Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Привычка грызть ручку ногти облизывать пальцы. Исследовательский проект "Болезнь школьника" или вредная привычка?". Привычка грызть ногти или школьные неврозы

Шевцов Кирилл

Причины воникновения привычки грызть карандаш. Последствия данной привычки. Рекомендации и советы по преодолению привычки грызть ручку или карандаш. Цель работы: выяснить, почему ребенок грызет ручку или карандаш, и какие могут быть последствия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приложение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ЛЫХМА»

Проект в номинации «Первые шаги»

Тема проекта:

«Болезнь школьника»

Шевцов Кирилл

Класс 1

Научный руководитель проекта:

Постнова Светлана Юрьевна

Место работы: МОСШ п.Лыхма

Должность: учитель начальных классов

п.Лыхма

2013 год

Введение …………………………………………………………………………….…..............3 - 4

Глава I. История создания карандаша и ручки……………………………………………...5 - 6

Глава II. Болезнь или привычка?...........................................................................................7

Глава III.Факторы, влияющие на формирование и течение привычки и ее последствия....8 - 9

3.1. Причины возникновения привычки грызть карандаш…………………………....8

3.2. Последствия данной привычки……………………………………………………...8 - 9

4.1. Советы одноклассникам…………………………………………………………….10

4.2. Советы родителям…………………………………………………………………...10-11

4.3. Безопасные карандаши………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………………………12

Литература ………………………………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………………….....14-16

ВВЕДЕНИЕ

Привычке этой - грызть в задумчивости кончик авторучки - отдали дань очень многие поколения детей. Можно не сомневаться в том, что и лицеист Пушкин покусывал кончик гусиного пера, сочиняя свои первые вирши. Также и дедушка, и папа современного нам ребенка, делающие этому ребенку замечания - «не грызть авторучку, не грызть карандаш», - грызли каждый в свое время и ручку, и карандаш. Интересно, почему? Я решил это узнать.

Цель моей работы: выяснить, почему ребенок грызет ручку или карандаш, и какие могут быть у этих действий последствия.

Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. изучить историю создания карандаша и ручки
  2. выяснить, желание грызть карандаш - это болезнь или привычка;
  3. установить факторы, влияющие на формирование, течениеи последствия этой привычки (болезни);
  4. разработать рекомендации и советы по преодолению желания грызть карандаш.

Чтобы выяснить, насколько эта проблема актуальна, в 1 классе мы провели анкетирование (Приложение 1) , в результате которого узнали, что 5 учащихся из 16 грызут карандаш (ручку) (Приложение 2) .

Объект исследования – учащиеся 1 и 5 классов, а предмет исследования – вредная привычка школьников.

Гипотеза: некоторые вредные привычки, присущие учащимся начальной школы, исчезают с возрастом.

В процессе исследования использовались следующие методы : анализ литературы и других информационных источников, анкетирование.

Работа над проектом включает следующие этапы :

1) Подготовительный (ноябрь) :

Поиск информации в Интернете и других источниках;

2) Основной (январь):

- анализ полученной информации;

Проведение анкетирования;

Подготовка презентации проекта;

3) Заключительный (февраль):

Презентация проекта на школьной научно-практической конференции.

Предполагаемый результат работы над проектом:

  1. Установление факторов, влияющих на формирование и течение привычки грызть карандаш или ручку.
  2. Разработка рекомендаций и советов по преодолению данной привычки.
  3. Создание презентации на тему «Болезнь школьника».

По своей структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения, презентации.

ГЛАВА I. История создания карандаша и ручки.

Надо полагать, самым далеким предком карандаша и ручки была головешка от костра – этим рисовали еще наскальные рисунки. А первой уже достаточно оформленной канцелярской принадлежностью были стержни - клинышки для письма по сырой глине, ими пользовались в древней Ассирии. Греки и римляне пользовались стилосами - заостренными палочками.

Знаменитое гусиное перо. Обычно при подготовке к письму перо очищали в раскаленном песке, обрезали и затачивали. Конечно, гусиные перья имели недостатки: во-первых, они ужасно скрипели, а во-вторых, из гусиного крыла для письма годится только 2-3 пера. Конечно, был еще мел, но мелом нельзя писать на белой бумаге.

В конце XVIII века было создано металлическое перо. Слуга аахенского бургомистра Янсена настолько заботился о своем хозяине, что изготовил перо из стали. Правда, оно не имело прорези посредине, поэтому брызгало и писало без нажима. Потом такие перья стали делать из золота и серебра.

Первое описание карандаша из графита встречается в трактате о минералах, написанного в 1565 г. Графит (если он был в сплошных кусках) добывали как руду, распиливали на пластинки, шлифовали и только потом распиливали на палочки и вставляли в трубки из дерева или тростника.

Первый настоящий карандаш. Пастухи, пасшие стада вокруг озера Борроудейлв Британии, давно замечали, что шерсть их овец становится черной, если они трутся о местные скалы. Когда об этом сообщили местным ученым, они решили, что в Борроудейлена поверхность выходят залежи свинца или "черного камня". Местные жители моментально забросили овец и стали делать принадлежности для письма, которые так и назвали «черными камнями». По-тюркски: черный – это «кара», а камень - "даш".

Помещать стержни из черного камня (графита) в деревянную оболочку предложил французский химик Николя Конте в XVIII веке – это позволяло экономить, собственно, графит. Кроме того, оказалось, что изготовленный по такой методе карандаш пишет даже лучше.

Аристократы обычно использовали серебряный штифт. Очень забавная штука, темно-серая черта от такого штифта становилось коричневой при окислении, и стереть эту линию было невозможно. Серебряным штифтом пользовался да Винчи.

Первая шариковая ручка. Вообще-то ее изобрели для нужд военной авиации (на высоте из такой ручки не вытекали чернила), но скоро производители поняли, что это настоящая революция. Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских – такие было очереди. За день удалось продать 10 тыс. ручек, хотя стоила новинка недешево – столько получал американский промышленный рабочий за 8 часов.

Средний карандаш можно заточить семнадцать раз и написать им 45 тыс. слов или провести прямую линию длиной 56 км.

Каждый год россияне используют около 600 млн. авторучек.

Впервые шариковая ручка поступила в продажу в 1945 году. За первый день в одной торговой точке было продано около 10 тыс. ручек!

Нил Армстронг, космонавт, который первым высадился на Луну, как-то случайно отломал рычаг рубильника лунного аппарата. Он был бы обречен на смерть, если бы не шариковая ручка, которая заняла место сломанного рубильника.

ГЛАВА II. Болезнь или привычка?

В каждом возрасте у ребенка свои вредные привычки. Одни дети грызут ногти, другие сосут пальцы. Очень часто можно наблюдать, как дети младшего школьного возраста грызут карандаш, авторучку или другие школьные принадлежности. Многие специалисты называют данную вредную привычку « болезнью школьника» .

Другие специалисты называют это просто вредной привычкой, которую не всегда удается побороть в детстве и которая может укорениться во взрослой жизни.

Еще в детском саду и школе преподаватели объясняют, что грызть ручку или карандаш вредно для здоровья,однако такие наставления далеко не всегда бывают полезными, в результате чего приходится видеть, как и взрослые люди набивают свой рот всякими канцелярскими принадлежностями. На вопрос, почему грызете, они, как правило, отвечают так – чтобы успокоить нервы, подавить стрессовое состояние, сосредоточиться на важной проблеме или просто расслабиться.

Чтобы доказать, что данная привычка с возрастом исчезает, мы провели анкетирование учащихся 5 класса (Приложение 1) и выяснили, что лишь у 1 человека из 20 эта привычка сохранилась, у 13 человек она исчезла, а у 6 человек её никогда не было (Приложение 2) .

ГЛАВА III. Факторы, влияющие на формирование и течение привычки и ее последствия

3.1. Причины возникновения привычки грызть карандаш

Давайте разберемся, в чем же причины этой привычки?

Для начала, следует понаблюдать за ребенком и установить, где и когда он грызет карандаш или ручку. Только в школе или и в школе и дома. Для многих детей школа – источник стресса. Особенно это касается малышей, не ходивших в детский сад, замкнутых, не знающих, как вести себя в коллективе. Им надо публично отвечать на вопросы учителя, выходить к доске. Дети боятся сказать или сделать что-нибудь не так, особенно, если это вызывает насмешки у одноклассников или замечания учителя. Поэтому они всегда нервничают, когда им надо отвечать или писать контрольную работу, и, незаметно для себя, начинают грызть карандаши. Оказывается, де ти снимают нервное напряжение таким незамысловатым образом.

Если школьник грызет карандаши и дома, скорее всего, нужно пересмотреть его нагрузку. Возможно, он не успевает выполнить домашнее задание или некомфортно чувствует себя за своим рабочим столом. Родителям в таком случае необходимо помочь ребенку с домашней работой. Можно попытаться доступно и интересно рассказать пройденный материал, подать его в игровой форме. Помогите малышу с уроками, и он почувствует себя увереннее и забудет про карандаш.

3.2. Последствия данной привычки

Оказывается, привычка грызть карандаш – не такая уж безобидная.

Говоря о вреде этой распространенной привычки, мы должны указать на два момента:

♦ Ребенок, грызущий кончик авторучки или карандаша, вносит к себе в полость рта дополнительную инфекцию. Это грозит ему такими заболеваниями, как острый фарингит, ангина, хронический тонзиллит. У этого ребенка также могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.

♦ У ребенка, имеющего привычку грызть кончик авторучки или карандаша, могут однажды испортиться зубы (особенно если кончик авторучки выполнен из металла). Эмаль зубов - пусть она и самая твердая ткань в человеческом организме, испытывая нагрузку, на какую она не рассчитана, довольно быстро разрушается, и тогда развивается кариес. Приходят многочисленные проблемы, связанные с ним, - зубная боль, бессонные ночи, некрасивая улыбка, не самые приятные походы в стоматологический кабинет, затруднения с пережевыванием пищи, обсеменение нёбных миндалин и желудочно-кишечного тракта патогенной флорой, болезни желудка и т.д.

Более того, предмет, который вы предпочитаете грызть, неважно будь то ручка или карандаш, не являются стерильными, на них содержатся масса микробов, поэтому каждый раз, когда захотите потащить тот или иной предмет в рот, задумайтесь, сколько вреда он может доставить вашим зубам.

4.1. Советы одноклассникам

Как было уже отмечено, чаще всего люди грызут ручку или карандаш (и это происходит непроизвольно), когда они напряжены, делают уроки, чем-то встревожены, а иногда и просто от скуки. Можно посоветовать следующее - постарайся «поймать» такой момент и тогда подумай вот о чем:

1. Когда ты грызешь ручку (карандаш) ты заносишь в полость рта инфекцию. От этого могут развиться неприятные болезни: острый фарингит, ангина, хронический тонзиллит. Также могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника. Да и материалы, из которых сделаны ручки и карандаши могут оказаться ядовитыми!

2. От этой привычки могут пострадать твои зубы. Ведь эмаль зубов не рассчитана на такую нагрузку, и в дальнейшем ты рискуешь очень часто посещать стоматологов!

Если самостоятельно не получится «уговорить» себя, попроси родителей или одноклассников напоминать тебе о том, что ты грызешь, ведь самому можно этого и не замечать. Если ты чувствуешь, что начинаешь грызть ручку (карандаш) от напряжения или от скуки – самое время сделать перерыв и отдохнуть.

Есть еще отличный способ: попроси маму купить тебе ручки, на кончиках которых есть забавные фигурки, возможно, это поможет тебе отвыкнуть от этой привычки!

4.2. Советы родителям

Мама, заметившая у ребенка привычку покусывать в задумчивости или грызть кончик авторучки, карандаша, должна поскорее ребенка от этой привычки отучить. Чем быстрее ребенок отвыкнет от вредной привычки, тем меньше вероятность того, что он будет страдать от одного из заболеваний, какие мы называли выше.

Методика отучения от привычки предлагается самая простая: неустанно делать замечания ребенку, рассказывать о вреде привычки, ставить в пример других детей, которые данной привычки не имеют. Не нужно кричать и наказывать ребенка, грызущего карандаши или ручки. Это только усугубит ситуацию. Ребенок станет делать это скрытно, что только ухудшит его психологическое состояние. Необходимо, чтобы в доме была создана атмосфера доверия, уюта и безопасности. Устраните источники стресса, и ребенок станет меньше грызть карандаши.

Родители придумывают различные ухищрения, чтобы ребенок перестал грызть школьные принадлежности. Доходит до того, что смазывают кончики карандашей неприятными на вкус маслами, кремами и т.д. Какие же советы можно дать маме?

♦ Немного подстраховаться и не покупать ребенку авторучек, содержащих детали, выполненные из металла.

  • Если ребенок выполняет домашнее задание, следите, чтобы карандаш или ручка не находились у ребенка постоянно в руках: пока он обдумывает решение задачи или учит стихотворение, незаметно возьмите карандаш и положите рядышком.
  • Прочтите ребенку сказку «Вредная привычка» (Приложение 3).

4.3. Безопасные карандаши

Многие родители придумывают разные способы, чтобы отучить ребенка грызть школьные принадлежности.

Дизайнеру из Италии Сесилии Фелли пришла в голову гениальная мысль создать карандаш, который будет не только безопасным, но еще и полезным.

Недолго думая, на свет появился 15-ти сантиметровый карандаш из корня солодки. Как говорит сама автор, если вы устали, хотите есть, а до обеда еще далеко, не выспались ночью, а теперь засыпаете на рабочем месте, то непременно возьмите эту удивительную канцелярскую принадлежность и смело жуйте. Поскольку грифель начинается только с середины, можно смело кусать это изделие, совершенно ни о чем не беспокоясь.

Более того, карандаши теперь можно грызть со вкусом - они из шоколада. Комплект карандашей включает в себя различные сорта, варьирующиеся по цвету и содержанию какао-бобов, а также удобную точилку, с помощью которых вы сможете по достоинству насладиться новшеством, украсив свой десерт необычной шоколадной стружкой. Очистки от карандашей никогда еще не были столь желанны, как в этом случае!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом мыизучили историю возникновения карандаша и шариковой ручки, доказали, что желание грызть ручку и карандаш является привычкой, которая проходит с возрастом. Также мы установили факторы, влияющие на формирование и течение этой привычки, выяснили, какие болезни могут быть следствием того, что ребенок грызет карандаш. Нами были даны рекомендации и советы по преодолению данной вредной привычки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://images.yandex.ru
  2. http://images.google.ru
  3. http://go.mail.ru
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Диаграммы

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Сказка

    Вредная привычка

    Жил на улице Садовая в десятом доме на третьем этаже в восьмой квартире Петя Книжкин. Когда он пошел в четвертый класс, у него появилась вредная привычка – стал грызть ручку. Хотя он грыз не только ручку, но и линейку, карандаш, и даже точилку. Но больше всего он любил грызть ручку (по крайней мере, это было первое, что попадало ему под руку и под зубы). Когда Петя делал уроки и грыз ручку, родители этого не замечали (они просто его никогда не проверяли). А вот в школе, наоборот, учительница всегда делала Пете замечания, но все было бесполезно – Петя никак не мог отвыкнуть от своей привычки! Когда учительница рассказывала родителям Пети об этой вредной привычке их сына, они не верили, но все же ругали сына (так, на всякий случай). Петя им обещал не грызть ручку, но продолжал портить ручку и зубы. И вот через два месяца у Пети вылезли болячки на языке, вокруг рта. Они очень болели, когда Петя разговаривал с друзьями. Но когда друзья заметили эти болячки, они перестали общаться с Петей – побоялись заразиться ими от него. Пете стало скучно - ему не с кем было разговаривать. А самое главное – у него во рту поселилась Страшная Боль. И он решил избавиться от своей вредной привычки. Но не так-то легко это было сделать! Петя долго мучился, его рука просто автоматически брала ручку и подносила ко рту. Еще месяц промучившись, Петя все-таки избавился от своей вредной привычки. Петя понял, что самое главное - это здоровье - и стал заботиться о нем.

С проблемой обгрызенных ручек и съеденных карандашей сталкиваются многие родители. И, разумеется, каждый взрослый понимает, что для ребенка не очень полезно брать в рот грязные предметы. К тому же такое занятие может оказаться довольно опасным. От ручки или карандаша может отколоться кусочек и травмировать полость рта ребенка, внутренние органы и даже перекрыть дыхательное горло.

Почему ребенок грызет карандаши и ручки?

Для начала следует определить причины этой неприятной и небезопасной привычки. Первым делом следует с вниманием отнестись к психологическому состоянию ребенка. Нет ли у него стрессов или перенапряжения. Не находится ли он в конфликте с учителями или друзьями. А, может быть, это вы иногда ведете себя неправильно?

Однако, нужно понимать, что дети довольно отходчивы. Если ваш ребенок продолжает грызть ручки длительное время, значит, его нервное напряжение может быть сильнее, чем вы думаете. Поговорите с ним, с его учителями, с его друзьями. Только не превращайтесь в фанатичного детектива. Мягко дайте понять ребенку, что вы открыты для диалога и всегда рады помочь.

Если же вы совершенно точно уверены, что никаких стрессов ваше дитя не испытывает, то проблема приобретает несколько иной характер. Скорее всего, ребенок является кинестетиком, то есть его состояние зависит от тактильных ощущений. Кинестетики часто теребят в руках брелоки, бумажки, ключи и другие предметы. Это нормально. Это никакая не болезнь и от этого невозможно избавиться. Человек таким родился.

Как избавить ребенка от привычки грызть ручки и карандаши?

Если же вернуться к проблеме «грызунов», становится понятно, что убрать дурную привычку будет сложно, но возможно. Вместе с ребенком попробуйте понять, какой именно процесс он пытается стимулировать, когда грызет пишущие предметы: концентрацию, внимание, запоминание. Возможно даже и такое, что он грызет ручку при любом умственном труде.

Тогда вам следует придумать на эти процессы другую, менее опасную и неприятную привычку. Одним из вариантов будет крутить в руках проволочку или скрепку. Это не будет привлекать внимание учителя, но в то же время позволит ребенку удовлетворить свою потребность в подпитке мыслительных процессов. Дома же можно сжимать в руках мячик, перебирать бусинки, скатывать ватные шарики, рвать бумажку.

И, наконец, важно отметить, что вы должны защищать своего ребенка и помогать ему справиться с любыми трудностями. Поэтому не стоит быть слишком строгим. Не заставляйте свое дитя сию же минуту измениться. Помните, что все происходит постепенно, и это правильно!

В школьные годы, многие наблюдали как одноклассники то и дело «прилегают» к кончику ручки или карандаша. Вроде никто особо и не голодный, однако, задумываясь над очередным примером, или раздумывая над новым творческим шедевром по литературе, половина класса прям, превращаются в бобров, усердно грызя кончики школьных принадлежностей.

Итак, является ли грызение ручек и карандашей плохой привычкой? Конечно, да. Основные доказательства этого: в школьных принадлежностях много химических элементов вредных для здоровья; школьная привычка зачастую перерастает в «бобровую» зависимость. В современной жизни, эта дурная привычка, может привнести много негатива и неприятностей на работе, или просто в общественном месте. Именно поэтому от этой привычки лучше избавляться и чем раньше, тем лучше.

Рассмотрим несколько вариантов избавления от этой детской, но от того не менее вредной привычки. Между прочим, ученные, которые изучали эту привычку, пришли к выводу, что "бобровая" привычка, зарождается именно в детстве. Само ее существование объясняется, тем, что в младенчестве, каждый ребенок грызет что-либо. Последнее делается подсознательно - таким образом, дети чешут десна, в момент роста первых-молочных зубов.

Очень часто избавиться от «бобровых» повадок помогают конфеты. Они усыпляют потребность организма – сунуть что-то в рот. Да, главное если вы хотите «заживать» эту проблему, то используйте только карамель, а еще лучше леденцы. Последнее, вам так же помогут избавиться и от табачной зависимости, в случае если вы курите, и хотите избавиться от привычки, отравлять свои легкие.

Еще, пожалуй, самое действенное средство – правильно, то есть полноценно и во время питаться. Обязательно завтрак и обед. Не забываете, если вы грызете, школьные принадлежности, то наносите такой же вред когда жуете жвачку (эта другая тема). Сытый желудок, зачастую спасает, от порою не осознанного делания чего-нибудь погрызть.

Если же, не один из вышеприведенных вариантов вам не помогли, стоит попробовать еще один, можно сказать радикальный способ. Пожалуй, самое действенное это смазать/пропитать кончики всех карандашей и ручек, которыми вы пользуетесь каким-нибудь горьким, но не пахучим веществом. Да, и будьте аккуратны, что бы, не навредить себе еще больше, или попросту отравиться. Поверьте, при первой же, попытке погрызть горький кончик карандаша или ручки, у вас мгновение и надолго пропадет желание остаться «бобром».

Есть, и еще одно, правда, что касается только карандашей. Как вариант можно покупать карандаши, на кончике которого вставлен ластик. Поверьте, более мягкий материал, грызть не захочется. А если уж и начнете его грызть, то посплевывая микрочастицы ластика, грызть его вновь вам не захочется.

А вот, если, еще раз вернуться к ручкам, то можно вспомнить и еще один способ избавиться от привычки, которую мы рассматриваем. Попробуйте купить ручку не за 5 или 35 рублей, а дороже. Если есть возможность, приобретите себе позолоченную ручку, или что-то подобное. Проверенно многократно, любители погрызть, не станут кусать ручку делового класса. Человек чувствует, что нужно соответствовать уровню своих аксессуаров, а дурная привычка уходит сама собой.

Как часто мы спешим утром отвезти детей в садик или в школу, потом на работу, где нужно подготовить отчет к определенному времени, забежать в магазин, позвонить маме, забрать детей, проверить домашнее задание, приготовить ужин и т.д. Замечаем ли мы, сколько чашек кофе сегодня выпили, сколько выкурили сигарет и съели печенья, сидя перед компьютером.

В бесконечной жизненной суете мы и не успеваем заметить, как появляются и становятся нормой жизни наши привычки.

Итак, что же такое привычки, и какие они бывают? Вообще привычка - это автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях ставится потребностью. Привычки могут быть и полезными, такие как мыть руки перед едой, просыпаться в одно и то же время, делать зарядку или всегда убирать за собой вещи.

Что же можно назвать вредными привычками?

Вредную привычку отличает ее вредоносный характер для самого человека или окружающих людей. Если автоматически повторяющееся действие несет вред делу или обществу, здоровью человека и окружающих его людях, то мы можем назвать такое действие вредной привычкой. Так как действие это автоматическое, то получается что, привычку мы не контролируем и часто вообще не задумываемся о последствиях.

Сколько же вредных привычек существует у людей? Невероятное множество! Можно разделить их на химические и не химические.

К химическим привычкам относят:

· Наркоманию - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости человека от наркотиков, которое постепенно приводят к разрушению организма. Согласно оценкам Федеральной службы, в настоящее время в России насчитывается до 2.5 миллионов наркозависимых. Абсолютное большинство из них, около 90%, составляют героиновые наркоманы.

· Алкоголизм - болезненное пристрастие к алкоголю с психической и физической зависимостью. Негативные последствия могут выражаться как психическими и физическими расстройствами, так и нарушениями в отношениях.

По данным исследований, только у 10—11% людей, потребляющих спиртные напитки, не было выявлено значительных нарушений в печени.

· Токсикоманию - влечение и привыкание к приёму лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим. Характеризуется хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и/или физической зависимости.

· Табакокурение - это хроническая интоксикация организма. Никотин относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Россия занимает седьмое место в мире по числу сигарет, выкуриваемых за год в среднем на душу населения. Лидирует по этому показателю Греция (более 3000 сигарет на человека в год).К не химическим привычкам мы отнесем:

· Булимию - волчий голод, резкое усиление аппетита, наступающее обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области. Булимия встречается при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, эндокринной системы, психических заболеваниях.

· Игровую зависимость или лудоманию - это патологическая склонность к азартным играм. Игры начинают доминировать в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Лет 7 назад, проводя исследование на тему азартных игр, я наблюдала за игроками в зале игровых автоматов. И один случай мне очень запомнился: там был постоянный игрок, назовем его Алексей. Так вот, Алексею было примерно 35 лет, у него была жена и сын, лет 10. Алексей получил отпускные, собирался после работы зайти в магазин и купить сыну подарок на день рождения, но на пути в магазин зашел "ненадолго" в игровые автоматы. Алексей не успел заметить, как проиграл все отпускные. Уходил он из зала игровых автоматов подавленный, со слезами на глазах, потому что ребенку подарок на день рождение покупать было уже не на что. И подобных этому случаев, к сожалению, было не мало.

· Шопингомания (шопоголизм) - «навязчивая магазинная зависимость» или ониомания - непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. К сожалению, с каждым годом все больше и больше людей, особенно женщин, попадают в эту зависимость. И в итоге оказываются заваленные ненужными вещами и все в долгах.

· Телевизионная зависимость - при телевизионной зависимости все свободное время человек проводит перед телевизором (включает его сразу же, как пришел домой). Думаю, многие узнают в этой зависимости своих знакомых или себя. Как часто телевизор сопровождает все аспекты жизни: когда мы ужинаем - смотрим телевизор, когда играем с ребенком - смотрим телевизор, когда занимаемся домашними делами или работаем - смотрим телевизор и т.д.

· Интернет-зависимость - еще одна распространенная зависимость современного человека. Это неоправданно долгое, возможно патологическое пребывание в интернете. К признакам надвигающейся интернет-зависимости можно отнести: предвкушение предстоящего сеанса онлайн, навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, увеличение времени, проводимого в сети онлайн, увеличение количества денег, расходуемых на интернет-услуги.

· Привычка грызть ногти - болезнь, с непреодолимым желанием грызть ногти и заусенцы, называется онихофагией. Часто при обгрызании ногтей повреждается также ногтевая лунка и кожа на кончиках пальцев. В крайнем случае, человек обгрызает ногти до тех пор, пока на пальцах не появится кровь. Очень часто ногти обкусывают дети в возрасте 4-5 лет, проблема усугубляется, когда они начинают посещать школу. Нередко эта дурная привычка возникает у подростков в период полового созревания и сохраняется во взрослой жизни.

· Ковыряние кожи - вредная привычка ковырять свою кожу известна науке давно. Ковыряние кожи лица, кожи ног, головы, кожи пальцев ног, кожи запястий и других частей тела. Иногда такие ковыряния носят характер попыток избавляться от недостатков на лице и на теле. Часто мы можем наблюдать это у подростков, когда лицо покрывается угревой сыпью. Часто ковыряние сопровождается еще большим раздражением, а также ухудшением настроения, образованием трещин, больших кровоточащих ран, в том числе — опасность заражения.

· Щелкание суставами - порой встречаются любители намеренно исполнить «музыку» на своих пальцах. Начинается это «увлечение» обычно еще в детстве, это проделывается снова и снова на радость изумленной публике, и в результате привычка «хрустеть пальцами» остается на всю жизнь. При этом суставы постоянно травмируются и теряют подвижность. А вместе с тем растет риск появления раннего артроза.

· Техномания - желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило, это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

· Привычка грызть карандаш или ручку - грызущий какие-либо предметы, прежде всего, заносит в рот себе дополнительные микробы. Это может привести к различным заболеваниям (фарингит, ангина, тонзиллит, воспалительные заболевания желудка, кишечника), которых можно было бы избежать. Также, человек грызущий ручки и карандаши повреждает эмаль зубов. Эта привычка может быть следствием нервного напряжения.

· Хныканье или истерики у детей , когда что-то не дают. С одной стороны такое поведение у детей часто встречается в кризисные периоды (особенно в 1,5 и в 3 года). В таком случае это еще не вредная привычка. Но если каждый раз истерикой ребенок добивается, чего хочет, то он быстро начинает понимать, что нужно сделать, чтобы мама все - равно купила очередную игрушку. И вот тогда, родители держитесь, это будет повторяться каждый раз!

Поначалу любые, даже вредные действия, такие как выпивка, интерес к азартным играм, пристрастие много и вкусно покушать перед телевизором, не приносят нам особых проблем, но до тех пор, пока эта привычка не увеличила свои масштабы и не стала потребностью. Каждый человек, вспомнив свои привычки, сможет разделить их на 3 группы:

· 1. Тайная страстишка (никому не заметная привычка, которой обычно предаются в одиночестве. Ковырять высыпания или ранки на коже, например, или вместо бритья, подолгу удалять волосы щипчиками.)

· 2. Привычный автопилот (неосознанные действия, которые мы выполняем на «автомате»: грызть ногти, постоянно опаздывать и т.п.)

· 3. Вредные, вредные привычки (они могут раздражать окружающих, да и для собственного здоровья неполезны: привязанности к табаку, алкоголю, наркотикам, переедание, компьютеромания и др. Часть этих вредных привычек может усугубиться настолько, что переходит в финальную стадию - зависимость.)

Как же могут наши привычки переходить из одной категории в другую? Давайте посмотрим на примере придуманного героя Васи, который любил пиво. Первое время все безобидно на уровне «тайной страстишки», иногда сильно устав на работе Вася заходил в магазин и покупал себе бутылочку пива, которую с удовольствием дома или по дороге выпивал. Васе расслаблялся после выпитого и лучше засыпал, поэтому сам того не замечая, она стал выпивать бутылочку пива каждый вечер. И это уже следующая стадия. После чего доза выпитого часто стала увеличиваться, а пиво часто сменяться более крепкими напитками. Вася уже не мог без спиртного и сформировал у себя алкогольную зависимость.

На простом примере, мы еще раз убедились в том, что сами формируем свои привычки и зависимости. Ведь, все знаем с детства пословицу

«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!»

Откуда же берется такая напасть, как вредные привычки?

Многие вредные привычки родом из детства из нашей семьи. Например, если мы каждый вечер проводим перед телевизором, то наблюдая за нами, дети начинают поступать также. Если в семье злоупотребляют алкоголем, для ребенка это становится нормой и скорее всего он будет достаточно часто выпивать. К другим причинам вредных привычек, например к грызению ногтей, жеванию губ, ручек или карандашей можно отнести внутренние конфликты человека и общую нервозность.

Если наша привычка отравляет нам жизнь, мешает в повседневной жизни, то надо от нее как-то избавляться. Но прежде чем избавиться от привычки, необходимо понять, откуда она появилась и не перешла ли она в стадию зависимости.

Если привычка носит поведенческий характер, то есть мы просто привыкли поступать определенным образом, то достаточно начать контролировать свое поведение. Если же привычка связана с нашими внутренними конфликтами и нервозностью, то можно обратиться к психологу или психотерапевту. Самостоятельно было бы здорово найти для себя расслабляющее и успокаивающее занятие. Для кого-то это занятие йогой, медитации и релаксационная музыка, для кого-то массаж или сауна. Способов может быть много. Очень важно, при этом направлять свою энергию и силы не на борьбу с вредной привычкой, а на то, что бы сформировать другую - полезную привычку, если это еще будет приносить Вам радость и удовольствие, то успех обеспечен!