Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Оперативно розыскная психология методические рекомендации. Примерная схема изучения психологии интересующего лица. Психологические черты личности интересующего лица

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Синилов Г.К.
Введение в оперативно-розыскную психологию.
М., 2008. Стр. 17-28.


Глава 2. Предмет и система оперативно-розыскной психологии

Уяснение предмета любой науки имеет исключительно важное и принципиальное значение как для теории, так и для практики. Во-первых, наличие специфического предмета исследования предопределяет возможность и социальную потребность в самостоятельном (автономном) существовании соответствующей системы знаний. Во-вторых, без уяснения и обоснования предмета науки нельзя четко определить ее содержание, сформулировать задачи, определить основные направления и перспективы развития, разработать систему, методы, ее место в ряду смежных наук. Наконец, предмет науки определяет формы, способы, приемы использования выводов и положений этой науки в определенной сфере общественной практики.

Рассмотренные нами в гл. 1 этапы становления и развития ОРП подтвердили, что она не является просто механическим инструментом использования результатов общей психологии в ОРД. Применение психологических знаний в ОРД без формирования специфичности закономерностей их предмета не создает самостоятельной отрасли науки. Право на самостоятельное существование в качестве науки приобретает такая система знаний, которая в своем содержании имеет специфические закономерности, отличающие ее от других наук. Руководствуясь этими методологическими требованиями, комплексная юридическая психология в настоящее время признает автономное существование криминальной, пенитенциарной и судебной психологии1.

В то же время ОРП формируется в самостоятельную отрасль научного знания под одновременным воздействием общенаучных принципов интеграции и дифференциации системы юридических и психологических наук.

Развиваясь в рамках юридической психологии, теории ОРД, ОРП в то же время формировала собственную систему специфических знаний, изучая скрытые действия преступников, влияние психологической структуры личности на их мотивацию и поступки, установление и развитие доверительных отношений конфидентов ОВД с ними для выявления преступных замыслов и планов, психологического разрешения конфликтных и проблемных ситуаций при использовании ОРМ по выявлению, предупреждению и раскрытию криминальных деяний.
Даже столь тезисное определение закономерных связей
рассмотренных отношений показывает, что они составляют юридико-психологические знания. Диалектическая связь существует между способами действий преступников по подготовке, совершению преступлений, сокрытию следов противоправных действий и организационно-тактическими мерами по их выявлению и раскрытию. Однако эта юридическая составляющая входит в предмет не только теории ОРД, но и таких наук, как уголовное право, уголовный процесс, криминалистика и криминология.

Дифференциация теории ОРД от этих наук происходила не только за счет более четкого отграничения той социальной практики, которую она обеспечивает, но и за счет обоснования той внутренней составляющей, которая отличает их предметы. Не составляет исключения и предмет ОРП. Поскольку предметом теории ОРД как науки являются закономерности механизма совершения преступлений и воздействия на криминальную среду, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, оценки и использования фактических данных о них, на основе изучения которых эта наука разрабатывает правовые, организационные, методологические и тактические основы по эффективному применению оперативно-розыскных сил, средств, и методов в борьбе с преступностью, то предмет ОРП как частной теории науки ОРД не может выходить за эти рамки. Однако сущность исследуемых ею закономерностей имеет свою специфику, что представляется целесообразным рассмотреть более подробно.

Интегративный и дифференционный характер предмета ОРП обусловлен системой знаний, находящихся на стыке правовых (юридических) и психологических наук, а точнее, на стыке теории ОРД и юридической психологии. Таким образом, рассматриваемая нами теория иначе как ОРП именоваться не может.

Нельзя поэтому согласиться с таким появившимся в последнее время без какого-либо обоснования ее наименованием, как «психология оперативно-розыскной деятельности»2. Такое название частной теории науки ОРД и ранее применялось, однако оно не получило поддержки во многих научных исследованиях3 и было заменено термином «оперативно-розыскная психология». Предметом изучения ОРП являются объективные закономерности возникновения и развития тех групп явлений, отношений, фактов, которые определяют применение прежде всего негласных сил, средств и методов воздействия на криминальную среду. Для разработки научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности последних в теории ОРД применяются готовые психологические знания или специальные психологические методы изучения соответствующих типовых, повторяющихся и устойчивых признаков механизма действия преступников и адекватного реагирования субъектов ОРД на их вызовы. Следовательно, ведущую интегративную функцию в данном случае выполняет не психология, а оперативно-розыскная наука.

Последняя, объединяя юридические и психологические признаки, определяет свой предмет как результат их интеграции, а с другой стороны, она разграничивает их по родовому признаку той науки, которая призвана обеспечивать психологические знания. Не случайно поэтому отрасли знаний, отпочковавшиеся от юридических наук и общей психологии, называются: криминальная, исправительная, юридическая психология. Конечные цели ОРП и юридической психологии совпадают - усовершенствование правового регулирования жизни общества на основе раскрытия психических закономерностей и влияния юридико-психологической реальности на общественные отношения и разработки мер по их оптимизации. Таким образом, синтез знаний этих наук обеспечивает их оптимальное применение в ОРД. Очевидно, что структурное содержание этих знаний будет адекватно ОРД, если они будут определяться (задаваться) именно аналогичной отраслью науки, т. е. ОРП.

Исходя из этого формируются и основные задачи ОРП:

  1. исследование фактического состояний общественных отношений субъектов ОРД с гражданами и криминальной средой для объективной оценки оперативно-розыскных зависимостей в борьбе с преступностью и разработки научно обоснованных юридико-психологических рекомендаций по их совершенствованию;
  2. содействие профессионально-психологическому развитию личности субъектов ОРД в соответствии с осуществлением ими правоохранительных функций;
  3. разработка психологически обоснованных рекомендаций по установлению доверительных отношений с лицами, вовлеченными в оперативно-розыскной процесс, для предупреждения и раскрытия неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений, разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при этом, и др.

Как видим, ОРП по своим целям и задачам является прикладной, практически ориентированной, как и теория ОРД, отраслью научного знания.

Оперативно-розыскная психология - это наука, изучающая психические явления и процессы, происходящие в условиях исполнения оперативно-розыскной функции защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, исследующая их механизмы и закономерности.

Все многообразие психологических явлений и процессов, в свою очередь, можно классифицировать по самым разным основаниям. Нам же представляется целесообразным представить их в виде двух основных групп4: 1) индивидуально-психологические и 2) социально-психологические (социально-групповые) явления, составляющие предмет ОРП.

К индивидуально-психологическим явлениям и процессам относятся следующие.

Психологические факты - относительно простые, несложно наблюдаемые и фиксируемые психологическими методами проявления существования и функционирования человеческой психики. Задача ОРП заключается в том, чтобы обучить субъектов ОРД навыкам распознавания психологических фактов, их феноменов, умению их понимания и объяснения, установления их подлинной сущности в целях отличия от скрываемых противоправных действий и поступков, что составляет содержание профессиональных обязанностей этих субъектов.

Психологические механизмы - это последовательность актов, посредством которых явления психологически преобразуются, переходят из причины к следствию и наоборот. Достаточно указать, что знание запретительных норм УК РФ у субъектов ОРД формирует психологические механизмы на их соблюдение и выполнение, а у правонарушителей опосредуется в допустимые риски по их нарушению. Психологические механизмы всегда обусловливают взаимосвязь проявления психологических фактов и закономерностей поступков людей.

Психологические закономерности - это объективно существующие причинно-следственные связи психических явлений, процессов и факторов, обусловливающие их проявления. Выявленные и зафиксированные психологические факты невозможно понять и объяснить, а тем более позитивно воздействовать на них, если не будут определены их закономерности. Поскольку в психике людей такие закономерности носят вероятностный характер, то ОРП должна выполнять свою познавательную функцию посредством сбора эмпирического материала о психологических явлениях и процессах, которые в своей совокупности должны быть типичными, чаще всего повторяющимися.

К социально-психологическим явлениям и процессам относятся:

  1. массовые психические явления, включающие групповые коллективные и общественные цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи, традиции, настроения и др.;
  2. взаимоотношения, проявляющиеся в личностно-групповых, межличностных и межгрупповых явлениях и процессах;
  3. личностные социально-психологические явления и процессы, происходящие в индивидуальной психике человека, но по своему содержанию они выражают и отражают устоявшиеся стереотипы групповых, общественно значимых явлений и процессов. Они во многом обусловлены специфическими социально-психологическими механизмами общения, восприятия, конформизма, усиливающими или ослабляющими действия субъектов ОРД и граждан, привлекаемых для сотрудничества с ними в целях эффективной борьбы с преступностью. Совокупность социально-психологических явлений и процессов в конкретной криминальной среде или коллективе единомышленников отражает их психологическое состояние, морально-психологический климат и обычно именуется групповой или коллективной психологией в зависимости от степени общественного развития. Социально-психологические явления и процессы являются объектом воздействия субъектов ОРД, поэтому и включаются в предмет ОРП как ее общеобязательный элемент.

По форме существования (функционирования) все многообразие психологических явлений можно классифицировать по трем типам: психические процессы, психические состояния и психические образования.

Психические процессы обусловлены постоянно протекающими и изменяющимися в психике людей представлениями об окружающей их действительности. Это непрерывный процесс возникновения, развития, исчезновения или изменения, а также преобразования в другие формы психологических фактов. Не осознав и не познав сущности психологических процессов, протекающих в связи с вовлечением людей в ОРД, невозможно что-либо изменить в стереотипах их поведения. Так, установление доверительных отношений субъектов ОРД с агентурой, а последней с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, является результатом процесса психологического изучения восприятия личности, а также разработки приемов и методов воздействия на людей, что невозможно осуществить без знания соответствующих психических процессов.

Психические состояния - это совокупность психических процессов, протекающих у конкретной личности в определенный период времени. Они обычно проявляются в форме возбуждения, тревоги, страха, беспечности, уверенности, бдительности, эйфории и т. п. Задачей ОРП является их выявление, познание и вооружение субъектов ОРД методиками воздействия на них, позволяющими преобразовать отрицательные, неблагоприятные состояния в позитивные.

Психические образования (свойства, стереотипы) - это устоявшиеся в психике человека явления, имеющие тенденцию к восприятию, повторению. Они разносторонне характеризуют индивидуальные особенности личности, ее потенциальные возможности. Применительно к гражданам, сотрудничающим с субъектами ОРД в борьбе с преступностью на гласной и конфиденциальной основе, психические образования затрудняют или облегчают такое сотрудничество. Предметом изучения науки ОРП являются в том числе социально-психологические или групповые ее особенности. По сравнению с индивидуальной психологией групповая и социальная изучают сложные психические реалии, характеризующиеся интегративными свойствами, механизмами и закономерностями. Эти реалии существенно обогащают и вместе с тем усложняют систему психических явлений и процессов, облегчая или затрудняя реализацию законодательно определенных задач ОРД. По этим причинам они нуждаются в психологическом изучении, обобщении и регламентации в системе оперативно-розыскных средств и методов защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств на них.

Получение с помощью ОРП научных знаний в своей совокупности и составляет определенную систему ее предмета.

В науковедении под системой научной отрасли обычно понимается структурированная определенным образом совокупность ее знаний, их разделов и частей.

Современная ОРП представляет собой достаточно разветвленную систему научного знания. Ее структуру составляют разделы:

Уже сложившихся психолого-розыскных категорий, как то: психограммы субъектов ОРД, методов их обучения и воспитания социально-психологической мотивации конфиденциального сотрудничества граждан и структуры установления доверительных отношений во взаимоотношениях оперативный сотрудник - лицо, оказывающее конфиденциальное содействие ему, - лицо, проверяемое или разрабатываемое по подозрению в совершении преступлений, их ролевого поведения и общения и др.;

  1. активно продолжающие свое развитие на третьем историческом этапе функционирования ОРП, а именно: психолого-правовые исследования в целях обоснования ее предмета, методологии и частнонаучных методов ОРП; организация и проведение психологической реабилитации субъектов ОРД, развитие эмоционально-волевых качеств для психологической включенности в оперативно-розыскные отношения; терминология и язык ОРП и т. д.;
  2. начинающие свое развитие или объективно подлежащие включению в систему предмета ОРП, составляющие направления ее развития на перспективу.

Структурирование системы ОРП по степени научной разработанности ее проблем позволяет более объективно оценивать состояние ее предмета на конкретный исторический этап развития, устанавливать отставание исследования отдельных разделов и направлений, а также стимулирует их ускоренную теоретическую разработку, внедрение в практику ОРД.

Исходя из проведенного анализа и оценки состояния научной разработанности предмета ОРП на период 2000-2005 гг., его систему можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Представленная на рис. 1 система предмета науки ОРП показывает, что по своему целевому назначению и содержанию она отвечает требованиям программы обучения в специализированных высших учебных заведениях МВД России и обоснованно претендует на выделение из теории ОРД в качестве самостоятельной науки в системе юридических отраслей знаний.

Предмет теории ОРП состоит из двух разделов.

Раздел первый - Общая часть ОРП - включает исходные теоретические положения, комплексно характеризующие ее как особую самостоятельную отрасль научного знания, продолжающую свое развитие на базе одновременного применения общенаучных принципов интеграции и дифференциации на стыке общей, юридической психологии и теории ОРД. Своей направленностью и содержанием Общая часть предмета ОРП посвящена исследованию основных идей, терминов, понятий, принципов, определений и теоретических концепций, которые распространяются на оба ее направления и позволяют решать специфические правовые, организационные, методические и тактические задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств и внешних угроз их безопасности. По этой причине Общая часть ОРП, как правило, не содержит фактических данных, раскрывающих государственную тайну, и вполне допустимо исследование ее проблем в открытом режиме публикаций, что, несомненно, будет стимулировать привлечение к исследованию специалистов разной научной квалификации.

В разделе втором - Особенной части ОРП - рассматриваются психологические аспекты оперативно-розыскной методики и тактики применения негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью, как правило составляющих государственную тайну, поэтому исследования и публикации по проблемам и многим направлениям тематики Особенной части ОРП могут осуществляться в закрытом (секретном) режиме только теми субъектами ОРД, которые допущены к ней. Однако здесь необходимо соблюдать разумный баланс между открытостью и секретностью тематики исследования проблем Особенной части ОРП. Поскольку результаты таких исследований излагаются в форме виртуальных событий и подлинные их участники не раскрываются, они не составляют государственной тайны и могут публиковаться в открытой литературе. Закрытый режим исследований должен применяться только в случаях угрозы расшифровки конспиративных средств и методов ОРД, а также подлинных участников оперативно-розыскных отношений, не получивших публичной их оценки в юридически значимых решениях.

1 См.: Ратинов Л. Р. Судебная психология для следователей. М., 2001. С. 12; Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 24-29.

2 См.: Самовичев Е. Г. Психология оперативно-розыскной деятельности // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. Разд. 5. С. 136-139.

3 См.: Ковалев О. Г. Современные научные представления психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик) - «Оса». С. 14.

4 Научную аргументацию данной классификации см.: Прикладная юридическая психология. С. 18-30.

Общая характеристика розыскной деятельности. Розыскная (оперативно-розыскная) деятельность - один из наиболее сложных видов правоохранительной деятельности, предъявляющий к осуществляющим ее лицам специфический комплекс требований. Ее необходимость обусловлена самим фактом существования противоправной, прежде всего преступной, деятельности, со свойственным ей тайным, скрытным характером подготовки, совершения преступлений, сокрытия их следов. Без розыскной деятельности практически невозможным стало бы раскрытие многих преступлений и привлечение к ответственности виновных.

Структура розыскной деятельности достаточно сложна, составляющие ее действия и операции разнообразны и зависят от характера решаемых с их помощью задач. В целом для розыскной деятельности эти задачи определены в законе и сводятся к выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию преступлений, а также к розыску различных категорий лиц - уклоняющихся от следствия и суда, отбытия наказания, пропавших без вести и некоторых других.

Мотив оперативно-розыскной деятельности придает смысл осуществляемым действиям, тем самым определяя качество их проведения и возможность достижения цели. Являясь видом правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность социально мотивирована потребностями борьбы с преступностью, но ее индивидуальная мотивация может быть различной. Наиболее существенным здесь выступает познавательно-деятельный мотив к обнаружению скрытых и намеренно скрываемых фактов и установлению истинных источников криминальных событий.

Составляющие оперативно-розыскную деятельность розыскные действия разнообразны и могут разворачиваться в весьма сложные самостоятельные виды деятельности в тех случаях, когда на пути их осуществления возникают препятствия, затрудняющие достижение цели. Эти препятствия связаны с условиями, в которых осуществляются действия. Существует множество ситуаций, для которых заранее предвидеть изменение условий невозможно. Поэтому как сами действия, так и их операциональный состав нередко выбираются и изменяются «на ходу», оперативно. Последнее обстоятельство предъявляет особые требования к лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Требования к профессиональным качествам оперативных работников. Специальные исследования позволили построить психограмму оперативно-розыскной деятельности и определить основные требования, которые она предъявляет к оперативным работникам. 1 Поиск ответа на основной вопрос оперативно-розыскной деятельности - кто совершил то или иное преступление? - представляет собой процесс оперирования мысленными образами людей, действующих в определенных обстоятельствах. В зависимости от особенностей конкретной ситуации элементами этой модели могут быть, например, общие представления о мотивах поведения, индивидуально-психологических особенностях какой-то категории лиц, образные, более или менее конструктивные представления о самих категориях лиц, от которых можно ожидать совершения таких действий. Во многом содержание оперативно-информационных моделей криминальных событий или иных оперативно-розыскных ситуаций формируется в практическом опыте сотрудников. Его значение проявляется как в содержании мысленных моделей ситуаций, так и в степени конкретности их элементов. В идеальном случае оперативный сотрудник мыслит образами конкретных лиц с их полными установочными и идентификационными данными. Сказанное означает, что психологическую основу оперативно-розыскной деятельности составляет специфическая база знаний, содержанием которой является система конструктивных динамических моделей людей и механизмов их поведения.


Основным интегральным психическим процессом, лежащим в основе данного вида деятельности, является оперативное мышление осуществляющих ее сотрудников. Его содержание в основном сводится к построению идеальных оперативно-информационных моделей ситуаций, на основе которых формулируются оперативно-розыскные задачи и пути их решения. В отличие от других видов психического моделирования, имеющих место в иных видах предметной, например педагогической, деятельности, элементами оперативно-информационных моделей являются динамические образы людей как субъектов противоправных действий: от общих представлений о человеке как субъекте преступного поведения и его механизмах до образов конкретных лиц, действующих в конкретных условиях.

Оперативное мышление, являясь стержневым психическим процессом; обеспечивающим розыскную деятельность, непосредственно «вплетено» в практику этой работы, прямо связано с ее результатами и составляет основу профессиональной квалификации оперативника. Если исходить из содержания оперативно-информационных моделей, то основу успешности оперативно-розыскной деятельности составляет профессиональный опыт осуществляющих ее лиц, приобретаемый только на практике.

Оперативно-розыскная деятельность является государственно-правовым видом деятельности, поэтому реализация ее внутреннего, психологического содержания во внешних действиях сопряжена с рядом весьма существенных условий и ограничений. Одним из наиболее важных является преимущественно негласный характер этого вида деятельности. Поскольку розыскные действия часто связаны с вторжением в охраняемые права людей, подозреваемых в причастнорти к преступлениям (когда их действительная вина еще не доказана), они могут осуществляться только уполномоченными на их проведение должностными лицами, которые должны скрыть не только характер своих действий как розыскных, но и их цели, а также свою принадлежность к правоохранительным органам.

Конспиративность розыскных действий - их важнейшая характеристика, без ее соблюдения достичь нужного результата часто бывает невозможно. Суть конспиративности состоит в преднамеренном сокрытии истинных целей

осуществляемых оперативным сотрудником действий или создании у других лиц иллюзорных представлений об этом, тем более об общей структуре деятельности, в которую они включены. Именно поэтому закон строго регламентирует использование специфических методов оперативно-розыскной деятельности исключительно в целях борьбы с преступностью.

Конспиративный характер оперативно-розыскных действий требует от осуществляющих их лиц высоко развитых навыков постоянного контроля за всеми деталями своего поведения при решении служебных задач, особенно в контактах с другими лицами, т. е. высоко развитой рефлексии. При этом жесткий самоконтроль не должен оказывать влияния на естественность, спонтанность поведения оперативного сотрудника и вызывать какие-либо подозрения со стороны иных лиц о его истинных намерениях.

Общение в розыскной деятельности. Общей задачей, решаемой посредством осуществления розыскных действий, является добывание различного рода информации о фактах, событиях, предметах, лицах, имеющих то или иное отношение к подготавливаемым, совершаемым или совершенным преступлениям, к причастным к ним лицам, а также сведений, которые могут иметь значение для установления места нахождения разыскиваемых лиц. Могут быть и иные, частные, задачи, решаемые посредством розыскных действий. Их содержание изложено в различных служебных документах, предназначенных для использования только специально уполномоченными на это лицами, и является предметом служебной и государственной тайны.

Психологическая составляющая этих действий весьма значительна. Прежде всего осуществляющие розыскную деятельность сотрудники должны знать множество способов установления источников необходимой им информации, а также самих источников. Эти знания приобретаются в специальных учебных заведениях. Однако в практической деятельности часто складываются ситуации, когда источники информации заранее не известны и должны быть установлены. Решение этой задачи иногда требует от сотрудников незаурядных аналитических способностей, логического мышления и интуиции.

Существенной особенностью многих задач, возникающих в розыскной деятельности, является неизвестность или высокая степень неопределенности самих объектов розыска. Если таким объектом является конкретное лицо, то одним из путей формирования источника информации о нем может быть разработка психологической модели (портрета) предполагаемого преступника, на основе которой строится тактика его розыска. Решение этой задачи предполагает наличие довольно глубоких, не академических, а основанных на практическом опыте знаний человеческой психологии.

Сходна с ней и другая важнейшая задача розыскной деятельности - установление местонахождения определенного лица. Ее решение во многом зависит от того, в какой степени точно удается построить прогностическую модель его поведения, на основе которой можно было бы выдвинуть продуктивные предположения о вероятном месте его нахождения. Здесь в основе также лежит знание психологических механизмов поведения, выбора лицом тех или иных его вариантов в зависимости от конкретных условий.

Самостоятельный комплекс психологических по своей сути проблем розыскной деятельности связан с необходимостью выработки способов «снятия» необходимой информации с ее источников. Решение этой задачи зависит от характера как самого источника-носителя, так и самой информации. Такими

источниками могут быть предметы, документы, люди, обстоятельства интересующих событий. Работа с каждым из них требует своих приемов и методов, предусмотреть которые заранее практически невозможно. Несмотря на широкое применение технических возможностей в оперативной работе, основным все же остается получение необходимых сведений от конкретных лиц путем их опроса. В какой бы форме он ни проводился, оперативному работнику необходимо установить специфические отношения с опрашиваемым лицом, мотивировать его или создать специальные условия, в которых данное лицо сообщит нужную информацию, иногда - скрыть истинные цели опроса, не породить у опрашиваемого лица подозрений в нежелательном для него направлении использования сведений и др.

В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности сотрудники выполняют множество действий, вступают в контакты с различными людьми. Их главная задача при этом - умение отбирать во всем потоке воспринимаемой информации непосредственно интересующие его сведения, а также любые сведения, которые он должен фиксировать как сотрудник оперативной службы милиции.

Наиболее сложны ситуации, в которых носителями значимой информации являются люди, а специальный интерес к ним со стороны оперативного работника не может быть раскрыт. Здесь возникает целый ряд самостоятельных, психологически насыщенных задач, например, определение способов и путей установления контакта с интересующим лицом, получение от него нужных сведений, использование этих сведений в дальнейших розыскных действиях, соблюдение конспиративности и др. Их решение может потребовать от сотрудника реализации навыков различных видов ролевого, игрового поведения, соответственно предварительного выбора и «репетирования» роли, в которой наиболее легко вступить в контакт и получить нужные сведения, оставшись нерасшифрованным. Оперативная работа требует определенных артистических склонностей или способностей от выполняющих ее людей. Поэтому методы подготовки актеров могут быть применены в практике профессиональной подготовки сотрудников оперативных служб.

Общей предпосылкой успешной реализации многих розыскных действий является способность сотрудников к установлению доверительных отношений с различными людьми и в первую очередь - с преступниками и лицами из их окружения. Именно в этой среде зарождаются и отсюда управляются криминогенные процессы, принимаются все меры к их скрытности, тайности. Преступники, как правило, хорошо осознают противоправность своих действий, поэтому особенно чувствительны ко всяким попыткам как-либо ее обнаружить.

Навыки установления межличностных отношений являются базовыми, лежащими в основе продуктивной оперативной работы. Оперативный сотрудник должен знать механизмы установления контактов и, что наиболее важно, доверительного отношения со стороны других лиц. Необходимо создать у другого человека уверенность, что сообщенные им сведения не будут использованы против него, более того, его собеседник сможет принять заинтересованное участие в реализации сообщенного или в решении иных проблем сообщившего их лица. Мотивация доверительности основывается на ожидании поддержки, помощи или просто понимания. Иногда она имеет в основе материальный интерес или носит характер сделки, при которой лицо получает какие-либо льготы в обмен на сообщенные сведения. Задача оперативного работника - распознавание психологической основы установления доверительных отношений и построение тактики контакта с ее учетом.

В любом случае оперативный работник несет ответственность за безопасность тех лиц, с которыми вступает в контакт. Планируя и реализуя определенные действия, в выполнение которых включаются другие люди, он должен предусмотреть меры к обеспечению их безопасности. Это предъявляет специфические требования к оперативным сотрудникам: умение работать в условиях высоких нервно-психических нагрузок, сохраняя при этом способность быстрого реагирования на изменения ситуации и принятия адекватных решений. С этой стороной оперативно-розыскной деятельности связана готовность осуществляющих ее сотрудников к риску, т.е. к действиям в ситуациях с высокой (но не полной!) вероятностью неудачи, проигрыша. Эти действия совершаются под влиянием чувства долга и обусловлены выполнением обязанностей по защите прав и законных интересов людей. Как правило, действия в ситуациях риска могут осуществляться только тогда, когда они не ставят в эту ситуацию других людей. Поэтому оперативно-розыскная деятельность требует от ее субъектов постоянного анализа и оценки складывающихся ситуаций с точки зрения безопасности участвующих в ней лиц, но не в ущерб достижению целей. Ситуации постоянного риска здесь также не нужны, как и в любой другой профессиональной деятельности.

Задачи и пути развития оперативно-розыскной психологии. В целом не будет преувеличением сказать, что оперативно-розыскная деятельность - это практическая психология борьбы с преступностью. Психологическая наука является для нее базовой дисциплиной, оказывающей прямое влияние на качество решения стоящих перед ней задач. Особенно продуктивным может быть восприятие теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности психологических концепций о механизмах поведения людей, в том числе преступного, условиях и механизмах криминализации людей, мотивации осуществления ими конкретных видов преступной деятельности, процессах «запечатления» признаков лица в результатах его действий, психологических теорий ролевого поведения. Полноценное создание специальной научной дисциплины - оперативно-розыскной психологии - дело будущего.

1 См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в органах внутренних дел. - М., 1997.

Введение

1. Правовые основы оперативно–розыскной деятельности

2. Психологический контакт

3. Использование психологии в получении информации

4. Психологическое воздействие на личность

Список использованной литературы

Введение

Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология - не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.

Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.

1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах - гласно и негласно.

Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.

Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому одно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

· опрос граждан;

· наведение справок;

· изъятие образцов для сравнительного исследования;

· исследование предметов и документов;

· наблюдение;

· отождествление личности;

· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· прослушивание телефонных переговоров;

· съем информации с технических каналов связи;

· оперативное внедрение;

· контролируемая поставка;

· оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:

· Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности"";

· Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";

· Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";

· Закон Российской Федерации " О государственной границе Российской Федерации "";

· Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц ";

· Закон Российской Федерации " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации ";

· Закон Российской Федерации " О Федеральных органах налоговой полиции ".

2. Психологический контакт

Процесс общения, как правило, начинается со знакомства.

Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием данного процесса. При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивация поведения.

Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень большую роль в установлении и развитии контакта с объектом. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи. Психологические особенности интересующего лица, безусловно, накладывает свой отпечаток на этот процесс. Внешний вид: рост, телосложение, пол, цвет кожи - вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. В формировании первого впечатления большую роль играет привычный для объекта стереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что, в конечном счете, в действие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы все же дают знать о себе очень сильно. Нужно научиться подходить под эти стереотипы, исходя из особенностей культуры, реальной обстановки и психологии объекта нашего интереса.

Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается только при наличии положительного отношения друг к другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия.

Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность, наделенную определенными ценными качествами. Когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний и симпатизирует ему.

Симпатия объекта к сотруднику возникает на основе действия закона реципроксности ; в частности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. В данном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологического образования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, на кого она направлена, то есть от конкретного сотрудника.

Доверие и доброжелательность со стороны объекта - это самые существенные условия в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.

3. Использование психологии в получении информации

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче информации в той или иной форме сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, выработанного человечеством можно выделить два основных способа получения необходимой информации.

Первый - это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудников.

Второй - побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов выделяется ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой правоохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника.

Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия.

Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому опытные в профессиональном плане оперативники по возможности стараются избегать прямого давления на объекта, а предпочитают косвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам.

Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативный сотрудник, нарочито принижая собственные умственные способности, старается создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объект теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается.

К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:

1. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта. Данный прием заключается в как бы нечаянном демонстрировании предметов, связанных с преступлением и наблюдении за реакцией наблюдаемого.

2. Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные.

Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующей информации основываются на общих закономерностях бессознательных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.

Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующего лица, что поможет определить основы для установления с ним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, в частности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Сотрудник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересующего лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе.

Интересующая информация, добываемая с помощью психологических способов, носит в основном ориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.

4. Психологическое воздействие на личность

Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия - воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении. Цели подобного воздействия всегда направлены на воспитание, на перевоспитание личности уже в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия.

При помощи психологических методов воздействия в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д. Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установления истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в оперативно-розыскной деятельности, дознании и следствии.

Существует несколько методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности: метод передачи информации, метод убеждения, метод принуждения, запрещения, категорического требования, предупреждения, угрозы, метод внушения, метод постановки и варьирования мыслительных задач. Каждый из методов может применяться как в отдельности, так и в совокупности, что будет приносить в определенных случаях желаемый результат при работе в оперативно-розыскной деятельности.


В федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированных Федеральным законом видов оперативнорозыскных мероприятий:
- опроса граждан;
- наведения справок;
- сбора образцов для сравнительного исследования;
- проверочной закупки;
- исследования предметов и документов;
- наблюдения;
- отождествления личности;
- обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивания телефонных разговоров;
- снятия информации с технических каналов связи;
- оперативного внедрения;
- контролируемой поставки;
- оперативного эксперимента.
Из приведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использовать весьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.
В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательнопоисковая и коммуникативная подструктуры.
Наибольший интерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративное общение, уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующей активности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенности объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все особенности конспиративного общения.
Для установления оперативного контакта с объектом заинтересованности оперативный работник может избрать один из двух видов ролевого поведения: конспиративно-ролевое или профессиональноролевое. Первое базируется на маскировке оперработником своей принадлежности к правоохранительным органам, а поэтому предлагается розыгрывание роли определенного типа человека - представителя конкретной социальной общности, профессии, статуса и т. д. Естественно, что в данном случае требуется знание субкультурных особенностей определенной социальной группы (например, конкретного типа преступных сообществ), убедительная демонстрация через речь и невербальные проявления (жесты, позы и различные формы экспрессии) сложившихся субкультурных стереотипов. В случае же профессионально-ролевого поведения оперативный работник не маскирует свою принадлежность к правоохранительным органам, а лишь в ролевом аспекте акцентирует желательные для успешного профессионально-ролевого общения психологические качества и заинтересованность в общении, которые могут в последующем позволить «психологически переиграть» преступников.
Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата - значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решения оперативнослужебных задач.
Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта, могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др.
Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия оперработником и гражданином друг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т. д.
Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытывает оперработник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.).
Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, оперработник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
Преодоление указанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой «психологической настройки» («подстройки») оперработника к личностным особенностям людей, с которыми он вступает в контакт, применения определенных психотехнических приемов и создания условий, оптимизирующих динамику профессионального общения.
Стремясь установить психологический контакт с объектом заинтересованности даже при неблагоприятных обстоятельствах, оперработники всегда пытаются, прежде всего, снять мотивационные барьеры и вызвать у партнеров по общению личный интерес к взаимодействию. В этой связи реализуются психотехнические приемы: «первичного накопления согласия», «эмоционального включения собеседника в общение», «демонстрации аттракции» (то есть, привлекательности для другого) и т. д.
В профессиональном общении задачей оперработников является не только обеспечение взаимной заинтересованности, но и установление доверительных взаимоотношений с партнером по взаимодействию. С позиции социальной психологии доверительные отношения - это специфический способ социально-психологического обособления в некоторую общность «мы», где осуществляется откровенный обмен значимыми для общающихся мыслями, которые раскрывают их глубинные, интимные стороны личности, так как существует уверенность партнеров друг в друге как в надежных и добросовестных людях.
С точки зрения юридических психологов, возникновение в оперативной работе доверительных отношений с объектом заинтересованности - это относительно устойчивое состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач. При этом конфиденциальная информация - это те сведения, которые до определенного времени не подлежат огласке.
Основными факторами, которые влияют на успешность установления доверительных отношений в ОРД, являются:
1) личность оперработника (его общительность, умение изучать психологию собеседника и пользоваться этими данными, умение разговорить человека, поддерживать диалогическое общение и т. д.);
2) психологические особенности человека, с которым оперработник поддерживает взаимосвязь и строит отношения;
3) условия, в которых протекает профессиональное общение;
4) содержание оперативно-служебных задач, которые оперативником решаются в общении с конкретным человеком в течение длительного времени.
В практике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведывания у лиц, которые имеют криминальную направленность личности. В большинстве таких случаев успех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованности психологический контакт, но и осуществлять на нем целенаправленные воздействия, в том числе как на сознательную, так и бессознательную сферу психики.
Существует два основных пути получения профессионально значимой информации:
- словесно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольной вербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для сотрудников правоохранительных органов;
- моторно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольным невербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.
Для реализации каждого из указанных подходов психологи рекомендуют целый арсенал конкретных приемов, с помощью которых осуществляется получение профессионально значимой информации.
Для вызывания словесно-репродуктивных высказываний можно применять:
1) демонстрации конкретных примеров, «оживляющих» в памяти заинтересованного для нас лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям;
2) смежную тему разговора;
3) вызывать чувство особой значимости собственной личности объекта заинтересованности;
4) обращение к чувству собственного достоинства;
5) демонстрацию проявлений равнодушия;
6) эскалацию эмоционального стресса;
7) постановку неожиданных вопросов;
8) неточное или ложное заявление;
9) сообщения «якобы» важных сведений;
10) показ осведомленности и др.
К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродуктивный способ получения информации, можно отнести следующие:
1) демонстрацию конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта;
2) создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций;
3) использование приемов психотехник из нейролингвистического программирования и других психокоррекционных методов немедицинского характера.
Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания оперработниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).
При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяется действием ряда признаков:
1) воздействие должно осуществляться всегда с учетом конкретных особенностей личности и общих закономерностей функционирования психики;
2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия на данную личность;
3) положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствовать проявлению психической активности лица, на которое оно направлено;
4) воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями (то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие);
5) при воздействии обязательно учитываются те внешние условия и динамика их развития, в которых оно осуществляется;
6) воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных и иных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;
7) воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте психологическую характеристику следственной и оперативно-розыскной деятельности.
2. Расскажите о структурной профессиограмме следователя.
3. Что вы знаете о психологии допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуации.
4. Расскажите о психологических аспектах подготовки следователя к допросу.
5. Каковы психологические предпосылки успешного проведения очной ставки?
6. Дайте психологическую характеристику обыска.
7. Какие существуют тактико-психологические приемы проведения обыска?
8. В чем состоит психология правильной оценки результатов опознания?
9. Что такое психология следственного эксперимента?
10. Назовите основные виды следственного эксперимента.
11. Каковы психологические особенности профессиональной деятельности оперативных работников?

Тест к четвертой главе

1. В профессиональной деятельности следователя выделяется в первую очередь
а) формализованная функция
б) познавательно-прогностическая функция
в) социально-воспитательная функция
2. Психологические барьеры, препятствующие допросу
а) установка
б) лень
в) фрустрация
3. Дееспособность регулируется
а) ст. 39 ГК РФ
б) ст. 13 УК РФ
в) ст. 15 УПК РФ
4. Психологические факторы, успешно влияющие на установление доверительных отношений в ОРД
а) специальные условия кабинета
б) бесконфликтная личность
в) психологическая «подстройка»

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Самовичев Е. Г.
Психология оперативно-розыскной деятельности.
// Энциклопедия современной юридической психологии. Под ред. А.М.Столяренко.
М., 2002. Стр. 136-140.


Психология оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность - один из видов правоохранительной деятельности, получивший в последние годы законодательное закрепление. Ее определение содержится в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.), которая гласит, что это «…вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом … в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». В приведенном определении содержится указание на цели, субъекты, наиболее существенные условия и формы этого вида деятельности. Психологическая проблематика ОРД, хотя и не сводится, но необходимо связана с этими элементами, задающими ее специфику в ряду объектов юридической психологии.

Специфика ОРД в России обусловлена различными по содержанию общественно-политическими, экономическими, правоохранительными отношениями, национальными и психологическими характеристиками, чертами российского менталитета, проявляющимися на различных этапах развития государства. Как система с присущими ей правовыми, организационно-тактическими, морально-этическими и психологическими аспектами ОРД деятельность начала оформляться в России в конце XVIII века, когда полицейские подразделения, тайная экспедиция приобрели значительный штат секретных сотрудников.

Накопление психологических знаний об оперативно-розыскной деятельности осуществлялось на протяжении трех основных этапов.

Первый этап характеризуется переносом психологической информации на ОРД. Многие ученые-юристы указывали на актуальность научной разработки данного направления, обозначали некоторые приоритетные пути исследовательского поиска, рассматривали психологические особенности тактики проведения отдельных оперативных действий (А.И Алексеев., И.И. Басецкий, В.П. Бахин, Р.К. Безруких, В.Г. Бобров, А.С. Вандышев, А.Ф. Возный, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, В.Н. Гриднев, В.В. Дементьев, А.М. Качур, И.А. Климов, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, В.Д. Пахомов, В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов и др.).

На втором этапе исследовательские усилия ученых-юристов дополнили психологи, изучавшие некоторые психологические проблемы ОРД. Они использовали в этих целях специальный психологический инструментарий и методики. Была сделана попытка адаптировать психологические знания в русле деятельности субъектов ОРД, создать предпосылки для развития категориального аппарата (Ю.Е. Аврутин, А.В. Губин, Е.Г Самовичев, В.А. Черепанов и др.).

Третий этап включает в себя осуществление специальных правовых и психологических исследований теоретических проблем оперативно-розыскной деятельности, а также разработку методик, практических рекомендаций и предложений по их совершенствованию (В.В. Аврамцев, Ю.Е. Аврутин, В.М. Атмажитов, И.И. Басецкий, В.Г. Бобров, В.Т. Вербовой, С.И. Винокуров, К.К. Горяинов, А.В. Губин, В.А. Данилов, С.В. Игнатов, В.А. Ильичев, И.А. Климов, А.С. Коноплев, О.Г. Ковалев, А.П. Ковачев, В.В. Лисицын, В.А. Лукашов, И.В. Михалева, Е.А. Пономарева, Е.Г. Самовичев, Г.К. Синилов, В.И. Филиппенко, М.И. Цыганенко, В.В. Шувалов и др.).

В достаточно обильной литературе и научных исследованиях по психологии ОРД, имеющихся в различных ПОО, охватывается широкий круг ее проблем, К важнейшим направлениям ее относятся:

Психологические особенности ОРД и ее компонентов,

Психология субъектов ОРД,

Психология оперативно-розыскных мероприятий,

Психология легендирования, конспирации и ролевого поведения,

Психология взаимодействия оперативных аппаратов с другими службами, подразделениями, ПОО, организациями и лицами,

Психология оценки оперативной обстановки и оперативного прикрытия,

Психология объектов ОРД,

Психологические особенности решения различных оперативно-розыскных задач,

Психологические особенности раскрытия различных видов преступлений,

Психологический отбор в оперативные подразделения ПОО,

Психологические особенности подготовки сотрудников оперативно-розыскных аппаратов и конфидентов.

Несмотря на наличие разработок, имеющих теоретическую и прикладную значимость, психология ОРД нуждается в самом активном совершенствовании, что определяется и недостатками в ее развитии в прошлом и, в особенности, современной криминальной обстановкой в России, новым законодательством и повышенными требованиями к соблюдению всех действий оперативных прав человека и законности работников.

Особая ситуация создается впервые принятым в 1995 г. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Указывая на цель ОРД, - защита законных прав от преступных посягательств, - законодатель определил назначение этого вида деятельности, вне которого она осуществляться не может. Существенно отметить, что целью ОРД является не “борьба с преступностью”, а “защита прав”. Уже на интуитивном уровне усматривается разница этих понятий. Во всяком случае, борьба с преступностью скрыто предполагается в цели ОРД, но только через призму защиты прав. Данное утверждение, на первый взгляд, носящее чисто формальный характер, имеет существенное психологическое значение как для тех членов общества, чьи права нарушаются, так и для субъектов ОРД, эти права защищающих. Такая формулировка цели задает установку на восприятие назначения ОРД и основной семантический контекст ее реализации и оценки. Представляется, что с этого же должна начинаться и психологическая проблематика ОРД. Конечно, защита прав и законных интересов осуществляется не только средствами ОРД, но широким кругом иных правовых средств. Закон относит ОРД к числу специфических способов такой защиты. Конкретизируя его положение можно сказать, что целью ОРД является защита правоохраняемых ценностей от преступных посягательств присущими ей способами и средствами.

Как известно, цель – это идеальное представление результата, но закон не дает его определения, а без этого осуществление любой деятельности переходит с уровня деятельности на более низкий – уровень активности. В упомянутом же виде термин “защита” скорее является не определением цели как результата, а определением цели ОРД как ее мотива, т.е. того, ради чего она должна осуществляться, что задает и определяет ее социальный и личностный смысл. препятствий для того, чтобы конструктивно определить цель ОРД в тексте самого закона. Надо принять во внимание, что поскольку Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает н необходимость защиты прав от преступных посягательств, постольку речь идет об угрозах криминального характера, предусмотренных уголовным законом. В этом смысле угрозы правоохраняемым ценностям определены достаточно ясно и состояние защищенности, соответственно, касается обеспечения восстановления нарушенного права и привлечения виновного к ответственности., как они сформулированы в Уголовном кодексе РФ.

Структура ОРД (ее цели, задачи, условия, оперативно-розыскные мероприятия и др.) должна лежать в основе любого исследования ее психологических аспектов. Вместе с тем, существующие по данному направлению литература показывает, что исследования психологической проблематики ОРД зачастую посвящены ее частным и отдельным аспектам и нередко не объединяются общей концепцией объекта и предмета таких исследований. Причем, большая часть из них берет за основу общепсихологические понятия и представления и рассматривает их в рамках ОРД без должного учета ее специфики.

Психология ОРД может быть самостоятельным направлением юридической психологии (одной из ее частных теорий и психопрактики), когда она глубоко и полностью раскроет механизм включения психологических знаний в процессы разработки и совершенствования нормативно-правовой основы оперативно-розыскной деятельности и ее практической реализации. Необходимо дать ясный ответ на вопрос – что в ОРД и ее теории зависит от психологических знаний? Какие решения и действия, осуществленные без их учета, ведут к неоптимальности и даже к невозможности решения задач ОРД, в конечном счете – к нарушению прав людей на государственную защиту их законных интересов средствами ОРД. Серьезная постановка требующих изучения вопросов предполагает использование материалов официальных проверок и анализа результативности ОРД как деятельности, имеющей государственно-правовой характер и нормативную регламентацию, так как психологические факторы становятся существенными когда они начинают влиять на «выход» должностного лица при выполнении своих обязанностей за пределы правовой нормы и тем самым ставят под угрозу защищенность правоохраняемых ценностей, т. е. извращают саму суть ОРД. Основу таких исследований должны составить, как представляется, результаты прокурорских и ведомственных проверок ОРД, осуществляемой различными субъектами. Какие-либо иные формы получения такого материала вряд ли возможны. Имеющиеся по данному вопросу материалы до настоящего времени не стали предметом психологического интереса, хотя по содержанию имеют для этого весьма основательные поводы. Без этого, оперативно-розыскное направление юридической психологии много утрачивает в теоретическом и прикладном отношении.

Поскольку подавляющее большинство вопросов ОРД регулируется на ведомственном уровне, постольку психологическая проблематика ОРД оказывается зависящей от субъектов ОРД и их компетенции. Ведь одно и то же оперативно-розыскное мероприятие, например, оперативное внедрение, будет иметь существенные именно психологические различия в зависимости специфики сферы такого внедрения – организованное преступное сообщество или предприятие, частное предприятие или государственное, осуществляемое подразделением уголовного розыска или по борьбе с экономической преступностью. Категория «оперативный сотрудник» имеет весьма общий характер, внутри ее существуют не только профессионально-квалификационные, но и психологические различия. Последнее приобретает особое значение в связи со специализацией оперативных аппаратов и характером выполняемых ими задач.

Принято, и не без основания, считать, что специфическим признаком ОРД является ее конспиративность характер. Именно он определяет ее неповторимый психологический контекст, предъявляет ряд особых требований к осуществляющим этот вид деятельности лицам, предполагает специфическую структуру психического склада их личности. Вместе с тем имеющиеся исследования данного вопроса выявляют по большей части вполне традиционный подход к изучению психологической структуры ОРД и психологии связанных с ней лиц.

Особенностью ОРД выступает ее информационно-аналитический характер. Процессы определения содержания необходимой для принятия оперативно-розыскных решений информации, поиска ее источников и носителей, способов снятия с последних, дальнейшего анализа, обогащения и использования - основные этапы «движения» самых различных сведений, с которыми имеют дело оперативные аппараты - субъекты ОРД, и которые пока не нашли достойного места в научно-психологических исследованиях. Свое частичное отражение они получают в работах, посвященных решению отдельных задач ОРД - главным образом по раскрытию преступлений. В указанном пункте психологическая проблематика ОРД тесно соприкасается с такими ее традиционными разделами, как оперативная тактика и организация, а также с соответствующими разделами смежных дисциплин - криминалистической и следственной тактикой. Проблема, например, выявления источников информации имеет организационно-тактическое, тактико-криминалистическое, а также психологическое содержание, требующее своего выявления, формулировки и, главное, определения характера зависимости от него результатов решения задачи в целом. Без этого занятие психологией решения этой задачи теряет непосредственное практическое значение и, следовательно, лишает возможности оценить и научную ценность исследования. Вместе с тем на тактическом уровне проблематика ОРД достаточно хорошо разработана и встает задача обоснования необходимости и целесообразности ее «психологизации», кроме, может быть, исследования возможностей снижения психологической «стоимости» осуществления деятельности и ее отдельных элементов. Наряду с разработанными есть и такие формы осуществления ОРД (оперативно-розыскные мероприятия), которые исследованы явно недостаточно, но даже при поверхностном рассмотрении имеют высокую психологическую нагрузку. К числу таковых, исходя из текста Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут быть отнесены, например, оперативное опознание, оперативное внедрение, оперативный эксперимент. Существо каждого из них - это специфическая психологическая задача, разрешимая, главным образом, в системе психологического знания, психологических законов, управляющих поведением действующих лиц и формированием соответствующих условий.

Стержневым психическим процессом, обеспечивающим эффективное функционирование людей в системе ОРД, как показывают исследования, выступает оперативное мышление. Существует определенная специфика в характере психического моделирования складывающихся ситуаций на уровне принятия стратегических решений по борьбе с преступностью и ее отдельными видами, на уровне построения оперативно-тактических и организационно-тактических моделей. Лица, осуществляющие соответствующие функции, «мыслят» различными оперативными единицами и отношениями между ними, соответственно и требования, предъявляемые к ним, должны быть различным существует определенная специфика в характере психического моделирования складывающихся ситуаций на уровне принятия стратегических решений по борьбе с преступностью и ее отдельными видами, на уровне построения оперативно-тактических и организационно-тактических моделей. Углубленное исследование оперативного мышления на материале ОРД позволит получить результаты, существенные не только для психологии, но и для законотворчества в области ОРД, расчета оптимальной нагрузки на сотрудников оперативных аппаратов ПОО, диагностики профессиональной пригодности к данному виду деятельности и ее отдельным направлениям, разработать психологически обоснованные алгоритмы решения отдельных задач ОРД и пр.

Важна проблематика профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений разного уровня. Основной узел вопросов здесь связан не просто с профессиональной, а профессионально-психологической компетенции, выражающейся прежде всего в характере психологического моделирования сотрудником оперативной обстановки, используемых при этом оперативных единиц когнитивных процессов - восприятия, памяти, мышления, структурирования элементов ситуации в системы, пригодные для принятия оптимальных стратегических, тактических и организационных решений, психологических механизмов оперативного планирования и прогнозирования и т.п. При этом, все включенные в эти задачи психические процессы и состояния должны рассматриваться как основа для оптимальной структуры деятельности, составляющих ее мероприятий и действий, осуществляемых в едином смысловом «поле» – защиты прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.