Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Физиология школьника в физическом развитии. Организм как целостная система. Возрастные изменения структуры нейрона, нервного волокна и нервно-мышечного синапса

(ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА)

Учебное пособие

Для студентов высших педагогических учебных заведений

М.М.Безруких I (1, 2), III (15), IV (18-23),

В.Д.Сонькин I (1, 3), II (4-10), III (17), IV (18-22),

Д.А.Фарбер I (2), III (11-14, 16), IV (18-23)

Рецензенты:

доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО,

профессор А. С.Батуев; доктор биологических наук, профессор И.А.Корниенко

Безруких М. М. и др.

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. ISBN 5-7695-0581-8

В учебном пособии представлены современные концепции онтогенеза человека с учетом новейших достижений антропологии, анатомии, физиологии, биохимии, нейро- и психофизиологии и т.п. Рассмотрены морфофункциональные особенности ребенка на основных этапах возрастного развития, их связь с процессами социализации, в том числе с обучением и воспитанием. Книга иллюстрирована большим количеством схем, таблиц, рисунков, облегчающих усвоение материала, предложены вопросы для самопроверки.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 1

Учебное пособие 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ 7

Глава 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ) 7

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ 18

(ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ) 18

Глава 3. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА 28

Раздел II ОРГАНИЗМ И СРЕДА 39

Глава 4. РОСТ И РАЗВИТИЕ 39

Глава 5. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ 67

Глава 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА 82

Глава 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (МЕТАБОЛИЗМ) 96

Глава 8. СИСТЕМА КИСЛОРОДНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА 132

Глава 9. ФИЗИОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТАЦИИ 162

Глава 10. МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА 184

Раздел III ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ 199

Глава 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 199

Глава 12. СТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 203

Глава 13. РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЗГА 219

Глава 14. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА 225

Глава 15. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 248

Глава 16. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА И РЕГУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА 262

Глава 17. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА 266

Раздел IV ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 297

Глава 18. МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 1 года) 297

Глава 19. РАННИЙ ВОЗРАСТ 316

(ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ) 316

Глава 20. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 324

(ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ) 324

Глава 21. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 7 ДО 11-12 ЛЕТ) 338

Глава 22. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 353

Глава 23. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 369

ЛИТЕРАТУРА 382

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, - это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.

Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, - писал К.Д.Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже - делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д.Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков - письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

Физиология и психофизиология ребенка - необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, - психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, - считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. - Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе... физиологический (В.В.Давыдов «Проблемы развивающего обучения». - М., 1986. - С. 167).

Возрастная физиология - наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.

Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития - обучения.

Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Основные понятия возрастной физиологии:

Организм - сложнейшая, иерархически (соподчиненно) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция - специфическая деятельность органа или системы.

Физиологическая система - совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

Функциональная система - динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата).

Что касается структуры предлагаемого учебного пособия, то оно выстроено так, чтобы у студентов сформировалось четкое представление о закономерностях развития организма в процессе онтогенеза, об особенностях каждого возрастного этапа.

Мы старались не перегружать изложение анатомическими данными и в то же время считали необходимым дать основные представления о структуре органов и систем на разных этапах возрастного развития, что необходимо для понимания физиологических закономерностей организации и регуляции физиологических функций.

Книга состоит из четырех разделов. В разделе I - «Введение в физиологию развития» - раскрывается предмет физиологии развития как составной части возрастной физиологии, дается представление о важнейших современных физиологических теориях онтогенеза, вводятся базовые понятия, без которых невозможно понимание основного содержания учебника. В этом же разделе дается самое общее представление об устройстве организма человека и его функциях.

Раздел II - «Организм и среда» - дает представление об основных этапах и закономерностях роста и развития, о важнейших функциях организма, обеспечивающих взаимодействие организма с окружающей средой и приспособление его к изменяющимся условиям, о возрастном развитии организма и характерных особенностях этапов индивидуального развития.

В разделе III - «Организм как целое» - содержится описание деятельности систем, интегрирующих организм в единое целое. В первую очередь это центральная нервная система, а также вегетативная нервная система и система гуморальной регуляции функций. Основные закономерности возрастного развития головного мозга и его интегративной деятельности - ключевой аспект содержания данного раздела.

Раздел IV - «Этапы развития ребенка» - содержит морфо-физиологическое описание основных этапов развития ребенка от рождения до подростково-юношеского возраста. Этот раздел наиболее важен для практиков, непосредственно работающих с ребенком, для которых важно знать и понимать основные морфофункциональные возрастные особенности организма ребенка на каждом из этапов его развития. Чтобы понять содержание этого раздела, необходимо освоить весь материал, представленный в трех предыдущих. Этот раздел завершает глава, в которой рассматривается влияние социальных факторов на развитие ребенка.

В конце каждой главы помещены вопросы для самостоятельной работы студентов, которые позволяют освежить в памяти основные положения изучаемого материала, требующие особого внимания.

РазделIВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.

Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития, называется возрастной физиологией. Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма - от зачатия до смерти - называется индивидуальное развитие, или онтогенез.

Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза традиционно являются предметом исследования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка).

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, школьного психолога: от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Человек в своем развитии подчиняется всем основным законам, установленным Природой для любого развивающегося многоклеточного организма, и поэтому физиология развития представляет собой один из разделов гораздо более широкой области знания - биологии развития. В то же время в динамике роста, развития и созревания человека имеется немало специфических, особенных черт, присущих только виду Homo sapience (Человек разумный). В этой плоскости физиология развития теснейшим образом переплетается с наукой антропологией , в задачи которой входит всестороннее изучение человека.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Непрерывное взаимодействие и приспособление к среде обитания - общий закон существования живого. Человек научился не только приспосабливаться к среде, но и изменять окружающий его мир в необходимом направлении. Однако это не избавило его от воздействия факторов окружающей среды, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических, в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика. Ребенок должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть необходимыми навыками его сохранения.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

И наконец, физиология развития представляет собой естественнонаучную основу педагогики. При этом физиология развития неразрывно связана с психологией развития, поскольку для каждого человека его биологическое и личностное составляют единое целое. Недаром любое биологическое повреждение (болезнь, травма, генетические нарушения и т. п.) неминуемо сказывается на развитии личности. Педагог должен одинаково хорошо ориентироваться в проблемах возрастной психологии и физиологии развития: только в этом случае его деятельность принесет реальную пользу его ученикам.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - раздел физиологии, изучающий особенности возрастного развития функций животных и растительных организмов от их зарождения до прекращения индивидуального существования (смерти). В. ф. исследует в каждом периоде онтогенеза (см.) функции целостного организма, его клеток, тканей и функциональных систем.

Основные задачи В. ф.: а) изучение особенностей онтогенеза организма и его отдельных систем, присущих каждому возрасту (см.); б) вскрытие основных факторов, определяющих общую закономерность возрастных изменений организмов. Решение этих задач и создание полноценной теории онтогенеза (с учетом особенностей старения, присущих отдельным систематическим группам организмов) облегчит нахождение путей к управлению процессами жизнедеятельности организма человека на всех этапах онтогенеза (повышение физических и умственных способностей и т. д.). Эти задачи тесно сближают В. ф. с педагогикой и педиатрией (см.), с геронтологией (см.) и гериатрией (см.). Кроме того, В. ф. тесно связана с биохимией, молекулярной биологией, биофизикой, анатомией, гистологией и другими биол, науками.

У большинства низших форм животных основными периодами жизни являются эмбриональная, личиночная и взрослая стадии (у насекомых развитие сопровождается метаморфозом). У высших позвоночных периоды онтогенеза близки к человеческим.

У человека, по морфол, классификации В. В. Бунака (1965), различают следующие основные периоды онтогенеза: внутриутробный (зародышевая, предплодная и плодная фазы), младенческий, подростковый, юношеский, взрослый, пожилой, старческий и позднестарческий. По физиол, классификации И. А. Аршавского (1967) у человека различают антенатальный онтогенез с собственно зародышевым, или герминальным (1 нед.), эмбриональным (5 нед.) и фетальным (32 нед.) периодами и постнатальный онтогенез со следующими периодами: неонатальным (8 дней), лактотрофной формы питания (5-6 мес.), сочетания лактотрофной формы питания с прикормом (от 6 до 11 - 12 мес.), преддошкольного возраста (от 1 года до 2,5-3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), отрочества (от 7 до 12-13 лет), препубертатным (от 12-13 до 17-18 лет), половой зрелости (от 18 до 50-60 лет), пожилого возраста (от 60 до 75 лет), старости (от 75 до 90 лет), макробиотическим (свыше 90 лет).

Основателем отечественной В. ф. и геронтологии можно считать И. И. Мечникова, создавшего теорию старения как следствия борьбы паренхиматозной и соединительной тканей в организме и интоксикации организма продуктами гниения белков в кишечнике («Этюды о природе человека», 1903; «Этюды оптимизма», 1907). Его работы послужили основой для исследования проблемы старения и смерти. Представление о смерти как о результате истощения гипотетического «ядерного вещества» (И. Р. Тарханов, 1891) созвучное позднейшей концепцией Ж. Лева (1906).

С. И. Метальников причиной старения считал несовершенство деления ядерного аппарата клеток. Глубокое исследование раннего онтогенеза ц.н.с. и анализаторов у человека провели В. М. Бехтерев в 1884-1897 гг. и П. Ф. Лесгафт в 1884-1909 гг. Проблемы сравнительной физиологии и морфологии возрастного развития разрабатывали Прейер (1885) и Э. Бабак (1902). Основатель отечественной педиатрии Н. П. Гундобин В период с 1891 по 1907 г. создал многостороннее учение о развитии ребенка. Майнот (Ch. S. Minot, 1908) выдвинул представление о смерти как следствии ослабления к старости дифференцировки клеток и тканей.

Особенно интенсивно в нашей стране В. ф. начала развиваться в советский период. И. П. Павлов и М. К. Петрова (1936) показали роль «срыва» в. н. д. в преждевременном старении организма. А. А. Богомолец в 1912-1946 гг. разработал и обосновал теорию стимулирующей роли соединительной ткани для длительности жизни, предложил применять антиретикулярную цитотоксическую сыворотку (АЦС) для возбуждения жизнедеятельности стареющего организма, создал теорию коллоидоклазического шока как основы гемотерапии старения. И. И. Шмальгаузен (1926) открыл закономерности роста и дифференцировки развивающихся организмов и старения как следствия прекращения роста при достижении максимальных дифференцировок.

A. В. Палладии выяснил биохим, основы дифференцировок в раннем онтогенезе. А. В. Нагорный и его ученики И. Н. Буланкин и B. Н. Никитин создали теорию затухающей полноценности самообновления протоплазмы как основы онтогенеза, учение о первоначальном прогрессивном, а затем регрессивном значении нарастания структурированности протоплазмы для жизнедеятельности -организма (работы 30-70-х гг.). Д. Ф. Чеботарев и В.В. Фролькис начиная с 50-х гг. изучают онтогенез функциональных систем организма и особенности его адаптации в старости. В. В. Фролькисом (1975) выдвинута регуляционно-адаптационная теория старения, согласно к-рой нарушение регуляций рассматривается как важнейший атрибут старения. П. К. Анохиным и его школой активно изучались закономерности развития функций в онтогенезе и создана теория системогенеза (см.), в соответствии с к-рой избирательное и ускоренное созревание морфол, образований обеспечивает организму возможность приспособления к факторам окружающей среды.

Зарубежными учеными Коренчевским (V. Korenchevsky, с 1925 по 1961 г.) и К.Пархоном (40-60-е гг.) показана коллоидно-химическая и эндокринная обусловленность старения. Бине (L. Binet) иФ. Бурлиер (F. Bourliere) в 50-х гг., а также Шок (N. W. Shock, с 1942 по 1975 г.) исследовали физиол, и патофизиол. изменения в органах и системах стареющего организма. Ф. Верцар, Кертис (Н. J. Curtis) и Бьеркстен (J. Bjorksten) нашли, что нарастание межмолекулярных связей в геноме клетки и коллагене межклеточного вещества соединительной ткани организма может быть ведущей причиной старения (работы 50-70 гг.). А. Комфортом (с 1963 по 1975 г.) найдены закономерности вымирания популяций видов позвоночных в онтогенезе.

Исследования в области В. ф. на различных уровнях организации живой материи позволили установить количественные и качественные особенности возрастного развития макромолекулярных структур клеток и их отдельных органелл, характер взаимоотношения клеток и тканей, присущие каждому возрасту, а также своеобразие возрастного изменения процессов метаболизма в тканях и функциональных системах организма - в ранней молодости повышение, а затем, к старости, медленное снижение интенсивности обменных процессов. При изучении возрастных изменений нейрогуморальной регуляции и функциональных возможностей целостного организма человека и животных выявлены их качественные особенности на каждом из этапов онтогенеза, наличие высокой лабильности и пластичности, сочетающейся с «ранимостью» детского организма и значительными адаптационными возможностями стареющего организма. Особое внимание В. ф. уделяет изучению функциональной характеристики различных периодов возрастного развития организма и факторов, их определяющих, т. е. определению объективных физиол., биохим, и биофиз, характеристик («паспортов»), возрастных стандартов. Глубоко разрабатываются проблемы импринтинга (см. Инстинкт), особенностей организма в период полового созревания (см.), нейроэндокринных сдвигов в периоды женского и мужского климакса (см. Климактерический период), сложных адаптационных изменений в стареющем организме человека (см. Старость, старение). В лабораторных условиях изучаются возможности продления жизни и повышения способности полноценного самообновления протоплазмы на всех этапах онтогенеза.

Библиогр.: Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии, М., 1967, библиогр.; Богомолец А. А. Продление жизни, Киев, 1940; Бунак В. В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов, Сов. педагогика, № 11, с. 105, 1965; Возрастная физиология, под ред. В. Н. Никитина, Л., 1975; Комфорт А. Биология старения, пер. с англ., М., 1967, библиогр.; Нагорный А. В., Никитин В. Н. и Б у л а н к и н И. Н. Проблема старения и долголетия, М., 1963; Никитин В. Н. Отечественные работы по возрастной физиологии, биохимии и морфологии, Харьков, 1958; Пар-х о н К. И. Возрастная биология, пер. с румын., Бухарест, 1959; Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма, М., 1975; Burger М. Altern und Krankheit, als Problem der Biomorphose, Lpz., 1960; Curtis H. J. Biological mechanisms of aging, Springfield, 1966.

Возрастная физиология

раздел физиологии человека и животных, изучающий закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении Онтогенез а - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. В. ф. устанавливает особенности функционирования организма, его систем, органов и тканей на разных возрастных этапах. Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий или периодов. Так, развитие млекопитающих животных проходит следующие периоды: внутриутробный (включающий фазы эмбрионального и плацентарного развития), новорождённости, молочный, полового созревания, зрелости и старения.

Для человека предложена (Москва, 1967) следующая возрастная периодизация: 1. Новорождённый (от 1 до 10 суток). 2. Грудной возраст (от 10 суток до 1 года). 3. Детство: а) раннее (1-3 года), б) первое (4-7 лет), в) второе (8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки). 4. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). 5. Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16-20 лет девушки). 6. Зрелый возраст: 1-й период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины); 2-й период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). 7. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года женщины). 8. Старческий возраст (75-90 лет). 9. Долгожители (90 лет и выше).

На важность изучения физиологических процессов в онтогенетическом плане указал И. М. Сеченов (1878). Первые данные об особенностях функционирования нервной системы на ранних этапах онтогенеза были получены в лабораториях И. Р. Тарханов а (1879) и В. М. Бехтерев а (1886). Исследования по В. ф. проводились и в других странах. Немецкий физиолог В. Прейер (1885) изучал кровообращение, дыхание и другие функции развивающихся млекопитающих, птиц, амфибий; чешский биолог Э. Бабак изучал онтогенез амфибий (1909). Выходом книги Н. П. Гундобина «Особенности детского возраста» (1906) было положено начало систематическому изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека. Работы по В. ф. получили большой размах со 2-й четверти 20 в., главным образом в СССР. Выявлены структурные и функциональные особенности возрастного развития отдельных органов и их систем: высшей нервной деятельности (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. А. Волохов, Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, А. Н. Кабанов), коры головного мозга, подкорковых образований и их взаимоотношений (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, Э. Ш. Айрапетянц, А. А. Маркосян, А. А. Волохов и др.), опорно-двигательного аппарата (В. Г. Штефко, В. С. Фарфель, Л. К. Семёнова), сердечно-сосудистой системы и дыхания (Ф. И. Валькер, В. И. Пузик, Н. В. Лауэр, И. А. Аршавский, В. В. Фролькис), системы крови (А. Ф. Тур, А. А. Маркосян). Успешно разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акцелерации (См. Акцелерация) - ускорения развития организма человека.

Сформировались концепции онтогенеза и старения: А. А. Богомольца - о роли физиологической системы соединительной ткани; А. В. Нагорного - о значении интенсивности самообновления белка (затухающая кривая); П. К. Анохина - о системогенезе, т. е. созревании в онтогенезе определённых функциональных систем, обеспечивающих ту или иную приспособительную реакцию; И. А. Аршавского - о значении для развития организма двигательной активности (энергетическое правило скелетных мышц); А. А. Маркосяна - о надёжности биологической системы, обеспечивающей развитие и существование организма при меняющихся условиях среды.

В исследованиях по В. ф. пользуются методами, применяемыми в физиологии, а также сравнительным методом, т. е. сопоставлением функционирования тех или иных систем в разных возрастах, в том числе пожилом и старческом. В. ф. тесно связана со смежными науками - морфологией, биохимией, биофизикой, антропологией. Она - научная и теоретическая основа таких отраслей медицины, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология, гериатрия, а также педагогики, психологии, физического воспитания и др. Поэтому В. Ф. активно развивается в системе учреждений, связанных с охраной здоровья детей, которые организуются в СССР начиная с 1918, и в системе физиологических институтов и лабораторий АН СССР, АПН СССР, АМН СССР и др. С 1970 курс В. ф. введён как обязательный предмет на всех факультетах педагогических институтов. В координации исследований по В. ф. большую роль играют конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, созываемые институтом возрастной физиологии АПН СССР. 9-я конференция (Москва, апрель 1969) объединила работу 247 научных и учебных учреждений Советского Союза.

Лит.: Касаткин Н. И., Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека, М., 1948; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Пархон К. И., Возрастная биология, Бухарест, 1959; Пейпер А., Особенности деятельности мозга ребенка, пер. с нем., Л., 1962; Нагорный А. В., Буланкин И. Н., Никитин В. Н., Проблема старения и долголетия, М., 1963; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бодяжиной, М., 1966; Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Чеботарев Д. Ф., Фролькис В. В., Сердечно-сосудистая система при старении, Л., 1967; Волохов А. А., Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе, Л., 1968; Онтогенез системы свертывания крови, под ред. А. А. Маркосяна, Л., 1968; Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969.

А. А. Маркосян.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Возрастная физиология" в других словарях:

    Возрастная физиология - наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Задачи В.ф.: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих… … Педагогический терминологический словарь

    ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования). Жизненный цикл… …

    - (от греч. phýsis – природа и...Логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Ф. изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с …

    ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ - (от греч. phýsis — природа и lógos — учение), наука, изучающая процессы жизнедеятельности органов, систем органов и целостного организма во взаимосвязи его с окружающей средой. Ф. ж. разделяют на общую, частную (специальную),… … Ветеринарный энциклопедический словарь

    Физиология - (physiologia, от греч. physis природа + logos учение, наука, слово) – биологическая наука, изучающая функции целостного организма, его составных частей, происхождение, механизмы и законы жизнедеятельности, связи с окружающей средой; выделяют Ф.… … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

    Раздел Ф., изучающий возрастные особенности жизнедеятельности, закономерности формирования и угасания функций организма … Большой медицинский словарь

    ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - раздел физиологии, изучающий законы функционирования организма в разные возрастные периоды (в онтогенезе) … Психомоторика: cловарь-справочник

    Животных, раздел физиологии (См. Физиология) животных, изучающий методом сравнения особенности физиологических функций у различных представителей животного мира. Вместе с возрастной физиологией (См. Возрастная физиология) и экологической… … Большая советская энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ - возрастные особенности строения, функций дет. организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А. ф. о. д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно… … Российская педагогическая энциклопедия

Возрастная физиология

1. Предмет возрастной физиологии. Связь возрастной физиологии с другими биологическими дисциплинами. Значение возрастной физиологии для педагогики, психологии, медицины и физического воспитания.

Возрастная физиология – наука, изучающая закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза.

Строение и функции любого органа неразрывно свя­заны. Нельзя познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их строения. Поэтому физиология тес­но связана с достижениями анатомии человека, гистологии и цитологии. Основные жизненные закономерности присущи всему миру животных. Но в процессе эволюции формы проявления этих за­кономерностей изменялись и усложнялись. Для изучения жизне­деятельности любого организма необходимо понимание истории его видового развития – филогенеза (историческое развитие организма). Поэтому в возрастной физиологии широко используют данные эволюционного учения, про­слеживают основные этапы развития тех или иных органов жи­вотных. Отсюда становится понятной связь возрастной физиоло­гии с эволюционной физиологией.

Необходимость для педагогов и воспитателей знаний возрастных особенностей функционирования организма ребенка неоднократно подчеркивалась учеными.

Первое, что должен знать педагог- это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.

  1. Возрастные особенности развития желудка, поджелудочной железы, кишечника.

Полостное пищеварение, как известно, осуществляется в основном ферментами поджелудочной железы , но у новорожденных она развита слабо. Масса железы 2–4 г, к концу 1 года достигает 10–12 г (у взрослых – 60–115 г).

Грандулоциты поджелудочной железы новорожденного малореактивны к стимуляторам. Развитие секреции разных ферментов идет гетерохронно. Переход на смешанное и особенно на искусственное вскармливание значительно повышает секрецию и выделение панкреатических ферментов. В возрасте 2 лет хорошо стимулируется секреция протеаз, липаз и карбогидраз.

Регуляция панкреатической секреции осуществляется нервными и гуморальными механизмами. В регуляции секреции двенадцатиперстной кишки особенно велико значение характера питания. Это влияние, формирующееся с переходом на дефинитивное питание, гетерохронно для секреции разных ферментов. Большая роль в кишечном пищеварении принадлежит желчи.

Ряд основных метаболических путей является общим для большинства клеток и организмов . Эти пути, в результате которых осуществляются синтез, разрушение и взаимопревращение наиболее важных метаболитов , а также накопление химической энергии, называются промежуточным метаболизмом . Здесь приводится сильно упрощенная схема этих процессов.

Гетеротрофы, например животные и грибы, зависят от получения органических веществ с пищей. Так как большая часть этих питательных веществ (белки , углеводы , нуклеиновые кислоты и липиды) не могут утилизироваться непосредственно, они сначала разрушаются до более мелких фрагментов катаболическим путем (на схеме красные стрелки). Возникающие метаболиты (в совокупности их называют иногда «пулом метаболитов ») затем катаболизируются с высвобождением свободной энергии или используются в анаболических путях (голубые стрелки) для синтеза более сложных молекул . Из многочисленных метаболитов здесь представлены только три наиболее важных представителя – пируват, ацетил-КоА и глицерин . Эти три соединения являются связующим звеном между метаболизмом белков , углеводов и липидов . К метаболическому пулу принадлежат также промежуточные метаболиты цитратного цикла (6). Этот циклический путь играет как катаболическую, гак и анаболическую роль, т. е. является амфиболическим (см. с. ). Конечными продуктами разрушения органических веществ у животных являются диоксид углерода (CO 2), вода (H 2 O) и аммиак (NH 3). Аммиак превращается в мочевину и в такой форме выводится из организма . Наиболее важной формой запасания химической энергии в клетках является аденозинтрифосфат (АТФ , см. с. ). На образование АТФ должна расходоваться энергия, т. е. реакция является эндоэргической. В то же время при расщеплении АТФ на АДФ и фосфат высвобождается свободная энергия. За счет экзоэргического гидролиза . Большинство 3. использование этой энергии для синтеза новых необходимых соединений и совершения работы.

Метаболизм состоит из двух самостоятельных противоположных процессов:

Катаболизм - распад поступающих веществ; направлен вниз, сопровождается выделением энергии, которая аккумулируется в виде АТФ;
анаболизм - синтез сложных молекул из более простых; направлен вверх, сопровождается затратой энергии.

В молодом возрасте характерно преобладание анаболических процессов (роста) над катаболическими. Особенно это выражено после рождения и продолжается примерно до 18-19 лет. В этот период заканчивается рост органов и тканей, наступает полное формирование всего организма и процессы созидания и распада приходят в равновесие.

С возрастом начинают преобладать процессы катаболизма, что приводит к уменьшению (до полного прекращения) выработки и содержания в организме многих важнейших для жизни веществ. Например, прекращается синтез коэнзима Q10 или левокарнитина и так далее. Следствием является появление различных возрастных заболеваний, утрата жизненной энергетики, снижение возможностей внутренних органов и мышечной силы.

Восполнение дефицита таких веществ в настоящее время возможно при правильном употреблении качественных биологически активных добавок (бад).

  1. Факторы, определяющие возрастную динамику энергетического обмена.

В глубокой старости (фаза регрессивного развития) наблюдается уменьшение веса тела, а также уменьшение линейных размеров тела человека, основной обмен падает до низких величин. Причем степень снижения основного обмена в этом возрасте коррелирует, по данным разных исследователей с тем, насколько у старых людей выражены признаки дряхлости и утрачена работоспособность.

Что касается половых отличий в уровне основного обмена, то они обнаруживаются в онтогенезе уже с 6-8 месяца. При этом основной обмен у мальчиков выше, чем у девочек. Такие отношения сохраняются в период половой зрелости, а к старости они сглаживаются.

В онтогенезе варьирует не только средняя величина энергетического обмена, но и существенно изменяются возможности повышения этого уровня в условиях напряженной, например, мышечной деятельности.

В раннем детском возрасте недостаточная функциональная зрелость скелетно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем лимитирует адаптационные возможности реакции энергетического обмена при физических нагрузках. В зрелом возрасте приспособительная возможность, так же как и мышечная сила, достигают максимума. В старости исчерпываются возможности компенсаторного повышения уровня дыхания и энергообмена в условиях стресса за счет снижения ЖЕЛ, коэффициента использования кислорода тканями, снижением функций сердечно-сосудистой системы.

Повышение тонуса скелетных мышц при недостаточной активности центра блуждающего нерва в течение первого года жизни способствует повышению энергетического обмена. Роль возрастной перестройки деятельности скелетной мускулатуры в динамике энергетического обмена особенно отчетливо выделяется при исследовании газообмена людей разного возраста в состоянии покоя и при физической деятельности. Для прогрессивного роста увеличение обмена в покое характеризуется снижением уровня основного обмена и совершенствованием энергетической адаптации к мышечной деятельности. В период стабильной фазы сохраняется высокий обмен функционального покоя и значительно повышается обмен при работе, достигая стабильного, минимального уровня основного обмена. И в регрессивной фазе, разница между обменом функционального покоя и основным обменом непрерывно уменьшается, удлиняется время отдыха. Существенное значение в возрастной динамике обмена имеют изменения характера центральных регуляторов метаболизма – нервной и эндокринной системы.

Многие исследователи считают, что снижение энергетического обмена целостного организма на протяжении онтогенеза обусловлено, в первую очередь, количественными и качественными изменениями метаболизма в самих тканях, о величине которых судят по соотношению между основными механизмами освобождения энергии – анаэробным и аэробным. Это позволяет выяснить потенциальные возможности тканей генерировать и использовать энергию макроэргических связей. Тканевое дыхание в настоящее время изучается с помощью полярографического метода, по напряжению О 2 в тканях, или методом оксигенометрии по степени оксигенации крови. Используя эти методы Иванов (1973) показал, что величина кислородного обмена в тканях подкожной клетчатки у людей в глубокой старости (90-106 лет) снижена по сравнению с испытуемыми в возрасте 19-32 лет, одновременно с ним ухудшаются условия диффузии кислорода к тканям. С возрастом также происходит своеобразная перестройка биоэнергетики сердечной мышцы, она все меньше окисляет энергетически более эффективные жирные кислоты и сохраняет на прежнем уровне способность окислять энергетически менее ценную глюкозу. Таким образом, биоэнергетика сердца к старости резко изменяется на субклеточном уровне. С возрастом происходят и параллельные изменения в системе генерации и использования макроэргических соединений (АТФ и креатинфосфата). Так, например, концентрация АТФ и КФ в мышцах белых крыс достигает максимальной величины в зрелом возрасте и падает в старости, эти сдвиги отражают функциональные изменения скелетной мускулатуры на протяжении жизни.

  1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Теория высшей нервной деятельности строится на следующей базовой основе:

1. на концепциях рефлекторной теории,

2. на теории отражения,

3. на теории системной деятельности мозга.

Развитие условных рефлексов . Ребенок рождается с определенным набором врожденных, безусловно-рефлекторных, реакций. Со второго дня жизни, у него начинают вырабатываться условные связи. Например, на 2-5-е сутки формируется реакция на положение для кормления, возникает ориентировочный рефлекс. С 6-го дня появляется лейкоцитарная условно-рефлекторная реакция на прием пищи. На 7-15 день жизни ребенка появляются условные рефлексы на звуковые и вестибулярные раздражители. В 2 месяца могут быть выработаны рефлексы с любого анализатора. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов. В процессе формирования условного рефлекса выделяют четыре стадии:

· стадию неспецифической реакции, которая характеризуется возникновением ориентировочной реакции на раздражитель;

· стадию торможения, при которой происходит торможение деятельности ребенка при действии условного сигнала;

· стадию неустойчивого условного рефлекса, когда условные раздражители не всегда вызывают ответную реакцию;

· стадию устойчивого условного рефлекса.

С возрастом увеличивается скорость выработки условных рефлексов. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5-ти лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни.

Внешнее безусловное торможение . Внешнее безусловное торможение появляется у ребенка с первых дней жизни. В 6-7 лет значение внешнего торможения для высшей нервной деятельности снижается и возрастет роль внутреннего торможения.

Внутреннее торможение . Внутреннее торможение появляется у ребенка примерно с 20-ого дня после рождения в виде примитивной формы дифференцировочного торможения. Угасательное торможение появляется в 2-2,5 месяца, условное торможение наблюдается в 2,5-3 месяца, а запаздывающее торможение – с 5-ти месяцев.

Динамический стереотип . В раннем детском возрасте стереотипы имеют особое значение. Они облегчают приспособление детей к окружающей среде, являются основой формирования привычек и навыков. У детей до трех лет стереотипы вырабатываются легко и помогают ребенку выработать с их помощью необходимые для жизни условные рефлексы.

Развитие речи . Развитее речи – это процесс развития второй сигнальной системы. Сроки развития сенсорной и моторной речи не совпадают. Развитие сенсорной речи предшествует развитию моторной речи. Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже понимает смысл слов. В становлении речи выделяют следующие этапы:

1. Подготовительный этап, или этап произношения отдельных звуков и слогов (от 2-4 до 6 месяцев);

2. Этап возникновения сенсорной речи, то есть проявление первых признаков условного рефлекса на слово, на его смысл (6-8 месяцев);

3. Этап возникновения моторной речи, то есть произношение осмысленных слов (10-12 месяцев).

До 2 месяцев словарный запас ребенка составляет 10-12 слов, к 18 месяцам – 30-40 слов, к 24 месяцам – 200-300 слов, к 36 месяцам – 500-700, в отдельных случаях – до 1500 слов. К 6-7 годам появляется способность к внутренней (семантической) речи.

Развитие мышления . Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Словесно-логическое мышление проявляется к 8-9 годам, достигая развития к 14-18 годам.

Развитие поведения . Поведенческий акт осуществляется по двум принципам:

· по принципу рефлекса, то есть от стимула к действию;

· по принципу саморегуляции – при отклонении того или иного физиологического показателя от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, активизируется поведенческая реакция, которая восстанавливает гомеостаз.

В организации поведения участвуют сенсорные, моторные, центральные и некоторые нервно-гуморальные механизмы. Сенсорные системы обеспечивают распознавание стимулов внешней и внутренней среды. Моторные системы реализуют двигательную программу в соответствии с сенсорной информацией. Центральные системы связывают сенсорные и двигательные системы для обеспечения адаптивного поведения целого организма в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды и на основе доминирующей мотивации.

Для человека наиболее важным поведением является коммуникативное поведение. Для формирования коммуникативного поведения необходима зрительная, акустическая, обонятельная и тактильная информация.

· Зрительный контакт для ребенка очень важен для установления отношений с окружающими. Ребенок в возрасте 1-1,5 недель хорошо различает общие черты предъявляемых объектов, причем именно они, а не их форма, являются для него наиболее существенными.

· Акустический контакт осуществляется в виде речевого диалога. Считается, что ребенок реагирует на звуки речи с рождения. У младенцев 4-5 месяцев на речь взрослого наблюдается «комплекс оживления» максимальной силы и продолжительности, включающий «гуление».

· Тактильная чувствительность обеспечивает восприятие внешних стимулов в широком диапазоне, поэтому для новорожденных и детей младшего возраста она имеет важное познавательное значение. Особенно эффективны тактильные контакты в первый триместр жизни.

С возрастом повышается роль зрения и слуха в обеспечении коммуникативного поведения. Первые коммуникативные взаимодействия возникают еще до рождения ребенка в системе «мать-плод». Связь между матерью и плодом осуществляется за счет тканевых контактов. После рождения детско-материнские отношения продолжаются в системе «мать-дитя». Уже с 3-его дня после рождения новорожденный способен отличать запах молока и тела своей матери от запаха других людей. После 3-го месяца жизни ребенок переключается на взаимодействия с другими членами семьи. Начиная с 2-2,5 лет, дети могут создавать группы из 3-4 человек. Причем, мальчики вступают в общение чаще девочек. В присутствии матерей дети предпочитают взаимодействие с взрослыми.

14. Аналитико-синтетическая деятельность в разные периоды онтогенеза человека.

Физиологической основой процессов высшей нервной деятельности является аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий мозга.

Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в ее способности разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, то есть их дифференцировать.

Синтетическая деятельность коры больших полушарий проявляется в объединении, обобщении возбуждения, возникающего в различных ее участках от действия всевозможных раздражителей.

Анализ и синтез конкретных сигналов составляют первую сигнальную систему человека и животных. Вторая сигнальная система – это нервные процессы, возникающие в полушариях большого мозга человека в результате восприятия сигналов окружающего мира в виде речевых обозначений. Вторая сигнальная система является основой человеческого мышления, она социальна обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается. Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они функционируют совместно и обуславливают единство высшей нервной деятельности человека.

15. Качественные различия ВНД человека. Развитие второй сигнальной системы.

К основным законам высшей нервной деятельности относятся:

1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;

2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным;

3) иррадиация и концентрация нервных процессов;

4) взаимная индукция нервных процессов;

5) формирование сложных динамических систем рефлексов, так называемых динамических стереотипов.

Нейроанатомическим субстратом формирования и угасания временных связей, дифференциации и интеграции раздражителей является кора больших полушарий головного мозга. В подкорковых отделах мозга находятся нервные центры важнейших безусловных рефлексов, составляющих основу формирования условного рефлекса. Подкорковые отделы обеспечивают высокий уровень активности нервных клеток коры головного мозга, создавая, тем самым, необходимые условия для формирования временных связей и их дифференцирования. Вместе с тем функционирование подкорковых отделов мозга контролируется корой, которая стимулирует и тормозит развитие их активности.

Качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель - слово .


М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)

Учебное пособие

Для студентов высших педагогических учебных заведений

Рецензенты:

доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;

доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, - это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.

Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, - писал К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже - делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков - письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

Физиология и психофизиология ребенка - необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, - психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, - считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. - Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». - М., 1986. - С. 167).

Возрастная физиология - наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития . Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.

Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития - обучения.

Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.