Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Современные курские писатели и поэты. Курские поэты серебряного века

Однако в 1834 году орловские губернские власти вследствие какого-то доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. Через четырнадцать лет после рождения Фета обнаружилась незаконность метрической записи. Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увести ребенка в лифляндский городок Верро (ныне эстонское Выру) и стал хлопотать перед немецкими родственниками о признании мальчика «сыном умершего асессора Фёта». И хотя Иоганн Фёт ранее не признавал его своим сыном, согласие от родственников было получено. Благополучный исход дела стал источником дальнейших жизненных несчастий Фета. Из русского столбового дворянина он превратился в иностранца, утратил право на дворянство и право наследовать родовое имение Шеншиных.

Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Семейные неурядицы повлияли на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Фет ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее.

До 14 лет Шеншин жил и учился дома. Род Шеншиных принадлежал к древним дворянским родам. Но очень богатым отец Фета не был. Афанасий Неофитович пребывал в постоянных долгах, в непрерывных домашних и семейных заботах. Может быть, это обстоятельство отчасти объясняет его сдержанность и даже сухость и по отношению к жене, матери Фета, и по отношению к детям. Елизавета Петровна была женщиной робкой и покорной. В домашних делах решающего участия не принимала, но воспитанием сына, по мере своих сил и возможностей, занималась. Ее язык, наравне с русским, стал родным языком ребенка.

Первым учителем русской грамоты, по выбору матери, стал для Фета отменный повар, но далеко не отличный педагог - мужик Афанасий. Афанасий научил мальчика буквам русского алфавита. Огромное впечатление на будущего поэта Фета произвела встреча с творчеством Пушкина. Стихи Пушкина заронили в душу Фета любовь к поэзии и пробудили первые поэтические порывы.

В 14 лет Фет был отвезен в пансион Крюммера в городке Верро, где обучался три года.

В конце 1837 года, по решению Афанасия Неофитовича Шеншина, Фет покидает пансион Крюммера и отправляется в Москву для подготовки к поступлению в Московский университет. Прежде чем Фет поступил в университет, он в течение полугода прожил и проучился в частном пансионе Погодина, известного историка. Первоначально Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре передумал и перешел на словесное отделение.

Серьезное занятие стихотворчеством начинается у Фета уже на первом курсе. Стихи он записывает в специально для того заведенную «желтую тетрадь». В скором времени количество сочиненных стихотворений доходит до трех десятков. Фет решает показать тетрадку Погодину. Погодин передает тетрадку Гоголю. А через неделю Фет получает от Погодина тетрадку обратно со словами:

Великий Пушкин первым открыл Фету радость поэзии, а великий Гоголь благословил на службу ей. Стихи заинтересовали сокурсников Фета, среди которых был Аполлон Григорьев. Близость Фета с А.Григорьевым становилась все более тесной и скоро перешла в крепкую дружбу.

Комната Фета-студента в григорьевском доме. Фото 1915 года.

В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов «Лирический пантеон». В издании сборника помогал Аполлон Григорьев. Сборник оказался убыточным. Фету не удалось даже возвратить затраченные им на печать деньги. «Лирический пантеон» - это книга во многом еще ученическая. Выход «Лирического пантеона» не принес Фету большого удовлетворения и радости, но, тем не менее, заметно воодушевил его и был отмечен критикой. Сборник и критиковали, и хвалили. А Фет стал писать стихи больше и энергичнее, чем прежде. И не только писать, но и печататься.

С 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. Его охотно печатают два крупнейших журнала того времени: «Москвитянин» и «Отечественные записки». Более того, некоторые стихи Фета попадают в известную в то время «Хрестоматию» А. Д. Галахова , первое издание которой вышло в 1843 году.

Когда в 1842 году в журнале «Отечественные записки» появилось первое стихотворение за подписью Фета, в его фамилии буква «ё» оказалась заменена на «е». Поэт принял эту «поправку» - и отныне немецкая фамилия как бы превратилась в псевдоним русского поэта.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Он круто меняет свою судьбу и 21 апреля 1845 года поступает унтер-офицером в Кирасирский Военного ордена полк, расквартированный в Херсонской губернии. Цель, которую преследовал начинающий поэт, была одна - дослужиться до потомственного дворянства и вернуть утраченное положение. Менее чем через год (14 марта 1946 года) он был произведен в корнеты, еще через три года в поручики (14 августа 1849 года) и через полтора года в штаб-ротмистры (6 декабря 1851 года).

Фет вскоре вернул себе русское гражданство, а в 1853 году сумел добиться перевода в гвардейский полк (лейб-гвардии Уланский его величества полк), стоявший недалеко от Петербурга. Но дворянских прав ему не удалось получить, так как чиновный ценз на эти права повышался по мере того, как он продвигался по службе.

А. Фет при поступлении на службу в лейб-гвардии Уланский полк.

В 1858 году Фет ушел в отставку, как и его отец, в чине штабс-ротмистра (соответствовавшем майорскому чину), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин.

А.А. Фет

Тем временем росла его поэтическая слава. Успех вышедшей в 1850 году в Москве книги «Стихотворения А. Фета» (второй сборник) открыл ему в Петербурге доступ в кружок «Современника» , где он познакомился с Тургеневым и В. П. Боткиным. С Боткиным он подружился, а Тургенев в 1856 году писал Фету в ответ на письмо, в котором Фет выразил свое восхищение Гейне.

Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л. Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. В 1856 году кружок «Современника» общими силами выбрал, проредактировал и красиво напечатал новое собрание «Стихотворений А. А. Фета» (то есть третий сборник).

А в 1859 году Фет порвал сотрудничество с журналом «Современник». Предпосылкой этому разрыву послужило объявление «Современником» войны литературе, которую в журнале считали безразличной к интересам дня и к прямым нуждам народа. Кроме этого, «Современник» опубликовал статью, резко критикующую фетовские переводы Шекспира.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, дочери бедного помещика, поклоннице его поэзии, блестящей пианистке, девушке весьма талантливой и образованной. Когда Фет встретился с Лазич в херсонской глуши, ей было 24 года, а ему 28. Фет увидел в Марии Лазич не только привлекательную девушку, но и близкого ему по духу человека.

Но она была такой же бедной, как и ее возлюбленный. И Фет, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с нею свою судьбу. Он убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношения не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Марии Лазич не было в живых

После трагической кончины Марии Лазич к Фету приходит в полной мере осознание любви. Любви неповторимой и единственной. Он всю жизнь будет вспоминать об этой любви, слагая прекрасные, удивительные стихи:

.Та трава, что вдали на могиле твоей,

здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей.

Первой женой А. Фета стала Мария Петровна Боткина, которая принадлежала к большой купеческой семье, славному роду московских чаеторговцев, подаривших России немало известных деятелей русской науки и культуры. Мария Петровна было родной сестрой Василия Петровича Боткина, известного писателя, критика, близкого друга Белинского, друга и ценителя Фета. Дмитрий Боткин был известным коллекционером картин, Михаил - академиком живописи, Сергей - знаменитым врачом (кто не знает болезнь Боткина и больницу в Москве, названную его именем). Сын Сергея Боткина - Евгений - был личным врачом Николая I I, расстрелян вместе с царской семьей в Екатеринбурге.

Фет женился на Марии Петровне, не испытывая к ней сильного любовного чувства, но по симпатии и по здравом размышлении. Такие браки часто бывают не менее удачными, нежели браки по страстной любви. Брак Фета был удачным. О Марии Петровне все знавшие ее говорили только хорошо, только с уважением и неподдельной приязнью.

Марья Петровна Боткина, жена поэта

Мария Петровна была хорошо образована, музыкальна. Она стала помощницей мужу, была искренне привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть ей благодарным.

Чувствуя в себе практическую жилку, поэт решил посвятить себя сельскому хозяйству.

В 1860 году он купил хутор Степановку за 20 тысяч рублей из денег, полученных супругами в качестве приданого. Имение Степановка, которое он купил, находилось на юге того же Мценского уезда Орловской губернии, где было расположено и его родное имение Новоселки. Это был довольно большой хутор, размером в 200 десятин, расположенный в степной полосе, на голом месте, где стоял небольшой дом, только что построенный и еще вовсе не отделанный, где не было ни речки, ни дерева, и росла лишь в стороне березовая рощица. Тургенев по этому поводу шутил: «жирный блин и на нем шиш» , «вместо природы. одно пространство».

Но это не смущало Фета. Он энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Хозяином он оказался отличным. Он отделал дом и расширил его пристройки, развел цветники, насадил аллеи, выкопал пруды и колодцы и, главное, усердно повел хлебопашество. Среди соседей-помещиков он становится уважаемым лицом. В 1867 году его избирают на почетную должность мирового судьи, которую Фет занимал 10 с половиной лет. Его усердие в сельских трудах и устройстве имения имело психологическое обоснование: он на деле возвращал себе причастность к классу дворян-помещиков, устранял великую, как ему казалось, несправедливость по отношению к себе.

В Степановке Фет обучил двух крестьянских детей грамоте, построил для крестьян больницу. Во время недорода и голода помогал крестьянам деньгами и другими средствами.

Но статус помещика-разночинца по-прежнему ущемляет его мироощущение, а статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов (в Степановке Фет не написал и более трех лирических произведений), занимается хозяйством, выступает как публицист. Фет писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь убежденным и цепким русским «аграрием», что вскоре получил от народнической печати кличку «крепостника». Определяющее начало в статьях - публицистика, но вместе с тем это самая настоящая «деревенская» проза: очерки, рассказы и даже новеллы.

Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза - язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе - реалистической.

А.А. Фет

В 1877 году Фет продал Степановку, в которой прожил 17 лет, и купил за 105 тысяч рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни (в десяти километрах).

До конца XVIII века Воробьевка принадлежала князю Кантемиру, от наследников которого перешла помещику М.С. Кодрину. В то время в Воробьевке находились лишь крестьянское поселение да господская мельница. Позднее Воробьевка была приобретена у М.С. Кодрина Ртищевым. В начале XIX века она принадлежала коллежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву. В селе появляется небольшой конный завод. После смерти владельца имение переходит к его сыну Захару Петровичу Ртищеву, а затем к его сестре Настасье Петровне, в замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 году имение было приобретено А.А.Фетом и записано на имя его жены Шеншиной-Фет.

Дом Фета в усадьбе Воробьевка

После приобретения усадьбы Фет сразу же начал приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами. Помогал А.А.Фету управляющий имением Александр Иванович Иост, обрусевший швейцарец, весьма ценимый поэтом. Он же и нашел по поручению Фета это старинное имение и оформил купчую.

Обстановка для дома была перевезена из бывшей усадьбы поэта - из Степановки. Украшением усадьбы был парк. В воробьевском парке располагался фонтан. Он упоминается в стихах Фета:

Ночь и я мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И безмолвные мы слышим,

Что струей своей колышим,

Напевает нам фонтан…

…Но не томлюсь среди тумана,

Меня не давит мрак лесной

Я слышу плеск живой фонтана

И чую звезды над собой

В своем имении Афанасий Афанасьевич занимался коневодством. Так, в 1880 году, он приобрел двадцать шесть лошадей, а через восемь лет еще четырнадцать рысистых жеребцов. Крупным конезаводчиком был и отец поэта - Афанасий Неофитович. Не раз доводилось Фету бывать в местах, где он приобрел Воробьевку, значительно раньше: с отцом он приезжал продавать лошадей в Коренную пустынь, около которой ежегодно устраивалась так называемая Коренная ярмарка - одна из самых известных в России. Свою Воробьевку Фет называл «земным раем».

Воробьевка была излюбленным местом пребывания поэта до самой его кончины. У Фета в Воробьевке бывали Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, П.И. Чайковский, Я. Полонский и многие другие. Полонский гостил вместе с женой, талантливым скульптором. Она в Воробьевке лепила бюст Фета, Полонский писал стихи и занимался живописью. В доме Фета и сейчас висят фотографии с этюдов Полонского: усадебный дом, парк, фонтан. Чайковский называл Воробьевку «очаровательным уголком, настоящим жилищем поэта».

В Воробьевке Фет занимался переводами на русский язык латинских классиков: Овидий, Тибул; немецких: Шопенгауэр («Мир как воля»), Гете («Фауст»); написал множество стихотворений.

Воробьевский период был самым плодотворным периодом его творчества.

Под конец жизни состояние Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 году поэту удается добиться возврата утраченной в детстве дворянской фамилии и связанных с этим наследственных прав. По мнению литературного критика Вадима Кожинова, в этот год Фет нашел в семейном архиве веские подтверждения того факта, что он - сын Шеншина.

За Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с ней правами. По разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев:

«Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию». В 1881 году Шеншин купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему.

Став богатым помещиком, Фет занимается и благотворительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, «делает много добра соседним крестьянам».

В последние годы жизни Фет с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Овидия (1887), Вергилия (1888), перевод обеих частей «Фауста» Гете (1882 и 1888); написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848 г.» (издание уже посмертное, 1893 г.) и «Мои воспоминания, 1848—1889 гг.» (в двух томах, 1890 г.); перевод сочинений А. Шопенгауэра. Переводческая деятельность Фета была отмечена Пушкинской премией.

28 и 29 января 1889 года торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого.

Скончался Фет 21 ноября 1892 года в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Смерть поэта, подобно его рождению, хранит в себе множество загадок. К концу жизни его одолевали старческие недуги: резко ухудшилось зрение, терзала «грудная болезнь», сопровождавшаяся приступами удушья и мучительнейшими болями.

Под этим он сам подписал: «21-го ноября Фет (Шеншин)». Затем он схватил стальной стилет, но секретарша бросилась вырывать его и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом, и вдруг, часто задышав, упал на стул. Наступил конец. Формально самоубийство не состоялось, но по характеру всего происшедшего это было заранее обдуманное самоубийство. Всю жизнь преодолевавший превратности судьбы, поэт и ушел из жизни, когда счел это нужным.

Похоронен Фет в родовом имении Шеншиных, в селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

Усадебный дом в Воробьевке (вид со стороны парка, рисунок Якова Полонского).

Щедрая курская земля дала России много талантов, обогатила творческую палитру многих и многих писателей. И. Баскевич

МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы Полунина Елена Николаевна


Пимен Иванович Карпов 6(18).8.1884 или 1887, с.Турки Рыльского уезда Курской губ. ─ 27.5.1963, Москва ─ поэт, прозаик, публицист. Родился в крестьянской старообрядческой семье. О своём селе Карпов позже писал: «Наш край ─ село скрытников-староверов. Табором кочевым разбросано оно по холмам в верховьях речки Клевени и речки Амони. Это рубеж Украины, ясеневая дикая заросль, перевал солнца: отсюда весной переваливается рыжий лежебок-солнце на Север» («Из глубины»). К 1906 относятся его первые публикации (очерки и стихи) в леворадикальной газете «Курская весть», стоившие ему в 1907 ареста и заключения в тюрьму в г. Рыльске, откуда он с помощью товарищей бежал и некоторое время скрывался в Финляндии. Намерение продолжить свой литературный путь приводит его в Петербург, где он устраивается поденщиком на резиновую фабрику «Треугольник». Карпов сближается с литераторами И. Ясинским (в квартире которого на набережной Черной речки некоторое время проживает) и Л. Андрусоном, а затем и с более широким кругом писателей, включая и столичную элиту, регулярно посещает собрания Религиозно-философского общества и «среды» на «Башне» Вяч.Иванова. Тогда же начинает публиковаться как поэт в петербургских журналах и газетах «Весна», «Мир», «Неделя», «Современное слово», в приложении к «Ниве». С явным авансом похвалы стихи начинающего поэта приветствуются прессой: «Вот Пимен Карпов, молодой рабочий, с виду мешковатый, неповоротливый, будничный. А в душе у него ─ сказка ─ с золотыми зорями, с серебряными реками, жемчужными туманами, бриллиантовыми росами. Сколько аромата, нежности и радуги в душе этого молодого мужика!» (Шебуев Н. Поэтический анархизм// Весна. 1908. №11. Март).


МОЯ ЖИЗНЬ Слава слав тебе, жизнь моя горькая! Всё познал я – о чём мне тужить? Выйду в дикую степь, что за горкою, И опять колдуном буду жить. Накопаю кореньев там ересных, Щавелиного яду сберу, И под шум заколдованных вересков В надкурганном укроюсь бору. Всю-то жизнь я томился, да маялся О тебе, мой отверженный род. Ты ж в безумстве своём не раскаялся, И настал он – возмездия год. – Год, когда за мои же пророчества Обречён я, святой и палач – На мучительное одиночество, На глухой заколдованный плач. 1 января 1919 Турка


Колдуют розы лунным светом, В цвету росистые сады, Поверю ль чарам и приметам Моей таинственной звезды? Всё, что моё – необычайно, Всё, что загадочно – моё: И заколдованная тайна, И всей вселенной бытиё. В лесу, шумящем свежим шумом, Поэт и Бог мне – каждый лист. Берёзам-песням, ивам-думам Молитвы шлю я, сердцем чист. Туманы пламенным рассветом Плывут над зеркалом воды... Поверю ль чарам и приметам Моей таинственной звезды?.. 1911 Крым


Белый сон над куполами… Кто-то крыльями взмахнёт; Монастырь колоколами Утомленно запоёт, Звоном нежно-серебристым Разольётся в небе чистом… Звёзды-вехи, звёзды-страны Хороводами всплывут, Белоснежные туманы В край волшебный позовут… Предвечерней мглы предтечи – Загорятся в окнах свечи, Там черница молодая, Пригорюнившись в углу, Перекрестится, вздыхая И приложится к стеклу: Розы, ладан сердце ранят – В тень сестра глухую канет… Закачает ель вершиной, Где лучи звезды остры, Перевьёт зелёной тиной Омут волосы сестры… Кто-то дальним перезвоном Ей приснится над затоном.


Колдовская дорога – в луне, И сады над дорогой – в цвету... Погадай, моя мать, обо мне, Приложись за меня ко кресту, Над безмолвием отчих могил Вспомни, вспомни меня и забудь: Путь далёкий Господь мне судил, Колдовской отречения путь... О, на этом кровавом пути – Все цветы и весь гул бытия! Головы мне своей не снести, Но бессмертен в веках буду я.


МЫСЛИ, ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ

Пимену Карпову в момент выхода книги «Говор зорь. Страницы о народе и «интеллигенции» (1909 г.) было всего двадцать три года. К работе над ней он приступил, конечно же, будучи ещё моложе. И ведь, как говорится, «попал в яблочко». Сборник памфлетов-статей с запоминающимся поэтическим названием не прошёл мимо читающей публики. Особенно мимо интеллигенции, против которой и было направлено его основное острие. Каких только ругательств не наслушался в свой адрес Карпов! Зато бальзамом на сердце стала для бунтаря из деревни поддержка Льва Толстого, Василия Розанова. Льву Николаевичу книга «понравилась смелостью выражения». «Для того, чтобы высказывать горькие мысли «образованным», – подчёркивал великий старец, – нужно в наше время гораздо больше смелости, чем для того, чтобы высказывать их правительству…»

«Друг ты мой, товарищ Пимен»

«Друг ты мой, товарищ Пимен, кинем мы с тобою камень в небо, кинем, исцарапанные хотя, но доберёмся до своего берега и водрузим свой стяг. А всем прочим осиновый кол поставим». Такую надпись оставил Сергей Есенин на фотографии своего друга Пимена Карпова.

Не только Есенин. Курский поэт тесно общался с Горьким, Клюевым, Маяковским. Вёл переписку со Львом Толстым. Он родился в селе Турка, что под Хомутовкой, в бедной семье старообрядцев. Читать научился в 4 года по старенькому журналу. Впервые открыл его весной, а уже к осени осилил пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Пимен буквально проглатывал всю попадавшуюся литературу. Затем начал писать сам. Сначала в «Курских ведомостях», потом в столичных изданиях. Кстати, до Москвы Карпов добирался пешком, с лаптями на плече. Чтобы выжить, не отказывался от любой работы, а в свободное время посещал собрания творческой интеллигенции, где и познакомился с русскими классиками.+

«Пламень», «Кожаное небо», «Три зари», «Из глубины», «Богобес»... Карпов много писал, но почти не печатался. Он был левым эсером, а власть Советов не могла пустить такого автора в тираж. Гонения, нищета, непризнанность... Уже тяжело больным литератора привезли на родину. Он прожил в Турке ещё несколько лет и умер.


Внучатая племянница Пимена Карпова Нина Кудланова

Хомутовский район. Вымершее село Турка. Кладбище. Старинный деревенский погост, давно затерявшийся на карте и в человеческой памяти. Но раз в год, в начале августа, здесь собираются литераторы и краеведы. Собираются, чтобы вспомнить о своём земляке, несправедливо забытом поэте Серебряного века Пимене Карпове.


ХУДОЖНИКУ СЛОВА - ЦВЕТЫ ОТ ЗЕМЛЯКОВ

Пимен Иванович Карпов, которого известный критик Сергей Куняев назвал уникальной фигурой начала двадцатого века, когда-то блистал на небосводе прозы и поэзии, находясь в центре событий того времени. Достаточно сказать, что он имел очень большую переписку с такими выдающимися людьми, как Василий Розанов, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский и другие. О книге Пимена Карпова «Говор зорь. Страницы о народе и интеллигенции» (1909 год) тепло отозвался Лев Николаевич Толстой. Целую статью посвятил карповскому роману «Пламень», вышедшему в 1914 году, великий русский поэт Александр Александрович Блок.


Николай Николаевич Асеев

(наст. фам. - Штальба́ум ; 1889-1963) - русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма . Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Был другом В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака. Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента Николая Николаевича Штальбаума.


Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В 1920 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе сС. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. В 1922 году приехал в Москву. С 1931 года и до своей кончины жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска.

Начал печататься в 1909 года. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика», затем группы « Центрифуга », исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева . В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе « ЛЕФ ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу уступок в идеологической сфере и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 - типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского). Поэма «Маяковский начинается» (1940).




Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6). В честь поэта названа улица Асеева в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева . В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица.


Валериан Валерианович Бородаевский

Почти каждое его стихотворение написано по истинно художественным мотивам, открывает нам изломы души странной, насмешливой и испуганной. Н.С. Гумилев



М.А. Бородаевская (Князева) - жена поэта

В 1906 году:семья Бородаевских переезжает в Самару. Здесь Валериан знакомится с молодым писателем Алексеем Толстым. Они часто встречаются. Жена Бородаевского вспоминала: «Они с мужем моим всегда долго разговаривали за чаем. У нас был небольшой томик стихов А. Толстого, который тот считал слабым и, когда мог, отбирал его у знакомых, так ушел от нас томик «Лирика».


При встречах преобладали литературные разговоры. Валериан показывал Толстому свои стихи, считая что они недостаточно хороши и не могут быть представлены на суд массового читателя. Видимо А. Толстой был о них другого мнения, что укрепило веру молодого поэта в свое дарование, в возможность публикаций своих произведений.



Петербургский период в жизни поэта был наиболее успешным 1909-1916гг.

Бородаевский был участником Религиозно-философских собраний в Петербурге

Поэт пережил увлечение антропософией Р. Штайнера



Точно в платье подвенечном, тонкий стан ты приклонила.

Или вправду ты невеста, золотая компонила,

В кружевах окаменелых, в многоярусных колоннах

В этом небе густо синем, ты мечта для глаз влюбленных…


Бородаевский -поэт-пейзажист, поэт русской темы, воспевший, прежде всего, природу Курского края, «лоно родимой земли». Нужно вслушаться в строки его стихов, они наполнены музыкой.

А колокол гудит: пора! пора!

И каждый миг - певуч!

А гром гремит, как ярый лев,

Гремит и бьется о стремнины.

Слышится и «бедный гул березы, и ручьев долины хор напевный».

И крик твой (об иволге) радостный волшебный

Как вызов прозвенит...


В его стихах открывается взору непритязательный, лишенный декоративности, вполне реальный и такой узнаваемый пейзаж земли Курской, детали которого буднично просты.

Из чаши лазурной на желтые пажити

Прольется томительный зной:

И миги промчатся - провеяли, скажете,

Стрекозы над рябью стальной.

Вот косы пришли и звенят над равнинами...

Ряды золотые легли;

И распяты копны крестами старинными

На лоне родимой земли.


В некоторых стихах Бородаевский описывает картины, которые открываются ему во время прогулки, по ходу движения.

Близ пруда брожу и пою под осинками,

Репей рассекая хлыстом,

А пруд мне кивает кугой и кувшинками,

Обласканный ранним лучом.



Валериан Валерианович Бородаевский умер 16 мая 1923 года и был похоронен на Никитском кладбище Курска.

«Курская правда» от 26 мая 1923 года писала: « Памяти поэта Бородаевского вчера вечером в доме санпросвещения состоялся вечер, посвященный памяти скончавшегося курского поэта В.В. Бородаевского. Вечер был устроен Курским отделом всероссийского союза поэтов. Был заслушан ряд докладов, и прочитаны последние его произведения.

Поэт ушел, но в литературном движении на Курской земле осталось его имя.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Асеев (1889-1963г.г.) «Город Курск стоит на горе, опоясавшись речкой Тускорь. Хорошо к ней слететь в январе на салазках с крутого спуска. Хорошо, обгоняя всех, свежей кожею щек зазяблых ощущать разомлевший снег, словно сок мороженых яблок». В 1943 г. Н.Н. Асеев дополнил это стихотворение словами: «Он теперь опален огнем, а тогда был так безопасен... Как давно не бывал я в нем! Как я многим ему обязан!» Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

3 слайд

Описание слайда:

Жизнь поэта была нелегкой, но он всегда помнил родную землю, обращался к этой теме в течение всего творческого пути. «Стойте крепче. Вы мое оплечье, вы мои деды и кумовья, вы мое обличье человечье, Курские края». В июле 2014 года в Курске состоялось торжественное открытие бюста поэта Николая Асеева. Установили его перед зданием областной библиотеки, которая давно носит его имя. Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

4 слайд

Описание слайда:

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941г.г.) Удивительно смелым человеком был писатель А.П. Гайдар! И книги его - чистые, светлые, добрые - помогают в воспитании по-гайдаровски: активно любить свой край, свою Родину. Писатель знал и любил детей, в своих книгах он не поучал их, а беседовал с ними. «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг. Плывут пароходы - привет Мальчишу! Пролетают летчики - привет Мальчишу! Пробегут паровозы - привет Мальчишу! А пройдут пионеры - салют Мальчишу!» А.Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово».

5 слайд

Описание слайда:

Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара Музей создавался десятками людей, объединенных общей идеей: пониманием важности творчества А. П. Гайдара, желанием увековечить память о писателе, родившемся в нашем городе, и сохранить дом, в котором прошли первые детские годы писателя. Память о А. П. Гайдаре увековечена в названиях улиц городов Курска, Льгова, Щигров. Его творчеству посвящены экспозиции в Курском литературном музее, в мемориальном Доме-музее во Льгове, в средней школе № 2 в Щиграх, на территории которых установлены бюсты писателя.

6 слайд

Описание слайда:

Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968г.г.) Для того, чтобы глубже понять основу творчества В. Овечкина, необходимо обратить внимание на заметки из его дневников: «Самое страшное в человеке - двурушничество. С того дня, как его заставили первый раз, затаив в душе одно, сказать совсем другое, с этого дня начинается падение этого человека. С двурушничества начинается все: подлость, склонность к вероломству, предательству. Это - гибель человеческой души. Это страшная ошибка, когда начальнику больше нравится покорный двурушник, нежели строптивый вольнодумец». Данное высказывание писателя говорит о его большом духовном потенциале и глубоко критическом отношении к себе и к реальной действительности.

7 слайд

Описание слайда:

В городе Курске увековечили память о Валентине Овечкине в названии улицы города (с 22 августа 1974 г.). На доме, где жил В.В. Овечкин, установлена мемориальная доска. Ежегодно проводится журналистский конкурс им. В. Овечкина, в Курске и Льгове проходят литературные чтения. «При внешней суровости и неразговорчивости он был добрый и доверчивый человек. Как в книгах своих, так и беседах говорил о самом сокровенном открыто и прямо, потому что никогда в делах и стремлениях его не было корысти, он всегда заботился о правде, об общем благе». Владимир Карпов

8 слайд

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975г.г.) «Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах, а вокруг - безбрежный океан хлеба, дрожащая синь знойного марева - и никогда не потухающее солнце», - так пишет сам автор о своей малой родине, живущий долгое время вдали от нее. Писателя всегда тянуло к "отчему дому", память о родной земле не покидала его ни на минуту: «я нагнулся к земле - в наших краях она особенная: черная как сажа и такая мягкая, пахучая, родимая». И еще: «…наполнилось сладковатым запахом чабреца, мяты и солнца - запахом моей родины». К.Д.Воробьев

9 слайд

Описание слайда:

Память о нашем знаменитом земляке увековечена в названии улицы в г. Курске, в доме, где родился К. Воробьев, находится музей, а в областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству К.Д. Воробьева. Средняя школа № 35 г. Курска носит имя К. Воробьева, там же имеется и музей писателя. «Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью - он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет». К.Воробьев

10 слайд

Описание слайда:

Евгений Иванович Носов (1925-2002г.г.) «Но вот закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце: вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх… Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи…». «По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение». «Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения». Е.И.Носов. «Малая родина»

11 слайд

Описание слайда:

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных литературных премий, кавалеру многих орденов и медалей – Е.И. Носову. Евгений Иванович рано ушел из жизни, но его душа осталась с нами в его произведениях, в его заветах: «...все, что касаемо творческого взлета, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь – иди и поклонись родной земле...». Е.И. Носов

В 1779 году Курск стал центром одноименной губернии, и многое стало меняться как в его облике, так и в мерном течении жизни, особенно важные изменения произошли во времена правления губернией наместника А.А. Беклешова, личности, по тому времени, неординарной. А правил он губернией с 1792 по 1796 гг.

При нем открылось Главное народное училище, а в 1792 году в Курске родился общедоступный театр. Была реализована идея создания губернской типографии в соответствии с указом Екатерины II. Наместник послал в Москву директора Курского Главного народного училища А.И. Арсеньева за оборудованием и печатных дел мастерами. Арсеньев был удачлив, и 2 мая 1792 года обоз из Москвы прибыл в Курск. Вместе с печатным станком и типографскими принадлежностями прибыли мастера братья Христиан и Петер Люби. Петер хорошо знал русский и стал наборщиком. Шрифтов не хватало, но Арсеньев и тут вышел из положения, найдя местного мастера Кагельмахера, который изготовил необходимое количество литер.

Первым курским корректором стал учитель Семен Зубков. Миша Щепкин, учившийся в Главном народном училище, оставил о нем интересные воспоминания: "Словесные науки и исторические преподавал П.Г.К(ондратьев), а математические - С.А.З(убков)… Арифметику преподавали нам очень недурно, но, к несчастию, учитель часто бывал в веселом расположении, или просто навеселе, и ученики этим пользовались; так, бывало, когда он только что появится в класс, и мы заметим его веселость, то прежде, чем успеет он дойти до учительского стола, кто-нибудь из учеников подбежит к нему со следующей, например, жалобою: "Как же, С(емен) О(ндреевич), Щепкин говорит, что пушки в Полтавском сражении не так были поставлены, как вы рассказывали?.." (Щепкин. "Воспоминания". М., 1982 - С. 15).

Страстный почитатель Петра Великого, Зубков не мог выдержать такого, шел к доске и рисовал подробный план Полтавской битвы, доказывая свою правоту. Описывая так отрицательную черту характера учителя, его злоупотребление алкоголем, Щепкин, возможно, не замечая того, дает ему одновременно и положительную характеристику. Зубков отменно знал отечественную историю, был весьма образованным человеком.

Курские учителя стали и первыми курскими литераторами, издавшими ряд книг в созданной типографии Приказа общественного призрения.

В 1792 году появились первые пять книг; две из них представляли особый интерес. Учитель Иван Тимофеевич Васильев издал книгу "Благополучное время, или Разговор мальчика со стариком". Книга была первенцем типографии. Амвросий Гиновский, архимандрит Знаменского монастыря, стал автором книги "История о городе Курске и чудотворной иконе Знамения". Чиновник Казенной палаты Пестов написал и издал оду "Скупость", и И. Золотницкий - "Оду графу Суворову". Подпоручик Василий Лобачевский издал оду в честь Александра Андреевича Беклешова, отметив таким образом добрые дела генерал-губернатора. Последние три книги стали первыми стихотворными сборниками курских авторов, написанных и изданных впервые на курской земле.

В последующие годы книгоиздательство было продолжено. В 1793 г. было выпущено 7 книг, в 1794 - 5, в 1795 - 6, а до 1805 года вышло всего 28 книг различной тематики, изрядный процент составляли поэтические сборники. Интерес вызвала книга "Торжество курских муз" (1794), в которой были напечатаны речи и оды курских учителей. Книгу заключил "Разговор о пользе наук" Михаила Лаврова, учителя Главного народного училища. По существу - это пьеса. Имена действующих лиц символичны: Здравосуд, Малодум, Правдолюб, Легкомысл. Понятно, какими характерами обладали эти персонажи. Между ними идет спор о пользе наук, дела, творчества. В конце пьесы Малодум и Легкомысл убедились в пользе наук и образования.

Не все книги, печатавшиеся в типографии, были оригинальными литературными произведениями. Были и переводные. Так, С. Зубков перевел с немецкого (оказывается, он был еще и полиглотом) книгу "Подробное изъяснение о колесах и водяных мельницах", а Е. Карнеев перевел с латинского сочинение Цицерона "Старший Катона".

Как видим, в годы первого курского книгоиздательства многое было сделано впервые. В дальнейшем курское книгопечатание угасло. При Александре I, видимо из-за боязни распространения печатной крамолы, книгопечатание в провинции было запрещено. В 1804 году в Курске были изданы две последние книги. Автором одной из них стал неутомимый С. Зубков, которому можно было присудить звание энциклопедиста, ведь написал он книгу по географии: "Краткое Историческое Обозрение открытия островов Португальцами, Испанцами, Англичанами, Голландцами, Французами, лежащих в пространнейшем Океане, сопредельных Азии и Америке, составляющих пятую часть земного шара".

Из чисто литературных книг отметим также "Оду на освящение Главного Народного училища", "Собрание сочинений на освящение Орловского Главного народного училища", "Стихотворение губернатору Харьковского наместничества Кишенскому", "Лошадиный охотник". Среди других изданий вызывают интерес книги губернатора С.Д. Бурнашева, лекаря Гассельквиста "Разговор отца с детищем".

Последняя вызвала неудовольствие Курской консистории. Весь тираж был конфискован и предан огню. Гассельквист пытался доказать, что его книга не противоречит Священному писанию, но все было тщетно. Ныне эта книга одна из самых величайших библиографических редкостей.

Так в 1795 году впервые в Курске книга была подвергнута цензуре и не только запрещена, но и уничтожена, видимо, полностью.

В 1798 году в Курск из Сум переехал Ипполит Федорович Богданович, автор знаменитой поэмы "Душенька", за которую его можно без натяжки назвать предтечей А.С. Пушкина. Неизвестно, общались ли курские литераторы той поры со знаменитым поэтом, но то, что он и его библиотека были открыты для всех, известно по многочисленным фактам.

Особенно это видно на примере его общения с юным Мишей Щепкиным, для которого он был "путеводителем по книгам". Дружил он и с губернатором А.М. Веревкиным, был принимаем во многих помещичьих семьях, т.е. был общительным и доступным человеком. Поэтому не исключено, что он мог встречаться со многими авторами курских книг.

В 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Богданович написал и послал в Петербург оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича", поставив дату 15 сентября 1801 года.

Император принял его сочинение, одобрил и пожаловал ему перстень. Возможно, И.Ф. Богданович хотел возвратиться в Петербург, но этого не произошло. В Петербург его не позвали. А 6 января 1803 года поэт скончался и был похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище Курска.

Позднее, видимо, после 1800 г. в Знаменском монастыре Курска поселился князь Прокопий Васильевич Мещерский, весьма образованный и талантливый человек. К тому же он отличился и в военной службе, в 1798 году став генерал-лейтенантом, а на гражданской службе два года был С.-Петербургским губернатором. Он играл в театре, писал стихи. Известны его сочинения: "Ода его Императорскому Величеству Павлу I на победы…" и "Ода Императору Павлу I на начало XIX столетия". В Курске он сочинил сатирическую оду "На прибытие в Курск князя А.Б. Куракина". Возможно, что П.В. Мещерский имел общение с местными литераторами и оказывал на них свое влияние.

Почему вдруг в конце XVIII века в Курске, хотя и стихийно, образовался достаточно интересный литературный центр? Причин здесь несколько:

Курск стал губернским городом, что подняло планку художественной и общей культуры;

В Курске действовала типография, а это способствовало развитию творчества;

Несомненно, было влияние таких выдающихся людей русской культуры, как И.Ф. Богданович и П.В. Мещерский;

Важную роль сыграло и то, что в Главном народном училище подобрался замечательный состав учителей;

И еще одно: Курск был расположен на перекрестке дорог Юг - Север, Запад - Восток. Его посещали и жили в нем многие замечательные личности России. В Курском крае родились Голиков Иван Иванович и Шелихов Григорий Иванович. Оба увековечили себя делами архиважными для России. А среди побывавших в Курске в 18 в. были такие интересные личности, как князь И.М.Долгорукий, побывавший также и в Коренной пустыни, чиновник Иосиф Тукалевский, оставивший воспоминания о городе.

Особенный интерес вызывают и доныне воспоминания саратовского паломника Г.А.Скопина. Сербский общественный деятель Савва Текели осуществил путешествие по России в 1787-88 гг. в составе свиты Екатерины Второй. А вот академик Петербургской Академии наук В.Ф. Зуев путешествуя по России, оставил свои воспоминания в книге вышедшей в 1787 г.

Но период литературного всплеска был недолговечным. Причины упадка творчества были также понятны: закрытие типографии, смерть Богдановича и Мещерского. Указом от 16 сентября 1796 года в России были закрыты все частные типографии, а несколько позже и государственные периферийные. Цензура размещалась в Москве и Петербурге, а это весьма и весьма затрудняло издание книг в провинции. Не наездишься!

Книгоиздательство в Курске прекратилось почти на полстолетия.

Несомненно, что культурные события конца XVIII века подготовили в Курске дальнейшее развитие общества.

В семьях курян, и не только в дворянских, появились домашние библиотеки. Отметим среди них библиотеку купца А.П. Баушева, которой пользовались многие знаменитые впоследствии граждане города: Н.А. Полевой, Ф.А. Семенов. Имелись библиотеки при книжных магазинах купцов Дружининых, Кашкиных, Голиковых и других.

Курское купечество выдвинуло из своей среды настоящих подвижников литературы, интересных писателей, в числе которых - Иван Иванович Голиков, Николай и Ксенофонт Алексеевичи Полевые, их сестра Екатерина Алексеевна Авдеева.

В начале XIX века и курское дворянство благословило на литературное поприще ряд своих представителей. Из них наиболее значительным стал Владимир Федосеевич Раевский, уроженец села Хворостянки Новооскольского уезда. Раевские имели также дом в Курске, предположительно на углу Московской и Веселой, и Владимир Федосеевич неоднократно бывал в губернском центре. В Курске жил старший брат В.Ф. Раевского Андрей, талантливый поэт. В 1817 году он был избран в действительные члены "Вольного общества любителей словесных наук и художеств". К сожалению, талант Андрея Раевского не раскрылся по причине его ранней смерти. Он был похоронен в Курске. А.Раевскому принадлежат также "Воспоминания о походах 1813 и 14 годов", вышедшие в 1822 году в Москве.

В первой четверти XIX века с Курской губернией, так или иначе, были связаны несколько литераторов-декабристов: Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Паскевич, Н.Ф. Заикин, Е.Е. Лачинов, С.М. Степанов. Некоторые исследователи пытаются связать с этими именами развитие литературы в курском крае. Думаю, что такое суждение ошибочно, ибо они принадлежали к тайному обществу и не афишировали свою деятельность, в том числе и литературную. К тому же, их произведения в то время еще не печатались. Какого-либо влияния на развитие творческого литературного процесса в крае, они произвести не могли. Интересен лишь тот факт, что все они, как декабристы, были связаны с Курском и уездами Курской губернии.

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ ЗЕМЛИ КУРСКОЙ

заведующая библиотекой

ОБПОУ «Обоянский педагогический колледж»

Грудной свой возраст помним мы едва ли,

У Сейма мы живем на берегу.

Мы здесь росли, отцы здесь воевали

И разогнули Курскую дугу.

Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году-

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду

Михаил Светлов

2015 год объявлен в России Годом литературы.

Литература – духовно-нравственная основа России.

Всем известно, что литература даёт возможность не только расширять представление о мире и повышать уровень общей культуры, но приумножать личный духовно-нравственный и эстетический опыт, развивать творческие способности, формировать активную гражданскую позицию.

Образование и воспитание современного человека не должны быть оторваны от исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Важнейшую роль в воспитании патриотических чувств играет краеведение, которое воспитывает у студентов любовь к родным местам, помогает формировать нравственные понятия.

Год литературы в соловьином крае символично начался с юбилея прекрасного писателя и замечательного человека Евгения Ивановича Носова, мастера слова, признанного во всем мире.

Никто, начиная с неизвестного автора «Слово о полку Игореве», не сказал о нашем крае, о его людях так талантливо и ярко, как Евгений Иванович Носов: «Курская земля… В здешних местах Великая Русская равнина вдруг начинает холмиться, дыбиться косогорами, откуда радостно и далеко видать окрест.

В глубокой древности эту гряду высот так и не смог одолеть ледник, надвигавшийся из Скандинавии.

Непреодолимой она оказалась и для врага, когда летом сорок третьего, грозя нашей Родине новым оледенением, гитлеровские полчища ринулись в решающее наступление.

Путь фашистскому леднику преградили не только курские взгорья, но и непоколебимые высоты духа защитников этих рубежей».

Мудрость и красота произведений нашего земляка восхищала всякого, кто соприкасался с ними. зачитывалось не одно поколение, по ним ставят спектакли, снимают фильмы.

Участник Великой Отечественной войны, будучи тяжело раненным, Евгений Иванович немало дней и ночей провёл на госпитальных и больничных койках, но вспоминать об этом не любил. Лишь однажды он поведал о первом своём госпитале, где застала его весть о долгожданной победе, когда раненым в честь этого праздника раздавали по стакану вина. И много лет спустя даже те, кто никогда не бывал на войне, будут плакать, читая пронзительный рассказ Носова «Красное вино победы».

В повести «Усвятские шлемоносцы», рассказывающей лишь о сборах русских мужиков на битву, он сумел сказать о войне всю героическую правду, которую в нашей литературе встретишь не так часто.

Забвению имени Евгения Носова не будет никогда. Его страстная, безграничная привязанность к отчему краю, вера в могучие силы русского народа навсегда воплотились в его лучших произведениях.

Немудрено, что охранительная критика с ходу обвинила Константина Воробьева в том, что он… «де – героизировал» войну, умалил подвиг русского солдата. На деле же показав, в каких неимоверно трудных условиях сражался солдат, он возвеличил его подвиг. Переживший ужасы ада, но не сломленный, вошёл в число крупнейших русских писателей второй половины ХХ века.

Курская писательская организация – одна из сильнейших на периферии. Обращаясь даже к местной тематике, входящие в её состав писатели, как правило, поднимают общероссийские и общечеловеческие проблемы. Так было в прошлом, так и теперь.

Липкинг в произведениях «Кудеяров стан», «Сварожье племя» изобразил жизнь в славянских поселениях на территории нынешней Курской области ещё в доисторические времена.

Михаил Горбовцев в повести «Мишкино детство» поведал, как жили его сверстники до октября 1917 г. (повесть эта многие годы входила в круг внеклассного чтения учащихся всей России).

Михаил Козловский в повестях «Любаша», «Поздние всходы», «Своя Земля» поднял проблему ответственности человека перед другими людьми и перед самим собой за всё совершенное им на земле.

Рассказы и повести Михаила Еськова посвящены детям войны и нравственным проблемам медицины. В творчестве «курского Корчагина» Василия Алехина главная тема – подвиг народа в Отечественной войне.

Старейшина курских поэтов Николай Корнеев выступает как связной своего поколения, с честью выдержавший испытания войной, восстанавливающий жизнь на обожженной войной земле. И рядом с произведениями Егора Полянского, Алексея Шитикова, Александра Селезнёва, Василия Золотарёва не затерялись, тронули ответно сердце особой доверительной и беспокойной интонацией строки поэта Юрия Першина:

Я не хочу ни севера, ни юга,

Грущу опять по средней полосе,

Где желтых листьев заметалась вьюга,

Где иней лег по утренней росе…

За более чем полвека литературного труда член Союза писателей СССР Юрий Першин издал в Москве, Воронеже Курске не меньше дюжины поэтических сборников и три книги прозы. За одну из них «Измерение друзьями» – 2008 году он получил премию имени. Его стихи публиковались в «Литературной газете», «Литературной России», во всесоюзном альманахе «Поэзия», а его творчество не раз оценивали и знаменитые поэты, и известные критики.

Пройдя огонь и воду, пережив потерю самого близкого человека, не утратив дара восхищаться жизнью и любить, он сумел сохранить целомудренное восприятие окружающего мира, ту совестливость, без которой не может существовать чистая душа и очищенная от суеты и мрака высокая поэзия!

В последние десятилетия Курская писательская организация пополнила свои ряды. А. Балашов, Т. Горбулина, В. Мараков, Н. Шадрин подняли новые темы, внесли в палитру курских писателей новые краски.

Курские писатели по жизненному опыту и по взглядам, и по манере своего письма – очень разные. И всё же они в своём большинстве объединяются тем, что непременной принадлежностью настоящего человека считают совесть, долг, честь, любовь к Родине – оставить после себя добрый след в жизни.

Литература

1. Мастер с нами. [Текст]: статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка. – Курск, 2007.

2. История и современность Курского края [Текст]. – Курск, 2010.

3. Курск. Молодость древнего города [Текст]. – Москва: Планета, 1982.

4. Малютин, С. Юрий Першин / Сергей Малютин //Курская правда. – 2015. – 19 марта – С. 22.