Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Желающего идти судьба ведет не желающего тащит. О кинезиологии в произведениях современных писателей

Музыкальная эстетика античной классики была чрезвычайно богатой и насыщенной. В это время вопросами музыки и музыкальной теории занимались Пифагор и его последователи, Платон, Аристотель, Аристоксен и другие. Всё лучшее и наиболее ценное для эстетики было создано именно в эту эпоху. Но период античной классики был недолговременным. Он завершается уже в середине IV века до н.э., после чего следует период эллинизма .

Философия. Эллинизм

В это время происходит значительный перелом в самой музыкальной культуре. Музыка VI - V веков до н.э. была основана на строгих канонах, на размеренных и простых модуляциях. Начиная с IV века в музыку начинает бурно проникать виртуозное начало, стремление к изменчивому ритму, неожиданным эффектам и контрастам. Типичным представителем этого стиля был Тимофей из Милета, творчество которого Г. Аберт сравнивает с музыкальной реформой Вагнера. По его словам, искусство Тимофея отличалось "неслыханной свободой формотворчества, непрестанным модулированием, напоминавшим современникам суетливость муравейника, виртуозными колоратурами и высокой голосовой тесситурой".

Это стремление к психологизму, к внутренним переживаниям личности отражается не только в искусстве, но и в эстетике. Господствующими направлениями в эстетике эллинизма являются стоицизм, скептицизм и эпикуреизм. .

Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Название получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский , впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Зенон Китийский


Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается.

В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях. «Образ стоического мудреца прочно вошел в обиход европейского морального сознания. Уже при одном упоминании слова «стоик» в памяти всплывает образ человека, мужественно переносящего все превратности судьбы, невозмутимо и непоколебимо исполняющего свой долг, свободного от страстей и волнений. Этот образ настолько популярен, что даже породил расхожее клише - «стоически» переносить трудности, испытания», - отмечает П. А. Гаджикурбанова.

Стоицизм


В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой» . Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» .

Ducunt Volentem Fata, Nolentem Trahunt (в переводе с лат. — Желающего судьба ведёт, нежелающего — тащит) — фраза, впервые высказанная греческим философом-стоиком Клеанфом, впоследствии переведённая Сенекой, римским представителем стоицизма («Нравственные письма к Луцилию», 107,11):

Лучше всего претерпеть то, что ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле всё происходит. Плох солдат, который идёт за полководцем со стоном. (107, 9) … Будем обращаться к Юпитеру, чьё кормило направляет эту громаду, с теми же словами, что наш Клеанф в своих красноречивых стихах…:

Властитель неба, мой отец, веди меня

Куда захочешь! Следую не мешкая,

На всё готовый. А не захочу — тогда

Со стонами идти придётся грешному,

Терпя всё то, что претерпел бы праведным.

Покорных рок ведёт, влечёт строптивого. (перевод С. Ошерова).

Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).

Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора).

Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

О. Б. Скородумова отмечает, что стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека, так, пишет она, убеждённые, что мир детерминирован ("закон судьбы совершает свое право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость"), они провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства".

Если хочешь свободы, нужно удовлетвориться стоическим fata volentum ducunt, nolentum trahunt: человек должен ценить только то, что в его власти (возможное), и быть равнодушным ко всему, что не в его власти (невозможное). Знание в том, что возможно и невозможно, даёт нам разум.

— Шестов Л.С. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия. // Бердяев: Pro et contra.

Стоики учили о двух видах красоты: внутренней и телесной, физической и нравственной, причем предпочтение отдавалось моральной красоте. Они полагали, что нет ничего более прекрасного, чем красота добродетели. Цели и задачи искусства целиком и полностью подчинялись требованиям морали.

В этом духе был написан, очевидно, не дошедший до нас трактат о музыке стоика Диогена Вавилонского .


Диоген Вавилонский (др.-греч. Διογένης ὁ Βαβυλώνιος), или Диоген из Селевкии (ок. 240—150 до н. э.) — древнегреческий философ-стоик, ученик Хрисиппа и преемник Зенона из Тарса во главе стоической школы.

Вместе с академиком Карнеадом и перипатетиком Критолаем в 155 году до н. э. ездил в Рим в составе афинского «философского» посольства, просившего освободить Афины от штрафа за разграбление Оропа. Выступив в Риме, Диоген впервые познакомил римлян с учением стоиков.

От сочинений Диогена сохранились незначительные фрагменты. Известны по названиям трактаты «О звучащей речи», «Диалектика», «О риторике», «О ведущей части души», «Об Афине», «Мантика», «Этика», «О благородном происхождении», «О законах», «О музыке» . Фрагменты трактата «О музыке» свидетельствуют о знакомстве Диогена с теоретической и исторической сторонами этой тематики.

Часто в жизни происходят события, которые не то что исправить, но и понять мы самостоятельно не можем. А они именно по тому и происходят, что их необходимо прожить..., и прожить достойно. Мир внешний - это отражение нашего внутреннего мира. Царство Божие находится в нас, и наша задача его воплотить в мире, проявляя из себя. Человек создан по образу и подобию Единого. Он так же тройственен, как и Бог. У человека есть тело - физическая оболочка, душа - центр эмоционального восприятия и дух - информационная матрица. Дух всегда ищет Бога, а душа должна стремится к духу, и через него она становится едина с Богом. Но, бывает так, что душа устремляется не к духу, а к телу. Тело же - всего лишь инструмент для получения душою удовольствий. Так душа не помнит о духе, а следовательно, забывает и о существовании Единого, сотворившего и саму душу и мир для нее в целом.

Как же изменить существующую действительность и достичь той цели, которую ставит перед человеком Бог? Есть единственно верное правило: «Хочешь изменить мир - начни с себя. Изменишься сам - изменится и мир». Но, как же меняться в лучшую сторону, что нужно делать, если не знаешь в каком направлении идти и что менять в себе? Как всего этого достичь в одиночку, без помощи и поддержки? Помощь и поддержка у нас есть всегда. Мы их просто не видим и не принимаем. Эта та помощь, которую оказывает нам Создатель через свои творения, события нашей жизни. Мы же, не умея разглядеть их, отказываемся от помощи лишь одним нежеланием постараться понять, чего от нас все же хочет Единое.

Но, как же быть с обществом, которому тоже следует меняться. Оно ведь будет довлеть на нас, т.к. общество не желает меняться, а наши действия, в том числе, мысли и устремления, вынуждают его преобразоваться. Выходит, что нам следует выйти из такого общества, дабы не иметь возможности влияния на себя. Но, это не выход из положения, а скорее бегство. Мы в этом случае убегаем от общества, а оно останется тем же, что и было до нашего изменения. Изменить общество можно лишь имея к нему непосредственное отношение, т.к. наше взаимодействие с ним прямо или косвенно будет его менять. Изменится общество - изменится и структура власти в лучшую сторону, т.к. эта структура сформирована из членов того самого общества, которому подлежит измениться. Понимаю, процесс длительный, но, если вы уже сейчас читаете эти строки, значит время пришло, и каждый из нас по отдельности, и все вместе, способен изменить себя и свой мир к лучшему.

У каждой души есть ее ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Путь развития. Но, есть то, что объединяет наши индивидуальные Пути - Дух Божий и пока мы ориентированы на то, что бы оставаться в единении с Духом Божьим - мы едины с Ним. Мы обладаем всеми Его свойствами и качествами, имеем возможность пребывать в мудрости и познании Бога. Как только наши мысли перестают быть устремлены к Богу - наши представления о жизни подвергаются искажению и начинаем жить не Божьей мудростью, а человеческим умом.

Что же делать, что бы оставаться в этом состоянии? Хранить образ единства с Богом в своем Сердце, призывая Дух Святый в себя, в свое Сердце и помня, что каждое мгновение вашей жизни - это выполнение не вашей собственной, а Его воли. Весь мир (что не в Боге) может ополчится на вас и будет стараться вывести вас из этого сердечного состояния, в котором ваша душа будет едина с вашим духом (а вместе они будут пребывать в Духе Божьем), но пока вы с Богом едины - вам нечего страшиться.

Если с вами Бог, то кто против нас?!

Желающего судьба ведёт, нежелающего - тащит) - фраза, впервые высказанная греческим философом-стоиком Клеанфом , впоследствии переведённая Сенекой , римским представителем стоицизма («Нравственные письма к Луцилию», 107,11 ):

Лучше всего претерпеть то, что ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле всё происходит. Плох солдат, который идёт за полководцем со стоном. (107, 9) … Будем обращаться к Юпитеру, чьё кормило направляет эту громаду, с теми же словами, что наш Клеанф в своих красноречивых стихах…: Властитель неба, мой отец, веди меня Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу - тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого . (перевод С. Ошерова ).

Стоики представляли людей частицами вселенского тела, в котором всё взаимосвязано и целесообразно. Отсюда вытекало чёткое представление о том, как нужно жить: «как палец или глаз: делать своё дело и радоваться, что оно необходимо мировому телу. Может быть, наш палец и недоволен тем, что ему приходится делать грубую работу, может быть, он и предпочёл бы быть глазом - что из того? Добровольно или недобровольно он останется пальцем и будет делать всё, что должен. Так и люди перед лицом мирового закона - судьбы. „Кто хочет, того судьба ведёт, кто не хочет, того тащит“, - гласит стоическая поговорка. „Что тебе дала философия?“ - спросили стоика; он ответил: „Я с нею делаю охотой то, что без неё я бы делал неволей“. Если бы палец мог думать не о своей грубой работе, а о том как он нужен человеку, палец был бы счастлив; пусть же будет и счастлив человек, сливая свой разум и свою волю с разумом и законом мирового целого» .

Стоик Клеанф выразил [путь, каким шла философия во все времена] в словах, приобретших широкую известность благодаря Сенеке и Цицерону: …..Свобода в философии и античной, и средневековой, и новейшей не есть свобода распоряжаться действительностью, а лишь свобода так и или иначе расценивать её: кто покоряется необходимости, того судьба ведёт, кто не покоряется, кто принимает необходимость невольно, того она тащит насильно.

- Шестов Л.С. Николай Бердяев. // Бердяев: Pro et contra. - СПб. : РХГИ, 2001. - С. 434.

Если хочешь свободы, нужно удовлетвориться стоическим fata volentum ducunt, nolentum trahunt : человек должен ценить только то, что в его власти (возможное), и быть равнодушным ко всему, что не в его власти (невозможное). Знание в том, что возможно и невозможно, даёт нам разум.

- Шестов Л.С. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия. // Бердяев: Pro et contra. - СПб. : РХГИ, 2001. - С. 436.


Наслаждение и страдания, переполняющие жизнь человека, приводят к вопросу о смысле происходящих процессов. Каким образом достичь наполнения и как можно не страдать? Во второй половине двадцатого века, физиологами был поставлен любопытный эксперимент, который предлагает задуматься - кто мы такие и что нам самим с собой делать. В мозг крысы, в нервные центры, формирующие импульсы удовольствия были вживлены электроды. Электроды связывались с педалью, нажав на которую крыса получала реакцию в виде удовлетворения. В ходе эксперимента было установлено, что зверёк, обнаружив педаль, нажимал на неё без передышки, вплоть до того, что переставал принимать пищу и воду. После того как крыса точно знала, что с помощью педали можно получить удовольствие, учёные отключали её действие. Попробовав пару раз повторить нажатие, крыса не получив соответствующей реакции, возвращалась к обычному жизненному распорядку, но время от времени подходила к педали, чтобы проверить наличие наслаждающего импульса. Далее условия эксперимента были изменены. Пускался слабый ток, доставляющий крысе страдания. Также как и в первой части эксперимента устанавливалась педаль, только теперь она работала как возможность прекратить страдания. Крыса, обнаружив предоставленную возможность прекратить воздействие тока, подобно действиям в эксперименте с наслаждением, не отходила от педали и беспрестанно на неё нажимала. После чётко выработанного осознания этой возможности, педаль отключалась. Крыса переставала пользоваться педалью, но время от времени возвращалась к ней для проверки. Самым интересным результатом данного эксперимента явилось то, что количество возвращений к педали, чтобы проверить возможность получить удовольствие, было выше, чем количество возвращений, чтобы избежать страданий. С первого взгляда это кажется парадоксальным, поскольку страдания ощущаются постоянно и, следуя обычной логике, количество возвращений к педали должно быть более высоким. Однако, как видим, это не так. Известное греческое изречение гласит: "Желающего судьба ведёт, а нежелающего - тащит". Иными словами, это означает, что человек, желающий того, что с ним происходит испытывает наслаждение, а нежелающий - испытывает страдания. Это справедливо прежде всего потому, что наслаждение и страдание не имеют конкретного вида. Отличие [страдание это или наслаждение] проявляется лишь в совпадении с моим желанием или разницей между выполняемым действием: работа, семья, общественные запросы - и моим пожеланием, "хотением" что-либо исполнять в данный момент. По сути, технология наслаждения, её можно уровнять с понятием "счастье", представляет собой не что иное как умение создавать в себе соответствующие желания. Несложно убедиться, что над запросами извне мы не властны, однако позаботиться о необходимом желании заранее - означает сотворить для себя счастье или, проще говоря, обеспечить себе наслаждение. В данном случае мы подходим вплотную к проблеме эгоизма и альтруизма. Как известно, альтруизмом именуется забота о благе ближнего, другого, находящегося вне тебя самого человеке. Давление общества сегодня ощущаемо практически каждым. Начиная с семьи, требующей заботы; начальника, требующего профессионализма; просто встречных людей, требующих положительного настроя; государства, требующего добропорядочности... Окружение предстаёт огромным ненаполненным желанием. Его обслуживание не доставляет удовольствия, а в момент принуждения причиняет страдания ввиду неподготовленного заранее идентичного собственного желания. Ведь если человек обладает собственным желанием стать профессионалом, то давление работодателя будет восприниматься им как положительное. Точно так же человек, обладающий собственным желанием обеспечить благополучие семьи, заботиться о ней, требования к этому воспримет как дополнительный стимул, доставляющий удовольствие. Долгое время для меня было загадкой, почему человечество, люди, испытывая глубокие страдания, из-за своего эгоизма [попытка удовлетворить свои желания, несмотря на то, что они не совпадают с внешним запросом] не пытаются найти кардинальный выход. Несложный эксперимент [кратко описанный выше] наводит на мысль, что просто не найдена "педаль" наслаждения, а к страданиям человек со временем привыкает и, введя их в норму, прекращает попытку избежать. Исключения составляют невыносимые критические состояния боли, в которых человек обязан либо умереть, либо найти решение. К сожалению, на сегодняшний день тенденция в обществе такова, что предпочтение в сторону смерти преобладает. А ведь рычажок, открывающий неиссякаемый источник наслаждения, совсем прост. Условно его можно назвать совпадением желаний, слиянием своих собственных интересов и внешних запросов. Моменты соприкосновения с новым требованием, которое, ввиду отсутствия соответствующего желания, проявляется в виде болезненных ощущений, можно сократить до минимальных размеров самостоятельным движением вперёд к более осознанному взаимодействию.