Error: не определено #11234. Совершенствованию профессиональной деятельности педагога психолога в доу. Цели, задачи и направления работы педагога-психолога в доу. Сведения о профессиональном образовании
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Совершенствованию профессиональной деятельности педагога психолога в доу. Цели, задачи и направления работы педагога-психолога в доу. Сведения о профессиональном образовании

Авторы: Пичиже Юлия Олеговна, Расторгуева Екатерина Сергеевна
Должность: педагог-психолог, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ"
Дата публикации: 25.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ

Деятельность педагога-психолога в ДОУ многогранна. Часто родители,

приведя ребенка в детский сад задают вопрос: «А зачем в детском саду

психолог?», «Чем занимается педагог-психолог в детском саду?» и прочие.

Для ответов на эти и другие вопросы представляем Вашему вниманию

основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ, поделимся

практическим

педагога-психолога

Муниципального

дошкольного

образовательного

учреждения

развития

детский сад № 134 «Нотка» города Магнитогорска.

Итак, спецификой образовательной деятельности МДОУ «ЦРР – д/с

одаренных

средствами

искусства.

определяет

деятельность педагога-психолога в МДОУ.

МДОУ является пропедевтической структурой в системе непрерывного

музыкального образования, которая основана на интеграции дошкольного и

профессионального

образования.

факторов,

обеспечивающих

эффективность

образования,

являются

непрерывность

преемственность

обучении,

принятие

направленности и содержания образования на всем протяжении обучения.

Налажено

взаимодействие

учреждениями

образования

культуры

Магнитогорска

библиотека

Михалкова,

Магнитогорская

государственная

консерватория

филармония,

Драматический

Пушкина, Театр куклы и актера «Буратино», Детская картинная галерея,

МГТУ им. Г.И. Носова).

Важно, что тесное взаимодействие со школой № 25 позволяет вести

психолого-педагогическому

сопровождению

первоклассников на высоком уровне. Преемственности способствует тесное

взаимодействие педагогов-психологов ДОУ и школы, позволяющее, в том

числе, эффективно использовать данные диагностики готовности ребенка к

обучению в школе как основы организации обучения в начальном звене.

построена

психолого-педагогического

сопровождения детей дошкольного возраста. Основная цель деятельности

педагога-психолога

заключается

создании

организационных,

обучающих, развивающих мероприятий, которые направлены на обеспечение

оптимальных условий развития каждого ребенка, самореализации и развития

участников

образовательных

отношений.

Необходимо

отметить,

систематическая

педагога-психолога

младшего

возраста

сопровождаются в процессе адаптации к условиям детского сада. Родители

консультируются по запросу, при необходимости.

МДОУ является ресурсным центром по работе с одаренными детьми, в

деятельности

которого

осуществляется

психолого-

педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

направлена на обеспечение гармоничного эмоционального и социального

развития

просвещение

родителей

вопросах

развития

одаренных

детей, а также повышение профессиональной компетентности педагогов.

психолого-педагогического

сопровождения

одаренных

является

обеспечение

комплекса

организационных,

обучающих,

развивающих

мероприятий,

направленных

повышение

эффективности

образовательного процесса МДОУ, развития каждого одаренного ребенка с

учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

психолого-педагогическому

сопровождению

одаренных детей объединено в следующие тематические блоки:

осознание

собственной

уникальности,

неповторимости.

«Социальная

действительность» – осознание детьми себя, как

ч а с т и ц ы

ч е л о в еч е с т в а,

р а з в и т и е

с т р е м л е н и я

п о з н а н и ю,

совершенствованию.

м о г у! » –

формирование

первичных

планирования

деятельности,

способности

преодолевать

трудности,

верить в свои силы и способности, создание для детей ситуации успеха.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

Психологическая диагностика.

Психологическая коррекция.

Психологическое консультирование.

Психологическая профилактика.

Психологическое просвещение.

Организационно-методическая работа.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений.

1. Цель психодиагностики – дать возможность составить представление

объективном

состоянии

человека.

наверное,

проведения

диагностики

взрослых

используют

используют

Психолог

попросить

дошкольника

нарисовать,

рассказать,

ответить

поиграть с ним в интересную игру - а на самом деле с помощью этих

действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет

на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.

основными

методиками,

используется

диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста.

Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим

направлениям:

диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание,

восприятие, воображение, мелкая моторика);

диагностика

эмоционально-волевой

(проявления

агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

диагностика

коммуникативной

(трудности

сверстниками и взрослыми).

Отдельно

необходимо

обозначить

деятельность

диагностике

способностей с целью выявления одаренных детей, которая включает в себя:

Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

Выявление предпосылок общей одаренности.

Выявление

развития

креативности

(творче ских

способностей) ребенка.

Ранняя диагностика способностей имеет очень важное значение, т.к.

позволяет

определить

выдающихся

способностей ребенка и правильно построить дальнейшую работу.

2. Психологическая коррекция.

Основные

коррекционной

используемые

практике работы с детьми: индивидуальная игровая терапия; сказкотерапия;

куклотерапия; арттерапия; психогимнастика; релаксационные упражнения.

Акцент в практике мной делается на использование метода арттерапии.

При этом элементы других техник используются комплексно исходя из задачи

Например,

агрессии,

развития

самоконтроля

направлены

следующие

упражнения:

предлагается

поставить

карандаш и по команде «начали» с закрытыми глазами непроизвольно водить

карандашом по бумаге. После чего предлагается раскрасить разными цветами

то что получилось, в это время ребенок успокаивается.

Для работы по преодолению страхов так же можно воспользоваться

рисованием. Дается листок, карандаши и ребёнку предлагается нарисовать то

рисунком

перечеркать, разорвать, выбросить. Для детей с заниженной самооценкой

мной проводятся групповые занятия по раскрепощению. Так же приведу

пример одного упражнения с якорением. Например, спрашивая ребенка что

он умеет делать, предложить ему отвечать таким образом: встать перед всеми

и ударяя себя в грудь говорить «я умею кататься на лыжах». Потом спросить,

что хорошо умеешь делать и отвечать уже не с места, а выходя перед всеми.

Психологическое

просвещение осуществляется

следующих

тематические

выставки

психологической

литературы,

беседы, семинары, родительские клубы и т.д.

Например, всегда актуальная тема для родителей подготовительных к

школе групп – адаптация к обучению в школе.

Для работы с родителями в рамках данной темы используются такие

формы работы как круглый стол, в ходе которого ставится задача. А к ее

психолог

направляет

родителей

вспомогательными

вопросами;

выступление

родительском

собрании,

родителям

предлагается

информация

психологиче ской

готовно сти

(интеллектуальная

готовность,

мотивационная

готовность,

предпосылки);

адаптации

ребенка к школе для родителей.

При этом родители видят во мне союзника, помощника в решении

затруднительных

ситуаций,

которыми

сталкиваются

воспитании

педагогами

используются

несколько иной направленностью. Так, например, в ходе семинара решаются

профессиональные

благоприятно

дальнейшем

адаптироваться

подготовка

родительскому собранию.

4. Психологическая профилактика.

Непрерывная работа ведется не только с детьми, но и с педагогами и

родителями.

педагогам

оказывается

консультационная

поддержка.

Стараюсь

значительное

внимание

созданию

психологического комфорта на фоне эмоциональных перегрузок.

используются

релаксационные

психологические

тренинги,

мастер-классы,

индивидуальные

психологические консультации. Например, тренинг по теме «Конфликт», где

каждый участник может увидеть и осознать механизм своих действий в

конфликте, после чего если нужно скорректировать его. Тренинг на развитие

доверительных и поддерживающих отношений в коллективе. Тренинги, где

педагог получает техники для обладания самоконтролем в непредвиденных

обстоятельствах, а так же развития внутреннего стержня.

Организационно-методическая

работа:

заполнение

журналов

коррекционно-развивающих

диагностики,

консультирования;

заполнение

индивидуальных

развития;

программы.

этому же направлению в моей практике относится участие в методических

объединениях

практических

психологов

Магнитогорска

«Мульттерапия

развитии

творческих

коммуникативных

способностей

дошкольного

возраста»,

результатом

методическое

пособие по использованию метода мульттерапии для педагогов-психологов

Систематиче ско е

повышение

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

компетентности

необходимое

успешной

деятельности.

сегодняшний

пройдены:

«Мастерство

психологического

консультирования», «Базовый курс подготовки сказкотерапевтов», «Телесно-

ориентированый

психотерапии»»

Мастерство

группового

консультирования и тренинга».

педагогом-психологом

деятельность

различных

направлениях

участниками

образовательного процесса.

Содействие

укреплении

психического

здоровья

раскрытии творческого потенциала детей и педагогов, создании необходимой

психологически

благоприятной

атмосферы,

партнерство

родителями

вопросах воспитания и развития детей, грамотное психолого-педагогическое

сопровождение

образовательного

процесса

способствует

всестороннему

гармоничному развитию личности каждого ребенка. Ребенка творческого,

ребенка свободного, ребенка счастливого! А для нас это – главный результат!

Цели деятельности педагога-психолога:

  • создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;
  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;
  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов.
Задачи деятельности педагога-психолога:
  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ является феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 2 до 7 лет.

Предмет – охрана и укрепление психического здоровья ребенка.

Основные субъекты профессионального взаимодействия педагога-психолога : дети, педагоги и родители.

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить программу обучения и воспитания ребенка в его индивидуальную программу развития, путем вовлечения ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ФГОС ДО:

  • Психологическая диагностика
  • Психопрофилактика и психологическое просвещение
  • Развивающая работа и психологическая коррекция
  • Психологическое консультирование
Обычно родителей волнует следующий вопрос: что же будет делать с малышом в детском саду этот загадочный психолог? Поэтому подробно раскрою направления работы педагога – психолога, касающиеся непосредственно работы с дошкольниками – это психологическая диагностика, профилактика и коррекционно-развивающая работа.

Психологическая диагностика

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится по согласию родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Проводится:

  • Обследование детей раннего возраста для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников среднего(4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет).
  • Психодиагностическое обследование детей с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

Посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Диагностика детей подготовительного к школе возраста в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются вгрупповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.

Коррекционно-развивающая работа

Данное направление работы психолога нацелено на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, но не на исправление недостатков, а выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Коррекционно-развивающая работа организуется:

  • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК.
Формы работы: индивидуальная и подгрупповая (или занятия в малых группах).

Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Приемы работы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, р елаксационные упражнения, и гры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, у пражнения для развития познавательных процессов и прочие.

Коррекционно-развивающая работа в ДОУ ведется по программам известных отечественных педагогов-психологов, получившим гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях».

Педагог-психолог работает с:

  • последствиями изменений в социальной ситуации развития ребенка, негативно влияющими на его психо-эмоциональное состояние: адаптация ребенка к детскому саду, развод родителей, появление нового члена семьи, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.;
  • особенностями поведения ребенка: агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
  • эмоциональным состоянием ребенка: страхи, тревожность;
  • трудностями во взаимоотношениях ребенка с членами семьи, педагогами, сверстниками;
  • такими нежелательными привычками, как сосание пальца или предметов, онанизм и т.д.;
  • недостаточным уровнем развития психических процессов ребенка (когда уровень памяти, внимания, мышления не соответствует возрасту);
  • устранение психологических последствий проблем логопедического характера.
Для детей с задержкой психического развития и нарушениями разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
Психологическая профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

  • стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.,
  • памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики,
  • беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями,
  • сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,
  • выступления на родительских собраниях,
  • тренинги для педагогов и родителей.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Санкт-Петербкрга.

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме .

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

  • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
  • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
  • по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
  • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Согласно п.8.1. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69) режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: - выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; - подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом- психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. В дошкольной образовательной организации основными направлениями работы педагога - психолога являются: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение, психологическая профилактика. Для выполнения должностных обязанностей педагог - психолог ДОУ использует отдельный кабинет, помещения групп, музыкальный/ физкультурный зал.

Примерное оснащение кабинета педагога-психолога представлено в Пункте 3.2.

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика

Цель : получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Пункт 3.2.3. ФГОС ДО указывает, что «при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально - психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги - психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.». Для оптимизации образовательного процесса в ДОО педагог-психолог дважды в год (в сентябре и в мае) при письменном согласии родителей проводит скрининг-диагностику всех воспитанников ДОУ (индивидуально): оценка памяти, внимания, мышления, эмоционально - личностной сферы.

Основные методы психодиагностики: тестирование, наблюдение, беседа.

По результатам психодиагностики определяются следующие категории воспитанников (в скобках дано описание характера затруднений ребенка при реализации образовательного процесса в ДОУ согласно ФГОС ДО по пяти образовательным областям: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно –эстетическое, физическое развитие):

1) Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (выраженные трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; незначительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

2) Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов (трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; значительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

3) Дети с дисгармоничным развитием (дети с аутичноподобным поведением; дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в другой образовательной области).

4) Дети с особенностями эмоционально – волевой сферы (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные дети без выраженных трудностей усвоения программного материала при групповой работе педагога).

По результатам психодиагностики педагогам группы даются рекомендации по оптимизации образовательного процесса. В течение учебного года педагог-психолог по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей) проводит дополнительную углубленную диагностику развития ребенка.

Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания». Основной метод исследования – беседа (индивидуально) с применением проективных техник, приемов арт-терапии, музыкотерапии.

Психологическое консультирование

Цель : оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

На психологическое консультирование приглашаются все взрослые участники образовательного процесса. Предметом обсуждения могут быть результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Ведется журнал консультаций. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально. Соблюдается принцип конфиденциальности.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей).
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством непосредственного общения психолога с клиентом.

В условиях образовательной организации осуществляется возрастно- психологическое консультирование, с ориентацией на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты; с таких же позиций рассматривается консультирование родителей и педагогов.

Задачами консультирования выступают:

  • оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
  • обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
  • помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.

Психологическая коррекция

Цель : создание условий для раскрытия потенциальных возможностей всех участников образовательного процесса ДОУ, коррекция отклонений психического развития воспитанников.

По результатам психодиагностики определяются основные направления психокоррекционной и развивающей работы на учебный год. Для реализации каждого выделенного направления психокоррекции может составляться рабочая программа.

Психокоррекционная и развивающая работа может проводиться индивидуально \ по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.

Психокоррекционная работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей). Согласно пункта 2.11.2 ФГОС ДО, «коррекционная работа …должна быть направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы (адаптированной общеобразовательной программы ДОУ); их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.»

В технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных игр, в том числе игротренинговых, психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов, творческих заданий и др.

Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно, Л. С. Выготскому, условия для спонтанно - реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим принципом является принцип целостного воздействия на личность ребенка

Психологическое просвещение

Цель : создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей), формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

Повышение уровня психологических знаний;

Включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога - психолога по повышению психологической компетенции педагогов и родителей.

ü Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар.

ü Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания, родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, "душевный разговор", мастер-класс, круглый стол, "ящик предложений", информационные стенды, тематические консультации.

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика в контексте ФГОС ДО рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога - психолога.

Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем:

1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм.

2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и др.

3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребенка.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательной программой МАДОУ детский сад №26 «Радуга» педагога-психолога Шамсумухаметовой Ильсияр Таиповны, претендента на первую категорию.

Работаю педагогом-психологом в данном учреждении с 2010 года. Стаж педагогической работы (по специальности) 7 лет. Стаж работы в данном учреждении 7 лет.

Знаю международную конвенцию о правах ребенка, концепцию дошкольного воспитания, основные программы и технологии дошкольного воспитания, что помогает правильно определять задачи, содержание и формы организации деятельности дошкольников, учитывать в своей работе индивидуальный темп развития каждого ребенка, его возрастные психологические особенности и строить развивающую работу в ДОУ.

Владею современными технологиями коррекционно-развивающей работы, как важнейшей составляющей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Имея 27 лет опыта работы в начальной школе, направлением моего профессионального интереса стало формирование психологической готовности детей к школе на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Для реализации данного направления были поставлены следующие цели: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка к школе с учетом возрастных особенностей, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Наряду с адаптированием уже готовых коррекционно - развивающих программ И.Л. Арцишевской (Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду), Т.В.Ананьевой (Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению) Овчаровой Р.В (Диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости) разработала и внедряю «Основную рабочую программу психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы»(2015г), где объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте с 6 до 7 лет, а предметом деятельности выступает психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит во всех основных видах деятельности дошкольника.

Так же разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Подготовка к школе» (2013г), «Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению»(2017г). Центральной идеей программы является сохранение физического и психического здоровья детей при формировании универсальных умений, необходимых для успешной адаптации детей в школе.

Осуществляю оптимальный отбор методов , средств и форм коррекционно-развивающей, профилактической работы обучения и воспитания: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера), игры с правилами (словесные, подвижные, музыкальные), импровизации, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), проблемные ситуации, психологические этюды. Планомерное и поэтапное проведение занятий приводит к стабильно-положительному результату: личностному росту ребенка, повышению общей осведомленности на фоне сохранения психологического здоровья дошкольника.

Мною осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Консультации по личным вопросам для работников дошкольного учреждения и родителей проходят еженедельно. Тематика консультаций разнообразна и охватывает многие стороны психологических проблем: «Детские ссоры, как помирить детей», «Доброта начинается с детства», «Рекомендации воспитателям и родителям по снижению агрессивности у детей» «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и ДОУ». В своей работе использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: собрания-тренинги «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника», «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками»; круглый стол «В детский сад – без слёз!», «Влияние родительских установок на развитие детей»; психолого-педагогические гостиные «Игротерапия дома и в детском саду», «Милой мамочке посвящается», «Слагаемые готовности к школьному обучению», мастер-класс «Подготовка руки к письму» и др.

Психолого-педагогическую деятельность и просвещение успешно реализовываю благодаря овладению информационными технологиями. Сопровождаю профессиональное развитие педагогов ДОУ посредством совместного проектирования рабочих программ педагогов, мероприятий. Опыт практических результатов своей деятельности транслирую на мини-сайте Социальной сети работников образования https :// nsportal . ru / shamsu , странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» ( ), в блоге Международного образовательного портала . Имею свидетельство о публикации авторского материала Психолого-педагогическая гостиная «Милой мамочке посвящается» на странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» (2014 год).

Имею благодарственные письма и грамоты за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II II степени.

Эффективно осуществляю психологическое сопровождение образовательной программы дошкольного учреждения, реализовывая дифференцированно-избирательный подход к ребенку. Квалифицированно и своевременно помогаю детям, испытывающим затруднения в усвоении программы, провожу профессиональную помощь воспитателям и специалистам в осуществлении педагогической диагностики.

Для оптимизации цели собственной профессиональной деятельности составила диагностический инструментарий педагога-психолога, методики которого позволяют организовать комплексную диагностику ребенка на всех возрастных этапах развития «Методические рекомендации «Организация диагностической работы педагога-психолога с детьми в условиях в ДОУ». С целью получения достоверных данных, психодиагностика проводится в виде игровых занятий, во время проведения которых происходит реализация двух компонентов: тренинг познавательной деятельности и проведение психодиагностического минимума. Проводимая диагностическая работа носит исследовательский характер. Полученные психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета дошкольника (описания его статуса); для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологической поддержки дошкольников в соответствии с присущими им личностными особенностями. Практический материал, полученный в результате психологических исследований, является наглядным и значимым для педагогической деятельности воспитателей, специалистов и воспитательного процесса родителей воспитанников детского сада. Проводимая работа позволяет эффективно планировать и проводить дальнейшую коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Действует и постоянно пополняется созданный информационный банк, содержащий методические наработки, дидактические материалы. Это ширмы для родителей «Скоро в школу», «Кризис 3 лет», «Как подготовить ребёнка к школе», «Детские капризы – как их преодолеть», создана «Подборка игр для родителей» для развития творческого воображения детей, оформлена папка «Советы психолога», разработаны памятки для родителей « Мой ребенок пошел в детский сад », «Как преодолеть капризы», «Базисные компоненты готовности к школе», «Гендерное воспитание», подготовлена картотека игр «Игротека» с подборкой игр и упражнений, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление, на развитие коммуникативных навыков, развитие моторики, памяти, внимания, коррекции эмоционального состояния.

В успешной реализации психопрофилактической работы, которая охватывает весь контингент дошкольного учреждения, помогает созданный и оборудованный кабинет, среда которого позволяет осуществлять адаптационную работу вновь прибывших воспитанников всех возрастов, реализовывать профилактическую работу, проводить коррекцию и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

Оформленные тематические информационные стенды «Копилка педагогов», «Невредные советы» помогают повысить информированность и общую педагогическую осведомленность родителей и сотрудников, донести до всех новую, полезную информацию.

Согласно годовому плану ДОУ выступала на совещаниях и педагогических советах дошкольного учреждения с темами «Мониторинг выпускников по ФГОС ДО», «Создание успешной модели социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ДО», «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении» и др. Провела консультацию и разработала рекомендации для педагогов по созданию ИОМ развития одарённых детей и детей с ОВЗ.

Участвовала в проведении мастер-класса для педагогов: « Игры и упражнения, помогающие ребенку в освоении социальных форм выражения эмоций ». Принимала активное участие в проведении семинаров-практикумов :

    Технология работы и поддержки отклоняющихся (одаренных) детей в рамках образовательного пространства ДОУ

    Игра-квест «Речевая карусель»

    «Ловкие пальчики – бойкая речь»

Была участником городского семинара «Познавательно - речевое направление – одно из основных условий развития ребенка в ДОУ»2014г, который проводился учителями – логопедами и психологами для специалистов, старших воспитателей и воспитателей ДОУ города и поселков, являлась модератором секции дошкольных работников на августовской конференции « Реализация ФГОС дошкольного образования: инструменты достижения современного качества образования» (2016 год), была участником Большого уральского форума «Педагоги России: Инновации в образовании» (2017 год), Активно участвую в работе ГМО по преемственности : семинар-практикум в МАОУ СОШ №2 «Преемственность дошкольных учреждений, школы, и семьи как одно из условий успешной адаптации первоклассников» - 2017г, «Педагогические встречи» МАОУ СОШ №3 «Преемственность в образовании» - 2017г.

Имею эффективный социальный опыт в своей профессиональной деятельности:

Эксперт областного банка специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;

Член Кировградской Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

Председатель первичной профсоюзной организации МАДОУ детский сад №26 «Радуга»;

Осуществляю наставничество над студентами «Нижнетагильской Государственной Социально - педагогической академии» .

Мною получены благодарственные письма за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II муниципальный фестиваль «Лего-фантазии», «Спасём ёлочку» и другие. За участие во всероссийском интернет-конкурсе «Мамина улыбка» в номинации «Мама – главное слово в нашей судьбе» награждена дипломом II степени (

Раиса Кузнецова
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога

Сведения о профессиональном образовании

и дополнительном образовании

Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование. В 2012 году окончила Тюменский государственный университет, где мне была присвоена квалификация педагог-психолог по специальности «Педагогика и психология». Общий стаж работы составляет 6 лет, 6 месяцев. Опыт профессиональной деятельности: сентябрь-октябрь 2011 года – лаборант-исследователь в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»; июнь-август 2011 года, июль 2010 года – педагог-психолог в АНО ДООЦ «Алые паруса»; октябрь 2012 - август 2013 года – педагог-психолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; сентябрь 2013 – ноябрь 2016 г. – учитель-дефектолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; декабрь 2016 – по настоящее время – педагог-психолог в МАДОУ д/с №3 города Тюмени. Таким образом, стаж работы в данном учреждении составляет 2 года и 2 месяца. С декабря 2018 года имею первую квалификационную категорию.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, требования к которому установлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусматривает активное участие педагога-психолога при решении проблем развития и воспитания различных категорий детей в различные периоды дошкольного детства, что, в свою очередь, предполагает постоянное повышение уровня профессиональной подготовки педагога - психолога. Я реализую данное требование через курсы повышения квалификации: в 2014 году в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на тему: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (72 часа); в 2017 году в ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» на тему: «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации (ДОУ)» (28 часов).

Так же, регулярно посещаю семинары, конференции, мастер-классы по плану Муниципального автономного образовательного учреждения «Информационно-методический центр» города Тюмени для увеличения своих знаний и получения дополнительного опыта работы, знакомства с новыми техниками, методами приемами в работе педагога-психолога. Подобные встречи, получение необходимой для меня информации, овладение новыми навыками в работе положительно влияют на продуктивность моей деятельности.

Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и т .д.

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Данные требования реализуются мной через создание соответствующей образовательной среды во время коррекционной работы, активное взаимодействие с воспитателями и родителями воспитанников.

Для этого были разработаны и реализованы такие кратковременные проекты, как: «Неделя добра», «Семейные традиции», «В мире чувств и эмоций». Данная форма работы в моем детском саду имеет положительный отклик, как у педагогов, так и у родителей воспитанников.

Регулярно создаю для психологического просвещения педагогов и родителей буклеты и памятки на такие темы как: «Психологические особенности возраста», «Развитие внимания, памяти, мышления у дошкольников», «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Агрессивные дети», «Гиперактивный ребенок», «Тревожные дети», «Важность семейного воспитания», и многое другое.

Для эмоционального развития дошкольников мной самостоятельно подготовлен ряд дидактических пособий: «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию», «Куб настроения», «Где живут эмоции!».

В построении коррекционно-развивающей работы с детьми я учитываю особенности возрастного и психофизического развития, анализирую возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения. Активно практикую в своей работе техники песочной терапии. В связи с этим, мной была разработана и на данный момент апробируется авторская модифицированная программа «Песочная фантазия». Ожидаемый результат – это повышение уверенности в себе у воспитанников, снижение тревожности и психофизического напряжения, улучшение взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок», улучшение эмоционального состояния, развитие мелкой моторики.

Обобщённые итоги профессиональной деятельности

за последние 3 г ода

Реализация модели психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса позволяют построить работу таким образом, чтобы не только корректировать нарушения в развитии воспитанников, а также раскрыть их потенциал, что находит подтверждение в положительной динамике на конец учебного года и по итогам завершения коррекционно-развивающих занятий. Работа ведется мной в трех направлениях: коррекция негативных эмоциональных проявлений, коррекция поведенческих нарушений, развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

Эффективность работы представлена в таблице.

Ежемесячно мной организуются встречи с родителями воспитанников для решения возникающих вопросов воспитания, психолого-педагогического просвещения, получения опыта взаимодействия с детьми. Темы встреч подбираю достаточно актуальные, выбранные из наиболее часто задаваемых родителями запросов.

Таким образом, в 2017 году были проведены следующие мероприятия с родителями воспитанников:

Практическое занятие на тему: «Страхи – это серьезно».

Практическое занятие на тему: «Мир чувств – мир гармонии» .

Групповая консультация на тему: «Вопросы адаптации ребенка к условиям ДОУ».

Семинар-практикум на тему: «Психологическая безопасность дошкольников».

Тренинговое занятие на тему: «Радость воспитания».

Практическое занятие на тему: «По тропинке в школу за руку пойдем».

Мини-тренинг на тему: «Скоро, скоро в первый класс!».

В 2018 году количество подобных встреч увеличилось. Были проведены мероприятия:

Семинар-практикум на тему: «Детская агрессия: причины, последствия, пути коррекции».

Консультация на тему: «Зачем ребенку самостоятельность!».

Практическое занятие на тему: «Мой ребенок – моя ценность».

Тренинговое занятие на тему: «Ждет нас школа впереди!».

Практическое занятие на тему: «Эмоции в жизни ребенка».

Практикум на тему: «Детские капризы и истерики».

Семинар-практикум на тему: «У каждого семья своя!».

Групповая консультация на тему: «Адаптация к условиям детского сада: проблемы и пути их решения».

Семинар-практикум на тему: «Как помочь тревожному ребенку».

Тренинговое занятие на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания».

Меня очень радует то, что родители охотно посещают мои мероприятия, активно задают вопросы, получают на них ответы, рекомендации. Увеличивается и количество родителей на занятиях. Повышается число индивидуальных консультаций. Если на 2017 год их составляло 57, то уже в 2018 году мной было проведено 73 индивидуальные консультации. Основные темы запросов это: агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, поведенческие нарушения, развитие мыслительных процессов. Данные представлены без учета консультаций по результатам диагностики.

Я стараюсь способствовать активному психологическому просвещению воспитателей в детском саду. Особое внимание в своей работе уделяю так же и психологическому здоровью самих педагогов и коллектива в целом. Групповые встречи с педагогами я провожу раз в месяц. В 2017 году мной были организованны следующие мероприятия:

Круглый стол на тему: «Учимся чувствовать и понимать».

Практикум на тему: «Песочная терапия – средство укрепления психологического здоровья дошкольника».

Практическое занятие на тему: «Учимся управлять собой – техники саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях».

Мини-тренинг на тему: «Тропинки к своему Я».

Мини-тренинг на тему: «Как многое успеть».

Мини-тренинг на тему: «Эмоциональное выгорание. Как с ним бороться?».

Семинар-практикум на тему: «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ».

Консультация на тему: «Если в группе агрессивный ребенок».

Тренинговое занятие на тему: «Эмоциональное развитие дошкольника».

Школа общения на тему: «Что должен знать взрослый для эффективного общения с ребенком».

В 2018 году проведены следующие мероприятия:

Семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребенок в группе».

Консультация на тему: «Влияние стереотипов и установок на личность педагога».

Тренинговое занятие на тему: «В стране одаренных детей».

Школа общения на тему: «Конфликты в образовательной среде».

Практическое занятие на тему: «День психологической разгрузки».

Консультация на тему: «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии».

Консультация на тему: «Особенности работы с тревожными детьми».

Практическое занятие на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети».

Семинар-практикум на тему: «Эмоциональная перегрузка дошкольников: признаки и способы коррекции».

Школа общения на тему: «Педагог и ребенок: барьеры в общении».

В своей работе с педагогами часто необходимую информацию предоставляю в виде буклетов, памяток, брошюр, письменных рекомендаций.

Педагоги активно посещают и индивидуальные консультации. Наиболее распространенные темы запроса это: как работать с детьми ОВЗ, поведенческие нарушения, вопросы развития воспитанников, работа со своим эмоциональным состоянием.

Опытом своей работы я с удовольствием делюсь с коллегами на мероприятиях городского и регионального уровня:

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников через игры социально-личностной направленности» в рамках стажёрской площадка по реализации ФГОС ДО по теме: «Интеграция образовательных областей в условиях реализации задач по формированию словаря детей 3-4 лет» на базе МАДОУ д/с №3, январь 2017 года.

Развивающее занятие для детей старшего возраста на тему «Путешествие в песочную страну», семинар-практикум для педагогов на тему: «У страха глаза велики» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2017 года.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста на тему: «В гостях у феи настроения», практикум для педагогов на тему: «Развитие волевой сферы дошкольников как залог успешного обучения в школе» в рамках образовательной сессии «Современные педагогические технологии социально-личностного развития старших дошкольников» на базе МАДОУ д/с №3, сентябрь 2017 года.

Мастер-класс на тему: «Я будущая мама» в рамках городского мастер-класс «Я – мама» на базе МАОУ СОШ №5 города Тюмени, февраль 2018 года.

Развивающее занятие для детей среднего возраста на тему: «Путешествие капельки» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2018 года.

Тренинг для педагогов на тему: «Мандала-терапия в работе с педагогами, как способ оптимизации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» в рамках практико-ориентированного семинара «Повышение психологической компетентности педагогов. Тренинг для педколлектива, направленный на оптимизацию педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» на базе МАОУ СОШ №25, ноября 2019 года.

Проведение мастер-класса на тему: ««Эмоции в красках» в рамках V Областного форума «Большая перемена», 2017 год.

Анализируя проведенную работу за последние два года, можно сделать вывод, что мне удается достаточно успешно повышать уровень психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Вовремя замечать, диагностировать нарушения в развитии, поведении у воспитанников, подбирать необходимые методы, формы, приемы работы с такими детьми и проводить соответствующие коррекционно-развивающие мероприятия.

Перечень применяемых психолого-педагогических технологий,

методик, програ мм.

Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В своей работе я использую целый следующие методы: наблюдение, опрос, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития. Диагностика для меня - это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Для психологической диагностики используется стандартизированные диагностические методики по направлениям:

1. Исследование психических процессов.

Восприятие: методика «Разрезные картинки» (А. Н. Бернштейн, «Включение в ряд», «Пирамидка» А. Л. Венгера.

Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика «Домик» (Д. Б. Эльконин, Н. И. Гудкина).

Память: методики "10 картинок" и «10 слов» (А. Р. Лурия); методика «Узнай фигуру» (А. Н. Бернштейн).

Мышление: методика «Конструирование по образцу» (Т. В. Лаврентьева); методика «Четвертый лишний» (Савинкова); методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); методика «Свободная классификация» (А. Л. Венгер).

2. Исследование эмоциональной сферы детей:

«Несуществующее животное» Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А. И. Юрьева; методика «Лесенка» (изучение самооценки) - В. Г. Щур, С. Г. Якобсон; методика «Интервью» (изучение страхов) А. И. Захарова.

3. Исследование межличностных отношений детей со сверстниками и семейных взаимоотношений:

Методика «Домики» (Я. Л Коломинский, Н. А Березовина); «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, С. Д. Рейндольс, Г. Хаментаускас).

В работе с педагогами использую следующие диагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко); анкета «Психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, К. С. Старченкова); «Стиль педагогического общения» (Р. В. Овчарова); методика «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряховский).

Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка. В работе с детьми для себя выделяю игровую технологию и методы песочной терапии. Игра и игрушки это естественная, привычная среда развития, воспитания, обучения для ребенка. Зачастую то, что ребенку трудно выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Что позволяет решать следующие задачи: психокоррекция, психопрофилактика, развитие и гармонизация личности ребенка, способствование улучшению психологического климата в семье.

При построении коррекционно-развивающей работы опираюсь на программу социально - личностного развития "Я, Ты, Мы" Князевой О. Л, Стеркиной Р. Б. Так как образовательный процесс МАДОУ д/с №3 основывается именно на данной программе. Так же использую в своей работе следующие программы:«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е. А. ; «В мире детских эмоций» Т. А. Данилина, В. Е. Зедгенидзе, М. М. Степина; «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» Л. И. Катаева; «Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» Л. М. Костина; «Цветик – семицветик» программа психологических занятий с дошкольниками Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева; «Разгадай тайну песочной страны» коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке Ю. Шиманович.

Работая педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении, я получаю, несомненно, огромное удовольствие. У меня есть возможность помогать людям, видеть положительный результат своей деятельности, открывать новые границы в познании и развитии. Моя профессия интересна, многогранна, уникальна. Я имею множество вариантов для саморазвития, самореализации. Особенно важно то, что я ни разу не усомнилась в правильности выбора своего рода деятельности, для меня педагогика и психология это не просто работа, это образ жизни.