Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Реформы екатерины 2 таблица цель содержание. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение. Военная политика Екатерины II

1

В последние годы Россия и Армения реализуют программы поддержки здравоохранения, это стимулирует сбыт фармацевтической продукции посредством государственных закупок. При этом доля локального производства практически не изменяется – продукция локальной фармацевтической промышленности замещается импортной. Данные тенденции снижают конкурентоспособность фармацевтической промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста экономики в целом. В статье проведен анализ состояния фармацевтической промышленности в России и Армении, а также выявлен ряд позитивных и негативных факторов, присущих всей фармацевтической промышленности двух изучаемых государств. В результате был отмечен рост цен на импортируемые лекарственные препараты зарубежных производителей. В России и Армении существует огромный потенциал развития фармацевтической промышленности благодаря одному из самых перспективных внутренних рынков в мире, наличию необходимых факторов развития отрасли, возможностям повышения конкурентоспособности продукции и увеличения экспорта.

инновационные проекты

профессиональные кадры

наукоемкие технологии

лекарственные препараты

фармацевтический рынок

фармацевтическая промышленность

1. Анализ оптового рынка лекарственных препаратов на территории Российской Федерации / Габриелян Н.В., Бондарева Т.М., Бережная Е.С. [и др.] // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – София, 2011. – Вып. 39. – С. 67-69.

2. Комплексная оценка развития фармацевтических рынков стран Содружества Независимых Государств / Н.В. Габриелян, С.А. Парфейников, И.Н. Андреева [и др.]// Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2012. – № 1 (37). – С. 256-260.

3. Международное регулирование в сфере обращения лекарственных средств // Фармацевтические ведомости. – 2005. – № 1. – С.32-35.

4. Миронишина Е.В. Особенности и перспективы развития фармацевтического рынка стран СНГ // Вiсник СумДУ. Серiя: Економiка. – 2008. – Т. 2., № 2. – С. 140-148.

5. Особенности лекарственного обеспечения населения Республики Армения / Н.В. Габриелян, С.А. Парфейников, И.Н. Андреева [и др.] // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. – Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2011. – Вып. 66. – С. 668-669.

7. Щапов А.Ф. Эволюция фармацевтической промышленности на постсоветском пространстве // Российское предпринимательство. – 2013. – № 12 (234). – С. 83-88.

Введение. Фармацевтическая промышленность - это важная часть любой экономической системы, существующей в настоящее время, поэтому она была выбрана нами для изучения. Она интересна для рассмотрения как совокупная фармацевтическая промышленность региона, так и в форме независимых фармацевтических систем отдельных государств .

Экономические кризисы негативно повлияли на фармацевтическую промышленность России и Армении. Бюджетные ограничения не позволяют в полной мере поддерживать производителей, они не только теряют значительную долю собственного рынка, но и отстают в развитии, накопив большое количество проблем.

Импортозамещение возможно при условии устранения технологического и инфраструктурного отставания отрасли. Чтобы наладить разработку и производство оригинальных лекарственных препаратов, необходимы огромные инвестиции, которых нет в нужном объеме .

Это одна из причин того, что фармацевтическое производство в этих странах сегодня ориентировано на производство дженериков, в том числе совместно с иностранными фирмами. Сейчас компании из России и Армении в основном выпускают дженерики на основе импортного сырья и традиционные недорогие лекарственные препараты, ориентированные на рынок стран СНГ . Такие продукты не требуют больших капиталовложений для начала производства, но с ростом конкуренции на рынке рентабельность их производства падает. Этому способствует и увеличение спроса на оригинальные препараты, которые в объеме почти 100 % импортируются из третьих стран.

Целью исследования явились анализ состояния фармацевтической промышленности в России и Армении, а также выявление ряда позитивных и негативных факторов, присущих всей фармацевтической промышленности изучаемых государств.

Материалы и методы исследования. Объектами исследования являлись предприятия фармацевтической промышленности Республики Армения и России. В процессе исследования использовали методы SWOT-анализа.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного нами исследования был отмечен постоянный рост цен на импортируемые лекарственные препараты зарубежных производителей. Меры по увеличению торговых барьеров с третьими странами по ограничению цен на рынке провоцируют увеличение фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов .

Актуальна проблема внедрения наукоемких технологий. В научных организациях и вузах получены прикладные результаты, многие из которых потенциально могут стать основой оригинальных препаратов. Однако из-за отсутствия скрининговых и предклинических исследований, клинических испытаний новых соединений, из-за недостаточности финансирования далеко не все разработки находят реализацию в виде производства лекарственных препаратов.

В отрасли ощущается острая нехватка профессиональных кадров, способных работать по международным стандартам. В этой связи необходимо наладить сотрудничество предприятий отрасли и вузов, осуществляющих подготовку специалистов, а также обеспечить необходимое государственное финансирование данных вузов.

Анализ состояния фармацевтической промышленности региона позволил выявить ряд позитивных и негативных факторов, присущих всей фармацевтической промышленности России и Армении. Текущие преимущества и недостатки, потенциальные возможности и угрозы отрасли сгруппированы в соответствии с их источником - внутренним или внешним - и представлены в виде SWOT-анализа в таблице 1.

Таблица 1. SWOT-анализ состояния фармацевтической промышленности в России и Армении

Внутренние факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

растущий уровень государственной поддержки

доминирующее положение фармацевтических компаний из третьих стран на рынке СНГ

сложившиеся фармпредприятия, обладающие хорошим знанием специфики местного рынка

низкий экспортный потенциал из-за несоответствия предприятий требованиям международного стандарта GMP

развитая сеть логистики - от производителей к дистрибьюторам и розничным сетям

отсутствие кадров, способных работать по международным стандартам

сертификация GMP, ISO на новых производствах

проблемы доступа к кредитным ресурсам

потенциал экспорта на рынки стран СНГ

отсутствие современных технологий производства

политическая стабильность и выгодное географическое расположение

акцент системы государственного закупа на приобретение дорогостоящих оригинальных препаратов в ущерб массовым дженерикам

Внешние факторы

Возможности

производство новых дженериковых препаратов по истечению сроков патентов на оригинальные лекарственные препараты

зависимость от импорта фармацевтической и медицинской продукции

законодательная поддержка государства

вхождение мировых лидеров на внутренние рынки в качестве локальных производителей

покупка (трансферт) технологий позволит наладить производство современных препаратов

зависимость от импорта сырья и упаковочных материалов

организация контрактного производства с зарубежными компаниями

быстрое развитие фармацевтической промышленности в Индии и Китае и увеличение импорта

увеличение потребления дженериков и безрецептурных препаратов

отсутствие источников дешевого долгосрочного финансирования

интеграционные процессы в регионе

снижение экспорта с введением новых производственных мощностей фармацевтической отрасли и усилением протекционизма в странах-импортерах

Возможности наращивать производство или улучшать его качество сложно использовать из-за имеющихся проблем. В периоды экономического спада наиболее актуален ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Компании выражают заинтересованность в получении дешевых кредитов на закупку оборудования для реализации инновационных проектов, однако стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков остается высокой. Вопрос решается с применением мер государственной поддержки, механизмов государственно-частного партнерства и при участии международных институтов развития.

17 февраля 2011 года в России была утверждена федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Основной целью программы является содействие развитию российского производства конкурентоспособной фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения. Ожидается, что в результате реализации программы объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, вырастет как в денежном, так и в натуральном выражении. Также программой запланированы развитие наукоемких медицинских технологий, повышение качества медицинского образования, создание медицинских научных кластеров. Программа направлена на повышение качества, расширение доступности медицинских услуг и обеспечение ремонта медицинских учреждений по всей стране. Программа предусматривает перевод фармацевтической отрасли на инновационную модель развития за счет увеличения инвестиций и расширения сотрудничества с международными организациями. Российское правительство стимулирует международные фармацевтические компании к созданию производства в России. Вследствие этого инвестиции в фармацевтику в последние годы увеличились. Осуществленные Россией меры по модернизации здравоохранения привлекли внимание многих зарубежных инвесторов .

Увеличилось число совместных предприятий, учрежденных российскими и иностранными компаниями, а также соглашений о сотрудничестве. Так, например, Novartis, головной офис которой находится в Швейцарии, приступила к строительству завода в Санкт-Петербурге в июле 2011 года. Британско-шведская AstraZeneca возводит завод в Калужской области, строительство которого планируется завершить в 2016-2017 годах. Индийская фармацевтическая компания Cadila Pharmaceuticals, основанная в Индии, заключила соглашение с российским холдингом «ФармЭко» о создании мощностей для производства фармацевтических препаратов.

Нами был проведен опрос иностранных производителей-импортеров и российских производителей с целью оценки перспектив выполнения федеральной целевой программы и выявления препятствий на пути ее реализации (рисунок 1).

Рисунок 1. Оценка перспективы выполнения федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

По мнению представителей подавляющего большинства иностранных компаний (69 %), российский рынок не готов к реализации данной программы с социально-экономической точки зрения. Такого же мнения придерживаются 25 % российских производителей. Другим препятствием на пути реализации программы является коррупция, отмеченная более чем половиной участников исследования. Данный фактор риска лидирует по популярности среди российских компаний и занимает второе место у иностранных респондентов.

Опрошенные российские производители однозначно позитивно оценивают требования о переходе на Good Manufacturing Practice к 2014 году (рисунок 2). Респонденты считают, что переход на стандарты GMP улучшит качество производимых препаратов и будет необходимым для развития контрактного производства с западными компаниями. Однако вопрос о готовности отрасли к внедрению данных стандартов именно в 2014 году пока остается открытым.

Рисунок 2. Оценка требований о планируемом переходе на новые стандарты производства (Good Manufacturing Practice) к 2014 году

Что касается Республики Армения, то фармацевтическая отрасль в стране выбрана одной из 11 приоритетных направлений правительственной стратегической программы экспортоориентированной промышленной политики. За последнее время правительство разными инструментами содействует фармацевтическим предприятиям. Среди них, например, предоставление специальных налоговых режимов, прямое кредитование, в том числе за счет бюджетных средств, вовлечение в зоны свободной торговли. На сегодняшний день 15 армянских производителей фармацевтической продукции покрывают лишь 10 % спроса на медикаменты на внутреннем рынке .

В правительственную стратегическую программу экспортоориентированной промышленной политики заложен объем роста производства армянской фармацевтической продукции к 2015 году до 30-35 млн долл., а к 2020 году - 95-135 млн долл. Программа предусматривает также, что к 2015 году экспорт армянской фармацевтической продукции достигнет 20-25 млн долл., а к 2020 году - 75-115 млн долл. При этом число сотрудников в этом секторе увеличится к 2015 году до 900-950 человек, а к 2020 году - до 1600-1800 человек. По данным Национальной статистической службы Армении производство фармацевтической продукции за январь - сентябрь 2012 года составилo 2,7 млрд драмов с годовым ростом на 5,3 %.

В фармацевтике успешно проведено уже несколько мероприятий, а также утвержден четкий календарь запланированных совместно с частным сектором шагов, реализация которых окажет существенное влияние на экспортные показатели местной фармацевтической индустрии. Впрочем, даже сейчас результаты, достигнутые в фарминдустрии, впечатляют. Достаточно сказать, что в течение последних двух лет объемы производства и экспорта армянских лекарственных препаратов заметно увеличились.

По итогам 2012 года 15 армянских производителей лекарственных препаратов произвели продукции на общую сумму в 3,8 млрд драмов, увеличив объемы производства на 6,8 %, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Объемы реализации продукции за 2013 год также выросли (на 22,8 %), достигнув 4,1 млрд драмов. Наиболее впечатляющими выглядят темпы роста экспорта лекарств из Армении, которые перешли отметку в 42,2 %. При этом более половины произведенных в стране медикаментов было вывезено, что в суммарном выражении составило около 2,1 млрд драмов .

Однако если в 2012 году объемы производства лекарственных средств выросли на 6,8 %, то в январе - мае 2013 года рост составил 29,3 %, достигнув 1,9 млрд драмов. Вся фармацевтическая продукция была реализована, обеспечив увеличение, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, на 32,1 %. Высокая активность продемонстрирована и в плане экспорта (963 млн драмов), где продолжилась тенденция роста, составившая 41,8 % . Кстати, увеличение экспортных показателей в страны СНГ и вовсе дошло до отметки в 86 %, а в общей сложности туда было отправлено продукции на сумму 632 млн драмов.

В феврале 2014 года Институт тонкой органической химии имени А. Мнджояна Национальной академии наук Армении, швейцарская компания AZAD Pharmaceutical Ingredients AG и Армянское агентство развития подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве в фармацевтической сфере. Цель документа - содействие развитию фармацевтики в Армении, расширение применения инноваций в этой сфере, поддержка процесса переподготовки кадров, а также создание в Армении лаборатории по синтезу фармацевтического сырья и его пилотное производство. Каждая из сторон в рамках меморандума выразила намерение внести свой вклад в развитие проекта. В частности, Институт тонкой органической химии предоставит швейцарской компании лабораторные помещения для проведения исследований, поможет в выборе кадров, предоставит своих специалистов и оборудование, а также, возможно, будет проводить с AZAD Pharmaceutical Ingredients совместные исследования. Швейцарская компания, в свою очередь, проведет необходимые ремонтные работы территорий Института тонкой органической химии, займется их переоснащением, проведет исследование по части реализуемости пилотной программы, представит соответствующие предложения. Армянское агентство развития намерено в рамках своего потенциала предоставлять юридическую, организационную, консультационную и иную помощь, представлять и защищать программу в госструктурах Армении, содействовать работам по исследованию пилотной программы, а также информировать стороны о форматах и процедурных нюансах возможной господдержки.

Выводы. Фармацевтический рынок России и Армении на сегодняшний день зависит от импортной продукции, объемы производства фармацевтической промышленности не обеспечивают необходимый уровень национальной безопасности стран.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод: в России и Армении существует огромный потенциал развития фармацевтической промышленности благодаря одному из самых перспективных внутренних рынков в мире, наличию необходимых факторов развития отрасли, возможностям повышения конкурентоспособности продукции и увеличения экспорта.

Многие проблемы можно решить гармонизацией регулирующей политики с международными критериями и правилами, совершенствованием правового поля, усилением контроля, созданием благоприятных условий для развития местных производств, а также обеспечением физической и финансовой доступности лекарств .

Поднятые в статье вопросы являются постановочными и требуют более детальной научной проработки, в ходе которой должны быть выработаны конкретные рекомендации по всем отраженным проблемным аспектам, включая решение социально-экономических и политических задач.

Рецензенты:

Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск.

Парфейников С.А., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск.

Библиографическая ссылка

Кошель М.С., Габриелян Н.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ И АРМЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12223 (дата обращения: 27.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Алматы, 2015

1. Понятие «фармацевтическая технология» и ее основные задачи

2. Краткие исторические сведения о развитии промышленного производства лекарств

3. Нормативно-техническая документация в промышленном производстве лекарств

4. Промышленное производство лекарственных препаратов

5. Значение фармацевтической технологии лекарств

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВ промышленного ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Понятие «фармацевтическая технология» и ее основные задачи

Технология - совокупность методов обработки, приготовле­ния, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышлен­ности в конце XVIII в. и, сформировавшись, быстро выросла из прикладной в обширную фундаментальную науку.

Развитие технологии постоянно испытывает мощное влияние экономических и идейных институтов общества. В свою очередь, социальное воздействие техники на общество идет, прежде всего, через повышение производительности труда, через специализацию средств труда, которые служат технической основой его разделе­ния, и, наконец, путем замещения техническими средствами трудовых функций человека. Социальное воздействие техники на общество легко прослеживается на примере перехода от ручного труда к машинному, а затем к комплексной автоматизации производства, но, изменяя условия труда и быта, также влияет и на мировоззрение человека, его психологию, мышление.

Все сферы жизнедеятельности общества развиваются комплексно, с учетом социальных, экономических и технических факторов. Только те технологические решения являются опти­мальными, которые способствуют наиболее полному удовлетворе­нию материальных и духовных потребностей людей.

Все сказанное в полной мере относится к технологии химической, пищевых продуктов, а также фармацевтической.



В современное понятие «технология» вкладывают совокуп­ность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий, осуществляемых с целью получения готовой фармацевтической продукции. Следует заметить, что в понятие «технология» включают операции добычи, переработки, дозирования (фасовки), транспортировки, складирования и хранения исходного сырья и готовой продукции (так как они являются составной частью производственного процесса), а также технологический контроль и научно обосно­ванную стандартизацию производства в виде технологических регламентов, методов, правил, графиков и т. д.

Основные задачи фармацевтической технологии:

-разработка технологических основ и методов производства
новых лекарственных субстанций и препаратов;

-совершенствование существующих лекарственных препаратов;

-поиск, изучение и использование в производстве лекарств
новых вспомогательных веществ;

Изучение стабильности и установление сроков годности лекарственных веществ, препаратов, полуфабрикатов и другой продукции;

Изучение эффективности технологического процесса, основными показателями которого являются: удельный расход сырья, энерго- и трудозатраты на единицу продукции выходи качество готовой продукции; интенсивность процесса; себе­стоимость продукции.

Задача фармацевтической технологии как науки - выявление физических, химических, механических и других закономернос­тей, а также наиболее эффективных экономических процессов с целью использования их в производстве лекарств.

Значение фармацевтической технологии лекарств в здравоохранении, чрезвычайно велико, так как при оказании медицинской помощи больным в 90% случаев специалисты этой службы используют лекарства. Подчеркивая значение фармако­терапии, И. П. Павлов отмечал, что лекарство является универсальным орудием врача, и никакие вмешательства, будь-то хирургические, акушерские или другие, не обходятся без использования лекарственных препаратов.

1.2. Краткие исторические сведения о развитии промышленного производства лекарств

Первые сведения о приготовлении лекарств упоминались в различных памятниках культуры древних народов (египтян, китайцев, индусов), дошедших до наших времен.

При первобытнообщинном строе лекарства применялись в том виде, в котором они встречались в природе - в основном растения и вещества минерального или животного происхождения. Приготовление лекарств заключалось главным образом в измельче­нии, просеивании или же смешивании веществ.

В период рабовладельческого строя появились лекарственные формы и был накоплен опыт по использованию лекарств при различных заболеваниях.

Несмотря на примитивные орудия производства, фармация достигла значительного развития в Египте, Китае, Индии. Греческая фармацевтическая техника превосходила египетскую. Например, греки применяли перегонку воды с целью ее очистки.

Каждый, кто занимался приготовлением лекарств, имел запасы сырья, которые хранились в отдельном помещении. От названия «apotece» (кладовая, амбар) и произошло современное название «аптека».

Значительного развития достигло приготовление лекарств в Древнем Риме. Знаменитый врач и фармацевт того времени Клавдий Гален (131-201 гг. н. э.) систематизировал способы приготовления известных в то время лекарств. Он описывал производство порошков, пилюль, болюсов, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов, настоев, отваров, растворов, микстур, соков из растений, жирных растительных масел, вин, смазываний, растительных уксусомедов, примочек, припарок. Гален имел свою аптеку с лабораторией, мастерской или заводом, т. е. помещением, в котором изготавливались различные лекарственные формы, а также в большом количестве - косметические средства - зубные порошки, средства для волос и т. д. Препараты, описанные Гале-ном, и другие, аналогичные им, предложенные уже позже, в XVI в. получили название «галеновые». Это название сохранилось до настоящего времени.

На Востоке широкую известность получил выдающийся таджикский философ, врач и фармацевт Авиценна (Абу Али Ибн Сина, около 980-1037 гг.), автор труда «Канон врачебной науки», состоящего из пяти книг. Две из них посвящены лекарствоведе­нию, в которых он описал многие лекарственные средства и усовершенствованные им прописи лекарственных форм. Труды Авиценны служили руководством для врачей и фармацевтов на протяжении нескольких столетий.

В эпоху феодализма значительное влияние на развитие фармации оказала алхимия. Алхимиками были открыты новые вещества, усовершенствованы такие технологические операции, как перегонка, фильтрация и кристаллизация.

Существенные изменения были внесены в номенклатуру лекарственных средств и способов их приготовления ятрохимией, или лечебной химией, основателем и приверженцем которой был Теофраст Парацельс Гогенгейм (1493 -1541 гг). Он и его последователи развили учение о дозировках лекарств, предложили оборудование для их приготовления, ввели в лечебную практику многие химические препараты и извлечения из растительного сырья.

В Древней Руси развитие народной медицины происходило самобытным путем. Лечебные средства, полученные из сырья растительного или животного происхождения, применяли в сыром виде или подвергали примитивной обработке. Профессии врача и фармацевта разграничены не были. Так, продавец лекарств обязательно давал врачебные советы, а врач всегда при себе имел лекарства. И тех и других называли «лечителями».

В Киевской Руси от «лечителей» не требовалось специальных знаний. Лечением и продажей лекарств мог заниматься любой

человек. «Лечители» также занимались обработкой лекарствен­ного сырья и приготовлением сложных по составу медикаментов. Орудия производства и методы работы были примитивными и мелкокустарными.

Постепенно в народной медицине появляются такие лекарства, как «зелия», «целебные снадобья», «водицы», «питие», «мазуни» (мази), «порохи» (порошки) и т. д. В XI в. уже готовятся соки, настои, отвары и ароматные воды. Чуть позже появляются такие лекарственные формы, как пластыри, горошки (пилюли), леваши (лепешки). Их готовили в москательных, травяных и «зелейных лавках», которые являлись прообразом будущих аптек.

При Иоанне Грозном была учреждена Аптекарская палата, преобразованная в 1631 г. в Аптекарский приказ, а в 1654 г. открыта первая школа для подготовки лекарей. В 1681 г. организована «Царская аптека», приобретающая сырье в зелейном ряду и обслуживающая только царскую семью и двор. К концу XVI в. в Москве открыли еще несколько аптек, имеющих лаборатории для изготовления галеновых и других препаратов.

В XIX в. технология лекарств в России продолжала раз­виваться. К этому времени разрабатывались методы изготовления вытяжек из растительного сырья, совершенствовались способы приготовления эмульсий, суппозиториев, пилюль и других лекарственных форм. Появилось более совершенное оборудование: весоизмерительные приборы, машинка для изготовления пилюль и суппозиториев, таблеточные прессы, перколяторы, стери­лизаторы и др. В конце XIX в. стали готовить лекарственные формы для инъекций.

После революции 1917 г. все аптеки и находящиеся при них лаборатории, а также галеновые заводы были национализированы. Мелкие предприятия по производству лекарств были закрыты, а крупные перестроены и переоборудованы. Все сделанное позволило механизировать и автоматизировать химико-фармацевтические предприятия.

Перспективы развития фармацевтической технологии

Перспективы развития фармацевтической технологии тесно связаны с влиянием научно-технического прогресса. На базе новейших научных открытий создаются принципиально новые, более совершенные и производительные технологические процессы, резко увеличивающие производительность труда и повышающие качество готовой продукции. Технологии оказывают значительное влияние на будущие экономические показатели производства, требуют разработки малооперационных, ресурсосберегающих и безотходных процессов, их автоматизации, максимальной механизации и компьютеризации.

Для прогнозирования и оптимизации технологических процессов успешно применяется математическое планирование эксперимента, прочно вошедшее в технологическую науку и практику. Этот метод позволяет получать математические модели, связывающие параметр оптимизации с влияющими на него факторами, и дает возможность без длительного процесса выявлять их оптимальные технологические режимы.

Таким образом, технология получила современные методы нахождения оптимальных конечных результатов с наименьшими затратами, что является примером того, как наука превращается в непосредственную производительную силу.

В результате возросшей роли и возможностей технологий необычно сокращаются сроки от возникновения идеи, первых результатов научных исследований до их реализации в промыш­ленном производстве.

Развитие фармацевтической технологии определяется требованиями современной фармакотерапии, настоятельно предлагающей создание таких лекарственных препаратов, которые были бы максимально эффективны с лечебной точки зрения при содержании минимума лекарственной субстанции и не обладали побочным действием. В основе решения задач - положения и принципы биофармации, базирующиеся на оптимальном подборе состава и вида лекарственной формы и использование оптимальных технологических процессов. Этим объясняется широкое распространение и углубление биофармацевтических исследований во многих странах.

Однако изучение биофармацевтических аспектов получения и назначения лекарственных препаратов, изучение «судьбы» лекарственных средств в организме - это лишь первый шаг выше сформулированной задачи. Дальнейшие усилия должны быть направлены на реализацию полученных сведений в процессе производства и применения лекарственных препаратов с целью ликвидации их недостатков: короткий срок действия; неравномерное поступление лекарственных веществ в патологи­ческий очаг; отсутствие избирательного действия; недостаточная стабильность и др.

К первоочередным проблемам фармацевтической технологии следует отнести повышение растворимости труднорастворимых веществ в воде и липидах; увеличение стабильности гомогенных и гетерогенных лекарственных систем; продление времени действия лекарственных препаратов; создание лекарств направленного действия с заданными фармакокинетическими свойствами.

Здесь же уместно отметить необходимость изучения и использования в фармацевтической технологии последних достижений коллоидной химии и химической технологии: новые способы диспергирования, успехи физико-химической механики, коллоидной химии и химии полимеров, применение нестехио-метрических соединений, микрокапсулирование, новые способы сушки, экстракции и многое другое.

Совершенно очевидно, что решение этих и других вопросов, стоящих перед фармацевтической технологией, потребует разработки новых способов производства и анализа эффективности лекарственных препаратов, использования новых критериев ее оценки, а также изучения возможностей внедрения полученных результатов в практическую фармацию и медицину.

Основные реформы Петра I.

1. 1708-1710 гг. - областная реформа (реформа местного управления). Ещё в 1702 г. уничтожены должности губерных старост и заменены воеводами. В 1708 г. произошло деление страны на губернии и уезды. Областное управление много раз изменялось в частностях. В 1719 г. приняло следующие окончательные формы: государство поделено на 12 губерний, губернии - на провинции (около 50), провинции - на уезды. Во главе губернии стоит губернатор, во главе провинции - воевода или вице-губернатор, в уездах финансовое и полицейское управление возложено на земских комиссаров. Попытки отделить суд от администрации были неудачны и с 1722 г. администрация снова участвует в деле суда.

2. Боярская Дума при Петре распущена - это знаменует собой переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В 1711 г. учреждён Сенат, который стоит во главе всего управления (Сенаторы - граф Мусин-Пушкин, Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, Михаил Сомарин, Василий Апухтин). Сенат стал высшим правительственным и судебным органом, контролировал администрацию и коллегии. В 1721 г. установлена должность генерал-прокурора - это самое властное лицо в администрации.

3. 1718-1720 гг. - образование 12 коллегий вместо приказов во главе с прокурорами: иностранных дел, военная, адмиралтейская (морская), штатс-коллегия (ведомство расходов), камер-коллегия (ведомство доходов), юстиц коллегия, ревизион-коллегия, коммерцколлегия (торговля), мануфактур-коллегия (промышленность), Главный магистрат (городское управление), берг-коллегия (горное дело), вотчинная коллегия (промышленность). Наряду с коллегиями существовали часть канцелярий и приказов (например, Сибирский приказ). Коллегии были подчинены Сенату. Несмотря на новые формы и названия, основа административной системы оставалась старая - все управление осталось исключительно в руках дворянских.

4. Проведенные Петром меры в отношении сословий не изменили их положения в государстве, изменилась несколько сама организация сословий и организация повинностей. 1714, 1723 гг. - введение первоначального обязательного образования для дворян. 1722 г. - "Табель о рангах" - лестница служебных чинов, включающая 14 рангов. Приоритет личных заслуг. Законодательство Петра превратило старые поместья в вотчины, т.е. наследственную собственность. Указом 1714 г. Петр запретил дворянам дробить земли при завещании сыновьям (закон о единонаследии, был отменен в 1731 г. по настоянию дворян).

Городское сословие получило новую организацию. В 1699 г. городам было дано самоуправление. В 1720 г. учрежден главный магистрат, ведающий городским сословием. Оно поделено на гильдии, высшие освобождены от рекрутской повинности. 1718-1722 гг. - проведена перепись населения, введена подушная система налогообложения. Несмотря на отсутствие прямых законов, крестьяне повсеместно по обычаю приравнивались к холопам (кроме черносошных, монастырских, дворцовых, приписных). 1721 г. - указ Петра, разрешивший заводчикам покупать крестьян.

5. Военные реформы Петра I были направлены на укрепление зачатков регулярной армии. В 1715 г. Сенат постановил как норму, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и горожан. Обязательная служба дворян. К 1725 г. русская регулярная армия состояла из 210 тыс. человек, 100 тыс. казацких войск. Во флоте - 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 тыс. человек.

6. Большие усилия приложил к развитию промышленности, освоению рудных и иных месторождений, обучению специалистов, развитию торговли. При Петре было основано более 200 фабрик и заложены целые отрасли промышленности.

7. Поощрение наук и образования. 1725 г. - открыта Петербургская Академия наук. 1712 г. - столица переведена из Москвы в Петербург. Значительно возросло книгопечатание, за которым лично следил Петр. В 1703 г. начинает регулярно выходить первая русская газета - "Ведомости". Устроение музеев и библиотек. 1714 г. - открытие Кунсткамеры. Исследования Сибири.

8. 1721 г. - "Устав о наследии престола" - определение наследия отдавалось на волю государя.

9. 1722 г. - учреждение полиции в Москве.

10. Более 20 лет (1700-1721 гг.) церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 г. - учреждение Синода. Эта духовная коллегия заменила патриаршую власть и состояла из 11 человек. С учреждением Синода церковь становилась в зависимость не от государя, как прежде, а от государства. Управление церковью было введено в общий административный порядок. Реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила ее того политического влияния, которое имели патриархи. Церковная юрисдикция также ограничена. Масса дел от церковных судов перешла в суды светские. Часть недвижимого церковного имущества была изъята из хозяйственного ведения духовенства. Управление им было передано Монастырскому приказу. В эпоху Петра наблюдается большая веротерпимость. В 1721 г. разрешены браки с католиками и протестантами. В отношении русского раскола Петр сперва был веротерпим, но когда увидел, что религиозный консерватизм ведет к гражданскому консерватизму (противление его реформам), последовало ограничение прав раскольников и их репрессии.

Основные реформы Екатерины II.

Екатерина II (1729-1796 гг.) - русская императрица, одна из образованнейших женщин своего времени. Настроенная либерально, в практической деятельности руководствовалась русскими национальными традициями. В первый год правления восстановила Сенат (1762 г.), который разделила на 6 департаментов. Он был центральным административно-судебным учреждением, но без законодательных функций. Разработку нового законодательства взяла на себя, два года работая над принципами будущего кодекса. К 1767 г. появился написанный ею Наказ. При обсуждении с окружавшими ее государственными деятелями она неоднократно правила его и в окончательном варианте он мало напоминал начальный труд. Наказ стал изложением принципов, какими должен руководствоваться государственный человек. Для составления кодекса манифестом 14 декабря 1766 г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест. Их собрание из 567 человек получило название "Комиссии для сочинения проекта нового уложения". С собой они привезли более 10 тыс. депутатских наказов. Несмотря на полную неудачу работы Комиссии (1767-1768 гг.) и отказ Екатерины от общей реформы законодательства, значение Комиссии состоит в том, что она дала богатый материал с мест и повлияла на всю деятельность Екатерины (отдельные части Комиссии работали до 1784 г.). Екатерина принялась по частям выполнять свой план реформ.

1. 1775 г. - "Учреждения для управлений губерний". Страна делилась на 51 губернию с примерно равной численностью жителей 300-400 тыс. человек. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: 1) Губернаторское правление во главе с губернатором; оно имело административный характер и представляло правительственную власть в губернии; 2) палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии; 3) Палата Казенная - орган финансового управления; 4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб; 5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия; 6) Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян; 7) Совестный суд; 8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов. Аналогичная структура была и в уездах. Выдержан принцип разделения ведомств и властей: административные-судебные-финансовые учреждения. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди из низших слоев наполняли своими представителями новые учреждения. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, в центре осталось лишь общее руководство и наблюдение. Управление центральное при расцвете местного управления окончательно расстроилось и уже при Александре I были образованы министерства. Учреждение 1775 г. давало дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда. Таким образом, вся Россия от высших до низших ступеней стала управляться дворянством.

2. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Это не новый закон о дворянстве, а систематическое изложение прав и преимуществ дворян. Грамота установила, что дворянин не может иначе, чем по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе; свободен от податей и телесных наказаний; свободен от государственной службы, но для выборов на дворянские должности должен иметь "офицерский чин"; владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится у него в имении. Таким образом, дворянство к концу XVIII в. получило исключительные личные права, широкие права сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.

3. Крестьянин в правление Екатерины фактически приравнен к холопу. Однако, в глазах закона он был и рабом и гражданином: крестьяне продолжали считаться податным сословием, имели право искать в судах и быть свидетелями в суде, могли вступать в гражданские обязятельства и даже записываться в купцы с согласия помещика, казна допускала их к откупам за поручительством помещика. Однако, фактически век Екатерины был временем наибольшего развития крепостной зависимости.

4. Многочисленные мероприятия по устройству образования, искусства, медицины, торговли и промышленности: 1) Устройство Воспитательных домов в Москве (1763 г.) и Петербурге (1767 г.), закрытых институтов для девиц-дворянок и девиц горожанок (с 1764 г.), кадетского корпуса. 2) В каждом уездном городе открылись Малые народные училища, в каждом губернском - Главные народные училища, предполагалось открыть несколько новых университетов. 3) В 1763 г. учреждена Медицинская комиссия. Каждый город и уезд должны были устраивать госпитали и больницы, приюты (богоугодные заведения), заботиться об образовании лекарей и хирургов, основывать аптеки и фабрики хирургических инструментов. 4) 1785 г. - Жалованная грамота городам - подтверждало право городского самоуправления. 5) Учрежден Государственный заемный банк с большим капиталом и низким (6%) процентом. 6) Екатерина уничтожила органы государственного контроля над промышленностью и торговлей и позволила им развиваться свободно. Построены фабрики стальных изделий, кожевенные заводы, мануфактуры. Разведение шелковичных червей. 7) Снаряжение морских экспедиций в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки.

5. Внешняя политика. Петр решил только шведский вопрос. Перед Екатериной стояли польский и турецкий вопросы. В результате двух русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия получила берега Черного моря и Азовского, присоединила Крым, получила Очаков. В результате активной политики на Западе и трех разделов Речи Посполитной Россия получила Белоруссию по первому разделу, еще 4500 квадратных миль по второму разделу, Литву и Курляндию по третьему. Русские земли, в течении многих веков бывшие под властью Литвы и Польши, возвратились к России. Не была возвращена только Галиция. При Екатерине II выдвинулись видные военначальники: А.В.Суворов (1729-1800 гг.), Ф.Ф.Ушаков (1744-1817 гг.), П.А.Румянцев (1725-1796 гг.), Г.А.Потемкин (1739-1791 гг.).

Передвижники . Во 2-й четверти XIX в. начинается постепенное утверждение реализма во всех видах русского искусства. В живописи появляются картины на бытовые темы, которые не укладываются в строгие рамки, преписываемые Императорской Академией Художеств. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова образовалось товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1871 г. они устроили 48 передвижных выставок по всей стране. Они ознакомили общество с русским искусством, сделали его доступным русской провинции. Сюжеты картин - современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. ТПХВ стало символом искусства демократического, восприимчивого к новому. В его состав в разное время входили И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, А. и В.Васнецовы, А.Куинджи, В.Поленов, Н.Ярошенко, И.Левитан, В.Серов. Важную роль в развитии художественной деятельности передвижников сыграл П.М.Тре-тьяков, приобретая в свою галерею их полотна. ТПХВ распалась в 1923 г.

Податные сословия - в России XVIII-XIX вв. группа населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности.

Подворное обложение - прямые налоги с каждого двора.

Подушная подать - в XVIII-XIX вв. основной прямой налог, облагались все мужчины ("души") податных сословий.

Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

Просвещенный абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй пол. XVIII в., выражалась в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших форм феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянские, судебные, управления, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России. Используя популярность идей французского Просвещения, они изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Просвещенный абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.

Редукция - (от лат. - возвращение) изъятие у феодальной аристократии земель, которые отдаются в аренду, а крестьяне при этом освобождаются от крепостной зависимости, проведена Карлом XI - королем Швеции во второй пол XVII в.

Респектабельный - почтенный, солидный.

Россия и Кавказ в XIX в. В XIX в. Россия проводит на Кавказе активную политику. В 1801 г. выходит Манифест Павла I о присоединении Грузии к России. В 1802-1806 гг. в состав России вошли: Кубинское и Талышское ханства, Менгрелия. Русские завоевали Гянджийское ханство, включили в состав России Карабахское, Шекинское и Ширванское ханства, взяли Баку и Дербент. В 1810-1813 гг. в состав России вошли Абхазия, Имеретия и Гурия. Турция признала факт вхождения в состав России этих территорий. В результате войны с Персией и Турцией по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. Россия закрепила за собой Черноморское побережье от устья Кубани до Поти. Завоевание Северного Кавказа длилось долго: с 1817 по 1864 г. – это так называемая Кавказская война. Она начинается с продвижения русских в Чечню и Дагестан и характеризуется упорными кровопролитными боями. Главные действуеющие лица с российской сторорны – командующие русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов А.П., генерал-фельдмаршал Паскевич И.Ф., со стороны горцев – Гази Магомед, Шамиль.

Русский терроризм – его возникновение связанов России с социальными сдвигами, произошедшими в результате великих реформ 1860-х гг. Его стратегия сопряжена с тактическим многообразием форм и методов. Популярны идеи цареубийства, истребления "императорской" партии. Сочетался с макиавеллизмом и мистификацией. Политико-идеологическое обоснование относится к 1860-м гг.; как общественное явление сложился в 1870-е гг., когда теориря и практикаа терроризма стали политикой. Одной из особенностей русского терроризма было "женское лицо" – треть первого состава исполкома "Народной воли", известные террористки В.Засулич, С.Перовская, Д.Бриллиант и др. 1878-1882 гг. можно назвать "террористическим пятилетием". Наиболее известные террористические акты – покушение на Лорис-Меликова М.Т. в 1880 г., убийство Александра II в 1881 г., убийство Столыпина П.А.в 1911 г. В дальнейшем активно применялся партией эсеров.

"Священный Союз" - реакционный союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и ряд европейских государств. Почин в заключении союза принадлежит Александру. Монархи обязались пребывать в вечном мире; “подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь”; управлять подданными, “как отцы семейств”; в политических отношениях руководствоваться заповедями любви, правды и мира. Однако, очень скоро союзники Александра воспользовались этим союзом в практических целях. Обязанность государей помогать друг другу была истолкована так, что государи должны вмешиваться во внутренние дела других государств и поддерживать в них законный порядок (особенно эту линию проводила австрийская дипломатия во главе с Меттернихом). Фактически это вылилось в подавление революционных и национально-освободительных движений. Священный Союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821 гг.), Пьемонте (1821 г.) и французскими войсками в Испании (1820-1823 гг.). Противоречия между Европейскими державами и развитие революционных движений расшатали Священный Союз, и в начале 30-х годов он фактически распался.

Сенат - в России в 1711 - 1917 гг. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору, учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Состав его определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех классов по Табели о рангах и возглавлялся генерал-прокурором. В Сенат по должности входили министры, их товарищи (заместители министров), обер-прокурор Синода. Состоял из 6 департаментов.

Синод - один из высших государственных органов в России 1721-1917 гг. Введенный Петром I вместо упраздненной должности патриарха, ведал делами православной церкви. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. - совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Славянофильство - направление русской общественной мысли сер. XIX в. Основные черты:

1. Выступали за отличный от европейского путь развития России на основе ее самобытности.


Похожая информация.


Что мы знаем о российской императрице Екатерине Великой? В памяти потомков часто всплывают факты, мало относящиеся к Екатерина была очень большой поклонницей придворных балов, изысканных туалетов. За ней всегда следовали вереницы кавалеров. Жизнь ее фаворитов, связанных некогда с нею любовными узами, вошла в историю. А между тем русская императрица была, прежде всего, умной, яркой, неординарной личностью и талантливым организатором. Стоит отметить, что при ней система государственного правления была преобразована впервые после правления Петра Великого. Большой интерес и сегодня вызывают Кратко изложить их, правда, вряд ли получится. В целом все ее политические изменения вписываются в русло теории, называемой просвещённым абсолютизмом. Данное течение в XVIII веке приобрело особую популярность. Многих сфер государственной и общественной жизни коснулись реформы Екатерины 2. Таблица «Преобразования внутри страны», приведенная ниже, наглядно это показывает.

Детство и воспитание принцессы Фике

София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская - так звучало полное имя будущей российской императрицы. Родилась она весной 1729 года в небольшом немецком городке под названием Штеттин (сейчас это территория Польши). Ее отец состоял на службе прусского короля. Это был тщеславный человек. В свое время был сначала полковым командиром, затем комендантом, а потом и губернатором родного города. Мать будущей императрицы была королевских кровей. Она приходилась двоюродной теткой Петру III - будущему супругу своей дочери. София, или, как ее называли родственники, Фике, получила домашнее образование.

Она изучала французский, итальянский, английский языки, географию, историю, богословие, танцевала и музицировала. Девочка имела веселый нрав, была непоседливой, дружила с мальчишками. Родители были недовольны ее поведением. Семья Фике была небогатой. Но ее мать мечтала о том, чтобы выгодно выдать дочь замуж. Вскоре мечты ее были притворены в жизнь.

Брак с наследником престола России

В 1744 году цербстская принцесса Фике была приглашена вместе с материю в Россию к царскому двору для венчания с будущим русским императором Петром III, который приходился ей троюродным братом.

Шестнадцатилетняя невеста вскоре была представлена Елизавете Петровне, которая, стремясь закрепить право Романовых на престолонаследие, надеялась женить своего непутевого племянника. Российская императрица полагала, что хорошенькая и изящная София сможет отвлечь Петра от его детских забав со щенками и игрушками. Как только Фике оказалась в России, она со рвением принялась изучать русский язык, придворный этикет и православный закон Божий. Венчание было назначено на 25 августа 1745 года. Накануне София приняла православие и получила имя Екатерины Алексеевны. В день свадьбы в 6 часов утра принцесса была доставлена в покои Елизаветы Петровны, где ее одели и причесали. Обряд венчания проходил в Казанской церкви. Примечательно, что через 17 лет после этого здесь же лейб-гвардия будет присягать на верность своей новой императрице Екатерине Алексеевне. После венчания был дан большой бал и банкет при царском дворе, где Фике вынуждена была танцевать с бесконечной чередой престарелых вельмож. Сразу после свадьбы выяснилось, что новоиспеченный муж не собирается выполнять свои супружеские обязанности. Все свое время Петр проводил в играх с оловянными солдатиками и картонными замками. Свою супружескую спальню он превратил в псарню для охотничьих собак. Было очевидно, что этот недоросль не способен управлять государством. А между тем России нужны были внутренние реформы. Екатерины 2, как таковой, тогда еще не существовало. Да и приближенные царского двора ожидали, что ролью супруги императора и матери его детей для Фике все и ограничится. Как сильно они ошибались.

Восшествие Екатерины на российский престол

Действующая императрица Елизавета Петровна угасала с каждым днем, здоровье ее было очень слабо. А отношения венценосных супругов не складывались. Петр открыто жил с любовницей и говорил о желании на ней жениться. Сама Екатерина вскоре тоже увлеклась 26-летним камер-юнкером Сергеем Салтыковым. Спустя несколько месяцев после этого Фике родила сына, которого нарекли Павлом. При дворе гуляли слухи, что его отцом является любовник Екатерины. Несмотря на все это императрица Елизавета Петровна провозгласила мальчика вторым по очереди наследником престола. А в это время Россия в союзе с Австрией и Францией воевала с Пруссией, где одерживала одну победу за другой. Это радовало всех, кроме инфантильного Петра, который считал короля Пруссии Фридриха II непревзойденным военным гением. Было понятно, что в случае его восшествия на престол Россия заключит унизительный мир с Пруссией, потеряв все, что приобрела в ходе войны. Вскоре так и случилось. Елизавета умерла на рождество в 1761 году. После этого Петр стал российским императором. В марте 1762 года он заключил с Пруссией мир, что вызвало немало недовольства в рядах российской армии. Это и решили использовать против Петра III сподвижники Екатерины братья Орловы, один из которых, Григорий, был ее любовником и отцом ее последнего ребенка. В Казанской церкви Екатерина прошла обряд миропомазания и принятия присяги в качестве императрицы всея Руси. Первыми на верность ей присягнули солдаты.

Произошло это 28 июня 1762 года. Тогда еще никто и не предполагал, какой будет политика Екатерины 2.

Общие сведения о правлении императрицы

Через неделю после описанных событий, 6 июля, Екатерина получила письмо от Орлова о том, что ее супруг Петр, написавший отречение от престола и сосланный в мызу Ропшу, погиб. По свидетельству очевидцев, новоиспеченная императрица металась, плакала и кричала, что потомки ей этого никогда не простят. Однако другие источники указывают на то, что она знала о готовящемся покушении на мужа, так как за 2 дня до его убийства к нему был послан врач Паульсен не с лекарствами, а с инструментами для вскрытия трупов. Как бы то ни было, право Екатерины на престол никто оспаривать не стал. И сегодня мы можем подвести итоги ее 34-летнего царствования. Для характеристики ее правления внутри государства историки часто используют такой термин, как «просвещённый абсолютизм». Приверженцы данной теории убеждены в том, что в государстве должна существовать сильная самодержавная власть, которая будут работать на благо всех его граждан. Екатерины 2 выражался прежде всего в усилении бюрократического аппарата, унификации системы управления и централизации страны. Императрица считала, что обширная территория России и ее суровый климат обусловливают необходимость зарождения и процветания здесь самодержавия. Схематически можно так изобразить реформы Екатерины 2.

Таблица «Преобразования внутри страны»

Название

Положения

Губернская реформа

Территории стали делить на наместничества и уезды, количество первых возросло с 23 до 50. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом.

Судебная реформа

Сенат стал высшим судебным органом. Дворян судил земской суд, горожан - магистраты, крестьян - расправы. Были созданы так называемые советные суды.

Секуляризационная реформа

Монастырские земли вместе с крестьянами, жившими на них, отошли в распоряжение Коллегии экономии.

Реформа Сената

Сенат стал высшей судебной инстанцией, был разделен на 6 департаментов.

Городская реформа

Екатерины 2 заключалась в том, что жители городов были поделены на 6 разрядов, каждый из которых имел свои права, обязанности и привилегии

Полицейская реформа

Управа благочиния стала органом городского полицейского управления

Реформа образования

В городах были созданы народные училища, содержащиеся на деньги государственной казны. Учиться в них могли люди всех сословий.

Денежная реформа

Были образованы ссудная касса и Государственный банк. Впервые были выпущены ассигнации - бумажные деньги.

Как видим из данных таблицы, в этих реформах в полной мере проявлялся просвещенный абсолютизм Екатерины 2. Она стремилась сосредоточить всю государственную власть в своих руках и обеспечить проживание в стране всех сословий по особым, введенным ею законам.

Документ «Наказ» - концепция просвещённого абсолютизма Екатерины 2

Императрица, восторженно отзывавшаяся о трудах Монтескье и принявшая на вооружение основные принципы его теории, предприняла попытку созыва так называемой Уложенной Комиссии, основная цель которой - выяснение нужд народа для проведения необходимых преобразований внутри государства. В составе этого органа приняли участие 600 депутатов от различных сословий. В качестве руководящего документа данной Комиссии Екатериной был издан «Наказ», который стал, по сути, теоретическим обоснованием просвещенного абсолютизма. Известно о том, что он был почти полностью переписан с сочинений Монтескье - рьяного приверженца данной теории. Сама Екатерина признавалась, что здесь ей принадлежит «кое-где одна строчка, одно слово».

Просуществовала данная Комиссии всего полтора года, а затем была распущена. Призван ли был этот орган проводить административные реформы Екатерины 2? Наверное, да. Но историки сегодня сходятся к тому, что вся работа Комиссии была направлена на создание благоприятного имиджа императрицы в России и за рубежом. Именно этим органом было принято решение о присвоении ей титула «Великой».

Административные реформы Екатерины 2

Данные нововведения были узаконены 7 ноября 1775 года. Изменилась система административного деления территории России. Ранее она была трехзвеньевой: губернии, провинции, уезды. А теперь области государства стали делить только на наместничества и уезды. Во главе нескольких наместничеств стоял генерал-губернатор. Ему подчинялись наместники, герольд-фискалы и рефатгеи. Финансами в наместничествах ведала Казенная палата при поддержке Счетной палаты. Во главе каждого уезда стоял капитан-исправник. В отдельную административную единицу был выделен город, во главе которого вместо воеводы был поставлен городничий.

Реформа Сената Екатерины 2

Данное новообразование было принято императрицей 15 декабря 1763 года. Согласно ему, Сенат становился высшей судебной инстанцией. Кроме того, он был разделен на 6 департаментов:

Первый - ведал всеми государственными и политическими делам в Петербурге;

Второй - судебными делами в Петербурге;

Третий - медициной, наукой, искусством, образованием, транспортом;

Четвертый - военными морскими и сухопутными делами;

Пятый - государственными и политическими делами в Москве;

Шестой - судебными делами в Москве.

Реформы управления Екатерины 2 здесь были направлены на то, чтобы сделать Сенат послушным орудием самодержавной власти.

Экономические реформы

Правление императрицы характеризовалось экстенсивным развитием хозяйства страны. Экономические реформы Екатерины 2 коснулись банковской и денежной сферы, внешней торговли.

Во времена ее царствования появились новые кредитные учреждения (ссудные кассы и Государственный банк), стали принимать средства от населения на вклады на хранение. Впервые были выпущены ассигнации - бумажные деньги. Государство при Екатерине стало экспортировать за рубеж товары в большом количестве, такие как чугун, парусное полотно, лес, пеньку, хлеб. Сложно сказать, принесли ли положительный результат данные реформы Екатерины 2. Кратко об этом рассказать вряд ли получится. Массовый при ее управлении привел к голодомору в 1780 годах во многих регионах России. Участились случаи массового разорения крестьян. Возросли цены на хлеб. Государственная казна опустела. А превысил 33 миллиона рублей.

Нововведения в системе образования

Но далеко не все преобразования императрицы имели отрицательные последствия. Реформа образования Екатерины 2 была начата в 1760 годах. Повсеместно стали открываться училища, посещать которые могли дети из разных сословий. Особенное внимание уделялось женскому образованию. В 1764 году был образован Смоленский институт благородных девиц. В 1783 году открылась Российская академия, куда приглашали именитых зарубежных ученых. В чем еще проявлялась реформа образования Екатерины 2? В том, что в губерниях образовали приказы общественного призрения, которые ведали управлением народных школ, госпиталей, приютов для сумасшедших и больных, больниц. В Москве и Петербурге были открыты дома для беспризорных ребятишек, которые получали в них воспитание и образование.

Сословия при Екатерине 2

Данный преобразования до сих пор вызывают споры у историков. Сословные реформы Екатерины 2 заключались в издании ею в 1785 году двух грамот, одна из которых окончательно закрепила привилегии за дворянством, а другая разделила городское население на 6 разрядов. Сама императрица назвала данные нововведения «венцом своей деятельности». «Жалованная грамота дворянству» предполагала следующее:

Данное сословие освобождалось от расквартирования войсковых частей, от телесных наказаний, от конфискации имущества за уголовные преступления;

Дворянство получило право на недра земли, право на собственность на землю, право иметь сословные учреждения;

Этим людям запрещалось занимать выборные должности, если их доход от имений был менее 100 рублей, а также они лишались избирательного права, если не имели офицерского чина.

В чем же заключалась городская реформа Екатерины 2? Императрица повелела разделить население на 6 разрядов:

Городские обыватели (домовладельцы);

Купцы 3-х гильдий;

Ремесленники;

Иногородние и иностранные купцы;

Именитые граждане (богатые купцы, банкиры, архитекторы, живописцы, ученые, композиторы);

Посадские (не имеющие домов).

Касаемо данных нововведений можно сказать, что политика Екатерины 2 здесь способствовала сильному расслоению общества на богатых и бедных. При этом экономическое положение некоторой части дворян ухудшилось. Многие из них не могли поступить на государственную службу, не имея возможности приобрести необходимую для этого одежду и обувь. В то же время ряд крупных вельмож владели огромными территориями земли и сотнями тысяч крепостных крестьян.

Религиозная политика

Каких сфер еще коснулись государственные реформы Екатерины 2? Эта волевая женщина пыталась контролировать абсолютно все в своем государстве, в том числе и религию. В 1764 году она, издав указ, лишила церкви земель. Вместе с крестьянами данные территории были переданы в управление некоей Коллегии экономии. Таким образом, духовенство попало в зависимость от царской власти. В целом императрица старалась проводить политику религиозной терпимости. В первые годы ее правления прекратились гонения на старообрядцев, государственную поддержку получили буддизм, протестантизм, иудаизм.

Екатерина 2 как приверженец теории Просвещения

34-летнее царствование императрицы наполнено многими противоречивыми событиями. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2, который она старалась проповедовать среди дворянства, проявлялся и в созданном ею «Наказе», и в и в сословной реформе, и в административном делении территории России, и в преобразованиях в сфере образования. Правда, все эти реформы носили ограниченный характер. самодержавный принцип управления, крепостное право оставались незыблемыми. Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения Екатерины с французскими просветителями (Вольтер, Дидро).

Она вела с ними активную переписку, обмениваясь идеями. Они были о ней весьма высокого мнения. Правда, современные историки уверены, что эти отношения носили чисто спонсорский характер. Императрица часто щедро одаривала своих «друзей».

Результаты правления великой императрицы

Пришло время охарактеризовать реформы Екатерины 2 кратко и подвести итоги ее царствования. Ею были проведены многие преобразования, порою очень противоречивые. Эпоха императрицы характеризуется максимальным закрепощением крестьян, лишением их минимальных прав. При ней был издан указ о запрещении крестьянам подавать жалобу на своего помещика. Процветала коррупция, причем в особо крупных размерах. Пример подавала сама императрица, щедро одаривая родственников и приближенных двора и назначая своих фаворитов на ответственные государственные посты. Неудивительно, что через несколько лет ее правления казна страны опустела. Чем в итоге закончились реформы Екатерины 2? Кратко об этом можно сказать так: тяжелый экономический кризис и полное крушение финансовой системы государства. Как бы то ни было, она активно участвовала в государственной жизни и любила ставшую родной ей Россию.

Мы узнали, в чем проявлялся просвещенный абсолютизм Екатерины 2 во время ее правления, некоторые положения которого она смогла воплотить в жизнь.