Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Якуб колас биография. Народные поэты Беларуси. Якуб Колас. Начало творческого пути. Как появился псевдоним Якуб Колас

Которого наполнена различными событиями, прожил действительно очень сложную, но при этом, несомненно, увлекательную жизнь. Этот писатель признан воистину выдающимся человеком не только у себя на родине, в Беларуси, но и стал широко известным за ее пределами.


Колас Якуб Михайлович по праву считается основоположником новой и современной белорусской культуры. Но за открытые националистические идеи, в свое время, ему пришлось заплатить достаточно высокую цену. Этот человек почти три года отбывал тюремное наказание в качестве политзаключенного.

Якуб Колас −биография удивительного человека

Мало кому известно, что настоящее имя этого −Константин Мицкевич. Свои книги и работы этот человек подписывал псевдонимом, и именно поэтому в мировой литературе он стал известен под вымышленным именем −Якуб Колас. Биография будущего поэта началась в небольшой белорусской деревне под названием Акинчицы. Он родился 03.11.1882 года в обычной семье лесника.

Вряд ли тогда родители могли предположить, что из обычного маленького мальчика, который пытался самостоятельно научиться грамоте и с детства очень любил читать, вырастет известный Якуб Колас. Биография его во многом была определена тем, что отец, будучи простым лесником, сделал все возможное для того, чтобы сын получил должное образование. Также большое влияние на Якуба имел его родной дядя −Антон. Именно он сумел привить мальчику огромную любовь к литературе.

Биография: Якуб Колас −полученное образование и первые проявления таланта

В 1883 году будущий поэт вместе с семьей переехал в Ласток, где стал посещать уроки «странствующего» учителя по имени Алесь Фурсевич. Далее Якуб продолжил свое обучение в Николаевщинской начальной школе. Именно в этот период он увлекся работами Гоголя, Крылова, Пушкина, Некрасова, Толстого и Лермонтова. Среди отечественных поэтов наибольшее впечатление на мальчика произвела своими стихами В 1892 году, Якуб Колас, фото которого представлено в нашей статье, поступил в народное училище в Николаевщине, и через 2 года достаточно успешно его окончил.

Свое самое первое произведение Колас написал в возрасте 12 лет. Оно называлось «Весна», и первым слушателем этого стиха стал отец поэта −Михаил Казимирович. Ему так понравился стих сына, что он за это произведение подарил мальцу целый рубль, что на то время, было немалой суммой.

Начало творчества Коласа

В 1898 году юноша поступил в Несвижскую учительскую семинарию, где активно начала развиваться его писательская биография. Якуб Колас с искренним восторгом читал произведения Мицкевича, Шевченко, Гоголя, Кольцова, Франко. Кроме того, он всерьез увлекся белорусским фольклором, изучал этнографию и записывал устное творчество белорусов.

Параллельно он и сам пробует писать на родном языке. В основном, его стихи и проза были о природе и простой жизни сельских крестьян, которая никогда не была легкой.

Необходимо отметить, что на молодого автора в большой степени повлиял один из его преподавателей − Кудринский. Он одобрил его работы, обратив внимание на то, что особой важностью обладают тексты, написанные на белорусском. Такая похвала от авторитетного человека только утвердила желание Якуба продолжить писательскую работу.

Начало активной общественной деятельности

После окончания гимназии молодой выпускник работает учителем на территории Полесья. Он продолжает заниматься сбором белорусского фольклора, пишет собственные патриотические произведения и в это же время впервые знакомится с революционной литературой.

Якуб Колас начинает проводить активные беседы с крестьянами, в которых пытается донести до них необходимость борьбы за свои права. Будучи образованным человеком, он помогает им правильно составлять петиции к местным помещикам. В них указывалась необходимость предоставить в общественное пользование пастбища и озера. Подобная деятельность не могла остаться незамеченной властями, и в наказание за такую работу, Мицкевица вскоре переводят преподавать в Верхменское народное училище.

Но и там писатель не прекращает своей пропагандистской работы. В 1906 году он выступает организатором и участником учительского съезда (нелегального), на котором активно обсуждалась необходимость свержения царского режима. Конечно же, этот съезд был разогнан полицией, а Мицкевич оказался под следствием.

Первые публикации и тюремное заключение

Оказавшись без права преподавания, писатель принимает предложение известного публициста А. Власова и начинает работать в газетном издании «Наша доля». 1 сентября 1906 года в этом издательстве впервые, под псевдонимом Якуба Коласа, публикуется стих Мицкевича.

В это время продолжается следствие по делу организации учительского съезда, и по его завершению писатель приговорен к трем годам заключения. Отбывая наказание в достаточно сложных условиях, он продолжает работать. В то время как в тюрьме пытались наказать Константина Мицкевица, в нем все больше утверждался и становился сильнее поэт-патриот Колас Якуб. Стихи, книги, которые были им написаны в период заключения, со временем стали его визитной карточкой. Именно в тюрьме у поэта рождаются идеи по написанию таких всемирно известных произведений, как:

Эти произведения удавалось передавать на волю, и они печатались в издании «Наша Нива». Уже тогда на них обратили внимание русские критики, которые отмечали в произведениях Коласа наличие патриотизма, белорусского национализма и явной склонности к гуманизму. Сам Горький дал хорошую оценку этим сильнейшим работам.

Долгожданное освобождение Якуба

После освобождения, в течение двух лет, писатель преподавал в Пинске. В этот период он познакомился со своей будущей супругой − Марией Каменской, и в 1913 году они поженились. В этом браке супруги прожили вместе почти 30 лет. Данный период был весьма плодотворным в жизни Мицкевича, он очень много писал и смог утвердиться в качестве сильнейшего белорусского автора.

Участие в войне

После начала Первой мировой войны поэт был призван в ряды царской армии. Он получил звание прапорщика и отбывал свою службу в Перми.

Далее он был направлен на румынский фронт и в 1917 году демобилизован по состоянию здоровья. Поскольку он имел выгодное педагогическое образование, ему разрешили вместо дальнейшего прохождения службы остаться в городе Обояне и работать там учителем. В это время он публикует свои сборники стихов, в которых отчетливо слышны антивоенные призывы.

Официальное признание поэта

После окончания войны Якуб Колас получает широкую известность и признание. В 1921 году он возвращается в Минск, где активно пишет, публикуется. Занимается научной работой и выступает в качестве преподавателя. В 1926 году ему присвоено почетное звание «Народного поэта Беларуси».

Через два года его выбирают на должность вице-президента Академии наук БССР. За свои сборники стихов Мицкевич дважды награжден Государственной премией СССР. После Второй мировой войны, как активный деятель, он избирался в качестве депутата в Верховные Советы БССР и СССР. Кроме того, писатель стал почетным академиком АН БССР и был признан заслуженным деятелем науки. Якуб при жизни был награжден многочисленными медалями и орденами.

Смерть писателя

При советской власти многие писатели с националистическими идеями подпадали под внимательную слежку репрессивных органов. Не стал исключением и Якуб Колас.

Награды и премии, полученные им от советской власти, не смогли спасти писателя от постоянных подозрений, допросов и обысков. Это очень сильно подорвало его моральное состояние и физическое здоровье. Поэт умер в 1956 году и был похоронен у себя на родине, в городе Минске.


Якуб Колас
Родился: года.
Умер: года.

Биография

Якуб Колас (настоящее имя и фамилия Константи́н Миха́йлович Мицке́вич, белор. Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) (1882-1956) - белорусский советский писатель, поэт, переводчик. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Член ВКП(б) с 1945 года.

Родился 22 октября (3 ноября) 1882 года в деревне Акинчицы (теперь территория города Столбцы Столбцовского района Минской области Белоруссии), в семье лесника Михаила (Михася) Мицкевича.

Окончил народную школу, в 1902 году - Несвижскую учительскую семинарию. Работал учителем на Пинщине (1902-1906). В 1906 году первая публикация - стихотворение «Край родимый» в белорусской газете «Наша доля». За участие в организации нелегального учительского съезда был приговорён к заключению, которое отбывал в минской тюрьме (1908-1911). В 1912-1914 годах учительствовал в Пинске, здесь у него родился его старший сын Даниил, который впоследствии стал создателем и первым директором музея своего отца. В 1915 году эвакуировался вместе с семьёй в Подмосковье, работал учителем в Дмитровском уезде. В этом же году мобилизован в армию. После демобилизации (1918) работал учителем в городе Обоянь Курской губернии.

В мае 1921 года переехал в Минск. В дальнейшем занимался творческой и научной деятельностью (являлся одним из редакторов академического «Русско-белорусского словаря» (1953)).

Академик (1928), с 1929 года - вице-президент Академии наук БССР, депутат ВС БССР (1938-1956) и ВС СССР (1946-1956), председатель Белорусского республиканского комитета защиты мира.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1946) - за стихотворения «Салар», «Голос земли», «На запад», «Моему другу», «Родной путь», «В майские дни», «Дорогой победы»
Сталинская премия второй степени (1949) - за поэму «Хата рыбака» (1947)
пять орденов Ленина
орден Красного Знамени
орден Трудового Красного Знамени (11.11.1946)
медаль «Партизану Отечественной войны» I степени.

Творчество

До Октябрьской революции вышли сборники стихов «Песни неволи» (1908), «Песни печали» (1910), отдельные главы эпической поэмы «Новая земля», а также сборники прозы «Рассказы» (1912), «Родные образы» (1914).

В двадцатых годах ХХ века были опубликованы поэмы «Новая Земля» (1923), «Сымон-музыкант» (1925), повести «В полесской глуши» (1922), «В глубине Полесья» (1928), «На просторах жизни» (1926), отдельные лирические стихотворения, пьесы. В тридцатых годах написаны циклы стихов «Колхозное» (1930), «Осеннее» (1935), повесть «Отщепенец» (1930-1931). События революции и гражданской войны отражены в повести «Трясина» («Дрыгва», 1933).

Для творчества Коласа характерно мастерское изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства.

В сборниках стихотворений «Отомстим» (1942) и «Голос земли» (1943), в поэмах «Суд в лесу» (1943) и «Возмездие» (1945) поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Рыбакова хата» (1947) посвящена борьбе белорусского народа за воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР.

Трилогия «На росстанях» («В полесской глуши» (1923); «В глубине Полесья» (1927); «На перепутье», (1954)), работа над которой была начата в 1921 году, повествует о дореволюционной жизни белорусского крестьянства и народной интеллигенции.

Многие поэтические произведения Я. Коласа положены на музыку.

Экранизации

1929 - Песня весны (по мотивам повести «На просторах жизни») (реж. Владимир Гардин , «Белгоскино»)
1960 - Первые испытания (по мотивам трилогии «На росстанях») (реж. Владимир Корш-Саблин , 2 серии, «Беларусьфильм»)
1976 - Сымон-музыкант (фильм-спектакль по мотивам поэмы «Сымон-музыка») (реж. Валерий Мазынский, «Белтелефильм»)
1982 - Новая земля (по мотивам поэмы «Новая земля») (реж. Владимир Третьяков, 2 серии, «Белтелефильм»)
2012 - Талаш (экранизация повести «Дрыгва») (реж. Сергей Шульга, 4 серии, УП «Национальная киностудия „Беларусьфильм“»)

Память

В Минске (ул. Академическая, 5) действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа . На родине поэта открыт филиал музея «Николаевщина» («Мікалаеўшчына»), который объединяет четыре мемориальные усадьбы - Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Республике Беларусь присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа.

Образ поэта воплощён в ряде памятников.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта. В 2002 году в Белоруссии были выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа.

В Пушкинском заповеднике «Михайловское» в 2012 году проведена выставка «Янка Купала и Якуб Колас - белорусские песняры» в честь юбилея писателей.

Объекты, названные в честь Якуба Коласа

Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч ) (1882-1956) - белорусский советский писатель, поэт, переводчик. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы . Общественный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (). Академик АН Белорусской ССР (). Член СП СССР (). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (). Член ВКП(б) с 1945 года .

Биография

Награды и премии

Творчество

В двадцатых годах ХХ века были опубликованы поэмы «Новая Земля» (), «Сымон-музыкант» (), повести «В полесской глуши» (), «В глубине Полесья» (), «На просторах жизни» (), отдельные лирические стихотворения, пьесы. В тридцатых годах написаны циклы стихов «Колхозное» (), «Осеннее» (), повесть «Отщепенец» (1930-1931). События революции и гражданской войны отражены в повести «Трясина» («Дрыгва», ).

Для творчества Коласа характерно мастерское изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства.

Колас нигде не дает почувствовать, что он поднялся над своим народом. Он знает, что нет высоты более высокой, чем сам народ с его разумением самой обыденной своей жизни. Он как бы разделяет все, чем озабочены, чем озадачены, о чем чают его герои, он сам в них, они в нем. Может, только еще у Шолохова, в другой народной стихии, казачьей, есть такая же сермяжная правда крестьянской души.

В сборниках стихотворений «Отомстим» () и «Голос земли» (), в поэмах «Суд в лесу» () и «Возмездие» () поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Рыбакова хата» () посвящена борьбе белорусского народа за воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР .

В переводе на русский язык

  • Колас, Я. На росстанях: Трилогия / Якуб Колас; Пер. с бел. Е. Мозолькова. - М. : Советский писатель, 1956. - 610, с.
  • Колас, Я. Собрание сочинений: в 3 т. / Якуб Колас; подготовка текста и примечания Г. Корабельникова, Е. Мозолькова; вступительная статья Е. Мозолькова. - Москва: Известия, 1958.

Экранизации

  • - Песня весны (по мотивам повести «На просторах жизни») (реж. Владимир Гардин , «Белгоскино »)
  • - Первые испытания (по мотивам трилогии «На росстанях») (реж. Владимир Корш-Саблин , 2 серии, «Беларусьфильм »)
  • - Сымон-музыкант (фильм-спектакль по мотивам поэмы «Сымон-музыка») (реж. Валерий Мазынский , «Белтелефильм »)
  • - Новая земля (по мотивам поэмы «Новая земля») (реж. Владимир Третьяков, 2 серии, «Белтелефильм »)
  • - Талаш (экранизация повести «Дрыгва») (реж. Сергей Шульга , 4 серии, УП «Национальная киностудия „Беларусьфильм “»)

Память

В Минске (ул. Академическая, 5) действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа . На родине поэта открыт филиал музея «Николаевщина» («Мікалаеўшчына»), который объединяет четыре мемориальные усадьбы - Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Республике Беларусь присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа .

Образ поэта воплощён в ряде памятников.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта. В 2002 году в Белоруссии были выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа.

В 2002 году в деревне Люсино Ганцевичского района к 120-летнему юбилею Якуба Коласа на месте школы, где работал классик, установлен памятный знак.

В городе Ганцевичи 4 сентября 2011 года во время празднования Дня белорусской письменности установлен памятник Якубу Коласу.

В Пушкинском заповеднике «Михайловское» в 2012 году проведена выставка «Янка Купала и Якуб Колас - белорусские песняры» в честь юбилея писателей.

Объекты, названные в честь Якуба Коласа

  • Площадь Якуба Коласа (Минск) (здесь же находится памятник Якубу Коласу и станция минского метро Площадь Якуба Коласа)
  • Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа (Витебск)
  • Центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН Беларуси (Минск)
  • Улицы: см. Улица Якуба Коласа

Напишите отзыв о статье "Якуб Колас"

Примечания

Литература

  • Александровіч, С. Х. Ад роднае зямлi: Аповесць пра маленства і юнацтва Я. Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Дзяржвыд БССР, 1962. - 236 с.
  • Александровіч, С. Х. На шырокі прастор: Старонкі жыцця Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 1972. - 429 с.
  • Александровіч, С. Х. Крыжавыя дарогі : Аповесць пра Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 1985. - 333 с.
  • Лужанин, М. Якуб Колас рассказывает / М. Лужанин; авторизован. перевод с бел. Е. Мозолькова. - Москва: Советский писатель, 1964. - 398 с.
  • Навуменка, І. Я. З глыбінь жыцця: Крытычныя эцюды аб творчасці Якуба Коласа / І. Я. Навуменка. - Мінск: Дзяржвыдат, 1960. - 110 с.
  • Навуменка, І. Я. Якуб Колас: Духоўны воблік героя / І. Я. Навуменка. - 2-е выданне, дапоўненае. - Мінск: Выдавецтва БДУ, 1981. - 240 с.
  • Навуменка, І. Я. Якуб Колас: Нарыс жыцця і творчасці / І. Я. Навуменка. - 2-е выданне, са змяненнямі. - Мінск: Народная асвета, 2003. - 205 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Якуб Колас: Жыццё і творчасць / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1951. - 167 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Трылогія Якуба Коласа «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1956. - 226 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Эпас рэвалюцыі : паэмы Я. Коласа «Новая зямля» і «Сымон-музыка», трылогія «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Вышэйшая школа, 1975. - 238 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Летапісец свайго народа: Жыццёвы і творчы шлях Якуба Коласа / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Навука і тэхніка, 1982. - 367 с.

Статьи

  • Трафімчык, А. Хто чужаніцы? Якуб Колас пра падзел Беларусі 1921 года / А. Трафімчык // Дзеяслоў. - 2012. - № 5 (60). - C. 279-292. (; )

Ссылки

  • (белор.)

Отрывок, характеризующий Якуб Колас

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.

[Якуб Колас, Тарас Гуща, 1882-] - белорусский поэт, вице-президент Белорусской академии наук. Род. в Минской губ. в семье лесного сторожа. Учился в Несвижской учительской семинарии. С 1906 участвовал в так наз. "нашенивском" национально-демократическом движении (см. "Белорусская литература "). За участие в учительском съезде был приговорен к 3 годам заключения, которые отбывал в минской тюрьме . Был мобилизован царской армией, окончил Александровское военное училище в чине подпоручика. До 1921 учительствовал в Курской губ., откуда вернулся в БССР. Был членом Института белорусской культуры, а затем академии. В 1926 в связи с 20-летним юбилеем поэта правительство БССР присвоило М. звание народного поэта.

Популярным писателем М. становится после Октября. К послеоктябрьскому периоду относятся ранее начатые и вновь написанные главные произведения писателя: "Новая земля", "Сымон Музыка", "У палесскай глушы" и др. Творческий подъем после Октября является разительным подтверждением того раскрепощающе-плодотворного воздействия, которое оказала пролетарская революция на культуру и литературу ранее угнетенных национальностей. Выразитель идей и настроений широких трудовых масс середняцкого крестьянства, подымавшегося на борьбу с самодержавно-помещичьим строем, М. далеко не сразу и не прямо пришел к пониманию и приятию новой пролетарской Белоруссии. Мировоззрение поэта было обременено различными националистическими пережитками буржуазно-демократического движения, в котором поэт принимал непосредственное участие. На отдельных этапах борьбы (например в сб. "Водгульле") эти черты приближали писателя к буржуазно-националистической литературе. Понадобился более чем десятилетний период успешного социалистического и национально-культурного строительства в Белоруссии под руководством пролетариата, чтобы Мицкевич приступил к пересмотру своих классовых и идейно-творческих установок.

Выступление М. на литературную арену исторически совпадает с оживлением крестьянского и нац.-дем. движения Белоруссии - "нашенивства". Основным лозунгом этого движения, в частности литературного, было требование "вольной бацькаушчыны" ("свободной родины"), под которым разумелась культурно-национальная автономия для Белоруссии. В литературе усиленно культивировалась национальная романтика и либерально-народническая идеализация белорусского мужика. У М. мы находим следы этой идеологии уже в ранних его произведениях. Первое стихотворение М. "Наш родна край" появилось в 1906 и было напечатано в радикально-демократической газете (вскоре закрытой) "Наша доля". В этом и в ряде других стихотворений, проникнутых народническим сочувствием к "краю сіроцс", М. выражает настроение широких трудовых масс белорусского середняцкого крестьянства в их борьбе с самодержавно-помещичьим режимом. Национальный гнет, отсталость и нищета широких масс крестьянства толкают поэта в ряде стихотворений от моралистических позиций к революционно-политическому протесту. Борьба порабощенных крестьянских масс против самодержавно-помещичьего режима иллюзорно преломляется в сознании поэта в форме восстания как бы "единого", сплошного "бедного края".

Рисуя политическое бесправие белорусского мужика, М. обращается к "ворогам" - панам, угрожая им мужицкой расправой: "Ужо дауно вяроукі вас, паны, чакаюць". Мужик в восприятии М. есть синоним "белорусса", носителя политических и национальных идеалов. В стихотворении "К белоруссам" М. бросает призыв:

"Устаньте, хлопцы, устаньте братки.

Устань, ты, наша сторона.

Ужо глядзіць к нам на палаткі

Жыцья новага вясна" (т. I, вып. II, стр. 139).

Однако такие революционно-политические мотивы не являются основными в творчестве М. Они отражают лишь стихийный подъем крестьянских возмущений. Реакция и социально-политическое вырождение национально-буржуазного ("нашенивства") движения после 1905 придает песням М. преимущественно пассивный сентиментально-народнический характер. Первый сборник стихов М. носит характерное название "Песні жалобы" .

От социально-политической тематики поэт уходит к интимно-лирическим мотивам. Последние сменяются увлечением фольклорно-этнографическими мотивами. Беллетристические сказки этого периода, выросшие на болотистой почве национализма, не представляют особой ценности; ряд стихов проникнут настроениями идейного распутья ("На раздарожны", "Вясною" и др.). В своей большой поэме "Новая земля", начатой в 1911, М. пытается найти выход для белорусской деревни в ее стремлении к "своей земле": он рисует образ крестьянина Михаила, энергично стремящегося "купиць землю, набыць свой кут" и фанатически добивающегося осуществления частнособственнического идеала. Михаил умирает в непосильной борьбе, завещая лозунг борьбы за этот идеал своему брату. Поэму М. удалось закончить только в 1923, когда аграрная проблема уже была разрешена пролетарской революцией, указавшей крестьянству путь к коллективизации. Поэма таким образом сохраняет свою ценность важного исторического документа, где реалистически показана историческая борьба широких масс крестьянства за землю. Не выработав четкого революционного мировоззрения, не понимая исторической роли крестьянства, М. часто впадает в мистицизм и абстрактную романтику. Так напр., в поэме "Сымон Музыка" М. стремится воплотить в художественную форму (в образе Сымона) буржуазно-нашенивскую идею о мессианской роли белорусской интеллигенции. Мессианизм "Сымона Музыки" явился логическим завершением националистических тенденций в раннем творчестве Мицкевича. Накануне Октября он пишет драматический эскиз "На дорозе жицьця", в котором создает символический образ "Маті-Беларусі", пророчески собирающей "своих дзеток", т. е. нац.-дем. интеллигенцию, что объективно выражало враждебное отношение буржуазно-демократической интеллигенции к грядущей пролетарской революции. После Октябрьской революции М. пишет ряд националистических стихотворений. В сборнике стихов "Водгульле", вышедшем в 1922, после приезда М. в БССР, имеется целый ряд враждебных выпадов против советской власти. М. долгое время стоял в стороне от советской тематики. Его вышеупомянутые поэмы и ряд больших повестей ("У палесскай глушы", "У глыбі Палесься" и др.) тематически и идеологически обращены к прошлому, которое им идеализируется и противопоставляется современности. В названных повестях М. ретроспективно воссоздает образ идеального нашенивца Лобановича - "борца за "возрождение Белоруссии". Даже в повести "На просторах жицьця" на тему о деревенской рабфаковской молодежи М. трактует последнюю как своеобразную продолжательницу идей и традиций нашенивства.

До революции М. был продолжателем традиций русской народнической поэзии. Его "Песні-жалобы" носят на себе явные следы влияния этой поэзии, сохраняя при этом самобытно-национальный характер. Фольклор является основным источником лексики М. Отсюда, между прочим, уменьшительные существительные - "сонейка", "хатка", "лужок", "конік" - и определения - "малодзенькі", "золаценькі", "ціхенькі" и т. д., отражающие сентиментально-народническую настроенность поэта. Поэмы Мицкевича ("Новая земля", "Сымон Музыка" и др.) формально развернуты в том же направлении. Так, в "Новой земле" целые главы посвящаются описанию этнографически-фольклорных черт той или иной местности (усадьбы, быта, праздников и т. д.). Глубокое знание автором крестьянеко-хуторского быта, позволяет ему мастерски рисовать отдельные картины (деревенский пейзаж, портреты крестьян и т. д., напр. в "Новой земле" и "Сымоне Музыка"). Но он становится явно беспомощным там, где речь идет о больших массах людей и ускоренной динамике событий (поэма "На шляхох волі").

Реконструктивный период поставил перед старыми писателями во весь рост основную проблему идеологической перестройки. И у М. мы встречаем некоторый поворот к переоценке старых идеологических установок; в поэме "На шляхох волі" ("Полымя", 1928-1930) автор уже более объективно оценивает большевизм и большевиков, ведущих революционную работу в царской армии. Следующим значительным шагом на этом пути является цикл стихов, посвященных коллективизации. В них М. глубже осознает объективную несостоятельность своих прежних идей о путях крестьянства, выраженных в свое время в "Новой земле". Повесть "Адшчапенец" ("Полымя", 1931) обнаруживает такое же внимание и интерес писателя к коллективизации, отражая наступивший перелом среди середняцких масс белорусской деревни - от собственничества, отщепенства - к коллективизму.

Последнее произведение М., в связи с упомянутым его письмом к советской общественности, свидетельствует о том, что М. серьезно стал на путь ревизии старой нашенивской идеологии, на путь решительной идейно-художественной перестройки.

Библиография: I. На русск. яз. перев.: В глуши Полесья, перев. К. Яковчика, Гиз, М., 1929; На просторах жизни, Рассказы и повести, перев. И. Баранкевича, Гиз, М. - Л., 1930. Поэзия: Собр. сочин., тт. I, II; Песні-жалобы, 1910; Новая земля, 1923; Сымон Музыка, Менск, БДВ, 1925; На шляхох волі, "Полымя", 1928-1930. Проза (Тарас Гушча): Родные з"явы, Вильна, 1914; У палесскай глушы, 1923; У глыбi Палесься, Менск, БДВ, 1927; Адшчапенец, "Долымя", 1931; "Творчество К. Мицкевича", М., 1927.

II. А. Б-на, Рец. на русск. перев. "На просторах жизни", "Пролетарский авангард", 1930, VII; Рец. на русск. дерев. "В глуши Полесья": Гроссман Б., "Новый мир", 1929, IV; Поляк Л., "Красная новь", 1929, IV; Перекати-Поле, "Земля советская", 1930,1; Чapмынскі У., Я. Колас, крытычна-бiографічны нарысі в т. I "Собр. сочин."; Аутобиография - Я. Колас у літаратурнай крытыцы, Менск, 1926, Критика: Бэнде и Кучар, Матар"ялы да нарысау гісторыі беларускай літаратуры, "Маладняк", 1931, № 6-7; Якуб Колас у літаратурнай крытыцы, зборник артикулау, Менск, 1926; Вазьнясенскі, Ля вытокаý мастацкай прозы Коласа, "Полымя"; Кapскі, Беларусы, том III, ч. 3; Рэцэнзіі ý журн. "Полымя", "Маладняк", "Узвышша".

Г. Красневский.

  • - , физиолог, академик АН СССР, академик АМН СССР. Окончил Казанский университет. Ученик И. П. Павлова...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Базили - дипломат и писатель, по происхождению албанский грек...

    Биографический словарь

  • - , русский архитектор. Сын архитектора М. Д. Быковского. Учился в петербургской АХ. Преподавал в МУЖВЗ. Председатель МАО...

    Художественная энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, командир 3 Кавказского армейского корпуса, числится в списках 17 Восточно-Сибирского стрелкового полка; род. 22 ноября 1851 г....
  • - поэт, сатирик и переводчик. Под псевдонимом "Красный" писал в "Сатириконе" и других журналах дореволюционного времени. Под фамилией "А. Зарницын" был известен как переводчик нем. поэтов. В "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дипломат и литератор, род. в греческой семье в Константинополе в 1809 г., ум. 10-го февраля 1884 г. Первые годы своей жизни Базили провел в Константинополе. Вскоре, однако, отец Базили, горячий греческий патриот,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. физиолог, акад. и действит. чл. Академии мед. наук СССР. Засл. деят. науки РСФСР. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-го и 4-го созывов. Ученик И. П. Павлова. В 1912 окончил Казан...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - В 1822 окончил Институт корпуса путей сообщения, военный инженер. Служил в III и IV ОПСиПЗ. В 1849 назначен членом МГСиДК. В 1864 назначен на впервые учрежденную должность московского губернского инженера. Уволен в 1865...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сначала князь дорогобужский, потом великий князь тверской, сын вел. кн. тверского Михаила Ярославича, род. в 1306 г., ум. в 1346 г. В летописях упоминается, как лицо действующее, с 1318 г. В этом году он...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын великого князя тверского Михаила Ярославича. После казни отца был в плену у Юрия Московского. Выкупленный за 2 тысячи рублей, он женился на дочери Юрия, Софии...

    Биографический словарь

  • - третий из 4 сыновей вел. кн. тверского Михаила Ярославича. После казни отца был в плену у Юрия московского. Выкупленный за 2 т. р., он женился на дочери Юрия, Софии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский дипломат, писатель, историк. Родился в Стамбуле. По происхождению грек. Образование получил в Нежинской гимназии высших наук и одесском Ришельёвском лицее...
  • - советский физиолог, академик АН СССР, академик АМН СССР. Ученик И. П. Павлова. В 1912 окончил Казанский университет и до 1921 работал там же. В 1921≈50 ≈ в институте экспериментальной медицины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский архитектор. Сын архитектора М. Д. Быковского. Учился в петербургской АХ у Н. Л. Бенуа. Председатель МАО...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский физиолог, академик АН СССР и АМН. Исследования влияние коры головного мозга на внутренние органы. Труды по физиологии пищеварения, химической передаче возбуждения, интероцепции...
  • - российский архитектор. Сын М. Д. Быковского. Общественные сооружения в Москве с рациональной планировкой и эклектической отделкой фасадов...

    Большой энциклопедический словарь

"Мицкевич, Константин Михайлович" в книгах

Трещев Константин Михайлович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Трещев Константин Михайлович Родился в 1920 году в деревне Трещево Ленинского района Тульской области в семье крестьянина. Учился в местной начальной школе и в 25-й неполной средней школе гор.Тулы, затем в 16-й средней школе гор.Новомосковска. Добровольно вступил в ряды

ФОФАНОВ Константин Михайлович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ФОФАНОВ Константин Михайлович 18(30).5.1862 – 17(30).5.1911Поэт. Стихотворные сборники «Стихотворения» (СПб., 1887), «Стихотворения» (СПб., 1889), «Тени и тайны» (СПб., 1892), «Стихотворения» (ч. 1: «Маленькие поэмы»; ч. 2: «Этюды и рифмы»; ч. 3: Снегурочка; ч. 4: Майский шум; ч. 5: Монологи; СПб., 1896),

Адам Мицкевич и Константин Леонтьев

Из книги Шляхта и мы автора Куняев Станислав Юрьевич

Адам Мицкевич и Константин Леонтьев Масла в разогревающийся костерок моего искреннего полонофильства добавило пребывание осенью 1963 года на двухмесячных военных сборах во Львове-Лемберге.Я с наслаждением бродил по его блестящим базальтовым мостовым, по тенистому,

Трещев Константин Михайлович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Трещев Константин Михайлович Родился 31 марта 1922 г. в деревне Трещево Тульской губернии. После окончания 9 классов поступил в Качинскую военную авиационную школу.Первые боевые вылеты Трещев совершил с Гродненского аэродрома в июньские дни 1941 г. В июле одержал свою первую

Дерюгин Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Базили Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ БСЭ

Попов Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Станюкович Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Симонов Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Фофанов Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Классик белорусской литературы

Якуб Колас внес значительный вклад в национальную и мировую литературу. Его произведения переведены более чем на 40 языков мира. Наиболее важными его достижениями являются: расширение жанровых возможностей белорусской литературы, обогащение национальной поэзии философской и пейзажной лирикой, сочетание лирики и эпоса, закладывание основ белорусского романа и белорусской детской литературы, становление норм белорусского литературного языка.

Его жизнь и деятельность пронизаны благородством, неравнодушием, основательным отношением ко всему в жизни, верностью принципам, отстаиванием своих взглядов, любовью к Родине и своему народу, заботой о сохранении самобытности белорусов и протестом против любого угнетения человека.

Творческая биография

Якуб Колас (Константин Мицкевич) родился 22 октября (3 ноября) 1882 года в деревне Окинчицы (теперь - территория города Столбцы) в семье лесника. Окончил народную школу, в 1902 году - Несвижскую учительскую семинарию. Работал учителем на Пинщине. В 1906 году принял участие в организации нелегального учительского съезда, за что был лишен права учить детей. Через два года снова участвовал в таком же съезде и был приговорен к заключению, которое отбывал в минской тюрьме (1908-1911).

Первая публикация - стихотворение «Наш родны край» («Край родимый») - появилась в белорусской газете «Наша доля» в 1906 году. А во время заключения, в 1910 году, вышел его первый сборник стихов «Песні-жальбы» («Песни печали»).

На протяжении 1912-1914 годов увидели свет еще шесть его книг прозы и отдельных изданий: «Родныя з"явы» («Родные образы»), «Нёманаў дар» и др.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Колас эвакуировался вместе с семьей в Подмосковье, работал учителем в Дмитровском уезде. В этом же году был призван в армию. После демобилизации работал учителем в Курской губернии.

В мае 1921 года переехал в Минск, преподавал в Минском белорусском педагогическом техникуме, Белгосуниверситете, на курсах для учителей. Активно занимался творческой и научной деятельностью. В 1926 году вышла в свет его книга «Методыка роднай мовы». А в 1929 году после объявления о создании Академии наук Беларуси Якуб Колас стал ее вице-президентом.

Народную славу творцу принесли поэмы «Сымон-музыка», «Рыбакова хата» («Хата рыбака»), повести «На прасторах жыцця» («На просторах жизни»), «Адшчапенец» («Отщепенец»), «Дрыгва» («Трясина»), трилогия «На ростанях». А несомненной вершиной его творчества стала поэма «Новая зямля»:

Мой родны кут, як ты мне мiлы!
Забыць цябе не маю сiлы…

Поэт и переводчик из Великобритании Вера Рич очень высоко оценивала поэму и сравнивала ее с древнеримскими трагедиями, с драмами и трагедиями Шекспира.

Мастерское изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства - Колас разделял все, чем был озабочен белорусский народ, о чем мечтал, о чем думал.

Якуб Колас вел многогранную общественно-политическую деятельность. Был членом Центрисполкома БССР, депутатом Верховного совета СССР и БССР, являлся председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира.

Выступал литературным критиком, переводчиком и публицистом.

Памяти поэта

Произведения писателя воплощены в театральном, музыкальном, кинематографическом искусстве.

Именем Коласа названы Институт языковедения и Центральная научная библиотека Национальной Академии Наук Беларуси, Национальный академический драмтеатр в Витебске, крупное полиграфическое предприятие в Минске, улицы в Борисове, Волгограде, Киеве, Перми, Минске, площадь и станция метро в белорусской столице, школы и библиотеки в белорусских городах. Памятник поэту установлен в центре столицы Беларуси на площади его имени.

Регулярно проходят посвященные творчеству Коласа Международные научные конференции. 100-летний юбилей белорусского поэта по решению ЮНЕСКО отмечался в международном масштабе. В 1996 г. создан Международный фонд Якуба Коласа.

В Минске действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа. На родине поэта открыт филиал музея «Мікалаеўшчына» («Николаевщина»), который объединяет четыре мемориальные усадьбы: Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта. В 2002 году в Беларуси были выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа.