Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Петербургский морской технический университет. файловый архив спбгмту. studfiles

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет или СПбГМТУ был основан в далеком 1930 году. Это высшее учебное заведение с длинной историей. В 2007 году он успешно прошел государственную аккредитацию и получил свидетельство на образовательную деятельность.
«Корабелка», так университет окрестили в простонародье, это первое и пока что единственный университет в России, который занимается подготовкой лучших инженеров-специалистов мирового масштаба в области проектирования, постройки и эксплуатации морских судов. То же самое касается и подводных лодок и боевых кораблей, технических оборудований занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, таких как газ и нефть, в морских глубинах. Обучение происходит на трех главных факультетах университета. Выпускники «Корабелки» получают образование на самом высоком уровне в соответствии с международными стандартами. Это подтверждают и эксперты лондонского Международного института морских инженеров. Обладатели дипломов этого университета очень высоко ценятся в США и европейских государствах.
Свое историческое начало СПбГМТУ ведет с 1902 года. Именно тогда был открыт первый Кораблестроительный отдел в Санкт-Петербургском Императорском Политехническом институте. Он оказался очень востребованным и престижным, так как на одно место претендовало двадцать человек. В 1917 году отдел переименовали в факультет. Уже в 1930 году на его основе образовался самостоятельный вуз - Ленинградский институт кораблестроения. Этот вуз самым первым приобрел статус технического университета. Случилось это в 1990 году. А в 1992 году, когда Ленинград снова стал именоваться Санкт-Петербургом, вуз получил свое нынешнее название - Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Факультеты

Факультет кораблестроения и океанотехники
Факультет корабельной энергетики и автоматики
Факультет морского приборостроения
Экономический факультет
Факультет естественно - научного и гуманитарного образования
Учебный военный центр
Среднетехнический факультет
Вечерне-заочный факультет
Внебюджетный факультет
Факультет профориентации и довузовской подготовки

Факультет кораблестроения и океанотехники

ФКО принимает на следующие направления подготовки бакалавров (4года):

180101 КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

*проектирование кораблей и судов,·
*проектирование конструкций корпуса, судовых устройств и систем,
*автоматизация технологических процессов постройки судов,
*подводное кораблестроение.

180102 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВ И СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ (направление 180000 "Морская техника",
180100 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры")
*управление технической эксплуатацией конструкций, систем и энергокомплексов морской техники,
*сюрвейерское обслуживание в судоходстве (технический надзор за судами в эксплуатации и контроль грузовых операций в портах).

180103 ОКЕАНОТЕХНИКА (направление 180000 "Морская техника",
180100 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры")
*морские технологии,
*морская инспекция,
*техника освоения моря, в том числе, буровые платформы,
*морская экология.

180104 ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ И ГИДРОДИНАМИКА
(направление 180000 "Морская техника",
180100 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры")
*статика и динамика корабля,
*гидромеханика,
*управляемость корабля,
*теория гребных винтов,
*изучение и оптимизация ветро-волновых нагрузок и обтекания корпуса судна.

180105 СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ КОРАБЛЯ
(направление 180000 "Морская техника",
180100 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры")
*строительная механика инженерных сооружений,
*общая и местная прочность судовых конструкций и методы ее повышения.

150701 ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
(направление 150000 "Металлургия, машиностроение и металлобработка", 150700 "Машиностроение")
*технология сварки судовых конструкций,
*коррозионная стойкость сварных соединений,
*разработка саврочных материалов и технологий для подводной сварки.

151001 МОРСКИЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
(направление 150000 "Металлургия, машиностроение и металлобработка",
151000 "Технологические машины и оборудование")
*надежность плавучих нефтегазовых сооружений,
*менеджмент на морских месторождениях,
*морские информационные комплексы нефтегазопромыслов,
*конструирование и постройка плавучих нефтегазовых сооружений.

160701 ГИДРОАЭРОДИНАМИКА
(направление 160000 "Авиационная и ракетно-космическая техника",
161700 "Баллистика и гидроаэродинамика")
*морская гидродинамика,
*мореходные качества корабля.

230101 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
(направление 230000 "Информатика и вычислительная техника",
230100 "Информатика и вычислительная техника")
*технология разработки программного обеспечения,
*системы искусственного интеллекта,
*информационные технологии в проектировании, производстве и эксплуатации сложной техники (IT-менеджмент),
*информационные технологии в менеджменте и бизнесе,
*интернет-технологии,
*ГРИД-технологии.
По данному направлению имеется также система дополнительного углубленного обучения на базе Института информационных технологий СПбГМТУ (ИИТ) с выдачей сертификата IT - менеджера.

231301 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И ТЕХНИКЕ
(направление 230000 "Информатика и вычислительная техника", 231300 "Прикладная математика")
*математическое моделирование в экономике,
*применение математических методов в технике.
Имеется филиал кафедры в Экономико-математическом институте РАН.

После окончания бакалавриата выпускник имеет возможность поступить в магистратуру (2 года) по направлениям:
180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА
180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры.
230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
230100 Информатика и вычислительная техника.
Будет осуществляться подготовка магистров и по другим направлениям, соответствующим бакалаврской подготовке.

На ФКО также ожидается прием для подготовки морских инженеров (5 лет) по направлению:
180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА
Специальность 180101 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА КОРАБЛЕЙ, СУДОВ И ОБЪЕКТОВ ОКЕАНОТЕХНИКИ

Выпускник ФКО - магистр или инженер, может продолжить образование, поступив в очную (3 года) или заочную (4 года) аспирантуру на ведущие специальности:
01.02.05. Механика жидкости, газа и плазмы.
01.04.06. Акустика.
05.08.01. Теория корабля и строительная механика.
05.08.03. Проектирование и конструкция судов.
05.08.04. Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства.
05.13.18. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ.

Факультет корабельной энергетики и автоматики

Факультет корабельной энергетики и автоматики готовит специалистов-инженеров в этой области техники по следующим специальностям:

180103 - СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ:

выбор оптимального типа СЭУ для проектируемого судна;
определение характеристик оборудования, комплектующего энергетическую установку, со специализацией по судовым дизельным, ядерным, парогазотурбинным ЭУ;
сертификация и управление качеством объектов судовой энергетики, компьютерное проектирование технологии монтажа СЭУ.

180104 - СУДОВОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

теории рабочих процессов, реализуемых в оборудовании;
конструирование энергетического оборудования;
специальные и автоматизированные технологические процессы для производства этого оборудования.

140501 -ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ:

автомобильные и тракторные двигатели;
судовые, тепловозные и стационарные двигатели;
эксплуатация и сервисное обслуживание двигателей.

140503 -ГАЗОТУРБИННЫЕ, ПАРОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ И ДВИГАТЕЛИ:

изучение теплофизических процессов, происходящих в турбинах:
проектирование и постройка парогенераторов и главных двигателей турбинного типа.

140400- СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ СУДОВ:

электрооборудование судов;
электрооборудование и электроснабжение промышленных предприятий;
автоматика судовых Э1 юргетических установок, комплексов, систем и механизмов;
автоматизированные системы обработки информации и управления на судах и предприятиях.

280202 - ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

проектирование и эксплуатация экологически чистых энергетических комплексов судового и промышленного назначения.

Факультет морского приборостроения

Специальности факультета:

180301 Морская акустика и гидрофизика
180303 Автоматические системы управления морской техникой
180302 Подводная техника
180304 Морские информационные системы и оборудование
180305 Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы
200107 Технология приборостроения
220407 Роботы и робототехнические системы
230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Экономический факультет

Факультет выпускает специалистов по специальностям:

080502 "Экономика и управление на предприятии машиностроения"

080109 "Бухгалтерский учет, анализ, аудит"

Факультет предлагает систему знаний по следующим направлениям:

"Экономика промышленности"

"Управление предприятием"

"Финансовый менеджмент"

"Предпринимательство в малом бизнесе"

Факультет естественнонаучного и гуманитарного образования

Фундаментальная подготовка в области общей и теоретической физики, математики, информатики, юриспруденции, социологии.

010101(010100) - математика:

математическое моделирование (подготовка высококвалифицированных пользователей и разработчиков программных комплексов для численного решения задач математической физики);
информационные технологии в образовании (подготовка высококвалифицированных математиков, ориентированных на исследовательскую деятельность и разработку программных средств для образования).
Квалификация:
Математик. Срок обучения – 5 лет.
Бакалавр математики. Срок обучения – 4 года.
Магистр математики. Срок обучения – 2 года.
Форма обучения: очная.

010701(010700) - физика:

Выпускники университета, получившие квалификацию "Физик", работают в научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях, на предприятиях судостроительной отрасли, а также в средних школах и техникумах. В сферу их научной деятельности входят: физическая акустика, гидроакустика, ультразвуковые технологии, физика твердого тела, физика сегнето- и пьезоэлектриков, атомная и ядерная физика, методы измерения физических величин, физические поля корабля и т.д.

Квалификация:
Физик. Срок обучения – 5 лет.
Бакалавр физики. Срок обучения – 4 года.
Магистр физики. Срок обучения – 2 года.
Форма обучения: очная.

261001 - технология художественной обработки материалов

металлические и неметаллические материалы, полуфабрикаты и изделия,
технологические процессы художественной обработки материалов,
оборудование и оснастка технологий художественной обработки материалов.

Квалификация - инженер-технолог. Срок обучения – 5 лет.
Форма обучения: очная.

150501 - материаловедение в машиностроении:

разработка, производство и применение современных металлических и неметаллических материалов различного назначения,
разработка и проведение технологических процессов получения, обработки и переработки материалов,
методы и средства контроля качества и определения характеристик материалов.

Квалификация - инженер. Срок обучения – 5 лет.
Форма обучения: очная.

040201(040200) - социология:

Фундаментальное социально-гуманитарное образование, включающее в себя знание иностранных языков, истории и философии, логики, психологии, истории мировой культуры, этики и эстетики.

Квалификация:
Социолог. Преподаватель социологии. Срок обучения – 5 лет.
Бакалавр социологии. Срок обучения – 4 года.
Магистр социологии. Срок обучения – 2 года.
Форма обучения: очная.

030501(030500) - юриспруденция

Ведется подготовка специалистов широкого профиля, получающих высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция". Студенты обучаются по учебному плану, составленному в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501 - "юриспруденция" с квалификацией -юрист.

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет - единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне. История СПбГМТУ началась в 1902 году. Первый же конкурс составил двадцать человек на место! Насколько престижным сегодня остается образование «Корабелки? На этот и другие вопросы нашему порталу ответил проректор по учебной работе СПбГМТУ Евгений Алексеевич Кротов.

— Какой конкурс в последние годы на три основных факультета Университета?

— После того, как принимать стали на основании ЕГЭ, мы говорим об этом конкурсе в некотором смысле условно. Конкурс по заявлениям - первый конкурс. И второй, который говорит о проходном балле. Конкурс у нас достаточно приличный: от 4 до 10 человек на некоторые специальности, но проходной балл у нас средний - от 140 до 180 баллов по трем экзаменам ЕГЭ. Есть такое понятие, как мониторинг вузов и есть показатели мониторинга, которые учитывает Министерство образования. Там 8 основных показателей и один из них - средний балл ЕГЭ. Если вуз больше, чем по трем показателям проваливается, считается, что он неэффективный.

У нас этот балл сейчас в районе 57, а норматив примерно 66,3. С точки зрения проходного балла мы не дотягиваем до этого норматива. Но надо понимать, что он весьма условный, потому что принимается его среднее значение. Есть специальности с более высоким проходным баллом, есть вузы, где баллы ЕГЭ другие. Особенно на технические специальности. Тут важен еще такой показатель: сколько в вузе учится петербуржцев. Этим мы можем похвастаться. В среднем по городу среди поступивших в технические вузы около 72% составляют иногородние, а у нас - около 62%. Более 50%, а по некоторым оценкам до 80% всей судостроительной промышленности сосредоточено в Петербурге. Естественно, что для нас набор питерцев это краеугольный вопрос, и мы его достаточно успешно решаем.

— Растет ли престижность образования СПбГМТУ?

Существенным образом растет. Вместе с ростом промышленности, заказов естественным образом растет спрос на специалистов, которые эти заказы должны осуществлять. К тому же те люди, которые воспитывались еще в Советском союзе так или иначе уходят и должно быть восполнение. В 90-е годы и начале 2000-х восполнения этого потенциала не было. Промышленности находилась в упадке, был болен весь организм. Вуз тоже в эти годы выживал. Сейчас все растет и развивается.

По нашим оценкам, которые мы готовили в марте для наблюдательного совета, в районе 400 человек наших выпускников по корабельным специальностям должно быть востребовано в Петербурге и около 1000 по остальной стране. Что важно и говорит о престижности вуза дополнительно!

Каким количеством бюджетных мест располагает Университет?

На сегодняшний момент 1182 бюджетных места с учетом всех форм обучения и всех направлений подготовки. Бакалавриат - в районе 750, это без учета гуманитарных специальностей, потому что на них нет бюджетного приема. 170 бюджетных магистров было в этом году, в следующем будет 250.

Насколько доступным является платное внебюджетное обучение? Правда ли, что при отличной успеваемости в течение 2-х семестров можно перевестись с платной формы обучения на бесплатную?

Перевестись на бесплатное место можно только туда, где оно существует. В нашем вузе, как и в любом другом, есть положение о порядке перехода с внебюджетного обучения на бюджетное. Это можно сделать. Два семестра учиться на хорошо и отлично. Но этого недостаточно. Краегольный момент - это наличие бюджетного места. Если мы приняли на бюджет 25 человек и все они продолжают учиться, то даже если есть внебюджетник, удовлетворяющий условиям, то перевод не получится. На технических специальностях крайне редко бывает, чтобы мы кого-то не отчислили, хотя случается.

Хочу здесь сказать вот ещё о чём. Некоторые наши специальности попали в так называемую третью ценовую группу и параллельно в приоритетную группу специальностей. Это тоже наше достижение, результат активной работы за последние год-полтора. То есть раньше из федерального бюджета на обучение наших специалистов выделялось субсидий около 60 тысяч на человека, а теперь до 190 тысяч. Стоимость внебюджетного обучения на технические специальности у нас весьма приличная - от 135 до 190 тысяч в год. Она не может быть ниже, чем государственные субсидии, выделяемые на бюджетное обучение. Вот если на направление нет бюджетного приёма, то мы можем устанавливать цену из собственных соображений. На гуманитарные специальности у нас стоимость обучения около 80 тысяч в год. Мы стали опасаться, что никого не наберем на платные технические специальности, потому что раньше стоимость обучения на них была ниже, чем, например, на экономические, а теперь существенно выше. Однако в этом году только 15 человек магистров мы взяли за эти деньги, то есть 10% от общего приема. Это тоже говорит о престижности и востребованности.

Какое количество бакалавров, специалистов, магистров выпускает в год Университет по корабельным факультетам?

Мы вступили в Болонский процесс, при котором мы теперь выпускаем бакалавров и магистров. При этом у нас сохранялись еще специалисты. Это наше большое достижение и я могу об этом с гордостью сказать - мы сохранили специалистов в самые сложные годы, но готовили до этого года специалистов только в военном учебном центре. И только востребованность и наша активность привела к тому,что нам с 2016 года разрешён набор специалистов на основные «корабельные» специальности.

Вообще говоря, корабль - самое сложное инженерное сооружение, которое создало человечество. Не зря у нас поэтому 3 базовых факультета: кораблестроения и океанотехники, корабельной энергетики и автоматики и морского приборостроения. А коль скоро это самое сложное сооружение, то учить человека только 4 года недостаточно. Большинство бакалавров надо доучивать в магистратуре, а когда будет развиваться специалитет, то нам это существенно облегчит задачу. И специалисты промышленности нас поддерживают, чтобы мы развивали специалитет, потому что бакалавры не так востребованы для такого сложного производства, как судостроение. По «корабельным» специальностям магистров раньше принималось всего порядка 30, в этом году у нас было 152 магистра, и уже был конкурс в магистратуру. В следующем году будет 250 магистров. Это на бюджетные места.

Кроме того, что мы получили специалитет, мы вновь, как в советские времена, получили право обучать своих специалистов 5,5 лет. Правда, при условии, что полгода мы должны учить не за счет государственных средств. Субсидии нам будут поступать на 5 лет, а дальше на востребованные специальности мы должны самостоятельно найти финансирование со стороны заинтересованных в наших специалистах предприятий. У нас в планах стратегического развития это есть. Причем, с предприятиями будет оговорено, какие именно компетенции должны получить специалисты, чтобы удовлетворить их запросам.

Существует ли сейчас распределение?

Такого распределения, которое было в Советском Союзе, нет не только в глобальном смысле, но даже по целевому приему. Однако если студент учился по специальности и на предприятии предлагают хорошие условия, то он туда идет. C приходом новой администрации очень хорошо укрепилась связь с предприятиями.

Мы находимся в очень серьезных партнерских отношениях с госкорпорациями: Объединённой судостроительной корпорацией, «Росатом», «Роснефтью» и другими. Поддерживаем связь с предприятиями и крупными научными центрами: Крыловский научный центр, «Адмиралтейские верфи», «Рубин», «Малахит», «Прометей» и другими. Сейчас у нас открыто 7 базовых кафедр. Например, «Малахит» выделил колоссальные деньги на оборудование аудиторий.

Отдельно могу привести пример «Роснефти». Сейчас благодаря этой корпорации шикарно развивается дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Представители кадровой службы «Роснефти» с Дальнего Востока приезжали к нам в конце июня на вручение дипломов агитировать ребят работать на Дальнем Востоке. Они предоставляют жилье, хорошие зарплаты, проводят стажировки в Южной Корее. 12 выпускников подписались сразу. Они готовы брать специалистов до 60 человек в год.

Есть ли какая-то статистика относительно того, сколько выпускников Университета устраиваются работать по специальности?

Серьезного мониторинга по распределению у нас нет. Его сложно организовать. Мы не можем отчитаться по каждому выпускнику, куда он устроился. Поэтому мониторинг носит выборочный характер, хотя статистическая выборка, по которой мы проводили мониторинг, достаточно репрезентативная. Большинство у нас все-таки работает по специальности - 70-80%. Это очень большой процент, все-таки профессия престижная, хорошо оплачиваемая и есть перспективы карьерного роста. По некоторым группам специальностей существует даже кадровый голод. Однако всегда есть случайные люди,но те, кто отучился у нас и получил базовое техническое образование, могут себя реализовать в других смежных и не очень профессиях.

Какие специализации пользуются наибольшим спросом?

Во-первых, вся укрупненная группа специальностей по кораблестроению (около тридцати профилей). На них конкурс один из самых высоких. Разбивка идет по направлениям подготовки, дальше по профилю бакалавриата. То же самое с магистратурой. А внутри кораблестроения из наиболее востребованных специальностей - морские нефтегазовые комплексы. Сварка востребована, судовая акустика. Я выделяю, но не хочу кого-то обидеть. На факультете корабельной энергетики и автоматики и морского приборостроения есть очень востребованные специальности и большой голод на специалистов в этой области.

Есть специальности, на которые хуже идут, но они при этом очень сильно востребованы. Набор на направления по прикладной математике, механике мы осуществляем с натягом. Это сложные специальности, где нужен соответствующий уровень подготовки, а, к сожалению, далеко не все им обладают. Поэтому ребята взвешивают свои возможности и решают, куда им идти. Кстати, низкий балл по ЕГЭ иногда ни о чем не говорит. У меня есть студент в группе прикладных механиков с баллом ЕГЭ 24 по математике, староста группы, так он один из лучших по той же математике в группе.

Какие новые кафедры и специальности открылись в последние годы?

Тот же «нефтегаз» мы только в прошлом году аккредитовали, техносферная безопасность и управление в технических системах недавно открылись. Скорее даже, не столько сами направления новые, а в рамках укрупненных групп можно делать профили, если вдруг возникает необходимость. Что касается кафедр, то мы стремимся не создавать новые кафедры, а оптимизировать кадровый состав. За предыдущие годы в связи с открытием новых специальностей и появлением гуманитарного блока у нас образовалось много кафедр.

В то же время, с конца 90-х сокращалось количество студентов (сейчас тенденция к увеличению) и, соответственно, должно было сокращаться количество преподавателей, а раз так, то и кафедр становиться меньше. Нам нужно думать о том, чтобы обеспечивать образование оптимальным составом. Мы начали открывать базовые кафедры. Это подразделение в рамках кафедры, которое имеет своего заведующего, и ориентировано на какое-то предприятие. Там нет большого штата. От института обычно один заведующий.

Базовая кафедра позволяет проводить практику на предприятии, вести научно-исследовательскую работу, студенты могут писать дипломы и магистерские диссертации, используя научно-исследовательский потенциал предприятия. Последние годы они работают на этих предприятиях. Сейчас 7 действующих базовых кафедр, еще 12 планируем открыть в ближайшей перспективе.

А практику студенты проходят в основном на предприятиях, которые имеют базовые кафедры?

В идеале было бы так, но не все предприятия имеют у нас базовую кафедру. Тогда используется стандартная схема. Заключаем договоры с соответствующими предприятиями и там студенты проходят практику. Как правило, мы стремимся, чтобы практику проходили на петербургских судостроительных предприятиях. Это экономически обусловлено. Но есть практики и в Нижнем Новгороде, и в Калининграде, и в Северодвинске, надеюсь, теперь будет и в Севастополе. И, конечно, на Дальнем Востоке обязательно со следующего года будет практика.

Много ли выпускников уходит в науку, остается в Университете?

На кафедрах остаются немного. Остаются в научно-исследовательской части. Вообще наука нас сейчас очень поддерживает. У нас даже есть лозунг: «Образование через науку». Это и для студентов, и для преподавателей лозунг. Вообще, в науке можно зарабатывать существенные деньги. Средняя зарплата ассистентов у нас 72 тысячи, некоторые профессора получают меньше, если не занимаются наукой. Это за счет науки. Если ребята остаются в институте, даже ассистентом на кафедре, то участвуют в научно-исследовательской работе. Но эти деньги даются не просто так. Научный труд очень тяжелый.

Насколько продуктивно работают научно-исследовательские лаборатории и в чем это выражается?

Это выражается в объеме научных исследований. Один из показателей мониторинга вузов- это как раз объем научных исследований. Чтобы удовлетворять этому показателю, объем должен быть около 30-50 млн рублей в год, у нас он больше 800 млн рублей! Наука - это то, чем мы можем в известной мере гордиться. Тут мы на уровне ведущих вузов города и в стране не затеряемся. Есть объем работ, который финансирует Министерство образования РФ. Эта часть у нас не такая существенная, хотя если бы у нас была только она, мы бы все равно проходили по показателю мониторинга. Если взять составляющую, которая не связана с финансированием из Минобра, то она у нас на уровне Политеха, ЛИТМО и прочих ведущих технических вузов, особенно если брать в пересчете на одного студента. И это тоже наша заслуга.

Что собой представляет и как часто обновляется учебная база Университета (литература, современное оборудование, технологии)?

Литература это не совсем база. Она, безусловно, обновляется. Та литература, что требуется по федеральным государственным образовательным стандартам, закупается. Стремимся к тому, чтобы меньше закупать литературы в бумажном виде, а пользоваться учебниками в электронном. Стараемся переводить всю нашу учебную литературу в электронную форму.

Что касается лабораторной базы, то в 90-е годы что-то докупать было невозможно - это были годы выживания. Сейчас мы развиваем базовые кафедры, чтобы пользоваться ресурсами тех организаций, где можно это делать. Есть и собственные планы развития и модернизации лабораторий.

На ближайшие 3-4 года есть планы открыть и модернизировать такие лаборатории: прочности; гидроаэродинамики и мореходности с модернизированным мореходным бассейном и аэродинамической трубой; систем электродвижения судов; морской подводной робототехники с модернизированным акустическим бассейном; концептуального проектирования и экономического анализа перспективной морской техники; математического моделирования; программ аппаратных систем контроля морской техники. В их создании предполагается участие заинтересованных организаций и корпораций.

У нас по этому поводу было несколько совещаний органов госвласти в Совбезе под председательством Николая Платоновича Патрушева. Есть пункт протокола совещания от 24.04.15, в соответствии с которым корпорации и предприятия будут нам помогать. В перспективе мы хотим создать кампус в Ульянке, объединив всю инфраструктуру вуза, в том числе и современные лаборатории, в одном месте.

К. П. Борисенко Место расположения Официальный
сайт
http://www.smtu.ru

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет , (до года - Ленинградский ордена Ленина Кораблестроительный институт (неоф. корабелка )) - единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.

История

1901-1930

Факультеты

  • Факультет кораблестроения и океанотехники (СПбГМТУ)
  • Факультет корабельной энергетики и автоматики (СПбГМТУ)
  • Факультет морского приборостроени (СПбГМТУ)
  • Экономический факультет (СПбГМТУ)
  • Факультет естественно-научного и гуманитарного образования (СПбГМТУ)
  • Факультет военного обучения (СПбГМТУ)
  • Факультет профориентации и довузовской подготовки (СПбГМТУ)
  • Среднетехнический факультет (СПбГМТУ) (1-й в стране кораблестроительный колледж)
  • Вечерне-заочный факультет (СПбГМТУ)
  • Внебюджетный факультет (СПбГМТУ)
  • Факультет целевой контрактной подготовки специалистов и дополнительного профессионального образования (СПбГМТУ)

Имеется большая лабораторная и производственная база, опытовый бассейн. Научная, техническая и учебная библиотеки насчитывают ок. 1 млн. томов. Выпускаются методические работы преподавателей и студенческая газета «За кадры верфям».

Территориальное расположение

Основные корпуса

  • корпус «У» - Ульянка, расположен в одноименном . Согласно генеральному плану развития Ленинграда от 1966 года, в квартале площадью 20 га между пр. Ленинским, Стачек и Маршала Жукова планировалось создать комплекс зданий Ленинградского кораблестроительного института (руководитель мастерской арх. Н. З. Матусевич). Первая очередь учебно-лабораторного корпуса с динамично нарастающими уступами этажей напоминает по силуэту океанский лайнер. Построенный в 1978 году, он включает в себя аудитории, спортивный зал, столовые. Уже позднее (в 1990-е годы) была введена в строй вторая очередь здания. Студенческий центр, расположенный за ним, остался не достроенным. Рядом с первым корпусом, параллельно проспекту Стачек планировалось возвести второй корпус, более значительный по размерам. А между двумя корпусами - здание опытового бассейна. Эти планы остались не реализованными. В ансамбль зданий ЛКИ входят точечные здания студенческих общежитий, по количественной аналогии носящих в студенческой среде звание «три поросенка». На месте институтского стадиона ныне располагается магазин «МаксиДом».

В корпусе «У» обучаются студенты общеинженерным специальностям.

  • корпуса «А» и «Б» - расположены на Лоцманской улице, д.3 и 10 соответственно. Ректорат университета и основные административные службы располагаются в корпусе «А». В корпусе «Б» находится факультет кораблестроения и океанотехники, а также библиотека Университета.
  • корпус «Г» - расположен рядом со по адресу: Кронверкский пр. д.5. В корпусе «Г» находится факультет морского приборостроения.

Кроме учебных корпусов, морской технический университет имеет гребную базу на реке Крестовке, яхт-клуб на Крестовском острове, исследовательскую базу в г. Приморcке, Ленинградской области. В городе Северодвинске находится филиал Университета - СЕВМАШВТУЗ .

Названия

  • 1930-1990 - Ленинградский Кораблестроительный институт
  • 1990-1992 - Ленинградский государственный морской технический университет
  • 1992-н.в. - Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Известные выпускники

  • Романов, Григорий Васильевич - секретарь Ленинградского обкома
  • - русский режиссер и актер. Народный артист СССР
  • Щелканов, Александр Александрович - председатель Петросовета
  • - директор

Хронология важнейших событий

  • - гг. - Кораблестроительный отдел Политехнического института
  • - гг. - Кораблестроительное отделение Политехнического института
  • - гг. - Кораблестроительный факультет Политехнического института.
  • г. - председатель ВСНХ СССР подписал приказ, предусматривающий создание самостоятельного Ленинградского кораблестроительного института на базе кораблестроительного факультета Политехнического института;
  • г. - создано вечернее отделение
  • г. - организована парусная секция
  • г. - образован ученый совет ЛКИ в составе 35 человек (академик А. Н. Крылов - член совета)
  • г. - первое совещание молодых ученых ЛКИ; ЛКИ занял I место в Ленинграде по успеваемости
  • г. - создан инженерно-экономический факультет
  • г. - вступил в строй опытовый бассейн ЛКИ имени академика А. Н. Крылова (при кафедре теории корабля)
  • г. - начало ; издан приказ № 205 по ЛКИ о мобилизации института; ЛКИ сформировал 264-й ОПАБ
  • г. - ректором назначен Евгений Васильевич Товстых; полная реэвакуация института и возобновление занятий в Ленинграде
  • г. - профессоры В. А. Ваншейдт и Н. А. Шапошников удостоены Государственной премии за написание учебников для вузов
  • г. - началась подготовка к 25-летию ЛКИ, самодеятельный театр создает спектакль-обозрение «На Лоцманской 3»; рождение на приборостроительном факультете будущего кукольного театра ЛКИ
  • г. - возрождение традиции дальних шлюпочных походов студентов (походы на шлюпках в , )
  • г. - в институте проводится первый межфакультетский фестиваль художественной самодеятельности «Весна на Лоцманской»; создан эстрадный коллектив «Эсколки»; под руководством режиссера подготовлено обозрение «Необыкновенное заседание»

СПБГМТУ (бывш. ЛКИ) - единственный в своем роде вуз России. Мы узнаем о том, каких специалистов там готовят, а также поговорим об истории учебного заведения, его факультетах, учебных корпусах и даже немного окунемся в студенческую жизнь.

Начало

СПБГМТУ (бывш. ЛКИ) в своем первоначальном виде был создан в 1899 году императором Николаем Вторым. Он дал лишь согласие на создание отдела Судостроения в Политехническом институте, но это положило начало созданию вуза. Учебное заведение готовило морских инженеров для стройки корпусов и механических судов на коммерческой основе. Как только специальность открыли и еще в течении нескольких лет конкурс сюда был самым высоким.

На каждом курсе было установлено обучать по 24 студента. Первым деканом факультета стал корабельный инженер К. Боклевский, который занимал эту должность до 1923 года. После революции, случившейся в 1917 году, институт увеличил количество факультетов, прибавилось количество слушателей.

Довоенный период

Корабелка (Санкт-Петербург) в 1930 году перестала быть отделением Судостроительный отдел стал Ленинградским кораблестроительным институтом. Заведение переехало из Сосновки к своему новому соседу - заводу имени Марти. Помещался институт на Лоцманской улице. Поскольку судостроители стране требовались в большом количестве, на факультетах учебного заведения обучались сотни студентов.

Война

С началом советско-финской войны жители Ленинграда начали вступать в лыжные батальоны, чтобы защищать свой дом. Студенты СПБГМТУ (корабелки) в основном попали в 100-й добровольческий батальон, который принимал активное участие в боевых действиях. Когда началась Вторая мировая война, из студентов корабелки сформировали отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. Ополченцы собирались в здании учебного заведения, где их без перерыва принимала отборочная комиссия. После того как в 1941 году закончилась первичная подготовка, была поставлена задача построения укрепрайона на участке платформы на Бабигонских высотах. Уже осенью того же года бойцы удерживали дивизию фашистов при помощи танков и авиации. Остановить врага удалось благодаря жесткой и уверенной обороне. Однако потери солдат достигали 90% в личном составе и 100% - в командном. Поэтому объединение исчезло как боевая единица. Такая же судьба постигла и другие добровольческие полки, которых было довольно много.

Когда началась блокада Ленинграда, СПБГМТУ (бывш. ЛКИ) прекратил работу. Некоторая часть студентов и преподавателей была эвакуирована Пржевальск. Здесь же продолжилась подготовка студентов для судостроительного дела. Преподаватели и студенты перешли в Николаевский кораблестроительный институт.

После войны

Когда закончилась война, корабелка (Санкт-Петербург) получила нового ректора в лице Евгения Товстых. Под его чутким руководством проходило возобновление института и возвращение его к жизни, поэтому ему было сложнее всего. Он приложил максимальные усилия для того, чтобы наладить научную и учебную базы, много сделал для пополнения материально-технической сферы. Его труд имел результат: в 1962 году Совет Министров принял постановление о строительстве нового корпуса института на Ульянке. Чуть ранее этого властями было принято решение о сносе строения на улице Лоцманской и построение на его месте лабораторного корпуса. Также в 1962 году был создан факультет для заочников. Спустя 5 лет, СПБГМТУ (бывш. ЛКИ) наградили орденом Ленина за достижения в подготовке профессионалов судостроительного дела.

Стоит отметить, что не все могут похвастаться тем, что получил Ленинградский университет в 1990 году - статус технического университета.

Санкт-Петербургский морской университет

Однако название «Ленинградский» техническому университету пришлось носить недолго, ведь в 1992 году он был переименован в морской технический университет (СПБГМТУ). Причиной этому послужило возращение Ленинграду названия Санкт-Петербурга.

Факультеты

Хочется сказать, что далеко не все университеты Питера могут похвастаться тем, что расположены на улице, название которой касается их истории и основного профиля. А вот учебное заведение, о котором идет речь в статье расположено по адресу: улица Лоцманская, 3.

На сегодняшний день в университете достаточно факультетов для всех, кто хочет связать свою жизнь с морем, и не только. Стоит отметить следующие факультеты:

  • океанотехники и кораблестроения;
  • автоматики и корабельной энергетики;
  • морского приборостроения;
  • гуманитарного и естественнонаучного образования.

Также есть факультет довузовской подготовки и профориентации молодёжи, внебюджетный, среднетехнический и вечерне-заочный факультет. На базе вуза работает факультет целевой подготовки кадров и профессионального дополнительного образования на контрактной основе.

Для обучения имеется необходимая производственная и лабораторная база, а также бассейн для опытов. Примерно 1 млн томов находится в учебной, технической и научной библиотеках вуза. Регулярно преподаватели выпускают методические работы, а студенты заняты созданием стенгазет. Начиная с 2005 года функционирует музей СПБГМТУ. А до осени 2001 года здесь был Межвузовский центр гуманитарного образованию в области религиоведения.

Предоставляет СПБГМТУ общежитие для своих студентов. В распоряжении вуза находится три 11-этажных здания. Общежития имеют все условия для комфортного проживания здесь студентов. Они предоставляется для иногородних студентов.

Корпуса

Всего есть четыре корпуса: «А», «У», «Б» и «Г». Корпус под названием «У» расположен в историческом районе городе Ульянке. Строение учебно-лабораторного корпуса напоминает что очень символично. Построен корпус был в 1978 году. Здесь есть большое количество аудиторий, спортзал и столовые. За зданием строился Студенческий центр, но строительство так и не было завершено. Остались нереализованными и планы по поводу строения второго корпуса напротив корпуса «У», а между ними - бассейна для опытов.

В ансамбль зданий учебного заведения также входят здания общежитий, которые в кругах студентов называются «тремя тополями» или «тремя поросенками». В этом корпусе обучаются студенты 1-го и 2-го курсов, которые познают общеинженерные дисциплины. В Ленинградском кораблестроительном институте, как его еще иногда называют, в корпусах «А» и «Б» располагаются основные административные службы и некоторые факультеты, а также часть библиотеки. В корпусе «Г» находится только факультет морского приборостроения. Свое название корпус получил, скорее всего, из-за того, что он располагается возле станции метро «Горьковская».

Кроме учебных корпусов, есть яхт-клуб на Крестовском острове и гребная база. Также стоит отметить наличие в СПБГМТУ (корабелка) исследовательской базы в Приморске, Ленинградская область. Весной 2012 года филиал учебного заведения в Северодвинске был закрыт.

Студенческая жизнь

Активно действующим и главным органом студенческого самоуправления является Студенческий совет, который состоит из 4 отделов. PR отдела занимается привлечением студентов в различные мероприятия, которые проводятся активистами студенческого совета. Культурно-массовый отдел занимается организацией конкурсов, концертов, фестивалей и вечеринок в Благотворительный отдел активно сотрудничает с рядом благотворительных некоммерческих организаций города. В отделе стажировок занимаются проведением семинаров и тренингов для стажеров в студенческий совет. Также студенческий совет занимается проведением мероприятий в гражданско-культурной сфере.

Действует театр-студия «Камео», которая является лауреатом международных премий в области театрального искусства. Театр был создан весной 2011 года, активно функционирует до сих пор. Есть отдельный студенческий совет по вопросам спортивного воспитания, который занимается вопросами организации и проведения оздоровительных и спортивных мероприятий в вузе. Тесно сотрудничает с кафедрой физического воспитания. Стоит отметить, что СПБГМТУ участвует в чемпионатах в рамках Кубка вузов.

Корабелка

(СПбГМТУ )
Год основания
Ректор К. П. Борисенко
Расположение Санкт-Петербург
Сайт www.smtu.ru

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет , (до 1990 года - Ленинградский ордена Ленина Кораблестроительный институт (неоф. - Корабелка ) - единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.

История

Начало университету положил созданный в 1899 году кораблестроительный отдел (позже - факультет) . По проекту института кораблестроительный отдел должен был выпускать морских инженеров, подготовленных как для постройки корпусов, так и механизмов судов, главным образом - коммерческих.

После начала работы кораблестроительного отделения конкурс на эту специальность был самым высоким в Политехническом Институте и оставался таковым в течение нескольких лет.

Комплект студентов на кораблестроительном факультете был установлен в 24 человека на каждом курсе. Первым деканом кораблестроительного факультета Политехнического института был назначен корабельный инженер Константин Петрович Боклевский, который занимал эту должность бессменно с 1899 по 1923 год .

Названия

  • 1930-1990 - Ленинградский Кораблестроительный институт.
  • 1990-1992 - Ленинградский государственный морской технический университет.
  • 1992-н.в. - Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Известные выпускники

  • Романов, Григорий Васильевич - секретарь Ленинградского обкома КПСС .
  • Владимиров, Игорь Петрович - русский режиссер и актёр, народный артист СССР.
  • Петров, Анатолий Борисович - конструктор подводных лодок
  • Щелканов, Александр Александрович - председатель исполкома Ленсовета в 1990-1991.
  • Кинах, Анатолий Кириллович - премьер-министр Украины .
  • Патрушев, Николай Платонович - экс-директор ФСБ .
  • Сихарулидзе, Антон Тариэльевич - олимпийский чемпион по фигурному катанию 2002.
  • Белов, Александр Александрович - баскетболист, чемпион Олимпийских игр 1972 г.
  • Григорий Демидовцев - писатель, работающий в жанре философской фантастики
  • Кивинов (Пименов) Андрей Владимирович - писатель, работающий в жанре милицейский детектив.

Примечания

Ссылки

Библиография

  1. Ленинград: Путеводитель. Сост.: В. А. Витязева. Ленинград: Лениздат, 1987.
  2. Крылов А. Н. Мои воспоминания. Ленинград: Судостроение, 1984 .
  3. Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том II / Под редакцией В. В. Дмитриева. Ленинград: Судостроение, 1992.

Wikimedia Foundation . 2010 .