Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сопоставление творчества П. Мочалова и В. Каратыгина. Массовое переселение армян в Северный Азербайджан

30-е годы 19 века – особенный период в развитии русской литературной критики. Это время расцвета так называемой «журнальной критики», эпоха, когда критика как никогда ранее плотно переплелась с литературой. Именно в эти годы активизировалась общественно-политическая жизнь, а в сугубо дворянскую литературу стали проникать произведения либерально и демократически настроенных писателей низших сословий.

В литературе, несмотря на зарождающийся реализм ( , ) , продолжал удерживать твердые позиции Но он уже не представляет собой единое монолитное течение, а разделяется на множество течений и жанров.

Продолжают творить декабристы-романтики А. Бестужев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, поэты пушкинского круга (Е. Баратынский, П. Вяземский, Д. Давыдов). М. Загоскин, И. Лажечников, Н. Полевой выступают с блестящими историческими романами, имеющими ярко выраженные романтические черты. Такую же романтическую направленность сохраняют исторические трагедии Н. Кукольника («Торквато Тассо», «Джакобо Санназар», «Рука Всевышнего отечество спасла», «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» и др.), получившие высокую оценку самого императора Николая I. В 1830-е годы расцветает талант , навсегда вошедшего в русскую литературу как одного из самых «неистовых романтиков» 19-го века. Все это требовало своего осмысления на страницах критических изданий.

«Журнальная критика» как отражение борьбы идей

Эпоху 30-х годов 19 века также иногда называют эпохой борьбы идей. Действительно, восстание декабристов в 1825 году, борьба «западников» и «славянофилов» на страницах литературных альманахов и журналов заставили общество по-новому взглянуть на традиционные проблемы, подняли вопросы национального самоопределения и дальнейшего развития российского государства.

Обложка журнала «Северная пчела»

Декабристские журналы – «Полярная звезда», «Мнемозина» и ряд других – по понятным причинам прекратили свое существование. Прежде достаточно либеральный «Сын Отечества» Н. Греча сблизился с официозной «Северной пчелой»

Сделал крен в сторону консерватизма под редакторством М.Каченовского и авторитетный журнал «Вестник Европы», основанный Н. Карамзиным.

Обложка журнала «Вестник Европы»

Основная цель журнала была просветительская. Он состоял из 4 крупных разделов:

  • науки и искусства,
  • словесность,
  • библиография и критика,
  • известия и смесь.

Каждый раздел давал читателям массу разнообразнейших сведений. Критика занимала принципиальное значение.

Историю издания «Московского телеграфа» принято разделять на 2 периода:

  • 1825-1829 годы – сотрудничество с дворянскими писателями-либералами П. Вяземским, А. Тургеневым, А. Пушкиным и др.;
  • 1829-1834 годы (после публикации карамзинской «Истории государства Российского) – выступления против «засилия» дворян в культурной и общественной жизни России.

Если в первый период «Московский телеграф» выражал концепции исключительно , то в 40-е годы в творчестве Ксенофонта Полевого проявились зачатки .

Критическая деятельность Николая Полевого

Н. Полевой в отзыве-рецензии на 1 главу «Евгения Онегина» (1825), на книгу А. Галича «Опыт науки изящного» (1826) отстаивает идею творческой свободы поэта-романтика, его право на субъективность творчества. Он критикует взгляды и пропагандирует эстетические воззрения идеалистов (Шеллинга, братьев Шлегелей и др.).

В статье «О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах» (1832) Н. Полевой трактовал романтизм как радикальное, «антидворянское» направление в искусстве, противопоставленное классицизму. Классицизмом он называл античную литературу и подражания ей. Романтизм для него – современная литература, идущая корнями от народности, т.е. верного отражения «души народа» (самых высоких и чистых устремлений народа), и «истины изображения», т.е. яркого и подробного изображения страстей человека. Николай Полевой провозгласил концепцию гения как «идеального существа».

Подлинный художник – это тот, в чьем сердце горит «небесный огонь», кто творит «по вдохновению, свободно и бессознательно».

В этих и последующих статьях нашли свое отражение основные методы критического подхода Н. Полевого – историзм и стремление к созданию всеобъемлющих концепций.

Например, в статье «Баллады и повести » (1832), отзывах на творчество Г. Державина и А. Пушкина критик дает подробный исторический анализ творчества поэтов, рассматривает их произведения в связи с фактами их биографий и потрясениями общественной жизни. Основным критерием творчества поэтов становится соответствие их произведений «духу времени». Цикл этих статей, опубликованных в «Московском телеграфе», стал первым опытом построения единой концепции развития отечественной литературы в русской критике.

Закрытие «Московского телеграфа»

Однако следование принципу историзма в итоге послужило причиной закрытия журнала. В 1834 году Н. Полевой выступил с рецензией на драму Н. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла».

Будучи последовательным в своих суждениях, критик пришел к выводу, что в драме

«нисколько и ничего нет исторического - ни в событиях, ни в характерах <…> Драма в сущности своей не выдерживает никакой критики».

Его мнение не совпало с восторженным откликом на пьесу императора Николая I. В итоге публикация рецензии послужила официальным поводом для закрытия журнала.

Потрясенный закрытием «Московского телеграфа», Н. Полевой сменил место жительства с Москвы на Петербург и примкнул к реакционной критике в лице Греча и Булгарина. До конца критической карьеры Полевой остался верен принципал романтизма. Поэтому появление произведений в стиле гоголевской «натуральной школы» вызвало в нем их ярое неприятие.

Критическая деятельность Ксенофонта Полевого

В 1831-1834 годах Ксенофонт Полевой, младший брат Николая Полевого, фактически взял в свои руки руководство журналом. Он пишет статьи о творчестве Грибоедова, лирике Пушкина и поэтов пушкинского круга, исторических трагедиях (в частности, трагедии А. Хомякова «Ермак»), повестях М. Погодина и А. Бестужева, романтических романах В. Скотта и его подражателей.

В статье «О русских романах и повестях» (1829) критик говорит о крене русской литературы в сторону прозы. Он связывает это с растущей популярностью романов В. Скотта и других западных романтиков. В то же время Ксенофонт Полевой выступал против «экзотичности» в повестях и романах, призывая описывать «острую современность». Под его критическое перо попадали Пушкин с его сказками и Жуковский с романтическими балладами.

Но главная заслуга Ксенофонта Полевого в том, что в своих выступлениях, размышляя о различиях между литературными «партиями», он ввел понятие « литературного направления». Литературным направлением Полевой именовал то «внутреннее стремление литературы», которое позволяет объединять несколько произведений по какому-либо ведущему признаку. Критик отмечал, что журнал не может быть выразителем идей различных авторов –

он «должен быть выражением одного известного рода мнений в литературе» («О направлениях и партиях в литературе», 1833).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Колониальная политика Российской империи в Северном Азербайджане. Комендантская форма правления

Северо-азербайджанские ханства по ходу завоевания их Россией и после него были постепенно ликвидированы. На их местах были созданы Бакинская, Губинская, Шекинская, Ширванская, Карабахская, Лянкяранская провинции, Елизаветпольский и Джаро- Балакенский округа, Казахская и Шамшадильская дистанции. Во главе каждого округа или провинции стоял комендант — русский офицер, поэтому такая форма правления вошла в историю как комендантская форма правления (военизированная система управления). Вводя такую систему в Азербайджане, Россия пыталась перечеркнуть традиции государственности, существовавшие здесь ранее.

Комендант обладал широким кругом полномочий, он не имел только права выносить смертный приговор. В его полномочия входило:

  • дарить земельные наделы бекам или же отнимать у них земли;
  • определять размеры государственных налогов и пошлин;
  • отдавать в аренду нефтяные колодцы, соляные озера, рыбные промыслы и т.п.

Провинции делились на магалы, во главе которых стояли наибы — доверенные беки, назначаемые комендантом. Магальные наибы распределяли налоги между крестьянами, обеспечивали своевременное взимание пошлин, решали спорные вопросы. Крестьяне возделывали земли наибов, помогали и в сборе урожая.

На самой низкой ступени административной лестницы при комендантской форме правления стояли деревенские старосты (кентхуда) и сотники (юзбаши). Каждый кентхуда имел при себе несколько онбаши (десятники) и есаулов (стражников).

Как и магальные наибы, кентхуда не получали государственной зарплаты, а оставляли себе часть собранного с крестьян налога. Кентхуда отвечал за порядок в деревне, за выполнение повинностей, за сбор налогов деньгами, за сохранность дорог, мостов, оросительных каналов.

Суды (в Карабахе и Шеки — провинциальные суды, в Баку, Губе и Гяндже — городские суды) считались коллегиальными, но все решения самолично принимал комендант.

Тяжелые преступления рассматривал военный суд. Во главе духовного управления каждой провинции был поставлен главный кадий. Он занимался семейно-брачными вопросами, решал вопросы наследства и другие гражданские дела.

В 20-30-е годы XIX века нарушения при сборе налогов и исполнении повинностей в Южном Кавказе, бесконтрольность чиновников заставили правящие круги России направить сюда комиссию из высокопоставленных чиновников. В 1829-1830 годах сенаторы Р.И. Кутайсов и Ю.И. Мечников обнаружили в финансово­налоговой системе мусульманских областей многочисленные факты злоупотреблений. Сенаторы пришли в ужас от самоуправства комендантов.

Управление финансово-налоговой системой военными методами ввергло Северный Азербайджан в тяжелый колониальный гнет.

Массовое переселение армян в Северный Азербайджан

Массовое переселение армян из Османской империи и Ирана в оккупированные области Северного Азербайджана не было случайным. Еще в указе Петра I от 1724 года предусматривалось поселение армян на оккупированных территориях. Благоприятные условия для реализации петровского плана были созданы лишь в 20- 30-е годы XIX века.

После захвата Иреванского ханства в ходе второй русско- иранской войны (1826-1828 гг.) начали осуществляться меры по правовому обеспечению плана переселения. Армянский католикос Нерсес подготовил специальный проект реализации плана переселения, а посол России в Иране А.С.Грибоедов сыграл значительную роль в реализации этого проекта.

Благодаря стараниям А.С. Грибоедова и генерала И.Ф. Паскевича, при подготовке статей Туркменчайского договора был учтен вопрос переселения армян из Ирана в Азербайджан. С этой целью в Нахчыване, Карабахе и Иреване были созданы специальные комиссии по переселению. Были предусмотрены льготы для переселенцев. На шесть лет после переселения они были освобождены от всех налогов и повинностей. Армянам- переселенцам выдавали даже пособия из выплачиваемых Ираном репараций.

В 1828-1829 годах в Азербайджан из Ирана переселилось 40-50 тысяч, а из Турции — 90 тысяч армян.

Русский исследователь Н. Шавров в 1911 году писал, что из одного миллиона 300 тысяч армян, проживавших в Южном Кавказе, более одного миллиона человек не относятся к местному населению и переселены сюда русскими. За два послевоенных года 120 тысяч армян, переселенных из Ирана и Турции, получили часть земель, принадлежащих азербайджанским бекам, и 200 тысяч десятин казенных земель.

В результате процесса переселения в этническом составе регионов Нахчывана, Иревана и нагорной части Карабаха произошли существенные изменения. Только в Нахчыван переселилась 2.551 армянская семья.

С нарастанием процесса размещения армян на азербайджанских землях началось и вытеснение коренного населения с исконных мест проживания. Еще в начале этого процесса А.С. Грибоедов писал, что пройдет некоторое время и расселенные на азербайджанских землях армяне начнут доказывать, что это их земля, земля их предков. Наглые притязания армян на землю послужили поводом для стычек с коренным — азербайджанским населением. Со временем эти стычки переросли в вооруженное противостояние.

Расселение русских. Создание немецких колоний

Расселение русских колонистов на завоеванных территориях предполагалось осуществить поэтапно:

  • на первом этапе планировалось создание хозяйств и военных поселений вокруг военных штабов;
  • позже сюда стали переселять сектантов и еретиков;
  • с превращением Южного Кавказа в колонию Российской империи большая часть русских колоний располагалась именно в Азербайджане.

Русские военнослужащие, завершившие срок службы, не желали оставаться на Кавказе, а хотели вернуться домой. Поэтому указ от 3 января 1821 года о создании хозяйств вокруг военных штабов так и не был реализован. Из-за срыва этого плана пришлось расселять на завоеванных территориях гражданское население.

Первые русские поселения в Северном Азербайджане были созданы в начале 1830-х годов. 20 октября 1830 года вышло государственное распоряжение о переселении в области Южного Кавказа сектантов и еретиков.

Главнокомандующий И.Ф. Паскевич распорядился поселить высланных русских сектантов на землях Карабаха. Около 30 из 34 русских сел, созданных на Южном Кавказе в 30-40-е годы XIX столетия, располагались на территории Азербайджана. Из 8600 сектантов и еретиков 7 тысяч поселились в Азербайджане.

Желая превратить этих сектантов в свою социальную базу, царизм перестал подвергать их религиозному преследованию и даже расширил их права. Расположение русских селений на территориях яйлагов и гышлагов нанесло значительный урон хозяйству местного населения.

Наполеоновские войны в Европе тяжело отразились на экономической жизни немцев, многих из них согнали с насиженных мест. Расселяя немцев в Азербайджане, царское правительство приводило довод, что переселенцы будут учить местное население трудолюбию и культуре земледелия. В 1817 году первая группа немцев прибыла на Кавказ. В 1817-1818 годах на Кавказе было основано 8 немецких колоний, из которых две — Еленендорф (в современном Ханларском районе) и Анненфельд (рядом с современным Шамкиром) были основаны в Азербайджане.

Социальный состав населения

Русско-иранская война стала причиной уменьшения численности населения в Азербайджане. По окончании войны хозяйственная жизнь Северного Азербайджана стала возрождаться и большая часть беженцев вернулась в родные края. К тому же переселенческая политика царизма (расселение армян, русских, немцев в Северном Азербайджане) сказалась на увеличении численности населения. Большая часть населения проживала в сельской местности. Городское население составляло 10% от общего числа проживавших в Азербайджане.

В 30-50-х годах XIX века социальный состав населения Северного Азербайджана был представлен правящей прослойкой (ханы, беки, агалары, султаны; духовенство — сеиды, кадии и т.д.), низшей прослойкой (раийяты, ранджбары, эляты и др.). Существовало и «третье сословие» — купцы и ремесленники.

Царское правительство всячески стремилось ослабить все еще значительный авторитет мусульманской знати, но учитывало их влияние на население. 13 июля 1830 года Николай I издал указ, по которому все высланные без суда за сопротивление российскому правительству и за политические воззрения теперь возвращались на места проживания, а конфискованные владения вновь возвращались хозяевам.

Важную роль в политике царизма играло духовенство. В 1829 году был создан комитет, определявший права и обязанности мусульманского духовенства. В Северном Азербайджане для ведения дел мусульман-шиитов была учреждена должность шейхульислама, для ведения дел мусульман-суннитов — должность муфтия.

В 1823-1852 годы пост шейхульислама занимал сальянский ахунд Мухаммед Али. Нижняя прослойка мусульманского духовенства (муллы, дервиши и др.) постепенно уменьшалась. К середине XIX века привилегированные слои составляли 5-6 процентов всего населения.

В 1836 году под давлением армянского духовенства официально был ликвидирован албанский католикосат.

В социальном составе населения Северного Азербайджана основное по численности место занимали крестьяне, составлявшие более 90% всего населения страны. В основном это были государственные крестьяне. Вторую группу феодально-зависимых крестьян составляли хозяйские крестьяне. Условно названные третьей прослойкой купцы и ремесленники проживали в городах

Экономическая политика Российской империи в Северном Азербайджане

После колонизации Северного Азербайджана Россией здесь сформировались две основные формы феодальной собственности на землю — казенная и частнособственническая. Вместе с новыми продолжали существовать и старые формы землевладения — тиюль, мюльк, мюльки — халисе и вакуф.

В новых условиях тиюльные земли по-прежнему выдавались за военные и гражданские заслуги, а также при условии преданности царскому режиму. Тиюль не был частной собственностью, но с учетом заслуг наследников мог передаваться из поколения в поколение.

Мюльк был формой феодальной земельной собственности. Мюльк можно было продать или подарить. Вакуф — земельная собственность духовных учреждений.

Крестьяне, проживавшие на государственных землях, составляли более двух третей от общего числа крестьян. Государственные раййаты выплачивали многочисленные подати и исполняли различные повинности.

С крестьян, проживающих на помещичьих землях, взималось до 35 различных выплат и податей.

Все крестьяне обязаны были выплачивать налог «бахра» за пользование водой. В сельском хозяйстве Северного Азербайджана основное место занимали земледелие и скотоводство.

Вырос интерес и к техническим видам агрокультуры. В связи с ростом потребности России в шелке-сырце в Нухинском, Шушинском, Шамахинском уездах, Джаро-Балакенском округе активно развивалось шелкопрядство.

Две трети производимого на Южном Кавказе шелка приходилось на долю Нухинского уезда. В распространении шелководства в Северном Азербайджане особая роль принадлежит учрежденному в 1836 году «Обществу распространения шелководства и торговой промышленности Южного Кавказа» и созданной в 1843 году в Нухе «Практической школе шелководства». Все тутовые сады Нухинского уезда, принадлежавшие казне, были бесплатно отданы в распоряжение «Общества».

В связи с возросшими потребностями московской ткацкой промышленности в 1840-1850 годах произошел скачок в производстве марены. Только в Губинской провинции было произведено 335 тысяч пудов марены. А интерес к хлопководству и производству шафрана существенно упал.

Производство части сельхозпродукции непосредственно для продажи способствовало переходу от прежней замкнутости к товарно-денежным отношениям. Это создало условия для перехода в 1852 году от натуральной подати к денежному налогу.

После войны возродились и отрасли ремесленничества: ковроделие, ткачество, гончарное дело, шелкомотание, металлообработка и др. Изделия карабахского и губинского ковроткачества — килимы, паласы, мафраши, хурджуны, хейба и др. пользовались большим спросом.

В Шуше, Гяндже, Нухе и Шамахе ткали шелковые ткани и келагаи. За исключением ковроткачества и шелкоткачества, остальные отрасли ремесла служили удовлетворению бытовых потребностей населения. В 1827 году в городе Нуха открылось предприятие мануфактурного типа — Ханабадская фабрика. В 1836 году Ханабадская мануфактура была передана учрежденному государством «Обществу распространения на Кавказе шелководства и торговой промышленности». Не только в Нухе, но и в других местностях и других отраслях промышленного производства стали возникать предприятия мануфактурного типа.

В Азербайджане мануфактура развивалась в условиях господства феодальных производственных отношений, но по тенденциям развития эти предприятия были истинно капиталистическими предприятиями.

В этот период для Азербайджана была характерна колониальная экономика (т.е. половинчатость, незавершенность цикла производства).

Вывоз российских товаров на периферию (в том числе и в Северный Азербайджан) тормозил производство аналогичных изделий на местах. В результате экономика развивалась однобоко.

В производстве пищевой продукции в Азербайджане особое место занимали рыбопродукты. В 1829 году все рыбные промыслы перешли в собственность государства, была учреждена коммерческая компания под названием «Сальянская казенная опека». Здесь работали наемные рабочие.

В сфере пищевой промышленности особо выделялась добыча пищевой соли: мелкого помола — в Джавадском уезде, на Абшероне, и каменной соли — в Нахчыване.

В 30-50-х годах возрос интерес к богатствам земных недр. Отдача нефтяных промыслов под откуп продолжалась. Откупная система тормозила развитие добычи нефти, соли, квасцов и др. полезных ископаемых. Арендаторам было невыгодно завозить новую технику. Отрицательно сказывалось на результатах производства и использование принудительного труда крестьян. В 1848 году на Биби-Эйбате близ Баку техник Ф.А. Семенов пробурил первую в мире нефтяную скважину.

В 30-50-е годы XIX века стала развиваться и горная промышленность. В 1855 году в Гядабее был построен небольшой медеплавильный завод.

Существование в стране различных мер веса, длины, денежных систем, а также нестабильность торговой и таможенной политики царизма на Южном Кавказе отрицательно влияли на развитие торговли Северного Азербайджана. Однако постепенно препоны на пути развития торговли устранялись. Чтобы ввести в Азербайджане российскую денежную систему, стали выводить из обращения местные, иранские и турецкие деньги. В результате денежной реформы 1839-1843 годов старые ассигнации были заменены серебряными монетами. Началось внедрение российских единиц меры и веса.

С 8 октября 1821 года царским рескриптом были введены льготные торговые тарифы. По этим тарифам таможенная пошлина взималась лишь с пяти процентов ввозимых иностранных товаров. После этого торговля в Северном Азербайджане расцвела. Но изделия российских ткацких фабрик создавали серьезную конкуренцию, поэтому в июне 1831 года был введен новый тариф (“запретный тариф”), по которому европейские товары облагались высоким налогом. В целом Южный Кавказ оказался закрыт для качественных европейских товаров. Российская ткацкая промышленность избавилась от международной конкуренции. 6 июня 1836 года по царскому указу были ликвидированы и внутренние пошлины — «рахдар». В результате этих мероприятий внутренняя торговля в Азербайджане расширилась.

В торговле Азербайджана с Россией большую роль играл город Баку. Постепенно Азербайджан превратился в источник сырья и рынок сбыта для российской промышленности.

Таким образом, в 30-50-х годах XIX века в Северном Азербайджане возрос объем товарной продукции, произошел рост товарного капитала, расширились товарно-денежные отношения.

Восстания против российского колониализма

В результате заключения Гюлистанского и Туркменчайского договоров Южный Азербайджан достался Ирану, а Северный Азербайджан стал колонией России. В конце 20-х — начале 30-х годов XIX века положение населения Северного Азербайджана резко ухудшилось, и в 30-х годах началась серия восстаний. Причинами недовольства были:

  • национальный и религиозный гнет;
  • сбор тяжелых налогов и исполнение повинностей в пользу казны и крупных феодалов;
  • самоуправство и взяточничество царских чиновников;
  • переселенческая политика (переселение армян, русских, немцев);
  • замена натуральной подати денежным налогом.

Экономические, политические и административные мерыкомендантской системы переполнили чашу народного терпения. Большинство восстаний, происшедших в 30-е годы XIX века, возглавлялись бывшими ханами, беками, крупными феодалами и духовенством, подвергшимся разорениям и унижениям, чинимым царскими чиновниками. Направленные против колониального гнета царизма, эти восстания длились с перерывами 10 лет.

Джаро-Балакенское восстание

В 1830 году в Джаро-Балакенских джамаатствах, имеющих большое военно-стратегическое значение и состоявших из 6 общин, все еще сохранялась внутренняя автономия. Царизм имел целью ликвидировать внутреннюю автономию, а затем использовать эту область в качестве военного опорного пункта для подавления национально-освободительного движения горцев. Совершенно неожиданно для местного населения в феврале 1830 года генерал И.Ф. Паскевич ввел войска в Джаро-Балакен. Перед началом наступления он обратился к местному населению с воззванием на азербайджанском языке. Скрывая истинные намерения, он заявил, что джамаатство будет теперь управляться на основе новых «Правил», отличных от «Клятвенного обязательства» 1803 года. Теперь джамаатство будет возглавлять Временное управление, состоящее из 9 человек, включая начальника управления, двух полномочных чиновников, назначаемых самим Паскевичем, и шестерых представителей, избираемых местным населением. Фактически все властные полномочия были сосредоточены в руках начальника и двух чиновников. Шестеро избранных народом представителей не обладали никакими правами. Это означало, что джамааты теряли свою внутреннюю автономию и превращались в обычные крестьянские собрания.

24 февраля 1830 года русские войска перешли реку Алазань и 3 марта вошли в Джар. На основе новых «Правил» было создано Временное управление и был положен конец Джаро-Балакенской внутренней автономии. Вследствие этого в 30-х годах XIX века первое восстание в Азербайджане против колониального гнета царизма произошло в Джаро-Балакене.

Главные причины восстания в Джаро-Балакене:

  • применение новых «Правил» в управлении областью;
  • усиление колониального режима;
  • сбор недоимок за прошлые годы;
  • ликвидация внутренней автономии и т.д.

Одним из главных факторов, давших толчок восстанию, стала национально-освободительная борьба горцев против царизма и призыв Шейха Шабана к населению джамаата присоединиться к этой борьбе.

После некоторой подготовки восстание началось 12 июня. Первое столкновение завершилось победой русских войск. По приказу русских генералов начался сбор налоговых недоимок за прошлые годы, а также была введена трудовая повинность на работы по строительству Загатальской крепости. Такие действия вызвали еще большее возмущение народа новыми властями. В сентябре в Джар из Дагестана прибыл Гамзат бек с двумя тысячами всадников. К нему присоединились вооруженные отряды дагестанских феодалов. Перевес сил оказался на стороне восставших. Захватив вскоре

Катех, повстанцы прервали связь русских войск в крепости Ени Загатала с Балакеном. В октябре повстанцы добились новой победы и полностью завладели Джарской областью. Для подавления восстания царские офицеры — подкупили Шейх Шабана и Гамзат бека. После того как горцы ушли, восставшие утратили единство.

14 ноября русские войска контратаковали и захватили Джар, Кехне Загатала, Гойем. 32 руководителя восстания были преданы военному суду. В декабре того же года в Балакене вновь началось восстание, которое русские войска жестоко подавили.

Причины поражения восстания:

  • предательство лидеров восстания;
  • восставшим противостояли регулярные войска;
  • у восставших не было боевого опыта;
  • восставшие были плохо вооружены и т.д.

Лянкяранское восстание

После ликвидации Лянкяранского ханства в 1826 году по новому административному делению земли ханства стали провинцией. В отличие от других провинций в Лянкяране (Талыше) было мало пригодных для возделывания земель. Множество налогов и повинностей, малоземелье, алчность сборщиков налогов и чиновников, гнет комендантского управления и в целом колониальное иго довели население до крайней черты.

Бывший хан Лянкярана — Мир Гасан хан, желая вернуть свои владения, которые присвоил комендант Ильинский, 5 марта с 30 всадниками перешел реку Астару и начал продвигаться в направлении Талышских гор. Крестьяне в надежде на улучшение своей участи примкнули к нему. В рядах восставших были представители всех социальных слоев.

Конный отряд, составленный из жителей Эрчиванского магала, 10 марта присоединился к восставшим. Число повстанцев перевалило за две тысячи.

Основная часть русской армии на Кавказе была вовлечена в бои с горцами, поэтому в Лянкяранской крепости находился всего один пехотный батальон. Это увеличивало шансы восставших на победу.

12 марта повстанцы атаковали царских солдат в крепости. Паскевич направил сюда из соседних провинций 5-тысячное войско. Когда Мир Гасан хан с восставшими добрался до окраины города, его встретили регулярные воинские части численностью до 500 человек с двумя пушками. Попытка восставших захватить крепость окончилась неудачей. После этого часть повстанцев во главе с ханом отошла к селению Селеш, остальные — к селению Бадалан. Когда в начале апреля русские войска вытеснили Мир Гасан хана из селения Селеш, большинство беков и кентхуда, а также часть крестьян покинули ряды восставших.

22 апреля русские войска атаковали последнее убежище восставших — Эмбуран. Паскевич обещал полное прощение всем, кто сложит оружие. Поэтому многие подчинились и прекратили борьбу. 5 мая Мир Гасан хан и 20 его сторонников вернулись в Иран. Длившееся два месяца Лянкяранское (Талышское) восстание закончилось поражением.

Главные причины подавления восстания:

  • неорганизованность движения;
  • предательство беков, духовенства и других представителей правящих кругов;
  • Мир Гасан хан не смог в должной мере использовать свое влияние и возможности;
  • в решающие моменты восставшие медлили и упускали свой шанс;
  • повстанцы были плохо вооружены по сравнению с регулярной армией;
  • повстанцы быстро потеряли веру в победу.

Губинское восстание

Самым мощным из выступлений 30-х годов было Губинское восстание. Причины восстаний в Джаро-Балакене и Лянкяране были те же, что вызвали Губинское восстание. Одной из основных причин восстания в Губинской провинции было применение системы откупов.

Поводом для начала восстания была весть о наборе всадников в мусульманский кавалерийский полк, дислоцированный в Варшаве. 38 всадников должны были за счет населения вооружиться, купить лошадей, одежду. Эта весть разнеслась по всем магалам. Собравшиеся в деревне Гюндюзгала беки и кентхуды выдвинули властям ряд требований:

  • прекратить набор всадников в провинции;
  • уменьшить число государственных повинностей;
  • коменданта Гимбута и его ближайших сподвижников — Джафаргулу ага Бакиханова, Мухаммед хана Алпанского из провинции удалить и т.п.

С выдвижения этих условий в апреле 1837 года и началось Губинское восстание. На первом этапе, с целью выиграть время, правительство удовлетворило все требования крестьян, кроме уменьшения податей и повинностей.

Второй этап восстания начался в августе — сентябре 1837 года. Шейх Шамиль послал руководителям восстания — Гаджи Мухаммеду, Ильяс беку, Хуршуд беку, Гасан беку и другим письмо с призывом взяться за оружие. Этот призыв достиг цели. 20 августа в селении Хулуг на свадьбе сына Гаджи Мухаммеда было решено начать восстание, Гаджи Мухаммед был избран вождем восставших. Его помощником стал Ярали.

Восставшие убили в селении Ясан Апипашу ага Бакиханова — порученца исполнявшего обязанности коменданта Ищенко. Число восставших превысило 12 тысяч человек. В отличие от других восстаний здесь был создан Военный совет для подготовки плана штурма крепости. По плану было создано три штурмовых отряда по 4 тысячи человек в каждом. Движущими силами восстания были крестьяне, горожане, недовольные политикой правительства беки, наибы и кентхуды.

Действующие по плану повстанцы в ночь с 4 на 5 сентября атаковали город Губу. Возглавляемая Ярали тысяча повстанцев захватили здание суда. В рядах горожан, примкнувших к восставшим, были и женщины. 10 сентября русское войско перешло в контрнаступление, повстанцы потерпели поражение. Поражение вызвало недоверие к лидерам восстания, крестьяне и беки отошли от Гаджи Мухаммеда. Бывший его соратник Мухаммед Мирза Казикумухский предательски выдал властям Гаджи Мухаммеда и его сына. Число повстанцев сократилось до минимума. Ярали и 6 человек из числа руководителей восстания ушли в горы и там продолжали борьбу.

Для выяснения причин восстания правительство направило в Губу графа Васильчикова. В Баку был создан военно-полевой суд, по решению которого 37 человек подверглись жестоким наказаниям. Гаджи Мухаммед был казнен, его сын Новруз был выслан в Калугу, а остальные — в Сибирь. В 1838 году русский горный экспедиционный корпус в местечке Аджыахур разгромил силы восставших.

Руководители движения, в том числе Ярали, принесли клятву верности России и, выплатив штраф, избежали наказания. Часть повстанцев укрылась в горах. Причины подавления Губинского восстания совпадают с причинами поражения других восстаний.

Шекинское восстание

Одно из восстаний 30-х годов произошло в 1838 году в Шеки. В 1835 году верховный судья Кавказа барон Розен распорядился обложить налогом и маафов, ранее освобожденных от налогов и повинностей, что вызвало возмущение населения. Хотя Розен и отменил свое распоряжение, но маафы остались недовольны правительством. 1837 году в Шеки прибыл Мешади Мухаммед по поручению сына Селим хана Гаджи хана. Представившись наследником хана, он начал агитацию против царизма, за что и попал в тюрьму. Летом 1838 года Мешади Мухаммед бежал из заключения в Дагестан, где собрал отряд в 5 тысяч человек. В августе 1838 года повстанцы вступили в Шекинскую провинцию. К ним присоединилась городская беднота. Имея превосходство, восставшие захватили весь город Шеки, кроме крепости. В Шеки стали прибывать дополнительные отряды русских войск из других провинций. 3 сентября восставших вытеснили из Шеки. Как и другие восстания, Шекинское восстание 1838 года было подавлено.

Несмотря на поражения, восстания 1830-х годов, они сыграли свою роль. Под их воздействием в 40-х годах XIX века были проведены административная, судебная и аграрная реформы.

Реформы 40-х годов XIX века

Несмотря на восстания 30-х годов, породившие их социально- экономические и политические причины продолжали существовать. Царь Николай I после длительных обсуждений одобрил проект отмены комендантской формы правления и проведения административно-судебной реформы.

10 апреля 1840 года был издан закон об административной и судебной реформе на Южном Кавказе, по которому были созданы губернские, областные и окружные суды. Шариатские суды занимались только бракоразводными вопросами и делами наследства. Окружные суды состояли из судей и заседателей, представляющих налогоплательщиков. Теперь уголовные дела рассматривались не военными, а гражданскими судами.

По закону 10 апреля 1840 года, с 1 января 1841 года комендантская форма правления была ликвидирована. Южный Кавказ был разделен на Грузинско-Имеретинскую губернию с центром в Тифлисе и Каспийскую область с центром в Шамахе. Губернии и области делились на уезды, а уезды на участки. Магалы были упразднены. Беки — бывшие магальные наибы — были отдалены от административного управления. Новое административное деление нарушило исторически сложившиеся традиционные границы Азербайджана. На всех ступенях административного и судебного управления азербайджанские чиновники были заменены русскими.

Высшая власть на Кавказе принадлежала главноначальствую­щему, который возглавлял Главный совет управления. Совет обладал правом контролировать административные, судебные и другие вопросы.

25 апреля 1841 года царь подписал указ, по которому агалары Газаха, Шамшадиля и Борчалы, а 28 мая и беки Каспийской области лишились своих тиюльных земель.

Потерявшие земли беки становились врагами царизма, присоединялись к вооруженным отрядам народа.

Для ознакомления с ситуацией на Кавказе Николай I направил сюда военного министра графа Чернышева и председателя Кавказского комитета Позена. Встретившись с представителями местного населения, они убедились на основе неопровержимых фактов, что при подготовке проекта реформ не были учтены местные обычаи и традиции и что реформы обречены на провал.

По итогам этой ревизии, в 1842 году изъятие земель беков и агаларов было приостановлено, земельная собственность была объявлена неприкосновенной и под председательством военного министра был создан Особый комитет.

В 40-е годы в Северном Азербайджане в ряде участков и уездов (Шамшадиль, Борчалы, Газах, Елизаветполь, Шуша, Нуха, Губа и т.д.) произошли крестьянские выступления против колониального гнета царизма. Но это лишь усилило тенденцию сближения правительства с местными феодалами.

Административная и судебная реформы 40-х годов не дали желаемого результата. В 1844 году верховная власть перешла к наместнику на Кавказе. Вся военная и гражданская власть принадлежала ему. Наместник отчитывался только перед царем. Первым наместником царя на Кавказе был граф С.М. Воронцов.

В 1846 году были упразднены Грузинско-Имеретинская губерния и Каспийская область. Вместо них были созданы Тифлисская, Кутаисская, Шамахинская и Дербендская, а в 1849 году и Иреванская губернии.

Едва приступив к исполнению должности наместника, Воронцев занялся проблемой земельных прав беков и агаларов. После двухлетних обсуждений 6 декабря 1846 года Николай I подписал рескрипт о правах беков и агаларов. Из 12 статей этого рескрипта 10 были посвящены земельному праву беков, и только две статьи — отношениям между землевладельцами и крестьянами.

Впервые было подтверждено право беков и агаларов на наследственное владение землей. Собственностью беков и агаларов официально признавались не только мюльки и мюльки-халисе, но и тиюли. Беки и агалары вольны были распоряжаться своей землей, но продавать или дарить ее могли только представителям своего сословия. «Высшее мусульманское сословие» Северного Азербайджана по своим земельным правам было уравнено с российским дворянством, но политических и управленческих прав не получило. В своем отношении к дворянскому сословию царизм делал различия по национальному и религиозному признакам.

Царский рескрипт предоставлял бекам и агаларам право осуществления полицейских функций среди крестьян.

Рескриптом от 6 декабря 1846 года правительство сделало важный шаг по укреплению союза с местными феодалами. Учрежденное на основании указа Николая I от 10 марта 1843 года «высшее мусульманское сословие» приблизилось к центральной власти.

Главная суть рескрипта была выражена в его заключительной части, где предписывалось высшему мусульманскому сословию по первому призыву являться в армейские ряды. Деление крестьян на раййятов, ранджбаров, элятов и нукеров отменялось. Все они теперь получили одно наименование — мюлькядар табелиси.

«Поселянские положения» 1847 года.

Основные пункты «Поселянских положений», изданных 20 апреля 1847 года и касающихся крестьян Шамахинского, Шушинского, Нухинского, Лянкяранского, Бакинского и Губинского уездов, и изданных 28 декабря 1847 года и касающихся Казахского, Шамшадильского и Борчалинского участков, гласили:

  1. Каждому крестьянину мужского пола, достигшему 15 лет, полагалось получить в пользование 5 десятин плодородной земли.
  2. В качестве платы крестьянин обязан был отдавать владельцу земли в виде налога малджахат десятую часть урожая зерновых и одну треть урожая фруктов и овощей.
  3. Если крестьянин обрабатывал землю при помощи тяглового скота и земледельческих орудий, принадлежащих беку, то малджахат определялся в количестве одной пятой части урожая.
  4. За пользование бекским пастбищем крестьяне обязаны были платить особый сбор — чепбаши.

Согласно «Положениям», для выполнения работ в доме бека каждые 10 домов выделяли одного мужчину, каждые 15 домов — одну женщину. Работа женщин в качестве служанок вызывала особое недовольство крестьян, и скоро это правило отменили.

Каждая крестьянская семья выделяла одного мужчину для работы в хозяйстве бека на срок не более 18 дней. Все крестьяне селения должны были два дня в году сообща выходить на эврез (субботник) на хозяйственные работы у землевладельца.

Крестьяне, проживавшие на частных землях, имели право перехода к другому владельцу.

«Положения» предоставляли феодалам полицейскую и судебную власть над крестьянами.

Государственные крестьяне

В Азербайджане существовали две категории крестьян: государственные и помещичьи. Большинство крестьян жили на государственных землях. Раньше крестьяне обладали правом переселения из одного места в другое. В 1853 году государство ликвидировало это право, но это не помешало процессу переселений. По новой налоговой системе, введенной в Северном Азербайджане с 1852 года, государственные крестьяне должны были выплачивать налоги казне не натурой, а деньгами. Поэтому новая налоговая реформа осложнила положение крестьян.

Южный Азербайджан в 30-50-е годы XIX века.

Социально-экономическое положение. В 30-50-е годы XIX века основу хозяйства в Южном Азербайджане составляли скотоводство и земледелие. Используя искусственное орошение, выращивались как зерновые, так и технические культуры (хлопок, табак). В социально-экономической жизни городов важную роль играло ремесло. Завозившаяся из Европы готовая продукция наносила урон ткачеству, но такие отрасли, как производство ковров и войлочных изделий, не имели конкуренции и развивались по рыночном законам.

В городах Южного Азербайджана получили развитие и предприятия мануфактурного типа. В расширении торговых связей с Азией города Южного Азербайджана (Тебриз, Марага, Урмия и др.) играли значимую роль. Европейские компании открыли в Тебризе свой торговый центр. Около половины всех товаров, вывезенных в 1833-1851 годах из Тебриза, было экспортировано в Россию.

Общественно-политическое устройство

В середине XIX века в Южном Азербайджане продолжали существовать феодальные отношения. Основную часть населения страны составляли крестьяне. В середине XIX века существовали следующие формы земельной собственности: тиюль, мюльк, илати, вакуф, хырдамалик и т.д. Тиюльные земли были пожалованы за гражданские или военные заслуги, продавать или дарить эти земли было нельзя.

Земли илати (элятские земли) выделялись шахом всему племени, ведущему оседлый или полукочевой образ жизни, за военные заслуги перед государством.

Мюльк — земля, находящаяся в частной собственности феодала.

Вакуф — форма земельной собственности духовных учреждений.

Хырдамалик — собственная земля небольшой части крестьян Южного Азербайджана.

Крестьяне, как правило, в соответствии с условиями производства, более половины полученного урожая отдавали хозяину земли в качестве ренты и государству в качестве налога.

Привилегированную часть населения городов составляли аяны и ашрафы. Налог государству платили лишь ремесленники и торговцы, которые объединялись в союзы (гильдии). Самый богатый и уважаемый из купцов возглавлял союз и носил звание меликюттюджара.

После заключения Гюлистанского договора Южный Азербайджан превратился в одну из четырех областей Ирана. В Южном Азербайджане был ликвидирован целый ряд ханств, за исключением могущественных ханств Маку, Урмии, Намине, Гергере, сохранивших свою внутреннюю независимость. На месте бывших ханств были созданы провинции.

В период правления династии Каджаров Южному Азербайджану уделялось особое внимание. Со времен Фатали шаха (1797-1834 гг.) Южный Азербайджан называли «валиахднешин» (место нахождение наследника), а Тебриз — «дарюс-салтане» (резиденция наследника).

Движение Бабидов

В середине XIX века политическое и экономическое положение Южного Азербайджана, самоуправство государственных чиновников продолжали ухудшать жизнь простых людей, купцов и ремесленников. Эти факторы привели к массовым волнениям в стране.

Основой народного движения стало учение секты бабидов во главе с Сеид Али Мухаммедом. Основные цели Баба были изложены в его произведении «Баян», где нашли отражение мечты купцов, ремесленников и крестьян. Движение бабидов было направлено против феодалов, высшего духовенства и иностранного капитала. По учению Баба, для избавления от гнета феодалов и иностранного капитала настала пора явиться имаму Мехти. Сеид Али Мухаммед поначалу объявил себя посредником имама Мехти. В учении Баба провозглашалось равенство мужчин и женщин. Эта идея привлекла к участию в движении множество женщин. Дочь муджтахида Казвина Зарринтадж была активисткой этого движения. Последователи Зарринтадж называли ее Гюрретулейн (Свет очей), а народ называл ее Тахирой (Чистейшая из чистых). В 1852 году ее тайно убили сторонники иранского правительства. Движение бабидов, охватившее 1848-1852 годы, достигло своего пика в Зенджане. В 1850 году повстанцы заняли городскую крепость. В восстании участвовали и семьи бабидов. Но Зенджанское восстание под руководством Моллы Мухаммеда в декабре 1850 года было подавлено.

Восстание бабидов было одним их первых вооруженных выступлений накануне перехода Ирана от феодализма к капитализму.

Термин “славянофилы”, по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами – западниками в пылу полемики. Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а “русолюбами” или “русофилами”, подчеркивая, что их интересовали преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. А.И. Кошелев указывал, что их скорее всего следует именовать “туземниками” или, точнее, “самобытниками”, ибо основная их цель состояла в защите самобытности исторической судьбы русского народа не только в сравнении с Западом, но и с Востоком. Для раннего славянофильства (до реформы 1861 г.) не был характерен также и панславизм, присущий уже позднему (пореформенному) славя­нофильству. Славянофильство как идейно-политическое течение русской общественной мысли сходит со сцены примерно к середине 70-х годов XIX в.

Основной тезис славянофилов – доказательство самобытногопути развития России, точнее – требование “идти по этому пути”, идеализация “самобытных” учреждений, в первую очередь кресть­янской общины и православной церкви.

Правительство настороженно относилось к славянофилам: им запрещали демонстративное ношение бороды и русского платья, некоторых из славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все попытки издания славянофильских газет и журналов немедленно пресе­кались. Славянофилы подвергались гонениям в условиях усиления реакционного политического курса под влиянием западноевро­пейских революций 1848 – 1849 гг. Это заставило их на время свернуть свою деятельность. В конце 50-х – начале 60-х годов А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский – активные участники в подготовке и проведении крестьянской реформы.

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30 – 40-х годов XIX в. Московский кружок западников оформился в 1841 – 1842 гг. Современники трактовали западничество очень широко, включая в число западников вообще всех, кто противостоял в своих идейных спорах славянофилам. В западники наряду с такими умеренными либералами, как П.В. Анненков, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, В.Ф. Корш, зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен сами называли себя “западниками” в своих спорах со славянофилами.

По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дво­рянской интеллигенции. В число западников входили известные профессора Московского университета – историки Т.Н. Гра­новский, С.М. Соловьев, правоведы М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, филолог Ф.И. Буслаев, а также видные писатели И.И. Панаев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, позднее Н.А. Некрасов.

Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и “запоз­дала”, но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию.

Западники возвеличивали Петра I, который, как они говорили, “спас Россию”. Деятельность Петра они рассматривали как первую фазу обновления страны, вторая должна начаться проведением реформ сверху – они явятся альтернативой пути революционных потрясений. Профессора истории и права (например, С.М. Соловь­ев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) большое значение придавали роли государственной власти в истории России и стали основопо­ложниками так называемой государственной школы в русской историографии. Здесь они основывались на схеме Гегеля, считав­шего государство творцом развития человеческого общества.

Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся в “Московском наблюдателе”, “Московских ведомостях”, “Отечественных записках”, позже в “Русском вестнике”, “Атенее”. Большой общественный резонанс имели читаемые Т.Н. Грановским в 1843 – 1851 гг. циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал общность закономерностей исторического процесса в России и западноевропейских странах, по словам Герцена, “историей делал пропаганду”. Западники широко использовали и московские сало­ны, где они “сражались” со славянофилами и куда съезжалась просвещенная элита московского общества, чтобы посмотреть, “кто кого отделает и как отделают его самого”. Разгорались жаркие споры. Выступления заранее готовились, писались статьи и трак­таты. Особенно изощрялся в полемическом задоре против славя­нофилов Герцен. Это была отдушина в мертвящей обстановке николаевской России.

Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли от одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической осно­вой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы. “Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно”, – скажет позднее Герцен.

Надо сказать, что за “народность” выступали все направления русской общественной мысли – от реакционной до рево­люционной, вкладывая в это понятие совершенно различное содер­жание. Революционное рассматривало “народность” в плане демократизации национальной культуры и просвещения народных масс в духе передовых идей, видело в народных массах социальную опору революционных преобразований.

3. Революционное направление

Революционное направление сформировалось вокруг журна­лов "Современник" и "Отечественные записки", которыми ру­ководил В.Г. Белинский при участии А.И. Герцена и Н.А. Не­красова. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути развития, но, в отличие от либералов, полагали, что революционные потрясения неизбежны.

До середины 50-х гг. революция была необходимым усло­вием отмены крепостного права и для А.И. Герцена. Отмеже­вавшись в конце 40-х гг. от западничества, он пришел к идее "русского социализма ", который основывался на свободном разви­тии русской общины и артели в соединении с идеями европей­ского социализма и предполагал самоуправление в общегосудар­ственном масштабе и общественную собственность на землю.

Характерным явлением в русской литературе и публицистике того времени было распространение в списках “крамольных” стихов, политических памфлетов и публицистических “писем”, которые в тогдашних цензурных условиях не могли появиться в печати. Среди них особенно выделяется написанное в 1847 г.Белинским Письмо к Гоголю”. Поводом к его написанию явилась публикация в 1846 г. Гоголем религиозно-философского произве­дения “Выбранные места из переписки с друзьями”. В опубликованной в “Современнике” рецензии на книгу Белинский в резких тонах писал об измене автора своему творческому наследию, о его религиозно-“смиренных” взглядах, самоуничижении. Гоголь счел себя оскорбленным и направил Белинскому письмо, в котором расценивал его рецензию как проявление личной неприязни к себе. Это и побудило Белинского написать свое знаменитое “Письмо к Гоголю”.

В “Письме” острой критике подвергнута система николаевской России, представляющая, по словам Белинского, “ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей”. Белинский обрушивается и на официальную церковь – прислужницу самодержавия, доказывает “глубокий атеизм” русского народа и ставит под сомнение религиозность церковных пастырей. Не щадит он и знаменитого писателя, называя его “проповедником кнута, апостолом невежес­тва, поборником обскурантизма и мракобесия, панегиристом та­тарских нравов”.

Самые ближайшие, насущные задачи, стоявшие тогда перед Россией, Белинский сформулировал так: “Уничтожение крепостно­го права, отменение телесного наказания, введение, по возмож­ности, строгого исполнения хотя тех законов, которые уже есть”. Письмо Белинского распространилось в тысячах списков и вызвало большой общественный резонанс.

Самостоятельной фигурой в идейной оппозиции николаев­скому правлению стал П.Я. Чаадаев (1794 - 1856). Выпускник Московского университета, участник Бородинского сражения и "битвы народов" под Лейпцигом, друг декабристов и А.С. Пушкина, он в 1836 г. опубликовал в журнале "Телескоп" первое из своих "Философических писем", которое, по словам Герцена, "потрясло всю мыслящую Россию". Отрицая офици­альную теорию "удивительного" прошлого и "великолепного" настоящего России, Чаадаев дал весьма мрачную оценку исто­рического прошлого России и ее роли в мировой истории; он крайне пессимистически оценивал возможности обществен­ного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии крепостного рабства - право­славия. Правительство расценило "Письмо" как антиправи­тельственное выступление: журнал был закрыт, издатель от­правлен в ссылку, цензор уволен, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции.

Поколение 30-х годов XIX века в лирике М. Лермонтова

Печально я гляжу на наше поколенье!

М. Лермонтов, «Дума»

Стихотворения 30-х годов XIX века - это дальнейшее развитие Лермонтовым гражданской лирики.

Поэт приходит к убеждению, что сао общество ответственно перед будущими поколениями за бесцельность жизни, которой оно живет. В стихотворениях этих лет отражаются очень важные для Лермонтова в последние годы его жизни и творчества проблемы борьбы за духовные ценности, проблемы поведения человека, его убеждений. Поэт хоет найти выход из противоречий окружающей его жизни. Он перестает находить удовлетворение в исповеди, в изображении субъективных чувств; свои сокровенные переживания он передает как обобщение явлений и мыслей не одного человека, а многих.

Еще в юношеском стихотворении «Монолог» (1829) Лермонтов точно определил сущность трагедии лучших людей своего времени - невозможность в современных условиях найти применение лучшим человеческим стремлениям:

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

Подавленное душевное состояние Лермонтова объясняется общественной атмосферой:

И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…

В двух тесно связанных между собой стихотворениях «Бородино» (1837) и «Дума» (1838) Лермонтов обратился к проблеме активного служения обществу и поставил вопрос о деятеле, достойном этой высокой цели.

В первом из этих стихотворений поэт воплотил свое представление о сильных и смелых людях, которые были в эпоху 1812 года и которых не найти теперь.

- Да, были люди о наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы! -

говорит участник Бородинского боя. Связь стихотворения «Бородино» с идейными исканиями Лермонтова правильно понял Белинский, почувствовавший здесь жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Но Лермонтов обратился к теме Отечественной войны 1812 года не просто в порядке романтического отталкивания от не удовлетворявшей его действительности. Отечественная война 1812 года показала всему миру героизм русского народа и положила начало тому движению дворянских революционеров, спад которого в реакционную эпоху так остро и болезненно ощущал поэт.

Естественно, что он противопоставляет своим неспособным на общественную борьбу современникам именно деятелей, порожденных эпохой 1812 года. Лермонтов глубоко прав, когда он связывает мужество и стойкость героев Отечественной войны с их пламенным патриотизмом, с их беззаветной преданностью Родине:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

В «Думе» Лермонтов дает резкую критику своего поколения, снова вспоминая о сильных и смелых людях предшествующей эпохи. Характерно и само название стихотворения: «Дума» - это глубокое философское раздумье о судьбе страны и вместе с тем обвинительный акт современной поэту действительности. Стихотворение появилось, когда русское общество находилось в тяжелой духовной апатии. Лермонтова возмущало равнодушие людей, отказавшихся от борьбы.

Поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, рассматривает общественно-политическую борьбу декабристов как ошибку:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов…

Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой». Его не тревожат вопросы дора и зла, оно проявляет позорное малодушие перед опасностью. Лермонтов с горечью говорит о безотрадной участи своего поколения:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой
Ни гением начатого труда.

Лермонтов еще юношей заявлял:

Как жизнь скучна, когда боренья нет.

«Жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь» признавал особенностью поэзии Лермонтова А. М. Горький.

Равнодушие к общественной жизни - это духовная смерть человека. Сурово порицая за это равнодушие, Лермонтов зовет к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

В стихотворении «Дума» речь идет о трех поколениях: о поколении отцов, людей 20-х годов XIX века, о сверстниках поэта и о потомках, которые будут вершить свой суд над ними. К каому же поколению принадлежит сам поэт? Хронологически к тому, которое осуждает. Но мысленно он присоединяется к последующему поколению, его глазами смотрит на сверстников и судит их «со строгостью судьи и гражданина».

Лермонтов убежден в том, что свобода не приходит сама: за нее борются, страдают, идут на каторгу и гордо умирают. Поэт призывает к активной деятельности, к пробуждению гражданской совести у поколения, страдающего в бездействии.

В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.