Error: не определено #11234. Проектная деятельность на внеурочной деятельности тема. Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе. Класс − двудольные
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Проектная деятельность на внеурочной деятельности тема. Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе. Класс − двудольные

Яцура Марина Александровна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №77
с углубленным изучением химии Санкт-Петербурга

В настоящее время внеурочная деятельность учащихся приобретает более высокую значимость. Создаются или совершенствуются условия и методы для развития учащихся и в первую очередь ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов. В своей работе во внеурочной деятельности значительную часть времени мы отводим проектной деятельности (программирование для учащихся начальной школы). Сначала предлагаю вам вспомнить в чем заключается метод проектов или проектная деятельность.

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

Анализ проблемы;

Постановка цели;

Выбор средств ее достижения;

Поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

Оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Ниже представлен фрагмент тематического планирования для внеурочной деятельности в рамках, который реализуется в нашем учебном учреждении:

Знакомимся со Scratch.

Создание мини-проекта: наш кот ходит и мяукает

Интерактивная анимация

Практическое занятие: создаем программы «скачки», «щекочем лошадку»

Практическое занятие: «играем на пианино и других музыкальных инструментах» в среде программирования Scratch

Музыкальные возможности Scratch

Практическое занятие: записываем и сочиняем музыку

Анимация с обработкой событий

Практическое занятие: создаем программу «скачки-2» (добавляем анимацию с обработкой событий)

Анимация. Используем слои

Понятие слоя, работа со слоями.

Свободное проектирование. Планируем и делаем мульфильмы.

Практическая творческая работа по созданию проекта в среде программирования Scratch

Анимация. Создаем свой объект в графическом редакторе.

Возможности графического редактора Scratch, создание своего объекта

Анимируем полет пчелы

Создание анимации полета пчелы.

Создаем оркестр

Имитация оркестра, песенка «Чижик-пыжик», «Маленькая елочка»

Создаем плавные анимации

Знакомство с понятием «система координат», закрепление понятия «параллельные потоки»

Вашему вниманию предлагается материал (презентация) для проведения занятия по свободному проектированию:

Технология проектной деятельности

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

Учитель Ученик
  • Предлагает тематическое поле.
  • Мотивирует учащихся к обсуждению.
  • Предлагает схемы анализа потребностей.
  • Наблюдает за процессом обсуждения и помогает формулировать проблему.
  • Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
  • Обсуждает тему.
  • Определяет свои потребности.
  • Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
  • Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
  • Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Учитель Ученик
  • Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
  • Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
  • Организует процесс анализа альтернативных решении.
  • Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Проектная деятельность с обучающимися во внеурочной деятельности.

Татьяна Михайловна Колесникова –

учитель географии БОУ « Должанская сош»

Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Ленина, 24

«Час работы научит большему,

чем день объяснений» (Ж. Ж. Руссо)

Целью современного образования является обеспечение условий для успешной социализации учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных компетенций. Учебный предмет география призван познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Основной технологией позволяющей заинтересовать учащихся, а обучающимся проявить свои способности, является метод проектов.

Проектное обучение – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения работая в группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. На уроках часто используется проектная деятельность, чаще - исследовательская. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение новых знаний в качестве результата.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности? Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое

Для меня самым важным всегда считался вопрос как?

Как вызвать интерес к занятиям?

Как повысить мотивацию?

Как добиться активности на занятии и одновременно обеспечить усвоение материала?

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Ведь внеурочная деятельность не предполагает оценивания, а ребёнок чаще всего работает на результат. В своей практике по технологии проектной деятельности на занятиях внеурочной деятельности наиболее успешным считаю использование двух видов учебных проектов: практико – ориентированный проект и учебный творческий проект.

Учебный творческий проект

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов.

Практико – ориентированный проект. Особенностями практико-ориентированного проекта являются: реалистичность реализации, доступность изложения, возможность использования продукта проекта на занятиях по предмету, действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки.

Одним из первых наиболее успешно реализованных практико – ориентированных проектов можно считать работу учениц нашей школы Архиповой Полины «Цветы для школьного двора» и Колесниковой Софьи « Радуга», с которыми ученицы приняли участие в региональном конкурсе, проводимом ОГАУ, где заняли призовые места 2 и 3 соответственно. Работа « Декоративный огород в ландшафтном дизайне» была отправлена на Всероссийский конкурс «География каникул», где заняла 1 место в своей возрастной категории. Процитирую вводную часть проекта: « Целью работы является: благоустройство придомовой территории через создание французской грядки на участке, с использованием элементов ландшафтного дизайна

Задачи проекта:

    Пропагандировать экологическую культуру среди населения посёлка.

    Использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни

    Осваивать навыки коммуникативной культуры.

    Оценить результаты деятельности»

В этих работах были предложены варианты озеленения пришкольной территории, школьного опытного участка, представлен опыт работы девочек на своём приусадебном участке, цветнике, как в школе, так и дома. Данные творческие работы обучающиеся выполняли, являясь членами кружка «Цветоводство и ландшафтный дизайн». Их макеты легли в основу оформления цветника школы.

Ещё одним примером такого проекта может служить выполнение учебного проекта “Проблема хозяйственного освоения Севера ”, который выполнили обучающиеся, посещающие занятия элективного курса « Природные ресурсы России и использование их в экономике страны». Тема обеспеченности ресурсами севера России и трудностями в их добыче заинтересовала группу ребят. Приведу в качестве примера план работы над проектом.

1 этап – погружение в проблему:

Условия жизни человека на Севере существенно отличаются от условий средней полосы, где живём мы. Но запасы ресурсов очень велики. На территорию российского Севера приходится 11 млн. кв. км с населением 10 млн. человек.

2 этап – реализация проекта (Самостоятельные исследования, поиск информации и представление результатов обучающимися по теме учебного проекта)

1. Тема: «Природные условия данной территории»

Вопрос для исследования: В чем особенности климата территории, запасы ресурсов.

Цель исследования: Объяснить причины суровости климата,

Варианты представления результатов исследования: презентация, коллаж.

2. Тема: «Особенности освоения территории»

Вопрос для исследования: Какие трудности встречаются во время освоения данной территории?

Цель исследования: Объяснить причины необходимость освоения территории.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.

3.Тема: «Профессии необходимые для освоения данной территории»

Вопрос для исследования: Топ профессий российского Севера

Цель исследования: Выяснить профессиональные особенности работников.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет

Результатом явилось создание презентаций, книжки- раскладушки и карты в которых была собрана информация по условиям жизни на севере, условиям работы. Проектная работа обучающихся используется мною на уроках географии в 9 классе при изучении темы «Европейский Север».

В данном учебном году на занятиях кружка «Занимательное краеведение» начат новый проект по ландшафтному дизайну – оформление территории создаваемого в районе музея земляка – писателя. Участницами проекта являются члены кружка – ученицы 6 класса, а руководят ими « профессионалы» ученица 11 класса Архипова Полина и ученица 9 класса Колесникова Софья, которые делятся теоретическими знаниями.

Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов

В 2014-2015 учебном году наша школа перешла на ФГОС второго поколения, и в 5 классе появился новый предмет – география, а вместе с ним и занятия внеурочной деятельностью, факультативный курс «Я – исследователь». На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся с удовольствием создавали макеты вулканов из подручного материала, которые в этом учебном году используются как демонстрационные модели. Группа обучающихся после изучения темы « Вселенная» изготовила модель Вселенной. Теперь это моя любимая модель, которую я с гордостью демонстрирую пятиклассникам. Обучающиеся посещают кружок «Удивительный мир», где знакомятся с редкими и необычными растениями и животными, процессами, происходящими в природе. Практическое применение знаний проявилось в создании мини- проектов «Самые удивительные животные» и « Добрые и злые растения». Форма реализации: книжка – раскладушка и коллаж. Надо сказать, что обучающиеся хорошо владеют компьютерными технологиями и поэтому для занятий ими были созданы презентации по темам занятий кружка.

Результатом внеурочной деятельности становятся выступления обучающихся на уроке, научно-практической конференции, на конкурсах. Следует отметить, что проектная деятельность для ученика особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников. Рефлексия учеников, рефлексия учителя - ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку в его профессиональной деятельности.

С каждым проектом навыки проектной деятельности обучающихся совершенствуются. Обучение проектной деятельности позволяет ребёнку проявить свои способности, научиться его защищать, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности человека. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации.

Список использованной литературы

    Русских Г. А. Технология проектного обучения / /Биология в школе. – 2003. - №3.

    Самкова В. А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. – 2002. - №7.

    А. И. Савенков Психология исследовательского обучения. – М., Академия, 2005

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Метод проектов как проблема реформы образования. Организации проектного обучения в школе. Создание условий проектной деятельности в учебном процессе. Проектные умения младшего школьника. Система действий учителя при организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Сравнение проектной деятельности и исследования. Обеспечение эффективности реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе. Описание опытно-экспериментальной работы по реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Концептуальные основы организации проектной деятельности старшеклассников. Основные принципы проектной технологии обучения. Классификация проектов по истории и обществознанию. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Анализ особенностей использования метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы. Изучение опыта применения проектной технологии при подготовке и проведении воспитательного мероприятия "Все начинается с любви".

    статья , добавлен 04.12.2012

    Анализ возможности организации проектного обучения в школе экспериментального типа. Характеристика метода проектов как актуальной проблемы периода реформы образования. Изучение системы действий учителя при организации проектной деятельности школьников.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2015

    Психологические особенности старшего школьного возраста. Дидактическая литература об организации проектной деятельности в школе. Анализ программ по Истории России в 9 классе. Роль учебных и методических пособий в организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Понятие и специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности. Сущность метода проектов, его типы и принципы организации данной деятельности. Критерии оценки результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка, ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике. Организация проектной деятельности на примере проекта "Строительство дачи" в 9 классе.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

Введение.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие, и, кроме того, может успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 - 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Основная цель моей работы: развитие творческих способностей, логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • изучить методическую литературу на тему проекта и исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  • выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов, разработать методическую базу;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов;
  • использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности;
  • проанализировать и обобщить полученные результаты применения метода проектов;
  • распространить полученный опыт в педагогических сообществах разного уровня;

Актуальность темы.

Согласно взглядам М.И. Лисиной, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека. В русле концепции, впервые выдвинутой А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной, важнейшим фактором развития познавательной активности выдвигается общение детей со взрослыми. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.

Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное - применять на практике.

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен отличаться развитием таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.

Технология работы в урочной деятельности.

В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний, пошагово планировать свою деятельность; искать и преобразовывать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками,

Изучив опыт работы доцента кафедры образовательных технологий Владимирского института повышения квалификации работников образования Козиной Е.В. «Интерактивные формы и методы организации учебного процесса», я систематически использую на уроках различные интерактивные задания.

Интерактивные задания предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные формы и методы организации обучения использую на уроках математики, русского языка во всех классах, начиная с первого класса.

Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся и их родителей:

проект «Моя семья» - 31%

проект «Берегите воду!» - 42%

Несмотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

  • дети выполняли работу вместе с родителями;
  • работали с дополнительной литературой;
  • проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение, презентация, брошюрка);
  • получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.

В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Таким образом,увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2014-2015 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.

В 2015-2016 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В 2015 -2016 учебном году (4 класс) под моим руководством был создан и реализован:

Коллективное принятие решений

Цель задания: развитие умения общаться, обучение взаимодействию и сотрудничеству, умение договариваться.

Организация работы: задание выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая группа садится вокруг стола.

Задания сложные, поэтому выполнить можно только вместе, коллективно обсуждая все варианты. В группе выбирается «хранитель времени», который следит за временем выполнения работы и человек, который будет отвечать за правильный ответ группы.

Приложение №2

Совместно-последовательная деятельность

Учебный предмет: окружающий мир 2 класс

Тема урока: «Берегите воду!»

Цель задания: рассмотреть причины загрязнения водоемов;

научить придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять свою часть работы, умение слушать);

показать, что результат совместного творчества привлекателен

Организация работы. Задание - экспромт.

Выбираются 4 желающих, им дается 5 минут для подготовки: распределение ролей (желтая, красная, фиолетовая, черная рыбки); подготовка к выступлению (выразительное чтение своих слов; поддержка товарищей)

Инсценировка «Разноцветная река»

Работа в группах на уроке

Предмет: русский язык

Тема: «Части слова»

Игра: «Разведчик» 1 разведчик должен собрать «донесение» об основе, 2 разведчик - об окончании. Класс делится на две группы. Каждая группа коллективно собирает «донесение». Коллективное принятие решения очень важно на этом этапе выполнения работы. Совместная деятельность повлияет на окончательный результат работы.

Первая группа работала не очень сплоченно, поэтому в «донесение» закралась ошибка.

Вторая группа ребят работала дружно и быстро справились с заданием

Приложение № 3

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Проект «Моя семья»

Предмет : окружающий мир

Класс: 3

Тип проекта: творческий

Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме

Цель:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;
  • развитие умения работать самостоятельно
Задачи:
  • развивать интерес к родной семье, к родственникам,
  • воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людям

Время работы над проектом: 3 недели

Режим работы: дома вместе с родителями

Этапы работы над проектом:

1 этап: составить рассказ «Моя семья» по плану.

  • Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.
  • Твои ближайшие родственники.
  • Профессии твоих родителей, бабушек и дедушек.
  • Семейные традиции в твоей семье.
  • Распределение обязанностей в семье.
  • Твои обязанности.

Оформление работы в свободной форме.

2 этап: презентация

На уроке окружающий мир дети выступали с сообщениями о своей семье, которые приготовили совместно с родителями.

Приложение №4

Список литературы:

  1. Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel
  2. Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc
  3. Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З.В. Бродовская // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.
  4. Вернер Л.Г. Организщация пректной деятельности младших школьников в учебном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701
  5. Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf
  6. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы. Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
  7. Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С.121-128.
  8. Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 142с.: ил.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время
в рамках реализации ФГОС
КазминаМ.В., МОУ СШ № 57 Волгоград
Работая в начальных классах, вот уже несколько лет на своих уроках и во
внеурочной деятельности я использую метод проектирования, так как считаю,
что этот метод положительно влияет на мотивацию, заставляет обучающихся
добывать самим знания, а не получать их в готовом виде, расширяет их
кругозор, учит работать с дополнительной литературой.
Все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый
участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик,
исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной
деятельности у обучающихся формируются навыки, необходимые им для
дальнейшей успешной самореализации.
Дети учатся проектировать
положительный результат, планировать свою деятельность и деятельность
группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них
ответственность, взаимодействовать с другими участниками, отстаивать свою
точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Одним из результатов проектной деятельности, можно считать также
включённость в неё родителей обучающихся, что способствует сплочению
коллектива детей и родителей класса. Большинство наших родителей являются
постоянными участниками классных мероприятий по защите проектов.
По результатам анкетирования обучающихся
мероприятия,
организованные с помощью метода проекта, запомнились моим ребятам как
самые интересные. Обучающиеся отмечают, что работа над проектами помогла
им лучше узнать друг друга, научила находить взаимопонимание, ответственно
относиться к порученному делу. По моим наблюдениям и наблюдениям
родителей опыт участия в проектной деятельности дает ребятам результаты,
дети стали более дружными, стали больше доверять друг другу, получили
навыки бесконфликтного общения и техники безопасного выхода из конфликта.
Такие формы работы очень нравятся детям.
На современном этапе становления образования существуют
разнообразные программы, призванные расширить знания обучающихся в какой­
либо области знаний. Такой программой является программа “Разговор о
правильном питании”, разработанная сотрудниками Института возрастной
физиологии Российской академии образования, авторами которой являются
М.М. Безруких, Т.М. Филиппова, А.Г. Макеева. Ее основная цель –
формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей
здорового образа жизни. На базе класса существует творческое объединение
дополнительного образования «Разговор о правильном питании», руководителем
которого я являюсь. Программа последовательно применяет метод проекта,
строится серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных
жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим

ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя)
необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной
жизнью задач.
Приведу пример возможного проекта по программе «Разговор о
правильном питании» с применением технологии проектной деятельности и
здоровьесбережения.
Название проекта: «Правила столового этикета».
Авторы проекта: обучающиеся 4 класса, родители, учитель начальных классов.
Вид проекта: практико­ориентированный, групповой, краткосрочный.
Краткая аннотация проекта: жизнь человека постоянно протекает во
взаимодействии с другими людьми. Для того чтобы контакты не приводили к
конфликтам, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и
полезным с древних времен выработались правила столового этикета. В
последние десятилетия стало актуальным знание правил этикета, умение вести
беседы, сидеть за столом и правильно есть. Знание этикета позволит сохранить
собственное достоинство, достоинство семьи, школы, страны и уважать
окружающих даже в сложных ситуациях.
Цель проекта: привлечь внимание детей к необходимости выполнения правил
поведения за столом как одному из способов проявления культуры человека.
Задачи:
­ выяснить что такое «этикет»;
­ определить, каковы знания обучающихся о правилах поведения за столом;
­ расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых
приборах и столовой посуды), правилах сервировки стола;
­ сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости
соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека;
­ разработать советы ­ правила поведения за столом для школьников;
­ воспитывать в детях самостоятельность, инициативу, творчество, а также
ответственность за своё здоровье и жизнь.
Исследовательская проблема: как чувствовать себя уверенно за столом в
обществе.
Основополагающий вопрос: как чувствовать себя уверенно за столом.
Методическое сопровождение проекта:
1. Анкетирование и тестирование. Среди множества проблем, связанных с
воспитанием детей, одной из самых сложных остается проблема поведения
ребят дома и в обществе. Всегда приятно общаться с культурным и воспитанным
человеком, который умеет вести себя дома, на работе, в школе и на улице. Дети
должны не только знать элементарные правила общежития, но и всегда
соблюдать их. Приступая к изучению темы, я предложила обучающимся
ответить на вопросы анкеты:
1. Что такое этикет?
2. Какие правила поведения за столом ты знаешь?

3. Почему необходимо выполнять правила столового этикета?
4. Как используется полотняная салфетка?
5. Куда вы положите ложку, если уже поели?
6. Как едят хлеб: кусают от целого ломтика или отламывают небольшими
кусочками?
7. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложкой?
На родительском собрании, посвященном вопросу организации питания в
школе и семье, мамам и папам своих обучающихся я сообщила о результатах
анкетирования и предстоящей работе над проектом. Предложение расширить
знания по теме «Столовый этикет» нашло отклик в сердцах родителей. Исходя
из результатов опроса, были определены основные направления работы с
родителями:
 психолого­педагогическое просвещение родителей по вопросам правил
столового этикета;
 вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс через участие в
открытом внеклассном мероприятии по данной теме.
2.Час общения. Обучающиеся познакомились с историей столового этикета,
сформировали представление о правилах поведения за столом, узнали о
необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры
человека.
3. Практическое занятие. Результатом практического занятия является то, что
обучающиеся смогли познакомиться с правилами столового этикета; развили
навыки поведения за столом в общественных местах, расширили представление
о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуды),
правилах сервировки стола.
4. Праздник. В ходе мероприятия, дети и их родители, обобщили и закрепили
правила столового этикета, сформировали навыки культурного поведения.
5.Рецепты. Участники праздника познакомились с традициями питания в
разных семьях, узнали о вкусных и полезных блюдах, научились самостоятельно
составлять сбалансированное меню.
6. Советы.
поведения за столом для школьников.
В ходе проекта были проведены самостоятельные исследования

обучающихся. В начале работы над проектом ребята разделились (по желанию
и интересу) на 4 группы, каждая группа получила свою тему исследования,
самостоятельно изучала свою тему, оформляла документацию. Родители
помогали в поиске информации, делились своим опытом, который обучающиеся
смогли использовать в оформлении проектов.
1 группа занялась работой над инсценировкой стихотворения о правилах
поведения за столом, ее целью являлось ­ получить знания о сервировке стола.
2 группа решила искать информацию об истории столовых приборов.
Участники проекта разработали советы ­ правила хорошего

3 группа заинтересовалась вопросом о том, что такое салфетка, как и
откуда она появилась, какова роль салфетки в жизни человека, обучалась
приемам сворачивания салфетки.
4 группа сделала фотографии на тему «Как правильно есть фрукты»,
выполнила рисунки.
По окончанию работы группы представили различные варианты своего
результата исследования: инсценировка, практическая работа, сообщение,
фотографии, рисунки.