Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Любовь к родине. Воспитание патриотическое и интернациональное

В биосфере, как и в каждой экосистеме, постоянно осуществляется круговорот углерода, азота, водорода, кислорода, фосфора, серы и других химических элементов.

Углекислый газ поглощается растениями-продуцентами и в процессе фотосинтеза преобразуется в углеводы, белки, липиды и другие органические соединения. Эти вещества с пищей используют животные-консументы. Одновременно с этим в природе происходит обратный процесс. Все живые организмы дышат, выделяя углекислый газ, который поступает в атмосферу. Мертвые растительные и животные остатки и экскременты животных разлагаются (минерализуются) микроорганизмами-редуцентами. Конечный продукт минерализации - углекислый газ - выделяется из почвы или водоемов в атмосферу. Часть углерода накапливается в почве в виде органических соединений (рис. 107).

Рис. 107. Круговорот углерода

В морской воде углерод содержится в виде угольной кислоты и ее растворимых солей, но накапливается он в форме карбоната кальция СаС0 3 (мел, известняки, кораллы). Часть углерода в виде карбонатов надолго исключается из круговорота, образуя осадки на дне водоемов. Однако с течением времени в процессах горообразования осадочные массы поднимаются на поверхность в виде горных пород. В результате химических преобразований этих пород углерод карбонатов вновь вовлекается в круговорот. Углерод поступает в атмосферу также с выхлопными газами автомашин, с дымовыми выбросами заводов и фабрик.

В процессе круговорота углерода в биосфере образуются энергетические ресурсы - нефть, каменный уголь, горючие газы, торф и древесина, которые широко используются человеком. Все эти вещества произведены фотосинтезирующими растениями за разное время. Возраст лесов - десятки и сотни лет; торфяников - тысячи лет; угля, нефти, газов - сотни миллионов лет. Следует учитывать, что древесина и торф - восполнимые ресурсы, т. е. воспроизводящиеся за относительно короткие промежутки времени, а нефть, горючий газ и уголь - ресурсы невосполнимые. Ограниченность и невосполнимость органического топлива ставят перед человеком сложную задачу овладения новыми источниками энергии - тепловой энергией земных недр, энергией ветра и океанических приливов и, разумеется, энергией Солнца.

Азот - незаменимый элемент. Он входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Круговорот азота тесно связан с круговоротом углерода. Частично азот поступает из атмосферы благодаря образованию оксида азота (IV) из азота и кислорода под действием электрических разрядов во время гроз. Однако основная масса азота поступает в воду и почву благодаря фиксации азота воздуха свободноживущими бактериями и бактериями-симбионтами растений.

В почве и воде живут фиксаторы азота - цианобактерии. Они обогащают почву азотом, когда их отмершие клетки минерализуются. Благодаря этому в почву ежегодно поступает около 25 кг азота на гектар. Самые эффективные фиксаторы азота - клубеньковые бактерии, живущие в корнях бобовых растений (рис. 108). Азот из разнообразных источников поступает к корням растений, поглощается ими и транспортируется в стебли и листья, где в процессе биосинтеза строятся белки.

Рис. 108. Круговорот азота

Белки растений служат основой азотного питания животных. После отмирания организмов белки под действием бактерий и грибов разлагаются с выделением аммиака. Аммиак частично потребляется растениями, а частично используется бактериями-редуцентами. В результате процессов жизнедеятельности некоторых бактерий аммиак превращается в нитраты. Нитраты, как и аммонийные ионы, потребляются растениями и микроорганизмами. Часть нитратов под действием особой группы бактерий восстанавливается до элементарного азота, выделяющегося в атмосферу. Так замыкается круговорот азота в природе.

  1. Какова роль продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте углерода?
  2. Почему перед человечеством стоит проблема овладения новыми источниками энергии?
  3. Как связаны организмы со средой в процессах круговорота азота?
  4. Что произойдет, если в круговоротах углерода и азота редуценты перестанут функционировать?

Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле «На поле Куликовом» (1908), основной мотив которого - глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу «На полу Куликовом» примыкает стихотворение «Россия» (1908), в котором поэт передает свое очень личное, романтически окрашенное чувство любви к Родине.

Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее свеглос будущее находят выражение в страстных строках стихотворения. Судьба Родины осознается Блоком как личная судьба.

Стихотворение начинается с изображения вполне реальных, жизненно достоверных примет России. Приметы эти просты, в них нет ничего особенного: стертые шлеи, расхлябанные колеи - яркое свидетельство российского бездорожья.

Опять, как в годы золотые,

Три стбргых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Эта безрадостная картина возбуждает в поэте такое сильное и глубокое чувство любви к Родине, что оно сравнивается с чувством первой любви:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слезы первые любви!

Вид нищей России, казалось, должен возбудить радость, однако поэт заявляет:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Важно подчеркнуть наречный эпитет «бережно». Поэт не просто жалеет нищую Россию, но и хранит в себе это чувство Не жалость, а любовь испытывает он к Родине, веру в нее, в ее неиссякаемые духовные силы.

Но вот другая сторона художественного образа России. Уже не реальные, бытовые приметы отмечает поэт, а разворачивает метафорический образ. Не нищая Россия с расхлябанными колеями, а прекрасная женщина, доверчивая, гордая и сильная духом - так раскрывает Блок образ России в следующих строках стихотворения:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу..

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Родина не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Поэт верит, что из всех испытаний Россия выйдет духовно и физически окрепшей и обновленной:

и невозможной возможно,

Дорога долгая длинна легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

В метафорическом образе Родины соединяются реальные и условные приметы. С одной стороны - лес да поле, с другой - плат узорный до бровей, взор мгновенный. Эти условные детали углубляют метафорический образ России - прекрасной женщины. Важное значение приобретает эпитет - разбойная краса, что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что России не пропадет, не сгинет, выстоит. Потому-то и нет в нем жалости, а есть непоколебимая уверенность в том, что России предстоит «долгий путь».

Стихотворение «Россия» написано традиционным четырехстопным ямбом. Своеобразие его звучания обусловлено тем, что третья строфа в каждой строке не имеет ударения:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи.

В стихотворении встречается наиболее распространенный вид строфы - четверостишие (катрен), строки которой рифмуются перекрестными рифмами. Первая и третья строки связаны между собой женской рифмой, вторая и четвертая - мужской

Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы росписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, т.е. раздольные, тоскливые, задушевные песни, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются сравнения, построенные на единстве противоположностей - оксюмороны: «И невозможное возможно. (/Дорога долгая легка.»

Стихотворение Блока «Россия» вызывает у нас серьезные раздумья о судьбе Родины - России. Сегодня на ев долю выпали нелегкие испытания: рушатся традиции, попираются все нормы нравственности и морали, уничтожаются духовные ценности. Это наносит непоправимые потери русскому народу. И свой долг мы видим в том, чтобы спасти Россию, возродить ее из пепла потерянных надежд и вернуть ей прежнее гордое и свободное имя - Россия.

Проект «Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека»

ученицы 10 класса Пономаренко Полины Юрьевны, МАОУ СОШ № 10

Руководитель Юшина Надежда Павловна , учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 10

Родина! Кто в своей жизни всем сердцем не прочувствовал этого могучего, удивительного, трогательного и дорогого слова. Сколько прекрасных теплых слов сказано о Родине, сколько задушевных, нежных песен посвящено ей, моей Родине!

Где найдешь страну на свете, краше Родины моей?

Все края земли моей в расцвете,

Без конца простор полей!

Или:

Россия вольная - страна прекрасная,

Любимый край моя земля!

Лермонтов - верный сын своей Родины "ненавидел страну господ, страну рабов", но всем сердцем любил Родину, "её степей холодное молчание, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям".

Герцен с трогательной любовью писал: " В нашей бедной северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу. И лесные виды наши не задвинулись в моей памяти ни видом Соренто, ни насупившимся Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое... что-то такое, что поётся в русском сердце. И какой славный народ живет в этих местах, селах! Мне еще не приходилось, встречать таких крестьян, как наши великорусы и украинцы".

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает всё творчество Некрасова. "Родине - мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!" На чужбине поэт тосковал, томился, творческое вдохновение совсем оставило его. Как только он возвратился в Россию, как только перо его прикоснулось к бумаге, поэт писал:

Да только здесь могу я быть поэтом.

На западе не вызвал я ничем

Красивых строф,пластических и сильных,

В Германии я был, как рыба, нем,

В Италии - писал о русских селеньях

" Не небесами чужой отчизны, я песни Родине слагал", - заявляет поэт в стихотворении "Тишина".

Некрасов страстно верил счастливое будущее своей Матери - родины, он писал:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю

Родная земля, родные края слишком дороги были Сергею Есенину:

Всем крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте Родину мою!"

Для белорусского поэта Максима Мужанина наше отечество, наша земля, наша страна дороже всего на свете:

В моей Отчизне - раздолье свету,

Светлей земли в целом свете нету!

Великий русский учёный Павлов, всю свою прекрасную жизнь посвятивший своему народу, русской науке, России, писал: " Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству". Любовь к Отечеству, к родному народу присуща каждому человеку. Но охватывает презрение и брезгливость, когда читаешь о каком - либо изменнике, о человеке, который потерял самое дорогое, яркое чувство - чувство Родины. Больно видеть молодого человека, которому Родина щедро дает всё: детсадики и школы, спортивные дворцы и стадионы, право на труд и на отдых, а взамен не получает ничего. Однажды в редакцию молодежной газеты пришло письмо Ольги Юрьевны Д из Рязани. Женщина - мать с глубоким чувством тревоги и волнения рассказывает о своем разговоре с сыном. На её замечание, что Родина - самое дорогое для человека и, что Родину нужно любить, юноша развязно ответил: "Родина,Родина - это всё, мама, сентиментальные люди придумали. Жить везде хорошо, где хорошо живется. Во всех странах солнце одно и то же, и трава везде зеленая". Что это? Уже сложившееся мировоззрение или уже законченный космополит? Скорее, в нем следует видеть незрелость мнений молодого человека. И все же это настораживает. Не случайно встревожилась мать: ведь человек без чувства Родины - неполноценная личность, способная на самое страшное предательство. У подлинного патриота чувство Родины выше личной привязанности и даже родительской любви. Гоголь в бессмертной повести "Тарас Бульба" нарисовал потрясающую картину, когда Тарас, человек огромной воли и любви к своим детям, убивает сына - изменника. Максим Горький ярко, живо показывает силу патриотических чувств итальянского народа в "Сказках об Италии". Мать убивает сына - предателя Родины: " Я сделала ждя Родины все, что могла", - говорит она над его трупом. Потерявший отчизну, предавший Родину или просто порвавший с ней человек обречён на вечное одиночество. В столице Швеции, в Стокгольме, к группе русских моряков подошел мужчина средних лет и назвал себя русским. До войны проживал в Белоруссии. В годы войны он короткое время сотрудничал с немцами. Отступление. Сначала Западная Германия, Латинская Америка, Швеция. И здесь, на чужбине, вдали от своей Родины, остро почувствовал своё одиночество. На первый взгляд кажется, что у него есть всё: неплохая работа, приличный заработок, жена, дети, благоустроенная квартира. Но у него нет главного - Родины. Человек без Родины, что может быть страшнее в жизни? Тоска по Родине, по родному дому, по родной земле, беспрерывно терзает и разъедает душу уже немолодого человека. "Я не нахожу себе места, - говорит он, - особенно после того, как в космос полетел Юрий Гагарин. Здесь, на чужбине, я почувствовал, что потеряв Родину, я потерял всё". Моряки предложили ему вернуться на Родину. "Нет, уже поздно. Это нужно было делать раньше. Но я сделаю всё для того, чтобы мои дети обрели Родину". Человек вне Родины всё чаще мысленно обращается к родным краям и к дому.

В период революционных событий много русских покинуло Россию. С первых лет эмиграции эти люди начинают чувствовать никчемность своего существования, остро переживать оторванность от своего народа и страшную тоску по России. В письме к своей сестре из Парижа русский писатель Куприн писал: "Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах! Меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки. И нигде ещё, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине... Если уже говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу". Репину в эти же годы он писал: "Чем дальше я отхожу во времени от Родины, тем болезненней скучаю и тем глубже люблю... Знаете ли чего мне не хватает? Это двух-трёх минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским башунком, с владимирским плотником, с мещерским кузнецом. Я изнемогаю без русского языка". И когда Куприн в 1937 году возвратился на Родину, то его невозможно было узнать, настолько он выглядел изможденным и хилым, словно после тяжелой болезни. Чувство тоски по Родине до конца дней испытывал и другой представитель русской интеллигенции - талантливый писатель Иван Бунин. Он всё время думал о Родине, мысленно видел её поля, леса, просторы, в одном из своих стихотворений он писал:

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать "прости" родному дому.

Особенно обострилось чувство любви к своему отечеству у рядовых представителей русской эмиграции в период, когда над Советским Союзом нависли смертельные тучи фашизма. Эмигрантский поэт Георгий Раевский писал:

Да, какие пространства и годы

До тех пор не лежали меж нас.

Мы детьми одного народа

Оказались в смертельный час.

Активно участвуя в антифашистском движении Сопротивления, проявляя порой чудеса героизма, русские люди находились вдали от Родины, защищали всё же своё Отечество.

На русском кладбище в Селт - Женевьев - де - Буа рядом с могилами русских воинов, сражавшихся в рядах французских партизан, покоится прах княгини Оболенской. Это была молодая, красивая женщина, любившая со вкусом одеваться и часто блиставшая на эмигрантских балах. Во французском движении "Сопротивление" она выдвинулась как отважная, находчивая связистка, и заслуги были отмечены впоследствии в приказах о посмертном награждении её самыми высокими французскими орденами. Гитлеровцы арестовали её и приговорили к смертной казни. Ей было предложено подписать просьбу о помиловании. На это Оболенская ответила: "Не подпишу, я никакой милости не хочу от немцев". Ей отрубили голову.

Родина, народ, его быт и культура являются той средой, которая питает человеческие таланты, позволяет им развиваться и в полной мере обнаружить себя. Талант, оторванный от Родины, увядает и погибает.

Знаменитый русский композитор Рахманинов 25 лет прожил в Америке и за это время он написал намного меньше, чем за последние 15 лет, прожитые в России. "Уехав из России, - говорил он -, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя". А ведь это он сказал: "Ты пиши о чём захочешь, лишь бы только о России".

В годы В.О.В. композитор с глубоким волнением следил за героической обороной своего народа и с болью в сердце воспринимал временные неудачи Незадолго до смерти Рахманинов передал советскому консулу деньги для лечения раненых советских бойцов.

Человеком больших страстей был замечательный русский шахматист, чемпион мира - Алёхин. Но осознание того, что он на чужбине, а не у себя дома, что только на Родине его могли признать по-настоящему, надломило его, лишило внутренней опоры, он проиграл голландскому шахматисту Эйне, и окончательно потерял себя. Тоска по Родине, воспоминания о прошлом, неприязнь к окружающему не способствует развитию таланта. Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека. "Важно только одно: любить народ, Родину, ему жить ей сердцем и душой", - Некрасов

Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей -

С могучей буквы "Р"

Ну, например, Россия,

Россия, например!

(Прокофьев)

Россия! Это слово одни произносят с гордостью, другие с надеждой, третьи со страхом. Россия! Великие просторы, большие и сильные люди. Это здесь, на русской земле, родились Ломоносов и Державин, Крылов и Пушкин, Тургенев и Толстой, Горький и Шолохов, Сеченов и Павлов, Глинка и Чайковский, Гагарин и Терешкова. Это русский народ ни один раз спасал мир от нашествия и порабощения. Здесь, на русской земле, родились и сражались с псами - рыцарями и татарами Александр Невский и Дмитрий Донской, здесь разбил Наполеона Кутузов, великий полководец земли русской. На русской земле, в России, впервые увидели люди счастье свободы, впервые построили свободное государство свободных людей.

Здесь, на русской земле, была разбита бронированная машина фашистской Германии. С тяжелым сердцем, со стиснутыми зубами прошёл 41 год по нашей Родине. И только в глубине души у каждого советского человека, любящего свою Родину, оставалась непоколебимая вера: "Мы сдюжим! Выстоим! Победим!" И победили! Поднялся во весь рост наш народ - гигант, народ - богатырь, поднялся и свалил врага, размахнувшись со всей силой. Вчерашние школьники, осаждали военкоматы, требуя послать их на фронт. Это о них, юных солдатах, принявших на себя первый и самый тяжёлый удар, сложены строки песни:

Мальчишки, мальчишки, вы первыми ринулись в бой,

Мальчишки, мальчишки, страну заслоняли собой.

На фронтах, в тылу у врага, в страшных лагерях смерти, на заводах и полях все советские люди ковали победу. Поэты в проникновенных строках стихов и песен выразили чувства, которые владели каждым из них соотечественников в те годы. К. Симонов в стихотворении, посвященному Алексею Суркову писал:

Нас пули с тобой пока еще минуют,

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что сражался на ней мне завещанно,

Что русская мать на свет родила.

Что в бой провожая, нас русская женщина

По - русски три раза меня обняла.

Эти стихи вызывают чувство гордости за свой народ и горячее желание бороться с врагами. И боролись все, даже дети. В начале 1942 года Лёня Голиков вступил в партизанский отряд. В это время Ленинград задыхается во вражеской блокаде, в городе царил страшный голод, но люди не сдавались. Лёня помогал своим товарищам собирать продукты ленинградцев. Однажды Лёня оказался недалеко от шоссе. Он увидел, что по дороге едет немецкий штабной автомобиль. Мальчик подбил машину гранатой. Из машины выскочил немецкий генерал, который, отстреливаясь, пытался скрыться. Но Лёня убил врага и овладел ценными документами, которые были отправлены в Москву. Вскоре из столицы нашей Родины пришел шифр, в котором предлагалось представить к награде - к присвоению звания "Герой Советского Союза" всех участников операции по захвату документов. А участник то был один - Лёня Голиков, которому только что стукнуло 14 лет. Жизнь Лёни - это красивый подвиг, который он совершил во имя Родины.

В октябре 1941 года лётчик Захар Сорокин вылетел с группой истребителей на выполнение боевого задания. В жестокой схватке было сбито несколько немецких бомбардировщиков. Машина Сорокина тоже получила повреждения, и сам он был ранен. С трудом он посадил её на люду небольшого северного озера. И вдруг Сорокин услышал: "Русс, сдавайся!". Оказалось, что неподалёку приземлился немецкий самолет; и фашист двигался к Сорокину. Выстрел, и фашист сражён меткой пулей. Но следом за ним бежал второй вражеский лётчик с догом. Опять выстрел, и дог упал на спину, завертелся, царапая лапами снежный настил. Захар взвёл курок, но оружие отказало. Враг оказался сильнее, чем ожидал Сорокин, ударом финки он рассёк Сорокину щеку, повредил челюсть. Но бывший кузнец из Тихорецка, обладая железными мускулами, молниеносным ударом опрокинул немца, а потом, перезарядив пистолет, убил его. Над озером была пурга. Куда идти? 6 суток шёл Сорокин, пока его, израненного, с обмороженными ногами встретили морские артиллеристы. Ступни пришлось ампутировать. А потом упорные хлопоты, чтобы ему инвалиду, разрешили вернуться в строй. Весной 1943 Сорокин вернулся в свой осиротевший сафоновский полк: дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова, командира авиополка, уже не было в живых. Его сбил фашистский ас с бубновым тузом на хвосте. С тех пор Сорокин видел почти каждую ночь проклятого фашиста с черным крестом. В одно апрельское утро Сорокин встретился в воздухе с ним, искусным противником. Удар - и враг стал пикировать на землю. Приземлился и затем умудрился пройти на лыжах почти 100 километров, пока его не задержали пограничники. Командир полка вызвал Сорокина полюбоваться подбитой им "пташкой". Фашистский ас даже не посмотрел в сторону человека в летной форме. "Объясните этому Мюллеру, кто его сбил", - сказал командир переводчику - майору. Гитлеровец посмотрел на Сорокина и отрицательно затряс головой: "Это не он!" Меня сбил американский очень-очень опытный". Но Сорокин убедил и доказал, где и когда, при каких обстоятельствах был подбит самолет Мюллера. "А теперь снимите унты, Сорокин, покажите ему свои ноги", - попросил командир. Когда Сорокин снял унты и показал фашисту обрубки ступней, тот чуть не расплакался. Значит, его победил не просто "молокосос", его победил инвалид. Сорокин сбил 18 самолетов противника и удостоен звания Героя Советского Союза. Сорокин повторил подвиг Мересьева, о котором американский гость с удивлением заметил: "Он сделал большой бизнес и не бросил службу? Как это можно так? Не верю!" Американец решил познакомиться с Мересьевым. Когда он убедился, что в книге "Повесть о настоящем человеке" всё написано на основе фактов, журналист только развел руками: "Какой удивительный человек. Конечно, он на свете единственный...Странный характер!" Американец так и не мог понять, что Мересьев не делал никакого бизнеса, что он служил Родине так, как ему подсказывало сердце, и что на свете он не единственный, что подвиг, подобный подвигу Мересьева, повторили десятки советских людей.

Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием уничтожить фашистского тирана Украины Эрика Коха, писал: " Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя её освобождения от немецких захватчиков, я сделаю это". И он, действительно, пожертвовал жизнью во имя великой любви к Родине.

В феврале 1943 года на артиллерийском полигоне Ордруд, вблизи города Веймар генерал - инспектором производились испытания новых противотанковых пушек, которые по замыслу фашистов должны были приостановить продвижение советских боевых машин. На полигоне находился танк Т-34, и гитлеровский офицер принял решение сделать из него живой макет. Из концлагеря был доставлен пленный русский танкист, фамилию которого так и не удалось установить. "Капитан, - обратился к советскому офицеру Гудериан,- в ваше распоряжение даётся танк, на котором вы должны пройти под обстрелом наших новых пушек по всему полигону 16 километров. Если удаётся провести машину невредимой, обещаю вам жизнь, свободу и возвращение к своим".

И советский офицер прошел эти 16 километров смерти, но не во имя собственной жизни, а во имя победы над врагом. Проявив искусство вождения танков, советский офицер сумел погасить шквал огня противотанковых пушек и гусеницами подавить стрелявшие по нему батареи вместе с расчетами. Затем Т-34 вырвался с разгромленного полигона на шоссе и помчался на восток, но был захвачен и доставлен Гудериану. "Ты лучший танкист из тех, которых я видел",- сказал немец. Прозвучал выстрел, и капитан упал, сраженный пулей фашиста. Высокая идейность, рожденная любовью к своей Родине, своему народу, подавила в нем страх смерти и воодушевила на бессмертный подвиг.

Поднимается солнце. Розовеет, переливается под его лучами морская гладь. Простирается Сахалин. Здесь, на крайнем востоке земли, живут россияне, работают, строят заводы, выходят в море рыбаками, ударяя веслами по воде в такт песни. Это они поют о Родине: "Широка страна моя родная...". Там, где недавно была тайга, покрытая вековыми деревьями, работают доменные печи, слышится шум заводов - гигантов - это их руки радуют нашу Родину!

Седой Урал! Сколько богатств в твоих недрах, сколько заводов построено на тебе русскими людьми! Сколько еще будет построено! Кипит громадная работа! Спасибо тебе, наш человек!

Голубые волны широкой реки... Это Волга, великая река России, воспетая Некрасовым, что сравниться с тобой, с твоей красотой? Здесь, на волжских просторах родились чудные наши герои, насмерть стоявшие у Сталинграда. Не видала Волга немецкого сапога: только плыли по воде трупы тех, кто пришел к нам с мечом, тот от меча и погиб.

Цветет Кубань, качаются подсолнухи под ветром, кланяются солнцу свободному. Колосится, шумит, наливается колосом золотая кубанская пшеница, радостно приветствуя тех, кто трудится для Родины.

Звенят песни от Дуная до Белого моря, заливаются соловьями хлопцы и девушки Украины, вспахивая широкие степные просторы, где шумит густая рожь, цветут между нею голубые васильки, кивая тому, кто свой героический труд посвящает Родине.

Через сотни километров приветствует город - Севастополь, Новороссийск, Одесса, Брест, Санкт-Петербург, Волгоград. Здесь по-русски, до конца стояли наши герои, здесь лилась реками кровь, здесь рушились стены, горел камень, земля превращалась в пепел и только ты, богатырь Великой русской земли, выстоял, победил. Из пепла, развалин начала подниматься новая жизнь, добытая ценой нечеловеческих страданий.

И цветут теперь города-герои, украшая нашу Родину, и любуется русский человек своим умением и талантом. Спасибо же за щедрость твоего ума, за мужественное сердце, наш труженик!

Об этом чувстве сказано немало искренних и высоких слов, и оно их заслуживает. Оно является неотъ-емлемой частью того железного каркаса, на котором держится здание социальной жизни и с разрушением которого оно превращается в груду развалин.

Любовь к отечеству - одно из самых глубоких чувств, закрепленное в человеческой душе веками и тысячелетиями. «Знаменье лучшее - за отечество храбро сражаться»,- говорил еще Гомер; «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все» - это слова Лукиана; «Отчизны голос - голос лучшей музы»- П. Беранже; «И дым отечества нам сладок и приятен» - А. С. Грибоедов;

«Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины - нищий человек» - Я. Колас.

Любовь к родине - один из наиболее отчетливых образцов любви как таковой. «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники,- говорит Цице-рон,- но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, если он может принести этим ей пользу?»

Любовь к родине означает любовь к родной земле и живущему на ней народу. Эти две составляющие единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и усиливая друг друга. Но случается, что они трагически расходятся: человек любит родину, но не своих соотечественников. Любовь к родине, противопоставленная любви к живым людям, неминуемо оказывается абстрактной и декларативной. И если такой человек восходит на вершину власти, он приносит бедствия своему народу.

В фундаменте диктатуры и тирании зачастую лежит противопоставление «высоких интересов» родины (так или иначе отождествляемых диктатором со своими собственными интересами или интересами стоящей за ним узкой группы) интересам якобы недостойного ее народа. Это хорошо выразил уже Софокл в образе диктатора Креонта, любившего, как ему казалось, родину, но не ее людей, и навлекшего несчастья не только на них, но и на самого себя.

Чешский философ прошлого века Я. Колар был склонен противопоставлять любовь к народу, нации - любви к отечеству и ставить первую выше второй. «...Что должен разумный человек любить больше - страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык - нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация

же есть наша кровь, жизнь, дух, личное свойство». Любовь к отечеству, к родным местам кажется Колару слепым естественным инстинктом, присущим не только человеку, но и животным и даже растениям, в то время как любовь к народу всегда облагорожена разумом и образованием. «...Многие деревья и цветы с такой привязанностью льнут к своей родине, ее земле, воздуху и воде, что сразу вянут, чахнут и меняются, если их пересадить; аист, ласточка и другие перелетные] птицы возвращаются из более прекрасных стран в свою холодную родную землю, в бедные гнезда; многие] звери дают себя скорее убить, чем покинуть свою землю, свою территорию, пещеру, свой дом и пищу, а если мы их насильно вырвем из их родных условий жизни и переведем в чужие края, они погибнут от тоски по дому». Любовь к родной земле как низшая ступень любви к родине больше свойственна, думает Колар, неразвитому человеку, дикарю, не знающему ничего, подобного нации; современный же, развитый и образованный человек выше ставит свою нацию. «Грубый дикарь больше льнет к своей бедной, закопченной, наполненной дымом и дурными запахами лачуге и к негостеприимной пустыне, чем образованный человек к своему дворцу и парку. Родина эскимоса, его жены и детей - это большая льдина, плавающая в широком море; льдина качается и наклоняется на грозных волнах, морские бури и морские течения носят ее по широким просторам. Тюлени и морские птицы - вот его земляки, рыба и падаль - его пища. Год за годом живет он со своей семьей на этой ледовой родине, яростно защищает ее от неприятелей и любит ее так сильно, что не променял бы ее на самые прекрасные уголки земли. Дикарь знает только землю, которая его родила, а чужеземец и неприятель называются у него одним понятием; весь мир замкнут в границах его страны. Кого же мы должны благодарить за то лучшее и благо-

роднейшее, что мы имеем? Не себя, не нашу землю, а наших предков и современников» ".

Вряд ли это красочное, но предвзятое описание справедливо. Земляки эскимоса - не одни тюлени и птицы, и любит он не только жену и детей, но и свой народ, пусть небольшой, но народ, с его особыми, только ему присущими языком, преданиями, традициями, надеждами и т. д.

Опрометчиво также утверждать, что у современного человека чувство родной земли слабеет, уступая привязанности к своему народу.

Композитор Сергей Рахманинов и его жена, горячо любившие Россию, оказавшись в Швейцарии, создали под Люцерном некое подобие Ивановки, деревни, в которой они когда-то жили. Но полной замены так и не получилось. Рахманинов любил это место, там к нему вернулась музыка, он после долгого перерыва снова начал сочинять. Но однажды он с тоской проговорился об утраченных родных местах. «Разве тут комары?- вскричал он, прихлопнув одного из них.- Они и жа- лить-то не умеют. Не то что наш, ивановский - вопьется, света божьего не взвидишь».

Один русский писатель, живший в эмиграции, вспоминал суждение своего земляка, осевшего волей судьбы в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!»

Пусть и неважное, но родное, и современному человеку может казаться лучшим, чем хорошее, но чужеземное.

Противопоставление родины и ее народа никогда не приносило и не способно принести добра. Ни в том случае, когда интересы родины ставятся выше интересов народа, ни в том, когда любви к народу отдается предпочтение перед любовью к родной земле.

Чувство патриотизма делает человека частицей великого целого - своей родины, с которой он готов раз-делить и радость, и скорбь.

Россия, любимая, с этим не шутят,

Все боли твои - меня болью пронзили.

Россия, я твой капиллярный сосудик,

Мне больно, когда тебе больно, Россия.

А. Вознесенский

С особой остротой патриотические чувства вспыхивают, когда на родину обрушиваются тяжелые испытания. «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца» (В. Гюго). Война, голод, стихийные бедствия сплачивают народ, заставляют забыть все частное и преходящее, отказаться от прежних пристрастий и посвятить все силы одному - спасению родины.

Осенью 1941 г., когда фашистская армада, казалось, неудержимо шла на Москву, Бунин говорил, вспоминая,

наверное, недавние революцию и гражданскую войну: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть предержащим. Но, напади враги на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих бы болел. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский поражен тоской и любовью к отечеству сильнее, чем кто-либо...»

Адмирал Колчак, провозгласивший себя в гражданскую войну «верховным правителем России», признавался, что ему легче было бы умереть от холеры, чем от рук пролетариата. «Это все равно,- говорил он,- что быть съеденным домашними свиньями». Однако любовь к своему народу оказалась сильнее острой ненависти к классовому врагу. Его возлюбленная через много лет вспоминала, что, когда они с Колчаком выехали из Омска, с ними следовал русский золотой запас, оказавшийся роковым для адмирала: двадцать девять пульмановских вагонов с золотом, платиной, серебром, драгоценностями царских сокровищ. Адмирал боялся, что золото попадет в руки иностранцев. За день до ареста он сказал: «Долг повелевал мне бороться с большевиками до последней возможности. Я побежден, а золото? Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди» .

Отстаивая свой народ, Моисей, как известно, прекословил самому Богу: «И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех;

сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исход 32, 31-32).

Страстное желание служить народу, не оставлять его в годину несчастий может пересилить даже любовь к богу, если между этими чувствами вдруг приходится выбирать.

Плохо, когда человек оставляет другого человека в беде или предает его. Но оставить в беде отечество и тем более предать его - это преступление, для которого нет ни срока давности, ни покаяния, ни прощения.

Любовь к родине менее всего является слепым, инстинктивным чувством, заставляющим бездумно превозносить отечество, не замечая его пороков.

Любить родину - значит прежде всего желать ей добра, добиваться того, чтобы она сделалась лучше.

Один из самых замечательных патриотов в истории России, П. Я. Чаадаев, писал: «Больше, чем кто-нибудь из вас, я люблю свою Родину, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа. Наверное, патриотическое чувство, воодушевляющее меня, не совсем похоже на то, чьи крики нарушили мое существо-вание. Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной». Чаадаева сочли клеветником на свое отечество, объявили сумасшедшим, запретили печататься. Его «Апология сумасшедшего», из которой взят отрывок, была написана в середине 30-х годов прошлого столетия, но в России была опубликована только в начале нашего века.

Мысль, что настоящий патриотизм должен быть пронизан светом критического разума, не всем представляется очевидной. Любовь к отечеству и теперь нередко отзывается тем приторным хвастанием, которое в России когда-то с иронией называли «квасным патриотизмом». Послушаешь такого квасного патриота, замечал Гоголь, и, если даже он чистосердечен, «только плюнешь на Россию!»

М. Салтыков-Щедрин был горячо, беззаветно предан своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной,- писал он,- и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России». И вместе с тем его отношение к стране и народу было исполнено той трагической двойственности, о которой позднее А. Блок сказал в «Возмездии»:

И отвращение от жизни,

И к ней бездумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

Салтыков-Щедрин, хорошо видевший экономическую и политическую отсталость России, не способной воспользоваться огромностью материальных ресурсов и талантами своего народа, создал самую суровую и мрачную в русской литературе картину своей родины. Страсть к отчизне не мешала ему подвергнуть осуждению и осмеянию ее пороки.

Истинный патриотизм чужд и враждебен националистическому высокомерию и каким-либо националистическим предрассудкам.

«...Берегитесь тупого, нетерпимого, кичливого патриотизма, потому что он часто бывает только предлогом для самых черных поступков...» (Я. Колар).

Любовь к своему отечеству, не соединенная с мыслью о верховенстве общечеловеческой идеи, о равенстве всех народов, безотносительно к уровню их социального и культурного развития, приносит вред в первую очередь самой родине. «...Нельзя не любить отечества...- писал В. Белинский,- только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования; словом - любовь к отечеству должна быть вместе и любовью к человечеству». «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» *. Об ущербности национального эгоизма и сепаратизма, необходимости соединения национального с общечеловеческим всегда говорила русская литература. «...Нравственные принципы всякого отдельного народа суть принципы общечеловеческие»,- писал Салтыков- Щедрин, и в другом месте: «Идея, согревающая патриотизм,- это идея общего блага... это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве».

Противоположностью национализма является принижение своей родины и своего народа, своеобразный национальный нигилизм, выставлявшийся в недавнем прошлом чуть ли не естественным следствием интер-национализма. «К сожалению, есть силы,- отмечал в одном из интервью писатель Ч. Айтматов,- которые в самом народе, и это часто бывает, отрицают сами себя. Они заняты самооговором. Я называю это национальным нигилизмом. Явление это такое же реакционное, как и сам национализм».

Национальное и общечеловеческое, интернациональное- две взаимосвязанные стороны. Без их единства нет мирового процесса развития и сближения народов и наций, составляющих единое человечество.

Сближение наций и преодоление национальных границ - закономерность исторического процесса. В Европе она стала остро ощущаться уже после первой мировой войны.

«Сегодня каждый «интеллектуал» в Германии, в Англии или во Франции ощущает,- писал испанский философ X. Ортега-и-Гассет,- что границы его государства стесняют его, он задыхается в них; его национальная принадлежность лишь ограничивает, умаляет его... Впервые в своей политической, экономической и духовной деятельности европеец наталкивается на границы своего государства; впервые он чувствует, что его жизненные возможности непропорциональны границам того политического образования, в которое он включен. И тут он делает открытие: быть англичанином, немцем, французом значит быть провинциалом».

Это рассуждение, относящееся к концу 20-х годов нашего века, Ортега подытоживает так: «Европа воз-никла как комплекс малых наций. Идея нации и национальное чувство были ее самыми характерными достижениями. Теперь ей необходимо преодолеть самое себя. Вот схема грандиозной драмы, которая должна разыграться в ближайшие годы» ".

Драма произошла - вторая мировая война, расколовшая Европу на две противостоящие части. В каждой из них шли активные процессы интеграции. Западноевропейские страны стоят теперь перед решающим шагом: экономические связи предполагается расширить и дополнить определенного рода политическим объединением. Сближение европейских социалистических и капиталистических стран поставило на повестку дня вопрос о создании единого «европейского дома».

Углубляющиеся и расширяющиеся процессы интеграции европейских стран никоим образом не ставят под сомнение ни их национальное своеобразие, ни их государственный суверенитет.

Здесь можно вспомнить В. С. Соловьева, еще в конце прошлого века изложившего основное условие единения народов и государств: «Определенное различие, или раздельность жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия. Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни... Всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его дея-тельности, а положительной опорой и восполнением...»

Теперь, когда многократно возросла зависимость народов и государств друг от друга и стала мрачной реальностью угроза гибели человечества в случае ядерной войны, национальное и общечеловеческое с особой остротой обнаруживают свое внутреннее, неразрывное единство.

Ж. Ренану принадлежит знаменитая формула, раскрывающая суть того, что соединяет людей в одну нацию: «Общая слава в прошлом, общая воля в настоящем; воспоминание о великих делах и готовность к ним - вот существенные условия для создания народа... Позади - наследие славы и раскаяния, впереди - общая программа действий... Жизнь нации - это ежедневный плебисцит».

Нация - это общность крови, языка, столетиями складывавшегося национального характера. Привязанность к своему народу опирается на уважение к его историческому прошлому и унаследованным от него традициям. Утратить свою историю для нации все равно что для человека потерять память.

Но нация не только «наследие славы и раскаяния», она также и прежде всего то, что «делается» и «будет». Это главное в формуле Ренана: нация есть общая программа будущего, вырабатываемая ежедневным голосованием. Прошлое охраняет и поддерживает нацию, но движущей и образующей ее силой является будущее. «Если бы нация состояла только из прошлого и настоящего,- пишет X. Ортега-и-Гассет,- никто не стал бы ее защищать. Те, кто спорит с этим,- лицемеры или бездумцы. Но бывает, что прошлое закидывает в будущее приманки, действительные или воображаемые. Мы хотим, чтобы наша нация существовала в будущем, мы защищаем ее ради этого, а не во имя общего прошлого, не во имя крови, языка и т. д. Защищая наше государство, мы защищаем наше завтра, а не наше вчера» ’.

Любовь к своему народу не сводится к уважительному и бережному отношению к общему прошлому. Она предполагает прежде всего заботу о будущем, о реализации той программы «общего дела», которая каждодневно формируется в недрах народной жизни.

Помнить о приоритете будущего над прошлым в существовании нации особенно важно сейчас, когда внимание многих концентрируется главным образом на восстановлении и сохранении исторического прошлого. Еще недавно нашу подлинную отечественную историю начинали с октября 1917 г. «Народы, царства и цари» были выброшены на свалку истории, и мы оказались отрезанными от собственного прошлого. Это нетерпимо, исторические корни должны быть восстановлены. Но какой бы важной ни была эта задача, нельзя забывать, что ни одна нация, обращенная лицом в прошлое, не способна существовать как устойчивое, имеющее перспективу целое.

Приложение 1

патриотизм есть чувство любви к родине

Л. Конча, канд. биол. н.,

ВНИИТЭ, Москва

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам .

Таким образом, патриотизм есть чувство любви к родине и как всякое чувство является состоянием духовным. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, по доброй воле. Нельзя Родину и людей любить по приказу и перестать любить по запрету. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм должно. При этом важно не проповедовать и любовь к родине, а исповедовать свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением. С раннего детства ребенок сначала в семье, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, приучается пребывать в нем и развиваться. Происходит свободное патриотическое самоопределение человека. Человек познает свой народ, свою связанность с ним, формируется общность и «Мы». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом), причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчает ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» .

Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство…» [цит. по 4 , с. 192].

Любовь к семье, своему роду, родным местам не только вдохновляет человека, но и дает возможность выстоять в нелегких жизненных путях. С удивительной прозорливостью выразил это.

«Два чувства дивно близких нам,

У них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостояние человека, -

Залог величия его.

Истинное величие всегда утверждается на родной почве. Когда мы говорим о родине, то подразумеваем о духовном единстве своего народа. Это единство вырабатывается веками напряженной работы, борьбы с природой, с внешними захватчиками, путем создания единой духовной культуры. Каждый народ призван творчески, духовно проработать свою природную и историческую данность, преобразовать её и создать свой национальный, своеобразный духовный облик. Чувствование своего духовного единения, чувство Родины – это святыня, которая вдохновляет, укрепляет, утверждает и, которую должно беречь. Как выразился В. Жуковский, «О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя».

Проникновенное рассмотрение духовной сущности патриотизма приводит в своих произведениях. Исходя из положения, что родина, как и любовь к ней есть «нечто от духа и для духа», выделяет разные проявления патриотизма. Если любовь к родине живет в душах людей в виде неразумной предметно неопределенной склонности, такой чисто инстинктивный патриотизм, то есть реальная опасность сведения его к националистической гордыне и откровенной жажде завоеваний. Истинный патриотизм, духовно осмысленный, совмещает страстную любовь к родине с мудрым трезвением и чувством меры. Любовь к своему народу и вера в него не исключает видение его слабостей, несовершенства, настоящий патриотизм видит духовные пути своего народа, но также видит и его соблазны, его слабые стороны. Одним из соблазнов национализма есть стремление оправдать свой народ во всем и всегда. Истинный патриотизм именно из любви к своей родине отмечает ошибки своего народа, недостатки его характера и указывает на них – любовно, озабоченно, творчески. «Так критикуют свое, любимое, не отрываясь от него, но пребывая с ним, - говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «МЫ». Возникает могучее творческое единение людей в национальной духовной культуре , где мы все одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) – едино для всех нас и обще всем нам» (5 , с. 199). Такова идея родной нации. «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада».

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Укрепление национального сознания укрепляет и личностное начало в человеке. Человек черпает свои силы в национальном духе, национальной культуре и наоборот, нация, как духовный организм, обогащается творчеством отдельных личностей. Поэтому интернационализм, стирающий национальный различия, направлен на разрушение личностного начала, оскудеванию жизни и, в перспективе ведет к разъединению людей, потому что близкое общество не может быть по настоящему единым.

Провозглашаемые либеральным сознанием общечеловеческие ценности, по сущности своей являются пустой функцией. «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собой, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли» (. Цит. по 4, с. 638).

Так и русский патриотизм, являясь выражением русского духа, имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, патриотизм русского народа вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или выступая на них сами русские, прежде всего, были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Так было и в начале становления русской государственности, так было и на протяжении веков. Благоверный князь Александр Невский, помолившись усердно перед битвой со шведами, сказал своей немногочисленной дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не силе, а в правде: идите с вашим князем!». Крест считался оружием нетленным, им благословлял преподобный Сергий своих иноков на Куликовскую битву. Куликовскую битву исторически отмечают как особую веху в развитии русского национального сознания. На поле Куликово шли рязанцы, москвичи, владимирцы, новгородцы, а вернулись русские. Защитники «святой Руси» смогли одолеть татаро-монголов лишь поднявшись на защиту святынь православия, а не политических или земельных интересов [ 8]. При этом надо отметить особую роль православной церкви, которая на протяжении тысячи лет ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма.

Горячей верой было проникнуто учение. В общем, вся «наука побеждать» зиждилась на вере:

С нами Бог!

Молись Богу – от него победа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Без сей молитвы оружия не обнажай,

Ружья не заряжай, ничего не начинай.

До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

Воздай честь небу, а потом земле.

Победи себя и будешь непобедим!»

Перед решающей битвой русское воинство молилось, постилось. Вдохновленные своей верою русские воины брали неприступные крепости, переходили пропасти и горы, терпеливо сносили лишения, голод, холод. Россия веками жила в угрозах войны, в посягательстве многочисленных врагов на русские земли, в постоянном напряжении держать свои рубежи. И эта суровая школа военных испытаний выработала в русском человеке выносливость, стойкость, бесстрашие и необыкновенное терпение. Последнее заслужило особенное название «русское» терпение. Есть мнение, что драгоценный талант терпения и смирения, приобретенный народом во время татарского ига, лег в основу русской государственности. Все сословия несли свои тяготы по укреплению и защите Родины. И эти качества – терпение, кротость, благодушие, неуклонное исполнение своего долга, безропотное несение страданий всегда удивляли иностранцев. Храбрость и героизм свойственны, конечно, и другим народам, но такие христианские добродетели, как незлобие, самоотвержение, скромность, удивительно мирный дух после победы были отличительной характеристикой русского воина. Еще писал о триумфальном въезде русской армии в Париж;

«В Европе росс! – где факел мщения?

Поникни, Галлия главой!

Но что я зрю? Герой с улыбкой примирения

Грядет с оливою златой».

Своя страна еще лежит в руинах, а он (росс) «несет врагу не гибель, но спасение и благотворный мир земле».

Другой отличительной чертой русского патриотизма является жертвенность. Исходит она из того же источника – евангельского учения о любви. «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Готовность отдать жизнь свою за отечество есть великая духовная сила, она и делает русского воина непобедимым. Как пелось в солдатской песне 1812 г.:

«Вспомним, братцы россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в родстве жить».

Вспоминая подвиги русского оружия, наш великий поэт пророчески предупреждал:

«Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения,

Вопрос о жертвенности в последние годы стал особенно актуальным в связи с попытками пересмотреть итоги П мировой войны. Послышались отдельные голоса, что жертв было слишком много. Да, цена победы была велика. Но ведь и вопрос стоял по существу – быть или не быть русскому народу. Общеизвестны гитлеровские планы по использованию славянского населения. И в такой перспективе, в виду угрозы истребления, народное сознание, как и в прежние времена, выразило свою жертвенную решимость стоять до конца – «а нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Народ проявил массовый героизм. Для сравнения можно вспомнить, что многие страны Европы были завоеваны Гитлером за считанные недели. Та же вольнолюбивая Франция сдалась противнику без единого крупного сражения. Боялись человеческих жертв, не хотели материальных разрушений. Менталитет западно-европейского человека пронизан духом либерализма, всепрощенческого гуманизма и героизма, что в принципе исключает перспективу положить «живот свой за други своя». Поэтому разговоры о границах жертвенности, «разумной жертвы» не состоятельны по существу. Жертва сама по себе обладает святостью. Большие жертвы русского народа во П Мировой войне было условием выживания народа. Именно это трагическое условие высвечивает масштаб народного подвига. Большие жертвы не делают победу менее героической. Легче уничтожить народ, чем вытравить память.

Не случайно в годы испытаний люди обращаются к героическим страницам своего прошлого, ища поддержки в духовном стоянии и ответе на вызовы современности.

Для решения современных проблем патриотического воспитания молодежи полезно вспомнить опыт быстрого возрождения патриотического сознания в стране в первые же дни и месяцы после нападения фашистской армии на Советский Союз. Предварительно необходимо отметить, что исторические российские традиции любви к отечеству, родной земле были резко прерваны после октябрьского переворота в 1917 году. Национальное самосознание считалось враждебной пролетариату ценностью. Поскольку «у пролетариев нет отечества» - по Марксу - Энгельсу, то и патриотизм был «отменен». Готовились к мировой революции и партийная идеология утверждала ценности интернационализма. Идеи о новом обществе («Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем») были восприняты значительной частью народа. Мечтали «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Причем, революционный пафос был так силен, что готовы были жертвовать и собой, и своей страной ради «светлого будущего всего человечества». Это была какая-то мистическая черная вера.

Со свойственным русскому менталитету максимализмом, распевали «все, как один, умрем в борьбе за это», готовы были свою «хату оставить, пойти воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». А у себя оскверняли мощи, срывали колокола, разоряли деревню «до основания», а затем строили города, заводы, в том числе и «Котлованы». Были и большие достижения, и жесткая индустриализация, и безжалостное разрушение природы. Но главная трагедия была в том, что разрушалось национальное самосознание, развенчивались традиционные ценности. Воинствующая коммунистическая идеология была направлена на «создание нового человека» - послушного, безжалостного, делового «винтика». Истреблялся тот тип человека, которым исконно держалась русская земля, - жертвенным, мужественным, стойким.

Гроза 41 года, угроза реального порабощения страны все поставило на свои места. Два с небольшим десятилетия коммунистической идеологии не вытравили из сознания людей лучшие качества, которые народ стяжал за тысячелетнюю свою историю, и в первую очередь, любовь к родине. Буквально в первые дни войны народ собрался с духом и с неукротимой решимостью поднялся на борьбу с врагом. Как известно, подъем народного духа бывает именно в минуту грозных испытаний, когда враг на пороге.

«О как душа заговорила

Народность наша поднялась:

И страшная России сила

Проснулась, взвихрилась, взвилась».

И хотя эти слова были сказаны Глинкой в 1812 году, они очень верно отразили обстановку в стране после нападения Германии на Советский Союз. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - призыв прозвучал на всю страну. Началась усиленная пропагандистская работа, направленная на воспитание чувства, как тогда говорили, «социалистического патриотизма», личной ответственности за судьбу Родины. Для агитационной работы было выделено 3 млн. (!!) агитаторов и пропагандистов . Были разработаны письма, рекомендации, памятки и другие документы, предписывающие формы, методы и содержание агитационной работы в различных слоях общества. Были созданы антифашистские комитеты (Всеславянский, Евркйский, Советской молодежи, Советских женщин). Вообще, все мероприятия носили массовый характер, все общество было пронизано и пропитано агитационной пропагандой. Везде, в домах, школах, бомбоубежищах , учреждениях и т. д. были созданы красные уголки с постоянно обновляющейся информацией. Широко были распространены разнообразные средства наглядной агитации: доски информационные, газеты, плакаты – «молнии». Большая работа велась в издательствах: выпускались книги о славном прошлом народа нашей страны, о героизме армии, офицеров и солдат, о победах русского оружия. Особую роль надо отметить творческой интеллигенции – писателей, поэтов, художников, артистов. Патриотическая тематика пронизывала все их произведения (прозу, стихи, музыку, спектакли). Воспитывалась любовь к родине, ненависть к врагу.

в «Правде» писал: «…Моя родина, моя родная земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…». Уже в 1942 году А. Твардовский начал публиковать свою замечательную поэму «Василий Теркин», написанную на таком хорошем русском языке , что стихи сами запечатлевались в сердце. Образ русского солдата, жизнерадостного, умелого, смекалистого, мужественного патриота своей любимой родины воодушевлял миллионы людей. А замечательная седьмая симфония, исполненная уже в середине 1942 года в осажденном городе. Грозная и этическая, сердечная и строгая музыка, воспевающая мужество защитников города, вещающая о победе, несмотря на силу врага, поднимала дух людей, согревала их сердца. Надо отметить, что все художественные произведения в эти грозные годы отмечались необыкновенной выразительностью и проникновенностью, находили путь к сердцам людей. Вспомнить только знаменитые плакаты «Родина – мать зовет», «Бей насмерть», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет», «Воин Красной армии, спаси» и др.

Война обнажила мощную силу – самоотверженный порыв народа на защиту Отечества, взлет русского патриотизма. В этом было особое величие народа, т. к. перед войной все слои общества прошли «чистки», процессы, раскулачивание, расказачивание и т. д. Но в решающую минуту опасности, когда встал вопрос о существовании самого народа, любовь к Родине превзошла все остальные чувства и отношения.

Значение духовного фактора в культуре патриотизма хорошо понимали советские военноначальники и сам Главнокомандующий. Уже в своей речи к народу Сталин обращается в христианской традиции «братья и сестры», вспоминает великих защитников земли русской – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и др. По инициативе Сталина утверждается патриаршество, призывается духовенство (кто еще выжил в лагерях) к служению. Русская Православная церковь горячо откликнулась на народную беду. В храмах служили молебны, священники благословляли воинов на ратные подвиги, собирали материальные средства на военную технику. Представители РПЦ показали не на словах, а на деле свое единство с народом, готовность жертвенного служения за общее дело – освобождение страны от захватчиков. Восстановление духовного единства народа стало решающей силой в победе над фашизмом.

Особенность современной ситуации в России заключается в том, что российское общество разобщено, дезориентировано. Остро ощущается отсутствие национальной идеи, которая бы объединяла людей. Человек должен осознавать себя и свое место в обществе, знать свое прошлое и быть уверенным в будущем. Именно народная память о великом прошлом рождает героев сегодня. В целом речь идет о формировании национального самосознания, о сути объединяющей идеи для России. Знаменательно, что значительная часть ученых признает, что эти проблемы неразрешимы сугубо секулярными. т. е. атеистически-материалистическими категориями. Здесь нужен иной язык - не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии . Ведь речь в данном случае идет о том, что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что во­обще не является идеологией.

Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая другая пар­тийная или национальная идеология не могут сыграть роль объединяющей идеологии. Причина в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их or других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой патрикулярности. В них по оп­ределению нет и не может быть консолидирующего универ­сализма ...

Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи - для Poссии есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой , нормативной доминантой в ее со­циальной и духовной жизни. Это христианская идея...

Истинная, т. е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе [ 6].

Ключевое значение в соединении человека с идеологией занимает семья, ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимодействии принадлежит религиозным ценностям.

Уникальность роли семьи может быть представлена в та­кой последовательности участия конкретного человека в идео­логическом процессе:

Во-первых, как ребенок именно в семье он усваивает со­держание таких понятий, как «традиция», «норма», «мечта», «свобода», «ответственность», «смысл жизни» и т. д. Здесь он приобщается к основам религии, религиозной идеологии;

Во-вторых, в юности нравственная атмосфера семьи, по­нимание ценностей родителей через их поступки, нравствен­ные примеры создают исходные предпосылки для восприятия какой-либо идеологии;

В-третьих, в годы зрелости, особенно в период 20-30 лет, человек сам создает себе семью, в которой он начинает помо­гать своим детям знакомиться с традициями, нормами, идеа­лами, ценностями, смыслом жизни и т. д.;

В-четвертых, в пожилом возрасте (как дедушка или ба­бушка) человек весьма активно участвует в том же начальном этапе социализации своих внуков и внучек. Он уже сам может и обязан предложить образцы нравственного поведения, един­ства слов и поступков, своей идеологии [ 6, с. 106 ].

Исследования базовых ценностей россиян, процесса формирования российской идеологии 21 века показало, что сегодня в России востребована различными слоями общества объединяющая патриотическая идеология, как это было и раньше, в самые тяжелые и смутные времена в истории России .

Необходимость такой идеологии диктуется, прежде всего, с целью достижения единой цели – выхода их из кризиса и возрождения Отечества, созидания общего блага и достойной жизни каждого россиянина. Патриотическая идеология обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрощению исторической памяти.

Важным на сегодняшний день является факт, что востребованность патриотической идеологии выражается не только народным сознанием, но и верхушкой власти. Так, при посещении старинного села Старая Ладога 17 июня 2003 года сказал: «Если говорить про объединяющую идеологию – то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы и сегодня были такими».

При воспитании патриотизма в современных условиях надо иметь в виду, что важнейшей его составляющей является духовность (имеется в виду благодатная духовность, а не демоническая). Духовность же является чисто религиозной категорией, которая не имеет смысла без понятий о добре и зле, бессмертии человеческой души, о Боге. Поэтому решать проблемы патриотизма без религиозного освещения невозможно по сути, что и показала нам недавняя история. Всем известно, как советский человек гордился своей Родиной. И было чем гордиться, страна действительно имела великие достижения во всех областях: от балета и спорта, до ракет и космоса. При этом страна несла образ великой супердержавы, выразительницы идей справедливости. В один день 1991 года великой страны не стало и никто из миллионов, оказавшихся чужими на своей земле, не поднялся, не заступился, не возроптал даже. «Народ безмолствует». Хотя полвека назад эти люди считали своим священным долгом умереть за Родину, т. к. в 40-е годы 20 века народ еще хранил исторические традиции. Но десятилетия коммунистической пропаганды, воспитание нового «социалистического» патриотизма, который стремились воплотить не только в преданность и верность своей Родине, но и «всему содружеству социалистических стран» размыл саму сущность патриотизма. Ясно, что все страны, даже и социалистические, любить невозможно так, как любят свою, родную, единственную страну.

Главной задачей воспитания молодежи в духе патриотизма является увековечивание памяти о победах русского оружия, о павших героях, о главных событиях российской истории. Например, увековечивание памяти павших воинов, это старинный воинский ритуал, имеющий вековую традицию. Память – священное чувство, живет в сознании народа вечно. И не просто живет, а завет новые поколения людей к свершению подвигов. Поэтому народ так чтит память о своих предках. Народ всегда сооружал памятники, храмы, часовни, кресты для увековечивания памяти. К сожалению, эти традиции были насильственно нарушены. В 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы ХХ века были уничтожены тысячи памятников, в том числе Храм Христа Спасителя во славу русских воинов, победителей армии Наполеона и памятник Александру П, Генералу Скобелеву и многим другим. Современные школьники, учась по новым учебникам Сороса, зачастую даже о значительных, эпохальных событиях не знают правду. Поэтому на сегодняшний день самое главное донести до молодежи славные страницы нашей истории и сохранить память на вечные времена.

Именно с детства, с ранней юности, «пока сердца для чести живы» надо начинать патриотическое воспитание. Упущенное сегодня, обернется драматическими последствиями завтра. В первую очередь надо использовать сложившийся в исторической России опыт воспитания духовно-нравственной личности, готовой служить на благо отечеству и мужественно защищать его в минуты опасности. Молодежь – будущее России и без осознанной и глубокой любви к родине невозможно возродить Россию и выстроить сильную страну.

Чувство любви к Родине формируется в душе ребенка с раннего детства, начиная со сказок о былинных богатырях, защитниках Земли русской. В последствии это чувство углубляется или выветривается под влиянием множества факторов. Так, в период развала страны ельцинскими и гайдаровскими реформами, многие из молодых людей не видели приложения своих сил на Родине. И только к настоящему времени, по мере укрепления российской государственности начинает меняться мировоззрение молодежи и усиливаются патриотические тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1.БСЭ. Т. 19, 282.

2. Великая отечественная война Советского Союза гг. (Краткая история). М., 1970. Изд-во Мин. Обороны СССР.

3. Высоко преосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. – М.: новая книга, 1993.

Благодаря этому появится правовая основа насущно необходимого введения во всех учебных заведениях для всех учащихся предмета по культурно-нравственному воспитанию на основе изучения и освоения абсолютных общечеловеческих норм и предмета по устроению благополучной семьи .

Чтобы не возникло проблемы «отцов и детей» и для оздоровления экологии духа и совести в обществе, необходимо эти предметы также вводить как обязательную воспитательную работу в трудовых и рабочих коллективах и в средствах массовой информации, как это было в советское время..

Вторая задача состоит в организации научно-богословских исследований по возрождению духовно-научного творчества.

До ужасной катастрофы в 1917 году в России широко применялось духовно-научное творчество , которое позволяло получать с Божией помощью высшие достижения в науке, технике и других областях полезной деятельности человека. Этим творчеством владели выдающиеся личности: Ломоносов, Болотов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Ильин, Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Они руководствовались библейской истиной: «Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем ». Молили Бога о помощи в получении искомого решения и результата и получали их.

Для овладения духовно-научным творчеством человек должен иметь два качества : Во-первых, способности в области научно-технической деятельности , во-вторых, крепкую веру в Бога и возрастание в православном образе жизни.

В прежние времена эти качества имели многие, поскольку почти все люди, имеющие способности в научно-техническом творчестве, как правило, рождались и воспитывались в православных семьях . После революции 1917 года в России в большой мере исчезли православные семьи. Поэтому сегодня почти все дети и молодые люди, обладающие потенциальными способностями в духовно-научном творчестве, имеют безбожное воспитание . Для них закрыта высшая Божия истина . В связи с этим научно-духовное творчество стало редким явлением. А творчески одаренные специалисты получают новые решения на основе безбожного умственного инженерного творчества, результаты которого значительно ниже духовного созидания и часто оказываются даже более вредными, чем полезными. То есть современным талантам невозможно подняться до уровня Ломоносова, Менделеева и других знаменитых ученых России.

Овладение современными специалистами духовно-научным творчеством является для России громадным потенциальным резервом и силой в преодолении происходящего в нашей стране кризиса и возрождении могучей Державы.

Но решение этой проблемы включает ряд сложных новых для настоящего времени задач. Первоочередная из них состоит в организации поиска среди учащихся школ, студентов вузов и специалистов людей, имеющих одновременно веру в Бога и способности к освоению духовно-научного творчества.

Другая задача состоит в организации для таких людей очно-заочной школы по овладению духовно-научным творчеством . В этой школе особо важным становится изучение опыта деятельности выдающихся творческих личностей и монастырей России в прошлые времена, использование их опыта в решении актуальных современных задач. При этом нужно использовать существующую дистанционную форму обучения с применением компьютеров и Интернета.

Особое место в этой школе должно иметь направление по проектированию и созданию благотворных объектов – социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т. д. Благотворные – это значит наиболее полезные и безвредные системы для тела, души и духа человека и окружающей природной среды. Они способствуют и помогают осуществлению жизни по заповедям Божиим и стяжанию Святого Духа , как заповедовал преподобный Серафим Саровский.

Третья задача - целевая подготовка кадров.

Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров – профессионалов. Речь идет об организации подготовки необходимых для этого специалистов, которых теперь не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, государством и обществом.

Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:

– духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;

– создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни;

– церковно-славянский язык – основа русской культуры, литературы и православной веры;

– Святая Русь – главная сила России;

– христианское искусство и архитектура;

– церковное и народное пение;

– экология природы, духа и совести;

– проектирование и создание благотворных систем;

– организация связи и сотрудничества между государств енными органами и религиозными конфессиями;

– использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Возможны и другие направления, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести мало изучена и разработана.

В целом высказывания Патриарха Кирилла содержат постановку важных задач для ученых, государственных деятелей, педагогов и священнослужителей, которым предстоит этими задачами неотложно заниматься.

Перед любой страной сегодня стоит вопрос о повышении уровня благотворных научно-технических разработок. Без оздоровления экологии духа невозможно овладение высшим благотворным творчеством с Божией помощью, особенно в настоящее время, когда сложность научно - технических разработок все более превосходит интеллектуальные возможности человека. Без оздоровления экологии духа и совести невозможно осуществить воспитание высоконравственных личностей, являющихся все более ценной частью общества. Невозможно создание и укрепление Святой Руси, являющейся самой большой силой России и мирового сообщества. Вот какие проблемные вопросы поднял и поставил Митрополит Кирилл – ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

За многие годы страданий русского народа, связанных с уничтожением Русской Православной Церкви и Святой Руси, Господь дал нам Свой Божий дар – лучшего проповедника Православия нашего времени – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответ на этот дар и нам – народу России нужно проснуться, подняться и стряхнуть с себя накопившиеся грехи и соединиться по настоящему с Христом Спасителем. Как сказал современный выдающийся русский поэт – иеромонах Роман (Матюшин):

Вся Россия стала полем Куликовым.

Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?

Но не слышно клича Дмитрия Донского,

Некому Отчизну нашу защитить.

На земле родимой - Родина в опале.

Разгулялась погань - и просвета нет.

Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?

Под твоей десницей каждый - Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.

И за Веру, за Русь станем все, как один.

Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,

Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Отчет составил: доктор технический наук,

профессор, заслуженный деятель науки

протоиерей Александр Половинкин