Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Геронтология. Кафедра сестринского дела и клинического ухода Тема: Геронтология, как комплекс естественных наук о старении. Гериатрия, как клиническая дисциплина. Старение


Г. п., являясь междисциплинарной по происхождению и по развитию, представляет собой науку о поведении людей старческого возраста. Благодаря своим мед., неврологическим, психиатрическим и физиолог. акцентам, она связана с поведенческими, биолог. и соц. науками. Важность кросс-культурных и межнациональных исслед. в Г. п. все больше признается специалистами.

Г. п. - относительно новая область интересов; эксперим. исслед. старения стали предметом особого внимания лишь в последние 50 лет. Г. п. должна заниматься такими проблемами, как страх одиночества в старости, переживания стариков по поводу возможных болезней или помещения в приют, обеспокоенность финансовым положением или утрата душевного равновесия в связи с тем, что одно поколение посягает на жизнь другого. Г. п. должна исходить из того, что старение не синонимично болезни, что старость - это не состояние нездоровья и что приковывающая к постели, продолжительная болезнь не является неизбежной стороной надвигающейся старости. Однако она должна способствовать пониманию интеллектуальных и эмоциональных проблем старческого возраста, поскольку накопленные физ. заболевания и дефекты вместе с общим ухудшением телесных функций еще более отягощают любую эмоциональную травму, к-рая могла образоваться у человека раньше.

«Поседение» Америки - серьезная демографическая проблема. По предварительным прогнозам, общая численность пожилых американцев возрастет к 2030 г. примерно с 30 до 55 млн чел. Возрастная группа от 75 лет и старше - самый быстро растущий сегмент населения.

Душевные болезни более распространены среди пожилых, чем среди молодых взрослых. По оценкам специалистов, от 15 до 25% пожилых людей имеют значительные проблемы с психич. здоровьем. Число психозов возрастает после 65 и, еще больше, после 75 лет. 25% всех зафиксированных самоубийств совершается в США пожилыми людьми. Хронические проблемы со здоровьем, мучающие 86% стариков, и финансовые затруднения, с к-рыми сталкиваются многие из них, безусловно способствуют усилению стресса. Стрессы, отражающиеся на психич. здоровье пожилых людей, имеют множественный и распространенный характер.

Основная гериатрическая проблема психол. свойства касается пожилых людей, живущих одной семьей со своими детьми, внуками и др. родственниками. Хотя и произошло определенное снижение как абсолютного, так и относительного числа многопоколенных семей, оно оказалось более существенным для «предстарческого» (от 65 до 74 лет), чем для «старческого» (от 75 лет и старше) возраста, с единственной небольшой разницей в количественном соотношении «одиноких» мужчин и «одиноких» женщин старческого возраста, живущих в многопоколенных семьях. Несмотря на это снижение, многопоколенная семья сохраняет жизнеспособность, в таких семьях живут в настоящее время ок. 2 млн пожилых людей.

Главной причиной помещения стариков с когнитивными нарушениями в дом престарелых является невозможность ухаживающих за ними близких продолжать оказывать им непрерывную помощь и поддержку, а не тяжесть нарушений как таковых. Субъективные оценки обременительности ухода за престарелыми значимо коррелируют с частотой посещений, но не имеют значимых связей с др. переменными, такими как тяжесть когнитивных нарушений и частота мнемических и поведенческих проблем. Эти данные наводят на мысль о том, что необходимо способствовать функционированию естественных систем поддержки, и это должно являться существенной частью предоставления услуг семьям престарелых инвалидов. Разумеется, физ. проявления старости - это лишь малая часть процесса старения. Меняющимся аттитюдам, поведению и личности в целом, - часто в результате общественного давления - теперь отводится столь же важное место в составе предмета Г. п.

Биррен и Слоан писали: «Группа психич. расстройств и дисфункций, связанных со старением, в силу их распространенности и больших издержек представляет собой наиболее серьезную проблему для национального здравоохранения... Возможно, еще важнее те издержки, к-рые мы не в состоянии измерить или табулировать: ослабление челов. потенциала и утрата пораженным болезнью челов. приспособляемости и способности вносить вклад в общественное благосостояние».

Г. п. тж изучает - экспериментально и теоретически - признаки и симптомы течения болезней. Такие широко распространенные и сравнительно легко переносимые недуги, как воспаление, окоченение мышц, кашель, боли и лихорадка, у пожилых людей имеют острое течение. Старики с трудом переносят такие крайности, как жара, холод, переедание, голодание и обезвоживание организма. Пожилой человек накопил множество «шрамов» от знакомства с опасными сторонами жизни: вредными привычками, плохим питанием, интоксикациями, инфекциями и подлинными травмами, включая психол. травмы, неизбежные в долгой жизни.

Еще один важный аспект Г. п. - сексуальность пожилого человека. Мужчины и женщины сохраняют физиолог. способность к половой жизни, хотя у большинства пожилых людей интерес к сексуальным отношениям и фактический уровень сексуальной активности снижаются с возрастом. Пожилые мужчины проявляют больший интерес к этой стороне жизни и более сексуально активны, чем пожилые женщины.

Паррон, Соломон и Родин подчеркивают назревшую потребность в том, чтобы переориентировать поведенческие науки на изучение более широкого круга проблем здоровья человека, чем только сфера психич. здоровья, к-рая их традиционно интересовала, скоординировать усилия биомедицинских и поведенческих наук и стимулировать междисциплинарные клинические и фундаментальные исслед. Они обращают внимание на то, что в первую очередь следовало бы провести исслед. меняющейся уязвимости пожилых людей к болезням, взаимосвязей аттитюдов и мнений в отношении здоровья и нездоровья, влияющих на здоровый образ жизни стариков, и взаимоотношений между престарелым пациентом и теми, кто обеспечивает его лечение и уход за ним.

Не менее важно, чтобы практикующие специалисты в области психич. здоровья уделяли должное внимание иммунологическому состоянию пожилого человека (напр., воздействию поведенческих процессов адапт. на иммунную функцию, влиянию возрастных изменений иммунологического функционирования на поведение и роли иммунной системы в опосредовании взаимосвязей между поведенческими процессами адапт. и сохранением здоровья/развитием болезни).

Одна из насущных проблем в работе гериатрического психолога - проблема хронических, «дегенеративных» болезней. Большинство старческих недугов имеют неясную этиологию. Обычно они являются результатом действия внутренних факторов, крайне изменчивы и годами протекают в скрытой форме, пока не появятся внешние признаки. До того как будут твердо установлены причинные факторы хронических заболеваний, Г. п. должна направлять усилия скорее на контроль, чем на лечение, и на предупреждение посредством усиления наблюдения за престарелыми людьми и улучшения их образа жизни.

Осн. принцип Г. п. - принцип индивидуализации. Каждого пожилого человека нужно оценивать и описывать отдельно. Вызываемые старостью психол. изменения весьма многообразны. Фактически, распознавание «анормальных» когнитивных и эмоциональных особенностей у лиц преклонного возраста до сих пор остается одним из камней преткновения практ. медицины. Ни в одной др. области психиатрии, неврологии и Г. п. холистические принципы практики не имеют такого большого значения, как в области лечебной работы с гериатрическими пациентами, поскольку психич. состояние старого человека всегда будет осложняться разного рода органическими нарушениями.

Исслед. здорового образа жизни пожилых людей должны принимать в расчет не только соц. условия, но и происходящие с возрастом физ. и психол. изменения. Эти изменения выполняют роль субстрата для влияния возраста и отображения болезни, реакции на лечение и случающихся осложнений. Особый интеpec здесь представляет внутрииндивидная и межиндивидная вариабельность физиолог. изменений. Понимание взаимосвязей между ЦНС, эндокринной и иммунной функциями организма может помочь в выявлении основы этой вариабельности.

См. также Изменение поведения в процессе взросления и старения, Геронтология, Развитие на протяжении жизни

X. Л. Силвермен

Просмотров: 1391
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия

Геронтологическая психиатрия - раздел психиатрии, изучающий все, что связано с психическим состоянием пожилых людей. Непатологические изменения в психике и поведении пожилых: 1) снижение функции анализаторов, ухудшение коммуникаций 2) непатологическое снижение когнитивных функций: чаще памяти на недавние события 3) уменьшение потребности во сне 4) часто снижение либидо и потенции 5) снижение уровня социальных притязаний, амбиций, стремлений; консерватизм, удовлетворенность жизнью 6) понижение уровня в головном мозге серотонина, норадреналина, ГАМК, АХ, что повышает подверженность пожилых депрессии в ответ на воздействие психострессоров Пресенильные психозы: 1. депрессия - часто похожа на деменцию (псевдодеменция); прием антидепрессантов быстро редуцирует симптоматику 2. пресенильный инволютивный параноид - бред малого размаха (ограничен кругом семьи, квартиры, соседей), синдром "плюшкина", бред ревности Сенильные психозы (синоним - деменции, хронический мозговой синдром) - синдром заболевания головного мозга, который проявляется повреждением когнитивной сферы, снижением интеллектуальных и других высших корковых функций (абстрактного мышления, памяти, сообразительности, уровня суждений, способности к обучению, счета, письма, речи): 1. Болезнь Альцгеймера (БА) - первичное дегенеративное заболевание головного мозга, главным проявлением которого является постепенно прогрессирующая деменция. Этиопатогенез: причины достоверно неизвестны, есть наследственная предрасположенность; факторы среды влияют на степень проявления генетического дефекта, в результате происходит постепенная диффузная атрофия мозга с расширением мозговых желудочков (начинается с атрофии теменно-затылочно-височных долей), при этом в головном мозге возникают характерные патоморфологические проявления болезни (сенильные бляшки из бета-амилоида, зернисто-васкулярная дегенерация нейронов вокруг бляшек, нейрофибриллярные клубки внутри нейронов в коре); высказывается также роль изменения содержания в головном мозге нейромедиаторов (серотонина, АХ). Клинически эти изменения проявляются прогрессирующим слабоумием. Заболевание начинается чаще после 65 лет (БА, тип 1), реже до 65 лет (БА, тип 2) всегда постепенно, очень растянуто во времени. У пациента происходит медленное и неуклонное снижение интеллекта, памяти, сообразительности. Ухудшается моторная координация, присоединяются расстройства речи, счета, письма, праксиса, постепенно утрачиваются прежние знания, умения и навыки. Сознание нарастающей катастрофы на ранних стадиях болезни сохранено, поэтому возникает тревога, чувство вины, растерянность, попытки как-то замаскировать свою несостоятельность. В последующем сознание болезни исчезает, поведение пациента становится все более монотонным и нецеленаправленным, утрачиваются элементарные навыки самообслуживания. Течение болезни необратимо, продолжительность от первых признаков до смерти 7-10 лет. Лечение: этиотропное отсутствует, патогенетическое: такрин, арисепт - ингибиторы ацетилхолинэстеразы, уменьшающие прогрессирование деменции, также применяют антиоксиданты, селективные ингибиторы МАО типа В; социально-средовые и психологические воздействия, правильный уход, помощь членов семьи, осуществляющие уход за пациентом (привычная обстановка в квартире, рутинный распорядок дня, освещение в ночное время квартиры, система ориентиров, соблюдение навыков опрятности, устранение причин возможной агрессии и т.д.); работа с семьей. 2. Сосудистая деменция (F01) - вторая после БА группа состояний деменции в пожилом возрасте, ступенчато нарастающее снижение интеллекта и когнитивных функций вследствие повторяющихся нарушений мозгового кровообращения, преимущественно в мелких и средних сосудах, и следующих за ними паренхиматозных повреждений. Этиопатогенез: причина деменции - накопление в головном мозге очагов некроза, которые возникают в результате мнокократных повторяющихся инсультов (чаще ишемических); определенную роль играет и сужение сосудов мозга вследствие атеросклероза. Клиника: начало заболевания острое и отчетливое, после нескольких эпизодов нарушения мозгового кровообращения. Прогрессирование деменции идет ступенчато, с каждым новым эпизодом, при этом бывают периоды относительной стабилизации и улучшения когнитивных функций. Характерны эмоциональная лабильность, слезливость, сосудистые жалобы, колебания АД, очаговая неврологическая симптоматика. Сознание болезни и личностные особенности сохраняются дольше, чем при БА. Варианты сосудистой деменции: мультиинфарктная деменция; сосудистая деменция с острым началом ("постинсультное слабоумие"); субкортикальная сосудистая деменция (энцефалопатия Бинсвангера). Лечение: антиагреганты (аспирин), средства, улучшающие мозговой кровоток (циннаризин, винпоцетин), ноотропы (пирацетам, энцефабол), танакан; коррекция сопутствующих заболеваний; социально-средовые и психологические воздействия, правильный режим, обучение членов семьи. 3. Более редкие формы деменции: а) деменция при болезни Гентингтона - наследственное заболевание, обширная атрофия мозга с поражением базальных ганглиев б) деменция при болезни Пика - атрофия преимущественно лобных долей с ранней утратой социальных навыков, расторможенностью влечений, потерей ядра личности в) деменция при болезни Паркинсона и т.д. Дифференциальная диагностика БА и сосудистой деменции:

Признак Сосудистая деменция Болезнь Альцгеймера
Пол чаще мужчины в 2 раза чаще женщины
Типичный возраст начала 50-60 лет 65 лет и старше
Характер начала более острое очень постепенное
Течение ступенчатое, с периодами улучшений неуклонно прогрессирующее
Характер деменции более лакунарная более тотальная
Критика и сознание болезни относительно долго рано исчезают
Очаговые неврологические нарушения весьма часты редки
Сосудистые жалобы часты редки
Гипертензия в анамнезе характерна не характерна
Инсульты в анамнезе характерны не характерны

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 16. Геронтологическая психиатрия. Психические заболевания позднего возраста. Дифференциальная диагностика болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.:

  1. 16. Геронтологическая психиатрия. Психические заболевания позднего возраста. Дифференциальная диагностика болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.
  2. 43. Дегенеративные заболевания мозга: болезни Альцгеймера, Пика, сенильная деменция. Сравнительная клиническая характеристика, течение, прогноз. Принципы лечения.
  3. 44.Дегенеративные заболевания мозга: болезни Альцгеймера, Пика, сенильная деменция. Сравнительная клиническая характеристика, течение, прогноз. Принципы лечения.
  4. 116.Изменения в ЦНС при старении, дегенеративных процессах и деменции. Первичные и вторичные деменции. Болезнь Альцгеймера.
  5. Лекция 8 Дифференциальная диагностика сосудистых заболеваний ЦНС.
  6. 7. Понятие симптома и синдрома в психиатрии, их значение для диагностики психических болезней.
  7. 15. Психические нарушения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, церебральный атеросклероз).

С возрастом у людей возникает больше проблем со здоровьем. Статистика свидетельствует, что в возрасте 60-74 лет заболеваемость возрастает в 2 раза по сравнению с заболеваемостью у лиц, относящихся к молодым возрастным группам. В возрасте 75-89 лет этот показатель становится еще больше. Заболеваемость становится в 6 раз выше. Из этого можно сделать вывод, что лица пожилого и старческого возраста очень сильно нуждаются в медицинской помощи. В связи с этим очень актуальна гериатрия. Это специальный раздел медицины.

Понятие геронтологии

В медицине есть 2 термина - геронтология и гериатрия. Под первым из них понимается сложная естественная наука, которая занимается изучением процессов старения, рассматривает его биологические, социальные, психологические, медицинские аспекты. В геронтологии выделяют несколько разделов:

  1. Биологическое старение. Эта область науки изучает процессы, протекающие в организме в связи с его старением.
  2. Социальная геронтология. Данный раздел занимается изучением воздействия социально-культурных и социальных условий на старение. Также он рассматривает социальные последствия этого естественного процесса.
  3. Гериатрия. Это важный раздел геронтологии. Он включает в себя медицинские аспекты старения.

Основы гериатрии

Из вышеприведенного разъяснения термина понятно, что данный раздел геронтологии занимается вопросами сохранения здоровья у старых и пожилых людей. Предмет гериатрии - изучение протекания обычных болезней и старческих патологий, их диагностирование, особенности лечения и профилактика.

Основные задачи гериатрии можно сформулировать следующим образом:

  • изучение особенностей различных заболеваний у лиц старческого и пожилого возраста;
  • изучение клинического течения недугов;
  • лечение и профилактика болезней;
  • выявление тех возможностей, благодаря которым можно повлиять на процессы старения, протекающие в человеческом организме.

Возраст в гериатрии

В жизни человека выделяют поздний возраст. Всемирная организация здравоохранения делит его на несколько периодов. Из этой классификации можно выделить пожилой возраст в гериатрии:

  • молодой - до 45-летнего возраста;
  • средний - от 45 до 59 лет;
  • пожилой - от 60 до 74 лет;
  • старческий - от 75 до 89 лет;
  • долгожители - старше 90 лет.

Гериатрия изучает возрастные периоды, начиная с пожилого. Стоит отметить, что все эти границы являются условными, ведь у некоторых людей начинается преждевременное старение. К факторам, влияющим на его развитие, относят болезни в хронической форме, вредные привычки, продолжительные и часто повторяющиеся стрессы, неправильное питание, вредные факторы окружающей среды.

Особенности болезней пожилого и старческого возраста

Изучаемые болезни в гериатрии имеют определенные особенности:

  1. В основном выявляются специалистами хронические формы недугов.
  2. Болезни часто протекают незаметно. Признаков отмечается мало. Иногда под часто встречающимися симптомами скрываются опасные заболевания, т. е. недуг протекает «под маской».
  3. В пожилом и старческом возрасте у людей часто обнаруживаются осложнения, возникшие на фоне основного заболевания, наблюдается большая склонность к рецидивам.
  4. Для недугов характерна полиморбидность. Этим термином обозначается множественность патологических процессов. Чтобы понять его, можно привести пример. Когда у старого человека обостряется какое-либо заболевание, у него развивается недостаточность одной из систем внутренних органов. Из-за этого нарушается функционирование другой системы. В итоге развивается синдром взаимного отягощения.

Оказание гериатрической помощи

В современных цивилизованных государствах общество заботится о стариках. Не исключением является Россия. В 2016 году в нашей стране был утвержден Министерством здравоохранения порядок оказания медицинской помощи по гериатрии. Согласно ему, люди могут получить:

  • первичную специализированную медико-санитарную помощь амбулаторно или в условиях дневного стационара ;
  • специализированную (в том числе высокотехнологичную) помощь в дневном и в обычном стационаре;
  • паллиативную помощь амбулаторно или стационарно.

Все необходимые мероприятия могут проводиться в гериатрических отделениях (кабинетах) медицинских учреждений, которые оказывают амбулаторную помощь, в гериатрических отделениях медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, в гериатрических центрах.

Подробнее о гериатрической службе

В законодательстве России делаются первые шаги по развитию помощи пожилым людям, в различных пособиях разъясняется понятие о гериатрии. На данный момент гериатрическая служба в нашей стране до сих пор представлена фрагментарно. Она не является единой системой с налаженным взаимодействием между звеньями. Несмотря на это, гериатрия будет постепенно развиваться. В каждом регионе появится главный гериатр и специалисты, которые сформируют единую команду по оказанию помощи пожилым людям и людям в старческом возрасте.

Какой должна быть гериатрическая служба? Ее основу должны представлять медицинские работники - врачи, средний и младший медицинский персонал. Важную роль способны сыграть психологи. Они помогают справляться с синдромом одиночества, решают проблемы, связанные с психологическим и физическим насилием в семье, занимаются социальным и психологическим консультированием.

В команду гериатрической службы должен входить социальный работник. Он дает различные рекомендации пациенту и членам его семьи, рассказывает о льготах и пособиях, о лекарствах, которые можно получать бесплатно, оповещает о социальных программах.

Особенности оказания лечения

У пожилых людей, как правило, имеется сразу несколько заболеваний. Очень важно правильно продумать лекарственную терапию, чтобы не навредить человеческому организму и добиться положительного результата. Молодым людям можно было бы назначить комплексное лечение от всех выявленных недугов. В отношении лиц старческого возраста это неправильно. Дело в том, что в организме человека в старческом или пожилом возрасте все процессы протекают не так, как в молодости. Из-за приема различных лекарств состояние человека может только ухудшиться.

Гериатрия - это то, что направлено на сохранение здоровья пациента. Именно поэтому основная рекомендация в лечении заключается в применении цель-ориентированной терапии. Врач при постановке диагнозов выбирает основную проблему у пациента, снижающую качество его жизни. Затем специалист назначает подходящее лечение этого заболевания с учетом возраста.

Пример лечения гипертонии в гериатрии

Артериальная гипертензия (повышенное давление) - распространенная проблема. С ней сталкиваются и молодые, и пожилые люди. При лечении пациентов, относящихся к молодым возрастным группам, специалисты с помощью медикаментозной терапии стремятся снизить артериальное давление до нормальных показателей.

При лечении пожилых людей и лиц старческого возраста врачи не ставят цели в том, чтобы достичь определенной нормы. Ориентируются специалисты на более мягкие показатели. Не в излечении всех болезней сразу видит свою цель гериатрия. Это и невозможно. Помощь людям оказывается для сохранения высокого качества жизни и способности к самообслуживанию, уменьшения риска инвалидизации.

1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ «Утверждаю» Проректор по учебной работе профессор, С.Т.Сохов «_03_» ____июля__________2012 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ» Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены: 1) ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057 2) Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6 Программа обсуждена на заседании кафедры психокоррекции, психотерапии «14» МАЯ 2012 года Зав. кафедрой, профессор психологического консультирования, Протокол № 10 ________________В.Л. Малыгин Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета «28» мая 2012 года Протокол № 25 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии «07» июня 2012 года Протокол № 7 Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота 2 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) Цель освоения учебной дисциплины (модуля) Профессиональная теоретическая и практическая подготовка студентов, в области применения клинической психологии в приложении к задачам геронтологии и гериатрии. При этом задачами дисциплины являются 1. Усвоить психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. 2. Изучение и усвоение особенностей психологической диагностики лиц пожилого и старческого возраста.. 3. Ознакомление с основными практическими приемами психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии лиц пожилого и старческого возраста. 2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП университета 2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) ориентирован на студентов третьего курса. 2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:  полемики и обсуждения полученного материала на практических занятия самостоятельной работы с рекомендуемой литературой  составлять справки и рефераты  представлять их другим слушателям и с помощью преподавателя проводить дискуссию в группе  воспроизводит материалы дисциплины, интерпретировать и оценивать их.  применять научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки доклада.  обосновывать свои ответы на вопросы, высказывания и суждения. 2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля) 2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины: 1. Психолого-педагогическая 2. Организационно-управленческая 3. Научно-исследовательская 4. Консультативная и психотерапевтическая 2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: В результате изучения учебной дисциплины Номер/ обучающиеся должны: п/ индекс Содержание компетенции № компете (или ее части) Оценочные Знать Уметь Владеть нции средства 1 2 3 4 5 6 7 3 1. (ОК-1) 2. (ОК-3) 3. (ОК-5) 4. (ОК-9) 5. (ПК-7) способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии владению культурой научного мышления, обобщением, анализ и синтезом фактов и теоретических положений способностью и готовностью к применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей умением самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этикодеонтологическими нормами, историю, современн ое состояние проблемы закономер ностей нормально го и аномально го развития, функцион ирования психики и личности; выбирать и применять методы психологи ческой оценки и диагности ки, соответств ующие поставлен ной задаче создавать и применять психодиаг ностическ ие, психотера певтическ ие, консульта ционные и коррекцио нные технологи ис последую щей обработко й данных на основе общегума нитарных и математик остатистич еских методов Собеседова ние, доклад Собеседова ние, доклад Собеседова ние, реферат Собеседова ние Собеседова ние, доклад 4 6. (ПК-9); обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования владением необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности Собеседова ние, доклад Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП). Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы Вид учебной работы 1 Всего часов/ зачетных единиц 2 Семестры №5 № __ часов часов 3 4 Аудиторные занятия (всего), в том числе: 34 34 Лекции (Л) 10 10 Практические занятия (ПЗ), 24 24 Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе: 38 38 Реферат (Реф) 8 8 Подготовка к занятиям(ПЗ) 22 22 Подготовка к текущему контролю (ПТК)) 8 8 Собеседован Собеседо Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) … … Вид промежуточной аттестации 5 ие (обсуждение лекций, рекомендова нных статей) Вид итогового контроля зачет ИТОГО: Общая трудоемкость 72 час. вание тестиров ание зачет 72 час. ЗЕТ 3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении № Наименование раздела учебной п/№ компете дисциплины нции 1 2 3 ОК-1 Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста ОК-3 ОК-5 1. ОК-9 ПК-7 ПК-9 Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов) 4 1. Введение в геронтологию и гериатрию. Предмет, задачи. 2. Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. 3. Особенности межличностного взаимодействия лиц пожилого и старческого возраста. 1. Особенности установления психологического контакта 2. Цели задачи психодиагностики в гериатрии. 3. Психодиагностики методики используемые в гериатрии. ОК-1 ОК-3 ОК-5 ОК-9 ПК-7 ПК-9 Особенности психологической диагностики лиц пожилого и старческого возраста 3 ОК-1 ОК-3 ОК-5 ОК-9 ПК-7 ПК-9 4 ОК-1 ОК-3 ОК-5 Психологическое консультирование и 1. Поведенческая коррекция в возможности психокоррекции лиц геронтологии. пожилого и старческого возраста 2. Возможности арттерапии в геронтологии 3. Особенности групповой терапии в геронтологии 4. Методы релаксации 1. Формы коррекционных занятий Роль и возможности клинического применяемых в гериатрии. психолога в сопровождении лиц 2. Семейная психотерапия в пожилого и старческого возраста гериатрии 2. 6 ОК-9 ПК-7 ПК-9 3. Комплексная реабилитация пациентов пожилого и старческого возраста. 3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля п/ № № семес тра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Л ПЗ СРС всего 1 2 3 4 6 7 8 1. 5 Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста 2 6 8 16 2. 5 Особенности психологической диагностики лиц пожилого и 2 старческого возраста Психологическое консультирование и возможности 4 психокоррекции лиц пожилого и старческого возраста Роль и возможности клинического психолога в сопровождении лиц 2 пожилого и старческого возраста 3. 5 4. 5 ИТОГО: 10 Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) 9 Собеседование Собеседование, 6 8 16 Собеседование 6 8 18 6 14 22 24 38 72 Собеседование 3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля) Семестр п/№ Название тем лекций учебной дисциплины (модуля) 1 2 3 Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста 2 1. 2. 3. 4. 1 Особенности психологической диагностики лиц пожилого и старческого возраста Психологическое консультирование и возможности психокоррекции лиц пожилого и старческого возраста Роль и возможности клинического психолога в сопровождении лиц пожилого и старческого возраста Итого 2 4 2 10 7 3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля) п/№ Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля Объем семестр 1 1 1. 2 3 Введение в геронтологию и гериатрию. Предмет, задачи. 4. Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Особенности межличностного взаимодействия лиц пожилого и старческого возраста. Особенности установления психологического контакта 5. Цели задачи психодиагностики в гериатрии. 2. 3. 1 2 2 2 1 6. Психодиагностики методики используемые в гериатрии. 2 7. Поведенческая коррекция в геронтологии. 2 8. Возможности арт-терапии в геронтологии 2 9. Особенности групповой терапии в геронтологии 2 10. Методы релаксации 2 11. Формы коррекционных занятий применяемых в гериатрии. 2 12. Семейная психотерапия в гериатрии 2 13. Комплексная реабилитация пациентов пожилого и старческого возраста. Итого 2 24 3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА 3.3.1. Виды СРС № п/ п 1 1. 2. 3. 4. № Наименование раздела учебной семест дисциплины (модуля) ра 2 3 5 Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста Особенности психологической диагностики лиц пожилого и старческого возраста Психологическое консультирование и возможности психокоррекции лиц пожилого и старческого возраста Роль и возможности клинического психолога в сопровождении лиц пожилого 4 Подготовка к докладам Подготовка к занятиям Всего часо в 5 2 6 Подготовка к докладам Подготовка к занятиям 2 6 Подготовка к докладу Подготовка к занятиям 2 6 Подготовка к докладу Подготовка к занятиям 2 4 Виды СРС 8 и старческого возраста Подготовка к тестированию 8 38 ИТОГО часов в семестре: 3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов Семестр № 5 1. Клинико - психологические проблемы людей пожилого возраста 2. Психологические особенности людей пожилого и старческого возраста 3. Сосудистые заболевания в пожилом возрасте 4. Невротические и неврозоподобные расстройства на фоне сосудистых заболеваний 5. Психосоматические расстройства при заболеваниях сосудистой системы 6. Особенности реабилитации в гериатрии 7. Формы психокорреционных занятий, применяемые в гериатрии 8. Релаксационные методики 3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И 3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств Оценочные средства № п/п № семе стра Виды контроля 1 1. 2 5 3 ВК 4 Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста 5 Собеседование 1 К-во незави симых вариа нтов 7 10 2. 5 ТК Собеседование, 1 10 3. 5 ТК Собеседование 1 10 4. 5 ПК Особенности психологической диагностики лиц пожилого и старческого возраста Психологическое консультирование и возможности психокоррекции лиц пожилого и старческого возраста Роль и возможности клинического психолога в сопровождении лиц пожилого и старческого возраста Собеседование Тестирование 1 30 10 1 Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Форма Кол-во вопросов в задании 6 3.4.2.Примеры оценочных средств: для входного контроля (ВК) 1.Основные понятия гештальт-психологии. 9 для текущего контроля (ТК) 2. Бихевиоризм. Основные положения. 3. Современные теории научения. 1. Определение понятия психологического консультирования, его место и роль в системе психологической помощи. 2. Определение целей и задач консультирования в отечественной психологической традиции: Ю.Е. Алешина, Г.С. Абрамова, Р. Кочунас. 3. Понятие о психическом здоровье и полноценно функционирующей личности. Цели и задачи психологического консультирования с точки зрения различных теоретических подходов. для промежуточного контроля 1. Заключение контракта является: (ПК) А. Целью психологического консультирования. Б. Стадией терапевтического контакта. В. Видом психологического консультирования. Г. Методом психотерапии. 2. Развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями является: А. Целью психологического консультирования. Б. Стадией терапевтического контакта. В. Видом психологического консультирования. Г. Методом психотерапии.. 3. Внушение и самовнушение является: А. Целью психологического консультирования. Б. Стадией терапевтического контакта. В. Видом психологического консультирования. Г. Методом психотерапии. 3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 3.5.1. Основная литература 1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с. 2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с. 3.5.2. Дополнительная литература Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с. 3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля) Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Доски. 3.7. Образовательные технологии 10 Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины 50 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий: Неимитационные технологии (лекция, дискуссия), имитационные технологии (ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс). 3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами п/№ Наименование последующих дисциплин Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин 1 2 3 4 3 Практикум по психотерапии + + + + 4 Мотивационное консультирование + + + + 5 Психокоррекция аддиктивного поведения + + + + 6 Психосоматика и психология телесности + + + + 7 Психотерапия: теория и практика + + + + 4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Обучение складывается из аудиторных занятий (34 час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (38 час.). Практическое занятие состоит из следующих этапов: проверка исходных знаний; выступление студентов с докладами по текущей теме семинара; обсуждение докладов и беседа по теме семинара; просмотр видеофильмов; работа с компьютерными программами; тренинговая часть практического занятия, на котором отрабатываются навыки самопознания, психологического консультирования, психокоррекционной и психотерапевтической работы. В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активных и интерактивных формы проведения занятий (имитационные технологии: ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция, дискуссия). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50 % от аудиторных занятий. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, рефератов, эссе и включает работу с литературой (анализ выделение наиболее значимого), подготовку устного доклада, написание эссе в свободном стиле. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС). Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры. Написание реферата, доклада формированию навыков (умений): анализировать литературу по конкретному вопросу, выделять наиболее существенный для темы материал, 11 анализировать и рефлексировать свое отношение к проблеме, соотнося его с личностным опытом и тем самым развиваясь как личность. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий. В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля и собеседования.

01.04.2019 ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ С 1 ПО 7 АПРЕЛЯ 01.04.2019 Приглашаем к участию в XVI Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия» Продолжается конкурс молодежных проектов по развитию регионов «Моя страна – моя Россия». Участников ждут образовательные лекции и семинары, на которых они узнают о навыках социально-экономического проектирования и практической реализации проектов. объявление 29.03.2019 ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ХИРУРГОВ ОТКРЫЛАСЬ В РЯЗГМУ 29 марта в РязГМУ начала работу Всероссийская научно-практическая конференция хирургов, посвященная 90-летию профессора Анатолия Леоновича Гущи, которая проходит при поддержке Министерства здравоохранения Рязанской области. конференции 29.03.2019 СОТРУДНИКИ РЯЗГМУ НА V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛИН-КОНФЕРЕНЦИИ ИЖЕВСКЕ 20-21 марта сотрудники Рязанского государственного медицинского университета: проректор по лечебной и воспитательной работе, д.м.н., профессор Галина Борисовна Артемьева и ассистент кафедры госпитальной терапии с курсом МСЭ Наталия Николаевна Перегудова приняли участие в работе V Международной научно-практической лин-конференции «Бережливая медицина. Особенности бережливого подхода в социальной сфере» в Ижевске. конференции 29.03.2019 ДЕНЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В РЯЗГМУ В РязГМУ прошёл день Тульской области, организованный Центром содействия трудоустройству и сопровождению выпускников для ординаторов и студентов выпускных курсов. Их вниманию были представлены актуальные вакансии учреждений здравоохранения Тульской области. день региона 29.03.2019 ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКАМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОТКРЫТОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ Уважаемые участники, вы можете ознакомиться с предварительным списком, ранжированным по сумме набранных баллов. 29.03.2019 РЯЗГМУ ВКЛЮЧЕН В РЕЕСТР «100 ЛУЧШИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Сертификат соответствия с регистрационным номером РОСС RU. СРП900024-025 выдан университету Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии «100 лучших медицинских организаций». 27.03.2019 ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЖДУТ ВЫПУСКНИКОВ РЯЗГМУ 20 марта 2019 года студенты-выпускники под руководством начальника центра содействия трудоустройству и сопровождению выпускников Ирины Сергеевны Ракитиной посетили день открытых дверей в Гусь-Хрустальной клинической больнице. встречи

01.04.2019

В РязГМУ пройдет международная научно-практическая конференция «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ, ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА»

Стоматологи и ортодонты из Москвы, Омска, Рязани, Твери и Витебска обсудят распространенность болезней височно-нижнечелюстного сустава и их своевременную диагностику, а также современные возможности лечения и многие другие вопросы.

29.03.2019 В РЯЗГМУ ОБСУДЯТ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АЛЛЕРГОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ 5 апреля 2019 года в 9.00 в РязГМУ пройдёт конференция, посвященная актуальным проблемам и современным достижениям аллергологии и иммунологии в реальной клинической практике. Врачи аллергологи-иммунологи, пульмонологи, дерматологи, педиатры и врачи других специальностей, а также студенты старших курсов, ординаторы и аспиранты будут обсуждать вопросы диагностики, лечения и профилактики крапивницы и ангиоотеков, первичных иммунодефицитов, атопического дерматита, анти IgE терапии и молекулярной аллергодиагностики. 21.03.2019 V Всероссийская с международным участием студенческая научно-образовательная конференции «Актуальные вопросы студенческой медицинской науки и образования» Приглашаем студентов медицинских и фармацевтических вузов принять участие в конференции, которая будет способствовать научному росту, широкому обмену медицинской, научной информацией и опытом, а также налаживанию сотрудничества и дружеских отношений между студентами. 20.03.2019 Круглый стол «Добровольчество как инструмент развития инклюзивной культуры» Состоится 4 апреля 2019 года с 15.30 до 17.00 часов в ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Рязанского государственного медицинского университета.