Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Почему при отвлекающих условиях внимание ухудшается. Как управлять вниманием и сконцентрироваться. Симптомы низкой концентрации внимания

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа . Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа . Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа . Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. . Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования . Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови , при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы ;
  • проведение с допплером ;
  • (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов (ВП);
  • проведение .

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

  • Рассеянность.
  • Проблемы с учебой.
  • Малыш ничего не доводит до конца.
  • У ребенка наблюдаются перескоки мыслей, проследить ассоциативные связи которых невозможно.
  • Провалы в памяти.

Причины

Как правило, дети могут сконцентрироваться на каком-либо одном деле - в особенности если оно требует всего их внимания. Если вы обнаруживаете, что у вашего ребенка это не так, то причиной может быть недостаточное обеспечение мозга кислотами и питательными веществами, что бывает обусловлено неправильным питанием и стрессом. Кроме того, проблемы с концентрацией могут возникать, если ребенка раздирают сложные внутренние конфликты и он не может успокоиться.

Важно! Одним из наиболее серьезных препятствий для концентрации внимания является страх. Проверьте, не вызваны ли проблемы ребенка страхом и стрессовыми ситуациями. В этом случае вы должны сперва устранить причину страха.

Немного медицины

Младенец, как правило, всегда сосредоточен. Не мешайте ему: крохе необходимо время для перерабатывания информации.

Не делайте поспешных выводов

Маленькие дети с удовольствием экспериментируют со своими мыслями. Они начинают играть в какую-то игру, основываясь на каком-то одном правиле, по ходу игры выдумывают еще три правила, а заканчивают играть в игру уже с четырьмя правилами. Это никак не связано с нарушениями концентрации, а просто является выражением стремления ребенка к экспериментированию

Как помочь ребенку

Многие родители провоцируют проблемы с концентрацией у ребенка, резко отвлекая его от того, на чем он сосредоточен, будь это игра, чтение или мечты. Избегайте этого!

Распорядок дня

Утром обсудите с ребенком планы на предстоящий день. Скажите ему, сколько у него времени на игры. Помните о том, что малыш не способен правильно оценивать время, так что вам следует по многу раз говорить ребенку, что ему пора заканчивать игру: например, нужно уходить. Позволяйте ему во время игры с конструктором, кубиками, пазлами и т. п. оставлять все на своих местах - даже если это выглядит неаккуратно. Если вашему ребенку и утром захочется продолжить играть с тем же, с чем и вчера, то он поймет, что есть дела, которыми можно заниматься только с перерывами.

Распределяйте задания по хозяйству

Ребенку не повредит выполнение заданий по хозяйству, соответствующих его возрасту. Обсудите с ним, что ему предстоит сделать, но позволяйте выполнять задание в его собственном ритме. Помните о том, что у детей совсем другое восприятие времени, чем у взрослых.

Уважайте покой ребенка

На сегодняшних детей льется огромнейший поток разнообразной информации. Большую роль тут играют телевидение, компьютер и уличное движение. Не критикуйте ребенка, если он погрузился в свои мечты и не переходит к какой-либо результативной деятельности. Мозгу нужен отдых, чтобы осмыслить накопленный опыт и создать условия для восприятия новых впечатлений.

Лечение без рецептов

Розмариновое, базиликовое, лавровое и мятное масла стимулируют мозг. Добавьте несколько капель масла в аромалампу и поставьте ее в комнату ребенка. Гомеопатическое средство дамьяна пентаркан S помогает в случае физического или психического истощения, когда малыш не может сосредоточиться. Давайте ему по 15 капель этого средства три раза в день.

Правильное питание при нарушениях концентрации Обеспечивайте мозг необходимыми веществами!

Очень долго сахар считался питательным веществом, необходимым мозгу. Действительно, клетки мозга вырабатывают энергию из сахара, содержащегося в крови. Однако очень неправильно удовлетворять потребность в сахаре сладостями, кексами или пирогами. Моносахариды из этих пищевых продуктов приводят к резкому подъему уровня сахара в крови, и организму приходится бороться с ними, используя инсулин, в результате чего уровень сахара резко падает, иногда даже ниже, чем был. Из-за этого ребенок чувствует себя усталым и истощенным, и его способность к концентрации снижается. Идеальным питанием для мозга являются полисахариды, так как они заботятся о стабильности уровня сахара в крови и мозг снабжается сахаром равномерно. Это поддерживает концентрацию. Для длительного обеспечения мозга энергией необходимо распределение пищи в течение дня. Оптимальным является четырех-пятикратный прием пищи в день. При этом полдник и ужин в 15:00 и 18:00 должны состоять из белков и аминокислот (в первую очередь из тирозина и фенилаланина), в то время как первый и второй завтраки в 7 и 10 часов утра должны состоять из полисахаридов. Обед в 12-13 часов должен быть легким, содержать много воды, ненасыщенных жирных кислот, минералов и витаминов.

Смерть концентрации!

Все вещества, приводящие к краткосрочному тонизирующему эффекту, просто-таки убивают концентрацию. В первую очередь речь идет о кофеине. Кофеиносодержащие напитки, такие как кола, приводят к снижению концентрации при длительном употреблении! Модные молодежные напитки также содержат огромное количество кофеина и других стимулирующих веществ, которые создают иллюзию прилива энергии, выражающуюся обычно в беспокойстве. Эта энергия реализуется в физической активности, а для концентрации эти напитки очень вредны - и для детей кофеиносодержащие напитки в любом случае должны быть табу! Концентрации вредит также обильная и жирная пища. Если желудку и кишечнику требуется много крови, чтобы переварить тяжелую пищу, страдает мозговая деятельность.

Биологические вещества для оптимальной концентрации

  • Аминокислота тирозин является основой для образования нейротрансмиттеров в нашем мозге. Нехватка тирозина приводит к тому, что клетки мозга теряют взаимосообщение. Пищевые продукты с высоким содержанием тирозина - это, например, птица, молочные продукты, бобовые и орехи. Это вещество может быть синтезировано и самим организмом, если он получает достаточно фенилаланина (из моркови, свеклы, помидоров, яблок и ананасов).
  • Линолевая и линоленовая кислоты - ненасыщенные жирные кислоты, влияющие на обучаемость и память. Они содержатся в первую очередь в растительных маслах.
  • Витамины группы В выполняют важные задачи при деятельности мозга.
  • Магний участвует в передаче нервных импульсов и способствует преобразованию сахара в энергию.
  • Железо необходимо для образования гемоглобина. У детей и женгдин нехватка железа является наиболее распространенной причиной усталости, проблем с обучением и концентрацией.
  • Цинк влияет на работу биохимических связей между отдельными клетками мозга.

Травы, способствующие концентрации внимания

Концентрации внимания могут помочь базилик, розмарин, чабрец, тмин, корица, гвоздика и тимьян.

Будьте примером своему ребенку в плане концентрации. Не делайте несколько дел одновременно и доводите все, что вы начали, до конца.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Нарушение концентрации внимания возникает в разном возрасте. У меня эта проблема существовала всегда, насколько я могу себя помнить. Я объединил справочные данные и личный опыт по вопросу фокусировки в этой статье.

И начну я, пожалуй, с себя. Зовут меня Александр, мне 30 лет. С детства для меня были характерны такие проявления, как резкая перемена настроения, глупые мысли, медлительность. Никто не обращал должного внимания на моё поведение, а оно перенеслось во взрослую жизнь.

Это негативно сказывалось на всех сферах моей жизнедеятельности. Постоянно ошибался на работе, в компании друзей мог сказать что-нибудь невпопад. 2 года назад я окончательно решил поставить точку в этих проблемах. После долгих поисков причины своих неудач, я понял, что виной всему моя неспособность сконцентрироваться.

В одной из прочитанных мной статей было сказано, что сосредоточиться при плохой концентрации внимания вне зависимости от её причины, помогает только волевое решение. Нужно было думать только о работе вопреки своему внутреннему «Я». При появлении свободной минутки следовало продумывать дальнейшие шаги. После чтения я был настроен решительно, как никогда. Первый день по новой для меня методике прошёл на ура. Просто отгонял мысли в сторону.

Нарушение концентрации внимания

Казалось, проблема решена. Но уже на следующий день все попытки проявить силу воли терпели безоговорочное поражение. Концентрация внимания оставалась низкой. Я стал искать дальше. Ниже поделюсь с вами наиболее действенными упражнениями. Но для начала разберёмся с причинами и проявлениями.

Без внимания для духа ничего нет…

внимание образует, поэтому начало образования.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Невнимательность проявляется в детском и зрелом возрасте. При этом для детей характерно писать с ошибками, бросать дела и игры на полпути. Ребёнок просит помощи даже в осуществлении простейших действий. Важно вовремя рассказать об этих проблемах психологу, чтобы провериться на отсутствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Нарушение концентрации внимания у взрослых характеризуется следующими признаками:

  • проблемы с освоением новых знаний и навыков;
  • сложности с адекватной оценкой какой-либо ситуации, неумение исключить мелочи и посмотреть на случившееся в целом;
  • апатия;
  • невозможность сориентироваться во времени и (или) пространстве;
  • трудности при необходимости что-либо сказать – долгое формирование мысли.

Человек затрудняется представить и описать объекты. Процесс общения лишён удовольствия, так как быстро теряется нить повествования. То же происходит и при чтении книги, просмотре фильма. Вдруг забываются персонажи и их слова, действия. Приходиться перечитывать и пересматривать заново.


Вот только в разговоре переспрашивать собеседника как-то неловко. Приходиться молчаливо кивать в знак согласия непонятно чего. При важных диалогах потеря концентрации играет злую шутку.

Вы стараетесь слушать собеседника, но в это время постоянно на что-то отвлекаетесь. Вы спрашиваете у прохожего дорогу, но пока он вам её объясняет, размышляете о личных неприятностях. На работе вы консультируетесь с более опытным коллегой о выполнении операции, но вспоминаете свои прошлые неудачи.

В дальнейшем это сказывается на памяти и общем психическом состоянии. Взрослый человек становится заложником собственных переживаний, которые не в силах прогнать. На фоне этого развиваются психические и неврологические заболевания. Но есть и хорошая новость. Посторонние мысли – основная предпосылка плохой сосредоточенности. Научиться бороться с ними – значит нормализовать состояние своего здоровья. Правда иногда требуется консультация психолога или психиатра.

Проблемы с концентрацией: причины, виды, особенности проявления

Отсутствие концентрации у здорового человека возникают на фоне рабочих и информационных перегрузов, недосыпания, нервного перенапряжения. Но так же является симптомом психических и неврологических нарушений. Это условно нормальное проявление после сильного стресса.

Выделяют следующие виды невнимательности:

  1. Избирательная – низкая концентрация на привычные вещи. Нет причин замечать бой часов, сердцебиение или привычное положение вещей. Естественный процесс отбора разгружает мышление и помогает мозгу справляться с действительно важными задачами.
  2. Истинная – возникает в результате сбоев режима труда/отдыха, однообразной деятельности, головной боли. Сюда же относят так называемый дорожный гипноз – состояние водителя, долго двигающегося по пустынной дороге. Проявляется данный тип невнимательности в усталости, частом переключении с одной мысли на другую.
  3. Мнимая – неспособность сосредоточиться на разделении объектов. По сути этим страдает любой человек, увлечённый каким-либо делом. Потеря внимания и концентрации в данном случае носит ситуативный характер. К нему относят поэтическую мечтательность, профессорскую сосредоточенность на одном сложном вопросе. Когда задача решена, всё возвращается на круги своя.
  4. Ученическая – характеризуется неконтролируемым быстрым переключением с объекта на объект. При таких проявлениях следует беспокоиться о состоянии здоровья. Невнимательность свидетельствует о некоторых формах психопатологий или уже упомянутом СДВГ.
  5. Старческая – фокусировка происходит на чём-то одном, но выражается слабо, поэтому и толку с неё мало. Название говорит само за себя. Снижение внимания и его концентрации – это характерный признак возрастного изменения.
  6. Мотивационно-обусловленная – осознанная или бессознательная попытка бегства от людей, тем разговоров, мест, ситуаций. С одной стороны рассматривается как некий защитный механизм. Например, не даёт думать о суициде. Но с другой стороны негативно сказывается, если человек избегает новых знакомств.
  7. Напряжённая – снижение фокусировки на определённых действиях. Проявляется при всплеске чувств, таких как гнев, любовь или в состоянии эйфории.


Потеря концентрации внимания возникает по различным причинам. Проблема приобретается в процессе жизнедеятельности, и не передаётся по наследству. Феномен часто возникает на фоне шизофрении, олигофрении, неврозе навязчивых состояний, эпилепсии, церебральном атеросклерозе, неврастении. При этом проявляются другие признаки: безынициативность, апатия. Чтобы исключить развитие недугов, при нарушениях фокусировки и памяти следует обратиться к врачу.

Способы повышения концентрации внимания

Все методы повышения фиксации классифицируются на 5 основных группах:

  • ведение здорового образа жизни, нормализация режима сна и бодрствования;
  • освобождение от лишних мыслей – помогают медитация, спорт, прогулки;
  • любимое занятие – найдите для себя то дело, в которое вы готовы уйти с головой, забыв обо всём остальном;
  • тренировка мозга – решение кроссвордов, сканвордов, запоминание деталей различных объектов;
  • целенаправленные занятия по развитию внимания.

Лично мне помогали следующие упражнения. Нужно было удерживать перед собой наполовину наполненный прозрачный стакан с водой. Жидкость при этом должна находиться без движения в течение 3 минут. Угадайте, насколько меня хватило в первый раз? На 10 секунд!!! По факту практически полное отсутствие концентрации внимания. Сейчас я способен держать этот стакан 4 минуты.

Другое упражнение известно под названием «Техника Фибоначчи». Оно направлено на развитие кратковременной памяти. Но отлично помогает при проблемах с концентрацией внимания у взрослых. Я выполнял его по утрам перед работой.

Это действительно очень сильный метод для тех, кому трудно сосредоточиться. К числам, начиная с нуля или единицы, приплюсовывают результат предыдущего сложения. Например, 0+1=1, 1+1=2, 2+1=3… 1597+987=2584. При этом концентрируешься настолько, что ничего остальное тебя уже не волнует. Для себя я выявил небольшой недостаток. Через 2 недели после первых тренировок методика перестала приносить свои плоды. Я стал искать дальше, но через месяц вернулся к этому упражнению. Эффект всегда только положительный. Сейчас так и тренируюсь с перерывами в один месяц.

Ко всем перечисленным причинам развития невнимательности так же относят вредные привычки. Спиртное, курение, наркотики негативно сказываются на деятельности мозга. От данных продуктов лучше отказаться или контролировать их количество. Необходимо увеличить употребление продуктов, содержащих витамины группы В.Настойки лимонника, женьшеня, элеутерококка стимулируют работу мозга и положительно влияют на уровень фокусировки.

Отсутствие концентрации внимания у взрослых и детей наблюдается всё чаще. Это связано, в том числе, с экологией и доступностью любой информации через интернет. Свежий воздух и день без компьютера – отличное средство для увеличения сосредоточенности.

Кроме того прислушивайтесь к себе. Меня преследовали навязчивые мысли. А что именно вам мешает сфокусироваться? Шум вокруг, навязчивая реклама, посторонние предметы? Проанализируйте себя, и поймёте, на какие органы восприятия вам нужно воздействовать, чтобы улучшить повысить мыслительную фиксацию.


В заключении

Итак, подведём итоги:

  1. Концентрация внимания – это способность человека сфокусироваться на том, что действительно важно для него сейчас.
  2. Нарушения сосредоточенности происходит по различным причинам. Вычисление этой причины – первый шаг на пути исправления ситуации.
  3. Начните повышать уровень фокусировки с упражнений, ешьте больше овощей и фруктов, откажитесь от вредных привычек, больше отдыхайте. Выполняйте упражнения и наблюдайте за собой. Как реагирует организм на те или иные занятия? Если вы всё делаете правильно, а изменений не происходит, то ищите другие способы тренировок.

Мозговая деятельность, способность человека мыслить – и есть то, от чего зависит концентрация внимания. Прежде чем принимать какие-либо лекарства следует убедиться в том, что причина является медицинской. А вот что поможет при любом раскладе, так это самопознание и самосовершенствование. Так расширяется кругозор, развивается мышление.

Помочь в саморазвитии всегда готов сайт Тренер Мозга, на котором есть статьи на разные психологические тематики, в том числе и о внимании. Я искренне надеюсь, что ваше неумение сосредоточиться – это не давняя проблема, а минутная слабость организма. Сейчас я жалею только о том, что не вник в суть своих препятствий раньше и долгое время не предпринимал никаких шагов на пути её решения. Если же моя история вам близка, не отчаивайтесь. Я вижу улучшения в своей жизни, и вы увидите. Главное – верить в себя!

1. Сосредоточьтесь на учебе, сделайте получение образования приоритетной деятельностью в своей жизни.

Одной из уникальных особенностей мозга является то, что его энергию можно легко концентрировать на том, что кажется человеку важным. Если все ваши действия будут руководствоваться приоритетом обучения, тогда и концентрации внимания вы добьетесь намного легче, так как мозг привлечет его к обучению автоматически, Ваше будущее зависит от знаний и умений, приобретенных в студенчестве. Только вы выигрываете от полученного вами образования. Поэтому предоставьте приоритет образованию в своей жизни, составив перечень преимуществ, которые оно несет, и хорошо их запомнив.

Самое важное преимущество в том, что образование делает полноценными все стороны жизни: духовную, финансовую, карьерную, а также личную, связанную со здоровьем и любовью.

2. Избавьтесь от внешних раздражителей, которые мешают концентрации внимания.

Мозг создан таким образом, чтобы обрабатывать всю информацию, которая достигает органов чувств. Благодаря этому мы узнаем о возможной опасности.

Не вините себя в том, что отвлекаетесь на окружающие вас обстоятельства и не можете сконцентрировать внимание на учебе, а просто постарайтесь удалить все то, что вам мешает. Вот что можно для этого сделать.

Обратитесь с просьбой к семье помочь вам сконцентрироваться на учебе.
+ Попросите их отключить (или приглушить) источники шума (телевизор, радио и т. д.) во время ваших занятий.
+ Если звук все равно вам мешает, воспользуйтесь берушами или наушниками. Естественно, в последних не должна звучать музыка!
+ Храните книги и другие интересующие вас вещи вне своей комнаты.
+ Отключите мобильный телефон и закройте дверь своей комнаты.

3. Избавьтесь от злейших врагов концентрации внимания - посторонних мыслей. После того как вы закрыли двери, выключили телевизор и радио и вставили в уши беруши, внутри вашего мозга зарождаются другие раздражители - мысли.

Даже открыв книгу и уставившись в нее, вы ловите себя на том, что думаете совсем о других вещах! Совершенно естественно, что у вас в голове роятся разные мысли. Это явление свойственно всем людям.

Как решить эту проблему? Ясно одно: бороться с мыслями не стоит. Когда вы начинаете борьбу с мыслью, вы передаете ей больше энергии и она становится более назойливой.

Вместо сопротивления просто заявите:

Следующие 2 часа я буду думать только о занятиях по химии, а об остальном я подумаю позже!

Повторяя эту установку, вы постепенно сможете сосредоточиться на занятиях. Сначала назойливые мысли не захотят вас покидать. А вы просто не обращайте на них внимания и продолжайте занятия. Тогда они перестанут докучать вам и требовать вашего внимания!

4. Используйте простые приемы для концентрации внимания в классе или дома и изучайте большой объем материала с малыми усилиями.

Сядьте удобно на время занятий.
+ Делайте глубокий вдох каждые 10 минут.
+ Мысленно задавайте вопросы по теме, пока слушаете лекцию или изучаете материал, чтобы привлечь внимание мозга к теме занятия.

Вопросы по ходу занятия заставляют быть бдительным. Это объясняется особенностью мозга: в тот момент, когда он слышит вопрос, он вступает в стадию поиска и остается в ней, пока не найдет ответа или вы не зададите следующий вопрос.

В тот момент, когда вы задаете вопрос и концентрируете свое внимание на все 100 % на изучаемом материале, посторонние мысли покидают вас. К тому же, какой бы предмет вы ни изучали, вы будете лучше понимать его. Продолжайте задавать вопросы в течение 3-4 недель, и у вас появится привычка концентрировать все свое внимание всякий раз, когда захотите.

5. Подзаряжайте свой организм энергией: перед началом занятий и в перерывах делайте 3-4 глубокие вдоха и разминайте тело.

Ваш организм состоит из триллионов живых клеток. Им необходим постоянный объем питательных веществ и частый отдых, чтобы они могли лучше функционировать и эффективно служить вам.

Необходимые питательные вещества по организму поставляются посредством правильной циркуляции крови.

Когда вы меняете свое положение или ослабляете напряжение, клетки получают время на отдых и слегка подзаряжаются энергией.

Это очень существенно, иначе даже самые простые занятия могут оказаться сложной работой для вас. Вот что нужно делать в помощь организму.

Потянитесь подобно кошке. Потягивания расслабляют тело, улучшают циркуляцию крови и уменьшают нагрузку на мозг.
+ Сделайте 3-4 медленных глубоких вдоха перед началом занятий и после них, чтобы обеспечить мозг кислородом.
+ Находясь в классе или дома, сидите удобно, чтобы ни одна часть вашего тела не чувствовала напряжения.

6. Пользуйтесь специфическими утверждениями, помогающими концентрировать внимание на долгий срок.

Можно сконцентрировать внимание на изучении темы и долго оставаться в сосредоточенном состоянии с помощью следующих специфических утверждений. + «Я могу сосредоточиться по желанию. Мне нравится заниматься чем-нибудь одним». + «Учеба является моим приоритетным занятием.

Потому что занятия помогут мне приобрести важные знания для начала моей карьеры».

+ «Следующие два часа я собираюсь сосредоточиться на изучении физики (или другого предмета). Я люблю физику. Она полезна и интересна».

Каждое утверждение нацелено на позитивные мысли, которые автоматически усиливают силу внимания и заставляют вас думать и поступать подобно прекрасно успевающему студенту! Пусть это станет вашей привычкой. А для этого повторяйте все утверждения по 3 раза перед началом занятий.

7. Уделяйте пристальное внимание каждому виду деятельности, даже приему пищи или просмотру телесериалов!

Как и любое умение, концентрация внимания развивается в результате практики.

Хотите - верьте, хотите - нет, но вы уже умеете концентрироваться на 100 %.

Удивлены? А о чем вы думаете, когда смотрите смешной телесериал, следите за жестокой схваткой героя и злодея в компьютерной игре или читаете приключенческую книгу? Да, в таких ситуациях вы настолько сильно сосредоточены, что не думаете ни о чем другом. Это как раз и есть 100 %-ная концентрация внимания. Итак, доказано, что вы уже обладаете способностью полностью концентрировать свое внимание в определенных условиях.

Теперь вам просто придется перенести это умение в другие обстоятельства - на лекцию в классе, на занятия дома, на следование за ходом разговора и т. д.

Фактически его можно использовать ежедневно в качестве тренировки. Например, когда ваш друг начнет вам что-то рассказывать, мысленно скажите себе: «Я полностью сконцентрируюсь на том, что говорит друг». А потом изо всех сил постарайтесь не пропустить ни единого слова.

8. Тренируйте умение задерживаться только на одном занятии в отведенное время.

Это простой и в то же время действенный метод усиления внимания. С его помощью вы сможете натренироваться делать то, чего хотите вы, и концентрироваться на этом долгое время.

Развив в себе такую способность, вы обретете полезную привычку. Вы представляете себе ее силу? Все прекрасные вещи вокруг вас являются результатом сфокусированного сознания каких-то людей. Вы тоже можете выработать в себе такую способность, натренировав свое сознание.

Вот два простых упражнения для тренировки.

Слушайте звучание музыкальных инструментов. Сидите тихо и закройте глаза. Представьте, что вы слушаете скрипку, флейту или другой музыкальный инструмент. Выбирайте только один инструмент в отведенное время и представляйте его звучание в течение двух минут. Затем выбирайте другой инструмент. Устно выполняйте математические действия. Закройте глаза и устно умножайте числа. Начните с двухзначных, а потом перейдите к более сложным числам.

9. Никогда не говорите, что вы не можете сконцентрироваться, - это укрепляет вашу неспособность сосредотачивать внимание. Вместо этого говорите: «Я могу концентрировать внимание на любом предмете и на любой срок».

Повторяющиеся мысли и действия становятся привычкой. Многие из нас неоднократно доставляли удовольствие следующим негативным мыслям.

+ «Я не могу полностью сосредоточиться».
+ «Требуются годы практики, чтобы научиться полностью концентрировать внимание хотя бы на минуту» Повторение таких мыслей создает уверенность в том, что научиться вниманию очень сложно. Но вы же знаете, что практика и тренировка способны улучшить любую способность.

Вот ещё один способ для быстрого улучшения внимания. Когда бы вы ни почувствовали, что концентрируете внимание лучше, сразу же закрепите свое умение следующими утверждениями.

+ «Мое умение концентрировать внимание улучшается».
+ «Изо дня в день я могу лучше и дольше удерживать внимание».

10. Развивайте привычку заниматься по расписанию, чтобы лучше концентрировать внимание.

Занимаясь по расписанию, вы чувствуете себя спокойно и уверенно в отношении того, что успеете весь материал пройти до экзаменов. А ощущение спокойствия помогает лучшей концентрации внимания во время занятий, потому что отсутствует напряжение.

Пусть это станет вашей политикой - заниматься по расписанию. Возможно, вы уже пользуетесь некоторым подобием расписания. Составив расписание, пользуйтесь им регулярно, чтобы извлечь все следующие выгоды.

Концентрация внимания во время занятий.
+ Жизнь без стрессов.
+ Достаточное количество времени для развития навыков, которые необходимы для лучшей жизни.

Эта привычка ценится на вес золота.

Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация - рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое - скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания - болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей - главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы;
  • проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается помг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность - будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Что делать если нарушена концентрация вашего внимания

Зачастую сбой в концентрации внимания вызвано низким уровнем кислородного насыщения головного мозга. Гипоксия, так называется данное нарушение, влечет за собой дисфункцию. Ввиду этого все медикаменты, направленные на улучшение памяти и концентрацию внимания, лишь возвращают в исходное состояние.

То, что дано природой с помощью лекарств улучшить невозможно. Поэтому тем у кого, стоит вопрос повысить уровень концентрации для улучшения трудовой деятельности и образа жизни, данная статья будет полезна. В ходе ознакомления читатель получить полную информацию о методах улучшения концентрации.

В первую очередь подчеркнем, что внимание не является процессом, как, например, мышление. Внимание – это состояние, при котором происходит возбуждение в одной или нескольких областей коры головного мозга.

Когда есть необходимость в длительном удержании внимания, зачастую человек ощущает утомление, и внимательность снижается. Человек даже не может припомнить, что конкретно он слышал, например, на лекции.

Виды внимания

Существует два вида внимания, которые зависят от времени:

  • Немедленный вид внимания, т.е. быстрая концентрация – позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и, соответственно, концентрироваться на одной задаче или событии.
  • Медленный вид внимания необходим человеку во время обучения или трудовой деятельности. Эта способность дает возможность не спеша поразмыслить над проблемой или усвоить информацию во время образовательного процесса.

Способность концентрировать внимание растет до 25 лет и вплоть до 45 лет остается стабильной и даже может улучшаться. После 50 лет начинается постепенная деградация. И это заставляет многих людей начинать прием препаратов по лечению нарушения концентрации внимания. Такие медикаментозные препараты относятся к ноотропному виду. Заметим, что на деятельность психики влияет и образ жизни (пагубные пристрастия), развитие опухолей и заболевания в хронической форме.

Когда принимать ноотропные препараты?

Ноотропные препараты назначаются, если требуется медикаментозное лечение. Их название говорит о том, что они предназначены стимулировать мозговую деятельность. Чаще всего они рекомендованы школьникам или студентам в процессе интенсивного обучения, требующего постоянной концентрации внимания.

Однако не только школьники жалуются: «Не могу сконцентрироваться!». Аналогичная проблема возникает и у людей пожилого возраста, у которых деятельность мозга нуждается в регулярной стимуляции.

Перечислим лекарства, которые в аптеках можно приобрести без рецепта.

  1. Нобен. Данный препарат имеет в своей основе синтетический коэнзим Q10. Основной способностью препарата является наращивание концентрации этого вещества в головном мозге, стимуляция памяти и способствуют улучшения концентрации внимания.
  2. Билобил. Этот препарат основан на экстракте гинкго билоба. Данное растение известно положительным воздействием на работоспособность маленьких сосудов, также стимулирует нервные клетки и обладает небольшим антидепрессивным воздействием. Перед употреблением рекомендуется, как минимум внимательно прочитать инструкцию.
  3. Глицин. Довольно популярные таблетки и относится к безопасным ноотропам. На нервную систему препарат оказывает седативное воздействие, снижает влияние стресса, повышает концентрацию внимания. Основным действующим веществом является аминокислота глицин. К преимуществам можно отнести быстрый вывод из организма естественным путем и отсутствие привыкания.
  4. Аминалон. Таблетки, которые имеют основное действующие вещество гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы. Часто назначают после инсульта, т.к. глицин способствует ускорению реабилитационного периода.
  5. Биотредин. Комплексный витаминный препарат, состоящий из В6 и аминокислоты треонина. Воздействуя на нервную систему, укрепляет её, тем самым улучшая память и внимательность.
  6. Интеллан. Препарат для снижения нервного напряжения и усталости. Как правило, назначают детям в качестве лечения при физической и умственной утомляемости. Медики рекомендуют принимать лекарство в виде сиропа.
  7. Экстракты элеутерококка, родиолы розовой, лимонника китайского. Являются общеукрепляющими средствами не только для нервной системы и мозга, но и для иммунной системе. Перед применением необходима консультация с доктором, т.к. есть противопоказания.

Презентация: «Развитие памяти и внимания»

Теперь о лекарствах, которые должен выписывать врач, чтобы вы могли сконцентрировать внимание.

  1. Пирацетам. (другие названия – луцетам, мемотропил, стамин, ноотропил, эскотропил). Выпускаются таблетки или растворы для инъекций. Лечение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
  2. Энцефабол. Таблетки, улучшающие память. Могут назначаться даже новорожденным.
  3. Фенотропил. Основная форма выпуска – таблетки. Показания – лечение проблем мозгового кровообращения, имеет выраженный общеукрепляющий эффект, не назначается детям. Помогает тем, кто жалуется «не могу уснуть».
  4. Фезам. Нельзя принимать детям в возрасте до шести лет. С его помощью проводится лечебные мероприятия при раздражительности, умственном отставании и при снижении концентрации.
  5. Пикамилон. Эффективность доказана при лечении острых нарушениях кровообращения в головном мозге. Как правило, назначают пациентам при вегетососудистых заболеваниях и приступах тревожности. При правильном употреблении повышает выносливость организма, а также направлен на стимуляцию умственной деятельности.
  6. Мемоплант. Препарат для стимуляции кровообращения во всем организме, включая кровоснабжение в мозгу и мелких сосудах. Рекомендовано для пациентов с нарушениями памяти и при низком развитии интеллектуальных способностей.
  7. Фенибут. Препарат от бессонницы. Также улучшает физическую и интеллектуальную деятельность. Снижает приступы тревоги и панические атаки.
  8. Витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Способен улучшать память и концентрацию. Назначают в виде курсом от трех месяцев. Необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Домашние средства для улучшения работы мозга

Прежде чем начать принимать лекарственные препараты, можно попробовать упражнения, развивающие умение сконцентрировать внимание, а также простые средства, применение которых дает неплохой результат.

К их числу относятся некоторые продукты, а также травы:

  1. Продукты на основе кофеина. Развивают быстрый тип концентрации. Но при длительном употреблении эффект значительно снижается. Проконсультируйтесь с врачом перед приемом, т.к. есть ряд противопоказаний.
  2. Ежедневный рацион питания необходимо обогатить полезными продуктами: молочные, зерно, а также фрукты и овощи. Такие продукты, как банан, картофель и мука грубого помола 3-го сорта позволяют не только улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании, а также помогают быстрее просыпаться по утрам.
  3. Сладости. Отметим, что черный шоколад является мощнейшим антиоксидантом, а сахар в сладком быстро насыщает энергетический запас при психических процессах. Однако следует руководствоваться правилом: всё хорошо в меру.
  4. Орехи и семечки являются отличным источником витамина «Е», а также антиоксидантов, которые улучшают деятельность головного мозга, позволяя легко концентрироваться на насущных задачах.
  5. Рыба. Рекомендуется включать в рацион минимум 2 раза в неделю, т.к. содержащиеся в ней жирные кислоты улучшают кровоснабжение мозга, стимулируя интеллектуальную деятельность.
  6. Пряности и ароматические масла такие, как шафран, горчица, паприка, лаврушка не только придают блюдам аромат, но также улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему.
  7. Черника и другие витамины. Отметим, что перед приемом витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом и пройти диагностику, т.к. избыток тех или иных витаминов может привести к различных последствиям.
  8. Травы. Народная медицина гласит, что девясил и сосновые почки – самые лучшие средства при нарушениях внимания. Можно применять как водные настои, так и спиртовые экстракты. И те, и другие улучшают память и внимание.

Физические упражнения и вода. Ежедневная утренняя зарядка и 1,5 литра воды в день творят чудеса с человеческим организмом – улучшается кровоснабжение во всем теле, помогает сконцентрировать внимание на главном, выводятся токсины и шлаки, очищается и увлажняется кожа, а также многое другое.

Возьмите за правило этот пункт и уже через 2-3 недели можно ощутить положительный результат.

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Нарушение внимания

Внимание является сосредоточенной деятельностью человека на каком-либо реальном событии, рассуждении, предмете, образе и т.д. Нарушение внимания отмечается при неврозах, болезнях головного мозга, шизофрении, соматических болезнях, а также при обычной усталости. Сегодня часто встречается нарушение внимания у детей, которое многие взрослые воспринимают как недостаток воспитания. Это заболевание вызвано нарушением процессов головного мозга и приносит множество неприятностей - от плохих оценок в школе до психологических травм из-за своего недуга. Такие явления обычно возникают при переутомлении или поражении головного мозга.

Различают следующие виды нарушения внимания:

  • порхающая рассеянность (рассеянное внимание);
  • старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться);
  • невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться);
  • специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти;
  • модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

Симптомы нарушения

Синдром нарушения внимания проявляется в следующих признаках:

  • суетливость, неусидчивость, чрезмерная импульсивность и возбудимость;
  • частая смена деятельности;
  • неспособность концентрации на действии;
  • забывчивость.

Определить данное заболевание может только невролог, психиатр или психолог.

Стоит отметить, что нарушение концентрации внимания может возникнуть из-за каких-либо опасений, страхом перед будущими событиями. В результате этого, организм пытается встретить еще не свершившуюся неприятность.

При обнаружении нескольких симптомов не спешите ставить себе диагноз, но если они повторяются часто и конкретно, тогда стоит обратиться к врачу.

Лечение нарушения концентрации внимания

Обычно используют следующие способы лечения: методы психолого-педагогической коррекции, прием стимуляторов мозговой активности и ноотропных препаратов, различные упражнения для развития концентрации, иглорефлексотерапия, получение полезных питательных веществ.

Причины нарушения внимания

Скрываются в различных психологических или обычных заболеваниях. На это могут влиять усталость, бессонница, головная боль, однообразная монотонная деятельность, органическое поражение коры головного мозга и т.д.

Синдром нарушения внимания у детей

Проявляется в невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это сказывается на их отношениях с друзьями, родителями, учителями. Синдром не так страшен как его последствия - депрессия, неуспешность, наркомания и т.д., поэтому важно не упустить момент и вовремя обратиться к детскому врачу.

Нарушение внимания в пожилом возрасте

Сопровождается снижением памяти. Это вызвано целым рядом старческих изменений. В пожилом возрасте люди часто страдают сосудистыми и дегенеративными заболеваниями, которые сопровождаются нарушением памяти. Большинство специалистов рекомендуют людям разного возраста регулярно питаться здоровой пищей, потреблять витамины и заниматься упражнениями, которые развивают концентрацию внимания.

Стоит отметить, что благодаря этим простым действиям, практически на любом возрастном этапе вы можете предотвратить или исправить проблему нарушения внимания.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Причины нарушения концентрации внимания у взрослых

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» - трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» - состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.

Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость - вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание - признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика - в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.