Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Страны после 2 мировой войны. Как и кем делились страны европы до и после второй мировой войны. Шанхайская организаций сотрудничества

Результаты войны для Германии. Вторая мировая война закончилась для Германии трагически: уровень промышленного производства едва достигал одной трети довоенного; снизился уровень жизни; возникла нехватка горючего; упала покупательская способность денег.

Германия потеряла самостоятельность, ее территория была поделена на 4 оккупационные зоны. Для решения общих вопросов по Германии был создан Контрольный Совет в составе главнокомандующих войсками союзников.

Следуя решениям Крымской и Потсдамской конференций, союзники проводили в отношении Германии политику трех «Д»:

  • демилитаризации — ликвидация вооруженных сил Германии и их разоружение;
  • денацификация — запрещение нацистских организаций, отмена нацистских законов, наказание военных преступников;
  • демократизация — превращение Германии в демократическое, миролюбивое государство.

Так как западные государства и СССР по-разному относились к политике трех ”Д» и использовали оккупацию в своих целях, то проведение единой политики по отношению к Германии было невозможным.
Начало «холодной войны», противостояние бывших союзников сделало неизбежным раскол Германии.

Раскол Германии. Опасаясь усиления «советской угрозы», западные страны отказались от плана экономического ослабления Германии и перестали брать с нее репарации. В июне 1948 года была проведена денежная реформа, и рейхсмарку заменили дойчмаркой. Инфляцию остановили, «черный рынок» исчез, производство и строительство росло, формировалась рыночная экономика.

В ответ на денежную реформу в западных секторах, СССР взял в блокаду Западный Берлин. Это событие ускорило решение европейских стран создать западно-германское государство. Еще в декабре 1946 года объединились английская и американская зоны оккупации, а в начале 1947 года к ним присоединилась и французская зона.

Конституция Германской Федеративной Республики вступила в силу в мае 1949 года. По Конституции, Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявлялась парламентской республикой. Высшей законодательной властью стал бундестаг — двухпалатный парламент. В отличии от Веймарской конституции, президент избирался не всеобщим голосованием, а на заседании бундестага и обладал ограниченными полномочиями. Глава правительства федеральный канцлер. Его кандидатура выдвигалась в качестве лидера победившей на выборах партии и утверждалась бундестагом.

Конституционный суд мог отменить любой закон, противоречащий конституции. Столицей ФРГ стал город Бонн.

В сентябре 1949 года лидер Христианско- Демократического Союза Конрад Аденауэр стал канцлером ФРГ.

7 октября 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Восточный Берлин стал столицей ГДР.

«Экономическое чудо»и его причины. Причины «немецкого чуда» — ускоренного развития экономики ФРГ:

а) материальная помощь в размере 3,6 миллиардов долларов, полученная от США в рамках «плана Маршалла»;

б) отсутствие военных затрат и армии до середины 50-х годов;

в) большое количество дешевой рабочей силы.

Особенно быстрыми темпами развивались в ФРГ машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность.

Во внешней политике ФРГ склонялась на сторону США,и это укрепляло ее позиции на международной арене. В 1951 году на территории ФРГ был отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, а в 1957 году — в ЕЭС. Подошла к концу историческая вражда Франции и Германии. ФРГ отказывалась признавать ГДР и призывала бойкотировать ее всем международным сообществом. В 1956 году деятельность Германской Коммунистической партии была запрещена.

Социал-демократы у власти. В 1960-е годы канцлером ФРГ был Л. Эрхард. Затем к власти пришло правительство «Большой коалиции», составленное из христианских демократов и социал-демократов. В программе Германской Социал-демократической партии конечной целью значилось построение демократического социализма

В 1969 году к власти пришло правительство «Малой коалиции» во главе с лидером социал-демократов В. Брандтом. Увеличилась зарплата и пенсии, на предприятиях были созданы производственные советы, ограничивающие самоуправство администрации.

Принципы реализации «новой восточной политики» правительства Брандта:

  • Отказ от «холодной войны», уважение к реальному соотношению сил;
  • Нормализация отношений со странами Восточной Европы, пострадавшими от гитлеровской агрессии, в первую очередь с СССР и Польшей;
  • Признание Германской Демократической Республики.

В результате «Восточной политики» правительства:

  1. Были признаны послевоенные границы Восточной Европы.
  2. Были налажены межгосударственные отношения с ГДР.
  3. Было достигнуто соглашение о статусе Западного Берлина.

Все это означало окончание политики, именуемой «мюнхенское владычество». Разразившийся в 1974 году экономический кризис затронул ФРГ гораздо меньше, чем другие страны.

Стало известно, что одна из сотрудниц В. Брандта была агентом разведки ГДР, и в 1974 году канцлер Брандт подал в отставку.

Сменивший его на этом посту социал-демократ Г. Шмидт продолжил политическую линию В. Брандта. В 1982 году, спустя 13 лет, к власти вновь пришли христианские демократы. Лидер ХДС Гельмут Коль стал федеральным канцлером. Его правительство уменьшило налоги и государственные расходы, приняло меры для ослабления роли государства в регулировании бизнеса и для стимулирования честной конкуренции. С 1983 года в стране начался экономический подъем.

Путь к единству немецкого народа. Гельмут Коль добился объединения Германии. Символ раскола Германии — «Берлинская стена» — была демонтирована в 1989 году.

12 сентября 1990 года состоялись переговоры по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР + США, СССР, Великобритания, Франция). Был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 года Германия объединилась. Г. Коль стал первым федеральным канцлером объединенной Германии.

В 1998 году к власти пришел социал-демократ Г. Шредер. Сегодня пост канцлера Германии занимает Ангела Меркель. В настоящее время экономика Германии развивается стабильно и динамично. И на Западе, и на Востоке Германия ведет взвешенную политику.

Первая мировая война

Расходы на вооружение ведущих стран мира в 1940 г.: Германия — 6 млрд долл., Великобритания — 3,5 млрд долл., СССР — 5 млрд долл., США — 1,5 млрд долл. В 1941 г.: Германия — 6 млрд долл., Великобритания — 6,5 млрд долл., СССР — 8,5 млрд долл., США — 5,5 млрд долл. Соотношение военных расходов воюющих стран в 1940 г. было 6: 10, а в декабре 1941 г. 6: 19,5 в пользу противников Германии.

Жертвы

Вторая мировая война изменила политическую карту мира.

В результате поражения, Германия сохранилась как национальное госу-дарство, правда понеся территориальные потери. Самые большие территориальные приращения получил СССР: 500 тыс. км 2 с 20 млн населения. Япония потеряла всё, что захватила с конца XIX в.: Тайвань (Формоза), возвращённый Китаю, Сахалин, отошедший к СССР, и Корею, которая была разделена на две части — Север-ную и Южную.

Война велась до победного конца, что нашло своё выражение в требовании безоговорочной капитуляции. Во Второй мировой войне, особенно на Восточном фронте, сражались не только армии, но и народы. Справедливому гневу народов, оказавшихся под влас-тью фашистов, противостояла неоправданная жестокость нацистов: убийства людей по национальному признаку приобрели массовый характер и стали отвратительным принципом Второй мировой войны.

Войну окончательно завершили Нюрнбергский процесс (20 но-ября 1945 г. — 1 октября 1946 г.) над главными нацистскими пре-ступниками и Токийский трибунал (3 мая 1946 г. — 12 ноября 1948 г.) над японскими военными преступниками.

Нюрнбергский и Токийский процессы имели существенное значение для утверждения принципов и норм современного меж-дународного права, рассматривающих агрессию как тягчайшее преступление.

Во время Нюрнбергского процесса советская сторона наложила вето на обсуждение следующих вопросов: 1. Отно-шение СССР к Версальскому договору. 3. Советский пакт о ненапа-дении с Германией. 4. Общественно-политический строй в СССР. 5. Прибалтийские республики. 6. Проливы. 7. Балканы. 8. Польша. Материал с сайта

Вопросы послевоенного устройства мира обсуждались на Тегеранской , Мос-ковской , Ялтинской и Потсдамской кон-ференциях глав правительств союзных держав в 1943-1945 гг.

На конференциях союзников был сформирован совершенно новый геополитический порядок, который проявился в растянув-шейся на десятилетия «

9.9k (248 за неделю)

Весной 1945 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль кратко охарактеризовал положение своей страны словами: «Триумф и трагедия». Под этим скрывались людские потери, рост госдолга, падение водоизмещения торгового флота. В старых отраслях экономики наблюдалась стагнация, в колониях ширилось национально-освободительное движение. Страна потеряла примерно четверть национального богатства. Уменьшился выпуск промышленной продукции и объём внешней торговли. Такова была Великобритания после Второй мировой войны.
На фоне разворачивающейся научно-технической революции Великобритания стала заметно отставать по темпам развития индустрии от сильнейших капиталистических стран. Кроме того, стала отчётливо заметна политическая и экономическая зависимость Соединённого королевства от США.

Утрата колоний

Окончание Второй мировой войны сопровождалось активным распадом мировой империалистической колониальной системы, что коснулось и крупнейшей британской колониальной империи. В заморских владениях Британии начался мощный подъём национально-освободительного движения, что заставило метрополию предоставить Индии независимость, сделав гадость на прощание - разделить единую страну по религиозному признаку на собственно Индию и мусульманский Пакистан. Также обрели независимость в этом регионе Цейлон и Бирма. Из-за потери колоний английский империализм сильно ослабел, однако, во многих своих бывших колониях королевство сохранило значительное политическое и экономическое влияние.
Утратив после войны большинство своих колоний, взамен Великобритания получила статус постоянного представителя в Совбезе ООН. Спустя 7 лет, в 1952 году, страна впервые испытала ядерное оружие и вошла в закрытый клуб ядерных держав. При этом в 1945 году США отказались, несмотря на прежние договорённости, предоставить союзнику результаты общих исследований в области ядерной физики, и англичанам пришлось самостоятельно «изобретать велосипед».

Ставки лейбористов

Правительство лейбористов Этли, стремясь укрепить положение страны относительно конкурентов, в первые послевоенные годы увеличило капиталовложения в промышленность, национализировало некоторые отрасли экономики и реконструировало их за счёт казны. В этот период наблюдался рост рабочего движения, способствовавший принятию мер по улучшению систем здравоохранения, просвещения и социального страхования. Но постепенно позиции верхушки лейбористов сближались с мнением консерваторов.

Суэцкий кризис

Суэцкий кризис 1956 года стал для королевства болезненной политической пощёчиной. К нему привёл прямой ультиматум главного союзника - США, испытывавшего нефтяной голод. После этих событий Британия полностью утратила самостоятельную роль в мировой политике, свойственную великой державе, и до сих пор неукоснительно движется в рамках внешнеполитического курса своей бывшей колонии.

Дальнейшая судьба Великобритании

Вместе с США правительство Этли предало забвению военную коалицию с СССР, вступив на путь гонки вооружений и холодной войны со странами социалистического лагеря. Британский империализм стремился к всестороннему - экономическому, политическому и военному объединению капиталистических стран для борьбы с социалистическим лагерем и национально-освободительными силами, но это одновременно привело к росту зависимости самой Великобритании от Соединённых Штатов и появлению на её территории американских военных баз. Стремясь завоевать лидирующую роль в Западной Европе, в 1960 году англичане сколотили из 7 стран ЕАСТ - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Но эта организация проиграла конкуренцию «Общему рынку», а позднее попытки англичан вступить в «Общий рынок» блокировались французами. В 1963 году по инициативе СССР между ним, США и Великобританией был подписано соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх сферах.
После войны английский язык получил широкое распространение по всему миру, что привело к усилению влияния британской культуры и литературы в мире. В рамках этого процесса в 60-е годы начала массово распространяться и англоязычная поп-культура.
В 50-е годы на Британских островах ощущалась заметная нехватка рабочей силы, что привело к стимулированию эмиграции из стран Содружества, в результате британское общество становилось всё более мульти-этническим.
В 1973 году Великобритания стала членом ЕЭС. В конце 60-х годов в Северной Ирландии происходила ожесточённая борьба между протестантским большинством и католическим меньшинством, с многочисленным актами террора и жертвами, требовавшая постоянного вмешательства королевской полиции и вооружённых сил. Конец ему положило лишь Белфастское соглашение 1998 года.

Правительство Тэтчер

После мирового экономического кризиса и наметившегося экономического отставания в 70-е годы, консервативное правительство Маргарет Тэтчер в 80-е годы сделало решительную ставку на частный бизнес, отказавшись от государственного регулирования, в том числе в области занятости и распределения финансов. Многие государственные компании были приватизированы, а для оставшихся урезаны субсидии. Эти меры, а также рост доходов от добываемой в Северном море нефти, привели к значительному экономическому росту Великобритании.

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.

Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.

Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.

Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.

Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.

Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).

Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.

На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).

Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.

Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.

Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.

Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.

Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

Первые послевоенные годы стали временем возрождения мирной жизни. В пострадавших от войны странах вновь отстраивались города, промышленные предприятия, памятники культуры. Известны примеры, когда жители восстанавливали свои города буквально из руин и пепла. Среди таких воскресших из небытия городов были Сталинград, Варшава и другие. В большинстве стран жизнь людей после недавно закончившейся войны проходила в напряжённом труде, тяготах и лишениях. В городах существовала карточная система распределения продуктов. Не хватало одежды, других товаров широкого потребления. Но с возобновлением работы транспорта, деятельности школ, больниц и бытовых учреждений у людей росла надежда на лучшее будущее.

От войны к миру

Утверждение мирной жизни не означало возврата к старому. После войны произошли значительные перемены в разных областях общественных отношений. Одновременно с устранением остатков фашистских, реакционных режимов расширялись демократические устои общества. Закреплялись новые права и свободы граждан, избирательные процедуры, принципы деятельности органов власти, политических и общественных организаций. Во многих европейских странах возросли общественные функции государства, усилилась его ответственность за решение социальных задач. В ряде случаев государство взяло на себя управление отдельными отраслями хозяйства, предприятиями (в том числе предприятиями, отнятыми у военных преступников и коллаборационистов). Всё это нашло отражение в новых конституциях, которые были приняты во многих странах во второй половине 1940-х годов и закрепили демократические завоевания народов.

На международном уровне идеалы послевоенного мира декларировались в документах созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Её учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Официальной датой образования ООН считается 24 октября 1945 г., когда был ратифицирован её Устав.

В преамбуле (вводной части) Устава ООН сказано:

«Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооружённые силы применялись не иначе как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал над немецкими военными преступниками. Перед ним предстали главные подсудимые, в их числе Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель и другие. Обвинители от СССР, США, Великобритании и Франции и сотни свидетелей раскрыли страшные факты преступлений нацистов против мира и человечества. По приговору Международного трибунала 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 7 - к разным срокам заключения, 3 - оправданы. В 1946-1948 гг. в Токио состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками. Так именем народов были осуждены те, кто развязал войну и руководил уничтожением миллионов людей.

Память о гибели миллионов людей в годы войны вызвала стремление установить и защитить как особую ценность права и свободы человека. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она открывалась положением о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Далее определялись гражданские, политические, экономические и культурные права человека. Первые документы ООН имели особое значение потому, что в них учитывались уроки прошлого, предлагалось усовершенствовать будущую жизнь людей, предотвратить угрозу существованию человека и общества. Однако воплощение намеченных целей оказалось делом непростым. Реальные события последующих десятилетий далеко не всегда развивались в соответствии с предначертанными идеалами.

Изменения на политической карте. Начало «холодной войны»

Развернувшаяся в годы войны освободительная борьба народов Европы и Азии против оккупантов и их пособников не ограничивалась задачей восстановления довоенных порядков. В странах Восточной Европы и ряде стран Азии в ходе освобождения к власти пришли правительства Национального (Народного) фронта. В то время они чаще всего представляли коалиции антифашистских, антимилитаристских партий и организаций. Активную роль в них уже тогда играли коммунисты и социал-демократы.

К концу 1940-х годов в большинстве названных стран коммунисты сумели сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В одних случаях, например в Югославии, Румынии, устанавливались однопартийные системы, в других - в Польше, Чехословакии и других странах - допускалось существование других партий. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия во главе с Советским Союзом составили особый блок. К ним примкнуло несколько государств Азии: Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, а в 1960-е годы - Куба. Это сообщество называлось сначала «социалистический лагерь», затем - «социалистическая система» и, наконец, «социалистическое содружество». Послевоенный мир оказался разделённым на «западный» и «восточный» блоки, или, как их тогда называли в советской общественно-политической литературе, «капиталистическую» и «социалистическую» системы. Это был биполярный (имевший два полюса, олицетворяемые США и СССР) мир. Как же складывались отношения между государствами Запада и Востока?

Ещё до того как разделение оформилось окончательно, У. Черчилль, отличавшийся известной дальновидностью, сказал, выступая перед слушателями Вестминстерского колледжа в Фултоне (в США) в марте 1946 г.:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы...

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...»

Случилось так, что слова британского политика о предотвращении угрозы войны оказались незамеченными, зато понятие «железный занавес» прочно и надолго вошло в историю международных отношений.

В 1947 г. президент США Г. Трумэн провозгласил, что политика его страны должна предусматривать помощь «свободным народам, которые не хотят подчиняться вооружённым меньшинствам или внешнему давлению» (под вооружёнными меньшинствами подразумевались коммунисты, а под силой, оказывавшей внешнее давление, - Советский Союз). В «доктрине Трумэна» определялось отношение к странам, избравшим разные «жизненные пути». С ней был связан план Дж. Маршалла (в годы войны известного военачальника, а в тот момент государственного секретаря США), предусматривавший оказание экономической помощи европейским государствам.

По замыслу авторов плана помощь должна была стабилизировать экономическое положение и тем самым предотвратить социальные выступления в европейских странах. Её предоставление оговаривалось тем, что в правительствах получающих помощь стран не должно быть коммунистов. Трумэн впоследствии писал в своих воспоминаниях: «...без плана Маршалла Западной Европе было бы трудно остаться свободной от коммунизма». План Маршалла подписали руководители 17 западноевропейских стран (включая образованную позже ФРГ). Государства Восточной Европы отказались принять помощь (в ряде случаев не без давления со стороны СССР).

Результатом возраставших противоречий между недавними союзниками стал произошедший в 1949 г. раскол Германии на два государства - Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику.

Шагами на пути к расколу оказались следующие действия:

  • объединение сначала американской и британской (в январе 1947 г.), а затем и французской оккупационных зон в одну зону, создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти;
  • принятие в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута;
  • проведение в западной зоне 20 июня 1948 г. сепаратной (отдельной) денежной реформы;
  • установление с 24 июня 1948 г. советскими войсками блокады Западного Берлина, все наземные дороги в который были закрыты для западных союзников. В течение нескольких месяцев существовал «воздушный мост»: американские самолёты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий и т. д. (блокада была снята в мае 1949 г.);
  • принятие 8 мая 1949 г. западногерманской конституции, выборы в бундестаг (август), провозглашение Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 г.;
  • провозглашение 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики.

Многие жители Германии стремились предотвратить раскол своей страны. В 1947 - начале 1949 г. движение борьбы за единство Германии и заключение мирного договора организовало три общенемецких конгресса. Но в обострявшейся внутриполитической и международной обстановке их голос не был услышан.


К концу 1940-х годов противоречия между западными державами и СССР переросли в политическое и экономическое противостояние и соперничество. 25 сентября 1949 г. советское телеграфное агентство (ТАСС) сообщило о том, что в СССР проведено испытание атомного оружия. В начале 1950 г. Г. Трумэн заявил о развёртывании работ по созданию в США водородной бомбы. «Холодная война» набрала полную силу.

Противостояние двух блоков было закреплено созданием их военнополитических и экономических организаций. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора - НАТО. 9 мая 1955 г. в работе сессии НАТО впервые приняла участие делегация Федеративной Республики Германии (решение о вступлении ФРГ в НАТО принято осенью 1954 г.).

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВД), куда вошли СССР, Албания (в 1961 г. она вышла из состава ОВД), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Органами экономического сотрудничества двух групп государств стали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), образованный СССР и восточноевропейскими странами в январе 1949 г., и Европейское экономическое сообществозападноевропейских государств (основано в марте 1957 г. шестью странами, затем состав его участников расширялся).

Разделение стран на государства и территории с различными политическими системами, подобное происшедшему в Германии, имело место и в Азии. Такая судьба постигла народы Вьетнама, Китая, Кореи. Внутренние противоречия при этом усиливались вмешательством внешних сил. Так, в Корейской войне (1950-1953) противоборствовавшим армиям Северной и Южной Кореи помогали, с одной стороны, Китай и СССР, а с другой - США и ещё несколько государств. Последние участвовали в событиях как силы ООН. Таким образом, в «холодной войне» возникали «горячие точки», очаги вооружённых конфликтов, а соперничество Запада и Востока, США и СССР в различных частях света становилось предметом жёстких политических споров и борьбы в рамках ООН.

Одним из наиболее значительных исторических процессов во второй половине XX столетия стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости. Система колониальных империй, складывавшаяся в течение нескольких веков, рухнула за два-три десятилетия. На политической карте мира вместо обширных территорий, окрашенных в цвета держав-метрополий, появились названия и границы десятков новых независимых государств. Если в 1945 г. при создании ООН в неё вошло 51 государство, то в 1984 г. членами этой организации были уже 159 стран. Большую их часть составляли освободившиеся государства Азии и Африки.

Процесс становления новых государств оказался сложным, полным драматических событий. Определение государственных границ, установление монархической или республиканской форм власти, выбор путей развития - всё это часто происходило в острой борьбе. Молодым государствам предстояло определиться в своих отношениях не только к бывшим метрополиям, но и к существовавшим тогда «западному» и «восточному» блокам. Выбор ориентации стал для многих стран Азии и Африки существенной проблемой. А отношения со странами третьего мира, как тогда говорили, оказались полем соперничества великих держав, в первую очередь США и СССР.

Научно-технический прогресс: достижения и проблемы

Понятие «прогресс» в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» неслучайно стало одним из наиболее употребляемых во второй половине XX столетия. Во многих сферах науки в это время были совершены крупнейшие открытия, появились новые отрасли знания. Ещё в начале века можно было заметить, что научные идеи значительно быстрее, чем прежде, находят воплощение в технических проектах, новых машинах и т.д. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. Теперь настало время научно-технической, научно-технологической революции, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в различных сферах деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства.

Обратимся к фактам. Начало XX в. ознаменовалось значительными открытиями в области атомной физики. В последовавшие десятилетия актуальной научной и практической задачей стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа учёных под руководством Э. Ферми создала первый ядерный реактор. Полученный в нём обогащённый уран был использован для создания атомного оружия (две из трёх произведённых тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор построили в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.

Во второй половине XX в. началось освоение человеком космоса. Первые шаги в этом сделали советские учёные и конструкторы во главе с С. П. Королёвым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Б. Олдрин высадились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио-и телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т.д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения многих современных наук - аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д. Они потребовали многолетних творческих поисков, неустанного труда и мужества тысяч людей.

Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более компактными и быстродействующими. В начале 1970-х годов появились микропроцессоры, а вслед за ними - персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров. Сегодня они используются не только для хранения и обработки информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. д.

Если первая половина XX столетия была веком кино, то вторая стала веком телевидения. Его изобрели ещё до Второй мировой войны. Первые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприёмники имеются в 98 % домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации - от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.

Указанные научные и технические достижения в совокупности привели к информационной революции. Она, в свою очередь, изменила основы современного общества, которое называют постиндустриальным или информационным. Обществоведы полагают, что, если в Средние века главным источником богатства и власти являлась земля, в XIX в. - капитал, то в конце XX столетия эта функция перешла к информации. Неслучайно средства массовой информации - газеты, радио, телевидение - рассматривают сегодня как «четвёртую власть».

Технический прогресс в современном обществе имеет не только положительные стороны. Он порождает и значительные проблемы. Некоторые из них связаны с тем, что «машина заменяет человека». Хорошо, что она облегчает труд людей. Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? (Существуют, например, подсчёты, что один компьютер заменяет труд 35 человек.) Как отнестись к мнению, что машина может научить всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? Зачем иметь друзей, если можно играть с компьютером? Зачем ходить в театр, если с большим удобством можно посмотреть спектакль по телевидению? Это вопросы, на которые сегодня приходится искать ответ каждому.

Ряд серьёзных, глобальных проблем связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания человека. Уже в 1960-1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм (власть техники) приводит к необратимым экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагических событий, показавших опасность технологических сбоев на современных предприятиях, явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результате которой в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения лесов и плодородных земель, чистоты воды и воздуха сегодня актуальны на всех континентах Земли. На защиту окружающей среды, жизни самого человека встали экологические движения и организации («зелёные», «Гринпис» и др.). Так к концу XX в. научно-технический прогресс сделал глобальной проблему сохранения природной, культурной, духовной сфер существования человека и общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.