Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Мышление бывает следующих видов. Профессиональное и научное мышление. Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Термин “мышление” представителями различных наук понимался по-разному. Под мышлением подразумевали всю психологию человека и противопоставляли реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов. С середины XX в. выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.

И все же мышление в современном его понимании можно определить с разных сторон, как один из познавательных, психических процессов человека. Цель его состоит в познании окружающего мира с помощью органов чувств или при помощи иных психологических процессов.

Мышление - это процесс решения задач, вопросов, проблем путем преобразования исходных условий по определенным правилам и законам логики.

Мышление - это процесс обобщенного познания человеком действительности на уровне понятий (знания о самом главном и существенном, которые связаны с определенным словом, содержанием.

Мышление - это также процесс опосредствованного (при помощи специальных средств) познания человеком действительности.

Мышление - это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции. Высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением.

Особенности мышления

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно выступает как главный инструмент познания. Мышление – это опосредствованное (познание одного посредством другого) познание. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.



2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда естьотражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое "созерцание" внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Мышление тем не менее отличается от других познавательных процессов, например, от восприятия, воображения и памяти.

В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств. В восприятии всегда более или менее точно, прямо или косвенно содержится или отражается информация, воздействующая на органы чувств.

В мышлении всегда представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Понятие о явлениях и предметах является результатом мышления. Мышление отражает лишь существенное и игнорирует множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений.

Воображение и мышление - сугубо внутренние и разные процессы. Тем не менее они существенно отличаются. Результатом мышления является мысль, а итогом воображения - образ. Мышление помогает человеку глубже и лучше познавать окружающий мир. Результатом воображения не является какой-либо закон. Чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. Чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее.

Человек с богатым воображением не всегда является творчески одаренной, интеллектуально развитой и человек с хорошо развитым мышлением не всегда обладает хорошей фантазией.

Память запоминает, хранит и воспроизводит информацию об окружающем мире. Она не привносит нового, не порождает и не изменяет мысль. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Основные виды мышления человека . Существует несколько подходов к классификации видов мышления: эмпирический (опытным) и статический, логический, генетический принципы.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления:

теоретическое и практическое,

продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое),

интуитивное (чувственное) и логическое,

аутистическое и реалистическое,

наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Теоретическим называется мышление, которое совершается в уме, без обращения к практическим действиям, т.е., мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений, определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности.

Практическим называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.

Репродуктивное или воспроизводящее мышление имеет дело с задачами, решение которых было найдено. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX - XX вв. В настоящее время предпочтение отдается названиям: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства - интуиции. Интуиция - это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Интуитивное мышление, как правило, неосознается. Человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Логическим называют такое мышление, которое осознается как процесс, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем логических правил.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Аутистическое мышление - особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. «Аутизм» переводится на русский язык как «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы. Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. Этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих - прагматиками, реалистами.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Внутренние, умственные действия практически сводятся к минимуму, задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами. Наглядно-действенное - это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным. Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов предметов. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3-4 лет. Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, полностью протекает во внутреннем, умственном плане, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Процессы мышления. Процессы мышления это процессы, с помощью которых человек решает задачи. Это могут быть как внутренние, так и внешние процессы, в результате которых человек открывает для себя новые знания, находит решения возникающих перед ним задач. В разных видах мышления: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом - эти процессы выступают как различные.

В наглядно-действенном мышлении они представляют собой целенаправленные практические действия человека с реальными предметами, приводящие его к заданной цели. Эти действия определяются условиями задачи и направлены на их преобразование таким образом, чтобы за минимальное число сравнительно простых действий привести человека к желаемой цели - искомому решению задачи.

В наглядно-образном мышлении его процесс представляет собой уже чисто внутренний, психологический процесс, содержанием которого становится манипулирование образами соответствующих предметов.

Под процессами, характеризующими словесно-логическое мышление, понимаются внутренние рассуждения человека, где он действует с понятиями по законам логики, осуществляя поиск нужного решения задачи через сравнение и преобразование понятий.

Под суждением понимают некоторое высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Под рассуждением имеют в виду систему логически связанных друг с другом суждений, выстроенная последовательность которых приводит к выводу, представляющему собой искомое решение задачи. Суждения могут быть утверждениями о наличии или отсутствии у какого-либо предмета или явления конкретного признака. Логически и лингвистически суждения обычно представлены простыми предложениями.

В психологии и в логике наиболее детально изученными оказались процессы, относящиеся к словесно-логическому мышлению. Веками в процессе поиска правильных способов действий с понятиями - таких, которые гарантируют избежание ошибок, люди выработали правила действий с понятиями, которые получили название логических операций мышления.

Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение - это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Анализ - это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно.

Абстрагированием называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Конкретизация - это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.

Участвуя в целостном, процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления или умозаключениями.

Почему-то люди часто или сетуют на , но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного . Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки - нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» - образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» - слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это . Но о нем стоит поговорить отдельно.

Мышление – это способ отражения действительности в форме познавательной деятельности человека. Конечный результат мышления – это мысль, идея или понятие.

Человек воспринимает информацию из окружающего его мира, обрабатывает ее в мозгу и создает свое собственное мнение о вещах, явлениях, закономерностях и связях между ними. Если просто ощущение и восприятие свойственно всем живым существам, то мышление есть только у человека.

Особенности

Отражение через обобщение: в мыслительном процессе обязательно используются общие знания человека об объектах и явлениях окружающего его мира. Соответственно, он определяет причины и следствия различных явлений путем обобщения большого количества фактов, имевших место в его жизни до этого момента.

Познание опосредованно : в процессе мышления человек всегда опирается на свои собственные ощущения, а также на прошлый опыт, касающийся определенных объектов и явлений.

Решение ситуаций: процесс решения проблем протекает по следующему сценарию – вначале идет анализ ситуации и поиск подходящих сценариев для ее решения. Поиск может проходить методом проб и ошибок, рациональным или нелогичным путем.

Взаимосвязь с речью: мышление тесно связано с речевыми функциями человека. Любая мысль может быть сформулирована вербально, выражена при помощи слов.

Понятие отражает главные свойства объектов, явлений, их связи и отношения. Любое понятие используется на практике и чем более важные признаки послужили для него основой, тем более эффективна будет деятельность человека.

Суждение – отражение связи между предметами и явлениями в виде утверждений либо отрицаний. Основано не только на знаниях об объекте, но и на субъективных отношениях к знанию в разрезе доверяя к его истинности.

Умозаключение – есть несколько суждений, которые становятся основой для логического вывода. Процесс мышления идет на основании дедукции и индукции, взаимосвязанных между собой, а также с использованием аналогий.

Способы

Индукция . Логический вывод обо всем классе объектов на основе нескольких признаков и явлений, им присущих. Часто эти выводы могут быть сделаны поспешно, на основании маловажных признаков.

Дедукция . Форма логического вывода, когда мыслительный процесс идет от общего к частному, то есть идет анализ объекта на основании имеющихся общих знаний и наблюдений.

Мыслительные операции

  • При анализе сложный объект делится на более простые составляющие для облегчения процесса мышления.
  • Синтез представляет собой переход от составных частей к целому – в противоположность анализу.
  • В процессе сравнения берутся несколько объектов, для которых устанавливается различие и сходство.
  • Абстрагирование – это отвлечение от неважных признаков объекта и сосредоточение на наиболее существенных его характеристиках.
  • Обобщение - эта операция объединяет объекты согласно их общим признакам.

Виды мышления

Наглядно-действенное : здесь человек использует не только понятия о предметах, но и совершает с ними определенные действия, основываясь на имеющихся у него теоретических знаниях и практическом опыте. Так ребенок ломает игрушку, пытаясь понять, что у нее внутри.

Наглядно-образное : это мышление конкретными образами. Основа – понятия, действия, а также эмоции и чувства. Так модельеры придумывают новые коллекции одежды, а стилисты создают новый образ, глядя на человека.

Про людей, для которых характерен такой тип мышления, обычно говорят: «Мыслит образами». Формируется этот вид в дошкольном возрасте. Предметы и явления окружающего мира наделяются различными свойствами, причём довольно часто новыми, «необычными». В этом наблюдается тесная связь с воображением.

Образное мышление преобладает у художников, писателей, дизайнеров, музыкантов – людей, чья профессиональная деятельность связана с искусством, культурой, красотой, стилем, модой.

Абстрактное (словесно-логическое): основа абстрактного мышления – это существующие теории, уже доказанные и логически оформленные. По сути, это манипулирование уже имеющимися понятиями – их классификация, упорядочивание и т.п. Такой вид мышления характерен для философов и ученых. Пример – изучение электрона без проведения практических опытов.

Данные виды выступают как последовательные ступени развития мышления у человека. Сначала ребёнок начинает манипулировать предметами, совершенствуя наглядно-действенное мышление (младенческий возраст). Затем, когда он уже рассматривает картинки, слушает песни и сказки, смотрит мультфильмы, развивается наглядно-образное мышление (дошкольный возраст). А уже позднее, при обучении чтению, счёту и письму, у детей формируется абстрактное мышление (школьный возраст).

По характеру задач

Теоретическое (эмпирическое) . Это изучение законов и правил, проводимое на основе имеющихся теоретических знаний. Человек проводит анализ целостного объекта, вычленяя основу, на которой базируются все его проявления. Затем проводится сравнение проявлений объекта и их классификация, в результате чего формируются общие представления об объектах и их проявлениях. Законы физики, теоремы в математике, концепции в психологии и философские учения – это примеры результатов теоретического мышления.

Его разновидностью выступает эмпирическое мышление. Для него также характерны обобщения и выявление закономерностей и тенденций, но основанием тому служат результаты исследований, проверка гипотез и сравнение различных объектов, а не абстрактные понятия.

Практическое . Здесь результатом должно стать практическое применение теории. На основе теоретических понятий формируются практические способы преобразования реальности – планы работы, схемы, проекты. Особенность этого вида мышления – недостаточное количество времени для проверки гипотез и риск провала в случае неверного решения. Направлено на изменение окружающей действительности. Перед ним не стоит цели создания неких теорий и законов, его задачей является разработка плана действий для достижения конкретной цели. Важно в короткие сроки перейти от мысли к действию.

По степени рефлексии

Аналитическое мышление основано на логике – процесс растянут во времени и идет поэтапно. Каждый следующий этап вытекает из предыдущего. Весь процесс аналитического мышления находится в сознании того, кто мыслит таким образом.

С интуитивным мышлением все наоборот – процесс протекает быстро, иногда практически неосознанно. Как часто говорят – срабатывает интуиция . Естественно, никаких логически следующих друг за другом этапов здесь нет.

По предмету, на который направлено действие

Реалистическое . Адекватная оценка окружающей действительности, которая подчинена законам логики. Человек с таким типом мышления удовлетворяет свои потребности, исходя из реального положения дел. При этом он старается ограничить влияние своих ожиданий и желаний, ставя во главу угла истину. Человеку с таким типом мышления свойственна высокая критичность – всякое утверждение должно быть практически доказано.

Основа аутистического мышления – внутренние желания человека, которые могут не иметь ничего общего с реальным положением дел. Цель – это поиск и нахождение той иллюзии, которая кажется правильной в данный момент. Всяческая критичность здесь отсутствует – даже нелогичные понятия, не идущие вразрез с иллюзией, принимаются, а все, что не соответствует цели, отбрасывается.

Эгоцентрическое . Это мышление свойственно незрелым личностям – например, детям. У них в центре всего находится свое собственное Я . Все и вся воспринимается через призму этого Я, а чувства других людей в расчет не принимаются.

По степени новизны

Продуктивное (творческое). В этом виде мышления главную роль играет творческое воображение человека, которое может использовать все, что когда-либо было воспринято мозгом, и выдавать совершенно новые, оригинальные образы и понятия. Творческий человек способен увидеть ситуацию и объект под другим углом. Основным критерием здесь служит уникальность полученного объекта (как материального, так и духовного). Люди, мыслящие творчески, используют новые способы и источники поиска знаний, делают оригинальные выводы и умозаключения. Они генерируют свежие идеи и разрабатывают уникальные проекты.

Репродуктивное. Здесь на творчество даже намека нет – познание опирается на существующие шаблоны или образы, воспринятые из каких-либо источников. Но при этом задачу нужно соотнести с имеющимися правилами решения, что потребует определенной самостоятельности. Направлено на воспроизведение ранее полученных знаний и результатов.

По степени произвольности

Произвольное: направляется волей и сознанием человека. Он полностью контролирует мыслительный процесс.

Непроизвольное: осуществляется само собой, без волевых усилий. Оно характерно, например, для тех ситуаций, в которых действия совершаются на автоматизме. Или такое мышление может появиться под влиянием каких-либо внешних стимулов.

Бессознательное мышление

Бессознательное мышление – это то же осмысление человеком окружающего его мира, но только бессознательной частью его разума. Там находится практически все, что есть у личности – прошлый опыт, убеждения, сомнения, страхи, ощущения и вообще все чувства и эмоции. Бессознательное не ищет решения, оно его замечает. Если сознание можно хоть как-то контролировать, то бессознательное контролю не поддается.

Самые правильные решения принимаются не путем логического осмысления, то есть в результате упорной работы сознательного, а в результате работы бессознательной части нашей личности. Мы можем не замечать какие-то вещи и явления, но наше подсознание фиксирует их и анализирует. Все это хранится до поры до времени и проявляется только тогда, когда появляется задача, для которой будет нужна эта информация. И человек даже не поймет, что он принял то или иное решение не потому, что он много размышлял и искал логический выход из ситуации, а потому, что бессознательное повлияло на это.

Виды мышления в зависимости от личностных особенностей

Личностные особенности каждого человека могут влиять на его тип мышления.

Мужское мышление , как правило, основано на логике и направлено на разработку плана действий. Чаще всего оно имеет цель, ему присуща рациональность и отделение разума от эмоций. У мышления мужчины обычно чёткая задача – перейти от слов (от мыслей) к действиям и достичь желаемого результата. Большинство представителей сильного пола считают, что эмоции мешают думать.

Женское мышление довольно часто имеет интуитивный характер, в нём практически всегда присутствуют эмоции, оно основано на конкретике и деталях. Под влиянием чувств и настроения у женщины может измениться ход мыслей и выводы. Хотя эти закономерности проявляются лишь на уровне тенденции, и нельзя сказать, что представительницам женского пола не присуща логика и рациональность в мышлении. В зависимости от целей и ситуации женщины также не хуже мужчин могут планировать, просчитывать, обобщать, анализировать. И при этом они полагают, что эмоции помогают им мыслить.

Мужчины более склонны сначала всё продумывать, затем формулировать свои мысли. Женщины обычно мыслят в процессе общения.

Позитивное: люди с таким типом мышления при решении жизненных задач склонны видеть вокруг себя возможности и, несмотря на препятствия, сохраняют оптимистичный настрой. Позитивное мышление реалистично и конструктивно, оно предполагает трезвую оценку ситуации, настрой на успех и стремление к действию.

Негативное мышление : отражает недовольство жизнью и пессимистичный подход к ней. В его основе лежит привычка жаловаться и видеть во всём препятствия своим действиям. Такое мышление отражает желание человека постоянно вызывать к себе сочувствие и получать поддержку от других людей.

Стратегическое: таким мышлением обладают люди, которые склонны чётко планировать далеко вперёд и умеют прогнозировать будущее. Они строго придерживаются цели и могут оценить наиболее эффективные пути её достижения. Такие люди становятся успешными руководителями и бизнесменами.

Идеалистическое : идеалист не познает мир, он создает в своем разуме его идеальную модель и пытается все это как бы «примерить» на мир реальный. Обычно то и другое не совпадает, что очень сильно расстраивает человека с таким типом мышления. Они часто не замечают очевидного по причине ненаблюдательности и приверженности иллюзиям.

Иррациональное : Иррационал не всегда может объяснить, почему он поступает так или иначе. Но при этом он верит в то, что делает и заражает свой верой окружающих. Самое главное для него – результат, к которому иррационал стремится, невзирая на нелогичность поступков и неправильную оценку явлений.

Рациональное : Рационал оперирует исключительно фактами, знаниями и умениями – эмоции и чувства для него не важны. Он всегда трезво и логично мыслит, ко всему подходит конструктивно. Решение задач происходит у него быстро и четко.

Аналитическое : Аналитик верит только в логику – для него одно явление вытекает из другого и все имеет свои причины. Он будет долго и вдумчиво изучать проблему, докапываться до первопричины

Синтезирующее : Человек с синтезирующим типом мышления может из разрозненных фактов и обрывков информации создать целостную и ясную картину. Эти люди не боятся рутинных операций и совершенно не стремятся к переменам.

Тип мышления зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врождённых характеристик, так и из тех, что формируются в процессе жизни. Он влияет и на успешность выполнения различных задач, и на подход к восприятию мира в целом. Некоторые типы мышления вполне поддаются корректировке. И при большом желании, например, негативный стиль можно изменить на позитивный.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Мышление это интеллектуальная фаза обработки информации мозгом с целью получения суждения о предмете или явлении.

Из определения следует, что мышление следует рассматривать в цепи элементов

Особенности мышления состоят в его опосредованном характере и обобщающей сущности.

Опосредованный характер

мышления состоит в том, что человек не может мыслить вне образов и понятий. Он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения , восприятия , представления - и далее на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Следовательно, мышление никогда не приносит нового знания . Именно этим мышление отличается от инсайта, доступного лишь интуиции .

Обобщающая сущность

мышления вытекает из первого свойства — постигать через связь с известным. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует в отдельном, в конкретном, и проявляется лишь в частностях

Полученные обобщения люди выражают посредством . Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие - есть отражение сущностных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Формы мышления:

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

КОМЕНТАРИЙ

Важно подчеркнуть, что мысль, зарождается интуитивно либо ассоциативно в форме инсайта (озарения).И далее уже оформляется внутренней а затем врешней речью. Любое кодирование мысли, обедняет ее первичную глубину, ибо язык, как любое кодирование информации , несет в себе шаблоны восприятия. Он лишает восприятие новизны. Не даром существует афоризм: «Мысль высказанная вслух – есть ложь ».

Виды мышления:

Выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое; конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических или теоретических

Абстрактное мышление (Словесно-логическое) - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Это мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Мыслительные операции

разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Обе рперации сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Классификация — процесс структуризации накопленной информации. Он помогает вычленению общих черт и дифференциации объектов познания по избранным свойствам. Обычно классификация предшествует обобщениям точно так же, как анализ предшествует синтезу.

Обобщение — процесс формирования законченного суждения на основе выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.. Как правило обобщение выступает в форме результата мыслительной деятельности.

Теории мышления

Ассоциативная теория мышления . Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. В отечественной психологии Л.С. Выготский допускал, что принцип ассоциаций может быть применен к простым формам обобщения (комплексам).

Теория мышления в бихевиоризме . изучали мышление, исходя из общепринятой формулы «стимул – реакция». Как утверждает

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак-теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред-метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме-там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по-знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос-венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо-лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре-чью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду-маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

- Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

- Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.


С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления.

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).