Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Основные направления в гуманистической психологии. Гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты. Недирективный метод психологического консультирования

(К.Р.Роджерс)

Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса - "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность". Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

Гуманистическая психология

Словообразование. Происходит от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos - учение.

Специфика. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Принципы. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

Человек целостен;

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

Главной психологической реальностью являются переживания человека;

Человеческая жизнь - единый процесс;

Человек открыт к самореализации;

Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Терапия. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии (логотерапия В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.

Литература. Qitmann H. Humanistische Psychologie. Gottingen: Hogrefe, 1985

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в нашей стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору "мира и любви" был горячо встречен.

Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.

Психология гуманистическая противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я". Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания коего призвана поддержать особая форма психотерапии - "терапии, центрирований на клиенте"; это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, где клиенту легче организовать свой внутренний, "феноменальный" мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования - "экзистенции".

На базе психологии гуманистической строятся некоторые направления психотерапии и педагогика гуманистическая.

Основные методологические положения психологии гуманистической:

1) человек должен изучаться в его целостности;

2) ценны не только общие, но и индивидуальное случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3) человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5) человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

6) человек не детерминирован только внешними ситуациями - он обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, коими руководствуется в выборах;

7) человек - активное, интенциональное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.

Индивидуальность рассматривается как интегративное целое - в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная человеческая характеристика - креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно знать, что такое здоровье (в психоанализе - обратный путь).

В целом психология гуманистическая не представляет единой теории - ее объединяют некие общие положения и "личностная" ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической - психология экзистенциальная.

Согласно А. Маслоу - воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует появлению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Потребности человеку "заданы" и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности. 4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. 3: Потребности, связанные с любовью и приятием - в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым. 2: Потребности, связанные с безопасностью - в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения. 1: Базовые физиологические потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некие из потребностей более низкого "блокированы".

Человек, вышедший на уровень самоактуализации - личность самоактуализуемая - оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков Как зависть, злоба, цинизм и прочее, не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию "пиковых чувств" типа вдохновения.

Итак, задача человека - стать тем, чем возможно - самим собой - в обществе, где условия не способствуют этому. Человек - высшая ценность и в конечном счете отвечает лишь за то, чтобы состояться.

Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.

В центре концепции - понятие самоактуализации, означающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.

Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться. Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества; более того, именно контроль заставляет его поступать плохо. Поведение, ведущее по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и прочее - результат страха и защиты психологической; задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, на глубоких уровнях имеющиеся у всех.

Актуализующая тенденция - потребность в самоактуализации в динамике ее проявления - причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным. Первоначально все переживания и опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через эту тенденцию. Удовлетворение приносят переживания, соответственные ей; противоположные переживания человек старается избегать. Такая ориентация ведуща, пока не формируется структура Я - самосознание. Проблема в том, что одновременно с формированием Я возникает потребность в положительном отношении со стороны окружающих и самого себя, а единственный путь выработки положительного самоотношения - это усвоение таких способов поведения, кои вызывают положительное отношение других. И ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что соответствует самоактуализующей тенденции, а тем, что может вызвать одобрение. И в его сознании в качестве жизненных ценностей будут возникать несоответственные его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Представление о себе - Я-концепция - начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе - неконгруэнтность. На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, нецельность личности, что усугубляется ненадежностью и нестабильностью "внешних ориентиров". Отсюда может возникнуть тенденция примыкать к относительно консервативным группам - близких друзей, религиозным, общественным. Но конечная цель - не стабилизация внешних оценок, а верность собственным чувствам.

Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка - с целью его развития на основе самоактуализации, а не внешних оценок - это безусловно позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие: ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что делает, - тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации, и лишь при этом условии индивид будет психологически цельным.

Как практик, К. Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность. Первоначально его терапия называлась недирективной, что означало отказ от рекомендаций предписывающего характера и веру в способность клиента самому решать свои проблемы при наличии соответственной атмосферы безусловного принятия. В дальнейшем она называлась терапией, сосредоточенной на клиенте; теперь в задачи психотерапевта входило не только создание атмосферы, но также открытость его самого, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания. Наконец, была развита личностно-центрированная терапия, где главное внимание отводилось личности как таковой; принципы ее распространились за пределы психотерапии (в традиционном понимании слова) и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и пр. Во всех случаях главным является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. humanistic psychology) - направление в западнои, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.

Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название "третьей силы"- в западной психологии.

Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, ин-тенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэр-рона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

Гуманистическая психология

Humanistic psychology). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

Гуманистическая психология

humanistic psychology) Г. п. - это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений Г. п. отдает приоритет челов. опыту и наполненной смыслом жизни разумного об-ва, к-рое соприкасается с ее воплощениями в произведениях иск-ва и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников Г. п. занимались (и занимаются) психотер., обеспечивающей привилегированный доступ к челов. опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения. Предшественники В 1920-1930-х гг., в американской психологии господствовал догматический бихевиоризм. Сторонники этого позитивистского направления считали сознательный опыт человека выходящим за рамки научного понимания. В этой неблагоприятной обстановке, в конце 30-х, появилась психология личности. После знакомства с подходами к личности представителей европейской феноменологии и нарождающегося экзистенциализма Гордон Оллпорт предложил широкую теорет. перспективу для изучения зрелого Эго и процессов его развития. Генри Мюррей развил и отстаивал в американской психологии подход к личности, отличающийся выраженной фрейдо-юнгианской ориентацией и уделяющий особое внимание недоступным для сознания глубинам души, чье содержимое могло прорываться на поверхность и в форме творчества, и в форме невроза. Сразу после Второй мировой войны были изданы книги двух др. крупных психологов - Гарднера Мерфи и Джорджа Келли, в к-рых излагались их собственные теорет. представления о личности, принципиально расходившиеся с позицией бихевиоризма. Тем временем все еще господствовавший в американской психологии бихевиоризм, в его утонченной версии Джона Долларда и Нила Миллера, стремился найти почву для объединения с психоан. (находившимся тогда на вершине славы) и, по существу, оставался в оппозиции взглядам на личность Оллпорта и Келли, к-рые отвергали как механистические положения бихевиоризма, так и биолог. редукционизм классического психоан. Психология личности, оформившаяся после Второй мировой войны в относительно самостоятельное направление, и стала той питательной средой, из к-рой возникла Г. п. Создание гуманистической психологии Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, дала начало Г. п. как общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся представители психологии личности и др. гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мерфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер, представлявшая европейскую традицию исслед., к-рую позже стали называть "перспективой времени жизни" (или "перспективой жизненного пути"); Жак Барзун и Рене Дюбуа - представители гуманизма в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие интеллектуальными лидерами этого движения. Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер Г. п. и по сей день остаются ее самыми уважаемыми фигурами. С т. зр. Роджерса, функционирование человека предполагает наличие внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение "терапевт-клиент" характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую модель мотивации человека, согласно к-рой физиолог. потребности должны быть удовлетворены прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только испорчен об-вом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о податливости человека средовому программированию. Находясь под сильным влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п. европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава "феноменологического". Влияние контркультуры Образование Г. п. как "Третьей силы" практически совпало с возникновением контркультуры "детей цветов" и употребляющих наркотики "хиппи" - феномена 60-х. В психол. аспекте, контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям Г. п. Прежде всего ее отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм, проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического "кайфа". Основатели Г. п. не стояли на позициях "антинауки". Они скорее стремились выправить уклоны бихевиоризма и психоан., чтобы создать психологию, более правдиво отражающую челов. жизнь и более полезную для ее улучшения. Движение групп встреч Движение групп встреч, к-рое оказалось в центре внимания Г. п. в 60-70 гг., имело несколько источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, к-рый до 1920 г. писал о психол. "встречах" (encounters - соприкосновениях, столкновениях) и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (его термин), к-рый он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода. Др. источником был тренинг сензитивности, созданный Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем "теории поля" в психологии. Он, фактически, является создателем совр. американской соц. психологии и, кроме того, автором методики практ. обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения - т. н. "самообучающихся групп" (self-studying groups), в к-рых психолог исполняет роль не "руководителя", а "фасилитатора" (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Нек-рые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч. Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском ин-те ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в к-ром терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании "здесь и сейчас". В Эсаленском ин-те такая "интенсивная работа в группах", оркестрованная в соответствии с принципами гештальта, - обычно в форме "уик-энд марафонов", - тж сочеталась с методиками телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, нек-рыми формами массажа, медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий. Алан Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения. Трансперсональная психология Границы Г. п. оказались тесными для иррационалистических, мистических тенденций, прорывающихся из контркультуры. Внутри гуманистического движения, не отвергая его, развилась концепция "трансперсональной психологии", к-рая открыто признавала свое тяготение к суфизму и др. формам мистицизма и сосредоточивалась на гипотетических процессах, связывающих индивидуальные сознания с духовным океаном, с к-рым они сообщаются, - отголоски идей, высказанных в свое время К. Г. Юнгом. Г. п. как общественное движение реагировала т. о. на недостаток в нашей культуре веры, надежды и милосердия, но этой своей реакцией она ставила себя в положение религии и тем самым теряла контакт с психологией как наукой. Другие аспекты гуманистической психологии Гуманистическое движение не было целиком поглощено Эсаленом и группами встреч; необходимо отметить и др. его направления, существовавшие в то время. Среди них следует назвать логотерапию Виктора Франкла - религиозно-экзистенциалистскую версию психоан. (во многом напоминающую подход Ролло Мэя), придающую особое значение челов. потребности поместить смерть и страдание в некий смысловой контекст, с к-рым можно жить, причем даже в крайне тяжелом положении. Сюда же относится трактовка Амадео Джорджи феноменологической философии Мерло-Понти: своего рода философская Г. п., почему-то так и не ставшая элементом "фасада" гуманистического движения. Еще одна мировоззренческая концепция - это интерпретация Дэвидом Бэкеном диалектически связанных принципов действия (agency) и общности (communion). Движение породило собственных критиков. В частности, Ричард Фарсен, в прошлом ученик, сотрудник и единомышленник Карла Роджерса, возражал против бездумного преклонения перед терапевтическим трюкачеством, к-рое, на его взгляд, разлагало Г. п. Были также попытки "одомашнить" движение, вернуть его в лоно академической научной психологии, реформируя на ходу саму академическую психологию в гуманистическом направлении. Психологи тж пытались преодолеть противоречия между механистической бихевиористской психологией и Г. п. Однако практ. сближение академической и гуманистической психологии не разрешило вопросов филос. характера, лежащих в основе их спора. В лагере бихевиористов Альберт Бандура расширил рамки своей теории соц. научения с тем, чтобы она отвечала основным гуманистическим интересам. В результате он создал теорию реципрокного детерминизма, в к-рой ему удалось учесть самоконтроль и личную инициативу при образовании окружающей среды человека. Секулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии Г. п. как общественное движение упорно обходила вниманием магистральный путь психол. мысли, получивший отличные "рекомендательные письма" от европейских гуманистов, а именно психологию "секулярного гуманизма". Концепция секулярного гуманизма лучше всего поддается толкованию в рамках экзистенциалистской традиции гуманистической мысли. Человек, по утверждению Паскаля, - "мыслящий тростник", слабейшее из творений природы, - и потому нуждается в Благодати Божией. В духе противоположной традиции секулярного гуманизма Шекспира и Монтеня Ницше в XIX в. и Сартр в XX в. предложили экзистенциалистские, - если судить по значению, к-рое эти философы придавали ответственности наделенного самосознанием человека, - концепции мирского, нерелигиозного гуманизма. Для религиозного экзистенциалиста аутентичная оценка положения человека в мире ведет к неизбежному признанию челов. бессилия перед лицом жизни и смерти, причем облегчить свое положение люди могут только на пути смирения перед всемогуществом Бога. Для атеистического гуманиста, напротив, надежда на Бога служит признаком регрессии к стадии детской зависимости; челов. достоинство требует опирающегося на разум признания за людьми способности самостоятельно выбирать способ своего существования в нейтральном по отношению к ним мире. Смысл человека - в его творчестве. Воззрения представителей религиозного и секулярного гуманизма на природу человека невозможно примирить, хотя и те и другие требуют в качестве предварительного условия внимания к трагическим составляющим челов. существования, полностью игнорируемым господствующим направлением в Г. п. Гуманизм и наука в психологии С самого начала XX в. разграничение наук на "науки о природе" и "науки о духе или культуре", введенное немецким философом Дильтеем, отзывалось эхом в различных направлениях совр. соц. мысли. Возможно, наиболее полно это разграничение выражается в противопоставлении перспективы каузального (причинно-следственного) объяснения, традиционно даваемого с внешней по отношению к субъекту поведения позиции, перспективе истолковательного понимания в рамках внутреннего мира самого субъекта - области интуиции, смыслов, интенций и ценностей. Каузальная перспектива, когда она применяется для объяснения челов. поведения, обеспечивает непрерывную связь наук о человеке с естественными науками о физ. и биолог. мире. Истолковательная перспектива подчеркивает уникальность челов. существ - этих обладающих культурой и способностью к символизации созданий, способных действовать с учетом прошлого и будущего, наполнять смыслом или бессмысленностью свое существование, обманываться и вводить в заблуждение др., но вместе с тем видеть друг друга насквозь. Совершенно очевидно, что обе эти перспективы применимы к человеку. Когда эти перспективы ясно обозначены, они образуют противоположные полюса знания, необходимые, подобно полюсам магнита, но не поддающиеся синтезу в единую теорию. Может быть, это все, на что мы способны в нашем теоретизировании, но не только это вызывает неудовлетворение. Подобная раздвоенность никак не помогает нам в объяснении того, что в феноменах лично выбираемого поведения смыслы или интерпретации, к-рые мы приписываем нашим характерным чертам и поступкам, на деле оказываются важными причинными факторами наших действий. Имея в виду именно этот случай, можно утверждать: в том, что касается такого исключительно челов. мира, интерпретация и каузальное объяснение должны быть каким-то образом объединены; или, говоря иначе, единственной удовлетворительной наукой о челов. опыте и деятельности должна быть наука, в к-рой герменевтическая интерпретация, соединенная с каузальным объяснением, играет главную роль. Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как "Третьей силы". Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность - отчасти из-за своих "порочных" связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, - возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения Г. п. Во-первых, Г. п. берет на себя особое обязательство - всегда быть "обращенной окнами" на актуальный челов. опыт. По мере того как психотер. становится все более технологичной, а новая когн. психол. занимается построением блок-схем обработки информ., сохраняется потребность в более пристальном внимании к челов. опыту при проведении психол. исслед. Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований чел. самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание ист. и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий. Два развивающихся направления в психол. исслед. могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию Г. п. в духе гуманистической науки, к-рый характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исслед. личности. Другое - междисциплинарное (в к-ром психология занимает центральное место) - известно под названием "развитие человека на протяжении всей жизни" (life-span human development). Развивая это направление, сторонники "перспективы времени жизни" целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между челов. жизнями в их соц. контексте и ист. изменении. Изучение развития чел. в перспективе жизненного пути тж поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психол. особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта. См. также Бихевиоризм, Экзистенциализм, Религия и психология М. Б. Смит

1. Общая характеристика гуманистического направления

2. Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

3. Феноменологическая теория Карла Роджерса

4. Личность в логотерапии Виктора Франка

5. экзистенций на психология Ролл в Мэя

Общая характеристика гуманистического направления

В гуманистической психологии человека рассматривают как сознательную и разумное существо, активного создателя собственной личности и своего стиля жизни. Человек определяется стремлением к самосовершенствованию. Сама сущность человека предопределяет его постоянное движение к творчеству и самодостаточности, если этому процессу не препятствуют обстоятельства.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они описывают феноменологию личности, а не ищут ей объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, подаются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и другие.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности является А. Маслоу, К. Роджерс и В. Франкл, Маслоу одним из первых подверг основательной критике психоанализ и бихевиоризм за их пессимистические и унизительные концепции личности. Он считал, что теория Фрейда превышает негативные патологические стороны человеческой жизни и значительно недооценивает положительные здоровые аспекты самореализации личности, ее творческие конструктивные возможности, ее нравственные принципы. Маслоу высказывался достаточно остро, в частности отмечал, что невозможно понять психическую болезнь, если нет понимания психического здоровья. Он со всей прямотой заявлял, что изучение нездоровых, плохо адаптированных, недоразвитых людей может в итоге привести к созданию только "искаженной психологии". Маслоу утверждал, что теория личности должна рассматривать не только глубины личности, но и высоты, которые она может достигать: "Психоанализ представляет человека каким-то неполноценным существом, из которого тут и там выпирают чувствительные черты и недостатки, без которых ее описание было бы неполным.. . Практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой состоит смысл, богатство и ценность его жизни, - все это Фрейд или игнорирует, или переводит в разряд патологического ".

К. Роджерс, будучи гуманистическим психологом, все же своими взглядами отличался от Маслоу по нескольким ключевым позициям. Он считал, что личность и ее поведение является функцией уникального восприятия окружения, а Маслоу постулировал, что личность и ее поведение определяются и регулируются иерархией потребностей и не считался феноменологию личности. Позиция Роджерса сложилась на основе работы с людьми, которые имели проблемы и искали психологической помощи. В своей работе Роджерс был сосредоточен на поиске терапевтических условий, способствующих самоактуализации, и экстраполировал свои выводы на общую теорию личности. Маслоу же никогда не занимался терапией. Из принципиальных соображений Маслоу сосредоточился на изучении только здоровых людей, процессы развития также были им проигнорированы. Роджерс охарактеризовал процессы развития личности в раскрытии ее врожденного потенциала. Маслоу ограничился лишь признанием того, что существуют определенные «критические стадии" жизненного цикла, в контексте которых личность в большей степени подвержена фрустрации потребностей. В чем оба титаны гуманистической психологии были едины, так это в своем видении, что личность стремится двигаться вперед и при благоприятных обстоятельствах полностью реализует свой врожденный потенциал, демонстрирующее настоящее психическое здоровье.

Гуманистическая психология - направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее - это предмет науки, а бытие - предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм - это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения гуманистической психологии:
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
6. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека.
7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

На развитие гуманистической психологии огромное влияние оказал персонализм в середине XX века. Гуманистическая наука появилась в качестве альтернативного направления всем существующим в середине века психологическим школам (бихевиоризму, персонализму и психоанализу), сформировав при этом собственную концепцию личности и этапы ее развития. Главными представителями гуманистической психологии стали: А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и Р.Мэй. Новые направления в данной науке предопределяли собственные программы через противопоставление установившимся ранее, поскольку она наблюдала неполноценность психологических направлений. Собственные же стремления способствовали разряжению внутреннего напряжения для достижения уравновешенности при взаимодействии с окружающей средой. Гуманистическая психология призывала понять непосредственно человеческое существование на уровне между философией и наукой нашего времени.

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами.

Основные идеи:

  • - человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
  • - человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
  • - главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
  • - человек должен изучаться в его целостности;
  • - каждый человек уникален.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концеиции:

  • - реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
  • - идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:

Искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концеиции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников - реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:

  • - открытостью к переживаниям и благоразумием;
  • - самоприятием и уважением к себе;
  • - интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
  • - творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
  • - насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":

  • - слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
  • - смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия..

Теория личностных черт Г. Олпорта

Основные положения гуманистической психологии сформулировал Гордон Олпорт. Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек, прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии..

Одна из наиболее современных областей психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность. чем это было предложено в теориях психоаиализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизнью. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препятствует его развитию; с другой стороны. благоприятная среда способствует развитию. гуманистический роджерс олпорт маслоу

Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.