, ИП и ПТ могут быть общие зоны, но это не означает поглощения психологии труда эргономикой или эргономики со стороны психологии труда или инженерной психологии. Усиление статуса ПТ в 1990-е гг. по сравнению с ИП отражает (смеем надеяться) реальный рост прав личности в системе общественных отношений.

    Направления прикладной психологии в области хозяйственной жизни оказываются не случайными, но закономерно порождаются требованиями практики. Для индустрии заказ в отношении исследований прикладных психологов оформляется в работах представителей научного менеджмента. В начале ХХ в. индустриальная психотехника и комплексные исследования труда и трудящихся порождались запросами со стороны классической школы научного управления.

    Школа «человеческих отношений» была стимулом для развития социально-психологических прикладных исследований, психологии управления. Системный подход в научном управлении 1950-1970-х гг.

    (и за рубежом, и в нашей стране) способствовал становлению инженерной психологии и эргономики. Ситуационные теории менеджмента 1970-1980-х г. привели к оформлению организационной психологии.

    В настоящее время в области научного менеджмента ведущее место занимают концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации. Именно в таких организациях, ориентированных на использование наукоемких технологий, ключевую роль снова (как во времена Ф.У. Тейлора) играет «первоклассный» персонал, но в наше время это персонал, способный к постоянному совершенствованию.

    Именно психология труда (конечно, в союзе с психологией развития, акмеологией, педагогической психологией, психологией личности, социальной психологией) оказывается отраслью науки, способной ответить на социальный запрос, запрос со стороны научного менеджмента. Именно в этой дисциплине накоплены (при этом учитывается и опыт индустриальной психотехники) и готовы к использованию, совершенствованию идеи, методы выявления профессиональных компетенций и компетентностей работников, опыт управляемого развития профессионального мастерства, профессионализма.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1974.

    Геллерштейн С.Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии // Проблемы инженерной психологии: Мат-лы II Всесоюзн.

    конф. по инженерной психологии. М., 1968. Вып. 1-2.

    Государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы подготовки бакалавров: Гуманитарные и социально-экономические специальности / Под общ. ред. В.А. Садовничего, А.М. Салецкого. М., 2002. С. 191-233.

    Гурьянов Е.В., Ошанин Д.А., Чебышева В.В. Современное состояние и задачи психологии труда // Тез. докл. на совещ. по вопросам психологии труда. М., 1957.

    Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.

    Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М., 2005.

    Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М., 1964.

    Климов Е.А. Психология труда, как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопр. психологии. 1983. № 1. С. 102-108.

    Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

    Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. 2-е изд. М., 1998; 3-е изд.

    Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.

    Колбановский В.Н. Так называемая психотехника (1936 г.) // Психол. журн. 1992.

    Т. 13. № 3. С. 162-165.

    Левитов Н.Д. Психология труда: Учебник. М., 1963.

    Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. М., 2001.

    Носкова О.Г. Психологические знания о труде и трудящемся в России конца XIX - начала ХХ века: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986.

    Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957) / Под ред.

    Е.А. Климова. М., 1997.

    Носкова О.Г. Тенденции развития психологии труда и смежных прикладных психологических дисциплин в России последнего десятилетия // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2001. № 4. С. 46-56.

    Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Климова. М., 2004.

    Орлова М.Ю. Актуальность психосоциального подхода для современной психологии труда // Личность и морская профессия: психологический взгляд. Сб. науч.

    Б1.Б.1 История. Общая трудоемкость дисциплины Составляет 3 з.е.,108 час. Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины формируются сле...»

    «Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия" Владивостокский филиал Федеральное архивное агентство Россий...»

    «Направление ПОДГОТОВКА СЛУЖИТЕЛЕЙ И РЕЛИГИОЗНОГО ПЕРСОНАЛА ПРАВОСЛАВНОГО ООП ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Название Сектоведение дисциплины Целью освоения дисциплины "Сектоведение" является ознакомление студентов Семинарии с историей нехристианских религий и систематизация представлений в данной области исторического знания.Задачи: позн...»

    «Исторические науки 47 11. Коноплева С.В. Либеральные реформы 1908-1911 гг. в Великобритании в оценках современников: дисс. . канд. ист. наук. – М., 2014. – 216 с.12. Литвинова Е.А. Историко-правовые аспекты парламентской реформы в Великобритании в начале ХХ века: автореф. дисс.. канд. ист. наук. – Рязань, 20...»

    «Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования "Урюпинский колледж бизнеса" ГУСИ № 3(10) спецвыпуск Студенческая газета декабрь 2015 года. Сегодня НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС...»

    «М. Г. Косменко ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА – РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КАРЕЛИИ Общие замечания о теории изучения этносов и этнической истории числу наиболее сложных и дискуссионных пр...»