Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев. Сделай Мини проект о жизни и творчестве Абая паспорт проекта название цель исполнители общие све… Паспорт проекта о творчестве абая

Абай Кунанбаев — выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.

Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев. Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан — воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проницательный).

Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семипалатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юного Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу - все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за помощью, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.

Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.

Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социальным и нравственным угнетением.

Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его талантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.

Затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.

Поэзия Абая - это громадный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.

В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь — пред-дверие зимы…», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.

Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.

у младшей женой Кунанбая – Нурганым (родился в 1861- умер в 1904 году). Отношения между Абаем и Акылбаем были как между братьями. Сын Абдирахман, прозванный отцом "Абиш", родился в 1818 году, закончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему поступить в Военную академию. Абай возлагал на Абдирахмана большие надежды и пророчил блестящее будущее, заболел туберкулезом и умер в 1845 году в городе Верном (Алматы). Третий сын Магауия прозванный отцом "Магаш" (1870-1904) после обучения в Семипалатинске вернулся в свой родной аул, постоянно был при отце и воспитывался им. Увлекался поэзией, по настоянию своего отца написал поэмы «Енлик-Кебек», «Абылай».

Четвертый сын Турагул общественный деятель партии "Алаш Орда", поэт и писатель перевел на казахский язык произведения Джека Лондона "Эскимос Киш" и "Мартин Иден" (перевод не сохранился), М. Горького "Челкаш", А.С. Неверова "Марья-большевичка", Болеслава Пруса "Антек" и другие. Родился в 1875 году, умер в 1934 году в городе Шымкент. Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын Абдирахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта. Затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

абай кунанбаев - поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической.

время абая – сложное и неспокойное. вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. и все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной. это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической, осно-воположником которой явился абай кунанбаев.две замечательные женщины – бабушка зере и мать улжан - воспи-тывали ибрагима. он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – абай (что значит внимательный, проница-тельный).

начальное образование абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. семи-палатинске. религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую приходскую школу. подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юно-го абая. к сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу - все эти замечатель-ные качества абая сделали его необычайно популярным человеком. к не-му обращались за, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.

такая популярность абая не нравилась противникам нового, чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим абая за его демократи-ческие убеждения и просветительскую деятельность. на него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле абая, полиция запретила ему встречаться с политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.

все это причиняло абаю душевную боль. к тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социаль-ным и нравственным угнетением.

абая преследовали и личные несчастья. в 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын абдрахман, который учился в петербурге и на которого абай возлагал большие надежды. смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.

затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - магауи. этого абай пережить не смог. через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. поэзия абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. лирика абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нрав-ственным идеалом.

поэзия абая - это громадный шаг казахской к реали-стическому изображению жизни. в поэзии абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.

в пору своего творческого расцвета абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. в них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. примерами могут слу-жить стихи о временах года: «весна», «лето», «осень», «ноябрь - пред-дверие », «зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реа-листической поэзии.

цикл стихов абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. впервые в казахской степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных проти-воречий жизни казахского народа.

выбери из этого текста,все что тебе нужно,потому что маленько я писать не умею)

Абай Кунанбаев

29.VI I(10.VIII). 1845-23.VI (6.VII). 1904

Абай Кунанбаев казахский поэт-просветитель, обще­ственный деятель, родоначальник новой письмен­ной казахской литературы, композитор. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в Семипалатинске в медресе, одновременно посещал рус. школу. А. К. изучил араб­ский, персидский и другие вост. языки; на формирование его мировоззрения большое влияние оказали гуманистич. воззрения великих поэтов и учёных Востока (Фирдоуси, На­вои, Авиценны и др.). Под влиянием рус. политич. ссыль­ных (Е. П. Михаэлиса, Н. И. Долгополова и др.), с к-ръми он сблизился в Семипалатин­ске, А. К. начал изучать и переводить на казах, яз. произведения классиков рус. лит-ры(А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Белинского). Произведения А. К., впервые изданные после его смерти (в 1909 в Петер­бурге на казах, яз.), были широко известны ранее в устной передаче.

В своих стихах А. К. выступал против насилия и произвола родовой знати, взяточничества, мракобесия. Он бичует невежество, сутяжничество казах, феодалов. Но, выступая против социального зла («Наконец во­лостным я стал…», «Управитель начальству рад…» и др.), А. К. не понимал необходимости борьбы за изме­нение экономич. уклада. Единственный путь к новой жизни он видел в просвещении, в преобразующем труде, в духовном раскрепощении человека. Видное место в воспитании А. К. отводил лит-ре и прежде всего поэзии. Многие произведения А. К. имеют воспитательное значение. Хотя он не писал спец. пед. произведений и не занимался пед. деятельностью, во многих произведе­ниях, особенно в прозаич. «Назиданиях», можно найти методич. и дидактич. наставления по воспитанию и обучению молодёжи. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, чтобы избавиться от нищеты, бесправия и невежества. Он справедливо полагал, что аульная школа и медресе, кроме знания языка и нек-рого знакомства с классич. лит-рой Востока, ничего дать не могли. Большая часть времени уходила на заучивание догм ислама и молитв. А. К. приветствует обучение казах, детей в спец. школах-интернатах («В интернате», 1886), где их учат не «зако­нам», а наукам. Он упрекал родителей, стремившихся сделать детей чиновниками, а не культурными людьми, указывал на необходимость развития интереса и стремления детей к науке.

Подчёркивая важность изучения русской культуры, А. К. писал: «Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру» («Двадцать пятое слово»). Важное значение придавал А. К. тому, как изучать науки, какие требуются условия для успешного овладения научными знания­ми. «Если страстно полюбишь науку и само знание будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Тогда ты закрепишь в памяти то, что знаешь и будешь страстно стремиться познать то, чего ещё не знаешь» («Тридцать второе слово»). Изучать науку надо с благородной, возвышенной целью, а не с целью обеспечить личное благополучие. Он призывал к широкому, всестороннему образованию, осуждая и ра­зоблачая «просветительскую миссию» царизма, преследовавшую утилитарные цели, а не пробуждение в народе духовной жизни. А. К. считал, что народ должен взять на себя расходы по обучению детей. Он выступал против схоластики в обучении, против зубрёжки, муштры и палочной дисциплины, требовал сознатель­ного усвоения знаний, сознательной дисциплины. Чтобы обучение было успешным, А. К. предлагал сначала обучать детей родному языку, обучать действитель­ным научным знаниям, а потом уже приступать к обу­чению другим яз., в частности, арабскому и персид­скому. Изучение богословских книг, написанных на непонятном араб, яз., отупляет ум детей и превращает их в начётчиков. Он считал необходимым дать детям общее образование, подразумевая под этим развитие их ума, мировоззрения и общей культуры. Изучение науки должно способствовать правильному позна­нию материального мира, оно должно вести человека к совершенству. А. К. предостерегал молодёжь от верхоглядства, несерьёзного и поверхностного отношения к науке. Советовал молодёжи учиться полезному ремеслу, не быть склочными и мстительными, отречься от ребяческого безделья, беспечности и трудиться не покладая рук («Восьмистишье»). Отличительной чертой нравст­венного человека он считал трудолюбие. А. К. пытается оградить молодёжь от пагубного влияния невежд, разврата и пороков («Я нашей молодёжью огорчён», 1894). Большое значение он придавал влиянию семьи на формирование мировоззрения и характера детей, требовал от родителей, чтобы они сами были воспитанными, иначе они не смогут воспитывать детей.

Соч.: Шыгармаларыньщ екI томдьщ томдык толык жыинаты, т. 1-2, Алматы, 1957; в рус. пер.- Собр. соч. в одном томе, М., 1954; Избранное, Алма-Ата. 1958.

Лит.: Ауэзов М. О., Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, в сб.: Мысли разных лет, Алма-Ата, 1959; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Срымбетов С., Казахский просве­титель — Абай Кунанбаев, «Советская педагогика», 1959, № 10; Тажибаев Т. Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; его же, Абай Кунанбаев о воспитании молодежи, Алма-Ата, 1954.

А. С. Ситдыков. Алма-Ата.

Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Т I. под ред. И. А. Каирова ‘Советская энциклопедия’ М. — 1964

АБАЙ КУНАНБАЕВ

КУНАНБАЕВ, АБАЙ (настоящее имя Ибрагим) (1845–1904), великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка.

Родился 29 июля (10 августа) 1845 в Чингизских горах (ныне село Караул Абайского р-на Семипалатинской обл.) в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая Ускенбаева. Получил хорошее гуманитарное образование. Учился в медресе имама Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Здесь познакомился с классической персидской литературой – классиками Ближнего Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафизом и др. Также учился и в русской приходской школе, нарушая запрет медресе. После пяти лет обучения начал писать стихи, подражая восточным поэтам. Детское прозвище Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый», он получил от матери, сделав его впоследствии своим литературным псевдонимом.

С 13 лет отец приучил его вникать в межродовые тяжбы, что составляло административные функции главы рода. Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая логику и стремление к справедливости. К 20 годам был известен как хороший оратор и администратор.

В 28 лет отошел от дел и занялся самообразованием. Писал стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову, изучал русскую культуру, занимался в публичной библиотеке. Познакомился с русскими политическими ссыльными, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.

К этому времени относится начало его переводческой деятельности – он переводит на казахский произведения Пушкина , Лермонтова , Крылова , зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков изЕвгения Онегина. Наиболее известна его элегия, положенная на музыку,Карангы тунде тау калгып – стихотворное переложение перевода Лермонтова Ночной песни странника Гете . Абай в переводах на казахский учитывал особенности казахской культуры, ее песенные традиции и истоки. Не ломая их, он прививал казахскому языку новые формы, идеи и сюжеты, широко известные в мировой классике.

Поэзия Абая отличается простотой и изяществом художественных приемов. В сатирических стихах Наконец, волостным я стал…(1889),Управитель начальству рад…(1889) поэт высмеивает царящие в казахской администрации порядки. Вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья: Из времени выпадает миг (1896), Разве не должен, мертвый, я глиной стать (1898), На воде, как челнок, луна(1888), Когда станет длинною тень (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. Известны стихи, посвященные временам года – Весна (1890), Лето(1892), впервые подписанное собственным именем поэта – Абай, Осень(1889), Зима (1888). Придерживаясь основных принципов казахского стихосложения, автор смог проложить новые пути развития родного языка. Некоторые лирические стихи он переложил на музыку: Абай был и композитором, знатоком и ценителем народной музыки.

В этот же период создал несколько поэм. Сказание об Азиме и Масгуд построены на мотивах восточной классической литературы, поэма Искандер посвящена Александру Македонскому .

1882–1886-е стали для него годами наивысшего творческого подъема, когда были созданы его лучшие произведения. Он пишет об основных социальных и культурных проблемах казахского народа, описывая кочевой быт казахов, природу, призывает бороться с невежеством. Оставаясь всю жизнь просветителем, он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Абай призывал способствовать прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля».

С 1890 по 1898 записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий своему народу. В 1933 была издана Книга слов, куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения и др.

Его учениками были поэты Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай. Стихи и песни Абая распространялись по казахским степям, с ним дружили местные акыны, композиторы, певцы. Он выступал также в качестве советчика, рассказчика и являлся неформальным организатором объединения литераторов.

Абай не раз высказывался по поводу устройства казахского общества – был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство. Будучи верующим мусульманином, сожалел, что его единоверцы ограничиваются формальными религиозными отправлениями без понимания их внутренней сути. Он писал: «Думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».

Он призывал открыто и дружелюбно относиться к людям других национальностей. Выступал за сближение с русской культурой, и через нее – с культурой мировой. Обличал пороки, призывал их исправлять, восстанавливая справедливость.

Мировоззрение и просветительская деятельность Абая вызывали у многих раздражение. Вокруг Абая плелись интриги, оказывалось противодействие распространению его творчества.

Поэт тяжело переносил предательство тех, кому доверял. В последние годы испытывал глубокое одиночество. После преждевременной смерти сыновей в 1895 и в 1904, через 40 дней после смерти последнего 23 июня (6 июля) 1904 в своем родном ауле умирает и сам поэт.

При жизни лишь несколько стихов Абая увидели свет на страницах газет. Только в 1909 – через 5 лет после его смерти – в Петербурге вышел сборник его произведений под названием Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева тиражом в одну тысячу экземпляров.

Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, обаяние его личности стали импульсом для преобразования культуры казахского народа. Он «влил» в мировоззрение казахов поток новых образов, форм, сюжетов, идей, способствовал выходу казахской культуры из изоляции, открыв ее для влияния всемирной литературы.

С 1930 в Алма-Ате произведения Абая активно печатались на русском и казахском языках, переведены на 60 языков мира. Именем Абая названы в Казахстане Алма-Атинский университет, театр оперы и балета, город в Карагандинской области и вершина в горах Алатау.

Литература

М.Ауэзов М.О. Абай. Т.1,2. — М., 1958.

А БАЙ КУНАНБАЕВ

Абай Кунанбаев , казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и учёных Востока (Фирдоуси, Навои, Низами, Физули, Ибн Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения А. К. Особенно велико влияние на А. К. произведений русских классиков. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, отрывки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. А. К. призывал народ овладевать русской культурой. Стихи А. К., родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнётом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) поэт открыто выступал против социального зла. Непревзойдённый мастер казахского стиха («Из времени выпадает миг…», 1896, «Разве не должен, мёртвый, я глиной стать…», 1898, «На воде, как челнок, луна…», 1888, «Когда станет длинною тень…», 1890, и др.), А. К. ввёл новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме» построены по мотивам восточной классической литературы. В поэме «Искандер» А. К. осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических «Назиданиях» затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи А. К. переложил на музыку. Жизнь А. К. ярко обрисована в романе М. О. Ауэзова «Абай» (т. 1-2, 1958)

Соч. : Қазақ ақыны Ибраhим Қунанбай ұғлының өленi. СПБ, 1909; Шығармаларының бip томдық толық жыйнағы. Алматы, 1961; в рус, пер. - Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966.

Лит.: Ауэзов М. О., Мысли разных лет. Исследования и статьи, А.-А., 1961; его же, Абай Кунанбаев. Статьи и исследования, А.-А., 1967; Жумалиев X., Абайға дейiнri қазақ поэзиясы және Абай поэзиясының тiлi. Алматы, 1948; Кеңесбаев С., Абай - основоположник казахского литературного языка, «Советский Казахстан», 1955, №9; Ахметов З., Лермонтов и Абай, А.-А., 1954; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, А.-А., 1957; Каратаев М., Пушкин и Абай, в кн.: Рожденная Октябрем, А.-А., 1958; Абай Кунанбаев. Библиографический указатель, А.-А., 1965.

И. Т. Дюсенбаев.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904) — казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, композитор . В лирических и сатирических стихах выступал против социального зла и невежества. Поэмы «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме», «Искандер». В прозаических «Назиданиях» изложил этические, философские и религиозные взгляды. Пропагандист русской литературы, переводил произведения И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

АБАЙ КУНАНБАЕВ (10 авг. 1845 – 6 июля 1904) – казахский поэт-просветитель. Учился в семипалатинском медресе. Познакомившись с рус. поэзией, с идеями революц. демократов, А. К. призывал свой народ к просвещению, к освоению передовой рус. культуры. В стихах и прозаич. «Назиданиях» А. К. переплетаются убежденность в премудрости бога и стихийно-диалектические мысли о непрерывном изменении мира, вера в бога как первопричину мира и материалистич. тенденция в понимании процесса познания (см. Собр. соч. в одном томе, М., 1954, с. 355; Полное собр. соч., на казахском яз., т. 2, с. 109). Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий» (Собрание соч. в одном томе, с. 398). Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины (Полное собрание соч., т. 1, с. 36); он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного произ-ва. Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феод. этич. норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» (там же, с. 35). По его мнению, человеч. счастье – «это лишь неразлучные разум и труд» (Собрание соч. в одном томе, с. 227). Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая лит-ру как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в к-рых сочетаются «мастерство и правда» (там же, с. 89).

Соч.: Шығармаларының екi томдық толық жыйнағы, т. 1–2, Алматы, 1957. Соч. в рус. пер. – Собр. соч. в одном томе. Стихотворения. Поэмы. Проза, М., 1954. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 794–801; Жизнь и творчество Абая Кунанбаева. Сб., Алма-Ата, 1954; Адильгиреев X. М., Абай Кунанбаев как демократический мыслитель, «Уч. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук», 1955, т. 9; Ауэзов М. О., Абай, кн. 1–2, М., 1958; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Габдуллин Б. А., Этические воззрения Абая Кунанбаева, М., 1959 (Автореф. дисс.); Сильченко М. С., Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Тажибаев Т., Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; Сабитов Н., Абай. Абайдың 1889–1945 жылдары басылған шығармалары мен ол туралы жазылған əдебиеттердың библиографиялық көрсеткiшi, Алматы, 1946.

К. Бейсембиев. Алма-Ата.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия.

Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

Абай Кунанбаев (29 VII (10 VIII) 1845, Чингизские горы, ныне Абайский р-н Семипалатинской обл. — 23 VI (6 VII) 1904, там же) — казах. поэт-просветитель и композитор. Поэтич. творчество и мировоззрение А. К. сформировались под воздействием передовой рус. лит-ры, классич. лит-ры Востока, казах. фольклора. А. К. пропагандировал среди казах. народа творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и др. рус. писателей, сочинял мелодии к их произв. Музыка А. К. сочетает интонации казах. и рус. мелоса. Он не записывал своих песен, а напевал их. Песни А. К., исполняемые в народе, стали записывать после Октябрьской революции А. Бимбоэс (1919), А. В. Затаевич (1920-25), начиная с 30-х гг.- Л. А. Хамиди, А. К. Жубанов, Б. Г. Ерзакович. Нек-рые песни А. К. использованы в произв. Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова, С. И. Шабельского, М. А. Скорульского, В. В. Великанова, Л. А. Хамиди и др. Среди произв. А. К. — лирич. песни «Айттым сәлем, қаламқас» («Красавица, привет тебе») и «Желсіз түнде жарық ай» («На воде, как челнок, луна»), назидательная «Ата-анага көз қуаныш» («Отца и матери услада»), сатирич. «Бойы бұлғаң» («Хвастун, наглец»), трагическая «Ішім өлген, сыртым сау» («Креплюсь, а в сердце боль и мрак») и др. Большой популярностью пользуются песни A. К. на стихи из «Письма Татьяны» («Амал жоқ қайттым білдірмей») Пушкина, «Горные вершины» («Қараңғы түнде тау қалғып») Лермонтова.

Сочинения : Песни Абая Кунанбаева. Записи Л. Хамиди и Б. Ерзаковича, Соч. Абая Кунанбаева, т. 2, A.-A., 1940 (на казах. яз.); Музыкальное творчество Абая Кунанбаева, Этнографич. сборник, Предисловие и муз. редакция Б. Г. Ерзаковича, статья B. П. Дерновой, A.-A., 1954 (на казах. и рус. яз.); Абай Кунанбаев. Песни для голоса с фп. (и хора а капелла), A.-A., 1957; Песни на тексты Абая, A.-A., 1954.

Литература : Ауэзов М., Традиции русского реализма и казахская литература, «Дружба народов», 1949, No 2; Исмаилов Е., Об особенностях поэтики Абая, «Известия Казахского филиала Академии наук СССР. Серия языка и лит-ры», 1945, вып. 2; Чумбалова Г., Песни Абая, в сб.: Музыкальная культура Казахстана. Сост. П. Аравин и Б. Ерзакович, А.-А., 1955; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, А.-А., 1957; Дернова В., Письмо Татьяны Абая Кунанбаева, «СМ», 1960, No 1.

Б. Г. Ерзакович.

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия,

Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

Абай Кунанбаев (1845, Чингистауский р-н Семипалатинской обл. – 1904, там же), казахский поэт и композитор, просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Принадлежал к влиятельному Тобыктинскому роду, присоединившемуся к России в нач. 19 в. Стихи начал писать во время учёбы в Семипалатинском медресе. Серьёзное влияние на творчество Абая оказали устная народная поэзия, произведения классиков литературы Востока (Фирдоуси, Навои, Низами и др.), а также рус. литература: общаясь с ссыльными, он стал страстным почитателем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Переводы их творений на казахский язык явились столь же важной частью творчества Абая, как и создание оригинальных поэтических произведений. Абай обогатил казахскую поэзию новыми формами, в частности шестистишиями и восьмистишиями (написанные ими стихотворения о временах года по праву считаются шедеврами лирики поэта). Перу Абая принадлежат также поэмы «Искандер» (об Александре Македонском), «Сказание об Азиме», «Масгуд».

Гуманист, вынужденный вступить в конфликт с родовой знатью, Абай пользовался огромной популярностью среди молодёжи, оказал влияние на передовых деятелей казахской нац. культуры; их привлекала вера Абая в лучшее будущее своего народа, его неуклонное стремление к духовному раскрепощению казахов и к их сближению с соседними народами.
Первое издание произведений Абая, подготовленное его племянником К. Исхаковым, появилось только в 1909 г., полностью его сочинения были созданы и изданы в советский период.

Литература и язык. Современная иллюстрированная

энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

Абай, Кунанбаев (1845-1904)- казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах («Масгуд», 1887; «Сказание об Азиме»; «Искандер») и прозаических «Словах назидания» (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

Ч33(2К)

Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

АБА́Й (Абай Кунанбаев) (наст. имя Ибрагим) , казахский писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой.
Родился в семье крупного феодала, потомственного аристократа, Кунанбая Ускенбаева. Дед и прадед главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. В детстве получил домашнее образование. Затем продолжил обучение в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно учился в русской школе. К концу пятилетней учебы начал писать стихи.
С 13 лет Кунанбай приучал Абая к административной деятельности главы рода. Абаю приходилось вникать в межродовые интриги и тяжбы. Постепенно он испытывает разочарование к административно-политической деятельности. Это приводит к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее и посвящает себя самообразованию. К 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Значительным импульсом в раскрытии творческого потенциала Абая стало его общение с русскими ссыльнопоселенцами: Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
Особое влияние на формирование мировоззрения Абая также оказали произведения русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова) и поэтов и ученых Востока (Фирдоуси (см. ФИРДОУСИ Абулькасим), Низами, Физули, Ибн Сины (см. ИБН СИНА)).

Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. В сатирических стихах «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) поэт открыто выступал против социального зла. Новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме» построены по мотивам восточной классической литературы. В поэме «Искандер» осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). В прозаических «Назиданиях» затронуты исторические, педагогические и правовые темы.

В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив поэтический язык национальной литературы. Память об Абае чтут не только в Казахстане, но и в России.

В 2006 в Москве на Чистопрудном бульваре торжественно был открыт памятник Абаю.

Энциклопедический словарь. 2009.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

Абай Кунанбаев (1845, Чингистауский р-н Семипалатинской обл. – 1904, там же), казахский поэт и композитор, просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Принадлежал к влиятельному Тобыктинскому роду, присоединившемуся к России в нач. 19 в. Стихи начал писать во время учёбы в Семипалатинском медресе. Серьёзное влияние на творчество Абая оказали устная народная поэзия, произведения классиков литературы Востока (Фирдоуси, Навои, Низами и др.), а также рус. литература: общаясь с ссыльными, он стал страстным почитателем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Переводы их творений на казахский язык явились столь же важной частью творчества Абая, как и создание оригинальных поэтических произведений. Абай обогатил казахскую поэзию новыми формами, в частности шестистишиями и восьмистишиями (написанные ими стихотворения о временах года по праву считаются шедеврами лирики поэта). Перу Абая принадлежат также поэмы «Искандер» (об Александре Македонском), «Сказание об Азиме», «Масгуд».

Гуманист, вынужденный вступить в конфликт с родовой знатью, Абай пользовался огромной популярностью среди молодёжи, оказал влияние на передовых деятелей казахской нац. культуры; их привлекала вера Абая в лучшее будущее своего народа, его неуклонное стремление к духовному раскрепощению казахов и к их сближению с соседними народами.

Первое издание произведений Абая, подготовленное его племянником К. Исхаковым, появилось только в 1909 г., полностью его сочинения были созданы и изданы в советский период.

АБАЙ

АБАЙ — основоположник казакской классической лит-ры. Р. в семье родового патриарха Кунунбая , султан-бея Каракалинского округа, Семипалатинского уезда. В первый период своей жизни А. тоже был патриархом. После завоевания монархической Россией киргизского края положение А. изменилось в связи с тем, что устои родового строя казакского народа поколебались: в киргизский край проникли товарно-капиталистические отношения. В этот период своей литературной деятельности А. ведет борьбу против возникающих новых общественных отношений, идеализируя прошлое казакского народа. Скоро однако А. приспособился к новым экономическим условиям и стал идеологом рождающейся казакской буржуазии. Он в своих произведениях воспевает единение казакских родов, осуждая родовую вражду, призывает к борьбе за знание и культуру. А. был хорошо знаком как с арабской, персидской и турецкой, так и с казакской народной лит-рой. Он изучил произведения русских классиков: Пушкина , Лермонтова , Толстог o , Белинского и др., перевел на казакский яз. басни Крылова , «Евгений Онегин» Пушкина, стихи Лермонтова и др. В казакской литературе А. занимает свое историческое место. Он обогатил казакское стихосложение новыми размерами и рифмами.

Библиография: I. Сборник стихов А. вышел тремя изданиями: первое - СПБ., 1909; второе - Казань, 1922; третье - Ташкент, 1922.

II. Рамазанов Н., ст. в «Восточном сборнике в честь А. Н. Веселовского», М., 1914, стр. 223; Саади А., ст. в «Ак-Юл» (на казакск. яз.), Ташкент, 1923, №№ 355, 356, 359, 363, 369, 372; Кабулов Ильяс , ст. в газ. «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928, № 174; Мустамбаев , ст., там же, № 191; Аршаруни А., Заметки о нац. лит-ре, журн. «Новый Восток», № 23–24.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939 .

Т. 1 / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: Лебедев-Полянский П. И., Луначарский А. В., Нусинов И. М., Переверзев В. Ф., Скрыпник И. А.; Отв. ред. Фриче В. М.; Отв. секретарь Бескин О. М. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930 . - 768 стб.: ил.

Наверное, каждый человек, хоть немного интересующийся культурой казахов, знает об Абае Кунанбаеве. Разносторонний человек - поэт, композитор, мыслитель, он сделал немало, чтобы поднять свой народ, максимально сблизить его с русским, приобщить к мировой сокровищнице культуры. Поэтому знать о нем полезно многим людям.

Настоящее имя и прозвище

Для начала стоит сказать, что настоящее имя Абая Кунанбаева - Ибрагим Кунанбаев. Слово "абай" является прозвищем, которое дала ему любящая бабушка Зере, внимательно наблюдавшая за внуком, вырастившая его. "Абай" переводится с казахского языка как "осторожный". Однако именно под этим прозвищем он стал известен во всем Казахстане.

Происхождение

Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда - известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

Сын Ыргызбая - Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

Отец же Абая - Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку - прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

Биография

Для начала стоит коротко рассказать о биографии Абая Кунанбаева.

Родился будущий великий просветитель 10 августа 1845 года в Чингизских междугорьях, в Семипалатинской волости (по современному административному делению - в Восточно-Казахстанской области). Как говорилось выше, является выходцем из знатного рода судей и баев (богатых людей).

Образование началось с посещения муллы, после чего Абай отправился в Семипалатинск, где обучался в медресе, изучая персидский и арабский языки. Параллельно посещал русскую школу, построенную для детей чиновников и военных, проходящих службу на территории Казахстана. Окончив ее, пытался писать первые стихи.

В возрасте 13 лет Кунанбай попытался привить сыну навыки главы рода. Однако уже в 28 лет Абай отказывается от нее, вплотную занявшись самообразованием, общаясь с просвещенными людьми. В первую очередь их роль играли русские политические ссыльные С. Гросс, Н. Долгополов, Е. П. Михаэлис и другие.

Параллельно он много читал - его наставниками, пусть и заочно, стали Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Крылов и другие писатели. Читая переводы на русский язык, он ознакомился с творчеством многих европейских писателей, приобретая тонкий вкус, развиваясь и просвещаясь. Стоит отметить, что он пытался донести европейскую культуру до своего народа. Ярким примером можно назвать конкретный случай. Немецкий поэт Гете написал стихотворение "Ночная песня странника". Лермонтов, впечатленный ее красотой и поэтичностью, перевел и адаптировал на русский язык, создав "Горные вершины спят во тьме ночной". Спустя около полувека его прочитал Абай Кунанбаев. Стих, переведенный им под названием "Горы дремлют в темной ночи" стал народной песней, широко разойдясь среди простых людей.

Скончался в возрасте 58 лет в 1904 году.

Потомки

Отдельно стоит сказать про детей Абая Кунанбаева. Он оставил после себя четырех сыновей, судьбы которых сложились по-разному.

Старшим сыном стал Акылбай, родившийся, когда будущему поэтому исполнилось лишь 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена Абая Кунанбаева - Нурганым. Родившись в 1861 году, он скончался в 1904 году.

Второй сын - Абдирахман - родился в 1868 году. Отец отправил его получать образование в Тюмень, где действовало реальное училище. Затем он обучался в Михайловской школе артиллерии, расположенной в Санкт-Петербурге. Увы, в военную академию, как мечтал Абай, его сын не поступил - не позволило здоровье. Скончался Абдирахман в 1895 году от туберкулеза.

Третьим сыном стал Магауия. Прожил довольно мало - с 1870 по 1904 год. Обучался в Семипалатинске, после чего вернулся в родной аул, где писал поэмы, увы, не получившие широкой известности. Со временем получил место бия.

Наконец, четвертый сын Турагул, родившийся в 1875 году, стал общественным деятелем политической партии "Алаш Орда". Увлекался литературой и, как утверждают специалисты, перевел некоторые произведения Джека Лондона, Максима Горького и других писателей на казахский язык. Увы, большая часть переводов не сохранилась. Умер в Чимкенте в 1934 году.

Знаменитые "Слова назидания"

Главным наследием Абая Кунанбаева многие специалисты считают именно широко известные в Казахстане "Слова назидания" - в оригинале "Кара соз" ("Черные слова"). Их проходят в школах, изучают в институтах. Они представляют собой 45 коротких притч, изложенных в поэтической форме.

Написал их поэт уже в весьма зрелом возрасте, прожив большую часть жизни, узнав людей и собственный народ. Ничего нового в "Словах назидания" не было - просто свод самых обычных правил, затрагивающих в первую очередь мораль и нормы поведения. Однако для своего времени они произвели настоящий фурор - изложенные в простой, понятной форме, они распространились среди простого казахского народа, формируя более высокую нравственность, просвещая местных жителей.

Эти стихи Абая Кунанбаева были переведены на русский язык. Сборники публиковались трижды - в 1945, 1954 и 1979 годах. Также была предпринята попытка перевода на немецкий язык, однако из-за низкой художественной ценности работа так и не была завершена.

Литературные достижения

Определенной популярностью пользуются и книги Абая Кунанбаева. В Казахстане, на родине писателя, существует даже особая дисциплина абаеведение, задачей которой является изучение его наследия, поиск скрытых смыслов.

При жизни писателя ни одно из его произведений не было напечатано. Первая книга появилась в 1909 году - ею стал сборник "Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева". Впоследствии она дважды переиздавалась в 1922 году, в Казани и Ташкенте.

В последующие годы, начиная с 1933 и по наши дни издавались многие произведения Абая Кунанбаева. Так, в 1940 году вышла книга "Лирика и поэмы", в 1945 году "Избранное". Произведения активно издавались на русском и казахском языках, в Казахской ССР (позже Казахстане) и РСФСР.

Вклад в культуру Казахстана

Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

Прогрессивные взгляды

Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в "Словах назидания".

К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным - Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом - если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма "Искандер" (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем - Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

Стоит отметить, что практически во всех "Словах назидания" упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из "Второго слова назидания", посвященную русским: "Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой".

Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме - многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

Память в бонистике и филателии

Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

Топонимы в честь Абая

Еще больше внимания поэту уделено при переименовании русских деревень и маленьких городков, расположенных на территории Казахстана. Десятки населенных пунктов были переименованы в 90-е годы после распада СССР и получения Республикой Казахстан независимости.

Яркими примерами можно назвать Мичуринск, Сухиновку, Интернационал, Авангард, Шавровку. Все эти населенные пункты, основанные русскими переселенцами, впоследствии были переименованы в честь Абая.

Во многих крупных городах Казахстана установлены памятники Абаю Кунанбаеву. Сюда можно отнести Алматы, Астану, Усть-Каменогорск, Семипалатинск.

Практически в каждом крупном городе (и многих мелких населенных пунктах) есть улицы и проспекты Абая - большая часть из них получила новое название уже после обретения независимости Казахстаном.

Известные родственники

Один из самых известных казахстанских писателей является Мухтар Ауэзов. Мало кто знает, что он - внучатый племянник просветителя. Ну а наибольшую известность Ауэзову принес исторический роман "Путь Абая", посвященный известному предку.

Также стоит упомянуть о другом казахстанском поэте - Шакариме Кудайбердиеве. Он был племянником Абая.

Заключение

На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете больше о великом казахском просветителе Абае Кунанбаеве. Немного ознакомились с его творчеством, имеете представление о биографии и вехах жизни, оказавших влияние на мировоззрение поэта.