Error: не определено #11234. Буклет для родителей комплексы артикуляционной гимнастики. Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Буклет для родителей комплексы артикуляционной гимнастики. Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.

«Чистим зубы»

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Качели»


Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка.

ТОГБОУ» Отъясская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила

учитель-логопед

Клочнева С.С.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

1 Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2 Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3 Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

    Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

    Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого.)

    Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

    Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статистические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик»

Артикуляционная гимнастика позволяет сформировать определенные уклады и выработать полноценные движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

1. Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно для того, чтобы выработанные навыки закрепились. 2. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении. 3. Длительность гимнастики 5-10 минут (5-7 упражнений). Каждое упражнение повторяется 5-7 раз. 4. Статические упражнения (удержание позы) выполняются по 10-15 секунд. 5. Последовательность при выборе упражнений – от простого к сложному. 6. Добавлять одно новое упражнение необходимо тогда, когда ребенок успешно выполняет предыдущие. 7. Ребенок должен видеть лицо взрослого и его артикуляцию, а также свое лицо для самоконтроля. 8. Взрослый должен следить за качеством выполнения упражнений, их точностью. 9. Необходимо чередовать статические и динамические упражнения.

« Лягушечка/хоботок» Попеременно растягивать губы в улыбке и вытягивать в трубочку.

«Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение.

«Заборчик» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать положение.

«Качели» Рот открыт, кончик языка поднимать к верхним и опускать к нижним зубам.

«Часики» Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик узкого языка передвигать из левого угла рта в правый.

«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковые края языка поднять вверх, изображая чашечку.

«Иголочка» Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

«Кошка сердится» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх.

«Грибок» Рот приоткрыть. Прижать широкий край языка всей плоскостью к небу. Открыть рот. Удерживать положение.

«Лошадка» Присосать язык к небу. Пощелкать языком.

«Дятел» Стучать кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук Д-Д-Д.

«Чистим зубки» Рот закрыт. Вести язык круговыми движениями между губами и зубами.

Известно, что письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут негативно сказаться на овладении чтением и письмом в начальной школе. Выполняя эти нехитрые упражнения, мы готовим органы артикуляции к полноценной работе над правильным звукопроизношением. Одновременно с артикуляционными упражнениями следует применять дыхательную и пальчиковую гимнастику, игры на развитие фонематического слуха, звуко-слоговой структуры слова. Только вдумчивый комплексный подход позволит достичь желаемого результата и предотвратить нежелательные проблемы в период школьного обучения.

Челябинск, 2015

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Учитель-логопед МБОУ №68 Сорокина Е.Ю.

Уважаемые родители логопедической группы!

Приветствую вас на наших заседаниях логоклуба.

Планирование заседаний родительского логоклуба «Болтунишки»

Сентябрь - Общее родит. Собрание.

Знакомство с группой.

Результаты первичной диагностики

Октябрь

  1. "Артикуляционная гимнастика "
  2. «Логопедический массаж»

Ноябрь

1. «Домашняя работа по закреплению поставленных звуков и обогащению лексики (лексические темы)»

2. « Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Декабрь

    «Компьютерные игры для развития и коррекции речи».

Артикуляцонная гимнастика

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день с родителями дома.
  • Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  • Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

2. Презентация "Сказка о весёлых язычках"

скачать: http://dfiles.ru/files/4739j2nw5

3. Комплексы артикуляционной гимнастики (буклеты для родителей)

для свистящих звуков /huhkml/pamjatka_dlja_roditelej_na_s.doc

для шипящих /huhkml/pamjatka_dlja_roditelej.doc

для звука л /huhkml/gimnastika_dlja_l.doc

для звука р /huhkml/pamjatka_na_r.doc

общий комплекс /huhkml/pamjatka_gimnastika.doc

Логопедический массаж

1. Буклет "Самомассаж языка"

скачать: /huhkml/samomassazh_jazyk1.doc

2. Видео " Логопедический массаж"

    Необходимо соблюдать последовательность массажных движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

    При выполнении тонизирующего массажа (понижен ный тонус мышц) используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используются поглаживание и легкая вибрация.

    -- Все приемы не должны вызывать неприятных ощущений у ребенка.-

    Каждое движение повторяется 5—8 раз.

    Длительность массажа 5-15 минут.

    Коли-чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 - 12 . Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностное нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Между первым и вторым курсами рекомендуется интервал три месяца, в дальнейшем, возможно, проводить повторные курсы массажа ежемесячно.

4. Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Как правильно выполнять домашнее задание по звукопроизношению?

  • При закреплении поставленных логопедом звуков дома родителям необходимо помнить, что на начальных этапах работы отрабатываемый звук произносится ребёнком утрированно (выделяется голосом -долго, сильно, громко. Например СССанки, СССалат, СССумка и т.д.).
  • Последовательность при автоматизации звука следующая:

Слог

Звук в начале слова,

Звук в конце слова

Звук в середине слова и в словах со стечением согласных.

Чистоговорки, фразы, стихи и тексты.

  • Если в домашнем задании есть контурные рисунки для раскрашивания, то схема выполнения будет такой:

1. Напоминание правильной артикуляции звука.

2. Чёткое проговаривание слогов и слоговых дорожек. (Запомни-повтори сразу 4 слога).

3. Проговаривание слов с выделением звука. Называние картинок.

4. Штриховка картинок на автоматизируемый звук с проговариванием.

Пример: -Что ты будешь рисовать?

Реб. -Я буду рисовать шшшар.

-Что ты рисуешь?

-Я рисую шшшар.

Что ты нарисовал?

-Я нарисовал шшшар. и т.д.

5. Составление предложений вместе с ребёнком с каждым словом.

6. Заучивание стихов и чистоговорок на автоматизируемый звук.

Артикуляционная гимнастика

Зачем нужна гимнастика?

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков - шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов.
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк - ..иск».

Тип файла: DOC

Размер: 41 КБ

Одна из самых важных задач обучения дошкольников род¬ному языку - развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по-следовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодо¬левать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уве¬ренным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности.

Речевая ошибка или закономерное явление

Тип файла: DOC

Размер: 30 КБ

Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заим¬ствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусъя кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством. Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста

Тип файла: DOCX

Размер: 16 КБ

В четыре года фразовая речь ребенка включает предложения из пяти- шести слов. В этом же возрасте дети начинают сопровождать речь игрой, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас в четыре года состоит из 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

Правильно ли говорит Ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?

Тип файла: DOC

Размер: 29 КБ

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно. Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА- буклет

Тип файла: DOC

Размер: 791 КБ

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики.

Тип файла: DOC

Размер: 163 КБ

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Взаимосвязь логопеда и семьи

Тип файла: DOC

Размер: 1 МБ

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.