Error: не определено #11234. Болконский процесс. Что такое Болонский процесс. Болонский процесс: суть, реализация и развитие в России. Служба и Аустерлиц
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Болконский процесс. Что такое Болонский процесс. Болонский процесс: суть, реализация и развитие в России. Служба и Аустерлиц

Занятие № 7

Общественная деятельность Андрея Болконского.

Цели:

    воспитательная:

    формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

    воспитание нравственного мировоззрения студентов;

    образовательная:

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: уро-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

1801 год – начало Х1Х века, начало царствования Александра.

Весна Александровского царствования – это возобновление пышных празднеств в обеих столицах. «Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой степени расположено в веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I , - вспоминал писатель и публицист Фаддей Булгарин. - Молодежь увлеченно танцевала: открывавший танцы «польский» сменялся «греческим», затем английским променадом, экосезом, мазуркой, котильоном. Старшее поколение, протанцевав 5 минут собиралось за карточными столами пофилософствовать».

Молодой император стал для русского общества олицетворением нового века, новых надежд на будущее.

Второй том «Войны и мира» изображает жизнь героев между 1806 – 1812 годов. В нем Л.Толстой рисует мирную жизнь, определенную историческую эпоху, подводящую к войне 1812 года. Без этого тома нам был бы не понятен характер участия в войне главных героев, в частности Андрея Болконского. Кроме того, через частную жизнь героев Толстой изображает историю страны.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Князь Андрей расстался с мечтой о славе; он понял, как ничтожно то, что он считал великим, и как величественно то, чего он раньше не замечал. Почему Наполеон стал вдруг противен князю Андрею? Наполеон был «счастлив от несчастья других». Что же представилось князю Андрею в хаосе его горячечных мечтаний? «...Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах представлялись ему».

А возможны ли тихая жизнь и спокойное семейное счастье в мире, раздираемом корыстью и злобой, завистью и борьбой честолюбий? Мы открываем второй том. Здесь ответ на наш вопрос. Толстой покидает театр военных действий, где гибель людей составляет счастье завоевателей, наполеонов. Второй том - единственный во всем романе, где не изображается война; единственный, казалось бы, абсолютно «мирный» том.

    Как узнала княжна Марья, что пришло известие о гибели брата?

«Она по лицу отца... увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни... несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь».

    Какое чувство поднялось в ней, как оно отразилось на ее лице?

«...Лицо ее изменилось, и что-то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той самой печали, которая была в ней». Общее горе сближает ее с отцом, с человеком, которого она любит и боится.

    Поверила ли княжна Марья в гибель брата?

В ней жила вера, она «каждую минуту ждала известия о его возвращении».

Пройдет много лет, и уже наш советский поэт скажет: «Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня». Любовь иногда оказывается сильнее смерти. Толстому очень дорога эта мысль. Любовь и смерть, радость и горе живут в жизни рядом. Живут они рядом и в романе Толстого.

    Какое таинство называет Толстой «торжественнейшим в мире»?

Рождение человека. «...Во всех людях... видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту».

    Чтение отрывка «Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое...».

Два последних аккорда, завершающих эти музыкальные страницы романа, - слезы князя Андрея и старика Болконского. «Когда он (Андрей) вдруг понял все радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети». И старик Болконский «жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок».

    В чем видит князь Андрей смысл жизни после Аустерлица?

В голове князя Андрея в это время тоже, в сущности, «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он считал себя призванным к величию, но величие обернулось перед ним низостью; жена казалась ему помехой на пути к славе, и теперь, когда она умерла, он чувствует себя в чем-то виноватым и даже в лице ангела, стоящего на могиле маленькой княгини, читает «кроткую укоризну».

В воспитании сына он видит теперь смысл жизни.

    Какие преобразования произвел он в своем имении?

«Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина вменена оброком». Мысли князя Андрея заняты и военным уставом, и устройством рязанских оброчных. Убеждение в благе ничегонеделания лежит где-то на поверхности сознания, коренные же основы его существа толкают его к деятельности.

    Какое настроение у князя Андрея, когда он едет в Отрадное?

«Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам». Ему так же «легко», как и кучеру.

    Что подумал князь Андрей, глядя на старый дуб?

«...Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь кончена!»

    К какому заключению он приходит?

Нужно «доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». В его сознании все еще пессимизм. Но чувства его уже подготовлены к возрождению - и разговором с Пьером, и весной. Он уже подошел к новому, светлому этапу своего развития.

    Кого встретил князь Андрей на аллее отрадненского дома Ростовых?

«Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, понизанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос». Это - Наташа. Мы узнаем ее хотя бы потому, что она подбегала. Наташа всегда дается в движении. Вспомним встречу Николая Ростова: «Наташа... расцеловала все его лицо, отскочила от него и... прыгала, как коза»; затем подскочила к Денисову. А после объяснения с матерью, когда Денисов сделал Наташе предложение, она «побежала через гостиную залу». Она вносит в роман свет и движение.

Наташа входит в жизнь князя Андрея весной. «День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело...». «Князю Андрею вдруг стало... больно». Ему больно оттого, что где-то вне его идет счастливая жизнь. Ему хочется причаститься этой жизни. Ночью эти новые чувства уже переполняют князя Андрея.

    Просмотр эпизода «Лунная ночь в Отрадном.

    Какие чувства охватывают князя Андрея?

«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…». Он полностью во власти Наташи, ее веры в прелесть жизни и в счастье полета.

    Чтение эпизода «Вторая встреча с дубом».

Дуб - отражение увядания и расцвета души князя Андрея - как бы подслушал то, что происходило с ним после встречи с Наташей. К Андрею Болконскому приходит долгожданная гармония. Уже нет противоречия между готовностью души к радостному приятию мира и мрачным взглядом на жизнь. «На него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления». Но это не вдруг, это логический итог его развития в последние месяцы. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». Вот они - вехи: «И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему». Она соответствует тому бодрому и радостному чувству, которое теперь уже надолго овладело князем Андреем.

    Какое решение принимает князь Андрей?

Он решается ехать в Петербург служить. «Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему прийти мысль уехать из деревни». Князь Андрей решил служить, он с головой окунается в преобразовательскую деятельность.

    С кем сближается князь Андрей?

Со Сперанским.

    Сообщение о Сперанском.

    Чем понравился Болконскому Сперанский?

«Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

    Какая главная черта Сперанского?

«Непоколебимая вера в силу и законность ума». «Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал...»

    Что сразу показалось неприятным князю Андрею в Сперанском?

«...Одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука... Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему-то раздражали князя Андрея».

Но пока князь Андрей верит в Сперанского и деятельно участвует в работе всяческих комитетов. Аракчеев предложил князю Андрею войти в комитет по составлению военного устава.

    Расскажите о деятельности А. Болконского в комитете.

    Почему Болконский разочаровался в деятельности Сперанского?

Андрей Болконский, герой Льва Толстого, разочаровался в деятельности комитета Сперанского, видя бесплодность начинаний.

    Слово преподавателя.

Князь Андрей после отрицания военной службы приходит к отрицанию государственной деятельности и делает еще один шаг на пути к единению с общим, народным. Он видел, что Наполеон «счастлив от несчастья других» (других - т. е. погибших солдат); он увидел, что работа комитета Сперанского никак не касается сущности дела (интересов мужиков): он понял, что не может быть счастлив ни на военной, ни на государственной службе. Наташа возвращает князя Андрея к большой жизни души. Рационалистическая жизнь государственного человека кажется ему теперь узкой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Андрей Болконский.

Чтение эпизодов о Наташе и Андрее.

2. Пересказ эпизода «Болконский во время Бородинского сражения».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы . Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей , но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису . Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих . Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился , пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку .

а) Андрей, стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг, понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. (Из лекций: Горд, мечтает так же, как Раскольников - до Аустерлица, затем - душевный переворот. Человек просвещенных взглядов, посмеивался над Марьей.) Но вскоре в его душе происходит переоценка ценностей. То от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных:300 человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце. (Из лекций: Андрей понял, что суть жизни состоит в том, чтобы любить и прощать, а прощать он не умел. Поэтому Андрей погибает.)

б) Образ Пьера представлен в произв.в процессе пост.развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, но смысл жизни в целом. В начале романа он безвольной молодой человек, но затем происходит «масонский»период, где сохраняет множество моральных понятий. Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно тоже стало решающим моментом. Герой принимает участие в сражении, поражается солдатам, которые идут на верную смерть, еще способны улыбаться, видит, как с хохотом они роют траншеи. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. Важным этапом в его жизни является встреча с Платоном Каратаевым. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет своим путем. Окончат. гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. Таким образом, Пьер познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей. Его аналитический ум, сопряженный с ярким эмоциональным восприятием мира, приводят его к обретению истины и смысла жизни.

(Из лекций: Платон Каратаев >>>> переоценка ценностей Пьером, смирение. Платон - выражение народной философской жизни, "Нужно любить жизнь всегда, даже когда страдаешь невинно!" (= Старец Зосима у Достоевского). Сон Пьера про учителя географии и мир >>>> жизнь человека имеет смысл только как часть жизни других людей.)

Пьер

Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Пьер Безухов честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни . Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок : ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни . Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы .

В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно‑мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви . Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных . Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы.

Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона : «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ . Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков‑ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты».

Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым , который, по мнению Толстого, является частицей народной массы . От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости , в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость ».

Российской Федерации - вопрос, к рассмотрению которого необходимо подходить с учетом истории формирования, становления и развития высшей школы за пределами государства. В частности, конец ХХ века стал во многом определяющим для российской национальной системы образования, поскольку в этот период происходили кардинальные перемены на всех ступенях сформировавшейся к тому моменту высшей школы.

Точки соприкосновения европейского и российского образования

Реформационный процесс был вполне закономерен и ожидаем, поскольку оптимизация политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности государства должна была повлечь за собой перестройки и в кругу остальных общественных отношений. Важные шаги в первую очередь должны были произойти в содержательной и методической части, а не только на идеологическом уровне. Естественно, что происходящие перемены способствовали и модернизации управленческой системы вузов, а также внесению существенных изменений в нормативно-законодательную базу.

На протяжении существования и развития России как единой современной державы европейские образовательные системы являлись образцовыми. Впервые механизм функционирования сферы образования в странах Старого Света нашел свое отражение и в отечественных высших заведениях ещё в середине 18 столетия. Этим можно объяснить нередкие проявления традиций в российских вузах, свойственных европейским школам. Схожесть проявляется и в структуре, и в тенденциях развития, и в содержательной деятельности.

Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера.

Переход на новый уровень и зарождение Болонской системы

С распадом СССР и переходом российского государства к рыночной экономике действия руководства по обеспечению внутренних и внешних потребностей страны в профессионально подготовленных кадрах стали более активными и продвигались в направлении создания коммерческих вузов. Только таким образом отечественная система высшего образования смогла бы конкурировать с другими представителями международного рынка образовательного спектра услуг.

Следует отметить, что Болонский процесс в России практически перевернул с ног на голову отечественную систему образования. До направленности на европейскую систему образовательный механизм выглядел абсолютно по-другому. Чтобы обеспечить качество профессионального образования, в стране утверждали государственные образовательные стандарты сначала первого, а затем и второго поколения. Целью установления данной стандартизации руководство страны считало создание единого образовательного пространства и установление эквивалентной равности документов об образовании с таковыми других развитых государств.

О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования

Болонский образовательный процесс начал свое зарождение ещё с мая 1998 года. Тогда в Сорбонне было подписано многостороннее соглашение «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Декларацию, которую впоследствии стали считать вступлением к Болонскому договору, приняли министры Франции, Великобритании, Италии и Германии.

Её задачей было создание и разработка правильной действенной стратегии развития общеевропейской модели образования. Фундаментальными элементами этого договора стала цикличность обучения, применение кредитно-модульной системы.

Соглашение в Болонье

Процесс (Болонский он стал называться потому, что подписание соответствующего договора произошло в Болонье) создания нового европейского образования был направлен на гармонизацию и слияние отдельных образовательных систем каждого государства в цельное пространство высшей школы. Датой, которая дала отсчет этому важному шагу в истории мирового образования, считают 19 июня 1999 года. В тот день представители образовательной сферы и министры более чем 20 европейских держав договорились о подписании соглашения, именуемого после Болонской декларацией. 29 участниц - страны Болонского процесса - оставили договор открытым, и на данный момент к «Зоне европейского высшего образования» могут присоединиться и другие государства.

Внедрение Болонского процесса в России

Как уже упоминалось, образовательная система постсоветской России остро нуждалась в совершенствовании. В период перехода к самостоятельному независимому государству сфера высшего образования перестала отвечать современным запросам, в её развитии не просматривалась даже малейшая динамика. В полной мере не использовался потенциал богатейшего внутреннего резерва. Реформирование данной сферы помогло избавиться стране от идеологии советского тоталитаризма и внедрить в общество активно набирающий обороты во всем мире демократический процесс.

Болонский договор, подписанный Россией в 2003 году, позволил вступить российскому государству в единое пространство высшего образования Европы. Неудивительно, что с введением европейских стандартов в данной сфере научный и преподавательский состав страны разделился на два лагеря. Появились и противники, и сторонники новых позиций, но, между тем, перемены и соответствующие преобразования происходят и по сей день. Болонский процесс образования все сильнее врастает в отечественную образовательную систему.

Беспрерывно укрепляющиеся отдельные положения декларации, подписанной в Болонье, способствуют продолжению реконструкции российской образовательной системы с целью:

  • приведения её в соответствие с европейскими общественными системами высшей школы;
  • повышения уровня доступности, популярности и демократичности вузов среди местного населения;
  • повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений России и уровня их профессиональной подготовки.

Первые сдвиги в системе высшего образования

Болонский процесс в России уже через несколько лет функционирования помог достигнуть заметных результатов. Основной заслугой данной системы является:

  • выстроена зона высшего образования в соответствии с европейскими стандартами, основной задачей которых является развитие мобильности учащихся с перспективой трудоустройства;
  • гарантирована конкурентоспособность каждого высшего учебного заведения в борьбе за контингент учащихся, государственное финансирование в сравнении с иными образовательными системами;
  • университеты наделены важной ролью центральных объектов-носителей правильного общественного сознания в ходе развития культурных ценностей народов Европы.

Кроме того, в течение последних лет заметно укрепились нынешние и осуществляется постепенное завоевание более высоких позиций интеллектуального, научно-технического и социально-культурного ресурса Европы, где система Болонского процесса способствует повышению престижности каждого вуза.

Подготовка России к принятию Болонского процесса

На данный момент численность государств, принявших Болонскую декларацию, продолжает расти. Сегодня реализация Болонского процесса - задача как минимум для 50 современных государств на территории Европы. Однако стоит обратить внимание и на предварительную Концепцию модернизации российского образования. Этот документ, подготовленный Министерством образования, был одобрен российским правительством и Государственным советом. Действовал этот документ до 2010 года.

Концепция являлась основополагающим направлением державной политики в образовательной сфере, при том, что не содержала ни малейшего намека на Болонскую декларацию или на другой какой-либо документ процесса. Между тем, сравнивая тексты Концепции и положений, содержащихся в Болонском процессе, найти существенные различия будет нелегко.

Так же, как оценено по достоинству высшее образование в Болонском процессе, в Концепции отмечена важность признания того, что образование является неотъемлемым фактором становления новейшего уровня экономики и общественного уклада. По сути, такому документу вполне под силу конкуренция с иными образовательными зарубежными системами.

Описание предшествующей Концепции

Признавая за российской системой образования способность конкурировать со структурами образования передовых стран, Концепция говорит о необходимости широчайшей поддержки со стороны социума, а также общественно-экономической политики, возвращение должного уровня ответственности государства, его важной роли в образовательной сфере.

Составление Концепции модернизации российского высшего образования стало подготовительным этапом в процессе вхождения российского государства в Болонскую систему. Несмотря на то что тогда это не являлось главной задачей документа, он стал определенным прологом ко вступлению страны на новый путь образовательной сферы. Среди важных установок, стоящих перед главами соответствующих ведомств, стоит упомянуть о разработанных моделях федеральных государственных образовательных стандартов квалификационных уровней «бакалавр», «магистр», касающихся спектра технических и технологических специальностей.

По сравнению с государствами, которые подписали Болонское соглашение в 1999 году, Россия имела более выгодное для себя положение. Обратившись к документам Болонского процесса только в начале 21 века, Россия уже имела возможность взять на заметку опыт европейских стран. К тому же основные принципы обучения, системы сотрудничества и контрольный механизм над осуществлением процесса были давно сформированы и даже прошли этапы проверки.

Пополнить ряды передовых государств с Болонской системой образования Россию побудила надобность организации соответствующего механизма для уверенной конкуренции с европейскими, налаженными до «автоматизма» образовательными укладами.

Позитивные перемены

Благодаря вхождению России в общеевропейское образовательное пространство, выпускники отечественных вузов получают специалистов и магистров. Все страны Болонского процесса признали такие документы в качестве единого образца, подтверждающего получение высшего образования, в том числе и приложения к диплому, принятое и ЮНЕСКО. Таким образом выпускникам российских вузов предоставляется возможность стать полноправными членами программ

Характерные черты Болонской системы в России

Из основополагающих пунктов и положений, которые привнес в российскую образовательную систему Болонский процесс, можно выделить несколько:

  • разделение системы высшего образования на два уровня: (для получения диплома бакалавра необходимо пройти 4-5-летнюю подготовку; магистры учатся 1-2 года);
  • включение в учебные рабочие планы структуры часовых кредитов, которые представляют собой комплекс лекционных, семинарных занятий и самостоятельной работы студента (только пройдя программу по каждой дисциплине, рассчитанную на определенное количество часов, можно перейти на следующий курс обучения);
  • оценивание качественной составляющей полученных знаний по мировым стандартизированным схемам;
  • возможность непрерывно продолжать обучение практически в любом в случае, например, переезда из России;
  • акцентирование внимания на проблемы общеевропейского уровня и содействие их изучению.

Преимущества для студентов

Отсюда следует, что выпускники российских университетов получат дипломы об образовании, не только подтверждающие их квалификацию в родной стране, но и будут котироваться среди работодателей по всей территории Европы. В свою очередь, иностранные студенты имеют огромные шансы трудоустроиться здесь. Кроме того, самым успешным учащимся будет предоставлена возможность прохождения обучения на протяжении семестра или года в университетах за рубежом благодаря характерным программам мобильности. Возможной стала и смена выбранной специальности при переходе, например, с бакалавриата на магистратуру.

Среди преимуществ непосредственно учебного процесса стоит назвать накопительную систему кредитов дисциплин, именно она позволит применить их для ускоренного получения второго высшего образования или углубленного изучения приоритетного иностранного языка, причем как в стенах вуза, так и в других странах.

Заключение

Развитие Болонского процесса во многом предопределялось условиями общих реформ, затрагивавших практически все жизненные сферы российского государства. Формирование установленной модели образовательной системы значительно усложняли различия двумя столь непохожими культурами обучения Высших школ: отечественной и европейской. Несовпадения можно было наблюдать во всем: в продолжительности обучения, квалификационных составляющих, направлений специальной подготовки. Отличия можно было с легкостью заметить даже в том, как организован учебный процесс.

Болонский договор, внесший кардинальные изменения в образовательную систему России, подразумевал переход к двухуровневой системе высшего образования от одноуровневой. До подписания соглашения вузы обучали студентов беспрерывно, на протяжении 5 лет. Дипломированных и высококвалифицированных профессионалов готовили на основе разработанной образовательной программы. Её дисциплинарный подход подразумевал выбор конкретной единицы измерения выполненной работы учащихся и преподавателей, которой являлся Расчет необходимого количества учебной нагрузки лежит в основе образовательных программ высшего образования.

В романе «Война и мир» Льва Толстого, мы видим сложный путь внутреннего развития одного из главных героев Андрея Болконского. Высокомерно-презрительное отчуждение от людей постепенно сменяется пониманием окружающего мира, нравственные заблуждения перестают для него существовать, а все по той причине, что Наташа раскрывает перед ним перспективы радости жизни, сущность жизни и мечты, учит его радоваться всему, что его окружает. Такое положение вещей приводит к духовному самосовершенствованию Андрея, через сложный путь познания самого себя и окружающего его мира.

Основные этапы духовного самосовершенствования Болконского

  1. Основным этапом, начало пути считается смерть супруги, хоть и не любимой. начинается с момента смерти его жены, при рождении ребенка. Андрей – человек очень деятельный и незаурядный, в его душе происходят крупные изменения. Он понимает, что окружающий его мир не такой, каким он его видел. Ранее в его душе еще царило понимание веры и любви, наступает период разочарований и измышлений. Он погружается в свои мысли, начинает все анализировать и поддавать сомнению;
  2. Этап его возрождения начинается с разговора с Пьером на пароме. В данный момент начинается этап его постепенного осознания окружающего мира с позитивной точки зрения. После, начинается этап становления честолюбия, как промежуточная веха становления духовной его чистоты. Он решает принять участие в комиссии, и не смотря на праздность всех законов и оторванности их от действительности, он все же начинает свою деятельность. В тоже время, он понимает тщетность всего этого, что снова ведет его к заунывному существованию;
  3. Встреча с Наташей – основной этап становления Андрея, как личности. В его душе пробуждается истинная любовь, которая раскрывает перед ним множественные пути. Но, именно Наташа раскрывает в нем весь душевный потенциал, заставляет задуматься о том, что его окружает, как это все влияет на его существование, кто он сам.

Преображение Андрея

Казалось бы, любовь, самое святое чувство, и именно оно пробуждает нашего героя ото сна. В тоже время, духовное саморазвитие Андрея происходит после разрыва с Наташей. Ему было очень тяжело, он становится на защиту родины, где именно родина, а не честолюбие, не личное горе, становятся неоспоримой основой его существования. В душе Андрея пробуждается великая цель служения человечеству, народу. Появляется способность мыслить ясно, оценивать, анализировать, и осуждать свои поступки, помыслы. В его душе появляются новые впечатления, новые чувства и эмоции. Самое главное, в нем рождается самое высокое, прекрасное, чистое и доброе воплощение служителя родине и служителя человечеству, что и является завершающим этапом его саморазвития. Процесс был сложным, но все же, он приводит главного героя к высшей цели.

P.S. Если Вы хотите быть таким же знаменитым как Лев Толстой - начните с курса видеоблогеров , кликнув по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.


В произведении Льва Толстого душевное самосовершенствование Пьера Безухова представляет собой целую жизнь, с определенными разочарованиями и изысканиями. Автор как нельзя лучше...

Жизненные искания Андрея Болконского

/По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»/

Пятнадцать лет (тысяча восемьсот пятого - тысяча восемьсот двадцатого
) истории страны запечатлены на страницах романа «Война и мир», созданном великим гением русской литературы, Львом Николаевичем Толстым.

Прочитав это великолепное произведение, мы узнали о многих событиях огромного исторического значения: о войне против Наполеона, которую вела русская армия в союзе с Австрией в тысяча восемьсот пятого года, об
Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о великих полководцах Кутузове и Наполеоне, о проблемах передовой дворянской молодежи в России, представителями которой в романе является Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова и другие.

В своем сочинении я расскажу об Андрее Болконском, который является моим идеалом. Именно ему писатель предназначил тяжелую судьбу.

Впервые мы встречаемся с князем Андреем на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит красивый молодой человек с «определенными и сухими чертами.
Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его женой». Мне стало понятно то, что все, кто находился в гостиной, знакомы ему, но, как писал
Толстой, надоели так, что смотреть на них и слушать их ему было скучно».

Сын генерал- аншефа, адъютант Кутузова, князь Андрей Болконский, как мне показалось, резко критически относится ко всем представителям светского общества. Его раздражают «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество этого общества». Андрей Болконский не может удовлетвориться той блестящей и внешне разнообразной, но праздной и пустой жизнью, которой вполне довольны люди его класса. Несмотря на то, что Андрей может остаться в Петербурге, стать флигель - адъютантом, он идёт на войну.
Своё решение принять участие в войне с Наполеоном Болконский так объясняет
Пьеру: «Я иду потому, что жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне! » «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, который твердой рукой разрывает Андрей Болконский. Он увозит жену к отцу в деревню, а сам отправляется в действующую армию.

Андрей мечтает о военной славе, и его героем в данный момент является знаменитый полководец Наполеон.

Л.Н. Толстой показывает Болконского участником Шенграбенского сражения. Мужественный и выдержанный, князь Андрей не боится объезжать позиции под огнем неприятеля. Только он один осмелился поехать на батарею
Тушина с приказом об отступлении и не уехал с батареи до тех пор, пока не сняты были с позиции орудия. И только он один, честный, прямой и справедливый, встал на защиту героя.

Его не покидают мечты о славе, о подвиге: «...одного этого я хочу, для одного этого я живу... что мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».

В Аустерлицком сражении он устремляется вперед со знаменем в руках, увлекая за собой батальон отступающих солдат, но, раненный в голову, падает на поле Аустерлица.

Над ним ничего не было, кроме «высокого неба с тихо ползущими облаками».

Вдруг он видит объезжавшего после сражения по(с)ле битвы Наполеона, наслаждавшегося видом убитых и раненых, и его герой показался ему
«маленьким и ничтожным человеком.... с безучастным и счастливым от несчастья других взглядов».

В период выздоровления князь Андрей осознал ничтожество его честолюбивых замыслов и мелкого самолюбия, результатом которых было поражение русской армии и гибель многих жизней, и после Аустерлицкой кампании твёрдо решил не служить больше на военной службе. Он очень тяжело пережил это разочарование, отягощённое ещё и личным горем: смертью жены, перед которой князь Андрей считал себя виноватым.

Чтобы отделаться от действующей службы, он принял должность по сбору ополчения под начальством отца, но все свои силы отдавал воспитанию сына, стремясь убедить себя, что «это одно» только и осталось ему в жизни.
Пессимистические настроения героя Толстой раскрывает через описание его портрета. Князь Андрей изменился духовно и внешне. Его взгляд был «потухший и мертвый, «лишенный радостного и веселого блеска». В этот период для него характерны глубокий пессимизм и отсутствие веры в возможность человеческого счастья. Он приходит к выводу, что нужно жить для самого себя. Андрей
Болконский занимается благоустройством своего имения и крестьян: перечислил в вольные хлебопашцы триста человек крепостных, для остальных барщину заменил оброком, а также организовал медицинскую помощь крестьянам и заботился об их просвещении. Князь Андрей внимательно следил за всеми внешними событиями мира, много читал. Но вся эта жизнь казалась ему неинтересной, она не поглощала все его силы. Приехавшего к нему Пьера поразила происшедшая в нем перемена: во взгляде Андрея были видны
«сосредоточенность и убитость ».

Читал об Андрее Болконском я с глубокой горечью и разочарованием. Как мог этот сильный, живой, умный человек потерять веру в личную жизнь.
Нет, он должен обязательно заняться каким-то серьёзным, нужным делом, должен обязательно кого-то любить. Ведь ему всего тридцать один год, а он считает жизнь законченной! «Нет, не прав Андрей», - подумал я. И вдруг происходит встреча с Наташей в Отрадном! Её восторженность и чуткость, её детские желания и мечты возвращают его к жизни.

Поэтому совсем иные чувства рождает в его душе вид сочной зелени, покрывшей дуб, который так недавно навевал на него грустные и безнадежные мысли. Совсем недавно он обратил на него внимание. Его вид гармонировал с безнадежно- пессимистическим настроением героя и убеждал его в верности взгляда на то, что жизнь для него кончена, «что он должен доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но, оказывается, ошибся наш герой. Нет, жизнь ещё не закончена. Он поверил в неё. У него появилось стремление заняться общественной деятельностью. Князь Андрей работает в Петербурге под руководством
Сперанского, принимает участие в проводимых им реформах, но вскоре убеждается в бесплодности своей работы в условиях существующего режима и разочаровывается в Сперанском.

К новой, счастливой жизни, полной тревог, волнения и радости, возродила князя Андрея любовь к Наташе. Первая встреча с ней в Отрадном, затем нечаянно подслушанный разговор в весеннюю лунную ночь- всё это запало в душу Андрея, как нежное и яркое впечатление. В том же поэтическом ореоле предстала перед нами Наташа и на балу в Петербурге.

Так началась любовь Наташи и Андрея. Эта любовь переродила его.
Исчезли тоска, уныние, разочарованность, презрение к жизни. Вновь возродилась вера в возможность счастья.

Но случилось так, что отец Андрея, узнав о решении своего сына жениться на Наташе, предложил ему поехать за границу на год. Вероятно, он надеялся, что в связи с этим не желанный для него брак не состоится. Андрей после помолвки с Наташей уехал, оставив её одну. Я думаю, что он совершил ошибку. Нельзя было ему оставлять Наташу. Я не буду рассказывать о том, как сложились отношения Наташи с Анатолем. Её увлечение этим недостойным её человеком князь Андрей переживал очень тяжело. Он пытался заглушить свои мучения практической деятельностью, согласился служить при штабе Кутузова в
Турции. Но это не спасло его от душевного кризиса. Он по-прежнему любит
Наташу, ценит её искренность, душевную теплоту. Это чистое и прекрасное чувство не угасло в душе Андрея до конца его жизни.

Грозные события Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года вернули князя Андрея к жизни. Им вновь овладела жажда деятельности.
Участие в общенародной защите Отечества приблизило его к народу. Вместе со своим полком он прошел тяжелый путь от западных границ до села Бородина.
Теперь смысл своей жизни он видит в служении Родине, народу.

В период Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года князь
Андрей окончательно порывает со светским обществом. Смерть от раны, полученной на поле Бородинского сражения, прервала жизненные искания
Болконского.

Мне было очень грустно читать об Андрее в конце романа, но я уверен такие люди, как он, были впоследствии членами тайных обществ в
России, деятельность которых завершилась в декабре тысяча восемьсот двадцать пятого года. И если бы князь Андрей был жив, он обязательно был бы в первых рядах защитников русского народа.

Вот уже более ста сорока лет люди восхищаются романом «Война и мир», великолепным, непревзойденным произведением. Пройдут еще годы, века, а эпопея будет волновать читателей так же, как она волнует нас сейчас. В чем же секрет такого воздействия «Войны и мира» на читателей? Почему созданные фантазией художника образы воспринимаются нами, как живые?
Ответ может быть только один: это произведение создано гениальным русским писателем, величайшим художником- реалистом.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.