Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Инновационные педагогические технологии в процессе обучения. Инновационные технологии в образовании (доклад). Вопросы для обсуждения

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем в обучении наряду с традиционными появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин преподаванием следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами.

В традиционном обучении ведущую роль играет учитель.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

К традиционным видам обучения относят:

    догматическое учение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание.

    объяснительно – иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

    самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.

К традиционными считаются фронтальное, групповое и индивидуальное обучение.

С позиции целостности образовательного процесса основной традиционной организационной формой обучения является урок. Урок – это такая форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

В настоящее время в образовательном процессе используются не только традиционные, но и инновационные технологии. Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говоритс об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

Основная закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить эффективную оранизацию процесса обучения.

Проектная деятельность также является технологией активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Технологии интеграции способствуют формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяют осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе педагогической деятельности особое место занимают интегрированные уроки.Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения.

Инновационные технологии в преподавании – это новые методы общения с учениками, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

Необходимо, чтобы традиционные и инновационные технологии обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Неверова Ирина Юрьевна

Методист

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов.

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентного на рынке труда, способного к эффективной профессиональной работе.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции по получаемой им специальности.

Современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, направлены на конечный результат образовательного процесса - подготовку высококвалифицированных специалистов:

    имеющих фундаментальные и прикладные знания;

    способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

    обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Реализации приоритетных требований к получению высококвалифицированного специалиста способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного педагогического опыта показывает, что большинство нововведений посвящены как разработке новых педтехнологий, так и применению старых, но с новым к ним подходом.

В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «образовательная технология»:

1. Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2. Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

3. Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Характерные черты:

    диагностическая формулировка целей;

    ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

    оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

    воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

Преимущества применения современных образовательных технологий меняют функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (замена информирующе - контролирующих функций), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Поэтому сегодня результат применения современных образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов, так как образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

В условиях образовательных реформ особое значение в образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на внедрение различных педагогических нововведений. К инновационным технологиям обучения можно отнести интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

В связи с этим, у преподавателей нашего колледжа особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели нашего колледжа применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов и исследований, кейс-метод, социо-игровые методы и деловые игры, методы развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение и другое.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает ему войти в роль и раскрыть поисковые возможности будущего специалиста.

Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.

Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения проблемной ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий.

Я, как преподаватель, веду дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии». Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес студентов, подвести их к пониманию того, что дисциплина «Информатика и ИКТ» практически используется во всех специальных дисциплинах любой профессии и в любых жизненных вопросах, вот задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке. Конечно, особую роль играют наличие программно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ»: текстовые, графические, электронные таблицы, мультимедийные и электронные учебники, компьютерные программы, видеофильмы, тестовые оболочки. Реализация учебной программы преподаваемых дисциплин позволяют мне формировать и обеспечивать возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности на всех специальностях со средствами новых компьютерных технологий для реализации образовательных программ ФГОС СПО.

Компьютерные технологи – обеспечивают современную форму подачи учебного материала, обладают высокой информационной насыщенностью, позволяют осуществлять оперативный обмен учебной информацией. Они могут использоваться на всех этапах процесса обучения многих дисциплин: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний и умений, а так же в исследовательской, научной и проектной деятельности студентов.

С помощью компьютерных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные задания, тренинговые упражнения, компьютерное тестирование, использование учебных пособий и электронных учебников как в электронной библиотеке колледжа, так и на личном сайте преподавателя (http://сайт/neverova/).

Применение современных компьютерных технологий позволяют разнообразить учебный процесс, делая его более творческим и привлекательным. Мои обучающиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании – разрабатывают презентации, проекты, исследовательские работы, это активизирует самостоятельную и познавательную деятельность студентов, повышает уровень мотивации студентов к учебной деятельности, что в свою очередь ведет к повышению качества знаний.

Кроме этого в своей работе я использую такие педтехнологии как формирование навыков рефлексии (анализа и самоонализа деятельности студентов) различными новыми разработанными методами, технологии развития критического мышления методами интеллект-карт, синквейнов, игровые и конкурсные методики, исследовательские проекты и др.

В заключении хочу отметить, что применяемые мною на занятиях современные образовательные педтехнологии и методики позволили лучше мотивировать и актуализировать познавательную деятельность студентов и повысить качественную успеваемость по преподаваемым мною дисциплинам.

Литература:

1. Гузеев В.В . Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html

Лекции и практикум по психологии - Методическое объединение

Тема 3. Технология интерактивного обучения

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения . Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.
Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образомучитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной
технологии

    Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

    Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

    Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

    Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

    Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.
Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Большинству игр присущи 4 главные черты:

    Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.

    Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

    Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.

    Наличие прямых и косвенных правил.

Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра . Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.
Дидактические игры для детей с ОПФР должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.
Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:
-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;
-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;
-формирование объективной самооценки обучаемых;
-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;
-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.
Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.

Вопросы для обсуждения:

    Общая характеристика методов обмена деятельностями.

    Интерактивные технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе с детьми с ОПФР.

Литература

    Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.

    Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.

    Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15

    Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004

    Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.

    Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. – М., 2003.

    Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003.

    Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.

    Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.

    Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

Источник: Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.
Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук

Активные методы обучения это:

Толкование

Активные методы обучения

К инновационным технологиям обучения можно отнести активные методы обучения. Активные методы обучения (АМО) предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательных для выполнения по учебной программе в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

АМО делятся на 2 типа.

АМО 1-го типа включают в себя проблемные лекции , проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинар и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку , обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

АМО 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций , тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым АМО относятся: деловые (управленческие) игры , метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира.

Напр., в западных бизнес-школах одним изосновных методов обучения является ситуационное обучение . Кейс-стади представляет собой описаниеделовой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности ответственныхменеджеров. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственныхситуаций.

Наиболее сложными являются игровые АМО. Результат игры - принятие решений по поставленной цели(целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи,наличием неопределенностей, конфликтов, рисков .

Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеетсятолько одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модельсреды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяютдля решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различныхспециалистов.

Деловая игра (ДИ) в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятияуправленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правиламгруппы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболееполного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Большинство ДИ - управленческие, социально-экономические, проектировочные, производственные.Эффективно использование ДИ с целью получения навыков по управлению охраной труда , т. к. научитьуправлению в различных сферах деятельности чисто инструктивными методами трудно, а иногда иневозможно. В основе любой игры лежит модель объекта управления, которая может быть формализованас различной степенью полноты и точности. Современные информационные технологии существеннооблегчают эту задачу.

Целесообразно придерживаться единой формальной модели принятия решений, обеспечивающейреализацию необходимых требований к ДИ. Такая модель должна автоматически создавать игровыеситуации выбора, реализовывать следующие игровые моменты: выявление проблемной ситуации,определение совокупности целей и критериев, формирование шкалы измерения критериев,формулирование возможных решений, формирование индивидуальных предпочтений и критериев выбора,обоснование оптимального решения.

Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:

удовольствие от контактов с партнерами по игре;

удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;

азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;

удовлетворение от успеха.

В ДИ сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. основой являетсяцельная модель, включающая в себя и объект управления, и управляющую систему.

Основные этапы ДИ:

формирование модели объекта;

распределение ролей;

различие ролевых целей при выработке решений;

взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

наличие общей цели у всего игрового коллектива;

коллективная выработка решения;

выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений";

многовариантность решений;

наличие управления эмоциональным напряжением;

формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Традиционная ДИ подразумевает участие эксперта для имитации реальной обстановки и оценкирезультатов деятельности. Но поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение такихигр в массовом обучении невозможно. Ситуация меняется, когда роль эксперта берет на себя компьютер.Компьютеризация ДИ дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитацийциклов управления и "ощутить" динамику процесса взаимодействия основных субъектов моделируемойситуации. Наиболее эффективным считается проведение ДИ в сетевом классе.

Компьютерные ДИ можно разделить на 2 типа: коллективные и индивидуальные. В первых участвуютнесколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения. Во вторых моделируется нетолько условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что игра и вэтом случае продолжает оставаться коллективной. Просто отдельные роли выполняют интеллектуальныеимитаторы. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Коллективные игры более приближены к реальности, поскольку решения принимаются реальными лицами,а не имитатором. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. Меняясь ролями,участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороныруководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. ГрупповыеДИ позволяют совершенствовать коммуникативные навыки - как в отношении обмена информацией,обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений.

Индивидуальная ДИ может проводиться без преподавателя, что весьма важно для дистанционногообучения и для самостоятельной работы обучаемого. Выполнение заданий индивидуальной ДИфиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти влюбое время. В индивидуальной ДИ у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки др.участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. Индивидуальная ДИпозволяет существенно экономить время, затрачиваемое на принятие решений. Может быть резкоувеличено количество проигрываемых ситуаций, которые затем анализируются для выработкиоптимального решения.

Обучение методам управления охраной труда целесообразно проводить в малых группах споследующим обсуждением (возможны и комментарии преподавателя). Такая модель получила название"обучение в сотрудничестве". Учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываютсявзаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладенииматериалом и в решении задач. Перед участниками следует ставить задачи по решению проблем, которыемогут возникнуть на реальном производстве. После нахождения консенсуса каждая группа устраиваетпрезентацию своего алгоритма решения проблемы. Разработанный алгоритм обсуждается и подвергаетсяконструктивной критике со стороны др. групп и преподавателя.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по этому методустановится исходной частью самостоятельной коллективной работы. Ее результат влияет на результатгрупповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы др. членов группы, всего коллектива.Это связано с тем, что каждый участник пользуется результатами как самостоятельной групповой работы,так и коллективной. На следующем этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общегорешения, либо уже при работе над новым проектом, участники используют знания, полученные иобработанные общими усилиями группы.

Бе́нчмаркинг (англ. benchmarking - эталонное тестирование) - еще один очень перспективный методобучения. Этот термин следует понимать как проведение сопоставительной оценки деятельностиорганизации (предприятия ) на основе определенных показателей. Это может быть и производительность, икачество продукции, и удовлетворенность потребителей и различных категорий персонала работойорганизации, и др. Сравнение проводится с успешно функционирующей организацией, причем ееотраслевая принадлежность может не совпадать с моделью сравнения. Цель бенчмаркинга - поисквозможностей для совершенствования и выявление путей дальнейшего развития организации.

Метод проектов является одним из АМО. В основе метода проектов лежит развитие познавательных,творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать своизнания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательскогопоиска для ее решения;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;

определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;

определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

применение исследовательских методов - определение проблемы и задач исследования, выдвижениегипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализполученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

АМО подходят для интенсивно развивающегося в нашей стране дистанционного образования . Активизациясамообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения вучебный процесс личного опыта обучаемых и их "рабочей ситуации", использования методовпроблематизации позволяет повысить эффективность обучения.

Целесообразно применение компьютерных учебников . Их легко изменять, дополнять. Они позволяют:

полнее использовать технические возможности электронно-вычислительной техники за счет реализацииигровых форм и методов обучения, имитации сложных физических процессов путем дистанционногоуправления процессом обучения;

глубже осваивать современную вычислительную технику;

автоматизировать труд преподавателя при проектировании систем обучения, разработке учебныхпрограмм , возложив часть функций на компьютер;

лучше организовать учебный процесс;

индивидуализировать обучение за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала иизменения последовательности его изучения с учетом своих индивидуальных возможностей.

Для эффективного внедрения АМО в учебный процесс необходима серьезная работа, подготовкаметодической и информационной базы. Реализация АМО способствует повышению качества подготовкиспециалистов.

Педагогическая технология относится к продуманным до малейших деталей моделям комплексной педагогической деятельности, включая проектирование, организацию и проведение обучения.

В наше время интенсивно происходит разработка новейшей системы в образовании, направленной на мировую систему. Данный процесс характеризуется изменениями в педагогическом мышлении и практике образовательного процесса. Наблюдается усовершенствование системы с новым содержанием, подходами, поведением и педагогическим менталитетом.

С учетом глобальной перестройки каждый учитель должен уверенно ориентироваться в данном спектре современных новшеств. К ним относятся инновационные технологии, идеи, школы, направления. На сегодняшний день грамотный педагог обязан постоянно пополнять свои знания в связи с масштабной реорганизацией школьного образования. Реализация современных педагогических технологий может произойти исключительно в инновационной школе.

Инновационная школа является учебно-воспитательным заведением, образование которого построено на уникальных идеях и технологиях. Кроме того относится к новым образовательным практическим учреждениям.

Инновационная школа считается полисистемной организацией, которая имеет в своем составе учебную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и научную деятельности. Подобные современные школы в основном основываются на базе уже существующих учебных учреждений, параллельно разрабатывая и внедряя оригинальные технологии для выполнения своей первоначальной функции – обеспечение знаниями. Также подобные школы учитывают разные формы общения школьников, педагогов и родителей.

Для того чтобы школа называлась инновационной, она должна отвечать некоторым стандартам и иметь определенные направления в образовательной системе. Например, инновации включают в себя оригинальные авторские идеи и гипотезы относительно изменения учебного процесса.

Альтернативность характеризуется отличием каких-либо главных составляющих учебного процесса (цели, содержание, методы – единый школьный дневник, или средства) от общепринятых устаревших в обычных школах. Концептуальность образовательного процесса подразумевает использование в уникальной модели философского, психологического, социально-педагогического и других направлений.

Социально-педагогическая цель основывается на соответствии школьного образования социальным требованиям. Наличие результатов должно указывать на правильное направление движения инновационной школы. Благодаря им возможна оценка деятельности подобных учреждений. В наше время школьное образование использует разные учебные инновации. Они зависят от традиций и статуса учебного учреждения. Таким образом, можно выделить некоторые современные технологии, которые наиболее часто применяются для учеников.

Введение информационно-коммуникацонных технологий в предметное обучение включает интеграцию разных областей и использованием информатики, что в дальнейшем обеспечивает информатизацию сознания учеников и понимание процесса в нынешнем обществе, особенно для его будущей профессии.

Существенную роль играет осознание новой тенденции информатизации учебного учреждения, начиная со знакомства школьников с начальными сведениями о информатике и заканчивая использованием компьютерных программ с целью более углубленного изучение предметов. В результате происходит глобальная перестройка учебного процесса благодаря введению компьютерных технологий с изменением структуры и содержания образования.

Кроме того в дальнейшем после окончания школы ученики имеют возможность с легкостью приступить к работе с применением инновационных технологий. В процессе внедрения данных инноваций были проведены исследование и контроль над успеваемостью.

Были подведены итоги, что открытый тип информационной среды в школе включает разные формы образования на расстоянии и существенно увеличивает стремление школьников к изучению предметов и наук, особенно с применением методов проекта. Также информатизация образования сняла психологическое напряжение общения между школьником и педагогом с помощью внедрения новых методов контроля над оценками (например, единый школьный журнал).

Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по предметам в школе и осознается важность и необходимость школьного образования для поступления в желаемой ВУЗ и получение любимой специальности.

Используя, например, электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, они могут в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь ученики вряд ли смогут сказать, что задания на дом не было. Кроме того учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний.

Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того сами родители смогут вносить свои коррективы в тематику собрании, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы. Доступ ко всем оценкам каждого ученика есть только у педагога, поэтому родителя доступна информация исключительно о своем ребенке. Также онлайн могут проводиться тестирования родителей на определенную тему для составления статистики и учета некоторых пожеланий по усовершенствованию школьного образования.

Современные технологии в школе позволяют облегчить контроль над успеваемостью школьников и обеспечить их необходимой учебной информацией. Благодаря введению электронных книг ребята могут использовать их в любое время, не нося при этом десяток книг в рюкзаке.

Однако для того чтобы образовательный процесс проходил в нужном направлении следует подобрать определенный планшет или книгу, которая не будет отвлекать школьника имеющимися играми или доступов к интернету. За этим должны следить родители при покупке электронной книги.

Несмотря на все положительные стороны инновационных разработок в отрасли школьного образовании, все-таки стоит обратить внимания на некоторые нюансы. Используя электронный дневник, родители не имеют непосредственного контакта с педагогом. Через данное нововведение нельзя рассказать полностью об успеваемости и дисциплине школьника.

Только при общении в реальной жизни можно узнать о реальной ситуации в школе. Также с использованием компьютеризированных новшеств школьники подвергаются негативного влияния на зрение и осанку. Конечно, в наше время существуют определенная защита для глаз и разрабатываются специальные «невредные» экраны, однако ученики большей частью обучения связаны именно с компьютером, что не всегда хорошо.

Инновационные технологии в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Так, ранее при выполнении домашнего задания ученики использовали только выданную им литературу в школьной библиотеке. В то время как сейчас им доступна вся сеть интернета.

В связи с этим желающие хорошо учиться и добиться поставленных целей имеют хорошую возможность осуществить задуманное. Что касается более «ленивых» учеников, то здесь либо родители должны убедить в необходимости школьного образования, либо педагог находит нужную тропинку к познанию ученика, либо он самостоятельно с течением времени начнет осознавать пользу начального обучения. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Ни одна компьютеризованная технология и новшество не способны заменить общение школьника с опытным педагогом. Ведь только при непосредственном контакте можно узнать все непонятное и много интересного для себя. Таким образом, полученный опыт от внедрения инновационных технологий доказывает эффективность примененных методов, которые располагают огромным арсеналом новшеств.

В заключение стоит отметить, что, конечно, успех школьного образования зависит напрямую от желания педагогов обучать школьников и стремления последних к достижению желаемых целей.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Инновационные технологии в преподавании [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В настоящее время образование не стоит на месте. В теорию и практику преподавания внедряются инновационные методики, и появляются новые формы уроков и занятий в ВУЗах и колледжах. Инновационные технологии в преподавании продвигаются на уровне ФГОС.

В данной статье внимание уделено инновационным подходам в ВУЗовском обучении. Современным студентам уже не так интересны банальные лекции, представляющие собой часовые монологи преподавателя. Они быстро пресыщаются и начинают откровенно скучать. Теперь прреподаватель в ВУЗе или колледже должен не только заинтересовать аудиторию, но и удержать её внимание. Именно для этих целей и разрабатываются инновационные технологии в преподавании.

Инновационные технологии стали, пожалуй, величайшим проводником перемен в современном мире. В научной литературе под инновационными технологиями принято понимать новшества которые направлены на внедрение или использование чего-то нового с целью повысить эффективность той или иной деятельности.

Инновационные технологии преподавания в ВУЗе обычно очень хорошо принимаются студентами и повышают эффективность обучения. Новые задания и виды самостоятельной работы отводят студентов от привычного шаблонного выполнения как теоретических так и практических заданий.

Виды инновационных технологий в преподавании

В преподавании в высшем учебном заведении используются различные виды инновационных технологий. В данной статье рассмотрены ряд самых распространенных. Именно они регулярно используются ВУЗовскими преподавателями и позиционируются как актуальные новшества.

В силу того, что существует несколько различных классификаций, нами будут сгруппированы и охарактеризованы те инновационные технологии преподавании, с которыми приходилось сталкивать на собственном опыте.

Рисунок 1. Инновационные технологии, используемые в преподавании

Метод кейс-стади

Метод кейс-стади очень интересен с точки зрения инновационного потенциала. Он крайне актуален по причине того, что современным преподавателям необходимо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения.

Метод кейс-стади, метод кейсов – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Прежде чем раскрывать основы метода кейсов, определимся что такое кейс. Слово "кейс" имеет английские корни и переводится как "случай", "ситуация". В настоящее время под кейсом понимается разбор ситуации или конкретного случая. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, "частного случая

В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Метод кейс-стади в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений "по горизонтали", дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со-товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Важнейшим плюсом данной инновационной технологии в преподавании является то, что этот подход направлен за пределы учебного пространства. Он выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию.

Метод дискуссии в преподавании

Инновационной технологии в преподавании зачастую приходят из хорошо забытого старого. В современной педагогике, особенно в её ВУЗовской составляющей назрели перемены и возвращение к теориям и идеям которые в силу тех или иных причин были забыты или обесценены.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем.

Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов и рефератов. При подготовке к дискуссии используются электронные библиотеки. Значительная часть электронных библиотек размещена в свободном доступе в сети интернет.

Рисунок 2. Признаки дискуссии как инновационной технологии преподавания

Существенным плюсом дискуссии как инновационной технологии преподавания является то, что общение с преподавателем побуждает студентов искать различные способы для выражения своей мысли. Кроме того, доказано, что использование метода дискуссии повышает восприимчивость обучающихся к новой информации и к принятию и осмыслению новой точки зрения.

Дискуссия проводится в несколько этапов:

  1. Постановка проблемы
  2. Разбивка участников на группы
  3. Обсуждение проблемы в группах
  4. Представление результатов перед всей группой
  5. Продолжение обсуждения и подведение итогов

Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Использование Интернет технологий: электронная почта

Использование электронной почты в ВУЗОвском образовании очень актуально. Это значительно ускоряет обмен информацией между педагогом и студентом.

Электронная почта – обмен сообщениями между студентами через интернет.

Как известно, электронная почта – одна из первых электронных технологий, изобретенных и освоенных человеком, этот вид связи появился задолго до Интернета с его новыми видами электронно-мобильной связи. Электронная почта в ее классическом виде является асинхронным видом связи, в отличие от новых WEB средств коммуникации.

Рисунок 3. Электронная почта в преподавании

Общение преподавателя и студента по электронной почте базируется на создании электронных сообщений. Сообщения могут содержать конспекты лекций, тексты докладов, задания для контрольных работ и практических занятий. Особую актуальность использование электронной почты приобретает в процессе заочного обучения

Метод выездных школ

Метод выездных школ получил распространение сравнительно недавно. Его основное применение актуально для высшего и среднего профессионального образования. Выездные школы чаще всего организуются в летнее время. Они включают в себя:

  1. лекции,
  2. семинары и тренинги,
  3. интеллектуальные и деловые игры,
  4. решение задач,
  5. театральные постановки,
  6. конкурсы,
  7. общение с преподавателями, студентами и со сверстниками.
Выездные школы – интенсивные формы коллективного обучения в режиме погружения в профессиональную среду.

Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить деловые связи. Внезапные занятия проводятся в форме экскурсии на выставки. По результатам экскурсий студенты готовят доклады, эссе, устраиваются дискуссии.

Метод тестирования, инновационная технология преподавания

В современной педагогике в рамках методики преподавания широкое распространение получил метод тестирования. Он позволяет за короткий период времени проверить уровень знаний студентов.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответа для выбора (все темы курса).

Тестирование студентов организуется как во время лекционных, так и во время семинарских занятий. Тестирование как инновационная технология преподавания в ВУЗе используется давно, но в последние десятилетия получила более широкое распространение. Это связано с изменениями в образовательных стандартах.

Коллоквиум

В современном образовании широкое распространение получил коллоквиум, как один из многосторонних методов проверки и закренпления знаний студентов. Его положительной особенностью является то, что он охватывает всевозможные вопросы и темы из изучаемого курса, не включенные в темы практических и семинарских учебных занятий.

Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса.

Очень часто коллоквиумы становятся разновидностью учебных занятий, где обсуждаются различные работы обучающихся студентов, их учебные проекты и написанные рефераты. По итогам проведения коллоквиумов преподаватели выставляют либо оценки либо оценочные балы, в соответствии с которыми в зачетной книжке ставится зачтено или незачтено.

Метод деловой игры

Метод деловой игры позволит имитировать практические ситуации и решать возможные в определенных ситуациях казусы и проблемы. Данный метод использования инновационных технологий в преподавании в ВУЗе широко применяется в зарубежных странах. В России он распространен при получении образования по курсу МБА.

Метод деловой игры – метод имитации принятие решений специалистами в различных ситуациях.

Дидактическая цель деловой игры заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности.

Функции инновационных технологий в преподавании

Рассмотрев наиболее распространенные в российском образовании инновационные технологии в преподавании можно выделить систему функций, благодаря которым, повышается роль этих самых инноваций.

К числу ключевых функций инновационного преподавания относится следующее:

  1. интенсивное развитие личности студента и педагога;
  2. демократизацию их совместной деятельности и общения;
  3. гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
  4. ориентацию на творческое преподавание и активное обучение, инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
  5. модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Всероссийская конференция по теме: «Инновационные технологии в средней школе».

ТЕМА : Использование инновационных технологий в школе как способ подготовки учащихся при выборе профессиональной сферы.

ЦЕЛЬ: « Эффективность методических форм в учебном процессе при использовании инновационных технологий в школе при выборе будущей профессии.

Краткое описание:

Гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра содержания и технологий образования во взаимосвязи с гуманизацией жизни общества.В педагогике инновационные технологии рассматриваются в связи с формированием готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе за счет развития творческих способностей, умения самообучения.

Гуманизация педагогического процесса определяет интерес к проблеме профессиональной коммуникативности и направлена на применение инновационных технологий в процессе обучения(в частности, иностранным языкам), в котором главный акцент ставится на формирование у уч-ся профессионально-значимых коммуникативных умений.

Инновационная школа представляет собой учебно-воспитательное заведение, главной задачей которого является инновационная деятельность учителей и учащихся, основанная на базе авторских инновационных идей в виде оригинальной образовательной практики.

Возникновение подобной инновационной школы строится на платформе обычной массовой школы, где специалисты инновационных проектов в образовании разрабатывают и применяют на оригинальной технологической основе одну или несколько функций комплекса. Инновационная школа является сложной динамичной системой со своей структурой секторов образовательных услуг.Учащиеся задействованы во всех сферах деятельности и могут реализовать себя в полном спектре научных программ. Данное участие происходит в различных формах коммуникации между взрослыми и детьми.

Эффективность методических форм в учебном процессе при использовании инновационных технологий.

Внедрение инновационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой,повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, электронные учебники, презентации к урокам.

Использования учителями на уроке:

    Личностно-ориентированное обучение

    Информационно-коммуникативные технологии

    Проектно-исследовательская технология

    Здоровьесберегающие технологии

    Блочно-модульная технология

    Игровые технологии.

Решающую роль в инновациях образования играют личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета, чтобы в центре образовательных услуг были личность ребенка и обеспечение всех необходимых условий для жизнедеятельности и развития творческого потенциала. Данная инновационная идея образования проявляется в индивидуальных образовательных программах с учетом возраста, возможностей и потребностей ребенка. Педагогический коллектив участвует по предпрофильной подготовке, что позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников, созданы новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы.

Успешно реализуется направление – работа с одаренными учащимися. Эта работа осуществляется как через учебную, так и внеклассную работу, индивидуальную деятельность. Результатом эффективной работы является то, что ежегодно уч-ся нашей школы становятся победителями, призерами на разных уровнях. В школе развивается служба мониторинга. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ уч-ся школы.

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.

Немаловажной современной педагогической инновацией в России являются воспитательные технологии, которые формируют культурный портрет ученика, а также дидактические технологии как главное условие развития учебного процесса.

В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с уч-ся всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие способностей и качеств человека, позволяющих ему действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.

Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологический приемов, которые способствуют повышению эффективности педагогического труда.

Основными направлениями, по которым работает школа является:

1.Нравственно-правовое воспитание.

2. Культурно-просветительская работа.

3. Общественно-патриотическое воспитание.

4.Физкультурно-оздоровительное.

5.Работа с родителями.

6. Трудовая деятельность.

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам и воспринимает через зрительный анализатор. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру. Например, использование дистанционного обучения позволяет наиболее точно решить задачи активизации учебного процесса, в том числе, нормативно управлять качеством при использовании дистанционных технологий.

Сегодня с расширением международного сотрудничества во всех сферах деятельности, одно из первых мест в списке профессионально важных умений занимает знание иностранного языка, в связи с чем, интенсивные технологии по иностранным языкам должны широко внедряться в учебный процесс, что и делается в школах.

Таким образом, опыт современной школы располагает разнообразным арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения, эффективность применение которых зависит от стожившихся традиций в учреждении образования, способности педагогического коллектива воспринимать современные педагогические технологии, материально-технической базы учреждения .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Айламазян А.К. Образование и коммуникация. Педагогическая информатика, 1998,№7

2. Ангеловски К.А. Учителя и инновации. 1991г.

3 http // каталог образовательных ресурсов.

4. http // iyazyki . ru – Интернет – издание «Иностранные языки в школе».