Error: не определено #11234. Учебно производственный центр. Учебно-производственный центр московского метрополитена
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Учебно производственный центр. Учебно-производственный центр московского метрополитена

Учебно-производственный центр Московского метрополитена.

Сегодня состоялась экскурсия в Учебно-производственный центр Московского метрополитена . Мы посмотрели, как идет обучение будущих машинистов, пообщались с преподавателями, задали вопросы и узнали много нового и интересного. Большое спасибо за организацию экскурсии пресс-службе метро и заместителю начальника УПЦ П. К. Ковалеву. Давайте узнаем историю УПЦ и посмотрим на кузницу кадров Московского метрополитена.

Развитие Московского метрополитена в трудные сороковые годы прошлого века потребовало значительного увеличения объёма подготовки квалифицированных кадров. Действовавшая в то время система обучения персонала на базе подразделений метрополитена и Железнодорожного училища № 1, в виду особой специфики метрополитеновских профессий, не могла решить этой задачи. Поэтому приказом Наркома путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича 18 ноября 1944 года была образована техническая школа Московского метрополитена. Первым руководителем технической школы был назначен высококвалифицированный специалист Службы подвижного состава Алексей Петрович Шлейн.

Первоначально курсы по подготовке кадров организовывались в производственных помещениях под платформой станции «Арбатская». Поезда проносились практически над головами учащихся. Для преподавательской работы на условиях совместительства привлекались действующие специалисты метрополитена. Общий объем подготовки кадров составлял около 250 человек в год.

Со временем, техническая школа была переведена в новые помещения. Подготовка машинистов и помощников машинистов проводилась в специально оборудованных технических кабинетах на площадке электродепо «Сокол», а кабинеты для подготовки ряда профессий Службы движения, Эскалаторной службы и администрация, располагались в помещениях станции «Автозаводская». Техшкола стала Аlma mater для многих будущих руководителей метрополитена.

За время своего существования техническая школа Московского метрополитена неоднократно проводила подготовку инженерно-технических специалистов для метрополитенов Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Ташкента и др. В рамках международного сотрудничества в технической школе неоднократно проходили обучение работники Пражского и Будапештского метрополитенов, а так же группы работников СЦБ метрополитена Калькутты.

Вследствие непрерывного развития метрополитена (строительства новых линий и станций, внедрения современных технических средств, замены подвижного состава), объём подготовки в рамках технической школы, составлявший не более 1500 человек в год, перестал удовлетворять возросшим потребностям Московского метрополитена. Поэтому 28 июля 1995 года техническая школа была реорганизована в Учебно-производственный центр Московского метрополитена и переведена в новое, специально оборудованное здание.

В настоящее время Учебно-производственный центр — современное образовательное учреждение, которое осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более чем по 30 профессиям, востребованным в Московском метрополитене. Система подготовки, учебные планы и перечень профессий не имеют аналогов среди других учебных заведений столицы. В Учебно-производственном центре готовят машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по приему и отправлению поездов, машинистов эскалаторов, электромонтеров, контролеров автоматических пропускных пунктов, электромонтеров СЦБ и связи и других специалистов.

За 2008 год Учебно-производственным центром было подготовлено более 5 тысяч специалистов.

За последние годы, специалистами Учебно-производственного центра проведена работа по подготовке, редактированию и выпуску уникальных учебных методических пособий по предметам, входящим в учебные программы ключевых профессий метрополитена. Благодаря собственной типографии, все учащиеся в полной мере обеспечены учебными и методическими материалами. Создаются специальные учебные видеофильмы, наглядным образом иллюстрирующие технологические процессы ремонта и обслуживания оборудования и порядок действий работников метрополитена в нештатных ситуациях. Модернизируются макеты и наглядные пособия, внедряются обучающие компьютерные программы.

За 2008 год разработаны и внедрены учебные программы подготовки и повышения квалификации по профессиям «Машинист электропоезда (вагоны серии 81-740/741)», «Машинист мотовоза» (для машинистов ДДЭ), «Резерв машинистов-инструкторов локомотивных бригад». Внесены изменения в программу повышения квалификации «Машинист инструктор локомотивных бригад», добавлен курс «Управление персоналом».

Становятся традицией призовые места, занимаемые недавними выпускниками Учебно-производственного центра на городском межотраслевом конкурсе «Московские мастера». В 2008 году первое место занял машинист электродепо «Сокол» Виталий Скоробогатов, окончивший Учебно-производственный центр в конце 2006 года.

В Учебно-производственном центре должным образом оснащены аудитории по всем видам оборудования вагонов метрополитена. Образцы-макеты, плакаты, тренажеры, действующие образцы оборудования вагонов метрополитена — необходимый набор обучающих инструментов в каждом кабинете. В большинстве аудиторий установлено презентационное оборудование, позволяющее демонстрировать учебные фильмы и вести обучение с использование специально разработанных компьютерных программ.

Разработаны и внедрены уникальные модели стендов-тренажеров, моделирующих работу пневматических приборов. Возможна имитация процессов торможения при порожнем режиме, полной и средних загрузках, работа срывного клапана и УАВА, работа ДВР и пневматических раздвижных дверей и многих других приборов.

В аудиториях установлены действующие модели кабины управления вагонов метрополитена, силовые электрические аппараты, электрические схемы вагонов и другое оборудование.

Специально оборудован кабинет охраны труда. Аудитория оснащена образцами средств индивидуальной защиты и электрозащитных средств, специальными макетами, а так же профессиональным тренажером, позволяющим отрабатывать технику оказания первой помощи при различных условиях.

Особое внимание уделяется профессиям, востребованным в Службе движения и Службе пути. Имеются многочисленные модели действующего оборудования, системы АРМ-ПД, светофоров и автостопов, пультов управления стрелками и сигналами.

Так же оснащены и специально оборудованы кабинеты для подготовки и повышения квалификации по другим профессиям. Кабинет грузоподъемных механизмов, кабинет трансформаторов, кабинет автоматики и телемеханики, кабинет устройств пути — это далеко не полный перечень специально оборудованных аудиторий Учебно-производственного центра.

В настоящее время в Учебно-производственном центре внедряется система обучения, с использованием интерактивных образовательных технологий. Специально установленная аппаратура позволяет вести удаленное техническое обучение работников метрополитена по специально прокладываемым каналам связи, проводить видеоконференции и тематическое тестирование. Целью системы интерактивного обучения является подготовка и повышение квалификации работников метрополитена на качественно новом уровне, а так же создание единой электронной базы данных работников для оперативного контроля за проведением технического обучения и уровнем технической грамотности.

В основе системы интерактивного обучения лежит возможность подачи одного и того же учебного материала от преподавателя к обучающемуся множеством разнообразных способов: компьютерные программы, видеолекции и видеофильмы, электронные библиотеки, наглядные пособия и макеты и т.п., а так же моментальный контроль за уровнем усвоенного материала (компьютерное тестирование) и возможность самостоятельных занятий работников по любым темам в любое удобное время.

Такой метод подготовки активно используется преподавателями УПЦ при проведении занятий. Это уже привело к значительному повышению качества подготовки выпускников УПЦ.

Постоянное на всех этапах обучения и единое компьютерное тестирование с созданием общей по метрополитену базы данных позволит реально оценить и постоянно контролировать уровень технической грамотности, начиная с учащихся УПЦ и заканчивая любыми работниками электродепо, осуществлять контроль за посещаемостью технической учебы и за работой лиц, проводящих техническое обучение. Накопленные сведения позволят руководящим работникам оперативно реагировать на снижения уровня технической грамотности в отдельных подразделениях (цехах, бригадах, колоннах и т.п.), анализировать плюсы и минусы обучающей системы, прогнозировать и разрабатывать необходимые учебные программы на следующие периоды. Моментальный доступ к наиболее полной информации на любого работника метрополитена являющегося участником интерактивной образовательной системы является существенной положительной характеристикой данной системы. Таким образом, технические знания, полученные в Учебно-производственном центре, будут постоянно поддерживаться на высоком уровне, и находиться под постоянным контролем.

Учебно-производственный центр — современное образовательное учреждение, являющееся своеобразными воротами в Московский метрополитен, которые гостеприимно распахнуты для всех желающих.

46 фотографий, общий вес 5,3 мегабайт


Краткая вводная перед экскурсией.

Новое поколение любителей метро:)

Всё строго!

Электрические схемы вагона.

Ещё больше электрических схем вагонов.

Тренажер по электрике.

Павел Ковалев, зам. начальника УПЦ, рассказывает о работе и задачах центра.

В кабинете механической части вагонов.

Крепление тормозных колодок.

Растет смена! :)

Парковые пути депо «Замоскворецкое».

Один из преподавателей пытается узнать у пацана, будет ли он работать машинистом.

Коротко и ясно.

Это меня поразило больше всего. УПЦ разработала большой объем программ по обучению машинистов, слесарей и т.д. В них можно посмотреть в 3d на любую деталь вагона, покрутить во все стороны, заглянуть во внутрь и посмотреть в действии.

Например, воздушный компрессор.

Пневматическое оборудование.

Стенд с автоматическими дверями.

Пневматический стенд вагона.

Сейчас посмотрим что там внутри!

Авторежим. Ссмысл прибора таков, что при изменении нагрузки в вагоне (масса пассажиров от 0 до 20 тонн) надо регулировать тормозное усилие на колодках как пневматического так и электрического торможения. Этот прибор крепится под полом вагона на неподресоренной части, т.е. на тележке. При нагрузке вагона, шток давит во внутрь прибора, тем самым переключая электрическую схему (сверху) и изменяя коэффициент в пневматики (внизу).

Диспетчер, вас понял, но МАШИНА ИСПРАВНА!

Стенд-тренажер электрической схемы вагона.

Кабинет СЦБ.

Геннадий Иванович Логинов, преподаватель устройств автоматики, сигнализации и связи.

Какой-то древний пульт в качестве реликвии.

А сейчас мы нажмем кнопочку...

Геннадий Иванович рассказывает о принципах безопасности в метро и наглядно их показывает на примере автостопа.

И на примере привода стрелки.

«Ну вы тут кнопочки и понажимали. Сейчас починим!»:)

А теперь нажимайте сами - соберите маршрут.

Геннадий Иванович оказался интереснейшим собеседником по различным вопросам автоматики (и не только) в метро и на монорельсе. С удовольствием с ним поговорил и выяснил для себя кое-какие вопросы. Да и не только я.

Техническая школа Московского метрополитена создана 18 ноября 1944 года приказом Народного комиссара путей сообщения. Учебно-производственный центр создан приказом Начальника метрополитена от 28 июля 1995 года на базе Технической школы Московского метрополитена в целях совершенствования подготовки кадров, повышения профессиональных навыков и в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Основное направление деятельности Учебно-производственного центра Московского метрополитена - подготовка специалистов для обособленных подразделений предприятия. Учебно-производственный центр осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации по 27 профессиям согласно потребностей Московского метрополитена. В Учебно-производственном центре готовят машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по станции, дежурных по посту централизации, машинистов эскалаторов, электромонтеров, контролеров автоматических пропускных пунктов, электромонтеров СЦБ и связи и других специалистов.

За 2007 год планируется подготовить более 3200 человек, в том числе более 760 по профессиям машинист электропоездов и помощник машиниста электропоездов. За последние годы специалистами Учебно-производственного центра подготовлены учебные методические пособия по предметам, входящим в учебную программу ключевых профессий метрополитена, созданы специальные учебные фильмы, модернизированы макеты и наглядные пособия, внедрены обучающие компьютерные программы. В Учебно-производственном центре оснащены аудитории по всем видам оборудования вагонов метрополитена. Аудитории оснащены макетами, плакатами, тренажерами, действующими образцами оборудования вагонов метрополитена. В кабинетах установлено презентационное оборудование, позволяющее демонстрировать учебные фильмы и вести обучение с использование специально разработанных компьютерных программ. Разработаны и внедрены уникальные модели тренажеров, моделирующие работу пневматических приборов. Возможно моделирование процессов торможения при порожнем режиме, полной и средних загрузках, работа срывного клапана и УАВА, работа ДВР и пневматических раздвижных дверей и многих других приборов. В аудиториях установлены действующие модели кабины управления вагонов, силовые электрические аппараты, электрические схемы вагонов и другое оборудование. Специально оборудован кабинет охраны труда. Аудитория оснащена образцами средств индивидуальной защиты и электрозащитных средств, специальными макетами, а так же профессиональным тренажером позволяющим отрабатывать технику оказания первой помощи при различных условиях.

Особое внимание уделяется профессиям, востребованным в службе движения и службе пути. Имеются многочисленные модели действующего оборудования, системы АРМ-ПД, светофоров и автостопов, пультов управления стрелками и сигналами. Так же оснащены и специально оборудованы кабинеты для подготовки и повышения квалификации по другим профессиям. Кабинет грузоподъемных механизмов, кабинет трансформаторов, кабинет автоматики и телемеханики, кабинет устройств пути – далеко не полный перечень специально оборудованных аудиторий Учебно-производственного центра.

В Московском метро есть уникальное подразделение, цель которого - подготовить кадры практически для всех профессий: машинистов, путейцев, движенцев и так далее. Это учебно-производственный центр , который с одной стороны учебным заведением строго говоря не является (так как имеет строгую специализацию под конкретное предприятие), с другой стороны процесс подготовки кадров построен на очень высоком уровне.
Сначала обучение работников метро происходило исключительно на местах, в 1944 году была создана техническая школа Московского метрополитена, которая в 1995 году и была преобразована в УПЦ.
Первый раз я побывал в УПЦ 6 лет назад (это было первое мероприятие, организованное метрополитеном, которое я посетил - ностальгия), за это время существенно была обновлена материально-техническая база, учебный процесс стал интенсивнее и насыщеннее, интенсивнее стал отсев, но те, кто остаётся, заинтересованы в своей профессии и действительно её ценят. Как следствие, количество случаев и происшествий, связанных с неопытностью персонала, значительно сократилось. Во многом это заслуга главного инженера, Павла Ковалёва, который полностью радеет за своё дело. Один из его девизов которого звучит так: "Можно работать в метро, не зная его историю. Но зачем?" С этим я полностью согласен, впрочем, его можно применить не только к метрополитену.
В подтверждение предлагаю просто сравнить УПЦ шестилетней давности (фото ) и сейчас.


1. В здании постепенно проводится ремонт. Но дело не только в косметике, но и в содержании. Сейчас в холле висит такой плакат.
Раньше была схема метро.

2. В аудиториях - масса наглядного материала, можно сначала рассмотреть схему

3. Затем посмотреть вживую

4. И закрепить знания, прочитав конспект. Эту литературу сотрудники УПЦ готовят сами, был период, когда никаких специальных изданий не было.

5. Пневматическое оборудование. Популярный блогер metroelf оперативно разобрался со специально смоделированной аварийной ситуацией.

6. По ту сторону макета дверей

7. Прислонно-сдвижной макет (для Русичей). А так было 6 лет назад.

8. Современный интерактивный стенд

9. Автосцепка Шарфенберга для Русича

10. Распилили буксу вместе с логотипом Метровагонмаша

11. Действующая модель утюга Оки.

12. Вот комната для обучения движенцев и инженеров СЦБ практически не изменилась , на месте и пульт виртуальной станции Победа (Беляево). Разве что электронные пульты на компьютере появились.

13. Наглядная демонстрация работы системы автоматической регулировки скорости и автоблокировки.

14. А тут - ещё нагляднее.

15. Служба связи. Здесь я спалися, пересёк фотоэлементы УКПТ (Устройство контроля прохода в тоннель, на фото справа), в результате чего он оглушительно заверещал.

16. И дежурных по эскалатору тут тоже обучают.

17. Миссия метрополитена

18. Служба электроснабжения

19. Инструменты путейцев для устранения течей. Применяется с 1935 году:-)

20. Макет, демонстрирующий работу насосных станций.

21. Гермозатвор.

22. Вообще тут самые интересные макеты, на мой взгляд, где рассказано, как вообще метро устроено.

23. Тоннель

24. В коридорах тоже много чего интересного. Для сравнения, как плакаты выглядели раньше.

25. История пневматики в метро. Представлена информация в том числе о преподавателях УПЦ.

26. Вентиляционная установка.

27. Режим работы в столовую оформлен в соответствии с новым бренд-буком:-)

28. Но самое зрелищное - это тренажёры для машинистов.
Снаружи напоминает зайца-робота из "Ну, погоди!"

Всего за 2014 год Учебно-Производственный выпустили 10 027 человек. Через пару лет это число превратится в 15000. Закончив 6,5 месяцев обучения и стажировку в депо, человек сам управляет поездом и перевозит по линии пассажиров.

Основной приоритет работы транспортного предприятия - безопасность, которая не оценивается в каком-то процентном соотношении. Поэтому не может быть, что, например, у машиниста по электрооборудованию 3, а по пневматике к примеру 5.
Срок обучения достаточно маленький, а знаний много, знания специфические. Люди, которые приходят учиться совершенно разные: артисты балетов, повара и даже был раз батюшка. Поэтому кому-то то удобно воспринимать на слух, кому-то надо нарисовать, кому-то посмотреть учебный фильм - УПЦ предоставляет такую возможность. На каждый агрегат есть картинки, макеты, компьютерные стенды, сами приборы. Таким образом, преподаватели добиваются максимального восприятия учебной информации.

Отсев примерно 60 %, обычно это происходит в первые 2 недели - для машинистов это ознакомительная практика в депо. Там уже с инструкторами, с ветеранами метрополитена, человек ознакомляется с будущей профессией. В течении этих двух недель, принимается решение - будет он там работать или нет. Кстати, особенность профессии машиниста - строжайшая дисциплина. Если например за эти две недели человек не может запомнить сигнализацию - показания светофоров, или постоянно опаздывает, то увы, придется искать другую работу.

Кстати, артист балета отлично закончил УПЦ и проработал помощником, машинистом вроде как и не стал.
А батюшка раньше был преподавателем высшей математики и преподавал теоритическую механику.

Огромное спасибо mosmetro за организацию! :) Это не копипаста. Этот текст был написан мной.

01. Центр располагается на территории "Заморья" - электродепо Замоскворецкого недалеко от станции Варшавская.
Входим, и вот мы входим в здание, где происходит обучение множеств профессий, связанных с Московским Метрополитеном.

02. Оценки 3 не существует. Если по итогам экзамена средний бал ниже 4, то права на управление не выдаются. По статистике, те люди, которые например проваливали так называемые "аварийные игры", из них 95 % имели оценку ниже 4 (еще до момента, когда за оценку "удовлетворительно" не выдавали права). А вот с молодым поколением все наоборот - показатели намного улучшились.

03. Люди разные, и кому-то то удобно воспринимать наслух, кому-то надо нарисовать, кому-то посмотреть учебный фильм - УПЦ предоставляет такую возможность. На каждый агрегат есть картинки, макеты, компьютерные стенды, сами приборы. Таким образом, преподаватели добиваются максимального восприятия учебной информации.

04. Номерной!!!

06. Преподаватель Павел Хамидулин рассказывает о электрическом оборудовании вагона.

07. А stek32 внимательно слушает и вспоминает;)

08. Знакомые штуки, правда?

09. Кстати, обучение машинистов есть на всех этажах. На 3 этаже - только машинисты, на втором - чуть-чуть машинистов и служба движения.
1 этаж - все оставшиеся службы и опять машинисты. Все кабинеты тематические: то есть в каждом кабине может быть только механика, только пневматика или только СЦБ и т.д.

э

11. Обожаю, когда разрешают трогать все кнопочки!

12. Павел Ковалев сопровождал и собственно проводил эту экскурсию. Ему отдельное спасибо!

13. Кстати, это уже кабинет пневматики.

14. Покрутить кран 013 бесценно.

15. Рядом стоят макет двери. Павел Константинович показывает как их открывать. Все действия отображаются на экране.

16. Представитель пресс-службы Илья, тоже решил покрутить:)

17. Таким образом с помощью проектора смотрят учебные фильмы и с помощью программы можно рассматривать любую часть подвижного состава до самых мелких деталей, которые даже просто не увидишь.

18. Еще там есть двери Русича.

19. А это сам Русич.

20. А это тележка русича.

26. В ручную перевели стрелку.

29. Потом нам рассказали про то, "почему поезда не могут столкнуться" :) И снова Илья лезет в кадр!

30. Про АРС, Автоблокировку...

31. Идут занятия. Преподаватель задает вопросы про график. Отвечающий должен назвать все с точностью до секунды.

35. Макет, который чуть не выбросили.

36. Кабинет тоннельных сооружений.

Спустя три года работы в метро, вновь вернулся в стены Учебно-производственного Центра Московского Метрополитена. Вообще так рано возвращается туда я не планировал, но раз уж объявили набор в эскурсионную группу, то собственно почему бы и нет? Кстати, если кто еще не знает, то представительство Метрополитена в твиттере увеличилось на пару аккаунтов. Mosmetro_event - оповещает о начале регистрации на различные мероприятия проводимые пресс-службой на территории предприятия.
MetroOperativno - оперативная информация из первых рук. Сбои, задержки, ремонт и так далее. Но вернемся в УПЦ. Так что же оно из себя представляет, как туда попасть, на какие специальности обучают, все это и многое другое в этой заметке

Итак, УПЦ ММ - уникальное в своем роде заведение. Предприятие находится на территории электродепо "Замоскворецкое",

на базе центра ведется обучение, переподготовка, повышение квалификации по 44 профессиям, состоящих из 65 (!) программ обучения. Если окунуться в историю, то изначально, работники метрополитена это переученные специалисты железной дороги. Первая техническая школа, была создана спустя 9 лет после открытия движения по тоннелям. В 1995 на базе Техшколы создается УПЦ. который просуществует ровно 20 лет, да-да вы не ослышались. С 31 марта учебно-производственный центр прекратит свое существование. чтобы уже с 1 апреля благодаря реформированию, предстать в виде отдельной службы внутри Московского метрополитена. Служба профориентации, обучения и развития персонала - такое вот не замысловатое новое название.
Помимо этого в подчинение новой службы войдет Народный музей ММ. Который внимание... Переезжает по новому адресу и будет находится на территории бывшего вагонного завода им. Войтовича по адресу: Шоссе Энтузиастов д.4. Там же откроется и музей подвижного состава. Но это еще не все. В самом же музее будет организован молодежный кружок где нные любители метро могут ознакомится, а при желание получить специализированные знания о разных проффессиях (что-то подобное уже много лет практикуется на железной дороге. Если кто не знает то в нашей стране имеется 26 действующих Детских железных дорог) в сфере метрополитена. Ну да ладно все это в ближайшем будущем, а пока вернемся в настоящее. Что же изучают кандидаты, пришедшие устраиваться на работу в метро?
Далее я буду рассказывать исключительно об обучении машинистов, т.к. сам прошел через все это. Но экскурсия включала себя кабинеты не только эксплуатации. поэтому если из читающих меня есть представители других служб, с удовольствием добавлю ваши коментари. Как и везде, обучение начинается с основ. Для нас это - Механическое оборудование. Все что касается устройства вагона рассказывают и показывают в этом кабинете.

Пожалуй самая главная экипаж ная часть вагона - тележка. Благодаря ей конструкция приходит в движение по рельсам.

Или вот - автосцепка Шафренберга. Та самая деталь которая соединяет вагоны в поезд.

Каждый кто учился, все равно где, будь то школа, институт или путяга имели только учебную литературу, а уже на практике, сталкивались с материалом так сказать в "живую"
В нашем же центре, реальные детали в разрезе

Во время движения все это крутится, передаются нагрузки компенсируется раскачивания и т.д. Человеческому глазу все эти процессы не видны в реальных условиях. Поэтому в УПЦ создали GiF анимации, где все вплоть до мельчайших подробностей двигается, "работает".
Процесс сцепа двух вагонов:

Передача вращающего момента от тягового двигателя к колесной паре, через карданную муфту:

Таким образом, на пальцах и картинках можно объяснить как приводится состав в движение. Разогнались, едем по перегону "Тютькино - Морковкино" впереди замаячила станция, пора тормозить. Для этого переходим в кабинет Пневматического оборудования.

Все что приводится в действия при помощи воздуха: открытие/закрытие дверей, торможение поезда при помощи пневматики, стояночный тормоз, и др. Все изучает эта наука.
Воздухораспределитель. Ох, сколько же мне он попил кровушки во время учебы.... Вообще тяжелей всего мне далась именно пневматика. Во время практики, энное количество раз приезжал на пересдачу зачета. После заветных слов: сдал! Хотелось... В общем рад был безумно!
Все эти каналы, поршня, штыри, вентиля, все это было нарисованно. Спустя три года увидел совершенно другую картину, современный плакат, где все движение воздуха подсвечивается диодами. Как раз то, что мне не хватало. Наглядности!


Пока любовался и ностальгировал, в другом конце вагона кабинета произошел аварийный случай. Не отпуск тормоза на одном вагоне.
Все по настоящему. Пассажиры волновались, пытались понять в чем дело...

Но всю нештатную ситуацию в считанные секунды разрулил, случайно оказавшийся в нужном месте, в нужный час действующий машинист 1-го класса Макс ака Metroelf

Электричество - дело темное, до конца не изученное. Любил повторять машинист в бытность моей работы на жд. Тогда и впрямь для меня это было темным лесом. При виде схемы управления электропоездом ЭР2Т я впадал в кому. Однако, все изменилось в этой самой аудитории. Слева стоит Павел Хамидулин, преподаватель не побоюсь этого слова от бога. Благодаря его объяснениям на простом, понятном языке, удалось узнать то чему я должен был учится на уроках физике в школе. Спасибо ему огромное.

На стенде представлена часть подвагонного электрического оборудования "номерного":

Конечно же все в рабочем состоянии. Все подключено к настоящему пульту из кабины

Чтобы закрыть тему с обучением машинистов перейдем к самому вкусному. Тренажеры подвижного состава:


Совсем недавно я побывал в Научном Клиническом Центре ОАО"РЖД" . Очень интересно было сравнить ощущения.
Скажу честно, в УПЦ намного скромнее масштаб. Графика не такая четкая, зато реализация кабины практически идентична настоящему. С другой стороны, разные задачи, главная цель нашего центра дать возможность почувствовать себя в роли машиниста.
Вот Дима metroblogger Показывает мастер класс по остановке на станции:

А это молодое поколение проезжает первые метры подземных перегонов:

Я же не отказал себе в удовольствие прокатится в составах 760-ой серии. Налетел пару раз на превышение, чуть не сработал ЭПВ, зато остановка на станции сдал на отлично!
Помимо навыков управления поездов, тренажер позволяет имитировать некоторые аварийные ситуации. Этим заведует преподаватель, который находится вне кабины и совершенно неожиданно делает пакость при помощи компьютера


Вот все эти предметы изучают будущие машинисты московского метрополитена. Меня часто спрашивают как проходит процес обучения? Итак попытаюсь максимально подробно рассказать что ждет человека желающего подземной романтики.
Первое что надо сделать, позвонить в ближайшее к дому депо и записаться на собеседование. В случае успешного результата (да-да не всем дают возможность даже попробывать учиться) Отдел кадров дает направление к психологу и на медкомиссию. Естественно и на этих этапах происходит отсев. Следующая ступенька - ожидания наборы группы. Как только она сформирована из кандидатов, всех собирают в одном из кабинетов УПЦ, где рассказывают приблизительно что их ожидает в ближайшее 6-8 месяцев. После собеседования курсанты расходятся по своим депо. В ближайшее две недели ежедневно инструктор по обучению будет давать столько информации что ни на что другое времени не остается. Как мне показалось это самый сложный этап. На нем к тебе присматриваются буквально ко всему, во сколько приходишь, в каком состоянии, как проходит усвоение материала, как ведешь себя с преподавателем. Буду честен, когда сам бы на этом этапе, были косяки за мной. пришлось дать честное пионерское слово, получить первое и последнее китайское предупреждение и браться за ум. В последующее месяцы я с благодарностью вспоминал время проведенное в депо. Именно там я получил основную базу знаний, а непосредственно в центре все было гораздо легче и проще. Итак, спустя две недели оставшиеся в живых прошедшие первые тесты собираются вновь на дорожную комиссию. В УПЦ возвращается только часть, в нашей группе из 47 человек после депо вернулись 23. На дорожной комиссии могут отчислить еще пару абитуриентов. После чего счастливчики идут получают литературу и у них начинается основная учеба. Вот тут хотелось бы сделать одну пометку. Учеба в УПЦ это не школа, где за вами бегали преподаватели, а если вы нахулиганил вызывали родителей. Это не институт где можно перекидывать долги на другой семестр. Тут все намного строже. Не тянешь? Извини, но тебе найти лучше другую работу. Любишь прогуливать? Гуляй, но в другом месте. В первый месяц обучение идет на помощника машиниста. Такой некий день сурка. Проснулся, учеба, домой, поел, самоподготовка, сон. У меня тут налось расписание, правда уже на машиниста, но она не сильно отличается.

Расписание Занятий на 19-23.09.2011г
Понедельник 19.09.11
9:30-12:10 Электрооборудование каб. 312
12:10-16:10 Управление Поездом каб. 220
Вторник 20.09.2011
9:30-12:10 Управление Поездом каб.220
12:10-16:10 Электрооборудование каб. 312
Среда 21.09.2011
9:30-12:10 Механическое Оборудование каб. 306
12:10-16:10 Пожарная Безопасность каб. 302
Четверг 22.09.2011
9:30-12:10 Управление Поездом каб. 305
12:10-16:10 Пневматическое Оборудование каб. 310
Пятница 23.09.2011
9:30-12:10 Механическое оборудование каб. 305
Пневматическое Оборудование каб. 310
12:10-16:10 Управление поездом каб. 211

Спустя четыре недели студенты возвращаются по своим депо и проходят двухнедельную слесарную практику и недельную поездную. Следующим пунктом - экзамены. Сдают в принципе все, правда некоторые уходят из упц с корочками помощника... И уже на следующий день начинается все заново, учеба-сон-учеба. Потихоньку упор уходит на управление поездом. В расписание появляются дни для Аварийных занятий при депо. в таком ритме живем еще 3 месяца и вот наконец-то пора зачетов, а после них долгожданная практика. На ней тебя учат управлять поездом. Руки потеют, организм весь в напряжении первое торможение на станции. Наставник помогает, стоит прям за спиной, но с каждой станцией отходит все дальше. И вот ты сам остановился, гордишься собой, и забываешь что надо ехать дальше. Ничего страшного, пару слов из лексикона матерого машиниста возвращают в реальность, двери закрываются, с опозданием уезжаешь и начинаешь нагонять...
За обучением, не замечаешь время, начинаешь путать дни недели, впрочем они уже не важны, с этого момента график у тебя плавающий. Когда выходные знают только нарядчицы.
Так проходит, нет, пролетает - месяц. И вновь УПЦ, на этот раз экзамены... Последний ответ и ты МАШИНИСТ. правда только на бумаге. С этой самой бумагой бежишь в депо, где продолжаешь набираться опыта в 3-х месячном наезде с наставником. Как думаете что потом? Верно, УПЦ. Еще один экзамен и вот тебе вручают права управления. Все теперь ты почти машинист, освоил еще одну специальность! Правда это еще не конец. что бы тебя выпустили на линию работать с людьми, гоняют на Аварийных занятиях. В моем случае потребовалось 1,5 месяца. кому-то больше, кому-то меньше, все индивидуально.
Журнал одной из групп на машиниста:

Как видете учеба в УПЦ не сахар. Оно в принципе понятно. В случае поломки состава в тоннеле именно грамотность машиниста оказывается на первом месте. От него зависит как быстро он справится с неисправностью, и насколько долго не будет движения на том участке где остановился сломавшийся состав. Основы всех знаний закладываются в здесь, Учебном Центре, потом уже в депо знания шлифуются, со временем приходит опыт, еще одна важная составляющая нашего нелегкого дела.
Лично мне, учеба далась немного легче, чем большинству. Все таки с похожей техникой сталкивался. Наверное поэтому себе позволял немного спорить с преподователями, выражать свое непонимание учебным процессом... Может поэтому несколько раз ездил передавать зачетную оценку, а может я действительно что-то не знал =). В любом случае тройка на зачете это проблемы на экзамене. Средний выпускной бал "4". С тройбаном надо как минимум один экзамен отвечать на твердую 5, а ведь отличником некогда не был... Как сейчас происходит учебный процес, я не знаю. но думаю сильно не различается
Могу сказать твердо: За три года Центр очень поменялся в лучшую сторону. Отремонтированные кабинеты с интерактивными схемами. Для примера вот, стенд на котором показывается работа систем сигнализации.

Мы все это рисовали в тетрадях, на пальцах нам объясняли, разжевывали.. Теперь все наглядно и понятно


И таких примеров масса. Те же самые кабины. Как вы думаете что легче, рассказывать в теории или показывать на практики свои знания? Имеется огромный видео архив, который состоит из коротких роликов где показана приемка/сдача электроподвижного состава, выход из случаев, работа разных узлов. Помимо всего как вы видете в каждом кабинете детали целые и в разрезе для наглядности. Контингент приходит разный от священников до гробовщиков (учился со мной в группе, сейчас успешно работает машинистом) Кому-то надо лишь почитать, кому-то посмотреть. В общем все условия созданы для успешной учебы. Как говорится было бы желание. Хотя без желания в метро особо не задерживаются.
Не машинистами и помощниками един метрополитен. Мы всего лишь болтики в огромном механизме.(с)
Служба Сигнализации, Централизации и Блокировки (СЦБ) - Все что относится к работе светофоров АЛС, радиосвязь, это их стихия. Забыл уточнить, вроде обучение с "нуля" на эту специальность не ведется, только повышение квалификации.

ДСЦП - Дежурный по посту централизации. Вот уж кто-кто, а эти люди самые незаметные. Да и когда их увидишь если они постоянно за рабочем местом которое спрятано в лабиринтах станции?

Все эти кнопочки, лампочки.. достаточно перепутать одну кнопку, что бы состав ушел не по "прямому", а заехал на станционный путь (зря смеетесь, и такое бывало). Хотя наверное с приходом современных технологий, возможность такой ошибки исключена. По крайней мере мне хочется в это верить.


Следующим пунктом экскурсионной программы стал кабинет Электромеханической Службы (ЭМС) и Службы тоннельных сооружений. Пожалуй работа этих людей не менее интересна чем машиниста. Порой служебные обязанности их отправляют туда, где до них были только строители Метрополитена. а еще они вместе с путейцами порождают всевозможные байки и страшные истории. Кстати, мой родной брат работает именно в ЭМС.
Вентиляционные шахты...

Водоотливные установки...

Станционые сооружения...

Тоннели...

Гермоворота...

Ну и конечно ремонтный инструмент, который кстати не поменялся с тех самых пор, когда научились строить метро...

Как известно без истории не может быть будущего, руководство центра уделяет этому повышенное внимание. На стенах красуются стенды с историческими персонажами

Информация о подвижном составе, линиях, станциях, начальниках Московского Метрополитена...

И даже имеется свой не большой музей.

Помимо осмотра аудиторий, народ активно принимал участие в демонстрации экспонатов. Запускали макет метропоезда на открытом участке

Переводили стрелочный механизм курбелем

А популярный блогер зафигачил "себяшку"

После традиционных печенек для блогосферы (куда же без них) желающие устроили метроспотинг.
Окна центра выходят акурат на парковые пути электродепо "Замоскворецкое":

А тут как раз начались выходы на линию..


На этом наша экскурсия подошла к концу, хочется поблагодарить пресс-службу Московского Метрополитена за организацию данного мероприятия.
Ковалева Павла Константиновича и Романова Александра Васильевича за проведенную экскурсию и подробный рассказ о своем детище.