Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Виды заданий на тему однокоренные слова. Программированные задания для практического овладения учащимися подбором родственных и однокоренных слов. Учащимися подбором родственных

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище

ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ

УЧАЩИМИСЯ ПОДБОРОМ РОДСТВЕННЫХ

И ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

С помощью программированных заданий, при изу­чении темы «Родственные и однокоренные слова» дети учатся:

    подбирать родственные слова;

    находить корень и безударную гласную в нем;

    нахо­дить место ударения в слове;

    выделять слова с ударением в определенной позиции.

    Разгадать ребусы. Написать слова. Обозначить корень.

    Отгадать загадку. В овал вставьте слово-отгадку, прочитать получившиеся слова.

Весной одевается,

Осенью раздевается (...)

Ник -ок -ной - очек -ничий

Напишите получившиеся слова, обозначьте корень.

    В овал вставить по смыслу слова сад или вес , прочитать полу­ чившиеся слова.

по- -ка, под- - ил, на- -ил, рас- - а,

пере- -ить, вз- - ил, вы- - им, от- .

    Игра «Лото однокоренных слов»

Логопед называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает свои слова, называя корень. Запись слов. Составление предложений со словами на карточке. При выполнении этого упражнения обогащается активный и пассивный словарь школьника.

Маленькие карточки:

гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-, кач-, свист-, го­вор-, зим-, чист-, лес-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-, сторож-, мо­роз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-, груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.

Карточка 1

опоздание

морозный

кататься

Карточка 6

желтизна

пересказ

седоватый

отвозить

Карточка 9

почернеть

разговор

низенький

    Игра «Горка».

У каждого ученика табличка:

Вписать недостающие буквы в пустые клетки, что­бы получились родственные слова. Начало, которое является для всех видов общим, указано, надо найти лишь конец. Ученики заполняют пу­стые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Примерный материал:

сани, санки, санный, саночки;

зима, зимний, зимушка, зимовать;

гора, горка, горочка, гористый;

рыба, рыбак, рыбина, рыбалка.

    Различение родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Детям предлагают карточки со словами, которые необходимо разложить на два столбика по смыслу. Данные упражнения совершенствуют навык чтения, восполняют пробелы в развитии лексического запаса слов.

    Определить, какой корень пропущен в словах.

Напишите однокоренные слова в два столбика. Выделите корень.

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Сборник упражнений по теме «Однокоренные слова»

    (На) снежных п…лях рыж…е пятна- проталины. Это …прел…ские в…снушки. (Не) успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие в…снушки сольются в одну б…льшую в…сну.

Задание: спиши, первое предложение разбери по членам предложения, надпиши части речи. Выдели корни в словах.

2.Подбери к данным словам однокоренные, обозначающие предмет:

Л…тать, зап…вать, ст…рать, св….тить, ч…стить.

3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках припиши проверочные слова.

За г…рами, за л…сами,

За ш…рокими м…рями,

Не на небе- на з…мле

Жил ст…рик в одном с…ле.

4. Спиши, исправляя ошибки, рядом припиши проверочное слово.

Ласточька свела гниздо под крышей. Мама отвила дочьку к врочу. Не спишите, рибята. Спешите упражнение чисто и кросиво.

5. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

К…рова, с…бака, …сина, м…дведь, за…ц, с…л…вей, жав…ронок, в…р…бей, в…рона, с…рока, м…чта.

6. Выписать группами однокоренные слова. Выдели корень, надпиши часть речи.

Мир, ночной, беда, мириться, делец, ночевать, мирный, обеднеть, дела, делить, ночёвка, бедный, дельный.

"Правописание безударных гласных в корне слова".

.

Карточка № 1

1 . Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав -

раскаты грома -

опушка леса -

лес из сосен -

варенье из вишни -

2 . Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

3 . Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова .

С...сна - (сосновый, сосенка, сосны)

ш...рокий - (шире, широко, ширь)

зв...зда - (звездочет, звёздочка, звёздный)

з...лёные - (зеленеть, зелень, зелёнка)

х...лода - (холодный, холод, )

г...лова - (головушка, головы, головка)

л...нейка - линейный, линия, разлинованный

Карточка № 3

1 . К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ст...рожка-

в...здушный - в...сёлый -

д...лёкий - ч...совщик -

ш...стёрка - кр...кливый -

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) -

т...пло - (е,и) - ж...мчужина - (и,е) -

Карточка № 4

1 . Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул;

2. Найди, спешите и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка.

3. Спешите и подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, , полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.

Карточка № 5

1 . Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь пропущенную букву.

К...за - (козы, козлиная, козочка)

Х...лмы - (холм, холмик, холмистая)

С...сна - (сосны, сосенки, сосновая)

Гр...бы - (гриб, грибная, грибок)

Тр...ва - (травы, травушка, травинка)

2. Напиши проверочные слова:

село - .................................. дрова - ...................................

стена - .................................. страна - ...................................

волчонок - ........................... морской - ..................................

ленивый - ............................ весёлый - .................................

скрипучий - ......................... мастерить - ...............................

удивительный - ................... менять - ..................................

лепить - ........................... подчищать - ...............................

Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы .

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

2. Распредели слова по столбикам : 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.

Карточка № 8

1 . Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно .

Х...рошо у нас в...сной! (......). Зацв...тут (....) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (....). Утонут д...ма (.....) в белых с...дах (.....), будто и нет их.

Одни ласточки над с...дами (......) шныряют. Песни щ...бучут. (........).

Карточка № 9

1 . Вставь пропущенные буквы в стихотворение .

B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!

Kaк ясeн нeбoсклoн!

Свoeй лaзуpию ж...вoй

Сл...пит мнe oчи oн!

2 . 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму .

В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.

1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.

з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe

4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.

5" тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.

Карточка № 10

1 . Спиши пoслoвицы и пoгoвopки .

Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить .

К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.

Карточка № 12

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп...шите (..) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (.... .) во время еды! Дети пол...скали (.....) пушистого котёнка. Мама пол....скала (.....) бельё. Саша громче всех зап....вал (.....) песню. Больной зап....вал (....) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (.......). Дедушка пос....дел (..) на скамейке и ушёл. Закр....пи (....) полозья саней, чтобы они не скр...пели (....).

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы .

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

Карточка № 13

1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

Скв....рцы (....) прил....тают (.....) ранней в....сной (......) в к....нце (......) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (....), осматривая знакомые м...ста (....). Потом ут....хают (....) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (.....).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай, ....зык, ч...тверг, т...пор, с....лют, п....мидор, ...гурец, б....рёза, д....вочка, б....гатство, комн....та, в....рона.

Карточка № 14

1. Потренируйся правильно писать слова с орфограммой.

Б...да, б....льшой, в...здушный, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.

2. Подбери проверочные слова к данным .

Бережок, берега, борозда, борода, вечереет, волосёнки, говорили, голодание, голова, голоса, гребешок, дорогой, древесина, зеленел, золотой, колосок. корешок, лепетать, молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли, сторожа, сторона, трепаться, трепетать, , холода, хохотать.

Карточка № 15

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

в.да вр.чи м.ря

тр.ва в.лна ст.лбы

тр.па стр.на гр.чи

гр.за д.жди гл.за

дв.ры з.нты сл.ны

4. А – О 5. А – О 6. А – О

ств.лы к.ты р.га

п.ля н.сы сн.пы

с.ды хв.сты х.лмы

ч.сы ск.ла зн.чок

п.стух с.довник тр.винка

7. А – О 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

в.ренье д.ньки л.док

к.тёнок м.чи р.ды

с.довник гр.бы стр.жи

к.рмушка л.щи цв.ты

тр.винка сл.ды б.да

ч.жи гн.здо зм.я

хл.ба з.рно зв.зда

бр.вно л.са (животное) пл.та

з.ма л.са (множество деревьев) стр.ла

л.цо р.ка сп.на

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

пл.чо б.гун

п.ла л.сток

ст.на л.сник

п.так пт.нец

цв.ток сн.жинка

Карточка № 16

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

ст.рожка в.здушный д.ждливый

н.чуем д.лёкий р.гатый

м.кушка к.лючий ст.льной

б.льшой м.рской х.лодный

гл.зной ст.ловая бр.сает

4. А – О 5. А – О 6. А - О

б.леть в.рил в.зить

вст.ёт г.стил д.рить

к.тают м.лчит к.рмил

з.вёт н.сил хв.лить

п.сёт сп.сает см.треть

7. Е – И – Я 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

с.дят кр.вой л.сточки

сб.гают л.нейка зв.риный

тр.щат пл.сал ц.почка

р.бит гр.бной м.сной

см.ётся з.лёный л.сной

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

н.бесный п.рнатые т.нистый

пр.мой тр.скучий цв.тной

скр.пучий т.жёлый ч.рвивый

бл.стит б.жит в.зать

в.днеется в.сел взл.тел

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

вр.дить гл.дел

взгл.нуть л.тел

кр.чат л.жал

л.пил м.гают

н.сут цв.тёт

Карточка № 17

1. Вставь пропущенные буквы:

1. пов.р 2. зап.х 3. полн.чь

б.р.жок б.р.зда б.р.да

м.л.дняк м.л.тилка п.л.са

заб.леть б.дняжка поб.лить

под.рок изд.лека пож.лели

4. выпр.мил 5. выб.жал 6. вых.д

в.ч.реет в.л.сёнки г.в.рили

ст.б.лёк ст.р.жа ст.р.на

б.гун в.доём вр.дить

зн.чок зв.нок к.лосья

7. выв.ла 8. вып.чка 9. выгл.нет

г.л.дание г.л.ва г.л..са

х.л.да х..х..тать выг.няют

гл.деть в.зать вал.жник

пок.тить ук.лоть м.л.дняк

10.вып.рил 11. выр.зать 12 вын.сти

гр.б.шок д.р.гой з.л.неет

зас.дить ул.тят уб.жал

в.дитель веч.ром в.лнение

н.чевать нап.дение упр.сить

13.ц.почка 14.дер.вце 15. ж.леть

з.л.той к.л.сок зап.сает

ув.зить б.льница уг.щает

зад.вать д.бро попр.сила

осв.щение ум.лкать разд.вала

16. уд.вительный

вд.ли

прот.кала

Ст.новка

д.лина

Карточка № 18

1. Вставь пропущенные буквы:

1. О – А 2. А – О 3. А – О

прош.гать х.ровой попр.вляют

спр.сил хр.брец нак.лол

в.лить оч.рование зат.ился

ск.листый ч.стокол хл.п.тливые

похв.ла охр.няют к.тать

4. О – А 5. О – А 6. О – А

нап.лняет к.лючие жур.влиный

п.хучие пок.зался зав.рил

пл.щадка к.мочки зам.лчала

зн.чок под.рить г.лодный

ухв.тились ск.льзить разн.сить

7. О – А 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

др.чливый ч.нить п.так

сч.стливый л.жачий обл.тела

уст.реть св.тлеть р.звиться

покр.шить осв.щали п.тнистый

тр.вяной р.чистый зв.ринец

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

пл.сать взгл.нуть ч.татель

осв.тил зацв.тает тр.щание

ож.вают сб.гают сл.допыт

закр.пили с.неет ст.кольщик

по.вилась прибл.жаться п.сатель

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

нар.дились разд.валка

созр.вает п.щат

н.зина выд.ржка

од.ночество повстр.чали

оп.риться тр.скучий