Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Урок в 11 кл по русскому языку. Проверка домашнего задания. Отсутствие лишних слов

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Систематизация знаний по СП. Виды СП и знаки препинания в них»

Жакбалеева Талшинай Муратовна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный материал, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить закрепление на художественном материале (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»), на основе тренировочных упражнений.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать видео текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию краткого письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом (эпизодами) использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ видео предполагает опору на речевую интуицию, с помощью которой ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные позиции.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Синтаксису и пунктуации
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Теоретическая разминка
Практическая задача
Лабораторная работа
Странная переменка
Работа у доски (тест + анализ стихотворения)
Взаимопроверка
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Методы работы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока, видеофильм, медиапроектор для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Раздаточный материал: карточки с заданиями+дидактический материал по подготовке к сочинению.

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас обычный урок. Обычный, потому что мы вместе и закрепим наши познания в области синтаксиса и пунктуации. И сейчас у нас один из обычных просмотров видеоматериала в пределах 4 минут. Просьба – сразу продумать ответы на уже привычные вопросы: с какой целью мы смотрим это видео? О чем и чему посвящен, на ваш взгляд?
Ваши подробные мысли по сюжету материала и какие дополнительные темы для размышления вы увидели в нем?
В общем, как обычно, предполагаем проблемную ситуацию. В ходе просмотра и после в течение 2-х минут можете записать ваши мысли в черновики.
Какая тема этого клипа, какую проблему вы увидели каждый для себя, приведите доказательства своего выбора.
Итак, видео.

Просмотр. Спасибо. Дети мои, ваши предположения.
2) высказывания учеников по увиденному.
1 ученик:
в преддверии юбилейной даты – 70-летия Победы, когда вся страна и мы, в том числе готовимся к этому знаменательному событию, вполне уместна тема памяти о людях, отдавших свои жизни за мирное небо над головой.
Спасибо, это твоя точка зрения.
2 ученик: Надо отметить, что те страшные сороковые годы навечно останутся в памяти поколений благодаря таким бесценным произведениям многих русских писателей и поэтов. Сегодня мы говорим о Борисе Васильеве и его повести «А зори здесь тихие…»
Хранить память и источники памяти – произведения о войне.
3 ученик: На мой взгляд, здесь также можно отметить, что через произведения писателей подчеркивается роль женщины в этой войне. Женщины, которая обязана быть хранительницей домашнего очага, воспитывать детей, создавать уют и быть верной
спутницей…
-Молодцы, женщина – воин.
4 ученик: А я считаю, что это видео подтверждает незыблемое, а именно, в тяжелое для страны время все встали на защиту своего Отечества. Кто, как не мы, будет защищать нашу Родину?
- Спасибо. Защита Отечества – долг каждого. Тема патриотизма.
Учитель:
Благодарю вас, каждый высказал свою точку зрения, каждый увидел что-то свое, и объединяющим является слово – война!
Война - это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, огромно. И повесть Васильева тоже оставила глубокий след в нашем сознании.

Благодарю, дети мои. Из ваших высказываний, я поняла, что часть 2 (иначе задание 25) экзаменационной работы по русскому языку вы напишите.
Я начала этот урок этим видео еще и потому что хочу связать нашу сегодняшнюю тему с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, будут на основе отрывков из повести.
3)Слово учителя. Формулирование цели учащимися.
Теоретическая разминка.
Надеюсь, все отметили эпиграф к фильму «Никто не забыт, ничто не забыто!». Дайте мне характеристику этого высказывания (2 предикативные основы, СП, соединены интонационно, бессоюзно, БСП)
Смогли бы вы, дети мои, определить сегодняшнюю тему нашего урока.
Ученик: Если мы начали с характеристики СП, значит и урок будет посвящен этому вопросу.
Благодарю. Да, действительно, мы будем работать со СП и постараемся вспомнить, как можно больше об их особенностях.
Итак, начнем
На примере этого высказывания вы отметили интонационную и бессоюзную связь простых предложений в составе сложного. А какие еще знаки препинания в БСП вы знаете? И как объяснить их постановку?
Знаки препинания в БСП:
, -
; -
: -
-
4) Самостоятельная работа
Составить по одному БСП с учетом постановки разных знаков препинания.
Зачитать и объяснить
5) Лабораторная работа.
У вас на столах карточки с простыми предложениями из текста:
«…А потом стояли у окна. Да, потом он пошел ее провожать. (да=и, и)
А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки. (а,и)
Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. (а)
На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. (где, в которых)
Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу. (потому, так как)…»
Цель: составить другие виды СП с полной доказательной базой.
Результаты лабораторной работы.
Благодарю. Ну и вместо физминутки я решила провести забавную переменку (в основе так называемые собственные выдумки):
Заплакал кот, так жалобно и тонко, влез на подушку и зевнул так громко! дела бабка у стола, смотрела видик, от страха бабка закричала: «Чижик!» А он зевнул, кивнул, перевернулся и вдруг так сладко улыбнулся, что бабка сразу подбежала, погладила и убежала! (3 предложения, в которых 5 предикативных основ, осложнено прямой речью.)
Вышел я из дому, спрятал лицо, шапку надвинул, взошел на крыльцо. Встал-постоял, осмотрелся вокруг: нет никого, просто замкнутый круг!
Что же мне делать? Куда мне пойти? Некуда? Что же, придется зайти!
Я надеюсь, у нас не будет такого замкнутого круга, и мы перейдем к движению. Не пугайтесь, просто кто-то пойдет к доске. Дети уже знают такую форму работы у доски, пожалуйста, кто желает?
Я даю карточку с текстом из названной повести. Однако в этом отрывке нет знаков препинания (я сама копировала этот отрывок и убирала все знаки препинания). Необходимо найти и выписать СП и расставить в них соответствующие пунктуационные знаки. Доказать. Задание уже более осложненное, в зависимости от типа СП
Практикум:
1)Работа у доски - выбрать из отрывка только СП с разными видами связи, расставить знаки препинания и привести теоретические доказательства. (Соответствует заданию 16,18-19)
«…Теперь Рита была довольна она добилась того чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти у нее была работа обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул съежился корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз.
- Стреляй, Рита!.. Стреляй! - кричали зенитчицы. А Рита ждала не сводя перекрестия с падающей точки. И когда немец перед самой землей рванул парашют уже благодаря своего немецкого бога она плавно нажала гашетку. Очередью из четырех стволов начисто разрезало черную фигуру девчонки крича от восторга целовали ее а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло»
2)Второй учащийся пишет на доске текст стихотворения, которое читала Соня Гурвич, готовясь к встрече с немцами. Необходимо назвать изобразительно-выразительные средства и художественные приемы в этом отрывке. (Это задание соответствует заданию 24).
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть...
(Эпитет, риторическое восклицанье, риторический вопрос, метафора)
У других учащихся форма работы – взаимопроверка: они работают с текстами без знаков препинания, а потом обмениваются и проверяют друг друга.
6) Итоговое тестирование по книге Пановой «Сочинение-рассуждение» Подготовка к ЕГЭ, часть 2, задание 25 в новой версии.

Предлагаемый урок русского языка составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе уроков по изучению норм русского литературного языка в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

В связи с переходом к новой форме итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно отличающейся от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), возникла необходимость адаптировать уроки русского языка в старшей школе к новой форме аттестации, поскольку традиционная система уроков не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данный урок поможет учителю организовать обучение таким образом, чтобы совместить изучение темы программы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.

Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки целеполагания и самоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации.

  1. Закрепить понятие языковая норма.
  2. Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
  3. Формировать навыки использования нормированной речи.
  4. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска),
  • проектор, диск со слайдами мультимедиа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания А14 ЕГЭ).(приложение 2)

4. Мультимедиа. Культура речи и языковая норма

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Постановка цели урока.

Слайд 3. Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Слайд 4. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Слайды 5-6. Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла
б/ жалюзи
в/ оптовый
г/ мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе
б/ эксперт
в/ дремота
г/ знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент
б/ зевота
в/ вчистую
г/ принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

а/ юг
б/ объяснил
в/ люк
г/ съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

а/ няня
б/ деревня
в/ въезд
г/ колеса

4. Комментарий к выполнению заданий.

Слайд 7. Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Слайд 8. Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Слайд 9. ТРЕНИНГ

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Слайд 10. Проверь себя.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Слайд 11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной доской, слайд 11 исключается, т.к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной карточке.

2. С целью экономии времени в классе, где нет интерактивной доски, используется раздаточный материал. Слайд 11 показывается после завершения работы основной массой учащихся; анализируются и исправляются ошибки, допущенные учащимися.

Слайд 12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)

Слайд 13. ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Слайд 14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).
Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Слайд 15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

6. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (в устной форме или мультимедиа) (данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар.1 – 5), А 14 (вар.6-10)


▫ В тои и загадка. Спасибо, Александр Леонидович. Всем своим друзьям я разослала Ваши советы и РР, но `воз и ныне там`.
▫ С удовольствием! Знаю, что не ходите по ссылкам, поэтому размещаю длинный комментарий. Хотя ЗДЕСЬ СУПЕР- информация, в том числе и о Каллиопе подробно http://elramd.com/muzy-drevnej-grecii/ 9 дочерей Зевса---- 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, муза переводится как мыслящая. А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. (1)Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.(в порядке фото, которое выше) Каллиопа - муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма; Талия--- муза комедии с комедийной маской и венком из плюща Полигимния - муза торжественных гимнов и пантомимы; Мельпомена - муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев); Эвтерпа сопровождала лирическую песню с флейтой в руках; Клио- муза истории со свитком из папируса; Эрато - муза лирической поэзии с кифарой в руках; Урания - муза астрономии с глобусом и циркулем. Терпсихора - муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы; ===================== От поэта Авсония Клио (6) прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена (4) трагический вопль исторгает печали, Радует Талия (2) шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, (5) Терпсихора (9) кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато(7) чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, (1) Звезды небес изучает Урания (8) , неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния (3) славит героев. Авсоний На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз. Наталья Валентиновна! Спешу очень! Поэтому оформила не очень. Подредактирую уже вечером. (моим)
▫ Нина Николаевна, да чем же я-то помогу) Был сбой сегодня с работой портала. Страница предупреждения содержала техническое наименование ошибки соединения. Загуглил помощь при появлении такой ошибки, произвёл пару предложенных операций. Всего-то требовалось: почистить кэш; почистить сведения о сертификатах... Дольше читал, чем устранял. Всё работает. А создавать сложности пользователю в использовании Портала, да ещё и `маскируя` это под проблемы соединения... Зачем?! Просто не понимаю, кому такое может быть нужно, зачем, для чего и тем паче таким технически изощрённым путём, требующим просто программной эквилибристики...?!
▫ Наталья Валентиновна! Не принимайте ничьи стихи на свой счет, которыми я делюсь у Вас на страничках. Вы- это Вы, а я -это Я! А Поэты- это 3 лицо! Мироощущение у всех у нас разное. Доброго вечера, мой Друг! 6588220-a151550 I. Знакомство с классификацией грамматико-стилистических ошибок

Учитель предлагает учащимся познакомиться с классификацией грамматико-стилистических ошибок.

I. Фонетические ошибки (только в устной речи!).

      1. Неверное смягчение согласных и отсутствие смягчения в не обходимых случаях (Расскажи о своей жиз[ь]ни. Мой отец носит шин[э] ль. Мы были в муз[э]е. У вас хорошие пер[ь]спективы).

        Неверное ударение (Семьдесят процентов доцентов носят документы в портфелях).

        Сохранение диалектных черт (оканье, аканье, южное придыхательное Г, смягчение согласных в 3-м лице глагола).

II. Морфологические ошибки.

        1. Ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, глаголов, местоимений (Граждане, свободных местов нет. Чулков у нас нет, покупайте колготков. Мы хочем жить по-людскому. Ихние цели самые отвратительнейшие).

          Ошибки, связанные с незнанием классифицирующих признаков слова (Она завесила окно тюлью. Я сломала ножницу. Целыми днями о них слышатся крики, брани).

          Неправильное словообразование (Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии. Мне нравится его веселая остроумность).

II. Работа в тетрадях

Редактирование предложений: учащиеся записывают предложения, ставят звездочку над словом или словосочетанием с ошибкой, записывают исправленный вариант, в скобках указывают характер ошибок.

        1. Врач решил это лекарство оставить. (Двоякое понимание смысла, причина - омонимия слова «оставить».)

          В магазине мне свешали два килограмма сахара. (Смешение паронимов.)

          Они впервые познакомились. (Плеоназм.)

          Страны Евросоюза объединились воедино. ( Тавтология.)

          После кровопролитных боев копыта у крестоносцев были в крови. (Подмена понятия.)

          Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. ( Смешение стилей.)

          Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия. (Нанизывание падежей, использование речевых штампов.)

III. Закрепление

Тест.

Вариант 1

а) арЕст, бантЫ;

б) гравЁр, гладИльная (доска);

в) воспрИняла, баловнИк;

г) безУдержный, диалОг;

д) троЮродный, граждАнство.

          1. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости.

а) предостеречь от поступка;

б) нетерпимая мука;

в) произвести впечатление;

г) высказывать мнение на что-нибудь;

д) иметь представление о чем-либо.

          1. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.

а) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций.

б) Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом с кроватью.

в) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.

г) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.

          1. Найдите речевую ошибку.

а) Депутаты Государственной думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.

б) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

в) В этой ситуации мы не могли предпринимать никаких решительных действий, так что оставалось ждать у моря погоды.

          1. Найдите речевую ошибку.

а) Не думайте, что я против жилищной реформы, - я обоими руками готов голосовать за нее, были бы средства.

б) Она была выбрана режиссером на эту роль из шестисот пятидесяти претендентов.

в) Далеко не все политики, которые вершат нашими судьбами, достойны уважения.

г) Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоев населения, к которому относится большинство граждан в провинции.

          1. Какая ошибка допущена в предложении?

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова беллетрист.

а) специалист по описанию книг и составлению их перечней, указателей;

в) продавец старинных и подержанных книг;

д) любитель и собиратель книг;

е) человек, который выдает чужое произведение за свое.

Вариант 2

            1. Найдите неправильно поставленное ударение в одном из слов.

а) добЫча, дЕспот;

б) глашАтай, вероисповЕдание;

в) дОллар, догнАла;

г) жалюзИ, дремОта;

д) давнИшний, закупОрить.

            1. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости:

а) провести уборку территории;

б) придерживаться мнения;

в) жертвы во имя прогресса;

г) получить фиаско;

д) усвоить новую специальность.

3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.

а) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.

б) В национальном округе доминируют жители коренной национальности.

в) Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

г) Фрегат втянули в гавань и ввели в док.

4. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела.

б) В этом году несколько гимназий провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной шкалы по некоторым предметам знания оценивали по шкале от 1 до 12.

в) Спасибо вам за то, что вы сейчас, возможно, кому-то вселили надежду, вернули веру в будущее.

5. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) В Сочи прибыли самолеты с двумястами пятьюдесятью пятью туристами из районов бедствия.

б) Мои любимые грузинские блюда - из помидоров, баклажанов с грецкими орехами и чесноком - прекрасно готовит моя мама.

в) Главные виновники случившегося - в верхних эшелонах власти, и это никому не секрет.

г) Мои должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

6. Какая ошибка допущена в предложении?

Мне иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или разглагольствования гувернантки, старающейся доказать, что вода состоит из кислорода и водорода.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

7. Определите стиль приведенного ниже текста.

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег - это папа готовился к рыбной ловле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки - нет рыбы. Такое вот было невезение.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

8. Определите тип текста задания № 7.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова лингвист.

а) человек, равнодушный к пище;

б) человек, предрекающий будущее;

в) человек, знающий много языков;

г) специалист в области языкознания;

д) тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия;

е) коллекционер марок.

IV. Итог урока

Домашнее задание

Подберите примеры использования речевых штампов в СМИ.

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 Макаренко А.А.

Тип урока : повторительно-обобщающий

Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28

А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

Осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции :

Понимать читаемый текст,

Определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

Аргументировать свою точку зрения,

Строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

Отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

Соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

- лингвистическая компетенция , т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция , т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция , т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность , т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции

Задачи урока:

  1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
  2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  3. Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
  4. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
  5. Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ :

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Тренинг

Творческая работа

Тест

Задание «Корректор»

Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы:

  1. по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  2. по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;
  3. по источнику знаний : словесные, практические;
  4. стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;
  5. интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  6. контроля и самоконтроля : устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  7. по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

Л.И. СКВОРЦОВ. ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.- М.: 1996

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/

СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ,

ТОЧНОСТЬ,

КРАТКОСТЬ,

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

ХОД УРОКА.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего

Ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

Как вы понимаете слова известного русского писателя? (А.Н, Толстой говорит о богатстве и красоте русского языка, отмечая в первую очередь культуру речи. Я считаю, что каждый человек должен уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок)

Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

Цель: проверить уровень усвоения знаний с помощью выполнения заданий разного типа; развивать навык анализа предложенного текста, развивать творческие и речевые способности учащихся.

2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка Г рамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1 . На столах у вас листы со словами. Ваша задача записать эти слова и правильно расставить в них ударение.

У доски работают 2 человека

Добыча, закупорить, договор, торты, баловаться, черпать, жалюзи, свёкла. дефис, красивее.

Банты, водопровод, каталог, монолог, звонишь, столяр. щавель, засветло, затемно, озлобить.

Проверьте себя.

2) Работа «Корректор»

Задание: найдите ошибки в рассуждениях,

В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь. (В этом суждении верно то, что слово образовано от глагола несов. вида стричь, но так как это причастие с зависимым словом под машинку мы пишем две н)

Фасованые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида. (Прилагательные глагольного происхождения на ованный, ёванный пишутся с 2 нн)

В словах деревянный дом и серебряная ложка пишутся две буквы нн, т.к. это исключения. (Слово деревянный исключение, пишу 2 нн, а прилагательное серебряный образовалось от существительного серебро. Суффиксы ан, ян, ин с одной н.

Загруженная машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова. (Зависимого слова нет. Но это причастие имеет приставку за, следовательно пишем суффикс енн с 2 нн).

3) Переходим к следующему этапу работы. Вспомните, что такое паронимы? (Это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

Перед вами паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться.

Глиняный Глинистый

сделанный из глины содержащий глину, с примесью глины.

горшок, очаг, игрушка раствор, берег, почва

Искусный Искусственный

умелый, хорошо знающий свое дело ненатуральный, не природный, сделанный

наподобие подлинного

мастер, пианист, искусная работа цветы, освещение.

Дождевой Дождливый

относящийся к дождю обильный дождями

поток, капля день, месяц, утро

Выполните тестовые задания.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка,

2 группа – в роли лингвиста.

Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

1 группа. Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов ).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

(употребление слова в несвойственном ему значении ).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных ).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними.

II группа. Задание:

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка – текст

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… (Н.В. Гоголь). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

6) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

лет назад я участвовал в одной избирательной кампании.

(2) Комплексный анализ текста.

(1) Несколько Приехали мы в таёжный городок Лесосибирск. (3) Выступили несколько

раз, а вечером хозяева повезли нас поужинать в лучшую, как они сказали,

закусочную города. (4) Накормили по-русски - местной рыбой, борщом,

пельменями. (5) Но когда мы выходили из этой закусочной, я оглянулся и,

прочитав горящее неоновыми буквами её название, обалдел: закусочная

называлась «Оклахома»… (6) С той поры Оклахома стала для меня символом

нашего самооплевания, нашего лакейства и холуйства.

(7) Приедешь в любой древний русский город - Калугу, Рязань, Воронеж, -

идёшь по центральной улице: магазины, рестораны, фирмы - и кругом

«Клондайк», «Аляска», «Эльдорадо», «Миссисипи»… (8) Словом, сплошная

Оклахома. (9) И Москва-Сити - тоже Оклахома. (10) И «Кофе-хауз» вместо

тёплого слова «кофейня» - тоже Оклахома.

(11) Всё тянут нас и тянут. (12) Уже не поймёшь куда: в Европу или в

Америку. (13) Ну какая же мы Европа, если две трети России находится в Азии?

(14) Не только быт, промышленность и сельское хозяйство, но головы и души у

нас живут по-разному. (15) И не в языке дело. (По Ст. Куняеву.)

1. В одном – двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.

2. В четырёх – пяти предложениях связного текста прокомментируйте названную вами проблему.

3. В одном-двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами

проблеме.

4. Используя пять - шесть предложений связного текста, напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.

7)Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.).

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и проблему текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.

Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы.

Творческое задание:

1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования (задания № 1-4 к тексту)

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).

Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:

ясность

Точность

Краткость

Выразительность

Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: по группам

Комплексный анализ текста.

Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук. А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чем сказал писатель? Что бы вы сказали?

(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.

(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.

(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.

1.Озаглавьте текст.

2.Выпишите ключевые слова.

3.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.

4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, ПРЕСЫЩЕНИЕ.

5.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.

Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.

В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.

Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.

6.Выпишите из текста (предложения 5-8) страдательное причастие прошедшего времени. Как оно образовано?

7.Сравните: чем различаются слова ОДНАКО в предложениях 9 и 10? Какой частью речи является каждое из слов?

8.Определите способ образования слова РАСТРАТЫ в 6 предложении.

9.Укажите тип связи слов в словосочетании УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ.

Комплексный анализ текста.

А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чем сказал писатель? Что бы вы сказали?

(1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.

(4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека - это не только метафора, а физическая реальность… Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного и услышанного. (6) Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

(по М. Мироновой)

  1. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова.
  2. Определите тему и основную(ые) мысль (и) текста.
  3. Объясните значение слов МЕРИЛО, ВСУЕ, БОГОСЛОВ.
  4. Подберите синонимы к слову ИНТУИТИВНО.
  5. Из предложений 2-3 выпишите антонимы.
  6. Из предложений 5-6 выпишите причастия и деепричастия.
  7. Выберите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова,

А) были созданы замечательные произведения русской классики;

Б) добро сможет победить зло;

В) происходит выбор между добром и злом;

Г) человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

8.Определите способ образования слова НРАВСТВЕННОСТИ в 1 предложении.

9.Укажите тип связи слов в словосочетании ОПЫТНО ПОСТИГНУВ.