Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и. Изложение-повествование: «Как галчонок есть научился

Логопедическое воздействие опирается, прежде всего, на опережающее развитие семантической стороны речи по отно­шению к формально-языковой. В специальной литературе от­мечается, что переход к самостоятельному пересказу и расска­зу возможен лишь после усвоения предметных отношений (на уровне отдельных предложений).

Коррекционная работа по развитию связной речи направ­лена на формирование сукцессивных (последовательных) про­цессов, развернутых операций и умственных действий, а также симультанных (одновременно протекающих) процессов. При становлении внутреннего программирования отдельных выс­казываний на первоначальных этапах происходит формирова­ние и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст в процессе ре­чевого общения ребенка с логопедом и сверстниками в диало­гической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает разви­тия у школьников симультанных процессов.

На основании теории поэтапного формирования умствен­ных действий первоначальный этап коррекции включает боль­шое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, 200

раздаточного материала, облегчающих усвоение семантичес­кой структуры текста.

Коррекционная работа предполагает выполнение следующих упражнений, которые проводятся по традиционной методике:

1. Описание предметов по основным признакам,

2. Развернутое описание предметов с включением различ­ных признаков (микротем).

3. Сравнительное описание предметов.

4. Развитие умений пересказывать текст.

5. Развитие умения работать с деформированным текстом.



6. Рассказ по сюжетной картинке.

7. Самостоятельный рассказ.

Развитию языкового оформления текста способствует на­зывание слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия; подбор синонимов к опи­сываемым предметам и явлениям; продолжение рассказа свои­ми словами.

В. Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрес­сии текста:

а) линейная структура (тема каждого последующего пред­ложения повторяет рему (новое) предыдущего);

б) структура с постоянной темой (тема каждого последую­щего предложения уточняет тему предыдущего);

в) структура деривационная (темы предложения, следую­щие друг за другом, происходят от одной общей «гипер­темы», темы всего абзаца, главы и т.д.).

Анализ данных, полученных нами в результате эксперимен­тальной работы по выявлению симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников с ОНР (IV уровень), свидетельствует о необходимости формирования и совершен­ствования деривационной структуры текста как наиболее на­рушенной у учащихся с данной патологией. Приведем отдель­ные упражнения по развитию связной речи у школьников, страдающих дизорфографией.

А. Подробный пересказ текста. Материал - рассказ «Длин­нохвостые разбойники». (Третий класс.)

ДЛИННОХВОСТЫЕ РАЗБОЙНИКИ Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчи­ха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Со­роки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.

По Г. А. Скребщкому

I. Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочитать текст вслух (или про себя), вы­полнить задания и ответить на вопросы.

II.

- Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?

Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)

Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужествен­но.)

Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)

III. Анализ структуры текста.

- Какой текст по типу речи? (Текст-повествование.)

Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем-то.)

Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)

Сколько частей в рассказе? (Три.)

Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)

Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застреко­тали.) Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.

Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее. (Драка зайчихи с сороками.)

Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)

Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.) План записывается учеником (логопедом) до конца.

Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет-в тексте? (Им заканчивается повествование.)

Как еще можно озаглавить текст? IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)

Как стрекотали сороки? (Тревожно.)

Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)

Почему оно начинается со слова вышли? (Люди шли сна-чала по лесу, а затем оказались на поляне.)

Прочти второе предложение. Для чего вместо слова «лу-жайка» автор использовал слово лужок? (Чтобы не повторять слово лужайка дважды.)

Назови слова, которые указывают на героев описывае-мых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)

Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Ме-чется, наскакивает, заметила.)

Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется - прыгает бес-: порядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в вол-

нении, смятении. Наскакивает - набрасывается с разгону. За-метила - увидела, обнаружила.)

Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взле-тят, сядут, улетели.) К слову сядут подбери родственные сло-ва.

- Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)

Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже уви­дели людей.)

III часть текста.

Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)

Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)

Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)

Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

Объясни значение прилагательного ближайшие. (Бли­жайшие - самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)

V. Орфографигеская работа.

Ученику предлагается найти и назвать слова на пройден­ные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдель­ным словам подобрать родственные.

VI. Самопроверка.

Б. Развитие умения сжато пересказывать текст. Материал - текст «Орел». (Третий класс.)

Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однаж­ды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с ры­бой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел ус­тал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птен­цы кричали.

Тогда орел полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнез­да и накормил детей.

По Л. Н. Толстому

I. Чтение текста. Ученику предлагается прослушать текст, прочитать его вслух и ответить на вопросы:

Понравился тебе рассказ?

За кого ты волновался?

П. Работа над семантикой текста. Учащийся выполняет задания и отвечает на вопросы:

Какая опасность угрожала птенцам?

Почему орел не мог лететь за кормом? (Он очень устал.)

Как вели себя птенцы? (Они кричали.)

Они были сыты? Когда их накормил орел? III. Анализ структуры текста.

Какой это текст по типу речи? (Текст-повествование.)

Объясни, почему ты так решил? (В нем рассказывается об орле и орлятах, о том, что с ними однажды произошло.)

С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ? (Он хотел вызвать внимательное и доброе отношение к братьям нашим меньшим, птицам.)

Какова основная идея текста? (Нужно оберегать природу.)

Прочти заголовок текста. (Орел.) Орел - это сильная и хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом. Она живет в горах или в степи.

Как можно по-другому озаглавить текст? (Орлята спасе­ны. Родительская любовь. Заботливый папа.)

Логопед предлагает составить план текста. Он обращается к ученику:

Прочти I часть рассказа. О каком важном событии хотел сказать автор? (Птенцы остались без рыбы).

Кого собирался накормить орел?

Что сделали люди? Почему?

Озаглавь I часть. (Жестокость людей.)

Прочти II часть текста. Что делали орлята? (Птенцы про­сили есть.)

Как вел себя орел? Почему? (Он прикрыл орлят крылья­ми и стал их ласкать. Он просил птенцов подождать, потому что устал и не мог лететь за едой.)

Птенцы успокоились? (Нет, они продолжали кричать, так как были голодными.)

Озаглавь II часть рассказа. (Птенцы просят есть. Уста­лый орел и голодные птенцы.)

Прочти III часть. О чем говорится в этой части? (О том, как орел все же накормил своих птенцов.)

Куда полетел орел за добычей? (К морю.)

Когда он вернулся к птенцам? Почему? (Орел вернулся в гнездо поздно вечером. Он долго охотился, потому что не так-то просто поймать в море рыбу.)

Озаглавь III часть. (Птенцы накормлены. Птенцы спасены.) IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Прочти первое предложение. Где орел свил гнездо? (На дереве, около большой дороги.)

Что означает глагол подлетел? (Приблизился, но не ус­пел еще сесть.)

Что означает глагол выронил? (Нечаянно упустил.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. Что значит просить? (Об­ращаться с просьбой о чем-нибудь.)

Прочти второе предложение. Что означает слово корм? (Это пища для животных.)

Как могли себя чувствовать птенцы? (Они хотели есть-Им было неуютно, грустно.)

Что при этом могут делать птенцы? (Жалобно пищать, раскрывать клювики, вытягивать шеи, махать крылышками.)

Прочти четвертое предложение. Как ты его понимаешь? (Птица очень устала, выбилась из сил. Орел не имел возмоЖ" ности больше лететь.)

- Что означает глагол ласкать? (Проявлять нежность, лю­бовь, доброе отношение.)

Почему орел так себя вел?

Каким словом можно заменить наречие гуть? (Немного.)

Как вы представляете себе эту сцену? III часть текста.

Прочти первое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие тогда? (В таком случае орел полетел к морю.)

Почему орел отправился за добычей?

Прочти второе предложение. Почему Л. Н. Толстой упот­ребляет в этом предложении местоимение он? (Чтобы избежать повтора слова орел.)

Прочти третье предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом опять? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)

Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?

Прочти четвертое предложение. Что означает глагол ог­лядеться? (Посмотреть вокруг себя.)

Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, что побли­зости нет людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)

Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)

Какое значение имеет приставка на- в глаголе накормил? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершеннос­ти действия, то есть птенцы, наконец, наелись.)

V. Орфографигеская работа.

1. Назови слова с безударными гласными, непроверяемы­ми ударением. (Орел, дороге, около и др.)

2. Объясни написание слов с проверяемыми безударны­ми гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн...здо,

б...льшой, дер...ва, подл...тел, к...гтях, бр...сать, к...мнями, выр...нил, пр...сили, л... екать, пт...нцы, кр...чали, веч...ром, огл...делся, нак...рмил, д...тей.

3. Назови слова с приставками.

VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал - текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжет­ных картинок. (Третий класс.)

КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиь данно. Сел он как-то во_время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обра­щает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг_галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи виднеются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо, из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!

По Г. А. Скребицкому

I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмот­реть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:

Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?

О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?

Что делала мама?

О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?

Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)

Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)

Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?

Чем закончилась эта история?

О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)

Что в рассказе забавного, смешного?

О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?

Прочти название серии картинок.

П. Ученику предла­гается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в бес­порядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитан­ные им предложения связный текст и почему.

III. Языковой анализ текста,

- Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий са­мостоятельно и неожиданно.

- Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однаждь!».)

Какими словами можно заменить наречие понемножку! (Понемногу, небольшими частями, порциями.)

Какое значение имеет глагол приподнимать! (Не очень высоко поднимать.)

Как ты понимаешь значение глагола одолел! (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)

пре­мудрость! (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)

8 Зак 4492 209

IV. Орфографигеская работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить памятку о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.

VI. Самопроверка.

Г. Работа с деформированным текстом. Речевой матери­ал - текст «Перелетные птицы» (напечатан на карточках в двух вариантах: в деформированном и в правильной последователь­ности).

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем, их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.

Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насы­пали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.

Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогре­лись, взлетели и отправились в путь.

По Л. А. Кассилю

I. Работа с деформированным текстом. Ученику предлага­ется выполнить задания и ответить на следующие вопросы:

Прочти. (Дается деформированный текст.)

Можно ли данные предложения назвать текстом? Обо­снуй свой ответ. (Между ними нет логической и композицион­ной связи.)

Для восстановления текста прочти предложения еще раз и определи порядок предложений с помощью цифр. ,

(В случае затруднений предлагается следующий план: 1. Трудный перелет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь.)

Прочти предложения в том порядке, который ты опре­делил. О чем говорится в тексте? (О трудном перелете перепе­лок.)

Перепела - это маленькие серенькие птицы. Они живут обычно в поле, являются родственниками куропаток.

Назови тему текста. (Перелет перепелок.)

Назови главную мысль текста. (Как люди оказали по­мощь в трудном перелете перепелок.)

II. Работа со структурой текста.

- Какой это текст по типу речи? Обоснуй свой ответ. (Текст-повествование. В рассказе развертывается действие, для этого используется много глаголов. Первое предложение указывает на продолжение действия в последующих предложениях. Пос­леднее завершает описываемое событие.)

Назови глаголы-действия. (Летели, бороться, присели, насыпали, отдохнули, стали клевать, вышло, обогрелись, взле­тели, отправились.)

Прочти название текста. Какое заглавие можешь приду­мать ты? (Трудный перелет. Случай с перепелками.)

III. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Подбери родственные слова к прилагательному перелет­ные. (Лет, полет, лечу, летать, летательный, летчик.)

Вспомни и назови первое предложение. (Из теплых стран летели домой перепелки.)

Прочти второе предложение. Что такое буря? (Это нена­стье, очень плохая погода, когда дует сильный ветер. На море поднимаются высокие волны.)

Как ты понимаешь глагол застигла? (Внезапно захвати­ла, застала.)

Прочти третье предложение. Как маленькие птицы бо­рются с ветром? (Они стараются не упасть в воду и не сбиться с пути. Для этого птицы чаще машут крыльями.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. (Они присели отдохнуть на мачты корабля.)

- С какой целью Л. А. Кассиль использовал глагол при­сели? (Чтобы указать на короткий, недлительный отдых птиц.)

Объясни, что такое мачты? (Это высокие столбы для па­русов на судне.)

Объясни значение существительного палуба. (Это гори­зонтальное перекрытие в корпусе корабля.)

Как ты понимаешь значение существительного крошки? Подбери к нему родственные слова. (Крошить, крошечный, ок­рошка, крошиться.)

Прочти следующее предложение. Для чего писатель ис­пользовал существительное корм? (Чтобы избежать повтора существительных крошек и семегек.)

III часть текста.

Прочти первое предложение. (Вот вышло солнышко.) Какую роль выполняет частица вот в данном предложении? (Действие происходит как бы перед глазами писателя.)

Прочти второе предложение. (Море успокоилось.) По­чему Л. А. Кассиль использовал нераспространенное предло­жение? (Чтобы показать быстроту перемены погоды.)

Прочти третье предложение. Назови слова, которые пе­редают действия перепелок. (Обогрелись, взлетели, отправи­лись.) Объясни значение глагола отправились. (Улетели, напра­вились в путь.)

Каким словом можно заменить существительное путь? (Дорога, направление, маршрут.)

IV. Орфографигеская работа.

2. Учащийся получает задание найти и назвать слова с при­ставками; объяснить, как можно сгруппировать данные слова. (Работа с текстом.)

V. Запись текста.

VI. Самопроверка.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.Вот и одолел всю премудрость еды!(По Г. Скребицкому) Расскажите, как мама учила галчонка есть.Это было придумано заранее?Как понимаете значение слова «премудрость». Найдите в толковом словаре его лексическое значение.В каком смысле употреблено это слово в тексте? Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении. Объясните, как понимаете значение слово «клянчит»?Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.Подберите синонимы к нему.Расскажите, как мог клянчить галчонок. Значениеунижаясь, просить о чём-либо; слёзно умолятьСинонимывыпрашивать, канючить Определите тип речи текста. Составьте план. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему. План. 1. Галчонок клянчит еду.2. Галчонок схватил лапшинку.3. Мама потряхивает ложкой.4. Галчонок ест из тарелки. Найдите в тексте существительные с безударными падежными окончаниями на край (чего?) тарелк…приподнимать (над чем?) над тарелк…хватать (из чего?) из тарелк…свесились (с чего?) с ложк…потряс (в чем?) в клюв… ПРИПОДНИМАТЬПРЕМУДРОСТЬЯВЛЯЮТСЯЗАЧЕРПНУЛАНАКЛОНЯЛСЯ Составила презентацию учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1231 г.Москвы Петровская Ольга Игоревна Используемые материалы:Сборник изложений по русскому языку: 2-4кл. Для шк. с рус. яз. обучения; Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 160с.Викисловарь http://ru.wiktionary.org/wiki/%EA%EB%FF%ED%F7%E8%F2%FCИллюстрация галчонка http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA&pos=9&uinfo=ww-1343-wh-594-fw-1118-fh-448-pd-1&rpt=simage&family=yes&img_url=http%3A%2F%2Fwww.photohost.ru%2Fpictures%2F508971.jpg


Приложенные файлы

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

(По Г. Скребицкому)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение. Ответьте письменно на вопрос: «Как вы понимаете значение слова премудрость?»

Ответы

  1. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему.
  2. План.
    1. Галчонок на краю тарелки.
    2. Галчонок схватил лапшинку.
    3. Мама потряхивает ложкой.
    4. Галчонок ест из тарелки.
  3. Сжатое изложение может выглядеть так:

    Сел галчонок на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

    Мама ест суп с лапшой. Зачерпнула полную ложку, несёт осторожно, чтобы не расплескать. С ложки длинная лапшинка свесилась. Галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве и съел.

    Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. И эту лапшинку галчонок съел.

    Начал в тарелку заглядывать - откуда вкусные вещи являются. Мама решила ложечку чуть приподнять над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки.

    Вот и одолел всю премудрость еды!

    Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-повествование: «Храбрый утёнок (сказка)»

Логопедическое воздействие опирается, прежде всего, на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. В специальной литературе отмечается, что пере­ход к самостоятельному пересказу и рассказу возможен лишь после усвоения предметных отношений (на уровне отдельных предложений).

Коррекционная работа по развитию связной речи направлена на формирование сукцессивных (последовательных) процессов, развернутых операций и умственных действий, а также симультанных (одновременно протекающих) процессов. При развитии внутреннего программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст, в процессе речевого общения ребенка с логопедом и свер­стниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает раз­витие у школьников симультанных процессов.

На основании теории поэтапного формирования умственных дей­ствий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, раздаточного материа­ла, облегчающих усвоение семантической структуры текста.

Коррекционная работа включает следующие задания, которые проводятся по традиционной методике:

А. Описание предметов по основным признакам .

Б. Развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем)).

В. Сравнительное описание предметов.

Г. Развитие умений переска­зывать текст.

Д. Развитие умения работать с деформированным текс­том.

Е. Рассказ по сюжетной картинке.

Ж. Самостоятельный рассказ.

Развитию языкового оформления текста способствует называ­ние слов текста, наиболее характерных для описания того или ино­го персонажа или действия; подбор синонимов к описываемым предме­там и явлениям; продолжение рассказа своими словами.

В.Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрессии текста: а) линейная структура (тема каждого последующего предло­жения повторяет рему (новое) предыдущего); б)структура с посто­янной темой (тема каждого последующего предложения уточняет тему предыдущего); в) структура деривационная (темы предложения, следующие друг за другом, происходят от одной общей “гипертемы”, темы всего абзаца, главы и т.д.).

Анализ данных экспериментальной работы по выявлению симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников с НОНР обосновывает необходи­мость формирования и совершенствования деривационной структуры текста как наиболее нарушенной у учащихся с данной патологией. Приведем отдельные задания по развитию связной речи у школьников, страдающих дизорфографией.

А. Подробный пересказ текста . Материал – рассказ “Длиннохвостые разбойники”. (3 класс.)

Длиннохвостые разбойники.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.

(По Г.А.Скребицкому).

I.Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочесть текст вслух (возможно про себя), выполнить задания и ответить на вопросы.

II. Работа над семантикой текста.

    Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?

    Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)

    Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужественно.)

Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)

III. Анализ структуры текста.

    Какой текст по типу речи? (Текст- повествование.)

    Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем- то.)

    Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)

    Сколько частей в рассказе? (Три.)

    Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)

    Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застрекотали.)

Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.

    Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее.

(Драка зайчихи с сороками.)

    Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)

    Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.)

План записывается учеником (логопедом) до конца.

    Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет в тексте? (Им заканчивается повествование.)

    Как еще можно озаглавить текст?

IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

    Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)

    Как стрекотали сороки? (Тревожно.)

    Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)

    Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)

    Почему оно начинается со слова “вышли”? (Люди шли сначала по лесу, а затем оказались на поляне.)

    Прочти второе предложение. Для чего вместо слова “лужайка” автор использовал слово “лужок”? (Чтобы не повторять слово “лужайка” дважды.)

    Назови слова, которые указывают на героев описываемых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)

    Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Мечется, наскакивает, заметила.)

    Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется- прыгает беспорядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в волнении, смятении. Наскакивает– набрасывается с разгону. Заметила- увидела, обнаружила.)

    Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взлетят, сядут, улетели.) К слову “сядут” подбери родственные слова.

    Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)

    Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже увидели людей.)

    Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)

    Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)

    Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)

    Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

    Объясни значение прилагательного “ближайшие”. (Ближайшие - самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)

V. Орфографическая работа. Ученику предлагается найти и назвать слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдельным словам подобрать родственные.

VI. Самопроверка.

Б. Развитие умения сжато пересказывать текст. Материал - текс­т “Орел”. (3 класс.)

Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел устал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.

Тогда орел полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.

(По Л.Н.Толстому.)

I.Чтение текста. Ученику предлагается прослушать текст, прочесть его вслух.

Понравился тебе текст? За кого ты волновался?

II.Работа над семантикой текста. Учащийся выполняет задания и отвечает на вопросы.

    Какая опасность угрожала птенцам?

    Почему орел не мог лететь за кормом? (Он очень устал.)

    Как вели себя птенцы? (Они кричали.)

    Они были сыты? Когда их накормил орел?

III. Анализ структуры текста.

    Какой это текст по типу речи? (Текст-повествование.)

    Объясни, почему ты так решил? (В нем рассказывается об орле и орлятах; о том, что с ними однажды произошло.)

    С какой целью Л.Н.Толстой написал рассказ? (Автор хотел вызвать внимательное и доброе отношение к братьям нашим меньшим, птицам.)

    Какова основная идея текста? (Нужно оберегать природу.)

    Прочти заголовок текста. (Орел.) Орел- это сильная и хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом. Она живет в горах или степи.

    Как можно по-другому озаглавить текст? (Орлята спасены. Родительская любовь. Заботливый папа.)

    Составим план текста.

    Прочти I часть рассказа. О каком важном событии хотел сказать автор? (Птенцы остались без рыбы).

    Кого собирался накормить орел?

    Что сделали люди? Почему?

    Озаглавь I часть. (Жестокость людей.)

    Прочти II часть текста. Что делали орлята? (Птенцы просили есть.)

    Как вел себя орел? Почему? (Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Он просил птенцов подождать, потому что устал и не мог лететь за едой.)

    Птенцы успокоились? (Нет, они продолжали кричать, так как были голодными.)

    Озаглавь II часть рассказа. (Птенцы просят есть. Усталый орел и голодные птенцы.)

    Прочти III часть. О чем говорится в этой части? (О том, как орел все же накормил своих птенцов.)

    Куда полетел орел за добычей? (К морю.)

    Когда он вернулся к птенцам? Почему? (Орел вернулся в гнездо поздно вечером. Он долго охотился, потому что не так просто поймать в море рыбу.)

    Озаглавь III часть. (Птенцы накормлены. Птенцы спасены.)

IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

    Прочти 1-ое предложение. Где орел свил гнездо? (На дереве, около большой дороги.)

    Что означает глагол “подлетел”? (Приблизился, но не успел еще сесть.)

    Что означает глагол “выронил”? (Нечаянно упустил.)

    Прочти 1-ое предложение. Что значит “просить”? (Обращаться с просьбой о чем-нибудь.)

    Прочти 2-ое предложение. Что означает слово “корм”? (Это пища для животных.)

    Как могли себя чувствовать птенцы? (Они хотели есть. Им было неуютно, грустно.)

    Что при этом могут делать птенцы? (Жалобно пищать, раскрывать клювики, вытягивать шеи, махать крылышками.)

    Прочти 4-ое предложение. Как ты его понимаешь? (Птица очень устала, выбилась из сил. Орел не имел возможности больше лететь.)

    Что означает глагол “ласкать”? (Проявлять нежность, любовь, доброе отношение.)

    Почему орел так вел себя?

    Каким словом можно заменить наречие “чуть”? (Немного.)

    Как вы представляете себе эту сцену?

    Прочти 1-ое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие “тогда”? (В таком случае орел полетел к морю.)

    Почему орел отправился за добычей?

    Прочти 2-ое предложение. Почему Л.Н.Толстой употребляет в этом предложении местоимение “он”? (Чтобы избежать повтора слова “орел”.)

    Прочти 3-е предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом “опять”? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)

    Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?

    Прочти 4-ое предложение. Что означает глагол “оглядеться”? (Посмотреть вокруг себя.)

    Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, нет ли поблизости людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)

    Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)

    Какое значение имеет приставка на- в глаголе “накормил”? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершенности действия. То есть птенцы, наконец, наелись.)

V. Орфографическая работа.

1.Назови слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. (Орел, дороге, около и др.)

2.Объясни написание слов с проверяемыми безударными гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн.здо, б.льшой, дер.ва, подл.тел, к.гтях, бр.сать, к.мнями, выр.нил, пр.сили, л.скать, пт.нцы, кр.чали, веч.ром, огл.делся, нак.рмил, д.тей.

3.Назови слова с приставками.

VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок.) Материал- текст “Как галчонок есть научился”, части которого напечатаны на 3 карточках и серия сюжетных изображений. (З класс.)

Как га лчо нок есть научился.

Галчонок научился са мостояте льно есть для всех неожи данно . Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчи т, чтобы его поко рмили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапше й.

Вот заче рпнула полную лож ку. С нее длинн ая лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо , чтобы не распле скать суп. Вдруг галчонок как подпрыгне т, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съ ел. Начал вниз в тарелку заглядывать – откуда такие вкусные вещи ви днеютс я.

Мама реши ла заче рпывать в лож ку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок накло нялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки. Вот и одолел всю пре мудрость е ды!

(По Г.А. Скребицкому.)

I.Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмотреть серию сюжетных картинок “Как галчонок есть научился”, разложенных в беспорядке; расположить их в логической последовательности. Ребенку предлагается рассказать обо всем, что на них изображено с помощью следующих вопросов:

    Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?

    О чем идет речь в 1-ой части? Где сидел галчонок во время обеда?

    Что делала мама?

    О чем говорится во 2-ой части? Дай галчонку имя.

    Что он сделал?

    Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)

    Каким словом можно заменить глагол “схватил”? (Утащил, стянул, украл.)

    Какие эмоции вызвало поведение галчонка у детей?

    Чем закончилась эта история?

    О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: “Галчонок научился есть”.)

    Что в рассказе забавного, смешного?

    О чем хотел сказать художник, изобразив эти картинки?

    Прочти название серии картинок.

II. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается прочесть 3 части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в беспорядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитанные им предложения связный текст и почему.

III.Языковой анализ текста.

    Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий “самостоятельно” и “неожиданно”.

    Какое значение приобретает наречие “как-то” во 2-ом предложении? (В значении “однажды”.)

    Какими словами можно заменить наречие “понемножку”? (Понемногу, небольшими частями, порциями.)

    Какое значение имеет глагол “приподнимать”? (Не очень высоко поднимать.)

    Как ты понимаешь значение глагола “одолел”? (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)

    Каким словом можно заменить существительное “премудрость”? (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову “премудрость” родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)

IV. Орфографическая работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить “памятку” о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.

VI. Самопроверка.

Г. Работа с деформированным текстом. Речевой материал – текст “Перелетные птицы” (напечатан на карточках в 2-х вариантах: в деформированном и с правильной последовательностью).

Перелетные птицы.

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем, их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.

Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.

Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели и отправились в путь.

(По Л.А.Кассилю.)

I.Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается выполнить задания и ответить на следующие вопросы:

    Прочти. (Дается деформированный текст).

    Можно ли данные предложения назвать текстом? Обоснуй свой ответ. (Между ними нет логической и композиционной связи.)

    Для восстановления текста прочти предложения еще раз и определи порядок предложений с помощью цифр.

В случае затруднений предлагается следующий план:

    Трудный перелет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь.

    Прочти предложения в том порядке, который ты определил. О чем говорится в тексте? (О трудном перелете перепелок.)

    Перепела- это маленькие серенькие птицы. Они живут обычно в поле, являются родственниками куропаток.

    Назови тему текста. (Перелет перепелок.)

    Назови главную мысль текста. (Как люди оказали помощь в трудном перелете перепелок.)

II. Работа со структурой текста.

    Какой это текст по типу речи? Обоснуй свой ответ. (Текст-повествование. В рассказе развертывается действие, для этого используется много глаголов. Первое предложение указывает на продолжение действия в последующих предложениях. Последнее же завершает описываемое событие.)

    Назови глаголы-действия. (Летели, бороться, присели, насыпали, отдохнули, стали клевать, вышло, обогрелись, взлетели, отправились.)

    Прочти название текста. Какое заглавие можешь придумать ты? (Трудный перелет. Случай с перепелками.)

III. Языковой анализ текста.

    Подбери родственные слова к прилагательному “перелетные”. (Лет, полет, лечу, летать, летательный, летчик.)

    Вспомни и назови 1-ое предложение. (Из теплых стран летели домой перепелки.)

    Прочти 2-ое предложение. Что такое буря? (Это ненастье, очень плохая погода, когда дует сильный ветер. На море поднимаются высокие волны.)

    Как ты понимаешь глагол “застигла”? (Внезапно захватила, застала.)

    Прочти 3-е предложение. Как маленькие птицы борются с ветром? (Они стараются не упасть в воду и не сбиться с пути. Для этого птицы чаще машут крыльями.)

    Прочти 1-ое предложение. (Они присели отдохнуть на мачты корабля.)

    С какой целью Л.А.Кассиль использовал глагол “присели”? (Чтобы указать на короткий, недлительный отдых птиц.)

    Объясни, что такое мачты? (Это высокие столбы для парусов на судне.)

    Объясни значение существительного “палуба”. (Это горизонтальное перекрытие в корпусе корабля.)

    Как ты понимаешь значение существительного “крошки”? Подбери родственные слова к нему. (Крошить, крошечный, окрошка, крошиться.)

    Прочти следующее предложение. Для чего писатель использовал существительное “корм”? (Чтобы избежать повтора существительных “крошек” и “семечек”.)

    Прочти 1-ое предложение. (Вот вышло солнышко.) Какую роль выполняет частица “вот” в данном предложении? (Действие происходит как бы перед глазами писателя.)

    Прочти 2-ое предложение. (Море успокоилось.) Почему Л.А.Кассиль использовал нераспространенное предложение? (Чтобы показать быстроту перемены погоды.)

    Прочти 3-е предложение. Назови слова, которые передают действия перепелок. (Обогрелись, взлетели, отправились.) Объясни значение глагола “отправились”. (Улетели, направились в путь.)

    Каким словом можно заменить существительное “путь”? (Дорога, направление, маршрут.)

IV. Орфографическая работа.

1. Ученику предлагается прочесть и объяснить правописание слов: пере пелки, бороть ся, мачт а, кроше к, семе че к, перы шки.

    Учащийся получает задание найти и назвать слова с приставками; объяснить, как можно сгруппировать данные слова. (Работа с текстом.)

V. Запись текста.

Урок для 4 класса на тему «Сжатое изложение»

Программа "Начальная школа 21 века". Учащиеся четвёртого класса уже знакомы с таким видом работы по развитию речи, как изложение. На данном уроке им предстоит научиться писать сжатое изложение предложенного текста.

Сжатое изложение пишется по тексту Г. Скребицкого "Как галчонок есть научился". При выборе текста учитывались возрастные особенности младших школьников и их интересы (большинство детей данного возраста лучше запоминает истории, связанные с животными). Каждый ученик получает лист с текстом изложения, с вопросами по содержанию, со сведениями из истории языка (прямое и переносное значение слова "премудрость), со словарно-орфографической подготовкой, с планом.

После выполненной подготовительной работы лист сгибается по пунктирной линии таким образом, чтобы перед ребёнком остался только план текста (нередко во время написания изложения текста из учебника некоторые ребята пытаются подсмотреть. В случае с листом со сложенным внутрь текстом большинство детей старается не обмануть оказанного доверия).

Как галчонок есть научился.

Сел галчонок как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

Мама внимания не обращает, ест суп с лапшой. Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел.

Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка пляшет, словно живая. И эту галчонок съел.

Начал вниз головой в тарелку заглядывать – откуда такие вкусные вещи являются. Мама решила зачёрпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

Вот и одолел всю премудрость еды!

(По Г. Скребицкому) ………………………………………………………………………………………………….. - Расскажите, как мама учила галчонка есть. - Было ли это заранее придумано? - Как вы понимаете значение слова премудрость ? - В прямом или в переносном смысле употреблено это слово?

Слово премудрость – довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения.

В рассказе «Как галчонок научился есть» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

План. 1.Галчонок на краю тарелки. Сократим (сожмём) текст. Из каждой части 2.Галчонок схватил лапшинку. исключим лишнее, оставим основное. 3.Мама потряхивает ложкой. 4.Галчонок ест из тарелки.

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Подберите синонимы к слову клянчит - ______________________________________ - Скажите, как мог клянчить галчонок? - Почему автор, описывая, как галчонок схватил лапшинку первый раз, употребил слово цоп ?

2. Объясните написание окончаний имён существительных в словосочетаниях: сел мам__ на край тарелк__ свесилась с ложк__ потряс в клюв__ несёт мимо галчонк__ приподнимать над тарелк__ прямо из тарелк__

3. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Пок__рмили- _____________________ н__ сёт- ________________________ Зач__рпнула- _____________________ ж__вая - ________________________ ло__ка - __________________________ нач__л - _________________________ распл__ скать- _____________________ г__л__вой - ______________________ потря__ - __________________________ __вляются - ______________________ ч__рвяк - __________________________ накл__нялся - ____________________ св__сает - _________________________ хв__тать- ________________________

3. Обратите внимание на написание слов: приподнимать, понемножку, премудрость, являются

4. Найди словарные слова.