Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Темы егэ. ЕГЭ для жителей Крыма. Регламент, сроки и порядок написания

Остается еще достаточно времени, чтобы не слишком беспокоиться по поводу экзаменов, однако перед этим нужно справиться с еще одной важной задачей – написанием итогового сочинения. Выпускное сочинение – это ключик к окончанию школы, ведь именно оно является допуском к общероссийской экзаменации. Конечно, это задание проще, чем аттестационные тесты – как показывает практика, из года в год 96-98% одиннадцатиклассников получают по сочинению желанный зачет и спокойно продолжают готовиться к ЕГЭ.

Однако не все так просто! Для тех, кто желает поступить в престижный ВУЗ или попасть на бюджетную форму обучения, сочинение является действительно важным моментом. Многие учебные заведения поощряют абитуриентов дополнительными баллами за хорошее сочинение. История показывает, что 10 баллов могут сыграть огромную роль в борьбе за стипендиальные места. Давайте узнаем, что такое итоговое сочинение, когда и как оно будет проходить, а также рассмотрим рекомендации, которые помогут написать отличную работу.

Кто пишет итоговое сочинение?

Сочинение (а в некоторых случаях – изложение) – обязательное мероприятие для всех, кто заканчивает обучение в школе. Избежать этого события, будучи одиннадцатиклассником, попросту невозможно. Впервые эта образовательная норма была введена в 2014/2015 учебном году по личному распоряжению президента.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. Заменить сочинение изложением могут лишь для некоторых категорий одиннадцатиклассников. К числу таких выпускников относятся:

  • дети, которым была присвоена инвалидность;
  • учащиеся, физические или психические возможности которых признаны ограниченными;
  • выпускники образовательной программы старшей школы, которые освоили ее в закрытых учебных учреждениях с исправительным уклоном, а также те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы;
  • ученики, которые обучались дома или на базе санатория или профилактория, одновременно проходя процедуры по лечению, реабилитации или оздоровлению в течение длительного периода времени. Такая необходимость должна быть подтверждена справкой.

Регламент, сроки и порядок написания

Перед тем как ученик сможет писать сочинение, ему нужно написать заявление на прохождение этой формы аттестации. Подача заявления осуществляется не позже, чем за 14 суток до дня, отведенного в российских школах под написание сочинения. Напомним, что сочинение по традиции назначают на первую декабрьскую среду (в 2018/2019 году это будет 05.12.2018 года). Исходя из этой даты, заявление должно быть написано не позже чем 5 декабря 2018 года.


До 5.12.2018 вам нужно подать заявление на написание итогового сочинения

Ученики будут писать сочинение в течение 3 часов 55 минут. Выпускники, которые не обладают всей полнотой физических и психических возможностей, пишут сочинение (или изложение) на 90 минут дольше. Ученики имеют право входить в здание, в котором будут писать сочинение, с 9:00 утра, а сама работа начинается в 10:00 – это время одинаково для всех российских регионов. Опоздавшие ученики могут пройти в аудиторию и писать работу, однако им никто не будет повторять инструкции и не продлит время, которое отведено для работы.

Одиннадцатиклассники получают комплект, состоящий из бланков записи, регистрации и черновиков. У них также будет право пользоваться толковыми и орфографическими словариками – эти материалы выдадут на месте, нести их с собой не стоит. На столах учеников, согласно регламенту, могут находиться предметы, включенные в список разрешенных. К этому перечню отнесены:

  • черная ручка (строго с гелевым или капиллярным стержнем);
  • документ, который удостоверяет личность выпускника;
  • еда или лекарства (для учеников, у которых есть необходимость кушать или принимать препараты строго по часам).

В число запрещенных вещей Рособрнадзор отнес смартфоны, телефоны и другие средства коммуникаций, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные словарики, любые заметки и т.д. Нарушение регламента тут же приведет к удалению с аттестации. Кстати, не думайте, что пронести эти предметы будет несложно – аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и даже устройствами, подавляющими сигнал!

Важно: в качестве допуска к госаттестации в виде ЕГЭ сочинение действует бессрочно.


Однажды написав итоговое сочинение, вы получите бессрочный допуск к ЕГЭ

По каким критериям будут оценивать работу?

Итогом усилий ученика должен стать текст, который отвечает определенным критериям.

  • Заданный объем работы – сочинение должно состоять примерно из 350 слов. Если работа состоит из 250 слов и менее – она не оценивается, поэтому за этот критерий ставится только «зачет» или «незачет»;
  • Работа должна быть выполнена самостоятельно – комиссия тщательно вычитывает сочинения на наличие заимствованных отрывков из литературных и других источников. Не думайте, что хорошая помять и умение фотографически запоминать информацию помогут написать отличную работу – с 2017 года оргкомитет имеет право пропустить сочинения, вызвавшие у них сомнения, через программы выявления плагиата. Цитировать авторские мысли, конечно, можно, но нужно указать источник цитаты. Увлекаться чужими мыслями также не стоит – общий объем цитат не должен превышать ½ объема сочинения. Выявленный плагиат означает, что дальше работа не проверяется и за нее ставится ноль баллов. Данный критерий не приносит баллов – его оценивают по системе «зачет» / «незачет»;
  • Соответствие текста работы завяленной теме – комиссия устанавливает, насколько верен ход рассуждений ученика, ответил ли он на главный вопрос темы, сумел ли понять ее смысл. Максимум, который можно получить за этот критерий — 2 балла;
  • Умение приводить аргументы – тут важно показать, что ученик помнит и понимает, как правильно привлекать примеры из художественных произведений, мемуаров, публицистических статей, текстов народных песен и сказок для усиления своей позиции. Верное выполнение требований обеспечит вам 2 балла;
  • Композиционное построение и логика изложения – выпускникам нужно суметь выстроить логичную взаимосвязь между разделами сочинения, соотнести тезисы и доказательства. Выполнение данных требований принесет максимум 2 балла;
  • Речевое оформление – комиссия оценивает точность мыслей, умение применять сложные грамматические конструкции, уместность употребления терминологии. За эту часть вам могут насчитать еще 2 балла;
  • Грамотность работы – работе присваивается понятие грамотной, если на каждые 100 слов, написанных в сочинении, приходится не больше чем 5 ошибок (суммируются все «оплошности» — в грамматике, орфографии и пунктуации). Данный критерий может принести до 2 баллов;
  • Оригинальный подход творческая работа с нестандартными мыслями и оригинальными ходами может дополнительно принести 1 балл;
  • Ошибки речи – почти полное отсутствие речевых ошибок (не более 1-2) принесет еще 2 балла, 3-4 ошибки дадут возможность получить 1 балл;
  • Нормы орфографии – если вы допустите не более 1 ошибки, можете записать на свой «баланс» целых 3 балла, 2-3 ошибки опустят балл до 2-х, а 4-5 ошибок — до 1-го балла;
  • Нормы пунктуации – правильность использования знаков препинания (не более 1 ошибки) может дать вам 3 балла, 2-3 ошибки снизят балл до 2-х, а 4-5 – до 1 балла;
  • Нормы грамматики – 0-1 грамматическая ошибка позволят начислить 2 балла, 2-3 ошибки – приведут к начислению 1 балла;
  • Фактологическая точность – верность фактов, указанных в работе, даст вам 1 балл.

В итоге за все сочинение можно получить 20 максимальных баллов. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Для «зачета» нужно, чтобы вам была зачтена большая часть критериев.

Как баллы за сочинение влияют на поступление?

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – тождественны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Кстати, работа может пройти в ВУЗе перепроверку. Свои баллы и вердикт комиссии в виде «зачета» или «незачета» можно будет узнать по месту регистрации для написания сочинения, в школе или на специальной интернет-страничке. Итоги должны быть объявлены не позже, чем через 14 дней после написания работы. Ученики, которые получили «незачет», могут написать заявление, чтобы результаты были пересмотрены членами комиссии другого учебного учреждения, спецкомиссией городского или регионального уровня.

Можно ли переписать сочинение?


В некоторых случаях можно переписать сочинение и исправить свой результат

Бывают случаи, хотя их и не так много, когда одиннадцатиклассник получает за итоговое сочинение «незачет», или вообще пропускает этот важный день. В таком случае он модет пересдать аттестацию. Для этой цели отведены две даты. Ученики могут дополнительно писать работу в первую февральскую среду (в данном случае это 6.02.2019) и в первую майскую среду, которая является рабочим днем (8.05.2019). Пересдачи предусмотрены для таких категорий учеников:

  • ребят, которые не справились с работой с первой попытки, получив «незачет»;
  • школьников, которых поймали на списывании или наличии запрещенных предметов, а затем удалили с аттестации;
  • учеников, которые не смогли закончить работу вследствие плохого самочувствия и других причин, подтвержденных документально;
  • выпускников, которые не пришли в день написания работы из-за причин, признанных уважительными.

Тематика итоговых сочинений

Каждый год в числе тем, которые могут быть выбраны для итогового сочинения, фигурируют пять направлений. Все они заранее вывешиваются для ознакомления, и уже осенью список категорий будет доступен для учащихся. Конкретные темы, как уже было сказано выше, можно будет узнать за четверть часа до начала испытания. За их формулировку отвечает специальный образовательный орган – Совет, ответственный за написание выпускного сочинения.

В направлениях соблюдается один главный принцип – противопоставление двух понятий. Считается, что именно этот подход дает возможность формулировать разнообразные темы, при этом не стесняя школьников и позволяя им привлекать самые разные литературные источники для аргументации своих мыслей. В каждый регион попадет свой набор тем по указанным направлениям. Это сделано для того, чтобы ученики, живущие в одном часовом поясе, не могли узнать конкретные темы от коллег, которые написали сочинение раньше.

Давайте рассмотрим тематические направления прошлых лет, чтобы вам было понятнее, с чем вы столкнетесь на аттестации. Так, в 2017/2018 учебном году ученикам предложили высказать свои мысли касательно следующих тем:

  • «Верность и измена» — выпускникам предстояло сравнить данные категории с точки зрения философии, этики или психологии, а также обратиться к примерам из литературного наследия, в которых герои вынуждены были выбирать между этими понятиями;
  • «Равнодушие и отзывчивость» — разработчики данного направления предлагают ученикам осмыслить разные типы отношений, понять, почему одни люди без корысти помогают ближним, а другие – безразличны к проблемам чужих людей. Также необходимо было привести примеры известных эгоистов и героев с горячими сердцами, которые делят чужие беды и радости;
  • «Цель и средство» — школьники должны были поразмышлять о том, что движет человеком, и как правильно соотносить цели со средствами для их достижения. Также следовало вспомнить литературных героев, которые избрали неверные средства для реализации целей, и персонажей, которые прикрывали свои низменные интересы показным благородством намерений;
  • «Смелость и трусость» — основа этого тематического блока заключается в проявлении человеком двух важных качеств. Каждый из нас может стать героем, однако инстинкт самосохранения заставляет людей избегать опасностей. Ученикам стоило почитать литературу, в которой описаны персонажи, демонстрирующие настоящий героизм, и те, кто не может победить слабость собственного духа;
  • «Человек и общество» — ученикам предложили показать взаимосвязь и конфликт этих двух категорий. С одной стороны, именно социум закладывает основы для личностных качеств, а умелое взаимодействие с обществом приводит к позитивным результатам. Однако иногда возникают непримиримые конфликты, когда человек должен отстаивать собственное мнение. В литературном наследии есть немало примеров созидательных и деструктивных взаимоотношений между человеком и социальной средой, которая его окружает.

Тренируйтесь на темах прошлых лет, чтобы пойти на аттестацию во всеоружии

Примерно такого же рода направления были предложены и в 2016/2017 учебном году. Тогда ученикам нужно было, например, поразмышлять о «разуме и чувствах», «опыте и ошибках». Чтобы вам было понятнее, как именно конкретизируются темы для сочинений в рамках одного тематического направления, возьмем пример одного из комплектов для региональных сочинений. Темы были составлены так, чтобы ученик в работе раскрыл один из пяти тезисов:

  1. Последствия, к которым приводит возникновение внутреннего конфликта между чувствами и разумом.
  2. Современная трактовки чести.
  3. Необходимость победы над собой и искоренения негативных качеств.
  4. Сохранение традиций, которые являются наследием многовекового социального опыта предков.
  5. Пояснение разницы между дружескими и приятельскими отношениями.

Что касается тематических блоков для написания сочинений в 2018/2019 году, пока что о них говорить рано. Однако знание и понимание подхода прошлых лет поможет вам уже сегодня выбрать верную стратегию для подготовки.

Как подготовиться к итоговому сочинению?

Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за одну ночь не получится. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы прислушаетесь к следующим рекомендациям:

  • постарайтесь накопить как можно более широкую базу литературных аргументов. Главная рекомендация тут только одна – побольше читайте. Конечно, каждый год тематика сочинений меняется, однако существует множество авторов, в произведениях которых можно найти примеры на все случаи жизни. Если не успеваете перечитать много книжек, действуйте с умом – понятно, что можно перечесть все тома «Войны и мира», а можно уделить время рассказам Антона Павловича Чехова или Ивана Бунина. Эти авторы отлично умели демонстрировать все тонкости человеческой натуры, а запомнить небольшой рассказ гораздо проще, чем объемное произведение;
  • читайте критические обзоры, в которых раскрываются герои тех или иных литературных трудов. Критики и составители хрестоматий обычно бьют «точечно» и «разжевывают» читателю все тонкости;
  • вам скучно постоянно читать? Тогда в свободное время смотрите видеолекции на тему литературы и глубинных проблем нашего мира, человеческой натуры и характера;
  • невероятную важность при подготовке имеет практика. Тут также можно дать только один главный совет – пишите сочинения, придерживаясь заданного разработчиками формата. В качестве тем берите те, что были в прошлом или позапрошлом году – многие темы перекликаются или могут быть подкреплены одними и теми же литературными цитатами.

Чем больше литературных трудов вы перечитаете, тем более широкую аргументацию сможете использовать при написании итогового сочинения

Как писать работу на аттестации?

Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:

  1. Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
  2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе. Если в теме нужно раскрыть опасность равнодушия, можно сформулировать логическую цепочку такого рода: «равнодушные люди обычно держатся в стороне; постепенно это приводит к замкнутости и одиночеству; в человеке все больше проявляется холодность и черствость; в итоге он может закрывать глаза на зло, позволяя свершиться страшным делам».
  3. Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
  4. Сформулируйте вступительную и заключительную части. Суммарно вступление и заключение не должны превышать 1/3 объема работы, поэтому для ввода в проблему вам хватит 70 слов. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).

Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018-2019

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др.

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания 3 часа 55 минут.

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 5 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2018-2019 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.

  1. Отцы и дети;
  2. Мечта и реальность;
  3. Месть и великодушие;
  4. Искусство и ремесло;
  5. Доброта и жестокость.

Темы

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Также наши авторы будут писать итоговые сочинения одновременно с вами, когда заветные вопросы появятся в открытом доступе, поэтому вы в любом случае сможете найти ответы в сети. Мы, конечно, понимаем, что, как и большинство шпаргалок, данная мера необходима не для списывания, а для того, чтобы вы были в полной уверенности, что «незачет» вам не светит в любом случае. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша . А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.

Реальные

Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

Подготовка к итоговому сочинению

Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

Список литературы

Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

Доброта и жестокость

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

Месть и великодушие

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Мечта и реальность

  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Отцы и дети

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского».

Искусство и ремесло

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Банк аргументов

Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Выпускное сочинение в России в этом году будут писать в четвертый раз, и «правила игры» уже можно назвать устоявшимися. Как и в прошлом году, все тематические направления будут основываться на сочетании двух полярных понятий, «столкновение» которых может стать поводом для серьезных размышлений - и привлечения самого разнообразного литературного материала (напомним, что сочинение носит метапредметный характер, но приведение примеров из литературных произведений является обязательным условием).

Тематические направления на 2017-2018 год, утвержденные специальным советом, 1 сентября были озвучены в телеэфире и опубликованы на официальном сайте ФИПИ. Список по традиции включает пять пунктов:

  • «Верность и измена»;
  • «Равнодушие и отзывчивость»;
  • «Цели и средства»;
  • «Смелость и трусость»;
  • «Человек и общество».

В рамках каждого направления возможны самые различные варианты трактовки темы - и спектр примеров из литературы чрезвычайно широк.

  1. «Верность и измена» . Эту тему можно трактовать очень широко - начиная от любви и брака и заканчивая верностью родине или собственным идеалам. Этика, психология и философия этих проявлений волнует многих - и привлекает литераторов всех времен и народов. «Гроза» Островского, «Тихий Дон» Шолохова, «Тарас Бульба» Гоголя, «Анна Каренина» Толстого, «Капитанская дочка» Пушкина… Даже если ограничиваться только русской классической литературой (что не является обязательным), выбор примеров, которые могут лечь в основу работы, очень широк.
  2. «Равнодушие и отзывчивость» . Эгоисты и альтруисты, демонстрирующие в отношении к окружающим «лед и пламень» души, встречаются на страницах книг достаточно часто, и осмысление их мотивов и поступков - богатая почва для размышлений. Героями сочинений на эту тему могут стать и «лишние люди» - такие, как Печорин или Онегин, и персонажи с горячими сердцами - например, Данко или Дон Кихот.
  3. «Цели и средства» . Цель может быть и благой, но все ли средства хороши для ее достижения? И допустимо ли в таком случае переступать морально-этические границы, и где находятся эти самые границы? Во многих произведениях отечественной и мировой литературы герои, реализуя свои жизненные устремления, оказываются перед сложным выбором и выбирают порой неподходящие средства. И часто в рамках одного и того же произведения мы можем встретить людей с разными стратегиями выбора. Например, Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского для того, чтобы уберечь сестру от брака по расчету, убивает двух человек, а Сонечка Мармеладова для спасения своей семьи жертвует своей чистотой. В части подбора материала это тематическое направление во многом пересекается с двумя предыдущими: измена становится способом достижения успеха или счастья в любви (как, например, у Андрия в «Тарасе Бульбе»), а равнодушие ведет к тому, что человек «разбрасывается» чужими судьбами для удовлетворения собственных прихотей.
  4. «Смелость и трусость» . Эти противоположные стороны человеческой натуры часто описываются на страницах литературных произведений. Это и Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», не послушавшийся голоса собственной совести и обвиненный Га-Ноцри в трусости; и Онегин, убивший на дуэли друга из опасения быть не понятым светом; и корнет Жерков в «Войне и мире», из-за трусости в Шенграбенском сражении гибнет множество людей. Часто в литературных произведениях смельчаки и люди, слабые духом, противопоставлены друг другу - так, как Гринев и Швабрин в «Капитанской дочке».
  5. «Человек и общество» . Их взаимодействие - еще один крайне популярный в литературе вопрос. Личность и социум, влияя друг на друга, могут находиться в самых разных взаимоотношениях: от полной гармонии до острого конфликта. Эти взаимодействия и их последствия в той или иной форме затрагивали практически все писатели. В лирике Лермонтова герой-романтик страдает от одиночества среди бездушия и несправедливости; у Достоевского «бедный человек» оказывается раздавленным обществом; у Грибоедова Чацкий и Фамусов оказываются антиподами- один резко отрицает «законы света», другой - растворяется в них.

Какими будут формулировки тем итогового сочинения

Формулировки тем сочинения держатся в секрете, и станут известны только за четверть часа до начала испытаний. Чтобы избежать «утечки информации», для каждого часового пояса России будет подготовлен особый комплект заданий. В каждом из них будут представлены все пять направлений, однако формулировки будут более узкими.

Конечная тема сочинения всегда формулируется в форме вопроса «на размышление», посвященного одному из аспектов проблемы, иногда участников просят выразить свое согласие или несогласие с каким-либо афоризмом на заданную тему. Например, в прошлом году в рамках противопоставления дружбы и вражды подросткам предлагалось подумать над такими вопросами:

  • может ли дружба стать причиной разочарования,
  • всегда ли противоречия между людьми приводят к вражде,
  • почему возникает вражда,
  • всегда ли в возникновении вражды между людьми виноваты они оба;
  • препятствуют ли дружбе различия характеров или несходство взглядов.

В любом случае требований раскрыть тему на примере творчества какого-либо конкретного писателя в формулировке не содержится. Авторы сочинения могут использовать для подтверждения своей точки зрения примеры из произведений по собственному выбору, при этом ограничиваться только отечественной классикой совершенно необязательно - можно обращаться и к зарубежной литературе, и к творчеству современных писателей, и к детским книгам. «Голодные игры» Сьюзен Коллинз или популярнейшая эпопея о Гарри Поттере - все это может фигурировать в сочинении, при условии, конечно, что речь пойдет все-таки о литературном первоисточнике, а не об экранизациях.

Исчерпывающего списка «правильных ответов» также не существует. Главная задача сочинения - проверить умение выпускников рассуждать, формулировать собственную точку зрения. А возможность широкого выбора литературных произведений для подкрепления собственного мнения является обязательным условием для любой темы, включенной в список.

Критерии оценки итогового сочинения

Система проверки сочинения - очень мягкая. Итоговой оценкой становится «зачет» или «незачет», при этом школьники, которым в декабре не удалось написать сочинение с первого раза, будут иметь возможность переписать его в феврале или мае. То же самое касается тех, кто не смог написать работу по уважительной причине.

Работа оценивается по пяти критериям:

  • соответствие заданной теме,
  • аргументация и привлечение литературного материала (должны быть отсылки хотя бы к одному произведению);
  • композиция (наличие введения, заключения и основной части);
  • качество речи (умение внятно и ясно выражать свои мысли в письменном виде);
  • грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

При этом критерии оценки очень мягкие - так, например, по последним двум критериям «незачет» выставляется только в том случае, если количество ошибок столь велико, что это мешает пониманию текста.

Первые два критерия считаются основными - если работа написана не по теме или в ней не упоминается ни одно из литературных произведений, сочинение дальше не проверяется. Кроме того, для того, чтобы работа была «зачтена», необходимо, чтобы ее объем составлял не менее 250 слов (рекомендуемый объем - от 350), а текст был написан самостоятельно. Если участника «поймали» на плагиате (даже в ситуации, когда он не списывал с бумаги или экрана электронного устройства, а воспроизводил по памяти заученное близко к тексту сочинение из сборника) - такая работа не будет оцениваться. Цитировать тексты по памяти с указанием источника, разумеется, разрешается - однако совокупный объем цитат не должен превышать объемы текста, написанного самостоятельно.

Школьники, получившие «зачет» по итоговому сочинению, допускаются к сдаче ЕГЭ. На результаты ЕГЭ по русскому или литературе сочинение не влияет - однако при поступлении в некоторые вузы (как правило, гуманитарной направленности) за хорошо написанное сочинение можно получить дополнительные баллы. В таких случаях работа повторно проверяется экспертами, назначенными вузом.

Даты итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

Подавляющее большинство выпускников будут писать итоговое сочинение 6 декабря 2017 года . Те, кто не справился с задачей с первого раза или проболел основную дату, смогут наверстать упущенное 7 февраля - в день, предназначенный для пересдачи. Последняя, третья попытка назначена на 16 мая .

В последние две даты сочинение могут писать не только школьники, но и выпускники прошлых лет. Для тех, кто уже имеет аттестат о полном среднем образовании, сочинение не является обязательным условием допуска к ЕГЭ - как правило, его пишут лишь те, кто рассчитывает на дополнительные баллы при поступлении.

По всей территории России установлено единое время для начала испытания - 10.00 по местному времени . На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут - этого времени более чем достаточно для того, чтобы написать текст нужного объема. В конечном счете многие участники сдают работу досрочно.

  • Темы сочинений - 2018
  • Небольшие советы тем, кто пишет сочинение
  • Итоговое сочинение - мероприятие не совсем понятное современным родителям. С одной стороны - это не экзамен, результаты которого будут иметь судьбоносное значение. Это только допуск к экзамену, и «заваливают» его менее 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти всякий. Да что там, за него даже оценки не выставят! Просто «зачет» или «незачет».

    С другой стороны, многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов, так что писать его спустя рукава тоже нежелательно.

    Как все-таки получить допуск и не провалить сочинение (если ребенок - «технарь»), и как написать его с блеском (если сочинение проверят в вузе)? За 10 дней вполне можно подготовиться!

    По каким причинам могут не засчитать сочинение

    Краткость - враг сочинения

    Умение писать кратко, емко, логично - несомненное достоинство будущего абитуриента. Но лаконичность должна иметь определенные пределы - 250 слов. «Словом» считается любое слово - и предлоги, и союзы, даже состоящие из одной буквы - засчитывается все.

    Сочинение, состоящее менее чем из 250 слов, комиссия рассматривать не будет!

    Плагиату - однозначно нет!

    Второе нарушение, которое лишит вас шанса быть оцененным - плагиат. Идея заучить наизусть парочку найденных в интернете «золотых сочинений» выглядит соблазнительно, но шанс быть пойманным крайне велик: у педагогов тоже есть доступ в интернет! Поэтому лучше сразу писать честно и не мошенничать.

    Пять критериев оценки сочинения: 2+3

    Итак, ваше сочинение достаточно большое и вы написали его совершенно самостоятельно. Как его будут оценивать? По пяти критериям: двум основным и трем дополнительным.

    Чтобы получить за сочинение «зачет», нужно, как минимум, удовлетворить двум основным критериям и хотя бы одному из трех второстепенных.

    Основные критерии

    1. Соответствие теме

    Несмотря на обманчивую простоту, многие выпускники «сыплются» именно на этом пункте. Ведь в сочинении должен прослеживаться четкий «коммуникативный замысел», иными словами - основная идея, логичное рассуждение, подводящее читателя к определенному выводу, напрямую связанному с заявленной темой. Между тем, одни дети «льют воду», вроде и обсуждая заявленную тему, но не формулируя свою позицию. Другие подменяют заявленную тему собственной. К примеру, обсуждение влияния человека на окружающую среду сводят к размышлениям о воздействии красот природы на духовный мир человека.

    Случаются и вовсе анекдотические ситуации. Так, в 2015 году, когда одной из тем была «Чем может быть ценен для отцов опыт детей?» довольно много школьников принялись рассуждать в обратном направлении - чем полезен для детей опыт отцов.

    1. Литературная аргументация

    Недавно мы писали об . В частности, одним из основных нововведений стала отмена литературной аргументации. Так вот, к итоговому сочинению эти правила не имеют никакого отношения.

    Как минимум один аргумент, опирающийся на литературное произведение, в сочинении должен быть обязательно!

    Не обязательно использовать именно художественное произведение; ссылаться можно практически на любой источник, вплоть до религиозных и философских трактатов. Большинство экспертов и не советуют это делать, но это не запрещено. Что до публицистической и научно-популярной литературы, то ее можете цитировать без ограничений.

    Дополнительные критерии

    Дополнительные критерии относятся к литературным достоинствам сочинения. Напомним, оно должно соответствовать хотя бы одному из трех критериев!

    1. Композиция сочинения

    Сочинение должно быть логично выстроено, соблюден баланс между тезисами и их доказательствами, текст должен быть грамотно разбит на абзацы.

    «Незачет» будет выставлен в случае отсутствия тезисно-доказательной части.

    1. Качество языка

    Если все предложения в тексте построены по схеме «подлежащее-сказуемое-дополнение», то такое сочинение будет оценено невысоко. Разнообразие грамматических оборотов, богатство лексики, образность речи, но, в то же время, точность выражения мысли пойдут вам в плюс.

    «Незачет» будет выставлен в том случае, если бедность речи и неточность использованных выражений затрудняют понимание текста..

    1. Грамотность

    Здесь все просто: на каждые 100 слов должно быть не более пяти ошибок.

    Подсчитываются все ошибки: речевые, пунктуационные, орфографические.

    Темы сочинений - 2018

    Тематические направления известны заранее. Это не секрет, министерство образования опубликовало их еще в начале сентября. Приводим их в соответствии с публикацией на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

    1. Отцы и дети

    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

    1. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

    1. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    1. Искусство и ремесло

    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

    1. Доброта и жестокость

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

    Однако конкретные темы сочинения (одна из каждого направления) станут известны за несколько минут до проведения итогового испытания. Поскольку соответствие теме - основной критерий оценки сочинения, важно держать в голове произведения, которые можно использовать в качестве литературных аргументов. А вот пытаться заранее придумать «идеальное» сочинение - бессмысленно и даже вредно; оно как раз может не попасть в конкретную тему.

    Для примера приведем список реальных тем итогового сочинения 2015 года по направлению «Спор поколений: вместе и врозь» (обратите внимание, что в этом году заявлено сходное направление - «Отцы и дети»).

    «Спор поколений: вместе и врозь»

    • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
    • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
    • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
    • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
    • Роль родительского наставления в жизни человека.
    • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
    • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
    • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
    • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
    • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
    • Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
    • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
    • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
    • Является ли вечным спор поколений?
    • Всегда ли ценны заветы отцов?
    • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
    • В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
    • Трудно ли быть взрослым?
    • Какую роль в становлении личности может играть семья?
    • Рождается ли истина в споре поколений?
    • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
    • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
    • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
    • Почему «отцы и дети» - вечная тема?
    • Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
    • Что значит быть взрослым?
    • Важно ли человеку получить родительское напутствие?
    • В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
    • Родители и дети: спор или диалог?
    • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

    Итак, вы решили проверить тренировочное сочинение своего одиннадцатиклассника и дать ему несколько дельных советов. Как должно выглядеть хорошее сочинение?

      Обозначьте тему рассуждения. Она должна раскрыть название сочинения и поставить вопросы, на которые вы дадите ответы в заключении.

      Основа сочинения должна состоять из фрагментов «тезис - аргумент - микровывод».

    Тезис должен перекликаться с темой сочинения и частично его раскрывать. Например, тема вашего сочинения: «Должна ли у человека быть цель в жизни?». В качестве тезисов можно использовать утверждения «отсутствие цели делает жизнь бессмысленной», «низменные цели приводят к разочарованию», «благородные цели делают нас лучше». Должен ли тезис быть кратким? В отличие от сочинения в ЕГЭ, где тезисы должны опираться на заданный текст, у итогового сочинения нет определенной литературной опоры. Так что каждый из них должен быть небольшим, но развернутым рассуждением.

    Хотя бы одно утверждение нужно аргументировать литературным примером. В подтверждение своей мысли можно привести описание героев, их взаимоотношений, поступков и даже отношение автора к ситуации. Важна аналитичность аргумента; если подросток опасается, что скатится в банальный пересказ, подскажите ему использовать обороты «я считаю, что» или «мне кажется, что». Это поможет продемонстрировать, что описание иллюстрирует выдвинутый тезис.

    После каждого аргумента должен следовать краткий вывод, подтверждающий первоначальный тезис.

    Таким образом, каждая триада «тезис - аргумент - микровывод» - это как бы сочинение в миниатюре.

    1. Сочинение должно завершаться общим выводом, который одновременно объединяет микровыводы, которые автор делает в ходе сочинения, и отвечает на вопрос, поставленный в начале сочинения.

    Мы надеемся, что наши советы станут последним штрихом, который сделает ваше сочинение безупречным (ну, или хотя бы помогут получить доступ к ЕГЭ). Если же волей злой судьбы подросток попадет в 2% проваливших испытание - не отчаивайтесь! Будет еще один шанс блеснуть литературным талантом: пересдача сочинения 6 февраля, есть время подготовиться!

    Подготовила Алена Новикова