Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Вс рф основные предпосылки реформ. Реформа Вооружённых Сил РФ. Нормативно-правовая база реформы

Главными факторами, влияющими на военное строитель­ство, являются геостратегическое положение государства, п также характер и особенности военно-политической си­туации в мире. Для того чтобы определить направленность поенного строительства, необходимо правильно оценить, су­ществует ли опасность военной угрозы для страны, каковы ее источники, масштабы и характер. Иначе говоря, требует­ся взвешенная оценка реальной военно-политической обста­новки и перспектив ее развития.

После окончания «холодной войны» военно-политическая обстановка в мире существенно изменилась. Ушло в прошлое острое противоборство двух систем. Угроза крупномасштаб­ной войны значительно ослабла, хотя локальные столкнове­ния (в основном на межнациональной почве) по-прежнему существуют. Россия не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего потенциального врага, но и она втя­нута в конфликты. Свежий пример - разрешение грузино- южноосетинского конфликта в августе 2008 г.

Кроме военно-политических причин необходимость рефор­мы Вооруженных сил на современном этапе диктуется и со­ображениями экономического характера. Жизнь требует при­нести Вооруженные силы в соответствие с уровнем экономи­ческих возможностей государства.

Начиная с 1990-х гг. в России наблюдается резкий демо­графический спад (снижение рождаемости). Это также дик­тует целесообразность реформы. Требуется значительно умень­шить число федеральных ведомств, имеющих воинские фор­мирования, перейти к смешанной, а затем к контрактной си­стеме комплектования частей. При сокращении Вооруженных сил эта вполне реальная перспектива становится шагом к про­фессиональной армии.

Основная цель рассматриваемой реформы армии - повысить обороноспособность страны и привести войска в соответствие с требованиями времени.

Конечный результат преобразований - повышение управ­ляемости армии, оптимизация ее состава, структуры и числен­ности, ц 0 самое главное - повышение ее профессионального уровня.

Современная армия требует достижения оптимальных характеристик численности, боевому составу, по организационно-штатным структурам, системам управления и всем видам обеспечения. Одно из непременных условий реформы Оптимизация расходов материальных ресурсов, направляемых на обеспечение боеготовности, эффективное их использование на основе взаимосвязанного, скоординиро­ванного действия всех компонентов военной организации государства

основой проведения военной реформы стал Указ Президента от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федера­ции и совершенствованию их структуры» (утратил силу в со­ответствии с Указом Президента РФ от 29 июля 2008 г. № 1139) в настоящее время разрабатываются новые подхо­ды к военной реформе, связанные с изменением структуры, состава и численности Вооруженных сил.

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных сил с учетом внешнеполитической обстанов­ки и возможностей экономики нашей страны, определены основны е положения политики государства в области воен­ного строительства. Все эти моменты изначально нашли свое отражение в документе под названием «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации», утвержден­ном Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (с изменениями от 10 января 2000 г.). Данный документ опреде­лил, что Россия не стремится поддерживать паритет (равен­ство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими госу­дарствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь страны для предотвра­щения агрессий.

В августе 2005 г. Президент РФ В.В.Путин подписал осно­вополагающий документ «Основы (концепция) государст­венной Политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», излагающий принципи­альные Положения по указанному вопросу.

В соответствии с данной концепцией структурно армия должна Подразделяться на два компонента: стратегические ядерные силы (силы сдерживания) и силы общего назначе­ния.

Стратегические ядерные силы по типу и структуре должны сохранить принцип существующей в настоящее время триады: ракетные войска стратегического назначения, мор­ские стратегические ядерные силы и авиационные стратеги­ческие ядерные силы. Однако во главу угла поставлено фор­мирование единой системы разнородных сил, включающих стратегическую и тактическую составляющие, а также раз­работка и создание новых, неядерных средств стратегическо­го сдерживания. Большое внимание будет уделяться интен­сивному развитию высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Опыт военных действий наглядно продемонстри­ровал, что неядерные средства (крылатые ракеты различных видов базирования и высокоточное оружие авиации) способны решить исход не только боя или операции, но и кампании, и даже войны. В этой связи необходим новый подход к со­кращению ядерного арсенала. Стратегическое ядерное ору­жие должно ограничиваться и сокращаться с условием учета совокупного (ядерного плюс неядерного) потенциала.

Обязательным требованием к силам сдерживания являет­ся дальнейшее совершенствование, повышение надежности и быстроты действия системы управления стратегическими ядерными силами.

Процесс обеспечения военной безопасности силами сдер­живания должен быть подкреплен как высоко подготовлен­ным личным составом, так и соответствующим состоянием вооружения и военной техники. Соблюдение этих условий позволит успешно действовать в любых условиях складыва­ющейся обстановки, в том числе при ведении операций с ис­пользованием обычного оружия.

Основу сил общего назначения должны составить вы­сокомобильные соединения и части постоянной готовности, укомплектованные профессиональным личным составом на контрактной основе. Они должны осуществлять функции неядерного сдерживания и з мирное время, и в тревожные для страны периоды, надежно защищать страну от возмож­ного воздушного нападения, отражать агрессию в локальной войне, обеспечить проведение мероприятий мобилизации и развертывания главных сил при ведении крупномасштаб­ных войн.

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146 утверждена новая Военная доктрина России, а также документ «Основы государственной политики в об­ласти ядерного сдерживания до 2020 года». Новая доктрина состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие положения Военной доктрины. Во второй части пере­числены внешние и внутренние военные опасности и угрозы, стоящие перед Российской Федерацией. К новым российским угрозам отнесены: расширение НАТО, распространение ору­жия массового поражения, международный терроризм и борь­ба за топливно-энергетические ресурсы. В третьей части рас­сказываются основные задачи военной политики России, сре­ди которых недопущение гонки вооружений, предотвращение и сдерживание любых военных конфликтов. Четвертая часть Военной доктрины посвящена совершенствованию оборонно- промышленного комплекса. России требуется современная и хорошо оснащенная армия с высокой боевой мощью.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основной фактор, влияющий на военное строитель­ство государства.

2. Каковы предпосылки проведения реформы Вооруженных сил в России?

3. Назовите основную цель реформы Вооруженных сил в РФ?

4. Каковы правовые основы проведения реформы Вооруженных сил в РФ?

Выделите основные направления реформирования стратегиче­ских ядерных сил и сил общего назначения.

В октябре 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков объявил о грядущем реформировании российской армии. Изначально руководство военного ведомства весьма поверхностно обрисовало изменения, которые ожидают Вооруженные силы. Но постепенно чиновники начали раскрывать свои планы более детально. Появились и недовольные, которые уже пытаются бороться с реформой самыми неординарными методами. Попробуем представить, какой станет в перспективе российская армия и чем это будет чревато для нее.

Численность и структура

К 2012 году все соединения и части будут переведены в категорию постоянной боевой готовности, а численность армии и флота составит 1 миллион человек. При этом за несколько лет в армии планируется сократить около 250 тысяч офицерских должностей, включая 200 генеральских. Всего же за 3 года в запас и отставку отправятся почти 120 тысяч военных, которых, по заверению Анатолия Сердюкова, обеспечат жильем и выходными пособиями, а также помогут им в трудоустройстве.

Вполне возможно, что уже к концу 2009 года в армии не останется представителей самой известной и воспетой в народе категории военнослужащих - прапорщиков. По мнению руководства Минобороны, современной российской армии они не нужны. Функции прапорщиков теперь предстоит выполнять сержантам и старшинам.

Принципиально изменится и сама структура армии. "Четырехзвенная" система управления (военный округ, армия, дивизия, полк) будет заменена на "трехзвенную" (военный округ, оперативное командование, бригада) - вместо дивизий и полков в российской армии появятся бригады.

Реформированию подвергнут даже самые известные дивизии - Таманскую, Кантемировскую и другие. Эти планы руководство военного ведомства намерено реализовать уже в ближайшее время.

Военное образование

На базе существующих 65 военных учебных заведений планируется создать 10 системообразующих вузов, включая 3 военных учебно-научных центра, 6 академий и один университет. На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов. Реформирование повлечет не только изменение подходов к обучению специалистов для армии, но и существенное сокращение офицерских должностей в военных учебных заведениях. Кроме этого, как заявил замминистра обороны РФ генерал Николай Панков, ежегодно учебные заведения Минобороны будут готовить 15 тысяч сержантов-контрактников. Их обучение с 1 февраля начнется в шести учебных заведениях, а с 1 сентября - в 48. Они будут готовиться по специальной программе за два года и 10 месяцев. Курсы сержантов-контрактников откроются на базе школ прапорщиков, которых больше не будут готовить.

Вместе с тем, планы Минобороны уже вызвали недовольство военных педагогов некоторых вузов. В частности, преподаватели и ветераны Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского выступили с открытым письмом на страницах газеты "Советская Россия", предупредив о возможности развала вуза и всей системы военного образования РФ. Планы военного ведомства по подготовке авиационных техников со средним специальным образованием, которые будут служить в войсках в звании сержантов, вызывают особые сомнения преподавателей академии. По их мнению, такой результат прямо противоречит задачам по оснащению ВВС новейшими видами вооружения и военной техники, требующими от обслуживающих специалистов соответствующих знаний и квалификации. То, что проводимые в армии реформы вызывают критику в обществе, признал и генерал Панков. По его словам, для Минобороны стали неожиданностью демонстрации в Иркутске, связанные с передислокацией Военного авиационного технического училища в Воронеж.

Впрочем, как говорится, то ли еще будет.

РВСН

Планирующееся сокращение российской армии практически не коснется офицерского корпуса ракетных войск стратегического назначения, как заявил недавно сам командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов. Ракетчики также не планируют досрочно снимать с боевого дежурства вооружение. При этом международные договоренности между Россией и США, ограничивающие ядерный потенциал обеих сторон, будут соблюдаться.

По словам Соловцова, в соответствии с Договором СНП Россия и США в 2012 году должны иметь по 1700-2200 ядерных зарядов на всех носителях - стратегических бомбардировщиках, атомных подводных лодках, стратегических ракетах. На момент заключения соглашения этот показатель превосходил установленные лимиты в 2-3 раза. Вначале, по выражению командующего, в России "очень рьяно кинулись выполнять эту задачу - за американские деньги принялись пилить, взрывать, резать". Теперь этот процесс удалось приостановить, и в перспективе, с учетом создания новых комплексов, России удастся выйти на установленные Договором СНП количественные параметры.

В области технического оснащения РВСН в целом намечаются неплохие перспективы. Так, с 2009 войска начнут перевооружение на новый ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24. Головной полк с этой ракетой в составе подвижного командного пункта и одного дивизиона планируется поставить на боевое дежурство в Тейковском ракетном соединении в декабре. Продолжится принятие на вооружение комплексов "Тополь-М". Сроки службы более старых образцов будут продлены.

В военно-воздушных силах России в период с 2009 по 2012 год планируется ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе авиабазы, а также сократить свыше 50 тысяч офицерских должностей. За три года на их основе будут созданы 55 авиабаз, основу которых составят эскадрильи. Планируется, что в 2012 году ВВС будут состоять из оперативно-стратегического командования, командования дальней (стратегической) авиации, на вооружении которой будет находиться ядерное оружие, а также командования военно-транспортной авиации и четырех командований ВВС и ПВО. Кроме этого, корпуса и дивизии противовоздушной обороны будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады - в зенитные ракетные полки. В ближайшие годы военное ведомство планирует поставить в воинские части около 100 новых вертолетов. По словам военных, это позволит повысить потенциал армейской авиации в 2,5-3 раза. Одной из самых значительных - около 30 единиц - будет партия новых командирских машин армейской авиации Ка-52 "Аллигатор".

Министерство обороны России также закупит у авиастроительной корпорации "МиГ" боевые самолеты, ранее предназначавшиеся для алжирских ВВС. Контракт, согласно которому производитель поставит военному ведомству РФ 28 многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ, уже подписан. В ближайшее время планируется заключить соглашение на поставку еще шести истребителей МиГ-29УБ. Все самолеты будут поставлены ВВС России в течение 2009 года.

В 2009 году стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3 пройдут глубокую модернизацию. Возраст самолетов сегодня составляет около 15 лет, они выработали только меньшую часть своего ресурса. На них планируется установить новые прицельно-навигационные комплексы, которые позволят применять неуправляемые средства поражения с высокой степенью точности. Кроме этого, планируется провести работы по увеличению дальности и продолжительности полета стратегических бомбардировщиков, а также усовершенствовать бортовые комплекты обороны.

Создание истребителя пятого поколения для ВВС военные хотят ускорить - в 2009 году начать испытания, а принять его на вооружение в 2015 году. Самолет будет обладать целым рядом уникальных особенностей: круглосуточность, всепогодность и скрытность применения, малая заметность и длительный сверхзвуковой полет. Он получит новую бортовую навигационную станцию и высокоэффективную автоматизированную систему обороны. Как заявил недавно вице-премьер России Сергей Иванов, Россия "уже близка к созданию прототипа первого самолета опытной партии".

Количество частей военно-морского флота России должно сократиться с 240 до 123. В первую очередь реформы затронут Балтийский флот, где уже в 2009 году должны быть ликвидированы все кадрированные части. Офицерский состав будет сокращен в 2-2,5 раза.

Тем не менее, по данным "НВО", до 2020 года российский флот должен получить 8 стратегических подлодок и 12 обычных, а также 41 надводный корабль. Также не исключено, что базы российского флота появятся в других странах. Так, по некоторым данным, Россия уже ведет переговоры о размещении боевых кораблей на острове Сокотра (Йемен), в Тартусе (Сирия) и в Триполи (Ливия).

Тартуса (Сирия)

В 2009 году ВМФ намерен поставить на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты морского базирования "Булава", а также завершить их испытания и начать серийное производство. Часть испытательных пусков планируется осуществить с борта новейшей атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", которая также должна быть принята на вооружение в 2009 году.

Впрочем, перспективы "Булавы" все еще вызывают сомнения. Именно 2009 год, судя по всему, будет решающим для новейшей российской ракеты. Минувший для нее закончился печально - последний пуск, состоявшийся 23 декабря 2008 года, был признан неудачным, поскольку при включении третьей ступени произошел сбой, в результате которого "Булава" самоликвидировалась. Из-за этого число испытаний ракеты в 2009 году увеличат до 5 и более. Продолжится строительство субмарин проекта 677 "Лада", которые из-за малой шумности называют "черными дырами". При создании субмарин использовано более 120 инновационных технологий, в результате чего "будет получен абсолютно новый продукт".

Сухопутные войска

Вместо 23 общевойсковых дивизий в сухопутных войсках российской армии останется 12 мотострелковых бригад. Кроме этого, будут созданы 39 общевойсковых бригад, 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад войск армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы.

Сейчас, по некоторым данным, сухопутные войска РФ насчитывают 1890 воинских частей, а после реформы останется 172 части и соединения. Их численность уменьшится до 270 тысяч военнослужащих. Тем не менее, руководство военного ведомство убеждено, что от таких преобразований сухопутчики только выиграют. По мнению начальника Генштаба Николая Макарова, воинские части теперь станут более самодостаточными и смогут автономно и изолированно выполнять любого рода задачи.

К 2015 году пять ракетных соединений сухопутных войск обещают перевооружить комплексами "Искандер-М", два соединения - новыми реактивными системами залпового огня "Ураган-1М", а также поставить в войска новые танки.

Искандер-М

Основной упор военные намерены сделать на поставки современных средств разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, высокоточного оружия, автоматизированных систем управления и беспилотных авиационных комплексов. В прошлом году "сухопутчики" обижались на некоторую недооценку их значения в современной войне. Августовские события в Южной Осетии дали им возможность показать, что списывать со счетов пехоту пока еще рановато.

Тыловые структуры

Центральный аппарат тыла в рамках армейской реформы ожидает сокращение на 70 процентов. Сохранить планируется всего 300 должностей, 40 процентов которых будут занимать гражданские специалисты. Также планируется расформирование ряда тыловых баз и складов, в результате чего будет сокращено 12,5 тысячи человек.

Вместе с тем, именно с этими планами связывают недавнюю отставку начальника тыла Вооруженных сил, заместителя министра обороны РФ генерала Владимира Исакова, который возглавлял тыл Вооруженных сил с 1997 года. Неофициальная информация о том, что Исаков, недовольный грядущими преобразованиями, подал в отставку, появлялась в СМИ еще 29 ноября 2008 года.

Военная медицина

Весьма ощутимой будет реформа для военно-медицинских структур, равно как и для самих врачей в погонах. Их численность, по некоторым данным, сократится примерно на 30 процентов. Многие должности станут гражданскими. В основном сокращение должно коснуться узких специалистов, которые не нужны в полевых условиях. Значительно уменьшится и количество госпиталей - со 195 до 129, а также военных поликлиник - со 124 до 41. Кроме этого, будут ликвидированы 5 санаториев и домов отдыха Минобороны РФ, а также 17 лазаретов.

Планируется, что до 2013 года будут закрыты все военно-медицинские институты. В частности, Саратовский и Самарский должны прекратить свою деятельность к 2010 году, Томский - к 2011 году, а Государственный институт совершенствования врачей Минобороны - к 2013 году.

При этом, как заявил в интервью "АИФ" генерал-лейтенант медицинской службы Владимир Шаппо, сейчас в военных госпиталях и поликлиниках обслуживается около 7 миллионов человек, включая отставных военнослужащих, и лишать их этого права никто не собирается. Однако в гарнизонах, где не будет войск, теперь нет и необходимости содержать госпиталь или поликлинику. Также военные не видят нужды в госпиталях, расположенных неподалеку друг от друга.

Откровенный секрет

Военная реформа, анонсированная сравнительно недавно, уже успела обрасти неожиданными слухами и сплетнями. Самым интересным среди новостей на эту тему стало известие о том, что начальник Генштаба Николай Макаров еще 11 ноября 2008 года подписал директиву "О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ". Появление этого документа якобы было вызвано нарастающим недовольством среди офицеров. Нарушителям режима секретности угрожали увольнением и уголовным преследованием.

Впрочем, в Минобороны новость о грозной директиве сразу же поспешили опровергнуть. Не исключено, что это действительно была искусно запущенная кем-то "утка". Хотя, вполне вероятно, что опровержение директивы напрямую связано с исполнением ее же требований - для большей секретности.

Трудный финансовый фактор

Российское руководство уже дало понять, что на перевооружение армии денег теперь жалеть не будут - с 2009 по 2011 годы на эти цели выделят около 4 триллионов рублей. Один триллион рублей, который используют для закупки новой военной техники и вооружения, будет выделен Министерству обороны в 2009 году. А проект новой многообещающей госпрограммы вооружений, рассчитанной на 2011-2020 годы, должен быть представлен в правительство не позднее февраля 2010 года. Пока же, если верить военным, дела с перевооружением некоторых армейских структур обстоят не совсем гладко. В частности, как заявил 21 января 2009 года в интервью главному изданию Минобороны "Красная звезда" командующий инженерными войсками генерал-лейтенант Юрий Балховитин, образцы современной и перспективной инженерной техники поступают в подчиненные ему воинские части в единичных экземплярах, а укомплектованность ими не превышает 20 процентов.

Генерал также сообщил, что согласно государственной программе вооружения на 2007-2015 годы на закупку средств инженерного вооружения было запланировано значительно меньше средств по сравнению с заявленной потребностью. В 2008 году оборонный заказ на 2009-2011 годы был увеличен. Однако рост цен не позволит войскам закупить даже те средства инженерного вооружения, которые планировалось. Расходы на оргштатные мероприятия военные чиновники, судя по всему, также рассчитали не совсем правильно, а озвученные некогда сроки реализации планов по приданию армии нового облика могут быть отложены.

Как сообщил недавно "Интерфакс" со ссылкой на источник в столице, к 1 февраля военные планировали завершить преобразования в главных и центральных управлениях Генштаба и изменить структуру тыла Вооруженных сил. Однако теперь они вынуждены признать, что провести столь масштабные мероприятия в эти сроки вряд ли удастся, равно как и перевести большинство войск на бригадную структуру к 1 июня 2009 года. Сокращение штатов Вооруженных сил также может быть отложено, поскольку, по словам собеседника информагентства, на проведение этих мероприятий "требуются колоссальные средства, и с учетом планов по корректировке федерального бюджета 2009 года, по всей видимости, сроки их проведения также будут скорректированы".

Реформа может основательно упереться и в пресловутый "квартирный вопрос". Ведь по российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем, нехватку которого Минобороны ощущает уже многие годы. Нуждающихся в жилплощади в армии сейчас более 130 тысяч человек. Из года в год цифра практически не меняется, поскольку освободившиеся места занимает очередное пополнение.

Начальник Генштаба ВС РФ генерал Николай Макаров уже объявил, что военнослужащим, которые будут досрочно уволены из армии, предложат переселиться в Сибирь, на Дальний Восток, в Татарстан и Башкирию. Впрочем, можно себе представить, какую реакцию среди офицерства вызовет попытка практической реализации этих планов. Однако, несмотря на все трудности, можно не сомневаться - отказываться от реформирования армии руководство страны не намерено. Но теперь становится очевидно и другое - на озвученные ранее сроки реализации этих планов обращать особого внимания не стоит. То ли идеологи армейской реформы немного не рассчитали ее масштабности, то ли необходимость корректив бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом вынудила Минобороны немного сбавить темпы.

" новые мишкоходы "

Когда же именно военное ведомство сдержит свое обещание и создаст более компактную, современную и отвечающую современным требованиям армию, остается только догадываться. Да и станет ли в результате реформ служба в ней более престижной, пока тоже не совсем ясно. Ведь это зависит не только от вооружения и структуры, но и от материального обеспечения военнослужащих. А про перспективы ощутимого улучшения последнего военное ведомство пока почему-то упорно молчит.

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры” обоснована необходимость военной реформы и определены этапы, содержание и сроки военных преобразований. Военная реформа осуществляется в два этапа.

На первом этапе (до 2000 г.) произошло заметное сокращение численности ВС. Уже к концу1998 г. она составила 1,2 млн. военнослужащих. Одновременно шел процесс оптимизации структуры боевого состава Вооруженных Сил. Во второй половине 1997 г. проведено объединение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Военно-космических войск (ВКС) и войск Ракетно-космической обороны (РКО). Созданы качественно новые Ракетные войска стратегического назначения. Далее - в 1998 г. объединены Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска противовоздушной обороны (ПВО). Созданы качественно новые Военно-воздушные силы . В ходе реформы происходили серьезные изменения и в Военно-Морском флоте , хотя его структура в целом сохраняется. Крупные преобразования произошли в Сухопутных войсках .На основе соединений и частей сокращенного состава и кадра созданы базы хранения вооружения и боевой техники (БХВТ). Что важно с мобилизационной точки зрения. Реформируется оборонно-промышленный комплекс . Создаются условия для военно-технического перевооружения армии и флота. За счет объединения учебных заведений и их преобразования проведена коренная реорганизация системы военного образования .

Однако после завершения первого этапа военной реформы совершенствование военной организации страны заметно замедлилось.

Переломным в плане проведения реформы стал 2000 год. Дважды - в августе и ноябре - совет безопасности рассматривал вопросы военного строительства. Система функционирования Вооруженных Сил была признана не просто разбалансированной, а неэффективной. Проделана основательная, серьезная работа, учитывающая прогнозы развития Вооруженных Сил и экономики страны. Были определены объемы финансирования до 2010 г. с разбивкой по годам и статьям расходов. План строительства ВС до 2005 г ., представляющий собой комплекс из более, чем 30 взаимосвязанных документов, подписан Президентом РФ.

В ближайшие три-четыре года численность армии и флота уменьшится на 365 тыс. военнослужащих и 120 тыс. гражданских специалистов. Однако сокращение армии и флота никоим образом не отразится на качественном состоянии частей постоянной готовности. Главная задача преобразований - способность локализовать вооруженный конфликт на стратегических направлениях. Поскольку таких направлений у нас сейчас шесть, а военных округов семь, ПриВО и УрВО планируется объединить в один военный округ.


Крупнейшим структурным изменением станет переход Вооруженных сил на трехвидовую основу: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот - по принципу “трех стихий”. А на базе ракетных войск стратегического назначения будут созданы два рода Вооруженных Сил: РВСН и образованный путем слияния Военно-космических сил с войсками Ракетно-космической обороны.

Было принято решение и о сокращении так называемых воинских формирований других министерств и ведомств (в том числе сокращение военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования).

Понятно, что процесс реформирования названными мероприятиями не ограничится. Многое еще придется менять - будь то социальная сфера, военное образование или наука. Однако первый решительный шаг в нужном направлении сделан.

Справка : если в 90-е годы Вооруженные силы России не выходят из затяжного кризиса, то во много раз в более тяжелом положении оказались национальные армии государств-участников Договора коллективной безопасности и Союза независимых государств (СНГ). Практически повсеместно отмечается резкое снижение боевой выучки и уровня боевой готовности войск. Несмотря на наличие зачастую значительного количества вооружений, лишь весьма малая доля его пригодна к боевому использованию (за исключением Вооруженных сил Белоруссии).

Значительная часть техники находится на хранении, причем в разукомплектованном виде. Так, из вертолетов армейской авиации в воздух способны подняться лишь единицы. В частях ВВС исправных самолетов менее 30%. Многие образцы вооружений (90%) морально устарели, современных образцов военной техники в национальных армиях практически нет. Весь парк боевых машин и автомобилей не имеет аккумуляторных батарей. Боевая подготовка стала условной, так как на выход военной техники из парка выделяется в лучшем случае 5-15% горюче-смазочных материалов от потребностей.

Одной из главных причин подобного состояния дел считается слабость и некомпетентность национальной военной элиты, высших командных кадров стратегического и оперативно-тактического уровня.

Многие офицеры и генералы титульных национальностей, поспешно выдвинутые на самые высокие руководящие посты в своих армиях, не имеют необходимого опыта службы и военного образования даже оперативно-тактического уровня.

Наконец, новым государствам просто не хватает средств. Если, например, всего годового украинского военного бюджета в целом достаточно для содержания только одной боеготовой дивизии по стандартам НАТО, то в остальных республиках бывшего СССР положение еще хуже.

Выводы :

Наследники многовековой ратной славы - Вооруженные Силы России имеют четко обоснованную структуру - состоят из видов, родов войск, каждый из которых выполняет задачи по своему предназначению. На оснащении ВС РФ состоят современные, эффективные образцы вооружения, в большинстве своем превосходящие аналоги зарубежных армий.

Изменения военно-политической обстановки, задач и условий военной безопасности страны диктуют необходимость проведения комплексной военной реформы.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ………….. 5мин. 1.Напомнить тему, какие вопросы рассмотрены, цели занятия, как они достигнуты. 2.Ответить на вопросы студентов 3.Объявить итоговые оценки студентам, подвергавшимся опросу во время занятия, отметить отличившихся, указать общие недостатки. 4. Объявить тему следующего занятия, место его проведения. 5.Объявление задания на самоподготовку с указанием литературы: а)Изучить по конспекту: - предназначение, состав и задачи основных видов Вооруженных Сил и родов Сухопутных войск; - понятие объединение, соединение, часть, подразделение; - содержание этапов военной реформы Вооруженных Сил. б)Выписать в рабочую тетрадь: - со слайда диапроектора и знать наизусть схему состава Вооруженных Сил РФ; - из Боевого устава СВ, ч.2 и знать наизусть аббревиатуру сокращений мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений. При отсутствии вопросов у обучаемых задать 1-2 вопроса по пройденной теме. Обратить внимание на то, что выполнение задание будет проверено контрольной летучкой на следующем занятии.

В рамках проводимой в Российской Федерации военной реформы объективно необходимыми явились и меры по глубоким преобразованиям в самих Вооруженных Силах государства, в армии и на флоте, приведению их к новому облику в соответствии с характером и особенностями военно-политической обстановки, современными технологическими требованиями и экономическими возможностями страны.

“Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественному облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил”, - отмечено в “Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года”. В соответствии с требованиями “Стратегии” 14 октября 2008 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков огласил порядок действий министерства обороны по формированию нового облика ВС, конфигурация которого 11 сентября 2008 года одобрена президентом РФ Дмитрием Медведевым. Преобразования российской армии и флота планируется проводить в три этапа и закончить к 2020 году.

Цель начатых преобразований – привести Вооруженные Силы в соответствие с требованиями, позволяющими с необходимой надежностью решать задачи по сдерживанию потенциального агрессора, предотвращению развязывания вооруженных конфликтов и отражению агрессии с учетом экономических возможностей государства.

Новый облик российских Вооруженных Сил, как и военная реформа в РФ в целом, является требованием времени и обусловлен рядом объективных причин, основными из которых являются:

Изменение спектра угроз военной безопасности Российской Федерации;

Достижения научно-технического прогресса, появление в мире качественно новых образцов вооружения и военной техники;

Изменение характера вооруженной борьбы в XXI веке.

Армия и флот в новом облике должны быть компактными, высокомобильными, оснащенными современным вооружением и укомплектованными профессиональными кадрами. Они должны быть способны вести как классические войны, так и применять инновационные формы и способы ведения военных действий в локальных войнах, в том числе в борьбе с международным терроризмом и пиратством.

В рамках формирования нового облика Вооруженных Сил решаются пять основных задач:

1. Перевод всех формирований Вооруженных Сил в категорию постоянной готовности со 100-процентной штатной укомплектованностью;

2. Переоснащение Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

3. Подготовка высокопрофессиональных офицеров и сержантов, разработка новых программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений;

4. Переработка программно-уставных документов для организации обучения, подготовки войск, их повседневной жизнедеятельности и ведения боевых действий;

5. Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе достойным денежным содержанием, жильем.

В 2010 году завершен первый, наиболее сложный этап создания нового облика Вооруженных Сил - осуществлен переход на оптимальный трехуровневый принцип управления: объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Это повысило оперативность при подготовке войск и управляемость при выполнении ими поставленных задач.

В целях приведения военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также экономическими возможностями страны, проведены мероприятия по радикальной оптимизации органов управления, в том числе центрального аппарата, по сокращению штатной численности военнослужащих.

Сформирован новый боевой состав Вооруженных Сил: в военных округах и на флотах завершен перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением и военной техникой. Например, на Балтийском флоте, как заявил 24 мая 2011 года “Красной Звезде” командующий флотом вице-адмирал Виктор Чирков, “оптимизирована организационно-штатная структура, на качественно новых принципах повышается боеготовность соединений и частей. Сегодня все они являются частями постоянной боевой готовности, способными выполнять задачи по предназначению в кратчайшие сроки”.

Проведена большая работа по совершенствованию системы военно-административного деления РФ. 20 сентября 2010 года президентом Дмитрием Медведевым был подписан указ, согласно которому вместо прежних шести военных округов сформированы четыре качественно новые стратегические объединения – Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на объединенные стратегические командования. В состав военных округов вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. С учетом задач, выполняемых войсками, уточнена их дислокация на стратегических направлениях.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями, независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что пограничные, внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Структура ВМФ в целом сохранена, но все флоты – Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия - теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Основной задачей следующего этапа формирования нового облика Вооруженных Сил является повышение боевых возможностей группировок войск на стратегических направлениях. Для этого в ближайшее время планируется завершить формирование новых соединений и воинских частей, создать систему воздушно-космической обороны, осуществить комплекс мер по совершенствованию боевой готовности сформированных частей к выполнению боевых задач, продолжить переоснащение войск современным вооружением и техникой, строительство военных городков в новой географии базирования войск, создать фонд служебного жилья, совершенствовать систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Начался процесс вывода из состава Вооруженных Сил так называемых обеспечивающих структур, предприятий и организаций, объектов и структур, без которых их боевая способность практически не пострадает. Некоторые из них реорганизуются и акционируются, что позволит сократить число военнослужащих и гражданского персонала и одновременно получать дополнительные средства для пополнения оборонного бюджета и обеспечения социальной защиты военных.

В этом контексте идет реорганизация военно-строительного комплекса, сельскохозяйственных предприятий, реорганизация военной торговли, передача органам местной власти объектов социальной инфраструктуры (в том числе части жилищно-коммунального хозяйства, детских садов и ясель, школ, бытовых предприятий и т.д.), состоящих на балансе министерства обороны. Расходы на содержание социальной инфраструктуры порой достигали 30% расходов (около 2-3 триллионов рублей) на содержание войск, которые в новом облике Вооруженных Сил пойдут на обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

В целом, приведение Вооруженных Сил к новому облику - дело масштабное, требующее всенародной поддержки и, в первую очередь, воинов армии и флота. Весьма важным является уровень организованности личного состава, чтобы реорганизация, значительное сокращение офицерского состава, вывод из состава Вооруженных Сил обеспечивающих структур и т.д. не отразились на уровне боевой готовности войск и сил флота.

В этих условиях неизмеримо возрастают требования к офицерам-организаторам обучения и воспитания подчиненных, основным проводникам государственной политики в армии и на флоте. От их высокого морального духа и дисциплинированности, профессионализма, ответственности и инициативы в первую очередь зависит уровень воспитательного процесса, качество боевой подготовки.

Важнейшим условием успешного приведения Вооруженных Сил к новому облику является поддержание в воинских коллективах патриотических чувств, здорового морально-психологического климата. Важно добиваться осознания каждым военнослужащим государственной значимости преобразований в Вооруженных Силах, их личной ответственности за поддержание высокой бдительности и боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и оружием, укреплением воинской дисциплины и организованности.

Таким образом, в результате глубоких преобразований наши Вооруженные Силы в новом облике будут соответствовать всем параметрам современной армии, смогут выполнять весь комплекс возложенных на них задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, а также готовых к непосредственной вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников.

Первое десятилетие XXI века наглядно продемонстрировало, что «цветные революции», новые формы и методы ведения войны, так называемые сетевые или , требуют от государственного и военного руководства нашей страны переосмысления и определённой трансформации теории и практики строительства Вооружённых Сил, а также их применения в новых условиях. Следовательно, необходимость реформы объективна.

По оценкам военных исследователей в истории нашего государства семь раз проводились преобразования военной организации и более 15 раз реформировались Вооружённые Силы. И каждый раз реформы были очень сложным, ответственным и трудным процессом.

Состояние Вооружённых Сил к 2008 году характеризовалось следующими обобщёнными показателями:

Доля соединений и воинских частей постоянной готовности: дивизий - 25%, бригад - 57%, авиационных полков - 7%;

Количество военных городков для базирования - более 20 тыс.;

Численность Вооружённых Сил - 1 134 тыс. военнослужащих, в том числе 350 тыс. (31%), прапорщиков 140.000 (12%), солдат и сержантов по контракту - около 200 тыс. (17%) ;

Оснащённость современным вооружением, военной и специальной техни кой - 3-5%;