Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Методика обследования фонематического слуха у дошкольников. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. б) Исследование фонематического слуха

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной

Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

ВЫВОДЫ : отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Обследование фонематического слуха

Содержание задания
Используемый речевой и наглядный материал
Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных

А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И

П, Н, М, К, Т, Р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров

П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н

3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками

Б) с шипящими и свистящими

В) с сонорами


ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»

ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»

ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
6. Придумай слова со звуком «З»
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок
КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия
БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)
ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш
СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

Нужно, чтобы у будущего первоклассника был достаточно хорошо развит фонематический слух. Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен производить звуко-буквенный анализ, то есть слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить, что, безусловно, крайне необходимо при любом обучении.

Как же проверить фонематический слух у ребенка? Для проверки уровня развития фонематического слуха можно воспользоваться очень простыми приемами. Любой родитель при желании самостоятельно может провести это исследование. Лучше, если он будет делать это в игровой форме или просто в процессе общения с ребенком. Например, можно попросить ребенка поиграть в такую игру. Она называется «Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, гора, пора.
Можно другие подобрать ряды таких слов, например:

Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама.
Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.


Если ребенок слышит и называет все «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то, очевидно, уровень развития его фонематического слуха недостаточен. В этом случае, если со слухом вообще у него нет проблем, его умение различать фонемы можно потренировать. Сначала следует произносить ряды слов более медленно, фиксировать внимание ребенка на звуковых различиях. Часто уже этого бывает достаточно. Если же ребенок и после таких тренировок продолжает не различать звуки, ему необходима квалифицированная помощь специалиста.

Чтобы проверить, умеет ли ребенок произносить звуки, можно поиграть с ним в игру «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах, например, в таких: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

Если ребенок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит, все нормально. Если же он с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь. Для того чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит ребенку: «Я буду говорить тебе слово, а ты раздели его на части, хлопая в ладоши». Слова можно взять любые, но лучше всего трехсложные, например, «корова», «кадушка», «лепешка», «караван» и т. д. Критерий оценки такой же, как в предыдущем случае.

184" height="82" bgcolor="white" style="border:.75pt solid white; vertical-align:top;background:white">

теперь тянись попеременно, то к левому уголку рта, то к правому.

Повтори 5-10 раз.

Почистим зубки. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно

«чисти» (води вправо-влево) за нижними зубами (7-8 раз). Теперь

подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних

зубов к горлышку и обратно. Работай медленно, под счет до 8.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот и «приклей» (присоси)

Расскажите сказку вместе

Положите в пакет несколько предметов, попросите ребенка не глядя, вынуть один

и сказать о нем одно предложение. Помогите ему при затруднении. Например:

«Когда-то, давным-давно жил-был…мяч». Задайте вопрос: «А где жил этот мяч?»

Продолжайте: «Когда-то, давным-давно жил-был мяч. Жил он в коробке с игрушками.

И вот однажды…» Продолжайте сказку, доставая новые предметы из мешка.

Посчитай елочные шары и ответь: сколько их?

Образец: один елочный шар, два елочных шара……и т. д.

102" height="96" bgcolor="white" style="border:.75pt solid white; vertical-align:top;background:white">


Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно.
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад

или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Больше, чем… Меньше, чем

Взрослый предлагает: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал." Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. Или наоборот. Вы называете, а ребенок подбирает предмет меньше.

Какие бывают слова?

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко, мамочка, травушка …),

Звучащие громко (тигр, ракета, трактор…), звонкие слова (звонок, зайка, замок…),

тихие слова (шепот, шорох, машинка, мышка, чашка…)

Звуковая мозаика

Рисуем на листе бумаги сетку (3 х 3, 4 х 4 …) Обговариваем задание: если в слове слышится звук А (или другой), закрашиваем клеточку красным цветом, если нет в слове заданного звука,

закрашиваем желтым (другим). Можно выкладывать фишками, пуговицами.

Звуковое домино

Просим ребенка назвать слово на определенный звук, который был последним в слове, названном вами (сначала можно использовать картинки).Например: машинА – АбрикоС – СанкИ – ИголкА - - и т. д

Если учитель-логопед выявил ребенка с нарушениями речи, рекомендуется направить его на обследование состояния слуха к врачу-отоларингологу, который делает заключение:

а) “физиологический слух – N” (норма);
б) “тугоухость” (степень ее выраженности);
в) “глухота”.

В структуре логопедического обследования состояния фонематического слуха ребенка специалист обращает внимание на сформированность следующих компонентов:

Фонематического восприятия;

Фонематических представлений;

Элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

С целью обследования сформированности фонематического восприятия применяют задания на дифференциацию пар оппозиционных звуков.

1. Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.

Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, ребенок лишь на них показывает. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Тестирующему человеку не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ. Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:


Та – да – та

Да – та – да

КА – га – кА

Ца – ча – ца

Ча – ща – ща

Оц – оть – оц

Том – дом

Лук – люк

Сок – цок


3. Ребенку просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых педагогом. При этом взрослый называет разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.

Для проверки состояния фонематических представлений используют следующие типы заданий:

1. Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук.

2. Подбор слов с заданным звуком. При этом следует вначале предъявлять слова с сохранными в произношении звуками, а затем – с нарушенными. Инструкция: «Назови слово со звуком [М]» ([Б],[В],[Н],[Т],[Д],[К],[Г],[А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([З],[Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Р],[Л]). Во время обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком С в начале слова».

3. Классификация картинок: перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Для проверки уровня сформированности навыков фонематического анализа и синтеза применяют следующие задания:

1. Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков. Инструкция: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро». Далее предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.

2. Выделение звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук ло­гопед произносит интонированно) «... в слове ЗУБЫ? в сло­ве ОТЕЦ? в слове ШУБА? в слове ЖУК? в слове МЯЧ? в слове ЩЕТКА? в слове ЛАПА? в слове РАК?».

3. Определение места звука в слове. Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?». В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слора, в то же время правильно определяя мес­тоположение звука. С помощью этой инструкции проверя­ется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков. И только после этого Можно ин­струкцию изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине». Или «Где находится звук в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?». Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

4. Определение последовательности звуков в слове. Ин­струкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Логопед несколько задерживает смычку при произношении звука [К],) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка. После выполнения этого зада­ния с некоторой долей помощи логопеда (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

5. Определение количества звуков в слове. Ребенку предлагаются слова из 2-5 звуков. Инструкция: «Сколько звуков в слове PPAAAК?» Логопед в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе. Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).

6. Фонематический синтез. Ребенку предлагаются слова из 3-5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Логопед произносит слова с небольшой паузой. Инструкция: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [К], [А], [Б], [У], [Л], [К], [А]». Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой. Инструкция: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р (К, А, У, Р; П, О, Т, Ч, А

Родители и сами могут проверить физиологический слух ребенка:

1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха , нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.

2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же.

При проверке слуха взрослый поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ .

При обследовании ребенка может использовать психологический тест “Изображение человека”. Если надетском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Психологи советуют внимательно наблюдать за направлением взора ребёнка во время первой же беседы. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:

1. Ребенок смотрит выше уровня глаз: его основное восприятие – зрительное, или визуальное.

2. Взор ребенка ниже уровня глаз, скользит по столу, рукам, коленям, по полу: ведущее восприятие – через тактильные ощущения, т.е. кинестетическое.

3. Ребенок переводит взгляд на уровне глаз влево-вправо (активизируя функции ушей – органов слуха): можно судить об основном типе восприятия – слуховом, или аудиальном восприятии. У такого ребенка при проверке ФС оказывается достаточно сформированным.

4. Взор ребенка по отношению к уровню глаз постоянно меняет свое направление: вверх – вниз – вправо и т.д.; в таком случае мы можем смело утверждать, что этот ребенок обладает всесторонним (универсальным) восприятием окружающего мира. У него достаточно гармонично развиты зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы.

В первых двух случаях как раз и необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формировании фонематического слуха.

При выявлении недостаточной степени сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия у ребенка необходимо определить основные направления этапы коррекционной работы. Реализация этих направлений может осуществляться как учителем-логопедом, так и воспитателем (учителем) в сотрудничестве с родителями. Такой комплексный подход позволяет сделать процесс коррекции более успешным и эффективным.

Без фонематического слуха невозможно понимание речи. Как проводится диагностика его нарушений?

Фонематический слух

Звуки частей человеческой речи называются фонемами, а способность их различать - фонематическим слухом. Он относится к подвиду речевого слуха.

В любой речи есть характерные звуки, которые являются основополагающими при различении слов. В русском языке к ним относятся все гласные. Среди согласных практическое значение имеет твердость и мягкость, а также звонкость и глухость звуков. Для каждого языка характерны свои фонемы.

При несформированном слухе малыш не может понять, что ему говорят взрослые или другие дети. Кроме того, в дальнейшем у него возникают проблемы с чтением и письмом.

Ребенок путает сходные фонемы и воспринимает лишь то, что услышал. В таком виде он воспроизводит слова при чтении и отображает при письме. Они могут очень отличаться от сказанного в действительности.

При нарушении фонематического слуха речь в детском возрасте нередко оказывается бессвязной.

Диагностика нарушений

Очень важно своевременно проводить диагностику фонематического слуха у дошкольников. Это позволит выявить патологию на раннем этапе и провести необходимую коррекцию.

Из-за дефектов восприятия и различения фонем произносительная система языка у детей формируется неправильно. Такое нарушение принято обозначать термином «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», или аббревиатурой ФФНР.

Обследование фонематического слуха проводит логопед. Впрочем, некоторые упражнения могут показать и родители.

Чаще всего специалист использует у детей следующие задания:

  1. Распознавание неречевых звуков.
  2. Различение слов, которые близки по своему звуковому составу.
  3. Различение сходных слогов.
  4. Различение фонем.
  5. Звуковой синтез и анализ.
  6. Фонематический синтез.

Логопед после детального исследования слуха подбирает основные упражнения и составляет специальную программу коррекции по индивидуальной или групповой методике. Если нарушение фонематического слуха выражено в легкой степени, он обучает родителей и в дальнейшем они могут заниматься с ребенком сами.

При тяжелых нарушениях нужна длительная совместная работа с дефектологом.

Первая встреча детей со специалистом, как правило, происходит в три года. Уже тогда он обследует ребенка и может диагностировать основные нарушения, а также определить, нужна ли коррекция.