Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Различные предложения по комплексам средств наглядности на уроках химии в средней общеобразовательной школе. Демонстрационный химический эксперимент как эффективнейшее средство наглядности в преподавании химии

Гусева В.В.

РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОМПЛЕКСАМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гусева Вера Владимировна, учитель химии
Спас-Заулковская школа-интернат

В арсенале каждого учителя предметника в школе есть большое количество методических пособий.В данной статье я хотела бы сравнить наглядные пособия предложенные программой и комплекс средств наглядности, которые я использовала на своих уроках химии в 8 классе. Так же я покажу результаты, которые были получены.

Для исследования я выбрала тему урока «Реакции обмена» в 8 классе. Данная тема находится в разделе «Изменения, происходящие с веществами. Химические реакции» по программе О.С.Габриеляна «Химия 8 класс». Цель данного урока: сформировать у школьников понятие о сущности реакции обмена. Продолжить формирование у них умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Программой предложены следующие наглядные средства: 1) эксперименты (реакция нейтрализации, реакции между щелочами и солями и реакции между оксидами металлов и кислотами); 2) таблица растворимости.

Для проверки усвоения данной темы учащимися была подобрана самостоятельная работа (тестовые задания), по основным аспектам новой темы.

В процессе оценки самостоятельных работ учащихся их ответы делились на простейшие элементы по содержанию. Вначале выделялись элементы, которые соответствовали требованиям программы. Затем при анализе ответов учащихся фиксировалось наличие или отсутствие знаний каждого элемента путем сравнения с образцом. На основе этих работ были сделаны выводы о качестве усвоения материала учащимися.

В одном из 8 классов урок был выполнен согласно предложениям программы. На следующем занятии была проведена небольшая самостоятельная работа. В ней были представлены тестовые задание на усвоение основных понятий темы.

Мы получили следующие показатели: 5% полностью справились с заданием, 75 % справились с некоторыми погрешностями, 16%-допустили грубые ошибки, 4% не справились с заданием. Из данных результатов можно сделать выводы, что предложенные программой средства наглядности не могут полностью раскрыть сущность реакций обмена. Для учащихся некоторые аспекты темы так и остаются неясными.

В параллельном 8 классе, учащимся был предложен комплекс средств наглядность, разработанный для этой темы. Сейчас существует большой набор средств наглядности, поэтому среди них я выделила модели, так как для создания образа данный вид наглядности хорошо подходит. Для перевода образа в знание к моделям будут добавляться другие средства наглядности. В разработанный комплекс кроме моделей входят также эксперименты, схемы, модели на компьютере.

Данные средства были мною выбраны по следующим причинам: они просты в использовании, наглядны и помогают выполнить поставленные мною цели. А именно: модель создает образ, схема - переводит созданный образ в понятие и знания, а эксперимент дает возможность применить это знание на практике. Так же данные средства в сочетании их друг с другом дополняют друг друга. Использование на этом этапе обучения модели нецелесообразно, так как она очень красочна и может отвлечь учащихся от сути процесса.Кроме этого в модели фрагменты процесса сильно преувеличены и представлены условно. Эксперимент устраняет искаженное понимание процесса.

Так же не случайно выбран и порядок использования данных наглядных средств (модель-схема-эксперимент). Экспериментально было выяснено, что для лучшего понимания материала при демонстрации моделей, их необходимо подкреплять схемами и таблицами. Заключительное место эксперимента в уроке, связывает весь пройденный материал с жизнью и делает вывод о значимости данного процесса.

В начале урока будет демонстрироваться модель происходящей реакции нейтрализации кислоты щелочью в присутствие индикатора. На ней показано, по какому принципу происходит данная реакция. Модель красочна и создает яркий образ у учащихся.

Здесь показано, что результатом любой реакции нейтрализации будет соль и вода.

После составления уравнения и расстановки коэффициентов приступаем к эксперименту. Здесь можно провести связь с биологией, а именно с пищеварительной системой. Так процесс изжоги и последующее ее устранения и есть реакция нейтрализации в желудке человека. Тем самым мы свяжем нашу тему с практикой.

Таким образом, данный комплекс выполнил поставленные нами цели. Дальнейшая проверка знаний учащихся с помощью той же самостоятельной работы, дала следующие результаты: полностью справились с заданием 5% учащихся, справились с заданием, но допустили небольшие погрешности 79%, допустили грубые ошибки-13%, не справились с заданием 3% учеников.

Слайд 2

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский

Слайд 3

Компетентностный подход

Компетентностный подход - одно из перспективных направлений развития современного образования. Под компетентностью понимается такое качество личности, которое характеризуется способностью решать проблемы, и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Слайд 4

Компетенции по химии, биологии и валеологии

Изучение свойств химических веществ и основ теории электролитической диссоциации; развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций; владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества; осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем; осознание того, что глобальное восприятие миранеразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям; осознание идеи личной ответственности каждогочеловека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

Слайд 5

Методы активного обучения

Метод учебного сотрудничества. Метод проектов. Игровые методы. Метод кейсов («case study») - ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Проблемный семинар - представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений и т. д.

Слайд 6

Выпускник школы

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Слайд 7

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем).

Слайд 8

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Слайд 9

Метод проектов

Проект – это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя

Слайд 10

Проекты в системе уроков химии

Программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как: 8 класс: “Соединения химических элементов”, “Изменения, происходящие с веществами”, “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”, “Шеренга великих химиков”. 9 класс: “Металлы”, “Неметаллы”, “Органические вещества”. 10 класс: “Углеводороды”, “Спирты и фенолы”, “Альдегиды и кетоны”, “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, “Азотсодержащие соединения”, “Биологически активные вещества”. 11 класс: “Строение вещества”, “Химические реакции”, “Вещества и их свойства”, “Химия в жизни общества”.

Слайд 11

Результаты применения проектного метода

Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”); у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Слайд 12

Наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.

Слайд 13

У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения.

Слайд 14

Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных олимпиадах; участвуют в фестивалях учебных проектов. Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Слайд 15

Применение дидактических игр на уроках химии

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую; диагностическую; функцию коррекции; социализации.

Слайд 16

Главные черты игр

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества). Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития

Слайд 17

Реализация игровых приемов

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 18

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали. Существенными причинами в этом явились: отсутствие методических разработок по данному вопросу, нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

Слайд 19

Компоненты дидактической игры

1. Игровой замысел: выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.

Слайд 20

2. Правила: определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. 3. Игровые действия: регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.

Слайд 21

4. Познавательное содержание дидактической задачи заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. 5. Оборудование: включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.

Слайд 22

6. Результат: это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

Слайд 23

Применение дидактических игр

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи. Привитие интереса к изучению предмета. Снижение перегрузки учащихся. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слайд 24

Некоторые приёмы «оживления» урока»

На фактах истории и техники можно построить множество удачных вопросов. Например, говоря об истории развития радиоактивности следует учащихся спросить: Почему урановые минералы, содержащие мало урана, оказались более радиоактивными, чем чистый уран? Почему кошка смогла открыть йод, опрокинув бутыль с серной кислотой на остатки йодидов, хотя хлор в подобном случае не образуется?

Слайд 25

Игры со словами и игры в слова. Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв.

Слайд 26

Дидактические игры не заменяют в полной мере традиционные формы обучения, но дополняют их, и такое сочетание позволяет нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе.

Слайд 27

Мультимедийные технологии в химии

1.Применение компьютерных технологий на уроках химии повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.

Слайд 28

2.Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения: как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного; как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков; как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы; как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений; для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Слайд 29

3. Компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах. 4.Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках химии достаточно много. (Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, тестирование по курсу химии, подготовка к ЕГЭ).

Слайд 30

5.Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности. 6.Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. 7.Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.

Слайд 31

Работа с готовыми компьютерными продуктами

Работа с готовыми компьютерными продуктами может проводиться в нескольких направлениях: «слайд-лекция» - прослушивание всей лекции, при этом осуществляется непрерывная демонстрация приемов работы с пояснениями учителя;

Слайд 32

«лекция-шаг» - лекция разбивается на некоторое количество шагов, после прослушивания одного шага лекция прерывается, и ученик может по выбору начать слушать следующий шаг, либо прослушать еще раз предыдущий; «контроль» - лекция также разбивается на фрагменты, по окончанию каждого фрагмента лекции ученику предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно или с подсказкой компьютера.

Слайд 33

Для того чтобы осуществить компетентностный подход, учителю необходимо задуматься о форме организации урока, о процентном соотношении теории и практики на уроке (больше времени уделяется практике), о формах контроля учителем, ибо простого воспроизведения параграфа и решения математических, физических или орфографических задач становится явно недостаточно.

Посмотреть все слайды

«Виды деятельности на уроках химии» - Обучение в малых группах. Дидактические игры. Проблемно-развивающий эксперимент. Использование ИТ на уроках химии. Интегральные познавательные задания. Групповая технология. Активные формы занятий. Информационные технологии. Активизация познавательной деятельности на уроках химии. Виды дидактические игр.

«Химическое оборудование» - Весы. Пробирки. Колбы Вюрца. Выпарительные чашки. Мерные цилиндры. Химические стаканы. Бюксы. Штативы с набором держателей. Ступки. Воронки Бюхнера. Нагревание пробирок. Конические колбы. Бюретки. Дефлегматоры. Металлическое оборудование. Посуда общего назначения. Фарфоровая посуда. Посуда специального назначения.

«Школьный кабинет химии» - В кабинете проводятся уроки химии с 8 по 11 классы. Кабинет химии. Приоритет самостоятельной деятельности. Поиск путей совершенствования урока. Хранение реактивов и оборудования. Использование информационных технологий. Основные цели работы кабинета. Подборка учебной, справочной и научно-популярной литературы.

«Проверка знаний по химии» - Тип химической связи в молекуле водорода. Разделите смесь. Что изучает химия. Теоретический практикум с демонстрацией опытов. Какой из приборов называется аппарат Киппа. Неметаллы. Какой из приборов подготовлен для получения водорода. Предприятия-гиганты. Расшифруйте аббревиатуру. Определите, где находился карбонат калия.

«Химико-биологический класс» - Определение качественного и количественного состава. Методы и формы реализации вариативного компонента школьного курса. Предпрофильные элективные курсы. Содержание профильного курса химии. Примеры профильно-ориентированных компонентов курса химии. Проектная и исследовательская работа учащихся. Элективные курсы для классов химико-биологического профиля.

«Техника безопасности в химии» - Общие требования безопасности. Журнал инструктажа для учащихся. Техника безопасности в кабинете химии. Виды инструктажа. Перечень инструкций. Здоровые условия учебы. Журнал регистрации операций. Перечень инструкций по правилам безопасности. Перечень документов. Прекурсор наркотического средства. Перечень химических веществ.

Всего в теме 19 презентаций




ЗАГЯНЕМ В ИСТОРИЮ ВОПРОСА Я.А. Каменский «превратил» метод наблюдения в метод обучения. Восприятие (наблюдение) Коменский рассматривает в качестве источника всех знаний, поскольку предполагает, что вещи непосредственно запечатлеваются в сознании и только после ознакомления с самой вещью нужно давать объяснения.


Проблема наглядности еще шире и обоснованнее была представлена в трудах И.Г. Песталоцци. Если для Коменского наблюдение (наглядность) служит ребенку способом накопления знаний об окружающем мире, то у Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил ребенка.


Проблема наглядности в педагогике разносторонне и глубоко была проанализирована К.Д. Ушинским. На вопрос, что такое наглядное обучение, Ушинский отвечает так: «Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».


Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней: 1) чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира; 2) абстрактное мышление. Сущность наглядного обучения он усматривает в том, чтобы с помощью наглядных пособий или самих реальных предметов содействовать: – образованию у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях; – выявлению связей между предметами и явлениями; – образованию определенного обобщения.






В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особенностями: – правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения словом учителя; – наглядные пособия могут дать эффект, если у ученика есть определенный опыт работы с изучаемым объектом; – для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ученика.








1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на уроках Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Мультимедийные диски позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

Подобные документы

    Обзор психолого-педагогических основ использования химического эксперимента при изучении школьного курса химии. Анализ познавательного значения химического эксперимента при изучении свойств неорганических и органических соединений в школьном курсе химии.

    аттестационная работа, добавлен 31.10.2017

    Конструирование современного урока химии, его задачи, цели и методы. Особенности форм организации познавательной деятельности. Этапы учебного занятия на уроках разных типов. Личность учителя, его роль. Использование физических приборов на уроках химии.

    реферат, добавлен 17.10.2010

    Интеграция химического содержания с материалом гуманитарных дисциплин. Химический эксперимент в классах гуманитарного и социально-экономического профиля. Использование расчетных задач по химии. Пути интеграции содержания школьных курсов химии и экономики.

    курсовая работа, добавлен 18.02.2011

    Возможности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках химии. ИКТ как средство наглядности, а также как дидактический инструмент (средство организации фронтальной работы и контроля). ИКТ как инструмент единой образовательной среды.

    аттестационная работа, добавлен 17.11.2016

    Использование средств наглядности в сочетании со словесным методом в процессе изучении химии. Участие учеников в проведении занятий: выполнение экспериментальных опытов с применением приборов, реагентов. Требования к дидактическим средствам обучения.

    статья, добавлен 10.03.2018

    Методика преподавания основ химии в школе. Лабораторные опыты и практические занятия в составе ученического эксперимента. Организация химического эксперимента. Исследование химических процессов, их описание в виде примеров. Образцы выполнения работ.

    учебное пособие, добавлен 06.10.2015

    Основы преподавания химии, использование проблемного метода обучения: формирование химического языка; эксперимент, его роль в развитии мышления школьников. Методика изучения взаимодействия металлов с растворами солей; эксперимент по коллоидным растворам.

    дипломная работа, добавлен 08.11.2010

    Теоретические основы правил техники безопасности. Простое лабораторное оборудование. Химическая посуда специального назначения. Обеспечение безопасности и проведение ученических опытов. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

    курсовая работа, добавлен 17.10.2010

    Химический эксперимент как специфический метод обучения. Понятие, методика организации и проведения демонстрационного, ученического экспериментов и лабораторного практикума. Пример опытов, проводимых в лабораторном практикуме по теме "Галогены".

    контрольная работа, добавлен 22.03.2014

    Сущность и значение школьного химического эксперимента в современных условиях. Анализ направлений его развития. Пример практических занятий исследовательского характера на основе обобщающего эксперимента экологической направленности для средней школы.