Error: не определено #11234. Володя аксенов. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г. рязани и г. касимова
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Володя аксенов. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г. рязани и г. касимова

Дата события: 01.02.1935 г.

Родился 1 февраля 1935 г. в с. Гиблицы Бельковского района Московской области (ныне Касимовский район Рязанской об-ласти). Рано лишился родителей. Отец — Виктор Степанович Живоглядов после рождения сына с семьей не жил; погиб на фронте 13 января 1944 г. Мать — Александра Ивановна Аксе-нова работала бухгалтером в местном сельпо и пищекомбинате; умерла в 1949 г. Воспитателями и опекунами после смерти матери стали бабушка и дедушка: Иван Прокофьевич и Вера Федоровна Аксеновы — выпускники Рязанской учительской семинарии 1896 г., преподаватели русского языка и литерату-ры Гиблицкой школы. Вера Федоровна одна из первых среди учителей Рязанской области была награждена орденом Ле-нина за вклад в дело образования. Бабушка умерла в 1955 г., дедушка — в 1959 г. Владимир учился в школе успешно — за 4-й, 5-й и 7-й классы имел похвальные грамоты.

В 1949 г. вступил в комсомол. В том же году после успешно-го окончания сельской семилетней школы без экзаменов был принят в Касимовский индустриальный техникум. В Касимо-ве с односельчанином Евгением Стоговым, также учащимся техникума, снимали небольшую комнату в частном доме по ул. Дровяная. Каждую неделю в воскресные дни вместе с дру-гими учащимися преодолевали пешком 25-километровый путь от Касимова до Гиблиц.

В 1950 г. по решению старших в семье переехал жить в г. Ка-лининград (ныне г. Королев) Московской области к сестре матери — Зинаиде Ивановне Симакиной, которая работала школьным учителем. Учебу продолжил в Мытищинском маши-ностроительном техникуме. Практику учащиеся проходили на больших предприятиях — Мытищинском машиностроительном заводе (ныне — ОАО «Метровагонмаш») и Московском авто-заводе им. И. В. Сталина (ныне — Открытое акционерное мо-сковское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), где получали специальности токаря, слесаря, фрезеровщика, сборщика. Впоследствии эти профессиональные навыки очень пригодились в повседневной жизни, в работе конструктора, испытателя и космонавта.

В это же время Владимир Викторович успешно окончил школу бального танца при Дворце культуры автозавода, что впоследствии позволило чувствовать себя уверенно на всех официальных мероприятиях и приемах, в том числе за рубежом.

После окончания техникума в 1953 г. Аксенов по предложе-нию местного военкомата по путевке Мытищинского город-ского комитета комсомола был направлен в военное училище летчиков. Летом 1953 г. большая группа юношей из Москвы приехала поступать в 10-ю военную авиационную школу перво-начального обучения летчиков (10-я ВАШПОЛ) в г. Кременчуге Полтавской области (Украина). Конкурс был четыре человека на место. Учеба в военном училище оставила самые теплые вос-поминания — коллектив, дисциплина, исключительно здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом, интереснейшие предметы — теория полета, устройство двигателей, метеороло-гия, самолетовождение и др., замечательная летная практика — пилотаж, полеты строем, по маршруту и т.п. 10-ю ВАШПОЛ Аксенов окончил с отличием в 1955 г. и был направлен для дальнейшего обучения в Чугуевское военное авиационное учи-лище летчиков (г. Чугуев Харьковской области, Украина). Это училище подготовило многих замечательных асов, в том числе 273 Героя Советского Союза. Его окончил и трижды Герой Со-ветского Союза И. Н. Кожедуб. Девять космонавтов, дважды удостоенные звания Героя Советского Союза, были в разные годы курсантами этого училища.

В мае 1956 г. правительство СССР, выступившее с целым рядом масштабных мирных инициатив по вопросу сокращения вооруженных сил и обычных вооружений, заявило об односто-роннем сокращении Вооруженных сил СССР на 1 200 000 че-ловек. Это коснулось армии, военных училищ, некоторых КБ и заводов. 13 января 1957 г. Аксенов возвратился в Калининград и был принят на должность конструктора 3-й категории в Особое конструкторское бюро, Главным конструктором и руководите-лем которого был Сергей Павлович Королев, ныне признанный во всем мире основоположник практической космонавтики. Конструкторская группа, в состав которой входил Аксенов, занималась разработкой одного из узлов первого спутника — гермовывода сигнала с передатчика через металлический корпус на антенны спутника. В последующие годы отдел под руковод-ством будущего академика Бориса Евсеевича Чертока, в котором работал Владимир Викторович, принимал непосредственное участие в конструкторских разработках практически по всем изделиям, в том числе по системам управления космическими кораблями «Восток», «Восход», «Союз».

Аксенов без отрыва от производства в 1963 г. окончил Всесо-юзный заочный политехнический институт, учебно-консульта-ционный пункт которого был в то время при КБ. По результатам защиты дипломного проекта по космической тематике, состо-явшейся в КБ, Аксенову была присвоена квалификация инже-нера-механика. Годы работы конструктором по приборам и си-стемам стали высшей инженерной школой, которую Владимир Викторович «окончил» в должности старшего инженера-кон-структора в связи с переходом в летно-испытательную службу предприятия, созданную С. П. Королевым в 1964 г. Возглавил новую структуру знаменитый летчик-испытатель Герой Совет-ского Союза С. Н. Анохин. Аксенову было поручено проведение испытаний по отработке космической техники и приемов работы космических экипажей в условиях невесомости. В должности технического руководителя испытаний Владимир Викторович проработал девять лет.

Невесомость на Земле можно было создать только при особом режиме полета самолета. Для того чтобы в самолете разместить полноразмерные отсеки космических кораблей, он должен был быть больших размеров и отвечать особым требованиям проч-ности. Такие испытания в режимах невесомости в СССР прово-дились на специально доработанных самолетах Ту-104, а затем Ил-86, а в США на самолетах КС-130. Режим невесомости могли выполнить только самые квалифицированные и опытные лет-чики-испытатели Летно-исследовательского института (ЛИИ) (г. Жуковский, Московская область) и Государственного науч-но-исследовательского Краснознаменного института (ГНИКИ) ВВС им. В. П. Чкалова (пос. Чкаловский, Московская область). Полеты относились к высшей категории сложности. Испытатели работали в реальных космических скафандрах, их страховали остальные члены испытательной бригады. Будучи техническим руководителем испытаний и отвечая за весь ход работ, Аксенов всегда во время полетов был одним из четырех испытателей. Та-кое совмещение давало возможность оценить работу экипажей и степень соответствия космической техники выполнению задач полета. Отрабатывались наиболее важные элементы программ будущих полетов экипажей космических кораблей. Испытатели из разных вариантов методов и приемов работы в невесомости выбирали наиболее надежные и этим приемам обучали буду-щие экипажи. В то время все, связанное с невесомостью, было впервые и еще недостаточно изучено. За годы испытательской деятельности Аксенов выполнил более 250 полетов на самоле-те-лаборатории и работал более чем в 1 200 режимах невесомо-сти. В переводе на «чистое» время это составило более 10 час. в условиях «космического» полета. Этот практический опыт и психологическая подготовка по выполнению поставленных задач в условиях особой сложности послужили основанием для результативной работы в будущих полетах в космос. Испытательная бригада Аксенова отрабатывала также про-грамму действий космонавтов при посадке кораблей на Луну. В то время программа по подготовке полетов с посадкой на Луну шла полным ходом. Гравитация на Луне составляет 1 / 6 от земной. Условия гравитации, как и режимы невесомости, созда-вались в полетах самолета-лаборатории, только с несколько ины-ми параметрами траектории. В салоне самолета был размещен «на полу» даже «лунный» грунт — специальная горная порода, привезенная из Армении. Всего выполнено около 150 режимов лунной гравитации — это 75 мин. «чистого» времени работы «на Луне». Испытатели этой бригады — единственные в нашей стране, кто работал «на поверхности Луны». К сожалению, программы пилотируемых полетов с посадкой на Луну были прекращены.

С ростом объемов и разнообразия работ в космосе, в том числе и в открытом, руководством предприятия было принято решение о создании специальной испытательной лаборатории по изуче-нию всего комплекса проблем, касающихся работы космонавтов, их специального оснащения, в том числе специализированного космического инструмента. Руководство лабораторией было поручено Аксенову.

В 1973 г. Владимир Викторович перешел на должность кос-монавта-испытателя в отряд космонавтов при КБ, созданный по решению С. П. Королева. Космонавты-испытатели КБ вхо-дили в общий отряд космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю. А. Гагарина, проходили общие отборы и подготовку, выполняли все элементы программы космического полета. Кро-ме того, они должны были непосредственно оценивать работу всех систем кораблей и станций в полете и затем совместно с проектантами и конструкторами проводить анализ, устранять недостатки, совершенствовать работу систем. Знания космиче-ской техники, полученные за годы конструкторской и испыта-тельной работы, навыки работы в экипаже, приобретенные на летных испытаниях, были очень важными в профессиональной деятельности Аксенова.

За время пребывания в отряде космонавтов Владимир Викто-рович выполнил два испытательных полета в космос. Основной целью первого полета, проходившего с 15 по 23 сентября 1976 г. в экипаже с В. Ф. Быковским, было испытание новой фотоси-стемы по съемкам Земли из космоса. Многоспектральная фото-система МКФ-6, на тот момент лучшая в мире, была выполнена по техническому заданию советских ученых в Германской Де-мократической Республике (ГДР) на предприятии «Карл Цейс Йена». В процессе испытаний проводились съемки поверхности Земли — суши и океана. За шесть дней было отснято около 20 млн. кв. км поверхности Земли, в том числе около 10 млн. кв. км территории СССР. Фотоснимки на 90% были отличного качества, а особенности многоспектральной съемки позволяли получать информацию по всему диапазону интересов в оценке земной поверхности — для геологов, работников лесного и сель-ского хозяйства, гидрологов, для составления кадастровых пла-нов земель и т.д. Создание подобной системы в 1970-х гг. было огромным успехом ученых и специалистов СССР и ГДР. Первые испытания всегда сопровождаются какими-то отказами. Были они и в этом полете. После устранения замечаний система много лет работала на космических станциях типа «Салют».

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4540 от 28 сентября 1976 г. «за успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм» Аксенову Владимиру Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Указом Прези-диума Верховного Совета СССР № 4541 от 28 сентября 1976 г. присвоено звание «Летчик-космонавт СССР».

Второй полет, проходивший 5-9 июня 1980 г., был из разря-да испытаний высшей сложности: надо было провести первые летные испытания нового космического корабля «Союз-Т». Корабль проектировался и готовился к запуску несколько лет. Над ним работали в основном новые коллективы проектантов и разработчиков систем, в том числе и группа под руководством Аксенова, состоявшая из нескольких космонавтов-испытателей. Особенностями корабля были не только новый уровень всех систем, но и то, что все его основные режимы управлялись через бортовой компьютер. Это был новый этап в проектировании и управлении космической техникой как в СССР, так и в США. Американский космический корабль «Шаттл», управление кото-рым осуществлялось также через бортовой компьютер, появился только через год после полета корабля «Союз-Т».

Испытания нового корабля Аксенов проводил вместе с Ю. В. Малышевым. Корабль был трехместным, но в первом полете экипаж состоял из двух человек. Два дня потребовалось космонавтам для оценки работы всех режимов и систем корабля в автономном полете. На третий день были запланированы испы-тания новой системы сближения и стыковки корабля со станцией «Салют-6». Однако на самом важном этапе стыковки, когда счет идет на секунды и минуты, на расстоянии 250 м от станции бортовой компьютер, выполняя заложенную программу, выключил систему управления, оценивая сбой и отказ основного прибора системы измерителя скорости и перемещения станции. Это про-изошло за 10 мин. до входа станции в тень Земли, где стыковка была бы уже невозможна. Потребовалось все умение и хлад-нокровие космонавтов, чтобы за оставшееся время в ручном режиме выполнить стыковку со станцией. Ранее при подобных отказах в нескольких космических полетах стыковка не выпол-нялась. Полностью ручная стыковка во всей ее специфической сложности была выполнена в этом полете впервые в мире. Это было тем более важно, что невыполнение одного из основных элементов полета для транспортного корабляданном случае стыковки со станцией) могло повлечь его отправку на доработку на несколько лет. Стыковка даже в таком крайнем режиме пока-зала возможности его использования. «Союз-Т» был принят как новый транспортный корабль и с тех пор с учетом устраненных недостатков является основным космическим кораблем нашей космонавтики. После стыковки со станцией «Салют-6», где кос-монавты были встречены экипажем станции — В. В. Рюминым и Л. И. Поповым — и проведения оценки взаимодействия нового корабля с системами станции, экипаж посещения во время воз-вращения на Землю испытал новую систему спуска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2290 от 16 июня 1980 г. «за успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм» летчик-космонавт СССР Аксенов Владимир Викторович был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После второго испытательного полета Аксенов в основном занимался разработкой новых систем пилотируемых кораблей в качестве заместителя руководителя комплекса № 3 предпри-ятия, который разрабатывал самые важные и сложные системы космического корабля — системы управления движением, ори-ентации, стыковки, спуска и посадки. Руководителями этого комплекса были: академик РАН Борис Викторович Раушенбах, затем — академик РАН Виктор Павлович Легостаев.

В 1988 г. Владимир Викторович по конкурсу стал директором Государственного научно-исследовательского Центра (институ-та) по исследованию природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР). Институт занимался проектированием и изготовлением авто-матических космических аппаратов, решающих задачу иссле-дования поверхности Земли методами дистанционного зонди-рования, а также организацией их запусков. Но это было лишь частью общей системы в решении задач получения информации в интересах гидрометеорологии и изучения природных ресурсов Земли. Часть системы — управление космическими аппаратами, прием и специализированная обработка информации — выпол-нялась другими организациями. Владимир Викторович предло-жил объединить всю систему в одно научно-производственное объединение (НПО). После представления и обоснования такого объединения в научных и управляющих структурах страны решением Совета Министров СССР было образовано новое научно-производственное объединение — НПО «Планета», генеральным директором которого в 1990 г. стал Владимир Вик-торович. НПО, успешно работая по использованию имеющихся и разработке новых спутниковых систем, вышло на мировой уровень решения этих задач. Однако после 1992 г. в результате проведения в России реформ, оказавших разрушительное воз-действие на всю космическую отрасль страны, исследование земной поверхности в целях изучения природных ресурсов с космических аппаратов методами дистанционного зондиро-вания практически прекратило свое существование ввиду сня-тия государственного заказа и прекращения финансирования. В других же странах, в первую очередь в США, Франции, Япо-нии, Индии и т.д., такие системы успешно развиваются и дают бесценную информацию по состоянию поверхности Земли и ее природных ресурсов.

Владимир Викторович ведет большую общественную ра-боту: с 1977 г. — заместитель председателя Советского фонда мира (с 1992 г. — Международная Ассоциация фондов Мира (МАФМ)), председатель постоянной комиссии по проблемам «Мир и устойчивое развитие» МАФМ, с 1979 г. — заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с 1996 г. — председатель Президиума общественной организации «Духовное движение России», с 2001 г. — президент «Научного фонда проблем безо-пасности и устойчивого развития». С 2009 г. — президент Ака-демии наук и искусств Союза им. С. П. Королева. В 2012 г. Вла-димир Викторович стал членом Консультативного совета при Губернаторе Рязанской области.

Многократный участник международных научно-обществен-ных форумов по линии ООН и ЮНЕСКО по проблемам кон-версии, экологии, безопасности, культуре, проходивших в США, Бразилии, Швейцарии, Дании, Франции, Японии, Австралии.

Почетный гражданин села Гиблицы, города Касимова, Каси-мовского района, городов Рязани, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, графства Джефферсон штата Кентукки (США).

Награжден 2 орденами Ленина, медалями, в том числе «Вете-ран труда», «За заслуги в освоении космоса», «За заслуги перед отечественной космонавтикой» им. С. П. Королева, золотой медалью им. Ю. А. Гагарина, золотой медалью им. академика В. Ф. Уткина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и че-ловечеством» Чехославацкой Социалистической Республики, орденом Карла Маркса Германской Демократической Республики и другими. Имеет почетные звания «Летчик-космонавт СССР», «Заслуженный мастер спорта».

Владимир Викторович имеет ученые степени и звания кан-дидата технических наук, профессора, академика Международ-ной Академии наук информации, информационных процессов и технологий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира, Всероссийской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Государственной национальной русской академии. В 2009 г. в серии «Знаменитые рязанцы» вышла по-чтовая карточка с портретом дважды Героя Советского Союза Владимира Викторовича Аксенова.

Аксенов Владимир Викторович / подгот. О.Я. Азовцева, Р.Д. Кудякова // Богатыри земли Рязанской: биобиблиографический указатель / Ряз. обл. универс. науч. б-ка им. М. Горького. - Рязань, 2005 - . Ч. 3: Герои Советского Союза (1945-1991). Герои Российской Федерации (1992-2012) - 2013. - С. 14-24. - Библиогр.: с. 23-24.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксенов родился 1 февраля 1935 года в селе Гибницы Касимовского района Рязанской области.

Детство и юность

Его родители были простыми людьми из самой обыкновенной крестьянской семьи. Отец - Живоглядов Виктор Степанович работал трактористом в совхозе, погиб на фронте в 1944 году. Мать - Аксенова Александра Ивановна работала бухгалтером сельхозкооперации и умерла от тяжелой болезни в 1949 году. Мальчик только закончил семилетку и оставшись сиротой вместе с младшим братом перебрался в семью матери в Мытищинский район. Учился Виктор Аксенов в школе очень хорошо, особенно ему нравилось возиться с техникой, поэтому он без труда поступил в Мытищинский машиностроительный техникум.

Воплощение мечты

Все, что связано с авиацией всегда привлекало юношу, и он после окончания техникума в 1953 году поступает в Кременчугскую военную авиационную школу, а заканчивает военное обучение в Чугуевском авиационном училище в 1956 году. Получает предложение престижной и ответственной работы в только что начавшем свою работу "почтовом ящике” - ОКБ зрительной памяти. Принимал участие в разработке и испытаниях такого важного направления как бортовые и наземные антенные устройства. Параллельно работе Владимир Викторович Аксенов заочно учится во Всесоюзном политехническом институте и в 1963 году становится дипломированным специалистом.

Почти 20 лет Аксенов работает в ОКБ, принимая участие в разработке первых советских космических кораблей - «Восход», «Восток», «Союз». В отряде космонавтов Необходимость изучения технических параметров космических полетов, особенно при проведении сеансов в открытом космосе, потребовала к привлечению в качестве космонавтов не просто летчиков-испытателей, но научно-инженерных кадров. Все кандидатуры также проходили тщательнейший отбор.

Аксенов поступил в отряд космонавтов в марте 1973 года, это был уже третий набор. В течение 2-х лет, с 1974 по 1976 он прошел весь необходимый курс подготовки по программе нового космического корабля «Союз-Т». 15 сентября 1976 года корабль «Союз-22» стартовал с космодрома Байконур. Экипаж состоял из командира корабля В.Ф. Быковского и борт-инженера В.В. Аксёнова. Полет длился 8 дней, с 15 по 23 сентября. Космический эксперимент «Радуга», который проводился на космическом корабле «Союз-22» был посвящен сотрудничеству между СССР и ГДР в рамках программы «Интеркосмос».

Необходимо было осуществить многозональное фотографирование поверхности Земли для исследования природных ресурсов. Корабль во время полета облетел нашу планету 127 раз. Задача, поставленная перед космонавтами, была выполнена на отлично, все системы работали нормально. Аппаратуры МКФ-6, которая использовалась для многозонального космического фотографирования поверхности и атмосферы Земли, показала себя с отличной стороны. Разработка этого метода в дальнейшем была успешно и использована в народном хозяйстве. Экипаж космического корабля «Союз-22» был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден Орденами Ленина и Золотой Звездой.

Второй полет в космос

К следующему полету в космос Владимир Аксенов готовился два года – с 1976 по 1978. Полет был осуществлен с 5 по 9 июня 1980 года. Экипаж космического корабля «Союз Т – 2» состоял из командира корабля Юрия Малышева и борт - инженера Владимира Аксенова. Для Малышева это был первый полет. Позывным Аксенова в этом полете был Юпитер-2. Программа космического полета предполагала испытание новой модификации транспортного космического корабля «Союз Т».

Основная задача нового корабля заключалась отработать процесс стыковки в открытом космосе. В данном случае стыковка должна была произойти между научно-исследовательским комплексом «Салют-6» и транспортным космическим кораблем нового типа «Союз Т». Автоматическая стыковка не получалась, пришлось стыковать космический корабль к станции вручную, но основная задача полета была выполнена. Особенность этого полета заключалась в том, что впервые в мире космический корабль управлялся бортовым компьютером.

Американцы только через год смогли запустить в космос корабль «Шаттл» с бортовым компьютером. Также впервые стыковка между космическими кораблями была осуществлена в ручном режиме, и уже после этого появился наработанный материал по параметрам, чтобы позволить другим экипажам осуществлять ручную стыковку. Нештатная ситуация произошла во время приземления спускаемого аппарата на Землю. Вместо положенной по программе "мягкой посадки”, аппарат совершил пять мощных прыжков по степи. Как вспоминал позднее Аксенов, такой посадки не было ни до, ни после их полета.

За проявленное мужество и героизм космонавты после возвращения на Землю были награждены Орденами Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза. Владимир Аксенов получил эти награды и звание второй раз. В 1988 году Аксенов покидает отряд космонавтов и переходит на руководящую работу в научные организации. С 1996 года Владимир Аксенов - глава общественной организации "Духовное движение России". В 2011 года в Рязани был установлен бюст В. В. Аксёнову.

Космонавт: Аксенов Владимир Викторович (01.02.1935 г.)

  • 36 -й космонавт России (79-й в мире)
  • Длительность полета (1976 гг.): 7 суток 21 час 52 минуты, «Ястреб-2»
  • Длительность полета (1980 гг.): 3 суток 22 часа 19 минут, «Юпитер-2»

Владимир Викторович был рожден 1-го февраля 1935-го года в деревне под названием Гиблицы, расположенной в пределах Рязанская область. Окончил семь классов местной школы, после чего в 1949-м году был зачислен в машиностроительный техникум города Мытищи. Завершив специальное образование 1953-м году, поступил в школу летчиков (ВАШПОЛ) в Кременчуге, Украинская ССР. С 1955-го по 1956-й год служил в авиационном училище города Чугуев, где ранее служил космонавт Георгий Добровольский. Однако Владимиру Аксенову не удалось окончить училище в связи с сокращением воздушных сил и его преждевременной демобилизацией.

Вначале 1957-го года будущий космонавт устроился конструктором на ракетно-строительное предприятие ОКБ-1, сегодня – РКК «Энергия». В 1963-м году завершил образование в области «Технологий машиностроения» во Всесоюзном заочном политехе в столице СССР, в том же году стал инженером-конструктором.

Космическая карьера

В феврале 1972-го года, со второго раза Владимиру Викторовичу удалось пройти медицинскую комиссию, чтобы иметь допуск к специальным тренировкам. Спустя два года Владимир Аксенов уже проходил подготовку к космическим миссиям.

Первый полет

15-го сентября 1976-го года с Земли стартовал космический аппарат «Союз-22», на борту которого расположились командир экипажа Валерий Быковский и бортовой инженер Владимир Аксенов.

Корабль был оборудован шестиобъективным фотоаппаратом МКФ-6, который являлся совместным проектом ГДР и СССР. В течение недели космонавты фотографировали поверхность нашей планеты при помощи МКФ-6. Фотоаппарат охватывал не только видимый, но инфракрасный участок электромагнитного излучения. После данного эксперимента модифицированная версия такого фотоаппарата была установлена на борту земной орбитальной станции «Салют-6». Сегодня такие мультиспектральные камеры, как МКФ-6, используются для спутниковой съемки.

За недельное пребывание на орбите Земли и проведение научных исследований космонавт Аксенов был награжден званием Героя Советского Союза, а также Летчика-космонавта СССР

Второй полет

5-го июня 1980-го года Владимир Викторович в качестве бортинженера стартовал на корабле «Союз Т-2». Командиром экипажа был Юрий Малышев, впервые покинувший пределы Земли. Задача космонавтов состояла в испытании модифицированного корабля, а также стыковке со станицей «Салют-6». Корабль был оборудован обновленной автоматической системой стыковки, которая во время проведения стыковки, работала со сбоями. В результате этого была успешно выполнена ручная стыковка. Отметив все недостатки конструкции и механизма корабля, 9-го июня экипаж «Союз Т-2» вернулся на Землю.

За проявленную отвагу и мужественность во время проведения космической миссии Владимир Аксенов во второй раз удостоился звания Героя Советского Союза.

Дальнейшая жизнь

В 1981-м году, уже через год после окончания последнего своего космического полета, космонавт Аксенов защитил диссертацию кандидата технических наук в Институте космических исследований. До 1988-го года Владимир Викторович продолжал службу в отряде космонавтов, вместе с тем продолжал деятельность конструктора в НПО «Энергия». В 1988-м году ушел из отряда космонавтов и устроился на должность директора НИИ по изучению природных ресурсов, где проектировались космические аппараты для дистанционного зондирования нашей планеты. С 1983 года имел руководящую должность в Советском Фонда мира (с 1992-го сего название «Международная Ассоциация фондов Мира»), с 1990-го по 1992-й год был гендиректором НПО «Планета». С 1996-го – председатель «Духовного движения России». А начиная с 2001-го года Владимир Аксенов является президентом фонда под названием «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Его отец погиб на фронте в 1944 году, мать скончалась в 1949 году.

Воспитанием будущего космонавта занимались дедушка и бабушка, известные в районе учителя русского языка и литературы.

В 1949 году Владимир Аксенов окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимове. В том же году в связи со смертью матери он переехал к ее сестре в город Калининград (ныне - Королев) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум. Два года учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге (Полтавская область, Украина), после чего стал курсантом Чугуевского Высшего военного авиационного училища летчиков, но в 1956 году был уволен в запас в связи с массовым сокращением личного состава ВВС.

С 1957 года Аксенов на работе в ОКБ-1 (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева). Конструктор, инженер-конструктор, после окончания Всесоюзного заочного политехнического института по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты" (1963) - ведущий инженер, начальник лаборатории летных испытаний.

Руководил летно-испытательной лабораторией на базе самолета Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости.

Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль. На самолете-тренажере совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 часов) и 150 раз - в условиях лунной гравитации (около 40 минут).

27 марта 1973 года Государственной комиссией рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

В 1974-1976 годах Аксенов проходил подготовку к полету на транспортном корабле 7К-С в экипаже с Леонидом Кизимом. Первоначально 7К-С разрабатывался для проведения военно-технических исследований, затем (под обозначением 7К-СТ или "Союз Т") - для доставки экипажей на орбитальные станции.

С января по июнь 1976 года проходил подготовку в экипаже с Валерием Быковским .

Владимир Аксенов побывал в космосе дважды в качестве бортинженера: на корабле "Союз-22" (командир экипажа Валерий Быковский, позывные "Ястреб") с 15 по 23 сентября 1976 года и на корабле "Союз Т-2" (командир экипажа Юрий Малышев, позывные "Юпитер") с 5 по 9 июня 1980 года.

Общая продолжительность двух полетов Владимира Аксенова в космос - 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

С 1984 года Аксенов работал в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина инструктором-космонавтом-испытателем, занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей. Отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с выходом на пенсию и переходом на другую работу.

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР), где проектировали автоматические космические аппараты для дистанционного зондирования Земли. В 1990-1992 годах возглавлял НПО "Планета", в состав которого вошли ГОСНИИЦИПР и разрабатывающие предприятия. В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров "Мосбизнесбанка".

В 1983-1992 годах Владимир Аксенов был заместителем председателя правления Советского фонда мира, затем заместителем председателя Международной ассоциации фондов мира, председателем постоянной комиссии по проблемам "Мир и устойчивое развитие". Возглавлял президиум общественной организации "Духовное движение России", входит в центральный совет общественного движения "Россия Православная".

Владимир Аксенов - подполковник-инженер запаса, летчик-космонавт СССР, инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса, заслуженный мастер спорта СССР.

Дважды Герой Советского Союза (1976,1980), награжден двумя орденами Ленина (1976, 1980), медалями, в том числе "За заслуги в освоении космоса" (2011), а также орденом Карла Маркса (ГДР, 1976) и золотой медалью "За заслуги перед наукой и человечеством" (Академия наук ЧССР).

Почетный гражданин Рязани, Касимова, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, села Гиблицы Рязанской области, графства Джефферсон (штат Кентукки, США).

Владимир Аксенов женат, его супруга Марина Васильевна работала в НПО "Энергия", сейчас на пенсии. Сыновья Валерий (1964 года рождения) и Сергей (1970 года рождения).

Со времен легендарного полета Юрия Гагарина прошли годы. Уже выросло несколько поколений, не являющихся свидетелями этого знаменательного события. А между тем живут и здравствуют прямые участники самых первых шагов по освоению космоса.

Тридцать семь лет назад, 15 сентября 1976 года в 12:48 (по московскому времени) был произведен успешный запуск космического корабля «Союз-22» с космонавтами Валерием Быковским и Владимиром Аксеновым на борту. А через неполные четыре года, летом 1980 Владимир Викторович Аксенов совершил свой второй космический полет. За успешное выполнение работ в космосе он дважды был награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. Помимо выполнения комплексных полетных заданий на космической орбите этот человек внес огромный вклад в разработку ракетной космической техники, автоматизированных систем по изучению окружающей среды и поиску природных ресурсов Земли. Советский космонавт награжден множеством советских и иностранных орденов и медалей. Он имеет свыше дюжины изобретений и является действительным членом академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Российской академии наук.


Как известно, дороги в космос берут начало на Земле. Володя Аксенов родился 1 февраля 1935 года в лесном Мещёрском краю, в селе Гиблицы, расположенном в Касимовском районе Рязанской области. Его мама, Александра Ивановна Аксёнова, трудилась бухгалтером в колхозе. В 1940 году у Владимира родился младший брат, которого назвали Валентином. Когда началась Великая Отечественная, отец, Виктор Степанович Живоглядов, отправился на фронт. Он погиб в 1944 году. Детство двух братьев было тяжелым и проходило под опекой маминых родителей.

Мечтал ли Володя в юные годы о космосе? В те времена не было и слов-то таких. Незадолго до своего первого полета космонавт скажет: «На ноги меня бабушка с дедушкой поставили». Дед, Иван Прокофьевич, учил его косить траву, запасать дрова и многому другому. Наравне с взрослыми Володя и Валентин работали на колхозном поле – вязали снопы, выбирали картошку. Бабушка и дедушка были известными в округе преподавателями литературы и русского языка. Они привили мальчику любовь к чтению и музыке.

Иван Прокофьевич был выходцем из крестьян, благодаря своим способностям поступивший (а затем и успешно окончивший) Рязанскую Александровскую семинарию. Помимо преподавания словесности он замечательно играл на скрипке и возглавлял школьный и церковный хоры. А бабушка, Вера Федоровна Аксёнова, проработала в местной школе пятьдесят один год, была награждена орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной». Двери их дома в любое время были открыты. Учителей уважали и взрослые, и дети, люди часто приходили к ним за помощью и советом.

В 1942 году Владимир пошел в сельскую школу. Учился он хорошо, окончил семь классов с правом поступления в техникум без экзаменов. За четвертый, пятый и седьмой классы ему были вручены «Похвальные грамоты». В 1949 году Аксенов поступил в индустриальный техникум в Касимове. Проучился он там всего один год. В приказе под номером 58 (от 17 июля 1950 года) по группе 2А он числится первым, среди переведенных на следующий курс с начислением стипендии.

Однако умерла его мама, и парня забрала к себе в Калининград ее сестра, Зинаида Ивановна Семакина. Как и ее родители, она трудилась учителем, а Володя со второго курса продолжил учебу в Мытищинском машиностроительном техникуме. Это учебное заведение он окончил в 1953 году, и по рекомендации местного горкома комсомола был послан в десятую военную авиационную школу, размещенную в городе Кременчуг Полтавской области. Через два года, пройдя первоначальное обучение летному мастерству, он продолжил обучение в Чугуевском авиаучилище летчиков-истребителей. За образцовую дисциплину и отличные успехи в учебе курсант был неоднократно награжден командованием.

Но случилось так, что в 1956-1957 годах началось масштабное сокращение ВВС страны. В связи с развитием ракетной техники было принято постановление правительства об уменьшении Военно-воздушных сил. Сокращение и переквалификация затронули авиационные КБ Лавочкина, Цыбина, Мясищева. Сокращались полки и дивизии, а в училищах отправляли в запас целые курсы. В кругу летчиков сокращение получило название «хрущевского разгона авиации». Эти события коснулись и двадцатиоднолетнего Владимира Аксенова. Проучившись полтора года в Чугуевской авиашколе, он был демобилизован.

Его уволили в запас, но тяга к небу осталась. Поскольку Аксенов окончил машиностроительный техникум, его взяли на работу в пятый отдел ОКБ-1 конструктором третьей категории. Это произошло 30 января 1957 года, еще до запуска первого искусственного спутника Земли. Так ракетная техника стала его судьбой. Он принимал участие в проектировании, разработке, оценке и экспериментальных исследованиях отсеков космических кораблей. Сам Аксенов писал: «...с января 1957 я стал трудиться конструктором в Калининградском Особом конструкторском бюро. Главным конструктором у нас был Сергей Королев. Для нового дела мне требовались углубленные знания…».

В октябре 1957 года ему присвоили вторую категорию, а с ноября 1959 Аксенов стал конструтором первой категории. В начале шестидесятых он впервые встретился с ребятами из первого набора космонавтов, среди которых оказался его однокашник по Кременчугской десятой ВАШПОЛ – Алексей Леонов. А в 1963 году Владимир на год раньше однокурсников, без отрыва от производства заочно окончил Всесоюзный политехнический институт, учебный и консультационный пункт которого имелся на предприятии. К тому времени он уже трудился старшим инженером-конструктором. Выбранная им в институте специальность называлась «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», а тема дипломной работы Аксенова именовалась: «Системы жизнеобеспечения космического корабля для полетов на Луну».

В 1965 году Владимира Викторовича перевели из конструкторского отдела в только что созданный летно-испытательный отдел, который возглавлял знаменитый летчик-испытатель, легенда советской авиации Сергей Николаевич Анохин. Его опыт и высочайшие человеческие качества очень многое дали будущим космонавтам. Анохин руководил отрядом двадцать пять лет, вплоть до смерти в 1989. В новом отделе Владимиру Аксенову доверили проводить испытания космической техники в невесомости. Это было необходимо, потому что на кораблях типа «Союз» планировались самые разнообразные работы экипажей, в том числе и в открытом космосе. Отработка методики работы людей и космической техники, обучение персонала корабля действиям в условиях невесомости и лунной гравитации (включая переход из одного аппарата в другой) стали главной задачей Аксенова. Опытнейшие летчики выполняли полеты «на невесомость», а Владимир Викторович был техническим руководителем испытаний. Этот опыт весьма пригодился ему в дальнейшем. Сам он совершил свыше 250 испытательных полетов на самолете-лаборатории ТУ-104, создающей условия кратковременной невесомости. 1200 раз Аксенов находился в режиме искусственной невесомости (что приблизительно равнялось 9 часам пребывания в «чистой» невесомости) и 150 раз – в режиме лунной гравитации (примерно 40 минут).

Сразу после перевода в летно-испытательный отдел Владимир Викторович принес Королеву заявление с просьбой зачислить его в отряд гражданских космонавтов-испытателей. Дело в том, что несколько отобранных специалистов ОКБ-1 входили в отряд космонавтов наряду с военными летчиками. Несмотря на смешанность экипажей, состоящих из «гражданских» и «военных» космонавтов, системы отбора и обучения были одинаковыми. Все участники занимали одни должности космонавтов-испытателей и могли в полете заменять друг друга. При всем том у космонавтов предприятия были еще и некоторые дополнительные функции – отработка и оценка сделанной космической техники в ходе ее непосредственного функционирования в космосе. Кандидатура Аксенова была рассмотрена и одобрена лично Сергеем Павловичем, после чего начался этап его медицинского отбора без отрыва от основной деятельности.

Медицинская комиссия длилась почти два месяца. По особым методикам врачи проверяли работу всего организма в целом, а также каждого органа в отдельности при максимальных нагрузках. Собирали информацию о жизненном ресурсе человека. Отбор по медицинским требованиям был по-настоящему «космический», в ходе него отсеивалось основное количество претендентов. По статистике в то время заключение «годен» из ста человек получало лишь два-три.

Для Владимира Викторовича этот период проходил очень тяжело и длительно. На первом медицинском обследований, проходившем в Институте медико-биологических проблем, по некоторым важным пробам он получил оценки «удовлетворительно», свидетельствующие о низшем уровне пригодности. И хотя это были проходные оценки, для заключения «годен к специальной подготовке» их оказалось недостаточно. Врачи посоветовали Аксенову лучше соблюдать режим и приходить через год на очередное освидетельствование. Владимир Викторович последовал их совету и успешно прошел медкомиссию через год. Однако к этому времени первый набор в отряд гражданских космонавтов ОКБ-1 уже закончился. А заключение о годности давалось медицинской комиссией всего на год. По окончанию этого срока его необходимо было подтверждать снова, по полной программе.

В это же время (в январе 1966 года) скончался «отец советской космонавтики» Сергей Павлович Королев, под руководством которого Аксенов проработал девять лет. Позже Владимир Викторович напишет о нем: «Сергей Павлович являлся основоположником практической космонавтики во всем мире. Во многом благодаря его воли, выдающимся способностям политика и организатора, таланту ученого и инженера, наша страна стала первооткрывательницей космической эры человечества... Труды Королева – это пример глубины научной и инженерной мысли, направленности на конечный результат. Работать под руководством такого человека огромная жизненная удача, дающая много нужного практического опыта и жизненных понятий…».

В августе 1966 года Владимиру Аксенову было поручено возглавить одну из групп ОКБ-1, а в феврале 1970 года он стал начальником лаборатории летных испытаний 731 отдела. Не имея заранее информации о том, когда будет проходить следующий набор космонавтов-испытателей, Владимир Викторович старался проходить все последующие ежегодные медкомиссии вовремя, дабы к набору все документы у него были в порядке. В подобном «режиме готовности» он находился целых восемь лет, лишь в 1973 году (21 марта) попав в отряд на должности космонавта-испытателя 291 отдела ЦКБЭМ.

Длительное время отбора, сопровождавшееся работой на летных испытаниях, не прошло даром. Вскоре после зачисления Аксенова вместе с Валерием Быковским включили в основной состав экипажа на готовящийся полет в космос. С начала 1974 по конец 1975 года Владимир проходил подготовку на транспортном корабле 7К-С вместе с Леонидом Кизимом. Параллельно он возглавлял отряд гражданских бортинженеров, тренирующихся по этой же программе. Затем с января по июль 1976 года он в качестве бортинженера вместе с Быковским проходил обучение по программе испытания многоспектральной фотокамеры МКФ-6, разработанной советскими и немецкими учеными и произведенной в ГДР на заводе «Carl Zeiss Jena».

Каждый полет в космос – это шаг в неизвестное. Шаг, требующий от космонавта высочайшего мастерства, беспредельного мужества и сильной воли. Первый полет Владимира Викторовича начался 15 сентября 1976 года на корабле «Союз-22». Экспедиция проходила в рамках использования и исследования космического пространства в мирных целях, позывным Владимира Аксенова был «Ястреб-2». Это был первый полет по программе «Интеркосмос», однако в экипаж вошли лишь советские космонавты. Их основным заданием было провести испытания новой камеры МКФ-6, фотографируя многозональным методом участки различных континентов Земли, территории Советского Союза и ГДР. Кроме того испытывалось новейшее навигационное оборудование, проводились биоэксперименты, отрабатывались методики ориентации корабля.

Космонавты трудились по шестнадцать часов в сутки, работа требовала от них большой собранности. Случались и различного рода отказы. Например, после того, как были отсняты заправленные еще на земле кассеты, их необходимо было заменить. Операция выполнялась в полной темноте и по установленной методике. Однако оказалось, что довольно сложные механизмы заснятых кассет заклинивало при извлечении. После нескольких десятков неудачных попыток у космонавтов возникла дилемма: пробовать дальше или менять на свету, засветив довольно большие части. Учитывая огромную информационную стоимость сделанных снимков, космонавты потратили уйму времени пытаясь достать кассеты в темноте, пока у них это не получилось. После возвращения конструкторы доработали фотокамеру, и к следующей ее работе на «Салюте-6» данный дефект не проявлялся.

Был и еще один эпизод. Камеру не планировалось возвращать на Землю, ей предстояло сгореть вместе с бытовым отсеком в атмосфере. Однако для дальнейшего улучшения методик дешифрирования были необходимы стоящие на всех объективах светофильтры. И по неофициальной просьбе ученых космонавты решили их демонтировать. Работа не предусмотривалась программой, им пришлось несколько часов разбирать, разламывать весь аппарат. В результате разнообразные детали устройства разлетелись по всему кораблю. Тем не менее, фильтры были возвращены на Землю.

23 сентября космонавты благополучно приземлились. Зафиксированная длительность полета составила 7 суток, 21 час, 52 минуты и 17 секунд. Результаты были признаны очень удачными. Проявленные и дешифрированные фотопленки дали цветное изображение качеством и насыщенностью информации превзошедшее самые смелые ожидания. К тому же полет «Союза-22» отлично координировался различными наземными службами, планирующими съемки земной поверхности, выбирающими маршруты для них и оценивающими метеоусловия в местах съемки. Все это позволило получить почти 95% снимков превосходного качества. За весь полет было отснято двадцать миллионов квадратных километров земной поверхности (из которых 10 миллионов – территория СССР). За успешное выполнение задач Владимир Викторович Аксёнов был награжден «Золотой звездой». Спускаемый аппарат корабля, на котором он летал, ныне находится в музее Циолковского в Рязанской области в селе Ижевском.

Второй (и последний) космический полет Владимира Аксенова начался 5 июня 1980. В качестве бортинженера (позывной «Юпитер-2») он вместе с командиром экипажа Малышевым Юрием Васильевичем провел испытания нового транспортного корабля «Союз Т-2». Особенностью данного корабля было то, что всеми его основными системами можно было управлять через бортовой компьютер, пульт управления и дисплей от которого были выведены экипажу. Космических аппаратов подобного класса в мире на тот момент еще не существовало. Американский «Шаттл», также имеющий централизованное управление через бортовой компьютер, отправился в свой первый полет лишь через год.

В ходе полета экипаж испытывал новые бортовые системы, отрабатывал разнообразные режимы управления в пилотируемом варианте. Кроме того перед космонавтами была поставлена сложная задача – провести стыковку их корабля с орбитальной станцией «Салют-6», на которой находились космонавты Валерий Рюмин и Леонид Попов. Для этого им было необходимо выполнить сложный маневр: на первом этапе сближение аппарата «Союз Т-2» с научно-исследовательским комплексом проходило в автоматическом режиме управления, однако дальнейшие действия, а именно непосредственный подлет к станции и причаливание, должны были выполняться вручную.

Ни Аксенов, ни Малышев даже не могли предположить, с какими трудностями им придется столкнуться. При сближении с «Салютом» у командира экипажа никак не получалось выйти на расчетную траекторию для произведения стыковки. А запас энергоносителя, предназначенного для маневров, у аппарата был ограничен. Управление кораблем – это исключительная прерогатива командира, и во время стыковки Аксенову оставалось только сидеть в кресле и молча переживать за результат операции. Если бы коррекция не удалась, то космонавты пролетели бы мимо станции и возвратились на Землю, не выполнив основного задания. Когда энергоносителя осталось совсем мало, Владимир Викторович, не выдержав, попросил передать управление ему. Удивительно, однако, Малышев не стал возражать. Позже он признался, что в тот момент четко осознал, как должен поступить, хотя это и шло наперекор всем «железным» инструкциям. Выполнив все положенные операции, Владимир Аксенов сумел благополучно провести стыковку космического корабля «Союз Т-2» со станцией «Салют-6» со стороны агрегатного отсека.

Испытательный полет сопровождался и другими нештатными ситуациями разного рода, но все они были успешно преодолены. Полет был также признан успешным, а общая программа выполненной полностью. Все отказы были ликвидированы на последующих аппаратах. В невесомости космонавты пробыли около четырех суток (продолжительность полета – 3 суток, 22 часа, 19 минут и 30 секунд). По прибытии на Землю 9 июня за мужество и героизм, проявленные в экспедиции, Владимир Аксенов и Юрий Малышев были награждены медалями «Золотая Звезда».

Числясь в рядах отряда, Аксенов, как и все гражданские космонавты, одновременно работал в конструкторском бюро, участвовал в испытаниях техники и подготовке экипажей к новым полетам в космос. В конце 1981 года Владимир успешно защитил диссертацию в Институте космических исследований, получив степень кандидата технических наук. Больше тридцати лет он проработал в различных испытательных, проектных и конструкторских отделах предприятия на разных должностях, став, в конце концов, заместителем руководителя комплекса, занимаясь разработкой узловых систем космических аппаратов: спуска, стыковки, движения и т. д.

Из отряда космонавтов Владимир Викторович был отчислен 17 октября 1988 года. В этом же году с согласия руководства он перешел в другое ведомство – Государственный научно-исследовательский центр по гидрометеорологии и изучению природных ресурсов – на место директора. Данный Центр занимался созданием автоматических ИСЗ, способных методами космической съемки вести изучение поверхности планеты. Работы велись работы только по направлению создания спутников, разработки приборной базы для них и выведения аппаратов на орбиту. Аксенову этого показалось недостаточным. Он сумел обосновать необходимость создания в рамках одного научно-производственного объединения замкнутой системы, включающей управление в полете спутниками, получения информации от них и интерпретации ее в виде пригодном для конкретных потребителей (в частности, работников лесных хозяйств, геологов, сельскохозяйственных предприятий).

Его предложение было рассмотрено, результатом чего стало постановление правительства о создании НПО «Планета» (в 1990 году). Владимир Аксенов стал одновременно выполнять обязанности гендиректора НПО «Планета» и директора института. Созданное НПО «Планета», включающее основным подразделением научно-исследовательский Центр, занималось разработкой, изготовлением, эксплуатацией автоматических систем, занимающихся исследованием Земли из космоса. К сожалению, это объединение было развалено в годы перестройки, после того как полностью лишилось государственного финансирования. По этому поводу Аксенов сказал в интервью: «Случившееся можно отнести к тенденции сворачивания национальных программ по освоению космоса в конце прошлого века, тенденции, которую мы, специалисты по космонавтике, находили негативной».

Помимо прочего Владимир Аксенов вел немалую общественную работу. Он являлся заместителем председателя Советского Фонда мира, затем председателем постоянной комиссии «Мир и устойчивое развитие» Международной Ассоциации фондов Мира, в которую превратился в 1992 году Советский фонд. В 1996 году он был назначен председателем Президиума общественного объединения «Духовное движение России», занимающейся изучением религий мира, проблем философии, вопросами языкознания, развития культур человечества и государственного устройства стран. С 1999 года известный космонавт входил в Центральный Совет общественного движения «Россия Православная», а в 2001 году стал президентом научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития». Иному человеку хватило бы даже одной из этих общественных нагрузок. Однако Владимир Викторович успевал выступать с докладами по проблемам экологии, в частности, в Рио-де-Жанейро (на Всемирной конференции по проблемам окружающей среды) и в ООН в Нью-Йорке. Он являлся участником множества международных конференций, был назначен председателем организационного комитета первой конференции ООН по проблемам конверсии (в которой приняло участие свыше 100 стран).

В свободное время Владимир Викторович занимался плаванием, лыжами, легкой атлетикой, играл в шахматы. По всем этим видам спорта он имеет спортивные разряды. Любил на несколько недель уходить в походы в горы. Друзья отмечают его страсть к пению в большой компании, а сам Владимир Викторович среди своих хобби в первую очередь называет чтение: «Увлекаюсь философской, исторической литературой. Сейчас уже более профессионально, изучая истоки философии, религий, взглядов, отражающих разные аспекты представления людей о мире». В 1999 году он написал небольшую брошюру под названием «Иллюзия безопасности». Она была выпущена издательством газеты «Патриот» и посвящена проблемам использования ядерного в современных военных концепциях. На вопрос: «Чего сможет достичь космонавтика в ближайшие десятилетия?», Владимир Викторович отвечает: «На мой взгляд, в будущем нужно обязательно развивать национальные программы по освоению околоземного пространства. Обратить внимание на целевые полеты отдельными кораблями. Немалую долю новых знаний может предоставить обсерватория на Луне. Это реальный проект, тем более, если он будет международным. И конечно, необходимо реализовать полет на Марс. Никакие автоматы, работающие по заложенной заранее программе, не смогут заменить человека, имеющего возможность выбора объекта исследования и комплексного анализа».

Авторитет Владимира Аксенова велик и у нас в стране, и за рубежом. Честный и скромный, обладающий огромной работоспособностью и глубокими знаниями, всегда готовый помочь всем, кто к нему обращался. Он никогда не разрывал своих связей с малой родиной, часто приезжал в Гиблицы, Касимов и Рязань, выступал перед молодежью в трудовых коллективах, встречался с учеными, краеведами и журналистами, пытался помочь решению многих проблем на федеральном уровне.

Хочется пожелать Владимиру Аксенову здоровья и долгих лет жизни. Неизменным спутником этого мужественного человека всегда являлась и является его супруга, Марина Васильевна. У них двое сыновей, ныне уже взрослых и женатых. Старший сын Валерий кандидат экономических наук, он работает в МИДе. Младший сын Сергей выбрал профессию врача. У Владимира Викторовича уже подрастают внуки: Александр и Ксения.

Из биографии космонавта на http://www.rgdrzn.ru/pages/show/honor/honor_detail/16 и интервью с ним на http://88.210.62.157/content/numbers/226/37.shtml

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter