Error: не определено #11234. Составьте описание картин используя данные назывные предложения. Тема урока: «Назывные предложения. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Составьте описание картин используя данные назывные предложения. Тема урока: «Назывные предложения. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Фонетика как раздел языкознания.

Фонетическая транскрипция

1. Понятие о фонетике.

2. Фонетическое членение речи.

3. Фонетическая транскрипция.

Понятие о фонетической системе языка.

Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из звуков строятся слоги. В языкознании есть раздел, который изучает звуки и другие звуковые средства языка – фонетика.

Фонетика (от греч. phonē ′звук′ ) – раздел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Фонетикой называют также и сам звуковой строй языка.

Предмет фонетики – звуковой строй языка.

Фонетическое членение речи.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Этот поток можно расчленить на отдельные отрезки, отдельные единицы: фразу, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Это сегментные единицы.

Фраза – отрезок речи, ограниченный двумя достаточно продолжительными паузами. Фраза обычно совпадает с границами предложения. Фраза распадается на более мелкие отрезки – речевые такты (синтагмы).

Речевой такт – небольшой отрезок речи, заключенный между двумя незначительными паузами.

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением: о блако, сне жный . К ударному слову могут примыкать безударные слова (обычно служебные), они составляют одно фонетическое слово: бе з надежды, о н же . В редких случаях ударным может стать служебное слово: на дом, не было .

Фонетическое слово состоит из слогов – одного и более.

Слог – наименьшая произносительная единица, фрагмент слова, на который мы делим его при произнесении.

Слог делится на звуки.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация .

Фонетическая транскрипция.

Транскрипция – особая запись, передающая произношение.

Принципы фонетической транскрипции – буква в транскрипции всегда обозначает только один определенный звук, каждый звук обозначается всегда одной и той же буквой.



Существует несколько видов транскрипции, мы используем Русскую академическую транскрипцию.

Основные правила транскрипции

1. То, что транскрибируется, заключается в квадратные скобки, будь это звук или фраза.

2. В транскрипции не используются прописные (большие) буквы и знаки препинания. не допускается перенос слов.

3. Ударные гласные обозначаются: [а о и ы э у]. Безударные гласные обозначаются: [а и ы у ъ ь]. Йотированные буквы е ё ю я не употребляются в транскрипции, т.к. они могут обозначать два звука, что противоречит принципу транскрипции.

Без ударения гласные становятся короче, слабее, может меняться их тембр. Изменение гласных в безударном положении называется редукцией.

Существует две позиции гласных в безударных слогах. Во второй позиции гласные подвергаются бо льшему изменению.

I позиция – первый предударный слог и абсолютное начало слова.

II позиция – 2, 3 … предударный слоги, все заударные слоги. Подсчет слогов идет от ударного слога вправо и влево.

СХЕМА РЕДУКЦИИ ГЛАСНЫХ

Примечание:

а) Гласные и , ы , у в безударных положениях обозначаются теми же значками, что и под ударением. Помните, что звук [и] встречается в начале слова и после мягких согласных, звук [ы] – после твердых согласных.

4. Для обозначения согласных звуков используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, й. Вместо них используются знаки [ш:’], [j].

Мягкость согласных обозначается запятой вверху слева: люк [л’ук].

Горизонтальная черта над знаком или двоеточие после согласного – знак долготы согласного: сшить [ш:ыт’].

Три аспекта изучения звуков речи

1. Акустический аспект.

2. Артикуляционный аспект.

3. Лингвистический аспект.

Звуки могут изучаться с трех сторон, в трех аспектах: акустическом, артикуляционном, лингвистическом.

1. Акустический (физический) аспект звуков .

При этом подходе на звуки смотрят как на физическое явление. Звук – результат колебательного движения упругой среды. При возникновении звуков речи источником колебательных движений являются произносительные органы человека (прежде всего голосовые связки).

Типы звуков.

Звуки могут быть двух типов: тоны и шумы.

Тоны – это такие звуки, которые образуются в результате колебаний голосовых связок.

Шумы – звуки, образующиеся в результате преодоления воздушной струей какой-либо преграды, это результат неритмичных колебаний губ, языка и т.п.

Тоны используются при образовании гласных, сонорных согласных, звонких шумных согласных. Но тоны, вырабатываемые голосовыми связками, – это еще не звук речи, а только материал для них. Звуки речи будут окончательно образованы другими органами речи – главным образом органами произношения.

Шумы присутствуют во всех согласных в большей или меньшей степени. Глухие согласные содержат только шум, у звонких согласных шум преобладает над тоном, у сонорных согласных тон преобладает над шумом.

Акустика различает в звуке следующие признаки: силу, высоту, длительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний (амплитуды) голосовых связок. Чем больше колебания, тем сильней звук. Чем меньше, тем звук слабее. Сила звука может меняться. Сила звука используется в оформлении ударения, интонации, но силой различаются и сами звуки. Звук [а], например, громче других гласных звуков. Словами «громкий», «негромкий» мы передаем субъективную оценку силы звука, но ее можно определить и точно, с помощью приборов. Единицей измерения силы звуков является децибел.

Высота звука прямо пропорциональна частоте колебания голосовых связок. Чем чаще колеблются голосовые связки, тем выше звук, и наоборот. Высота зависит также от степени натяжения голосовых связок – от числа полных колебаний в единицу времени. Гласные [и], [э] выше других гласных, мягкие согласные выше твердых.

Частота колебаний изменяется герцами. Человеческое ухо воспринимает в качестве звука колебания упругой среды в пределах от 16 до 20000 Гц (колебаний в секунду). Высота звуков речи лежит в пределах от 100 до 4000 колебаний в секунду (или Гц).

Длительность звука определяется продолжительностью звуковых колебаний, то есть это тот промежуток времени, который затрачивается на его произношение. Измеряется обычно долями секунд. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные произносятся длиннее безударных, но в русском языке эта длительность не является соотносительной, т.е. она не служит различению слов. Поэтому в русском языке нет долгих гласных фонем. В немецком, английском, французском и др. длительность соотносительная, долгие и краткие гласные различают слова и их формы, в этих языках есть долгие гласные фонемы. Например, в англ. яз. man и men (ед. и мн. ч. различаются гласными различной длительности).

Тембр – это индивидуальная окраска звука. У каждого звука свой оригинальный тембр. Тембр зависит от соотношения основного тона, создающегося за счет колебания голосовых связок в гортани, и обертонов (дополнительных тонов), которые наслаиваются на основной тон в резонаторе (в ротовой или носовой полости). Поскольку у каждого звука своя укладка органов произношения, поэтому у каждого звука свои обертоны, свой тембр. В гортани звук создается, а оформляется в ротовой или носовой полости. Тембр – это то постоянное, что свойственно каждому звуку и отличает его от других звуков. В особенности тембром различаются гласные. Основной тембр гласных одинаковый, различаются они именно обертонами.

2. Артикуляционный (физиологический) аспект.

На звуки речи смотрят как на результат работы органов произношения, вводится понятие «речевой аппарат».

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Для образования звуков служит целый ряд органов, выполняющих прежде всего другие жизненно важные функции в человеческом организме. В результате длительной эволюции человек приспособил эти органы для произношения.

Весь речевой аппарат можно условно разделить на три участка с точки зрения различных функций в звукообразовании:

1) дыхательные органы;

3) надгортанные полости.

Рассмотрим каждый отдел речевого аппарата подробнее.

1. Дыхательные органы.

Это насос, «меха», подобные мехам духового инструмента, по образному выражению А.А. Реформатского.

К дыхательным органам относятся легкие (2), бронхи (2), трахея .

При произношении звуков различают следующие основные положения голосовых связок:

1) связки расслаблены и не вибрируют. Образуются глухие согласные;

2) связки сближены, натянуты, ритмично вибрируют. Голосовая щель узкая, почти закрыта. Произносятся гласные;

3) связки натянуты, вибрируют, но неритмично. Образуются сонорные согласные, звонкие согласные. Причем при образовании сонорных согласных степень натяжения голосовых связок больше, голосовая щель у же.

3. Надгортанные полости (полости глотки, рта и носа) – то, что расположено выше гортани, над гортанью. Это «звукообразующий» участок речевого аппарата.

Гортань переходит в глотку (фаринкс), глотка – в ротовую полость и в носовую полость (носоглотку). Эти две полости разделяет нёбо . Выделяется переднее небо , среднее (твердое, палатум), заднее (мягкое, велум). Мягкое небо заканчивается маленьким язычком (увулой). Мягкое нёбо вместе с маленьким язычком называется небной занавеской .

Надгортанные полости выполняют роль резонатора, т.е. такого устройства, которое служит для усиления звуков и придания им характерной окраски. Именно здесь происходит окончательное оформление звука.

Полость носа не может менять своей формы. Если звук идет через носовую полость (при опущенной небной занавеске), получаются носовые звуки. При приподнятой небной занавеске воздушная струя проходит через ротовую полость, образуются неносовые звуки.

Полость рта может всячески менять свою форму. Подвижность языка, губ, нижней челюсти позволяет придать резонатору различный объем и неодинаковую форму. Например, при произнесении звука [и] резонатор маленького объема и по форме он более узкий, чем при произнесении [а]. Поэтому тембр этих гласных разный. Благодаря изменению объема и формы резонатора мы можем произнести множество различных звуков.

В ротовой полости различаются активные и пассивные органы.

Активные органы – органы, способные производить самостоятельные звуки. К ним относятся губы, язык, небная занавеска, увула.

Пассивные органы: зубы, небо переднее и среднее.

Самым активным органом речи является язык. Его условно можно разделить на 3 части: кончик языка, спинка языка (включает переднюю, среднюю, заднюю части), корень языка. При образовании звуков речи активна спинка языка.

Движения и положения органов речи при образовании того или иного звука называются артикуляцией.

Артикуляция складывается из трех частей:

приступа (экскурсии звука, когда органы речи «выходят» на работу);

выдержки (когда органы речи установились для данной артикуляции);

отступа (рекурсии, когда органы речи «возвращаются» в исходное положение).Звук – это результат колебания голосовых связок в воздушной среде.

Акустический аспект фонетики – это изучение звуков речи с точки зрения их физических характеристик. Звук – это волновое колебание воздушной среды, возникающее в результате движения какого-либо физического тела. При производстве звуков речи в роли движущихся тел выступают различные органы речи: эластичные мышцы в гортани – голосовые связки, а также язык, губы и т.д.

Речевой сигнал представляет собой сложные звуковые колебания, распространяющиеся в воздушной среде. Звук речи – это минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами.

Источниками возникновения речевых звуков в артикуляторном тракте являются:

Шумовой (вихревой) – сужение произносительного тракта;

Взрывной – резкое раскрытие смычки, изменение давления воздуха.

Акустика различает в звуке следующие основные признаки: высоту, силу, длительность и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний, т.е. от числа полных колебаний в единицу времени. Чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук. Человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 герц до 20 000 герц, т.е. различает высоту звука в этом диапазоне. Звуки ниже 16 гц – инфразвуки и звуки выше 20 000 гц – ультразвуки человеческое ухо не воспринимает. Голосовые связки могут производить колебания от 40 гц до 1700 гц. Фактически же диапазон человеческого голоса находится в пределах от 80 гц (бас) до 1300 гц (сопрано). В речи средний диапазон мужского голоса равен 80-200 гц, женского – 160-400 гц [см. об этом Гируцкий 2001].

Сила звука зависит от амплитуды колебания. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук. Сила звука измеряется в децибелах. Звуки человеческого голоса находятся в пределах от 20 дБ (шепот) до 80 дБ (крик). Человеческое ухо способно воспринять силу звука до 130 дБ. От более сильных звуков человек может оглохнуть.

С точки зрения восприятия сила звука называется громкостью. Громкость зависит не только от силы звука, но и от его высоты: звуки одинаковой силы, но разной высоты воспринимаются как звуки различной громкости.

Длительность звука (долгота) – продолжительность звука во времени. Для языка важна относительная долгота звука. Например, ударные гласные в большинстве языков длительнее безударных. Длительность звуков речи – от 20 до 220 милисекунд.

Колебательные движения могут быть ритмичными, упорядоченными и аритмичными, неупорядоченными. Ритмичные колебания производят звуки определенной, устойчивой частоты – тоны. Аритмичные колебания производят звуки неопределенной, неустойчивой частоты – шумы. Равномерные колебания – это колебания голосовых связок. В результате такого колебания получается тон (голос). Неравномерные колебания – это колебания других частей речевого аппарата, в частности, колебания произносительных органов в ротовой полости в момент преодоления воздушной струей той или иной преграды. Такой звук называется шумом.

В звуках речи часто тон и шум объединяются в один смешанный тоно-шумовой звук. По соотношению тона и шума звуки речи можно разделить на следующие типы:

Тон Тон + Шум Шум + Тон Шум

Гласные Сонорные Звонкие согласные Глухие согласные

С точки зрения акустики различие между тонами и шумами состоит в следующем. Воздушная частица одновременно может осуществлять несколько периодических колебаний, имеющих разную частоту (разное количество колебаний за единицу времени). Если одновременно осуществляются простые колебания, частоты которых соотносятся кратно (в виде правильных дробей), то они складываются в сложное колебание, которое тоже оказывается периодическим (т.е. повторяющимся одинаковым образом через равные промежутки времени). Всякие сложные периодические колебания называются тонами (гармонические звуки).

Негармонические звуки (шумы) являются результатом сложения таких простых колебаний, частоты которых имеют некратное соотношение (в виде бесконечных непериодических дробей). Такие сложные звуки не могут быть периодическими (нельзя найти равные временные промежутки, в течение которых одинаковым образом повторялось бы сложное колебание) [см. об этом: Широков 1985].

Тоновые звуки речи (гласные, сонорные, звонкие согласные) возникают при гармонической вибрации напряженных голосовых связок. Шумные звуки речи (глухие и звонкие согласные) возникают при преодолении выдыхаемым воздушным потоком разного рода препятствий, создаваемых на его пути произносительными органами.

Для образования звуков речи важную роль играет резонанс. Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде (например, в ротовой или носовой полости). Явление резонанса состоит в том, что колебание звучащего тела вызывает ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве. Резонатор резонирует на определенную частоту колебаний и усиливает их. Резонанс – это возрастание амплитуды колебания под воздействием других колебаний той же частоты. Например, собственные звуковые колебания голосовых связок могут усиливаться различными резонаторами полости рта, носа или глотки. При этом необходимо, чтобы колебания резонатора совпадали по частоте с колебаниями голосовых связок.

Колебания физического тела, создающего звук, обычно происходят в целом и в отдельных его частях. Тон, создаваемый колебанием всего тела, называется основным. Основной тон, как правило, самый высокий в звуке. Тоны, порождаемые колебаниями частей тела, называются частичными, или обертонами. Обертоны имеют большую частоту, чем основной тон. Они придают звукам ту качественную характеристику, которую называют тембром. Тембр отличает один звук от другого, а также произношение одного и того же звука разными лицами.

Благодаря движениям органов речи форма и объем резонатора меняются, что ведет к появлению различных резонаторных тонов.

Звук речи – не простое колебание воздушной струи, а сложение нескольких одновременных колебаний. На основной тон (это самая низкая по частоте составляющая звука) накладываются обертоны. Количество и соотношение друг с другом этих колебаний могут быть самыми разными. Большое знчение имеет соотношение амплитуд разных тонов, из которых складывается данный звук. Например, если основной тон звука имеет частоту в 30 гц, а обертоны имеют частоты в 60, 120, 240 и т.д. герц (кратные частоте основного тона), то возможны различные соотношения амплитуд частот основного тона и обертонов. Тембр звука зависит не только от числа и частот амплитуд обертонов, наслоившихся на основной тон, но и от соотношения амплитуд всех тонов, образующих звук.

Все эти составляющие фиксируются точными физическими приборами, в частности, спектрографом, который переводит воздушные колебания в электромагнитные, а электромагнитные – изображает в виде особого рисунка с зачерченной частью спектра – спектрограммы.

Сложный звук с помощью электроакустических приборов раскладывается на составляющие его тоны и представляется в виде спектра звука. Спектр – частотный состав звука. Спектр – это графический «портрет» звука, показывающий, как именно сочетаются в нем колебания разной силы и частоты. В спектре фиксируются полосы концентрации частот – форманты. Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука. Спектрограмма звука похожа на тонкую штриховку, в которой формантам соответствуют более густые пучки линий (см. рис.5).

Спектрограмма русских звуков [и] [ы]

(См. Норман 2004: 213)

По вертикальной шкале отложена частота колебания в герцах, а по горизонтали показана сила звука. Акустические характеристики этих двух гласных звуков различны.

Для «опознания» и описания звуков речи обычно достаточно двух первых формант. В частности, можно считать, что тембр звука [и] определяется сочетанием колебаний с частотой примерно 500 и 2500 герц, тембр [ы] – 500 и 1500 герц. Для [о] эти величины равны 500 и 1000 герц, для [у] – 300 и 600 герц, [а] – 800 и 1600 герц и т.д. Причем в речи разных людей эти величины могут слегка варьироваться, что зависит от высоты основного тона, обусловленной строением речевого аппарата. Но соотношение их остается постоянным. Например, форманты [и] соотносятся примерно как 1: 5, форманты [о] – как 1: 2, форманты [у] – тоже как 1: 2, но при условии, что и первая, и вторая форманта ниже, чем у [о].

Частота формант определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных. Частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, например, у [а] и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем частота ниже, например, [и], [ы], [у]). Частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, например, [и]). Лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема [и, ы, у] имеют наиболее низкую по частоте первую форманту, а гласный нижнего подъема [а] имеет наиболее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую форманту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда [и], а наиболее низкую – лабиализованный гласный заднего ряда [у].

Формантная характеристика согласных звуков, как правило, более сложная. В экспериментальной фонетике получены точные данные о тоновом и формантном составе различных звуков разных языков.

Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания. По этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные. Учитывается также спад шума в конце звучания. По этому признаку выделяются глоттализованные (смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции, и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки согласных.

Применение физической аппаратуры позволило фонетистам выделить и обобщить признаки, пригодные для описания звукового строя любого языка. Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало разработке универсальных классификаций, построенных по дихотомическому признаку. Каждый звук при таком подходе может быть охарактеризован через набор акустических параметров типа «вокальный – невокальный», «прерванный – непрерванный», «высокий – низкий», «диффузный – компактный» и т.д.

Экспериментальная (инструментальная) фонетика занимается не только отдельными звуками речи и их классификацией, она исследует также целые фрагменты связной речи – слова и высказывания. Звук в потоке речи соседствует с другими звуками, и это влияет на его акустические свойства. Звук «набирается» тех или иных качеств от своих соседей, вплоть до того, что бывает очень нелегко вычленить отдельный компонент из звучащего потока.

Для изучения звукового материала языка экспериментальная фонетика использует специальные приборы, позволяющие объективно регистрировать многие существенные физические свойства звуков. В числе этих приборов – кимографы, механически записывающие на особых лентах звуковые колебания воздуха, создаваемые произнесением отдельных звуков; осциллографы, переводящие звуковые колебания воздуха в колебания электрического тока и записывающие эти колебания; магнитофоны, записывающие и воспроизводящие звуки с той скоростью и последовательностью, которая нужна экспериментатору-фонетисту. Самыми сложными приборами являются электрические спектрографы, позволяющие записывать и анализировать «акустический состав» звука, «видеть» его фонетическое строение. При помощи электрических спектрографов получены точные данные, позволяющие вычислить тоновый и формантный состав различных звуков разных языков.

В настоящее время физические свойства звуков изучаются не только языковедами, но и психологами, инженерами, математиками, физиками.

Экспериментальная фонетика решает много прикладных, практических задач. В частности, она помогает совершенствовать средства телефонной связи и радиосвязи, звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру. Электроакустические методы исследования позволяют идентифицировать говорящего по голосу, т.е. устанавливать, в случае необходимости, авторство речи. Актуальной для экспериментальной фонетики остается задача автоматического распознавания звучащей речи (понимания человеческой речи компьютером), а также проблема искусственного синтезирования речи на основе задаваемых машине акустических характеристик. Созданы специальные приборы – синтезаторы речи, которые на практике осуществляют эту задачу.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №2 г.Тулуна

Исследовательская работа

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Выполнила: ученица 9 «А» класса

Завалина Дарья Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Десятская Антонина Николаевна

Тулун, 2009
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Назывные предложения…………………………………………………...6

§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений………………………………………………………6

§2. Особенности назывных предложений………..………………………….8

§3. Знаки препинания в конце назывных предложений……………………8

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения…..9

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными........................................................................................................10

§6. Стилистическая роль назывных предложений………………………..12

§7. Использование назывных предложений……………………………….13

Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе……………….15

§1. Неподвижные картины…………………..……………………………...15

§2. Картины в движении…………………………..………………………...17

§3. Функции назывных предложений в тексте………...…………………..17

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников - импрессионистов.…............18

Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи……………………………....21

§1. Индивидуальный живописный стиль………………...………………...21

§2. Импрессионизм…………………………….………...…………………..21

§3. Картины импрессионистов……………………………………………...22

Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов……………………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………….…27

Список литературы………………….……………………………………………...28

Приложение 1. Задание на определение в тексте назывных и двусоставных неполных предложений.…………………………………………………..……….29

Приложение 2. Репродукции картин известных художников – импрессионистов…………………………………………………………..……… 30
Введение

Назывные предложения. Казалось бы, такие простые и неброские. Но, если вдуматься, то окажется, что это яркие, лаконичные и ёмкие средства выражения чувств.

Актуальность исследования связана с

· радостью глубокого понимания литературы;

· воспитанием языковой культуры и эстетического вкуса;

· обогащением словарного запаса.

· Новизна исследования заключается в том, что я попыталась соединить смысл поэтического слова и смысл художественного полотна.

Тема: назывные предложения в литературе.

Объект: синтаксис.

Предмет: простое односоставное назывное предложение.

Гипотеза: дети способны выражать чувства с помощью назывных предложений.

Цель: проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

· познакомиться с понятием «Назывное предложение»;

· найти назывные предложения в художественной литературе и изучить их особенности;

· провести тест среди учащихся 8-ых классов по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов, чтобы выявить уровень владения детьми односоставными назывными предложениями и умение уместного употребления этих конструкций.

Методы: теоретические: анализ, синтез, сравнение и абстрагирование; эмпирический: тест.


Глава 1. Назывные предложения


§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления: «Зима . Вот и снег . Какой сильный мороз ! »

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)

2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.)

Форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим: «Король! – торжественно произнёс мажоржом».

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: «Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: «В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь». Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как ОСП, и как ДСП неполные: «Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль». Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.

Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях:

· Непосредственного восприятия - Пожар!

· Указание – Вот лес. Вон речка.

· Достижение – Вот и тишина.

· Эмоциональная оценкаНу и дом! Вот это лес! Какие перышки!

§2. Особенности назывных предложений

Назывное предложение имеет следующие особенности:

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания;

2. Создаёт образную, зримую картину природы, состояния героя;

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время;

4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину;

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.


§3. Знаки препинания в конце назывных предложений

В конце назывных предложений на письме ставятся точка, восклицательный, вопросительный знак или многоточие:

1) Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

2) Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин.)

3) Долина роз! Самые эти слова меня волновали. (К. Паустовский.)

4) Помнишь рощу над рекой? А какой песок? А вода? (А. Чехов.)

5) Испания... Туда уезжали мои подруги по университету переводчицами. (Е. Серебровская.)

После восклицательного или вопросительного знака часто ставится многоточие. Вопросительный знак ставится, если предложение является вопросительно-восклицательным и в начале его есть союз-частица а .

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения

По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, называется нераспространенным, например: Настала осень. Похолодало.

Простое предложение, в состав которого кроме грамматической основы входят второстепенные члены, называется распространенным, например: Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (М. Лермонтов.) По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Неполные предложения - это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге:
- Чувствуете вы теперь боль?
- Теперь очень небольшую.
(Ф. Достоевский.)

Пропуск членов предложения в речи может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире: Летом светает, рано, а зимой - поздно.

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: Осенний холодок. Пирог с грибами (ср.: грибной пирог ). (Б. Окуджава.)

Несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений:

1) Звёзды (какие? где?) над полями, глушь да камыши... (И. Никитин.)

2) Вот письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына . (А. Твардовский.)

Назывные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распространенные назывные предложения, включающие в себя чаще всего определения – «Тихая ночь».

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными

Основная ошибка, связанная с определением назывного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым, но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.

Прочитайте текст:

Ведьма спросила русалочку, что ей надо. «Ножки!» – прошептала девушка. «Ножки?» – расхохоталась ведьма. «А что ты дашь мне взамен?» – «Волшебный коралл!» – «Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!»

Перед нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами – диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешь иметь ножки… - Я дам тебе коралл… - Мне нужен голос/ я хочу взять голос. Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье – неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово в винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть рассмотрены по-разному. Мы показали, как внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=»это чепуха»), Красавица! (= «это/ она красавица»). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть составного именного сказуемого.

Кстати, некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните: «Ариэль, иди сюда!» – звали сестры. Здесь «Ариэль» – обращение. Назывным предложением будет такое: «Ариэль!» – представил принц свою жену.

§6. Стилистическая роль назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Таким образом, стилистическая роль достаточно обширна. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

§7. Использование назывных предложений

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Назывные предложения играют ведущую роль в описании, т.к. они обеспечивают выразительность и наглядность изображения: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).

Цепь назывных предложений позволяет описать картину головокружительного танца. Огромное количество подробностей, деталей. Стремительное развитие действия.

Номинативные предложения создают впечатление личного дневника, письма – фиксируются дата, время суток, день недели, положение, в котором находится человек, пишущий этот дневник, и тема записи – любовь. Это дневник не столько событий, сколько чувств.

Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.


Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе

Назывные предложения в художественной литературе – это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо.

§1. Неподвижные картины

Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным

предложениям.

Все мы знаем стихотворение Александра Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности.

Обратимся к Борису Пастернаку, который также использует назывные предложения для того, чтобы запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр «Золотой» Осени:

Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой,
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой,
Подвенечной и прозрачной.

Русский поэт – крестьянин Иван Захарович Суриков несколькими назывными предложениями создаёт колоритный деревенский пейзаж. Начальные строки его стихотворения «Детство» состоят из назывных предложений, стоящих в указательном значении:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной…

§2. Картины в движении

Но можно встретить моменты, когда назывными предложениями передаётся движение. Именно такой момент встречается в стихотворении Твардовского «Ленин и печник»:

Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.

Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных, также указывает на движение. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

§3. Функция назывных предложений в тексте

Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть.

Важно при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, обращать внимание на интонацию. При нескольких назывных предложениях – продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников – импрессионистов

Афанасий Афанасьевич Фет написал удивительное стихотворение:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья… Но при всём этом предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно-выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле. Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,
уловив её сиюминутное состояние. Это стремление Фета передать
красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.

Пиняскина Мария Владимировна

В работе раскрыта роль назывных предложений в произведениях русских классиков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №31»

Исследовательская работа

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

Пиняскина Мария

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Думшева Надежда Валентиновна

Саранск, 2011 Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Назывные предложения…………………………………………………...6

§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений………………………………………………………6

§2. Особенности назывных предложений………..………………………….8

§3. Знаки препинания в конце назывных предложений……………………8

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения…..9

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными........................................................................................................10

§6. Стилистическая роль назывных предложений………………………..12

§7. Использование назывных предложений……………………………….13

Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе……………….15

§1. Неподвижные картины…………………..……………………………...15

§2. Картины в движении…………………………..………………………...17

§3. Функции назывных предложений в тексте………...…………………..17

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников - импрессионистов.…............18

Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи……………………………....21

§1. Индивидуальный живописный стиль………………...………………...21

§2. Импрессионизм…………………………….………...…………………..21

§3. Картины импрессионистов……………………………………………...22

Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов……………………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………….…27

Список литературы………………….……………………………………………...28

Приложение 1. Задание на определение в тексте назывных и двусоставных неполных предложений.…………………………………………………..……….29

Приложение 2. Репродукции картин известных художников – импрессионистов…………………………………………………………..……… 30 Введение

Назывные предложения. Казалось бы, такие простые и неброские. Но, если вдуматься, то окажется, что это яркие, лаконичные и ёмкие средства выражения чувств.

Актуальность исследования связана с

  1. радостью глубокого понимания литературы;
  2. воспитанием языковой культуры и эстетического вкуса;
  3. обогащением словарного запаса.
  1. Новизна исследования заключается в том, что я попыталась соединить смысл поэтического слова и смысл художественного полотна.

Тема: назывные предложения в литературе.

Объект: синтаксис.

Предмет: простое односоставное назывное предложение.

Гипотеза: дети способны выражать чувства с помощью назывных предложений.

Цель: проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. познакомиться с понятием «Назывное предложение»;
  2. найти назывные предложения в художественной литературе и изучить их особенности;
  3. провести тест среди учащихся 9-ых классов по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов, чтобы выявить уровень владения детьми односоставными назывными предложениями и умение уместного употребления этих конструкций.

Методы: теоретические: анализ, синтез, сравнение и абстрагирование; эмпирический: тест.

Глава 1. Назывные предложения

§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления: « Зима . Вот и снег . Какой сильный мороз ! »

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)

2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.)

Форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим: «Король! – торжественно произнёс мажоржом».

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: «Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: «В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь». Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как ОСП, и как ДСП неполные: «Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль». Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.

Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях:

  1. Непосредственного восприятия - Пожар!
  2. Указание – Вот лес. Вон речка.
  3. Достижение – Вот и тишина.
  4. Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

§2. Особенности назывных предложений

Назывное предложение имеет следующие особенности:

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания;

2. Создаёт образную, зримую картину природы, состояния героя;

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время;

4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину;

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

§3. Знаки препинания в конце назывных предложений

В конце назывных предложений на письме ставятся точка, восклицательный, вопросительный знак или многоточие:

1) Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

2) Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин.)

3) Долина роз! Самые эти слова меня волновали. (К. Паустовский.)

4) Помнишь рощу над рекой? А какой песок? А вода? (А. Чехов.)

5) Испания... Туда уезжали мои подруги по университету переводчицами. (Е. Серебровская.)

После восклицательного или вопросительного знака часто ставится многоточие. Вопросительный знак ставится, если предложение является вопросительно-восклицательным и в начале его есть союз-частица а .

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения

По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, называется нераспространенным, например: Настала осень. Похолодало.

Простое предложение, в состав которого кроме грамматической основы входят второстепенные члены, называется распространенным, например: Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (М. Лермонтов.) По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Неполные предложения - это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге:
- Чувствуете вы теперь боль?
- Теперь очень небольшую.
(Ф. Достоевский.)

Пропуск членов предложения в речи может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире: Летом светает, рано, а зимой - поздно.

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: Осенний холодок. Пирог с грибами (ср.: грибной пирог ). (Б. Окуджава.)

Несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений:

1) Звёзды (какие? где?) над полями, глушь да камыши... (И. Никитин.)

2) Вот письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына . (А. Твардовский.)

Назывные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распространенные назывные предложения, включающие в себя чаще всего определения – « Тихая ночь».

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными

Основная ошибка, связанная с определением назывного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым, но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.

Прочитайте текст:

Ведьма спросила русалочку, что ей надо. «Ножки!» – прошептала девушка. «Ножки?» – расхохоталась ведьма. «А что ты дашь мне взамен?» – «Волшебный коралл!» – «Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!»

Перед нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами – диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешь иметь ножки… - Я дам тебе коралл… - Мне нужен голос/ я хочу взять голос. Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье – неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово в винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть рассмотрены по-разному. Мы показали, как внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=»это чепуха»), Красавица! (= «это/ она красавица»). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть составного именного сказуемого.

Кстати, некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните: «Ариэль, иди сюда!» – звали сестры. Здесь «Ариэль» – обращение. Назывным предложением будет такое: «Ариэль!» – представил принц свою жену.

§6. Стилистическая роль назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ:
Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие:
Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Таким образом, стилистическая роль достаточно обширна. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

§7. Использование назывных предложений

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Назывные предложения играют ведущую роль в описании, т.к. они обеспечивают выразительность и наглядность изображения: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).

Цепь назывных предложений позволяет описать картину головокружительного танца. Огромное количество подробностей, деталей. Стремительное развитие действия.

Номинативные предложения создают впечатление личного дневника, письма – фиксируются дата, время суток, день недели, положение, в котором находится человек, пишущий этот дневник, и тема записи – любовь. Это дневник не столько событий, сколько чувств.

Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.

Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе

Назывные предложения в художественной литературе – это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо.

§1. Неподвижные картины

Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным

предложениям.

Все мы знаем стихотворение Александра Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности.

Обратимся к Борису Пастернаку, который также использует назывные предложения для того, чтобы запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр «Золотой» Осени:

Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой,
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой,
Подвенечной и прозрачной.

Русский поэт – крестьянин Иван Захарович Суриков несколькими назывными предложениями создаёт колоритный деревенский пейзаж. Начальные строки его стихотворения «Детство» состоят из назывных предложений, стоящих в указательном значении:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной…

§2. Картины в движении

Но можно встретить моменты, когда назывными предложениями передаётся движение. Именно такой момент встречается в стихотворении Твардовского «Ленин и печник»:

Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.

Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных, также указывает на движение. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

§3. Функция назывных предложений в тексте

Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть.

Важно при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, обращать внимание на интонацию. При нескольких назывных предложениях – продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников – импрессионистов

Афанасий Афанасьевич Фет написал удивительное стихотворение:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья…

Но при всём этом предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны.

Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно-выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.

Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,
уловив её сиюминутное состояние. Это стремление Фета передать
красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изображать красоту мира. Л.Н.Толстой отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» . Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.

Фета можно сравнить с художником – импрессионистом. Его словесные мазки-предложения, характерные для большинства его стихотворений, напоминают живописные мазки этих художников.

Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи

Как важны для поэта чувства, так и для художника – импрессиониста важно то, как воспримут изображённое им.

§1. Индивидуальный живописный стиль

Выразительные средства художника - рисунок, цвет, светотень. Каждое произведение - гармония содержания и форм. Эту гармонию, представление о красоте и радости жизни каждый художник воплощает по-своему.

Для художника воспринимать современный мир - значит улавливать его во множестве образов, которые затем обретут свою вторую жизнь в его картинах, уже преображенные силой его таланта и фантазии.

Причудливые отсветы огня, разбивающие тьму, работают по черному полотну так же мастерски, как кисть художника - импрессиониста.

§2. Импрессионизм

Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) – направление в искусстве конца IX - начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Художники – импрессионисты передают тонкие настроения, изображение реалистических полотен, но иногда отходят от материальности мира.

Огюст Ренуар изображал мимолётность среди фигур в движении.

Такие художники как Клод Моне и Камиль Писсарро, рисуя пейзажи, пытались создать ощущение сверкающего солнечного света (на предметах и в отражении), показать богатство красок природы, растворение объёмных форм в вибрации света и воздуха.

В «трепетной» живописи Константина Алексеевича Коровина и Игоря Эммануиловича Грабаря проявлялся интерес к мгновенному движению и текучей форме восприятия.

В литературе о чертах импрессионизма говорится применительно к И.Ф. Анненскому в России.

§3. Картины импрессионистов

Картины великих художников Импрессионизма утверждают красоту повседневного быта, простых, жизненных мотивов, добиваются непосредственной достоверности происходящего на холсте. Наполняя свои картины богатством красок, художники Импрессионисты, запечатлевают изменчивый мир, отображая единство человека и природы. Акцентируя художественный взор на, как бы, случайном моменте, импрессионисты в своих картинах отказываются от повествования. Познание природы, визуальный опыт, наблюдательность используется для создания картины. Чтобы создать картину импрессионисты выходят на улицу. Импрессионисты создали новые для своего времени картины современной жизни города, живущих в нем людей. Чтобы сохранить при создании картины свежесть натуры, импрессионисты пользовались разложением сложных тонов на чистые цвета. Импрессионистические картины, сделанные с натуры, отличаются обилием рефлексов, светлой и яркой цветовой гаммой и цветными тенями. Создание окутывающей пространство картины, световоздушной среды, делает живопись импрессионистов легкой и непосредственной. Их живопись в пейзажах часто преображается вездесущим, живым солнечным светом, вносящим в картину радостные чувства. Взаимопроникновение на холсте мазков чистого цвета, как бы смешивает их в глазах созерцающего картину человека. Создавая картину О. Ренуар, К. Моне, к. Писсарро, стремились сохранить в живописи эффект импровизации. Живопись импрессионистов - это слияние этюда и картины. Такая картина представляет собой фрагмент постоянно меняющейся природы или города.

Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов

Во время исследования для учащихся 9-ых классов был проведён тест.

Целью тестирования было выявление уровня владения детьми односоставными назывными предложениями и умения уместного употребления этих конструкций.

Учащимся было предложено творческое задание : дать описание репродукциям картин известных художников – импрессионистов, используя назывные предложения.

Вниманию учащихся были представлены следующие репродукции (смотрите Приложение 2):

  1. Огюст Ренуар ;
  2. Клод Моне «Дерево в форме шара» ;
  3. Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой» ;
  4. Константин Коровин «Площадь Бастилии» ;
  5. Грабарь Игорь «Февральская лазурь» .

В результате мы получили ряды необычных односоставных предложений, а именно назывных, при помощи которых дети пытались выразить свои впечатления от увиденного.

Из 40 учащихся с заданием не справились 3 человека, т.к. составленные ими предложения были других конструкций: неполные двусоставные и безличные. Одной из основных причин этого стало то, что они не смогли выразить свои чувства назывными предложениями.

Остальные 37 учащихся успешно справились с заданием.

Вот наиболее интересные ассоциации:

Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»:

  1. Смятение.
  2. Покой.
  3. Лето жизни.
  4. Цветущая целина.
  5. Зелёное пламя.
  6. Жара.
  7. Ожидание.
  8. Зелёный плеск.

Клод Моне «Дерево в форме шара»:

  1. Симметрия.
  1. Трепет.
  1. Раздвоение.
  2. Золотая вода.
  3. Глаза природы.
  4. Изумрудный вечер.
  5. Спокойствие.

Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»:

  1. Солнечные квадраты.
  1. Прелая солома.
  2. Раздумье.
  3. Нежность.
  4. Одиночество.

Константин Коровин «Площадь Бастилии»:

  1. Рябь.
  2. Мокрый город.
  3. Отражение.
  4. Дребезжание.
  5. Зеркальный город.
  6. Подлунная суета.
  7. Золотая луна.

Игорь Грабарь «Февральская лазурь»:

  1. Вот берёзовый лес.
  2. Коралловые берёзы.
  3. Весеннее дыхание.
  4. Восторг.
  5. Небесная лазурь.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень умения конструировать назывные предложения достаточно высок для учащихся данного возраста.
  2. Дети способны достаточно глубоко чувствовать изображённое и уместно употреблять назывные предложения, передавая чувства.

Результаты теста подтвердили нашу гипотезу. Дети, действительно, способны выражать чувства с помощью назывных предложений.

Заключение

Конечно, данная работа не претендует на полноту исследования и требует дополнения.

Мы проследили в нескольких произведениях путь авторской мысли от фактического материала к сюжетному произведению и пришли к следующим выводам:

  1. в литературе с помощью назывных предложений поэты передают свои чувства, иногда сознательно, иногда интуитивно;
  2. нет таких мыслей и чувств, которые нельзя было бы передать предложением, но самое краткое и самое ёмкое из всех синтаксических конструкций – назывное предложение.

Целью моей работы было проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи. В результате исследования полагаю, что цель была достигнута.

Теоретическая и практическая значимость работы видится нам в следующем: результаты наблюдения могут быть использованы на уроках русского языка, литературы и даже изобразительного искусства в 9-11 классах.

Список литературы

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995.
  2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение.2002.
  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.
  4. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2004.
  5. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах. 10-11 кл. М.: Экзамен. 2007.
  6. Чалмаев В.А. Русская литература XX века. 11 кл. М.: Просвещение. 2002.
  7. Пастернак Б.Л. Зелёный простор. Иркутск: Восточно-Сибирское издательство. 1990.
  8. Русская поэзия XIX – начала XX века. М.: Художественная литература. 2000.
  9. Твардовский А.Т. Стихотворения. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1981.
  10. Блок А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1988.
  11. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979

Приложение 1

Задание: определите, какие предложения в тексте назывные, а какие двусоставные неполные.

1. Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал: «Документы!»

2. «Кто спал в моей кровати?» – зарычала Медведица. Тут медвежонок заглянул в свою кровать и вскрикнул: «Девочка!» «Ты кто?» – спросил он непрошеную гостью. «Машенька!» – ответила та.

3. «На улице снег!» – завизжала от восторга младшая козочка. «Где же санки?» – «Вот санки!»

4. «Какая шубка!» – воскликнула Лиса. «Надо только добавить некоторые детали», - заметил Кот. «Какие?» – «Пуговицы».

5. «Кто же все это сделал?» – «Медведь. Не беда. Скоро весна. Построим новый теремок».

6. «Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!» И журавль выскочил из дома, громко крича: «Ужас! Лиса…!»

7. Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со сливками? Кошмар!

8. Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!!

9. «Что привезти вам, дочки, из поездки?» – «Зеркальце, чтобы видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам». – «А тебе, Настенька?» – «Цветочек аленький».

10. «А я купила тебе подарок!» – «ЧТО?!!» – «Всего-то небольшой сувенир! Пикассо!»

В тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены предложения.

Приложение 2

Репродукции картин известных художников – импрессионистов.

  1. Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»
  1. Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»
  1. Константин Коровин «Площадь Бастилии»
  1. Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Безличные предложения — это односоставные предложения, в которых форма сказуемого не указывает на действующее лицо. В безличных предложениях нет подлежащего — действующего лица, при этом действие, описываемое в безличном предложении, проис-ходит как бы само собой или производится сверхъестественной не-ведомой силой: Стемнело; Мне нездоровится; И принесло же его на грех в такое время!

Сказуемое в безличном предложении может выражаться:

  • безличным глаголом, который не может иметь подлежащего, ведь без-личные глаголы «обезличивают» действие, лишают грамматического лица все предложение. Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, имеют только форму 3 лица единственного числа: Светает; Моросит.
  • личным глаголом в безличной форме: В небе загрохотало; От его сдержанности веяло холодом;
  • наречием, кратким прилагательным или причастием (вместе с глагольной связкой): Холодно; Жаль было расставаться; Не слышно ни звука, не видно ни зги;
  • словом нет: Сильнее кошки зверя нет (И.А. Крылов);
  • инфинитивом: Молчать! Вам бы всё ныть! Инфинитивные без-личные предложения выражают неизбежность действия, невозмож-ность, желательность или нежелательность действия, побуждение (приказ, совет, просьба) и др. В ряде работ инфинитивные предложе-ния рассматривают как отдельную, самостоятельную разновидность односоставных предложений.

Назывные (номинативные) предложения — простые односостав-ные предложения с главным словом — подлежащим, в которых обыч-но сообщается о существовании (наличии) какого-то предмета или явления в настоящем. Главный член назывных предложений обычно выражается именительным падежом существительного, иногда с за-висимыми от него словами: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. А. Блок); Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Д. Бальмонт).

В некоторых работах по русистике предлагают разграничивать сле-дующие разновидности назывных предложений:

  • бытийные (Ночь. Тишина);
  • указательные (Вот и наш дом);
  • оценочно-бытийные (Какая ночь!, Что за человек!). Материал с сайта

Во всех таких предложениях сказуемое (глагол быть в настоящем времени) выражено нулем, оно не имеет формального выражения. По-скольку формально выражено только подлежащее назывного пред-ложения, а сказуемое — нет, назывные предложения часто относят к односоставным предложениям, но могут быть и другие трактовки этого типа предложений.

Некоторые языковеды полагают, что назывные предложения имеют предикативную основу, состоящую из двух членов. Просто один из этих членов в форме настоящего времени изъявительного наклонения представлен нулевым словом — значимым отсутствием связки быть. Таким образом, в предложении Ночь глагол-сказуемое имеет нулевую форму: Ночь [есть]. Однако в других временах и наклонениях этот глагол имеет формальное выражение: Ночь была; Ночь будет; Была бы ночь; Да (пусть) будет ночь! Поэтому в отдельных работах признается, что предложения типа Ночь являются двусоставными, где сказуемое формально не выражено.