Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Революционные кружки 20 30 годов 19 века. Литературные кружки и салоны дореволюционной россии. Если приснился плохой сон

Революционные кружки в это время возникали не случайно. «Самое появление кружков,- писал Герцен,- было естественным ответом на внутреннюю потребность русской жизни». Возникшие кружки объединяли, с одной стороны, передовую дворянскую молодежь, а с другой - разночинцев.

В это время сложились кружки: братьев Критских, Сунгурова, Герцена и Огарева, кружок Поносова, кружок Белинского и Станкевича.

Наиболее ранним был кружок братьев Критских (Михаила, Василия и Петра), возникший в 1827 г. среди студентов Московского университета. Братья Критские вместе с другими участниками кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок братьев Критских носил политический характер. Михаил Критский называл декабристов великими, считал несчастным тот народ, который состоит под монархической властью. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. В области тактики революционной борьбы члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед по сравнению с декабристами. Они вели речь не о военном перевороте, а о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.

Кружок Н. П. Сунгурова, выходца из мелкопоместного дворянства, возник в 1831 г. По свидетельству Герцена, направление этого кружка также было политическим. Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.

Кружок Герцена и Огарева образовался в 1831 г., почти одновременно с кружком Сунгурова . Этот кружок также был тайным и носил политический характер. Члены кружка Герцена и Огарева были по преимуществу студентами Московского университета. В него входили Соколовский, Уткин, Кетчер, Сазонов, B. Пассек, Маслов, Сатин и некоторые другие лица. Они собирались на вечеринки, пели на них революционные песни, произносили речи и читали стихи революционного содержания, вели речь о конституции. революционный кружок политический станкевич

Во взглядах членов кружка Герцена и Огарева выражался протест против реакционного, палочного режима, созданного в стране Николаем I.

«Идеи были смутны,- пишет Герцен в «Былом и думах»,- мы проповедовали французскую революцию, мы проповедовали сен-симонизм и ту же революцию. Мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу».

Через провокатора III отделение узнало о существовании кружка Герцена, и вскоре, в 1834 г., члены его были арестованы. Двое из них, Соколовский и Уткин, были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Уткин через два года умер в каземате, а Соколовский - в ссылке в Пятигорске. Герцен был сослан в Пермь, Огарев и Оболенский - в Пензу.

В 1830 г. сложился и просуществовал до 1832 г. кружок Белинского, именуемый «Литературным обществом 11-го нумера». Он состоял из студентов Петрова, Григорьева, Чистякова, Протопопова, Прозорова и других. В этом кружке обсуждалась драма Белинского «Дмитрий Калинин», в которой он со всей остротой осуждает крепостничество. Белинский и члены его кружка интересовались вопросами философии, и, следовательно, когда Белинский позже вошел в кружок Станкевича, он был в вопросах философии далеко не новичком, как неверно утверждали многие авторы в отношении Белинского.

Кружок Станкевича имел «умозрительное», научно-философское направление. Станкевич мало интересовался политикой; его кружок имел главной своей задачей изучение философских воззрений того времени. В кружке изучалась философия Фихте, Шеллинга и Гегеля. Позиции, занимаемые Станкевичем, были умеренными, либеральными.

В кружок Станкевича входили: Белинский, Грановский, Бакунин, Герцен, братья Аксаковы, братья Киреевские и другие лица. B кружке Станкевича находились революционные демократы, а также западники и славянофилы; взгляды представителей этих трех направлений резко расходились между собой, что привело впоследствии к борьбе их между собой.

Роль кружка Станкевича состояла в том, что в своем кружке он пробудил среди виднейших своих современников интерес к изучению философии и объединил вокруг себя на некоторое время многих передовых людей своей эпохи. Короткое время большую роль в кружке играл Бакунин. После отъезда Бакунина в начале 40-х годов за границу деятельность бывшего кружка Станкевича оживилась в связи с возвращением из ссылки Герцена. Герцен и целый ряд близких к нему лиц занялись изучением философии. Но к изучению вопросов философии Герцен подходил по-другому, чем Станкевич. Герцен связывал изучение философии с задачами революционной борьбы.

Следует обратить внимание на попытку создания революционного кружка из служащих, осуществленную в 1836 г. Петром Поносовым на Чермесском заводе Лазаревых на Урале; в кружок входило шесть молодых людей: Поносов, Мичурин, Десятов, Романов, Нагульный и Михалев. Они тайно составили «бумагу», представлявшую собой своего рода устав о создании «Тайного общества для уничтожения власти помещиков над крестьянами». В ней они писали: «Иго рабства в России от времени становится несноснее, и должно полагать, что на будущее время оно будет еще несноснейшим».

Задачей общества они ставили: «...собрать благомыслящих граждан в одно общество, которое всячески бы старалось о ниспровержении власти, присвоивших ее несправедливо, и об ускорении свободы. Для сего-то, благородные граждане, ниспровергнем соединенными силами невольничество, восстановим свободу и через то заслужим благодарность потомства!!!» Полностью этот документ опубликован в сборнике «Рабочие движения в России в XIX веке» (т. I, под ред. А. М. Панкратовой). Вскоре после подписания этого документа шесть участников попытки создать тайный кружок на заводе были арестованы и по распоряжению Бенкендорфа отданы в рядовые финляндских батальонов. Были и другие попытки создать тайные антикрепостнические организации - со стороны Жеребцова, Ромашева, Аппельрода и некоторых других лиц.

Таким образом, мы видим, что все попытки создать тайные революционные организации пресекались царизмом самыми жестокими мерами. Но Николай I преследовал не только создание тайных кружков и организаций, но и всякую попытку свободомыслия.

Жертвами его репрессий стали гениальные русские поэты А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, талантливые поэты Полежаев, Печерин и другие. Арестованы были за антиправительственные высказывания помещик Львов, Бризгда, Раевский, гимназист Орлов и некоторые другие лица. Жертвой николаевского деспотизма был и близкий к декабристам П. Я. Чаадаев.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе.

К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова. Шувалов начал свою карьеру, как фаворит старевшей императрицы Елизаветы и прославился своим бескорыстием и честностью, а также просвещенностью. Он был покровителем М.В.Ломоносова, основателем Московского университета и Академии Художеств. Отойдя от государственных дел после смерти своей покровительницы в 1761, он посвятил большую часть своего времени путешествиям, чтению, искусству. В доме Шувалова собирался цвет тогдашней русской литературы. Завсегдатаями его салона были переводчики, филологи, поэты: Г.Р.Державин , И.Дмитриев, И.Богданович.

В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Так, в 60-е 18 в. в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который начиная с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера». Среди членов кружка – Д.И.Фонвизин , И.Ф.Богданович и другие.

1770–1780-е – время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ: Вольного собрания любителей российского языка (1771), Собрания воспитанников Московского университетского благородного пансиона (1787).

В 1779 в Московском университете по инициативе масонской организации, к которой принадлежали выдающиеся просветители Н.И.Новиков и И.Г.Шварц, было создано Дружеское ученое общество, ставившее своей задачей помощь отцам в воспитании детей и занимавшееся с этой целью переводами и публикациями книг. В 1784 при обществе была организована Типографическая компания, находившаяся в ведении Н.И.Новикова. Благодаря Дружескому ученому обществу и его типографии были изданы многие русские книги во второй половине 18 в. в России.

Большое влияние на литературную жизнь конца 18 в. оказали салоны Г.Р.Державина и Н.А.Львова.

В начале 19 в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало 19 в. – время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного «архаического» языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина . Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала 19 в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала 19 столетия.

Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, В.А.Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста А.Ф.Воейкова. Члены Дружеского Литературного общества ставили своей задачей усиление национального начала в литературе и, хотя в какой-то мере и поддерживали карамзинистское новаторство в области языка, считали неправильным следование иностранным образцам, чем, по их мнению, грешил Карамзин. Впоследствии позиции членов Дружеского Литературного Общества и карамзинистов сблизились.

С 1801 в Петербурге действует литературное объединение «Дружеское общество любителей изящного», позже переименованное в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Основателем его был писатель и педагог И.М.Борн. В общество входили литераторы (В.В.Попугаев, И.П.Пнин, А.Х.Востоков, Д.И.Языков, А.Е.Измайлов), скульпторы, художники, священники, археологи, историки. Литературные пристрастия членов общества были крайне разнообразны. Сначала они находились под влиянием идей А.Н.Радищева (в общество входили два сына писателя) и тяготели к классицистской литературе. Позже взгляды участников Вольного общества сильно менялись, что не помешало ему просуществовать, хотя и большими перерывами, до 1825.

В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты». Еще в 1803 Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» критиковал карамзинскую реформу языка и предлагал свою, предполагавшую сохранение более резкой грани между книжным и разговорным языком, отказ от использования иностранных слов и введение в литературный язык большого количества архаической и народной лексики. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер.

Сторонники Карамзина, вводившего в литературу легкий, разговорный язык и не боявшегося русифицировать многие иностранные слова, объединились в знаменитом литературном обществе «Арзамас». Общество возникло, как ответ на появление комедии одного из членов «Беседы» А.А.Шаховского Липецкие воды или Урок кокеткам. Среди арзамасцев были и давние сторонники Карамзина, и его былые противники. Среди них было много поэтов, отнесенных Ю.Н.Тыняновым к лагерю «новаторов»: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин, В.Л.Пушкин. Каждый из членов «Арзамаса» получил шутливое прозвище. Так, Жуковского называли Светланой, в честь его знаменитой баллады, Александр Тургенев получил прозвище Эолова Арфа – из-за постоянного бурчания в животе, Пушкина называли Сверчок.

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась. Александр I отказался от идей реформ, которые он лелеял в течение двух десятилетий. Внутренняя политика государства стала намного более жесткой. Начались гонения на либеральных профессоров и журналистов, ужесточилась ситуация в университетах. В результате положение литературных обществ, преследовавших какие-либо общественно-политические цели, оказалось сложным. Наиболее крупным литературным объединением середины 20-х стало «Общество любомудрия», основанное в 1823 выпускниками Московского университета для изучения литературы и философии. У истоков кружка стояли писатель и музыковед В.Ф.Одоевский, поэт и философ Д.В.Веневитинов, будущий славянофил, в то время молодой выпускник Московского университета И.В.Киреевский, молодые ученые, которым в будущем было суждено стать университетскими профессорами – С.П.Шевырев и М.П.Погодин . Собрания любомудров происходили в доме Веневитинова. Члены общества серьезно штудировали западную философию, изучали труды Спинозы, Канта, Фихте, но особое влияние на них оказал немецкий философ Ф.Шеллинг, чьи идеи произвели огромное впечатление на поколение 20-х – 30-х годов, в частности на складывавшую идеологию славянофилов. То, что кружок был назван «Обществом любомудрия», а не философии, говорит об интересе его членов к национальной культуре и философии. В.Ф.Одоевский совместно с В.К.Кюхельбекером издавал в 1824–1825 годах альманах «Мнемозина», где печатались многие любомудры. Так как среди членов общества было много служащих архива Министерства Иностранных дел, они получили прозвище «архивных юношей», что, очевидно, должно было намекать не только на род их службы, но и на сосредоточенности на отвлеченных, философских проблемах бытия. Однако философские интересы членов общества все равно вызывали подозрение у властей. После восстания декабристов В.Ф.Одоевский предложил распустить общество, опасаясь преследований, так как многие любомудры были близки к декабристам.

Эпоха, наступившая после подавления восстания декабристов, не слишком благоприятствовала возникновению крупных литературных обществ. Но дружеские кружки или салоны стали практически единственными возможными проявлениями общественной жизни в ситуации, когда литература и журналистика находились под жестким контролем цензуры и полиции. В 30-е 19 в. существовало много интересных литературных кружков, создававшихся в основном студентами или выпускниками Московского университета, находившегося вдалеке от более официального, чиновничьего Петербурга. Точно так же в 1830-х интенсивная литературная и художественная жизнь кипела в многочисленных московских и петербургских салонах, на вечерах, «пятницах», «субботах» и т.д.

Среди литературных кружков 30-х заметное место занимал кружок Станкевича. Это было литературно-философское объединение, сложившееся в 1831 вокруг личности Николая Владимировича Станкевича , студента, а затем выпускника Московского университета. Станкевич писал философские и поэтические произведения, однако все участники кружка позже соглашались с тем, что наибольшее влияние на них оказали не столько произведения их лидера, сколько сама его личность, удивительно обаятельная и интересная. Станкевич обладал умением пробуждать работу мысли и в то же время умиротворять и сближать самых непримиримых противников. В его кружок входили и люди, которым позже было суждено пойти совершенно разными путям. Здесь встречались будущие славянофилы К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, будущие западники В.П.Боткин и Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский и М.А.Бакунин. Здесь друзья изучали философию, историю, литературу. Роль кружка Станкевича в распространении в России идей Шеллинга и Гегеля была огромна. В 1839 тяжело больной Станкевич уехал лечиться за границу, откуда уже не вернулся, и кружок распался.

Другим известным объединением 1830-х был кружок Герцена и Огарева, куда, кроме них, входили их друзья по Московскому университету. В отличие от кружка Станкевича, Герцен, Огарев и их окружение куда больше интересовались политическими вопросами. Немецкая классическая философия казалась им слишком отвлеченной и туманной, их больше вдохновляли идеалы Великой Французской революции и социалистические учения философов-утопистов, прежде всего Сен-Симона. Не удивительно, что Герцен и Огарев привлекли большее внимание властей. В 1834 по вздорному обвинению кружок был разогнан, его лидеры арестованы и отправлены в ссылку.

Кружком, возникшим в начале 30-х в Московском университете, стало и «Общество 11 нумера», сплотившееся вокруг молодого В.Г.Белинского и получившее свое название по номеру комнаты, которую будущий критик занимал в университетском пансионе. Члены кружка не ограничивались обсуждением литературных новинок и театральных премьер, они штудировали философские труды, обсуждали европейские политические события. На собраниях общества часто читались произведения его членов. Белинский познакомил здесь друзей со своей драмой Дмитрий Калинин . Это вызвало большое недовольство властей, приведшее к его исключению из университета.

Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.

Более устойчивыми оказались литературные салоны – по причине естественности салонного общения для общества первой половины 19 в. Светский салон – место встречи самых разнообразных людей. Часто салон был местом пустых разговоров и не слишком осмысленного времяпрепровождения. Но в общественной жизни первой половины 19 в. заметную роль играли салоны, где собирались выдающиеся деятели культуры и искусства и велись серьезные и глубокие разговоры. Такими центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств А.Н.Оленина, Зинаиды Волконской, Е.А.Карамзиной, вдовы историка. Современники в своих многочисленных воспоминаниях подчеркивали не только радушие хозяев, но и их отвращение к бессмысленным светским занятиям, в частности, принципиальный отказ от карточной игры, бывшей тогда непременной составляющей аристократического вечера. Здесь слушали музыку, говорили о литературе и философии, поэты читали свои стихи (как Пушкин у Зинаиды Волконской). Характерно, что, в отличие от кружков, многие литературные салоны существовали не один десяток лет. Состав гостей мог частично, а иногда даже почти полностью меняться, однако общая направленность оставалась неизменной.

В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались славянофилы. Если большая часть западников не принимала салонных форм общения, то для дворянских интеллектуалов, составивших костяк славянофильского движения, регулярные встречи в салонах были абсолютно естественны. Московские дома Аксаковых, Хомякова и других лидеров славянофилов славились своими застольями и гостеприимством. Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием. Славянофилы группировались вокруг нескольких литературных журналов, и редакции этих изданий оказывались своеобразными кружками, объединявшими единомышленников. Наиболее значительный из славянофильских журналов – «Москвитянин». «Москвитянин» издавался М.П.Погодиным с 1841 по 1856, однако выразителем славянофильских идей стал только с 1850, с момента прихода сюда так называемой «молодой редакции», пытавшейся вдохнуть новую жизнь в терявшее свою популярность издание. В центре молодой редакции находились А.Н.Островский – тогда еще молодой, начинающий драматург, прославившийся пьесой Свои люди – сочтемся и поэт и критик Аполлон Григорьев.

В середине века литературные кружки начинают все больше приобретать политический характер. Так, общество, собиравшееся по пятницам у Буташевича-Петрашевского, по большей части состояло из литераторов и журналистов (среди его членов были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин). Однако в центре интересов петрашевцев оказывались не столько литературные, сколько общественно-политические проблемы – они читали и обсуждали труды мыслителей-социалистов, прежде всего Шарля Фурье. Здесь высказывались и мысли о необходимости пропаганды революционных идей. Литературная и общественная жизнь были сильно переплетены. После разгрома петрашевцев одним из обвинений, предъявлявшихся членам общества (в частности, Ф.М.Достоевскому), было чтение и распространение письма Белинского к Гоголю.

Реформы 1860-х в корне изменили ситуацию в стране, увеличив возможности для свободного выражения мыслей, и в то же время привели к большому подъему общественного движения – как либерального, так и революционного. Сама форма литературных кружков оказывается не слишком отвечающей запросам времени, когда значение «чистого искусства» отрицалось большинством критиков и литераторов. Многочисленные студенческие кружки преследуют чаще всего революционные, а не литературные цели. В какой-то мере роль кружков берут на себя редакции журналов. Так, безусловно важным фактором общественной жизни была редакция «Современника».

Конец 19 и начало 20 вв. – время поиска новых путей в искусстве. Не случайно в эту эпоху возникло множество литературных кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов, происходившие в доме у поэта и его жены – известного скульптора Жозефины Полонской. После смерти Полонского в 1898 пятницы стали происходить дома у другого поэта – К.К.Случевского. Несмотря на преклонный возраст Случевского, здесь появлялись не только его ровесники, но и поэты молодого поколения, считавшие поэтические искания хозяина дома близкими их собственным эстетическим целям. Известно, что на пятницах Случевского бывал Н.С.Гумилев, с большим уважением относившийся к этому литератору.

Для начала 20 в. характерны не только новые веяния в искусстве, но и возрождение традиции литературных кружков и объединений. Этому способствовала и бурная эпоха, сулившая политические свободы, и стремление нового поколения литераторов объединиться для лучшего осознания своих идей, и «декадентский» стиль жизни начала века, при котором сама жизнь превращалась в изысканное произведение искусства. Так, начиная с 1901 на петербургской квартире З.Гиппиус и Д.Мережковского проходили религиозно-философские собрания, позже оформившиеся как Религиозно-философское общество. Целью этих собраний, как ясно из их названия, было решение не литературных, а духовных вопросов – прежде всего поиски нового христианства, диалог светской интеллигенции и церковных деятелей, они оказали большое влияние и на посещавших их литераторов, и отразились в творчестве самих Гиппиус и Мережковского, особенно в знаменитой трилогии Д.Мережковского Христос и Антихрист .

Огромное влияние на литературную, философскую и общественную жизнь начала века оказали «Среды» поэта-символиста Вячеслава Иванова, поселившегося в 1905 на Таврической улице в Петербурге в доме, часть которого получила название «башни». Здесь в течение нескольких лет собирались российские интеллектуалы – А.Блок, Андрей Белый, Федор Соллогуб, Михаил Кузмин и многие другие. Среды Иванова были не просто литературными вечерами – здесь и читали стихи, и обсуждали философские и исторические труды, и устраивали спиритические сеансы. Предполагалось, что вечера на «башне» должны создавать новые отношения между людьми, формировать особый строй жизни литераторов, художников и музыкантов.

Своеобразными литературными объединениями, где проходили встречи литераторов, художников, критиков, стали редакции журналов начала века «Весы» и «Аполлон». Впрочем, другие литературные направления также нуждались в своих объединениях. Так, в 1911 Н.С.Гумилев, до этого посещавший и среды Иванова, и собрания редакций «Весов», создал «Цех поэтов», куда вошли авторы, которых стесняли рамки символистской эстетики. Так оформилось новое литературное направление – акмеизм.

В 1914 в Москве на квартире и литературоведа Е.Ф.Никитиной начал собираться кружок, получивший название «Никитинских субботников» и просуществовавший до 1933. В кружке встречались литераторы, филологи, художники, принадлежавшие к самым разнообразным направлениям, профессора и выпускники Московского университета.

Революция 1917, Гражданская война, эмиграция многих деятелей культуры положили конец существованию большинства литературных кружков.

Тамара Эйдельман

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в Свеаборге (Финляндия) в семье флотского врача, а детство провел в г. Чембаре Пензенской губернии. Дед его, деревенский священник, был праведник и аскет, неутомимый проповедник. Его дух как бы перевоплотился в Белинском, человеке искреннем и прямодушном, постоянном искателе и правдолюбце.

С детских лет Белинский полюбил литературу, писал стихи, а в университете написал драму «Дмитрий Калинин» , посвященную судьбе крепостного юноши. Друзья были в восторге от творения Белинского, и он, мечтая о публикации и постановке, отнес свою драму в университетскую цензуру. В действительности это было незрелое произведение, наполненное длинными и скучными монологами главного героя. Правда, Белинский разделял далеко не все его высказывания, особенно насчет религии. В пьесе был другой персонаж, более благоразумный, который и говорил как бы от имени автора. Но его рассуждения звучали слабее пламенных речей Калинина, и профессора-цензоры пришли в ужас, решив, что пьесу написал настоящий якобинец. Белинскому грозили каторгой и солдатчиной, так что впечатлительный юноша слег в больницу. Начались постоянные придирки, а в 1832 г. начальство нашло, наконец, предлог для исключения Белинского из университета.

После этого Белинский жил случайными литературными заработками, давал уроки в дворянских семьях. Одним из его учеников был Костя Кавелин, будущий западник, прилежный и одаренный юноша. Вскоре Белинский стал постоянным автором в московском журнале «Телескоп» , издававшимся Н. И. Надеждиным. Литературно-критические статьи Белинского приобретали все более широкую известность.

В 1833 г. Белинский вошел в кружок , объединившийся вокруг молодого философа и поэта Н. В. Станкевича . Кружок посещали историк Т. Н. Грановский, литератор и публицист К. С. Аксаков (сын писателя С. Т. Аксакова) и другие молодые люди. Члены кружка увлекались философией Шеллинга, пытались использовать ее для познания русской жизни. Белинский в ту пору увлекался отвлеченными идеями борьбы добра и зла, света и мрака. Это не помешало ему осознать и поставить такие проблемы, как «народ и интеллигенция» , «Россия и Запад» . Он призывал к преодолению разрыва между народом и интеллигенцией, к тесному врастанию России в жизнь и культуру Европы при сохранении своей национальной самобытности.

В 1835 г. в кружок Станкевича буквально ворвался Михаил Александрович Бакунин (1814—1876). Представитель старинного дворянского рода, он окончил артиллерийское училище, получил чин офицера и мог остаться на службе в столице, но однажды дерзко поговорил с начальством и его заслали в глухое место. Вскоре он вышел в отставку и поселился в Москве.

Бакунин всегда кипел новыми идеями. В кружке Станкевича он увлеченно проповедовал учение немецкого философа Фихте и «заразил» им весь кружок. Фихте был противником сословных привилегий, признавал право народа на революцию. Бакунин и Белинский поняли его философию с радикальной точки зрения. Они очень сблизились в те годы. Белинский ездил на отдых в имение Бакунина и был безнадежно влюблен в его сестру. Под влиянием Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.

Между тем эта действительность подготовила Белинскому новый удар. Осенью 1836 г. «Телескоп» был закрыт за публикацию произведения Чаадаева. Надеждин был сослан в Усть-Сысольск. У Белинского произвели обыск. Лишившись постоянного заработка, Белинский несколько лет бедствовал, начал болеть. Заболел и Станкевич. В 1837 г. он уехал лечиться за границу. Кружок распался.


Иллюстрация. Заседание кружка Станкевича.

Еще в кружке Станкевича Белинский начал чувствовать неудовлетворенность философией Фихте, слишком отвлеченной от действительности. (Фихте считал внутренний мир человека единственно реальным, а внешний — призрачным.) Бакунин, который, как правило, опережал Белинского в философских исканиях, заговорил о Гегеле. Вскоре и Белинский стал гегельянцем.

Философия Гегеля очень сложна. Правильное ее понимание возможно только в результате последовательного изучения его трудов в определенном порядке. Бакунин и Белинский нарушили этот порядок — и сразу пришли к ошибочным выводам. Знаменитая гегелевская формула «Все действительное — разумно, все разумное — действительно» — была понята ими в смысле оправдания существующей действительности. Бакунин, бунтарь по природе, недолго задержался на таком толковании. Белинский же, в силу своей основательности, довел его до предела, до оправдания самодержавия и крепостного права. В этот период его не понимали друзья, и он не понимал их. У него начались споры с Бакуниным. Резкое расхождение произошло с .

Литературные общества и кружки в первом десятилетии XIX века.

Подъем и оживление общественной жизни вызвал быстрый рост не только журналистики, но и литературных объединений другой формации. Так, В Петербурге выделяются общества А.Н. Оленина и Д.П. Трощинского. А.Н. Оленин – просвещенный сановник, археолог, историк и художник, с 1807 г. президент Петербургской Академии художеств, с 1811 г. директор Публичной библиотеки. Д.П. Трощинский – статс-секретарь екатерининского времени, министр уделов при Александре I , магнат и меценат. По своим идейно-эстетическим симпатиям А.Н. Оленин более склонялся к классицизму. Кружок привлекал, кроме писателей, и художников. Его охотно посещали В.В. Капнист, А.А. Шаховской, В.А. Озеров, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков.

Если в Петербурге в начале XIX в. особенно интересным был кружок именно А.Н. Оленина, то в Москве – «Дружеское литературное общество» , организованное в 1801 г. по инициативе А.Ф. Мерзлякова, А. Тургенева, В.А. Жуковского. Оно возникло незадолго до известных событий 11 марта (убийства Павла I группой заговорщиков из числа его ближайшего окружения). В условиях сложной политической обстановки организация подобного кружка выявила тягу молодого поколения к общественно полезной деятельности.

«Дружеское литературное общество» просуществовало около года, но оно оказало огромное влияние на идейно-эстетическое формирование В.А. Жуковского. В нем обстоятельно анализировались поэтические произведения его участников, обсуждались их теоретические «речи» («О поэзии и о злоупотреблении оной», «О дружбе и страстях», «О героизме») и переводы. Душой кружка был Андрей Тургенев, на редкость одаренный человек, поэт, переводчик В. Шекспира.

Участник «Дружеского литературного общества» А.Ф. Мерзляков писал: «Сей дух, быстрый и благотворительный, произвел весьма многие частные ученые собрания литературные, в которых молодые люди, знакомством или дружеством соединенные, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса».

Собрания эти базировались на тесном дружеском единении и общности литературных влечений. Так, А.Ф. Мерзляков пишет: «Как приятен был для нас собственный образ нашей жизни! Пламенная любовь к литературе, простые искренние расположения друг к другу, свобода, сладостная беспечность, любезная мечтательность, взаимное доверие, любовь к человечеству, ко всему изящному, стремительность к добру, невинная, охотная, бескорыстная, даже исступленная: вот что было жизнью наших собраний, наших разговоров, наших действий... Мы строго критиковали друг друга письменно и словесно, разбирали знаменитейших писателей, которых почитали образцами своими, рассуждали почти обо всех важнейших для человека предметах, спорили много и шумно за столом ученых и расходились добрыми друзьями по домам». Камерное по форме общество, однако, не ограничивало свою деятельность решением узко понимаемых эстетических задач. Как отмечает М.Ю. Лотман, «Дружеское литературное общество» далеко не случайно возникает в Москве, которая в начале XIX в. являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи. Тяготение к карамзинизму становится исходной позицией для большинства его членов. Наиболее радикальные члены общества (А. Тургенев, А. Кайсаров) проходят стремительную эволюцию, пересматривая свое отношение к карамзинизму, что дало серьезные основания современному исследователю расценить их позицию как один из ранних путей формирования декабристской идеологии в России. Другие сохраняют верность принципам карамзинизма.

Однако участников общества характеризовали прежде всего не различия, а общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России и ее культуры, вражда к косности и общественному застою, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения родине. Так раскрывается и конкретизируется понятие «дружеской общности», легшее в основу этого объединения, состоявшего из молодых энтузиастов, горячих поборников справедливости, ненавистников тирании и крепостного права, исполненных сочувствия к беднякам. Собраниям общества присущи неофициальный, непринужденный тон и атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества» [Купреянова, 1981: 40].

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» , возникшее в Петербурге 15 июля 1801 г. и просуществовавшее значительно дольше «Дружеского общества». Оно было вызвано к жизни той же общественной атмосферой, питалось тем же энтузиазмом и преследовало близкие, хотя и не тождественные цели. Оно возникло в середине 1801 года (первоначально под названием «Дружеского общества любителей изящного») по инициативе И.М. Борна и В.В. Попугаева и на первых порах состояло из нескольких молодых людей, окончивших гимназию при Академии наук. «Предметом упражнений своих избрало общество словесность, науки и художества», – писал В.В. Попугаев, – с целью «взаимно себя усовершенствовать в сих трех отраслях способностей человеческих» и «споспешествовать по силам своим к усовершенствованию сих трех отраслей» [Соколов, 1970: 23].

Общество объединяло лиц разночинного происхождения, интересовавшихся не только литературой, но и другими видами искусства: живописью, скульптурой. В составе общества со временем оказались скульпторы (И.И. Теребенев и И.И. Гальберг), художники (А.И. Иванов и др.), а также представители разных отраслей научного знания: археологии, истории и даже медицины (А.И. Ермолаев, И.О. Тимковский, Д.И. Языков и др.). «Вольное общество» характеризовалось пестротой своего социального состава: оно включало в свои ряды выходцев из среды мелкого чиновничества, духовенства и даже из купечества. Политический радикализм, повышенная общественная активность, демократизм социальных симпатий определяют «особое лицо» «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в 1800-е гг. [Попов, 1935: 85].

В отличие от «Дружеского литературного общества» его участники стремятся во всеуслышание заявить о своем существовании, добиваются официального признания и знаков внимания со стороны властей. Так, оба известные трактата И. Пнина («Вопль невинности» и «Опыт о просвещении относительно к России») были представлены Александру I и заслужили «высочайшее одобрение». Автор, разумеется, добивался не наград, а практических, реальных результатов, надеясь с помощью властей осуществить широкую программу развития и просвещения, общественных реформ в России.

Стремясь содействовать выполнению этой задачи, «Вольное общество» получает в 1803 г. официальное утверждение, а вместе с тем и право устраивать открытые заседания и выпускать свои труды. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802-1803), начали выпускать журнал под названием «Периодическое издание „Вольного общества любителей словесности, наук и художеств"», активно сотрудничали в других повременных изданиях начала XIX в. Интенсивная деятельность общества притягивала к себе прогрессивные силы художественного и литературного мира Петербурга и Москвы. В 1804-1805 гг. его членами стали К.Н. Батюшков, А.Ф. Мерзляков, С.С. Бобров, Н.И. Гнедич и др.

Наибольшее историко-литературное значение имел первый период деятельности общества (1801-1807), далеко не случайно совпавший с эпохой либеральных веяний. В конце же 1800-х гг. оно переживает кризис, вызванный смертью (1809) одного из активнейших членов общества - И.П. Пнина (вносившего в его работу дух широкой общественной инициативы), а также напряженной внутренней борьбой, которая закончилась победой правого, «благонамеренного» крыла общества (Д.И. Языков, А.Е. Измайлов и др.). Некоторое оживление в его деятельность вносит приход новых членов-карамзинистов (Д.Н. Блудова, В.Л. Пушкина и в особенности Д.В. Дашкова, ставшего в 1811 г. президентом общества). Они стремились придать обществу боевой, наступательный характер, обратить его против своих литературных противников – «славянофилов»-шишковистов. Эти усилия наталкивались на упорное сопротивление консервативно настроенных членов Общества, приверженцев «высокого слога» русского классицизма [Купреянова, 1981: 42].

После внутренней борьбы, расколовшей участников на две группы, руководство переходит к умеренной по своим взглядам части Общества и оно утрачивает свое значение [Соколов, 1970: 25]. В этот последний период вокруг общества группируются мелкие литераторы, сотрудничающие в издаваемом им журнале «Благонамеренный». По замечанию В. Орлова, в эти годы оно не оказывает сколько-нибудь существенного воздействия на литературное движение и остается «на периферии „большой" литературной жизни» [Орлов, 1958: 152]. С уходом Д.В. Дашкова «Вольное общество» постепенно угасает, а в 1812 году прекращает свою деятельность с тем, чтобы возобновить ее лишь с 1816 г. во главе с новым президентом А.Е. Измайловым (и в этой связи общество начинает называться Измайловским) [Купреянова, 1981: 42].

Подобные литературные объединения начала века имели большое значение для развития дальнейшей литературной и политической жизни страны. Так, созданию первых объединений декабристов-литераторов предшествует период вхождения будущих членов тайных обществ в именно литературные общества 1800-1810-х гг. «Декабристы учитывают прежние традиции и стремятся подчинить своему влиянию ранее созданные литературные общества», – подчеркивает исследователь, напоминая, что членами Измайловского общества были К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.Ф. Раевский, О.М. Сомов и другие видные литераторы-декабристы [Купреянова, 1981: 43].

Тайные политические организации («Союз Спасения», а затем и «Союз Благоденствия») сначала ориентируются именно на «Вольное общество словесности, наук и художеств», только постепенно подчиняя своему влиянию и другие литературные объединения первой четверти XIX в.

Уже в самом появлении и деятельности подобных объединений мы видим назревающее противостояние и в литературном отношении – между архаистами и новаторами, «шишковистами» и «карамзинистами», отражающее смену литературных эпох в культурной жизни страны.

Формы досуговых занятий и развлечений представителей различных сословий российского общества в XVIII - началеXX вв.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII . начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения. Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга.

Досуг крестьян.

В XVIII – первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян. Крестьянский досуг в XVIII – первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали называться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.



Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан.

На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор.

С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия – дворянства. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)".Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии. Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими, так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения.

В конце XIX – начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объединяли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения. Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб – гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса. Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих, определенный интерес для членов дворянских объединений. Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.